в каком классе проходят отцы и дети тургенева
В каком классе проходят роман «Отцы и дети» И.Тургенев?
В каком классе нужно читать роман «Отцы и дети» Ивана Тургенева?
О чем книга, краткое содержание?
Чему учит произведение?
Роман Тургенева «Отцы и дети» проходят в 10 классе, хотя мне это даже немного странно. Произведение не сложное, хотя и довольно оригинальное.
Если говорить о кратком содержании целого романа, то можно сказать следующее:
Это произведение учит нас тому, что прежде всего следует любить своих родителей, и не идти на поводу моды, толпы. Учит иметь свою голову на плечах, потому что стать счастливым воплощая чужие идеалы невозможно.
Роман Тургенева «Отцы и дети» достаточно тяжёлое произведение. Его не просто понять даже в десятом классе, когда по программе изучают, а уж раньше и тем более. У нас была школа с литературным уклоном и мы проходили данное произведение именно в 10-м классе, не раньше.
Когда я училась в школе это роман «Отцы и дети» изучали в десятом выпускном классе. Он довольно сложный к восприятию на более раннем уровне.
И до настоящего времени роман не потерял актуальности.
Этот роман и вопросы, поднимаемые в нем, будут волновать еще не одно поколение.
О конфликте отцов и детей автор рассуждает в этом произведении.
В родной дом возвращается молодой Кирсанов. Своего отца он знакомится с Базаровым. Безусловно, у молодого поколения и у поколения постарше разные взгляды на жизнь (как впрочем, и во все времена).
Отсюда и возникают конфликты между детьми и родителями.
Но во все времена святым должно быть одно: отношение к родителям. Их нужно любить и уважать, в любом случае. А идти на поводу толпы и главное моды, не следует никогда.
Произведение «Отцы и дети» школьники изучают в десятом классе.
В произведении речь идет о конфликте старшего и младшего поколения. Старшее поколение более консервативно, а младшее поколение желает перемен. Ничего со времени написания романа не изменилось, сейчас как и раньше существует конфликт поколений.
Произведение Тургенева «Отцы и дети» относительно сложное. Оно затрагивает важные вопросы, которые ученики смогут в полной мере понять и проанализировать в более старшем возрасте. Проходят роман в десятом классе, это кажется вполне логичным. В этом возрасте дети уже в некоторой степени сталкиваются с проблемами, которые затрагиваются в романе, они способны в большей степени понять смысл произведения и извлечь из него уроки. Более того, в более раннем возрасте читать подобное произведение может быть сложно и даже скучновато. Поэтому роман внесли в программу десятого класса, что кажется очень разумным.
Произведение это достаточно знаменитое и по сути даже одно из самых запоминающихся со времен школы, проще говоря это классики отечественной литературы, не знать которую стыдно. Произведение между прочим довольно интересное и заслуживающее внимание, к тому же по нему даже неоднократно снимали фильм и сериалы, а один из таковых снят не так давно и там в главной роли мы можем видеть Александра Устюгова, звезду сериала «Ментовские войны». Сериал лично мне очень понравился и пересматривал я его как раз в новогодние каникулы нынешнего года, чего и вам советую, так как для восприятия он гораздо проще, чем его читать, что особенно здорово для школьников, многие из которых читать не слишком желают. А проходят этот роман уже в старших, выпускных, классах школы, а конкретно в десятом классе, то есть создан он уже для более взрослых, потому что дети вряд ли поймут в чем его смысл и суть, да и какую идею хочет передать тем самым автор.
Не знаю, мне показалось это произведение не сложным, а скорее нудным. На мой взгляд школьники читают его не очень охотно, что в 9, что в 10, что в 11 классе. Но тем не менее изучать книгу «Отцы и дети» Тургенева ученики будут в 10 классе. И это вполне обоснованно, так как в 9-м классе проходят такие произведения, как «Евгений Онегин», «Горе от ума», «Мертвые души», «Герой нашего времени» и пр.
В 10-м классе по школьной программе дети должны прочитать следующие произведения: «Обломов», «Гроза», «Преступление и наказание», «Война и мир», «Вишневый сад» и в том числе «Отцы и дети».
В 11-м классе проходят уже более современную литературу: «Дни Турбиных», «Гранатовый браслет», «Темные аллеи», «Василий Теркин», «Тихий Дон», «Доктор Живаго» и др.
Что касается краткого содержания романа «Отцы и дети», то с ним можно ознакомиться вот в этом вопросе.
Роман Тургенева, под знаковым названием «Отцы и дети» проходят именно в 10 классе. Думаю, что произведение довольно сложное, не всякий школьник его поймет. А вообще произведение «Отцы и дети» обучает читателя тому, что главным образом следует любить собственных родителей, а также думать своей головой. В произведении содержится глубокий разбор целой эпохи середины 19 века. По-моему, произведение «Отцы и дети» просто грандиозное по своему замыслу.
Если брать простую классическую школу, без какого-либо уклона, то там, проходят роман «Отцы и дети» в 10 классе. Если конечно школа с уклоном по литературе, то его могут пройти и в 9 классе, а к примеру в школе с явным математическим уклоном и в 11 классе, но такое бывает крайне редко.
Может, она влюбилась или вошла в подростковый период, когда на первом месте не учёба, а взаимоотношения с подругами и друзьями. Атмосфера в классе могла измениться, появиться новый ученик; возможно, дома какие-то проблемы, которые вам кажутся пустяками, а её напрягают.
Но что-то явно изменилось внутри или снаружи. Присмотритесь, придумайте повод, чтобы пригласить друзей, одноклассников к себе в дом, понаблюдайте. Когда будете составлять список приглашённых, многое узнаете у своей дочери, когда она будет отвергать или предлагать кого-то внести в список. Возможно, она отрицательно отнесётся к этой идее, и тогда вы узнаете почему?
Многие применяют жёсткие меры: лишают компьютеров, телефонов, походов к друзьям, кино, театр, кафе, парки, дни рождения и другие развлечения исключают. У многих это срабатывает, и ребёнок берётся за ум. Кто- то наоборот пытается поощрять и даже платить деньги за отличные оценки.
Кто- то контролирует выполнение домашних заданий, опрашивает и проверяет тетради. Кто-то нанимает репетиторов или выясняет у учителя, по какой причине ребёнок стал хуже учиться. Посещает школу раз в неделю до тех пор, пока ситуация не нормализуется. Не пускает этот вопрос на самотёк.
Возможно, у вашей дочери пропал интерес к учёбе, сухое изложение материала учителем, нет места для творчества, негде проявить свои способности и таланты.
Может быть кому-то не нравится в классе её способность учиться отлично, над ней смеются и называют «ботаником».
Причин может быть масса.
В крайнем случае можно попросить совета у психолога, но не школьного или просто родителям чаще говорить с ребёнком по душам и на отвлечённые темы.
«Отцы и дети» в IX классе средней школы (изучение художественного мастерства И. С. Тургенева)
Учитель и учебник говорят о Базарове как о революционере, представителе революционно-демократической молодёжи 60-х годов. Но учащиеся, читая литературные произведения, привыкли со словом «революционер» связывать представление о Павле Власове, Николае Корчагине, Рахметове, Рылееве, т. е. о непосредственных участниках революционной борьбы, совершавших революционные подвиги.
А Базаров? Он в революционном движении не участвует, подвигов не совершает, занимается наукой, делает опыты, говорит о темноте, о бескультурье народа и о необходимости естественно-научного образования. В каком же смысле можно говорить о Базарове как представителе революционной демократии? Всё это обязывает преподавателя обеспечить учащихся максимально конкретными историческими знаниями, касающимися общественной борьбы 60-х годов. Здесь нельзя довольствоваться общими сведениями, обычно сообщаемыми в начале курса IX класса в обзорной лекции о литературе второго периода русского освободительного движения. Необходимо в особом вводном слове, предшествующем изучению «Отцов и детей», рассказать о 1859-1860 годах, как о времени накопления материала для романа. С этот период развитие политического сознания общества шло очень интенсивно, и каждый последующий год в этом отношении отличался от предшествующего. Если 1861-1863 годы считаются периодом наиболее ясной революционной ситуации и обострения классовой борьбы, то 1858-1859 годы были временем формирования политического сознания, когда многим были ещё неясны перспективы дальнейшего развития страны. В особенности это относится к той части молодёжи, которая стояла ближе не к «Современнику», а к «Русскому слову», к тому течению общественной мысли, которое было возглавлено потом Д. И. Писаревым. Есть основания думать, что Тургенев наблюдал по преимуществу представителей этого течения.
О настроениях и взглядах революционно-демократической молодёжи этого периода наши учащиеся в значительной степени могут судить по воспоминаниям совре менников романа «Отцы и дети».
И. И. Мечников в статье «А. О. Ковалевский» рассказывает о том, какое широкое распространение получила среди молодёжи 50-60-х годов жажда знаний. «Тут были на первом плане сочинения по естествознанию, дававшие общий очерк тогдашних воззрений на природу и жизнь. Между ними главное место занимала книжка Бюхнера «Stoff und Kraft» («Материя и сила»), распространившаяся не только среди студентов, но проникшая также и в старшие классы гимназий. Многие начали изучать немецкий язык для того, чтобы читать произведения Бюхнера, Фохта, Молешотта в подлиннике. В России эти сочинения, правда, были запрещены цензурой, но это ещё более увеличивало их ценность во мнении молодёжи.
Но помимо этой «подпольной» литературы многочисленные переводы иностранных сочинений по естественным наукам влияли со своей стороны на укрепление вкуса к положительному знанию и на утверждение материалистического мировоззрения.
Ввиду всего этого среди молодёжи распространилось убеждение, что только положительное знание способно вести к истинному прогрессу, что искусства и другие проявления духовной жизни могут, наоборот, лишь тормозить движение вперёд. Появление в конце 50-х годов сочинения Дарвина «О происхождении видов» дало новый и очень значительный толчок в этом направлении Объединяя человека с животным миром общностью происхождения, Дарвин тем самым усилил надежду решить проблему человеческого бытия при помощи изучения законов, управляющих живыми существами. Неудивительно, что новое направление захватило собой всё, что было наиболее отзывчивого и чуткого среди молодого поколения. «
* ( И. И. Мечников, Страницы воспоминаний, изд. АН СССР, 1946, стр. 15-16.)
О том, что Тургеневу удалось своевременно увидеть и художественно отразить рост материалистического сознания у молодёжи 60-х годов, говорит и К. А. Тимирязев в статье «Развитие естествознания в 60-е годы».
* ( К. А. Тимирязев, Сочинения, т. VIII, Сельхозгиз, 1939, стр. 173.)
Следует указать учащимся, что если молодёжь, о которой говорят И. И. Мечников и К- А. Тимирязев, и заблуждалась, видя главный выход из тяжёлого положения народа в просветительстве, в распространении естественно-научных знаний, то это было вполне искреннее заблуждение, продиктованное горячим желанием помочь народу. У многих представителей этой молодёжи просветительство отнюдь не имело мелко-либерального, культурнического характера, оно было связано с ненавистью к царизму и к дворянскому либерально-охранительному лагерю и было окрашено революционным настроением.
Для того; чтобы пояснить учащимся революционный характер просветительства лучшей части молодёжи, изображённой Тургеневым в образе Базарова, следует рассказать о Писареве, написавшем в 1862 году подпольную
Писарев заплатил за свою статью четырьмя годами Петропавловской крепости.
Сообщив учащимся необходимые и возможно более конкретные сведения о революционной демократии 60-х годов, преподаватель переходит к роману «Отцы и дети»,
Девять часов, отведённых на изучение романа, целесообразно распределить примерно так:
1-й урок. Ориентировочные занятия: общее ознакомление с композицией и идейным содержанием романа.
2-4-й уроки. Характеристика Базарова.
5-й урок. Павел Петрович Кирсанов.
6-й урок. Николай Петрович Кирсанов.
7-й урок. Аркадий Кирсанов.
8-й урок. Другие действующие лица.
9-й урок. «Отцы и дети» как социальный роман. Общие выводы.
Как же организовать изучение романа? Как изучать художественное мастерство Тургенева в единстве с идейным содержанием произведения?
Преподаватель обращает внимание учащихся на то, что Ситникова и Кукшину можно зачислить в «базаров- скую» группу чисто условно, только потому, что они сами считают себя новыми, передовыми людьми и «нигилистами».
Ставятся вопросы: В чём основное разногласие двух борющихся групп? Какой общественный конфликт положен в основу романа? Какие явления общественно- политической жизни, современные Тургеневу, в этом конфликте были отражены? После того, что было сказано учащимся в вводном слове учителя, они без труда сумеют ответить на эти вопросы. Выяснение состава действующих лиц романа и распределение их на два лагеря убеждает учащихся, что в романе есть ряд лиц, которые стоят как бы в стороне от борьбы отцов и детей и играют в романе какую-то другую роль. Это отец и мать Базарова, Фенечка и др. Учитель говорит, что композиционное значение этих героев, так же как и вопрос о главных действующих лицах, будет предметом обсуждения на следующих уроках.
Прежде чем приступить к изучению образа Базарова, преподаватель устанавливает в классе следующие положения:
2. Писатель раскрывает характер героя различными художественными средствами: прямой его характеристикой, показом его деятельности и взаимоотношения с другими действующими лицами, диалогом, портретом, особенностями его речи и т. п.
Изучая характер Базарова, надо выделить эти средства, начав с тех, в которых образ героя раскрывается с наибольшей полнотой.
Следуя этим указаниям преподавателя, учащиеся приступают к работе.
Какое художественное средство является основным для характеристики Базарова? Его общественная деятельность? Нет, об этой деятельности хотя и говорится в романе (см. спор Базарова с П. П. Кирсановым и разговор Аркадия с отцом Базарова), но лишь как о возможном будущем; деятельность эта не показана в романе, и о ней можно лишь догадываться. Основным средством раскрытия характера Базарова являются его высказывания, особенно диалог, в котором и выясняются особенности его взглядов, его разногласия с Павлом Петровичем Кирсановым, а это очень важно для понимания конфликта, лежащего в основе романа.
Учащиеся читают вслух сцену спора Базарова с П. П. Кирсановым и после беседы, с помощью преподавателя, выясняют взгляды Базарова на крестьянство и на дворянский класс, на науку и искусство, на предстоящие ему в жизни общественные задачи. Выясняют, что Базаров был материалист, отрицающий религию и идеалистическую философию «отцов».
Обращаются к другим диалогам (к разговору Базарова с Одинцовой и с Аркадием) и также читают эти диалоги вслух и обсуждают с помощью преподавателя.
Эти высказывания, выраженные Базаровым в очень пародоксальной форме, чрезвычайно важны для выяснения его мировоззрения. Их не следует понимать, как часто делают учащиеся, в том смысле, что Базаров заявляет себя эгоистом, которому нет дела до других. О том, что такое понимание не верно, видно из других слов того же Базарова:
Но как примирить это с высказываниями Базарова, только что приведёнными выше? Для того чтобы ответить на этот вопрос, преподаватель должен рассказать о теории «разумного эгоизма», отрицающей идею мораль- кого «долга». Можно, несколько забегая вперёд, обратиться к роману.»Что делать?», где Лопухов, опираясь на теорию разумного эгоизма, жертвует собой, устраняется из жизни Веры Павловны, чтобы не мешать её счастью.
Наряду с диалогами, имеющими наибольшее значение для характеристики Базарова, учащиеся обращаются к другим художественным средствам. Находят и перечитывают описание наружности Базарова и манеры обращения его с людьми, ставят вопрос, как относился он к господам (особенно к таким, как Павел Петрович Кирсанов) и к простым людям, например, к дворовым слугам, подробно анализируют особенности речи Базарова, отмечают простоту его речи, обилие народных пословиц, отрицательное отношение к иностранным словам и к красивым выражениям, отзывающимся «романтикой».
Всё это даёт учащимся материал для характеристики Базарова. Но характеристика эта будет не полной, если не будет определено отношение Тургенева к Базарову.
Для выяснения этой стороны характеристики учащиеся снова обращаются к сюжету, к смене эпизодов и устанавливают их функциональное значение.
В первых трёх эпизодах Тургенев рисует Базарова как исключительного человека, неизмеримо превосходящего всех окружающих своим умом, демократизмом, простотой, искренностью, силой воли. Таков он при сопоставлении и с Павлом Петровичем Кирсановым, и с Николаем Петровичем, и с Аркадием, и, конечно, с Ситниковым и Кукшиной.
Но с какой целью введены в роман последующие эпизоды, в которых проявляется противоречие между словом и делом у Базарова? Для чего Тургеневу надо было показать, что Базаров, отрицающий любовь, поддался силе страсти? Для чего Базаров был поставлен в такое положение, что согласился участвовать в дуэли, на которую смотрел как на нелепый пережиток прошлого?
Эти вопросы представляют для учащихся наибольшую трудность, и преподаватель должен прийти к ним на помощь, разъяснить, с каких позиций подходил Тургенев к новым людям 60-х годов, к революционной демократии, что он увидел и правильно оценил в ней и что, в силу ограниченности своего мировоззрения, не смог заметить и показать, почему он сосредоточил внимание читателя на критике взглядов Базарова вместо того, чтобы показать его творческую, созидательную роль в народной жизни.
Изучение образа Базарова, рассчитанное на 3 урока, должно быть завершено составлением плана его характеристики.
Создавая образ П. П. Кирсанова, Тургенев пользовался методом противопоставления, контраста, что определялось ролью П. П. Кирсанова и Базарова в общественной борьбе. Пс тому же пути должны следовать и учащиеся в анализе характера П. П. Кирсанова.
При некотором сходстве с Базаровым (ум, резкость суждений, настойчивость), в основном П. П. Кирсанов представляет собой полную ему противоположность. Учащиеся убеждаются в этом, перечитав соответст- гзующие отрывки из романа: реплики в споре с Базаровым, описание лица, фигуры, костюма и т. п. Особенно следует выяснить своеобразие речи П. П. Кирсанова по сравнению с языком Базарова, перечитать сцену вызова на дуэль, где Базаров пародирует манерную приподнятость речи своего соперника.
Из Пушкина он декламирует:
Он играет на виолончели, но и здесь он выбирает «Ожидание» Шуберта.
Он склонен любоваться природой, так как созерцание летнего вечера (именно вечера!) помогает ему «предаваться горестной и отрадной игре одиноких дум».
Николай Петрович^- человек добрый и культурный, но он плохой хозяин и тем более не призван к выполнению каких-либо больших общественных задач. Одной из причин его непрактичности и мягкотелости является его излишняя эмоциональность, мечтательность. Базаров правильно определил эту особенность его характера:
В этом смысле он представлял собой полную противоположность Базарову, гордившемуся тем, что он держит себя в «равновесии», подчиняет чувства разуму и стоит выше туманной романтики.
С большим вниманием должны отнестись учащиеся на следующем уроке к составлению характеристики Аркадия Кирсанова.
Аркадий сопоставлен с Базаровым, как слабое подражание сопоставляется с оригиналом. Аркадий совершенно искренне и честно идёт за Базаровым, он действительно «сочувствует» его идеям и в этом отношении совершенно не похож на Ситникова и Кукшину, записавшихся в нигилисты потому, что это модно и ещё потому, что «нигилизм», понимаемый ими как пренебрежение к установленным правилам, принципам, служит для них оправданием в распущенности.
Но Тургенев показывает, что взгляды революционно настроенных разночинцев совершенно не соответствуют дворянскому «нутру» Аркадия, и в этом плане развёртывает вторую сюжетную линию.
Аркадий так же, как его отец, чрезмерно эмоционален и не умеет сдерживать чувств. Когда он сообщил отцу, что был у Фенечки и расцеловал своего маленького брата, «Николай Петрович хотел что-то вымолвить, хотел подняться и раскрыть объятия. Аркадий бросился ему на шею. «
Характерна для Аркадия и его речь, в которой отражается его эстетизм и склонность к «романтике».
Самое печальное и мёртвое сходно с самым весёлым и живым.
Окончательное разоблачение поверхностного увлечения Аркадия нигилизмом даётся Тургеневым в эпизодах второй половины романа: в сценах пребывания в усадьбе Одинцовой и в доме Базаровых. С большим искусством показывает Тургенев, как усиливается у Аркадия критическое отношение к взглядам Базарова и одновременно, под влиянием любви к Кате, крепнет тяга к привычному дворянскому быту.
Эволюция внутренних переживаний Аркадия раскрыта Тургеневым с такой художественной чёткостью, что её можно сделать предметом самостоятельного изучения учащихся. В хорошо подготовленном классе преподаватель предлагает задание: определив основные этапы истории Аркадия, показать цитатами из текста, как он постепенно из нигилиста превращался в «рьяного хозяина» дворянской «фермы».
Изучение романа со стороны художественного мастерства Тургенева будет неполным, если учащиеся не остановятся на выяснении характеров остальных действующих лиц: Анны Сергеевны Одинцовой, Кати, Фенечки, Базаровых, дворовых слуг. Этому следует отвести особый урок.
Анализ этих характеров проводится в двух планах. С одной стороны, надо поставить перед учащимися вопрос о композиционном значении второстепенных персонажей: что даёт каждый из них для выяснения основных образов и сюжета романа? С другой, надо определить, что представляют собой они как самостоятельные характеры, отражающие ту или иную сторону реальной действительности, для какой общественной среды они типичны и как при этом проявилось мастерство писателя, его умение охарактеризовать героя на немногих страницах очень скупыми художественными средствами.
На последнем уроке по разбору «Отцов и детей» целесообразно поставить тему: «Отцы и дети» как социальный роман». Выяснение вопроса о жанре «Отцов и детей» является вполне закономерным завершением анализа этого романа со стороны его художественного качества. Заключительная тема даёт возможность подытожить те наблюдения, какие были сделаны в анализе текста над композицией отдельных образов и романа в целом, в какой-то степени подведёт учащихся к пониманию места и значения Тургенева в истории русского романа и обогатит их сведениями по теории литературы. Последнее имеет для нашей школы немаловажное значение. Наша система занятий справедливо вызывает упрёки в том, что в ней не уделяется достаточное внимание теоретико-литературным знаниям учащихся, столь необходимым для их эстетического развития.
Урок на тему об «Отцах и детях» как социальном романе, можно проводить различными способами.
Один из способов, который представляется нам вполне приемлемым, заключается в следующем.
Романы различают по их основной тематике: исторические, социальные, философские, семейно-бытовые, приключенческие, или авантюрные, и т. п.».
Прочитав это определение, преподаватель предлагает применить его к роману «Отцы и дети».
Обсуждение ведётся в той последовательности, какая даётся в определении.
Следующие положения в определении романа касаются вопроса о том, чем отличается роман от других повествовательных жанров: от повести и рассказа. Верно ли, что роман «Отцы и дети» «отражает сложный жизненный процесс», что жизненные явления показаны в нём в развитии, что в «Отцах и детях» принимает участие много действующих лиц, судьбы и интересы которых сталкиваются и переплетаются?
Учащиеся, вспоминая всё, что говорилось на предшествующих уроках, находят все указанные признаки в романе «Отцы и дети» и приводят соответствующие доказательства. Для сопоставления романа с рассказом и повестью, они берут из Тургенева повесть «Затишье», рассказы «Ася», «Муму», «Свидание» и т. п. или известные им рассказы и повести Пушкина.
Верно ли, спрашивает дальше преподаватель, что «характер в романе освещается в различные периоды человеческой жизни в разнообразных её проявлениях»? Можно ли это сказать об «Отцах и детях»?
При выяснении этого вопроса учащиеся сравнивают роман «Отцы и дети» с известными им романами по классному и внеклассному чтению: «Евгений Онегин», «Анна Каренина», «Мать», «Как закалялась сталь» и др.- и приходят к выводу, что этой особенностью («освещать характер в различные периоды человеческой жизни») обладают все романы, но в разной степени. В частности, в «Отцах и детях» изображается по преимуществу один период жизни героя, имеющий для него решающее значение, хотя Тургенев всё же даёт представление и о других периодах, рассказывая о них в биографических отступлениях и в эпилоге.
Сопоставляя роман «Отцы и дети» с изученными в VIII классе романами «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени», учащиеся убеждаются в том, что Тургенев продолжал традиции своих учителей, но внёс много нового в жанр романа, усилив и углубив его социальное содержание и разработав художественные средства, свойственные этому жанру.
В заключение преподаватель подводит итоги, говорит об идейном содержании романа, его художественных особенностях и о значении в истории русского общества и в истории русской литературы.
Сказанное нами в этой книге далеко не исчерпывает всех сложных проблем, связанных с изучением художественного мастерства И. С. Тургенева.
Мы стремились усилить интерес учителя к этой стороне творчества одного из лучших наших писателей- классиков и дать хотя бы минимум того, что необходимо для школьных занятий по изучению произведений Тургенева.
Если наши наблюдения над мастерством Тургенева помогут учителю и вызовут у него стремление к дальнейшим самостоятельным исканиям в этой области, мы будем считать свою задачу выполненной.