в каком классе проходят паронимы

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Паронимы и их отличие от синонимов и омонимов.

2. Предотвращение речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов.

Паронимы – однокоренные слова, близкие по написанию и звучанию, но различные по значению.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 208 с.

1. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: Просвещение, 1994.

2. Снетова Г. П., Власова О. Б. Словарь трудностей русского языка. Паронимы. – М.: Эксмо, 2008.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Посмотрите на эти два слова: виноватый – виновный. Похожие слова, правда? Почти одинаковые. И если вы попробуете объяснить, в чём разница, то может получиться не сразу. Зато если Вы захотите образовать с ними словосочетания, будет легче. Например, как Вы скажете: взгляд виноватый или виновный? Конечно, виноватый! А теперь закончите: Подсудимый признаётся… виновным!

Посмотрим на другую пару: ёлочный – еловый. Это, безусловно, однокоренные слова, но не синонимы. Если мы говорим об иголках, то употребим слово еловые. Но игрушки на новогодней ёлке мы назовём ёлочными, а не еловыми.

Такие слова: однокоренные, сходные и по написанию, и по звучанию, но различные по значению называются паронимы. Пусть вас не обманывает название: паронимов может быть не пара, но и тройка, и четвёрка… Например: вырастить – нарастить – отрастить. Или рыболовецкий – рыболовный – рыбацкий.

Употребление одного паронима вместо другого – распространённая ошибка! Чаще всего это связано с тем, что человек недостаточно точно знает лексическое значение этих слов или их сочетаемость с другими.

Как этого избежать? Обратиться к словарю паронимов или к толковому словарю, внимательно прочитать значение слова и примеры употребления.

Посмотрите на предложение:

Какой искусственный пианист!

Если мы хотим подчеркнуть, что кто-то замечательно играет на пианино, то нам нужно использовать слово искусный вместо искусственный, так как искусственный означает ненастоящий, ненатуральный, а слово искусный – умелый, знающий своё дело. Таким образом, обратившись к словарным статьям, мы смогли выбрать из пары паронимов нужный и не допустить ошибки в их употреблении.

Посмотрим на другое предложение.

Начинается отборный/отборочный матч по футболу.

Какое слово следует выбрать? Посмотрим в толковый словарь, чтобы узнать лексические значения этих паронимов. Слово отборный означает «отобранный из числа других как лучший по качеству». Слово отборочный означает «созданный, служащий для отбора». Второе слово гораздо лучше подходит для нашего предложения. Кроме того, в примерах употребления слово отборочный написано «отборочные соревнования».

Итак, для того, чтобы правильно использовать паронимы в своей речи, будьте внимательны и уточняйте лексическое значение слов в толковом словаре.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Выберите из списка пары паронимов.

2) красивый – прекрасный

3) бракованный – негодный

4) осветитель – осветлитель

5) экономика – экономия

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Отличие синонимов от паронимов в том, что синонимы различны по написанию, но очень близки по значению, часто вместо одного синонима в это же предложение можно поставить другой. Паронимы бывают близки по значению, но не могут заменить друг друга. Слова красивый и прекрасный имеют очень близкое значение, но различное написание, как и слова в паре бракованный – негодный. Это синонимы. Слова цвета – цветы, осветитель – осветлитель, экономика – экономия различны по своему значению, но являются однокоренными. Это паронимы.

4) осветитель – осветлитель

5) экономика – экономия

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите подходящий по смыслу пароним.

На столе стояла кастрюля с (рыбьим/рыбным) супом.

В нашем магазине богатый (выбор/подбор) рассады.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Подумайте о лексическом значении каждого из слов. Рыбий – то есть относящийся к рыбе, например, рыбий хвост. Рыбный – сделанный из рыбы. Рыбный суп. Выбор и подбор – паронимы с близким значением, и в этой паре следует ориентироваться на зависимое слово. Принято говорить именно богатый выбор, а не подбор, если речь идёт об ассортименте магазина.

Источник

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Паронимы»

1) усвоение лексического понятия “паронимы”;
2) формирование умений:

а) разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова;
б) использовать их в речи как средство художественной выразительности (наблюдение над текстами, включающими паронимы, исправление лексических ошибок).

3) развитие творческого воображения учащихся.

I. Работа с текстом. Выход на понятие “паронимы”.

— Спишите текст, выберите из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста.

Объясните свой выбор.

Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски.

— Объясните орфограммы и пунктограммы.

— Как называются слова, заключённые в скобках?

— Найдите однокоренные слова в тексте. (Подпись, роспись) Как они называются с точки зрения лексики? (Дети, пользуясь моделями синонимов, омонимов, омографов, приходят к выводу, что данные слова не соответствуют ни одной модели, значит, они не синонимы, не омонимы, не омографы.)

— Как же называются эти слова с точки зрения лексики? Отгадайте кроссворд и узнайте их название. (Можно разрешить пользоваться толковым словарём учебника.)

в каком классе проходят паронимы. img1. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-img1. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка img1. Перечень рассматриваемых вопросов1. Мероприятия для осуществления важной общественной задачи.
2. Перерыв между действиями спектакля, концерта.
3. Краски, растворимые в воде.
4. Способность к восприятию и различению запахов.
5. Очарование, притягательная сила.
6. Предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам.
7. Группа людей.
8. Овощ.

Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока.

(Должны узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.)

Итак, первый вопрос “Что такое паронимы”? (Обмен мнениями) (В случае затруднения предлагаем послушать текст)

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится

за стол и бормочет:

— Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

— Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

— Кто, по-вашему, прав? (Обсуждение)

1) Оба правы. Можно говорить суп “рыбий” и “рыбный”. Это одно и тоже. Оба слова образованы от слова “рыба”.
2) Хотя эти два слова однокоренные и образованы от слова “рыба”, но они отвечают на разные вопросы: суп (какой?) рыбный, а хвост (чей?) рыбий. Значит, прав Витя.
3) Суп (какой?) рыбный, то есть сварен из рыбы, а хвост (чей?) “рыбий”, он принадлежит рыбе. У этих слов разные лексические значения.

Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.

— А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию)

— Составим модель слов “рыбный”, “рыбий” и “роспись”, “подпись”. (Работа в парах)

в каком классе проходят паронимы. img2. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-img2. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка img2. Перечень рассматриваемых вопросовОднокоренные
Смешение в употреблении

Сформулируйте, что такое паронимы, каково происхождение этого слова? (Работа с этимологическим словарём)

Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.

— Какие из слов в кроссворде являются паронимами?

Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Что нужно знать, чтобы избежать смешение паронимов? (Лексическое значение каждого слова, уместное его употребление)

II. Знакомство со “Словарём паронимов современного русского языка” Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшева.

III. Тренировочные упражнения:

1. Послушайте разговор одноклассников. Выскажите свое мнение по поводу предмета разговора.

Настя Кувшинчикова говорит:

— Паронимы, по-моему, просто-напросто ехидные слова. Им бы только сбить человека! Ножку подставить! Вот эти: Представить и предоставить. Я их всегда путаю…

Вова Бутузов внушительно сказал:

— Ну, и не надо их употреблять. Вот я, например: если вижу, что кто-то ехидный, то я с ним не вожусь. С такими словами ты, Настя, не знайся. Пусть они по себе, а ты сама по себе. [1]

(В результате обмена мнениями создаётся мотивация изучения темы: паронимы надо изучать, чтобы не смешивать в речи)

— В каком случае вы употребите слово “представить”, в каком “предоставить”? (В случае затруднения предлагаем обратиться к толковому словарю или словарю паронимов)

2. Спишите, вставляя нужные глаголы (представить, предоставить):

(Самостоятельное выполнение задания, коллективная проверка).

3. Часто путают паронимы одеть и надеть. Когда который употребляется? (Обсуждение)

Дать в помощь два словосочетания:

Буква Н в каждой фразе употребляется один только раз? Либо в первом, либо во втором слове. Если человека (Надежду), то одеть, если вещь (одежду), то надеть.

Игра “Одеть или надеть”

Условия игры: один ученик называет существительное в В.п. (например, шубу) и указывает на другого ученика. Тот быстро подбирает пароним “надеть шубу”. Правильный ответ даёт право назвать существительное в винительном падеже. Могут быть использованы самые разные слова: брата, семью, коньки, парик, куклу, манекен и т.д.

4. Составьте и запишите словосочетания “прилаг. + сущ.”, подобрав для этого подходящее по смыслу существительное из скобок. (При необходимости обращайтесь за помощью к словарю).

5. Дано существительное, к нему подберите подходящее по смыслу прилагательное из скобок:

Занятия (практические или практичные); поход (удачный или удачливый); мастер (искусный или искусственный); человек (скрытный или скрытый).

6. Писатели, поэты иногда тоже используют паронимы, но с художественной целью. Послушайте стихотворение Д. Голубкова и выпишите паронимы:

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— Какие паронимы выписали? (обаянье, обонянье). Каково значение каждого из них?

— Почему поэт сначала поправляет путника, а потом соглашается с ним?

— Верно ли употребляет дядя Федот слово “обаянье”?

Итог урока: Что такое паронимы? Как избежать смешение паронимов?

I. Из ряда паронимов выбрать одну-две-три пары, объяснить значение каждого слова (можно пользоваться словарем), придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима.

II. Выполните одно из 2-х заданий:

Мама песню нап. вала,
Одевала доч…ку,
Одевала – над…вала
Белую сороч…ку.

2). К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом.

Воздух, край (лесной, лесистый);
луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный).

1. Репкин В.В. Русский язык. 6 класс. Программа развивающего обучения. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Учебное пособие для 6 класса. – Томск – Харьков: «Пеленг», 1996.

Источник

Конспект урока на тему: «Тема: Омонимы. Паронимы.» (5 класс русский язык)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

46. Тема: Омонимы. Паронимы. 5 класс русский язык 15.11.16

Познакомиться с новым лексическими понятиями – омонимы, паронимы.

— дать определения понятиям омонимы, паронимы, показать их значение в речи; сформировать навыки употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

— способствовать развитию правописных навыков;

— воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

I. Организационный этап. Приветствие класса

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами недавно открыли

двери в страну Лексики. Теперь мы продолжим наше путешествие и познакомимся еще

с одним загадочным явлением.

Чтобы узнать то, что ждет нас впереди, мы должны открыть тетради и записать дату.

Поверка домашнего задания. Повторение лексических понятий.

Мчался я, летел и нёсся.

И бежал, бежал, бежал.

по- разному, но одинаковы или очень близки по лексическому значению).

III. Формирование новых понятий и способов действия

— Мы приступаем к изучению новой темы, какой, вы скажите мне позже сами. Отгадайте

Кроссворд и определите о каком лексическом понятии идет речь в стихотворении и узнаете!

1. Мероприятия для осуществления важной общественной задачи. (Компания)

2. Перерыв между действиями спектакля, концерта. (Антракт)

3. Краски, растворимые в воде. (Акварель)

4. Способность к восприятию и различению запахов.

5. Очарование, притягательная сила.(Обаяние)

6.Предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам. (Инициатива)

7. Группа людей. (Компания)

Загорелся яркий свет.

Дома не был много лет.

Целый свет объехал я.

Здравствуй, родина моя!

разные лексические значения)

— Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока. (Должны узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.)

— Итак, главный вопрос “Что такое омонимы, паронимы”? (Обмен мнениями)

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, прочитайте стихотворение, обратите внимание

на выделенные слова

Зубастая щука в зубном кабинете

Сыграла эффектно на старом кларнете.

А врач эффективно ей зубы лечил.

Поступком он смелым всех- всех удивил.

Меня же друзья за проступки ругают.

Удачливым парнем считают меня.

Удачной покупкой хвалилась сестра.

— Попытайтесь самостоятельно определить, что обозначает этот термин.(Обмен

Теперь обратимся к теоретическому материалу.

Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.

-А теперь обратимся к учебнику. Чтение правила.( § 26, стр 90,92)

Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого.

— Что нужно знать, чтобы избежать смешение паронимов? (Лексическое значение каждого

слова, уместное его употребление)

IV . Применение. Формирование основных навыков и умений

1. Устно подберите паронимы к словам

— Паронимы играют большую роль в нашей речи. Многие поэты и писатели

противопоставляют в своих текстах паронимы, заставляя читателя чувствовать разные

грани слова. Послушайте, как обыгрываются паронимы в детском стихотворении:

Я сегодня так расстроен!

Позвала меня сестра

И сказала: «Ты невежда!

Ты не знаешь дважды два!»

Я обиделся, надулся,

Ну, конечно, нагрубил.

И услышал от сестрёнки:

-Какие паронимы здесь употреблены? ( Невежда, невежа)

-Каково лексическое значение этих слов?

Невежда – малообразованный человек, неуч.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Найди омонимы

горький лук – лук охотника;

подземный ключ – ключ от входной двери;

кисть рябины – кисть для рисования:

шуба из норки – мышиные норки

Составление схемы «Сходства-отличия омонимов и многозначных слов»

в каком классе проходят паронимы. hello html 6be5088c. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-hello html 6be5088c. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка hello html 6be5088c. Перечень рассматриваемых вопросов

подходящие по смыслу прилагательные из скобок. ( Работа по вариантам).

1 вариант. 2 вариант.

Воздух, край (лесной, лесистый); Луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный). Гость, дом ( высокий, высотный).

4. Самостоятельная работа. Работа по карточкам.

Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу паронимы.

1.Мой отец –… хозяин.2. В стране отмечается … рост. 3. Встреча президентов …

достигнут.. … и был.. подписан.. … о сотрудничестве.

Слова для справок : экономный, экономический; дружеский, дружественный; договор, договоренность.

V. Этап информации о домашнем задании

(можно пользоваться словарем), придумать словосочетание с каждым словом, чтобы в

нем ясно проявилось значение каждого паронима.

обидчивый, невежественный – невежливый, жесткий – жестокий.

(Например, «Мы надеваем пальто на себя,

А одеваем кого-то, друзья»)

VI. Подведение итогов урока

Что такое паронимы? ( Однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению).

Как избежать смешение паронимов? (Лексическое значение каждого слова, уместное его употребление)

VII. Этап рефлексии. Рефлексия « Давайте пошушукаемся » (Слайд 17 )

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

в каком классе проходят паронимы. a loader. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-a loader. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка a loader. Перечень рассматриваемых вопросов

Номер материала: ДБ-348885

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

в каком классе проходят паронимы. 12ca 000988a9 e32712b1. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-12ca 000988a9 e32712b1. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка 12ca 000988a9 e32712b1. Перечень рассматриваемых вопросов

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

Прослушивание музыки снижает усталость мозга

Время чтения: 1 минута

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей

Время чтения: 1 минута

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок, Паронимы (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Русский язык 5 класс Урок 50________

Познакомиться с новым лексическим понятием – паронимы.

— дать определение понятия паронимы, показать их значение в речи; сформировать

навыки употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

— способствовать развитию правописных навыков;

— воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

I. Организационный этап. Приветствие класса. (Слайд 3)

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами недавно открыли

двери в страну Лексики. Теперь мы продолжим наше путешествие и познакомимся еще

с одним загадочным явлением.

Чтобы узнать то, что ждет нас впереди, мы должны открыть тетради и записать дату.

Поверка домашнего задания. Повторение лексических понятий.

Мчался я, летел и нёсся.

И бежал, бежал, бежал.

по- разному, но одинаковы или очень близки по лексическому значению).

Загорелся яркий свет.

Дома не был много лет.

Целый свет объехал я.

Здравствуй, родина моя!

разные лексические значения).

III. Формирование новых понятий и способов действия

— Мы приступаем к изучению новой темы, какой, вы скажите мне позже сами. Отгадайте

кроссворд и узнайте!

1. Мероприятия для осуществления важной общественной задачи. (Компания)

2. Перерыв между действиями спектакля, концерта. (Антракт)

3. Краски, растворимые в воде. (Акварель)

4. Способность к восприятию и различению запахов.

5. Очарование, притягательная сила.( Обаяние)

6.Предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам. (Инициатива)

7. Группа людей. ( Компания)

— Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока. (Должны узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.)

— Итак, главный вопрос “Что такое паронимы”? (Обмен мнениями)

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, прочитайте стихотворение, обратите внимание

на выделенные слова (Слайд7)

Зубастая щука в зубном кабинете

Сыграла эффектно на старом кларнете.

А врач эффективно ей зубы лечил.

Поступком он смелым всех- всех удивил.

Меня же друзья за проступки ругают.

Удачливым парнем считают меня.

Удачной покупкой хвалилась сестра.

— Попытайтесь самостоятельно определить, что обозначает этот термин.(Обмен

Теперь обратимся к теоретическому материалу. (Презентация)

Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.

-А теперь обратимся к учебнику. Чтение правила.( § 53, стр 153)

(Слайд 10) Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого.

— Что нужно знать, чтобы избежать смешение паронимов? (Лексическое значение каждого

слова, уместное его употребление)

4. “Словарь паронимов современного русского языка” Ю.А. Бельчикова и

IV . Применение. Формирование основных навыков и умений

1. Устно подберите паронимы к словам (Слайд 12)

— Паронимы играют большую роль в нашей речи. Многие поэты и писатели

противопоставляют в своих текстах паронимы, заставляя читателя чувствовать разные

грани слова. Послушайте, как обыгрываются паронимы в детском стихотворении:

Я сегодня так расстроен!

Позвала меня сестра

И сказала: «Ты невежда!

Ты не знаешь дважды два!»

Я обиделся, надулся,

Ну, конечно, нагрубил.

И услышал от сестрёнки:

-Какие паронимы здесь употреблены? ( Невежда, невежа)

-Каково лексическое значение этих слов?

Невежда – малообразованный человек, неуч.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

— Теперь представим, что мы писатели. Нам нужно к именам существительным добавить

подходящие по смыслу прилагательные из скобок. ( Работа по вариантам).

1 вариант. 2 вариант.

Воздух, край (лесной, лесистый); Луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный). Гость, дом ( высокий, высотный).

4. Самостоятельная работа. Работа по карточкам. (Слайд 14)

Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу паронимы.

1.Мой отец –… хозяин.2. В стране отмечается … рост. 3. Встреча президентов …

достигнут.. … и был.. подписан.. … о сотрудничестве.

Слова для справок: экономный, экономический; дружеский, дружественный; договор, договоренность.

V. Этап информации о домашнем задании (Слайд 15,16)

1уровень. Из ряда паронимов выбрать одну-две-три пары, объяснить значение каждого слова

(можно пользоваться словарем), придумать словосочетание с каждым словом, чтобы в

нем ясно проявилось значение каждого паронима.

обидчивый, невежественный – невежливый, жесткий – жестокий.

2уровень. Попытайтесь сочинить четверостишие с паронимами «Соседний – соседский»,

(Например, «Мы надеваем пальто на себя,

А одеваем кого-то, друзья»)

VI. Подведение итогов урока

Что такое паронимы? ( Однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению).

Как избежать смешение паронимов? (Лексическое значение каждого слова, уместное его употребление)

VII. Этап рефлексии. Рефлексия « Давайте пошушукаемся » (Слайд 17 )

Отгадайте кроссворд и узнайте!

1. Мероприятия для осуществления важной общественной задачи.

2. Перерыв между действиями спектакля, концерта.

3. Краски, растворимые в воде.

4. Способность к восприятию и различению запахов.

5. Очарование, притягательная сила.

6.Предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам.

Итак, главный вопрос “Что такое паронимы”?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, прочитайте стихотворение, обратите внимание

на выделенные слова

Зубастая щука в зубном кабинете

Сыграла эффектно на старом кларнете.

А врач эффективно ей зубы лечил.

Поступком он смелым всех- всех удивил.

Меня же друзья за проступки ругают.

Удачливым парнем считают меня.

Удачной покупкой хвалилась сестра.

— Попытайтесь самостоятельно определить, что обозначает этот термин.

Самостоятельная работа. Работа по карточкам.

Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу паронимы.

1.Мой отец –… хозяин.2. В стране отмечается … рост. 3. Встреча президентов …

достигнут.. … и был.. подписан.. … о сотрудничестве.

Слова для справок: экономный, экономический; дружеский, дружественный; договор, договоренность.

РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ»

РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ»

РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ»

РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ»

РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ»

1уровень. Из ряда паронимов выбрать одну-две-три пары, объяснить значение каждого слова (можно пользоваться словарем), придумать словосочетание с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима.

обидчивый, невежественный – невежливый, жесткий – жестокий.

2уровень. Попытайтесь сочинить четверостишие с паронимами «Соседний – соседский»,

(Например, «Мы надеваем пальто на себя,

А одеваем кого-то, друзья»)

1уровень. Из ряда паронимов выбрать одну-две-три пары, объяснить значение каждого слова (можно пользоваться словарем), придумать словосочетание с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима.

обидчивый, невежественный – невежливый, жесткий – жестокий.

2уровень. Попытайтесь сочинить четверостишие с паронимами «Соседний – соседский»,

(Например, «Мы надеваем пальто на себя,

А одеваем кого-то, друзья»)

1уровень. Из ряда паронимов выбрать одну-две-три пары, объяснить значение каждого слова (можно пользоваться словарем), придумать словосочетание с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима.

обидчивый, невежественный – невежливый, жесткий – жестокий.

2уровень. Попытайтесь сочинить четверостишие с паронимами «Соседний – соседский»,

(Например, «Мы надеваем пальто на себя,

А одеваем кого-то, друзья»)

Самостоятельная работа. Работа по карточкам.

Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу паронимы.

1.Мой отец –… хозяин.2. В стране отмечается … рост. 3. Встреча президентов …

достигнут.. … и был.. подписан.. … о сотрудничестве.

Слова для справок: экономный, экономический; дружеский, дружественный; договор, договоренность.

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

в каком классе проходят паронимы. a loader. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-a loader. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка a loader. Перечень рассматриваемых вопросов

Номер материала: ДБ-023830

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

в каком классе проходят паронимы. 12ca 000988a9 e32712b1. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-12ca 000988a9 e32712b1. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка 12ca 000988a9 e32712b1. Перечень рассматриваемых вопросов

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников

Время чтения: 2 минуты

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

Прослушивание музыки снижает усталость мозга

Время чтения: 1 минута

в каком классе проходят паронимы. placeholder. в каком классе проходят паронимы фото. в каком классе проходят паронимы-placeholder. картинка в каком классе проходят паронимы. картинка placeholder. Перечень рассматриваемых вопросов

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *