в каком классе проходят катаева белеет парус одинокий
В каком классе проходят пьесу «Белеет парус одинокий» Валентин Катаев?
В каком классе нужно читать пьесу «Белеет парус одинокий» Валентин Катаев?
О чем книга, краткое содержание?
Чему учит произведение?
Мне кажется все зависит от школьной программы, мы проходили классе в 5-6.Повесть Валентина, написанная в 1936 году, рассказывает о жизни мальчишки, который увидел реальную не простую жизнь. Произведение учит воспринимать жизнь такой, какая она есть, не поддаваться унынию, идти только вперед! Учит смелости и решительности. Очень интересное произведение.
Данную пьесу изучают в 5 или 6 классе. Действительно, все зависит от школьной программы. За основу названия работы автор обратился к творчеству М.Ю. Лермонтова. Произведение написано в лучших советских традициях. В повести рассмотрены актуальные вопросы ценностей: дружба, верность, искренность и честность помыслов.
Замечательная вещь Александра Куприна!
А знаете, как учителя его расшифровывали – Учитель Пришел ЕДва Домой, Голодный, Измученный, Злой. И во многом они были правы. Это про жизнь учительскую
И потом, что вы так упираетесь в информационные технологии. По-моему пора ограничивать «компьютеризацию» образования. Компьютером пытаются подменить живого учителя и в итоге растят каких-то киборгов, без чувств, без мыслей.
Никакой компьютер НИГДЕ, НИКОГДА И НИКАК не заменит живого слова учителя!
Уж поверьте. Всю сознательную жизнь наблюдаю за учителями как снаружи (сам учился), так и изнутри (отец почти 40 лет проработал учителем и супруга – более 30-ти лет)
Так что, дорогие учителя, пользуйтесь компьютером, Интернетом, интерактивными досками и т. п., но не давайте им себя заслонить.
Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.
Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.
Как вариант возьмите для себя литературу в библиотеке или просто купите. Зато будете всегда обладать актуальными знаниями, подготавливая себя как раз по программе ЕГЭ-2017 года. Здесь вы можете купить любой материал литературы, для ЕГЭ и не бояться, что информация не по программе составлена!
Слово «ученица» является существительным женского рода, будет отвечать на вопрос «кто?».
Разберем данное слово по составу, проведем морфемный разбор.
Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус». 6-й класс
Разделы: Литература
Класс: 6
1. Провести целостный анализ стихотворения.
2. Формировать навык многоуровневого анализа стихотворения.
3. Воспитывать любовь к поэзии, учить ее понимать.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1. Чтение текста. (В записи, учителем или подготовленным учеником).
2. Прослушивание романса Варламова.
3. Сообщение 1 ученика.
Глядя на неяркий морской пейзаж Финского залива он сочиняет “Парус”, в котором отразились его характер, размышления, чувства.
4. Работа с картинами. 2 ученик.
— Посмотрите на картины. Каковы ваши впечатления? (Высказывания учеников).
— Оставляет ли море кого-нибудь равнодушным? (Естественно, нет.)
О море писали Пушкин, Жуковский, Фет, Тютчев. И у каждого море свое. Какое же море у Лермонтова?! (Он тоже определенно не относится к нему равнодушно.)
5. Беседа учителя с учениками.
Учитель.Это лирический зачин, ключ, эмоционально перенастраивающий читателя. Поэт переключает внимание на парус, заставляет задуматься о слове “одинокий”.
Учитель. Состояние Паруса полностью связано с картиной моря:
море бурное – “увы!”, на возникшие вопросы нет ответа, счастье невозможно;
море спокойно – Парус мятежный, ощущается сочувствие Парусу и гордость за его силу и мужество.
Учитель. Простым и непонятным кажется это стихотворение только при беглом и поверхностном чтении. На самом же деле в нем заключены чрезвычайно сложные чувства: грусть и мятежность, ликование и тревога, пылкость и безнадежность. В нем заключены также и глубокие размышления об одиночестве и страстном стремлении к счастью, желании активного вмешательства в жизнь и отказе от покорности судьбе.
Нам только надо научиться читать. А великий поэт может нас возвысить в наших поисках истины
7. Домашнее задание.
— Выучить стихотворение наизусть; научиться рассказывать, подчеркивая различные чувства лирического героя.
— Сравнить стихотворение Лермонтова и романс Варламова. Что больше понравилось и почему.
Конспект урока по литературе в 5 классе «Белеет парус одинокий»
Конспект урока по литературе в 5 классе
(Программа «Школа 2100», Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.)
Тема: Повесть В. Катаева «Белеет парус одинокий»
Цель: знакомство с творчеством В. Катаева.
— познакомиться с отдельными страницами истории нашей страны в контексте художественного произведения,
— проанализировать главы из повести писателя,
— продолжить разговор о приключенческой литературе,
— сопоставить стихотворение М. Лермонтова с повестью В. Катаева.
1Учитель: Продолжим разговор о приключениях, которые предложил нам учебник в начале года, о героях, оказавшихся в непростых ситуациях, о тех качествах характера, которые помогли им выйти победителями из сложных жизненных проблем. Сегодня мы познакомимся с вами с повестью известного советского писателя Валентина Петровича Катаева. Обратимся к биографии писателя.
2.Ученик выступает с биографической справкой. Презентация.
Валентин Петрович Катаев, русский советский писатель, поэт, драматург и сценарист, родился в январе 1897 г в Одессе. Отец Пётр Васильевич Катаев (ум. 1921) — преподаватель епархиального училища в Одессе. Мать Евгения Ивановна Бачей — дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею
Первой публикацией Катаева стало стихотворение «Осень», напечатанное в 1910 году в газете «Одесский вестник». В ближайшие два года в «Одесском вестнике» было опубликовано более 25 стихотворений Катаева.
Не окончив гимназию, в 1915 году Катаев вступил добровольцем в действующую армию. Начал службу рядовым на артиллерийской батарее, затем произведён в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами.
Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел и был демобилизован прапорщиком. Награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». С первым офицерским чином получил не передающееся по наследству личное дворянство.
На фронте Катаев не оставляет занятия литературным творчеством.
Катаев с весны 1919 года воевал в Красной армии.
В годы Великой Отечественной войны Катаев был военным корреспондентом, написал большое число очерков, рассказов, публицистических статей, стихотворных подписей к плакатам.
Он был основателем и главным редактором (1955—1961) журнала «Юность». Валентин Петрович Катаев умер 12 апреля 1986 года, на 90-м году жизни. Похоронен в Москве.
3.Учитель: События, описанные в повести, рассказывают о восстании на броненосце «Потемкин». Давайте познакомимся с данным историческим событием.
4. Ученик выступает с исторической справкой. Презентация.
Восста́ние на бронено́сце «Князь Потёмкин-Таври́ческий» — одно из заметных событий революции 1905—1907 годов в России и первый случай вооружённого мятежа целой воинской части в ходе этой революции. Проходило с 14 по 25 июня 1905 г.
В ходе стихийно начавшегося из-за некачественной пищи вооружённого выступления матросы захватили корабль в свои руки, убив при этом часть офицеров. Не имея чёткого плана дальнейших действий, восставшие повели корабль в Одессу, где намеревались пополнить запасы угля, воды и продовольствия, поддержать проходившие в городе антиправительственные выступления и встретиться с главными силами Черноморского флота, которые, как полагали восставшие, присоединятся к восстанию. После того, как планы и надежды восставших не оправдались, броненосец, совершив поход от Констанцы до Феодосии и обратно, спустя одиннадцать дней сдался румынским властям в порту Констанца.
Восстание на броненосце способствовало углублению кризиса власти в Российской империи.
Учитель: Итак, повесть «Белеет парус одинокий» повествует о событиях 1905 года, в которые были вовлечены два героя, жителя Одесса, родного города писателя. Произведение было опубликовано в 1936 году. В нашем учебнике даны отдельные главы повести. Что же мы узнали после их прочтения?
Ученик: Петя Бачей и Гаврик столкнулись с Родионом Жуковым, матросом с броненосца «Потемкин». Для ребят это стало приключением. Матрос скрывался от полиции, а мальчики в какой-то степени помогали ему в этом.
Учитель: Главными героями произведения становятся мальчики – Петя и Гаврик. Что вы можете сказать о них?
Ученик: Петя Бачей – мальчик из семьи учителя. Он живет в достатке. Его родители заботятся о нем, его манерах, воспитании. Он хорошо одет.
Гаврик – сирота. Он живет с дедушкой в небольшой хибарке – «это был небольшой сарайчик, грубо сколоченный из всяческого деревянного старья: из обломков… лодочных досок, ящиков, фанеры, мачт». Гаврик с дедушкой пытаются выжить, благодаря маленькому огороду и ловле рыбы. Мальчик из-за нехватки денег плохо одет.
Учитель: Да, мы понимаем, ребята из разных семей. Что же объединяет Петю и Гаврика? Почему они становятся друзьями?
Ученик: Их объединяет страсть к приключениям, романтика вольной жизни.
Учитель: Несмотря на то что ребята ровесники, они ведут себя по-разному. Кто из них ведет себя, как взрослый человек, и почему?
Ученик: Гаврик. Он вынужден сам о себе заботиться. Чувство ответственности за себя и за дедушку делает его не по годам взрослым. Он торгуется с мадам Стороженко, строго ведет себя по отношению к человеку, который пытается забраться в лодку (Родионом Жуковым), не раскрывает секрета Пете о том, что матрос с броненосца находится у них в хибарке. Он способен отказаться от удовольствий ради других: дарит леденечного петуха на палочке своему племяннику. Катаев пишет: «Три часа таскать с собой такое лакомство и не только не попробовать его, но даже не показать – это мог сделать только человек с неслыханной силой воли!» Очень отважно повел себя Гаврик, когда обнаружил полицейских возле хибарки: он предупреждает своего брата и его товарищей, несмотря на очевидную для себя опасность.
Учитель: Кого из литературных героев напоминают вам Петя и Гаврик?
Учитель: Гек и Гаврик ведут себя, как взрослые. Как вы думаете, что является причиной такого поведения?
Ученик: Наверное, когда ребенок вынужден сам о себе заботиться и заботиться о других, он раньше взрослеет. Он становится более ответственным. Что мы и видим на примере жизни Гекльберри и Гаврика.
Учитель: Название повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» – это первая строчка стихотворения М. Лермонтова. Как вы думаете, почему Катаев именно так назвал свою книгу?
Ученик: Парус связан с мечтой, путешествиями, а путешествия с приключениями. Герои повести – мальчишки, жаждущие приключений, благородные и отважные следопыты. Достаточно вспомнить 2 главу «Море». Гуляя по безлюдному пляжу, Петя чувствует себя Робинзоном. Катаев пишет о нем: «У него был опытный проницательный глаз искателя приключений». В 11 главе мы видим Гаврика, встречающего рассвет на берегу моря. «Гаврик свободно мог спать с дедушкой в хибарке… Но какой же мальчик откажется от наслаждения лишний раз переночевать на берегу моря под открытым небом?» Герои повести, как парус из стихотворения Лермонтова, не ищут спокойствия, им нужно активное участие в этой жизни.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать после изучения отдельных глав повести В. Катаева?
Ученик: В. Катаев в своей повести показал, отважных, благородных героев, которым свойственна романтика странствий и приключений. Также писатель заставил задуматься над вопросом, как мы становимся взрослыми.
В каком классе проходят катаева белеет парус одинокий
Есть такие книги о детях и для детей, которые сейчас почти не читают и не изучают в школе, как раньше.
Нет, эти книги не устарели, они рассказывают о том, что не может устареть. О дружбе и преданности, о верности данному слову и честности, о детях и взрослых, о красоте природы, о том, как большая история врывается в судьбу обычного человека, словно проверяя его на жизнестойкость.
Повесть «Белеет парус одинокий» появилась в 1936 году. Многие читатели познакомились с двумя маленькими обитателями яркого и шумного черноморского города Одессы.
Петя и Гаврик необычайно везучие ребята, с увлечением и радостью воспринимают гул прибоя и скромную музыку степных сверчков, залитые солнцем пространства и таинственные провалы глубоких колодцев. Самые, казалось бы, простые вещи делаются для них источником всевозможных затей, радостей и проказ, будь то ночёвка на морском берегу или новая гимназическая фуражка. И если внук старого рыбака Гаврик с малых лет знает, почём фунт лиха, и остро ненавидит мадам Стороженко, наживающуюся на чужом труде торговку, то детство Пети пока ничем не омрачено.
Где-то далеко на горизонте проходит взбунтовавшийся броненосец «Потёмкин», преследуемый эскадрой. Где-то обиженный при расчёте батрак горько и гневно кричит хозяину: «Ох, нет на тебя Гришки Котовского. ».
И вот Петя в первый раз видит, как стреляют в живого человека, и вскоре спасающийся от погони матрос с «Потёмкина» ищет пристанища в дилижансе, который везёт семью учителя гимназии в город.
Ближе и ближе подступают к мальчикам события грозного 1905 года — года первой русской революции. Было время, когда всё, что происходило на улице, почти никак не отзывалось в квартире семьи Пети Бачея. Но потом пришли дни тревоги, смятения, недолгой радости при вести о мнимой «свободе», объявленной в царском манифесте, и горького разочарования, когда стало ясно, что народ обманули.
Все эти события отвлекают Петю от того, что он теперь гимназист, живущий «взрослой» жизнью и приносящий домой «настоящие» отметки (хотя бы и двойки!), а жизнь Гаврика они переворачивают особенно круто. В их бедной хибарке мечется в лихорадке тот самый потёмкинец Родион Жуков, которого лишь мельком видел Петя.
Когда Петя хвастается, расписывая свою встречу с матросом, Гаврик испытывает неимоверное желание «утереть нос» приятелю и рассказать о Родионе Жукове, но понимает: это не игра, не его собственная «тайна», от его выдержки и терпения зависят и жизнь человека, и нечто такое, чему мальчик ещё не может дать названия.
Петя кажется наивным и легкомысленным, он не всегда понимает смысл поступков Гаврика, но в самые решающие моменты оказывается рядом со своим верным другом. Да, им очень повезло: они жили в удивительное, великое и грозное время.
В каком классе проходят катаева белеет парус одинокий
Есть такие книги о детях и для детей, которые сейчас почти не читают и не изучают в школе, как раньше.
Нет, эти книги не устарели, они рассказывают о том, что не может устареть. О дружбе и преданности, о верности данному слову и честности, о детях и взрослых, о красоте природы, о том, как большая история врывается в судьбу обычного человека, словно проверяя его на жизнестойкость.
Повесть «Белеет парус одинокий» появилась в 1936 году. Многие читатели познакомились с двумя маленькими обитателями яркого и шумного черноморского города Одессы.
Петя и Гаврик необычайно везучие ребята, с увлечением и радостью воспринимают гул прибоя и скромную музыку степных сверчков, залитые солнцем пространства и таинственные провалы глубоких колодцев. Самые, казалось бы, простые вещи делаются для них источником всевозможных затей, радостей и проказ, будь то ночёвка на морском берегу или новая гимназическая фуражка. И если внук старого рыбака Гаврик с малых лет знает, почём фунт лиха, и остро ненавидит мадам Стороженко, наживающуюся на чужом труде торговку, то детство Пети пока ничем не омрачено.
Где-то далеко на горизонте проходит взбунтовавшийся броненосец «Потёмкин», преследуемый эскадрой. Где-то обиженный при расчёте батрак горько и гневно кричит хозяину: «Ох, нет на тебя Гришки Котовского. ».
И вот Петя в первый раз видит, как стреляют в живого человека, и вскоре спасающийся от погони матрос с «Потёмкина» ищет пристанища в дилижансе, который везёт семью учителя гимназии в город.
Ближе и ближе подступают к мальчикам события грозного 1905 года — года первой русской революции. Было время, когда всё, что происходило на улице, почти никак не отзывалось в квартире семьи Пети Бачея. Но потом пришли дни тревоги, смятения, недолгой радости при вести о мнимой «свободе», объявленной в царском манифесте, и горького разочарования, когда стало ясно, что народ обманули.
Все эти события отвлекают Петю от того, что он теперь гимназист, живущий «взрослой» жизнью и приносящий домой «настоящие» отметки (хотя бы и двойки!), а жизнь Гаврика они переворачивают особенно круто. В их бедной хибарке мечется в лихорадке тот самый потёмкинец Родион Жуков, которого лишь мельком видел Петя.
Когда Петя хвастается, расписывая свою встречу с матросом, Гаврик испытывает неимоверное желание «утереть нос» приятелю и рассказать о Родионе Жукове, но понимает: это не игра, не его собственная «тайна», от его выдержки и терпения зависят и жизнь человека, и нечто такое, чему мальчик ещё не может дать названия.
Петя кажется наивным и легкомысленным, он не всегда понимает смысл поступков Гаврика, но в самые решающие моменты оказывается рядом со своим верным другом. Да, им очень повезло: они жили в удивительное, великое и грозное время.