в каком классе проходят эволюцию

Биология. 11 класс

Конспект урока

Урок 1. «Возникновение и развитие эволюционных идей»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Какие научные взгляды на эволюцию существовали в додарвиновский период?

Эволюция (от лат. evolutio — развёртывание) – это естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Креационизм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — религиозная и философская концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Трансформизм учение о непрерывном изменении видов животного и растительного царства и о происхождении форм органического мира от одной или нескольких простейших форм.

Эволюционизм (также эволюционное учение) — система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной.

Борьба за существование один из движущих факторов эволюции, совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

Естественный отбор один из движущих факторов эволюции, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Биология. Общая биология 10–11 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под редакцией академика Д.К. Беляева и профессора Г.М. Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В. Саблина.– М.: Просвещение, 2018.: с 142 – 148.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В исторической хронологии развития эволюционных идей в биологии выделяется четыре этапа.

На втором этапе основной теорией происхождения и развития жизни на Земле была теологическая, божественная.

Третий этап характеризуется началом классификации живых организмов, где основным направлением становится систематика, выдвижением глобальных торий эволюции организмов и открытием новых законов. Основными мыслителями этого времени являются: Ламарк, Кювье, Бюффон, Линней, Дарвин, Мендель.

Жорж Луи Бюффон высказывал прогрессивные идеи об изменяемости видов под влиянием условий среды (климата, питания и т.д.), выдвинул теорию, о том, что человек произошел от обезьяны.

Жорж Кювье стал основателем сравнительной анатомии. Его теория выявляет взаимосвязь всех органов и структур между собой, а их строение и функционал ставит в зависимость от условий окружающей среды, питания, размножения.

Ламарк, продолжая идею Линнея о классификации организмов, выдвинул законы, из которых следует, что у живых организмов развиваются те органы, которые им более необходимы, а приобретенные улучшения наследуются.

На четвертом этапе для изучения теории эволюции предлагается синтетическая теория, включающая в себя положения теории эволюции Дарвина (естественный отбор) и генетику (механизм формирования вида).

При изменении условий окружающей среды организму необходимо к ним приспособиться, что провоцирует изменения на генном уровне. В процессе приспособления организмов к окружающей среде выживают наиболее устойчивые к условиям среды, наименее устойчивые погибают, происходит естественный отбор. Среди организмов идет как конкуренция, так и взаимопомощь (у некоторых видов).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Выберите один ответ.

Назовите ученого, который полагал, что в основе эволюции лежит сознательное стремление организмов к совершенствованию:

а) Ч. Дарвин в) К. Линней

б) Аристотель г) Ж.Б. Ламарк

Пояснение: Ж.Б. Ламарк создал эволюционное учение, в котором были противоположные представления:

— признавал изменяемость видов и происхождение высших форм от низших;

— полагал основной движущей силой эволюции стремление организмов к совершенству, изначально заложенное в живую материю богом.

2. Укажите номера утверждений, в которых допущены ошибки и исправьте их.

Согласно основным положениям синтетической теории эволюции:

Ответ: Ошибки допущены в предложениях: 2, 4, 6

Источник

Изъятие теории эволюции из школьных программ является шагом назад

Сабиров Сафа Кабирович

18 октября 2018 • 13:24

Теория эволюции – единственное обоснованное доказательство жизни на земле, но в некоторых странах его отвергают. В последние несколько недель поступили тревожные сообщения об изъятии из школьных программ в Израиле и Турции теории эволюции Чарлза Дарвина.

В Турции это было сделано под предлогом того, что концепция эволюции преподается в британской начальной школе, но эта концепция вне понимания учащихся средней школы.

Израильские учителя утверждают, что учащиеся не учат эволюцию. Министерство образование негласно поощряет учителей фокусироваться на других темах при изучении биологии.

в каком классе проходят эволюцию. 1539858093 evolution 1295256 960 720. в каком классе проходят эволюцию фото. в каком классе проходят эволюцию-1539858093 evolution 1295256 960 720. картинка в каком классе проходят эволюцию. картинка 1539858093 evolution 1295256 960 720. Урок 1. «Возникновение и развитие эволюционных идей»

Ранее в этом году министр Индии по вопросам высшего образования Сатьяпал Сингх выступил с заявлением о том, что теория Дарвина «научно неверна» и потребовал, чтобы ее удалили из школьных программ. Свое утверждение он обосновывает на том, что никто «никогда не видел превращения обезьяны в человека».

Было бы разумно просто не обращать внимание на современные атаки на великий вклад Дарвина в естественную науку. Ведь за прошедшие более чем 150 лет не было ни одной теории, которая подвергалась бы такому количеству нападений ниспровергателей и оппонентов. Но в этом случае мы упустили бы еще одну возможность утвердиться в научном понимании природы мира и того, как лучше защитить это понимание от нападок в будущем.

Теория эволюции Дарвина не только лежит в основе всей биологической науки, но и обладает огромной прогностической силой. От понимания появления устойчивых к антибиотикам организмов до предсказания возможных реакций различных видов на глобальное потепление. Выведение новых сортов растений устойчивых к вредителям, которые смогут обеспечит людей продовольствием и стать основой устойчивого развития и процветания человечества. Все это связано с эволюционными доказательствами.

Огромная коллекция образцов Музея Естественной Истории сама по себе является ясным и конкретным свидетельством справедливости теории эволюции.

И все же…эволюция по-прежнему ставится под сомнение. Одна причин сомнений со стороны религиозно настроенных критиков теории эволюции – просто невообразимый масштаб, который эта теория описывает. Для понимания эволюции вы должны принять концепцию протяженности времени, где история человечества – едва прослеживаемый короткий отрезок.

Сам Дарвин говорил: «Какое бесконечное число поколений, которое не способен охватить наш разум, должно было преуспеть друг в друге в долгой веренице лет!»

Отчасти сам термин «Теория» дает основания для скептицизма и сомнений. Ведь теория – это то, что еще предстоит доказать. Обычно этот термин воспринимается, как синоним интуиции, догадки – понятий, подразумевающих отсутствие существенных доказательств. Но с момента своего создания эволюционная теория многократно оспаривалась и тщательно проверялась. Десятки тысяч ученых в ряде научных дисциплин во всем мире признают ее в качестве неоспоримого закона природы.

Так как же мы должны реагировать на явные или скрытые попытки подорвать эту жизненно важную научную концепцию? Конечно, нужно обязательно изучать ее в школе в качестве основной части школьной программы. Необходимо выступать в защиту научных доказательств эволюционной теории в рациональных дебатах.

Но еще более важно вдохновлять детей на изучение чуда живой природы во всем ее многообразии, возбуждать интерес, любопытство к познанию мира вокруг нас.

Сабиров Сафа Кабирович

18 октября 2018 • 13:24

Комментарии (16)

Род деятельности: Иное

Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

Надо просто добиться понимания от учеников термина «теория». В данной теории определено, спрогнозировано и подтверждено только то, что есть последовательность в эволюции видов, очерёдность их происхождения и связь последовательности с необходимостью развития новых органов тела для лучшего выживания. Есть предположение о естественном отборе, вот только, нет доказательств, подтверждающих, что он оказал заметное влияние на эволюцию. А что до лоббирования отказа от изучения этого в школе. Пожалуй, стоит ввести в старших классах изучение теории толпоэлитарных обществ на примере истории автора Нефёдова их кризисы: сжатия и феодализации, и почему элита всегда заинтересована в оглуплении и необразованности масс.

Род деятельности: Иное

Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

Род деятельности: Иное

Регион проживания: Новосибирская область, Россия

Самый научная сейчас передача на телевидении, наверно случайно просочилась, Смешарики на канале Калейдоскоп. И дети, 5-7 класс, биология, чаще всего её упоминают, активно смотрят!. Теория эволюции там фигурирует часто.

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

«Теория эволюции – единственное обоснованное доказательство жизни на земле». То, что жизнь на земле есть, человек уже знает без всякой ТЭ с малых лет.

Род деятельности: Иное

Регион проживания: Новосибирская область, Россия

Чем мутнее водичка учения, тем легче в ней «авторитетным ученым и учителям» ловить себе денежку.

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Род деятельности: Иное

Регион проживания: Новосибирская область, Россия

Если число разделится на 72, то оно разделится и на 36.

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Чеченская, Россия

Речь о задании «a) а кратно 9»
Ответ «не принадлежит» неверен. Может принадлежать, а может не принадлежать. Например, 36 кратно 9 и множеству чисел, кратных 36, принадлежит. А число 9 кратно 9, но множеству чисел, кратных 36, не принадлежит.
Полагаю, в условии задачи должно быть не «принадлежит ли множеству F число а, «, а «Обязательно ли принадлежит множеству F число а, «

Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

Если число разделится на 72, то оно разделится и на 36.

Да, именно так. В этом учебнике есть и другие ошибки, которые можно свести к тому, что авторы были неаккуратны, но эта, я бы сказал, расхолаживает: дети не замечают её, большей частью.

Род деятельности: Иное

Регион проживания: Новосибирская область, Россия

Это множество ограничено?
Если да, то не факт что «принадлежит».

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Смоленская область, Россия

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Чеченская, Россия

Прибавьте к «Теории Эволюции» закон информации о том, что «Наиболее вероятен всякий процесс при котором информационная составляющая возрастает» (обратное 2 закону термодинамики) и получится НАПРАВЛЕННОЕ развитие.

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Смоленская область, Россия

Род деятельности: Пенсионер

Регион проживания: Россия

Регион проживания: Ярославская область, Россия

Олимпиада «Ученик XXI века: пробуем силы — проявляем способности»

в каком классе проходят эволюцию. upl6182c83059e037.77966894. в каком классе проходят эволюцию фото. в каком классе проходят эволюцию-upl6182c83059e037.77966894. картинка в каком классе проходят эволюцию. картинка upl6182c83059e037.77966894. Урок 1. «Возникновение и развитие эволюционных идей»

с 15 ноября 2021 года по 15 мая 2022 года Интересно

Эксперты расскажут учителям и родителям школьников о травле в интернете и способах борьбы с ней на онлайн-конференции

Источник

Урок по разделу биологии «Эволюция» для 11 класса «История развития эволюционных идей»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока ««История развития эволюционных идей»

Обогатить знания учащихся об историческом прошлом биологической науки эволюционными представлениями Ж.Б. Ламарка и других ученых.

Развивать умение анализировать взгляды и утверждения ученых прошлого, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Сформировать у школьников интерес к изучению истории развития биологии.

Оснащение: портреты ученых, внесших большой вклад в развитие идей эволюции, таблица «Эволюция органического мира», мультимедийный проектор, цветные сигнальные карты.

Тип урока: Комбинированный урок

Технологии: элементы личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения.

I. Вступление. Целевая установка.

Назовите ученого, впервые предложившего и обосновавшего идею естественного отбора как механизм эволюции органического мира

1) К. Линней 2) Ж.Б. Ламарк 3) Ч. Дарвин 4) И.И. Шмальгаузен;

Назовите вид изменчивости, которая дает первичный материал для естественного отбора:

1) мутационная 2) комбинативная 3) модификационная

Какими по способу питания были самые первые примитивные формы жизни:

1) автотрофные 2) гетеротрофные

Среди палеонтологических находок укажите ту, которая относится к категории ископаемых переходных форм:

1) саблезубый тигр 2) мамонт 3) археоптерикс 4) ихтиозавр

Иногда у особей появляются признаки, которые имелись у их далеких предков, но были утрачены в процессе эволюции этого вида. Назовите термин, используемый для обозначения таких признаков:

1) мутации 2) модификации 3)атавизмы 4)рудименты *

1. Назовите форму борьбы за существование, результатом которой является наличие яркой окраски божьих коровок, ос, колорадского жука:

1) внутривидовая 2) межвидовая 3) борьба с неблагоприятными факторами неживой природы

Назовите форму биологического прогресса, к которой относится образование цепкого хвоста у обезьян и ласт у морских котиков:

1) аромарфоз 2) идиоадаптация 3) дегенерация

Назовите ученого, который первым определил систематическое положение человека и поместил его в группу приматов:

1) К.Линней 2) Ж.Б. Ламарк 3) Ч.Дарвин

Какой из признаков является характерным для представителей европеоидной расы:

1) узкий сильно выступающий нос 2) жесткие прямые волосы 3) толстые губы

У человека имеются признаки, связанные и прямохождением. Назовите один из них:

1) подбородочный выступ 2) существенное преобладание мозгового отдела черепа над лицевым 3) смещение затылочного отверстия черепа к центру тяжести черепа

Беседа по итогам выполнения работы. Только в ходе регулярной напряженной работы вы сможете полностью усвоить учебный материал по разделу «Эволюция органического мира».

Так что же такое эволюция? Беседа. Поиск определения в учебнике (с. 126 учебника «Биология» под редакцией Д.К.Беляева)

Эволюция – это процесс исторического развития органического мира. Результатом эволюции является многообразие живых организмов (4,5 миллиона). Работа с рисунком 80 «Схема классификации клеточных организмов» (с. 191 учебника «Биология» под редакцией Д.К.Беляева)

— сине-зеленые водоросли (3 000видов)

— растения (350 000 видов)

— животные (1,5 млн. видов)

Как возникло такое многообразие организмов? Рассмотрим различные мировоззрения.

Метафизическое мировоззрение (постоянство, неизменность, изначальная целесообразность).

К метафизикам можно отнести античных философов. Их представления о развитии жизни на Земле занесем в таблицу самостоятельно (самостоятельная работа с учебником «Биология. Общие закономерности», под редакцией В.Б.Захарова, стр. 31)

Представления о развитии жизни на Земле

Из неопределенной материи «алейрона»

Из огня, постоянное изменение

Проверка правильности заполнения таблицы, дополнения учителя.

Ярким представителем этого вида является Аристотель, чьи труды по биологии изучались студентами ведущих университетов Европы средневековья. К его заслугам можно отнести следующее:

он описал более 500 видов животных

попытался объединить их в группы

расположил эти группы в определенном порядке: от просто устроенных ко все более сложным. Тем не менее, его попытки систематизировать животный мир допускали многие нелепости. Так дельфинов и китов он отнес к классу рыб.

— Ребята, как вы думаете, почему он допустил эту ошибку?

— Наверное, он объединял в одну группу животных схожих внешне.

— Правильно, точно также именно из этой ошибки он отнес к классу «Гады», в который он поместил змей, и этих животных. Каких бы вы думали?

— Как ни удивительно, но это так.

Аристотель занимался многими науками, и то, что он сделал так много ошибок, пытаясь систематизировать животный мир – мы не можем поставить ему в вину – ведь он был первым. Кто пытался это сделать. Зато появилась база данных, которую нужно было уточнять, поправлять, систематизировать.

На протяжении христианского средневековья биология как наука практически не развивается. «Все живое создано богом – целесообразно и неизменно». Это официальная точка зрения церкви. Такое направление в развитии биологии средневековья называют креацинизмом. Крупнейшим ученым креацинистом был шведский натуралист и естествоиспытатель Карл фон Линней (1707-1778г.г.). Его по праву называют отцом систематики растительного и животного мира. С детства он любил все приводить в порядок, систематезировал своих друзей, родственников, знакомых, книги на полках своих шкафов. Когда же он столкнулся с многообразием органического мира – удивлению его не было предела, и всю свою жизнь приведению его в порядок, то есть в систему. К заслугам К. Линнея можно отнести:

установил универсальность, реальность видов и выделил их главный признак (свободное скрещивание особей одного вида)

ввел основные единицы систематики: вид, род, отряд и класс

создал систему органического мира, в которой растения были разделены на 24 класса

описал около 10 000 видов растений и около 4 500 видов животных

усовершенствовал ботанический язык, установив до 1 000 терминов

впервые поместил человека в один ряд с обезьянами на основании морфологического сходства

Бытует легенда, согласно которой К. Линней попросил свою служанку принести смородину. Она принесла своему господину сорванную в саду ягоду. Сначала Линней отругал ее за непонятливость, а затем, осознав свою ошибку, сделал нововведение в биологию.

— Ребята, как вы полагаете, за что первоначально Линней отругал служанку?

— Она принесла не смородину?

— Да нет, она принесла как раз смородину

— Наверное, она принесла не ту смородину

— Другого цвета, например красную, а он имел в виду черную смородину

7. осознав свою ошибку, ученый ввел бинарную (двойную) номенклатуру вместо громоздких многословных названий, которая указывала на принадлежность организма к роду и виду.

Линей создал самую совершенную для того времени систему органического мира. Однако произвольность в выборе признаков для классификации привела Линнея к ряду ошибок. Он осознавал искусственность своей системы и указывал на необходимость разработки естественной системы природы.

Следующий этап додарвиновской биологии связан с группой ученых, которые в истории науки получили название трансформистов (от лат. transformo – превращаю): Р. Гук, Д. Дидро, Ж. Бюффон, И.В. Гете, К.Ф. Рулье. Все эти ученые были сторонниками изменяемости органического мира. Но они не создали целостной системы взглядов, аргументирующих систему эволюции.

В начале IX века французский ученый Жан Батист Ламарк (1744-1829г.г.) создал первое учение об эволюции живой природы, которое изложил в труде «Философия зоологии» (1809). Многое в этом учении было верным и прогрессивным для того времени. Но так же были очевидны многие противоречия его теории и шаткость его аргументов.

Заполним таблицу «Оценка теории Ж.Б.Ламарка», где выявим достоинства и недостатки его учения (работа с учебником «Биология», под редакцией Д.К. Беляева, стр. 127)

Плюсы теории Ламарка

Минусы теории Ламарка

Утверждение об изменяемости видов (т. е. о существовании эволюции)

Влияние условий среды на эволюцию

Установлен принцип развития: от простого к сложному

Отрицание реального существова-ния видов в природе, вследствие их постоянной изменяемости

Ошибки при понимании движущих сил эволюции (стремление к совер-шенствованию организма заложено Творцом)

Неправильное понимание механиз-ма возникновения приспособлений (принцип упражнения)

Рассматривал в качестве единицы эволюции организм

Понятие о наследовании приобре-тенных признаков

Таким образом, мы видим, что наряду со многими достоинствами первой теории эволюции, Ж.Б. Ламарк совершил и ряд ошибок в своем учении.

— Как вы полагаете, в чем кроются причины заблуждения ученого?

— В то время у биологов было мало накоплено фактов, на которых бы Ламарк мог обосновать свое учение.

— Правильно. Он и сам не скрывал недостатков своего учения. Но мы должны отдать ему должное в том, что он первым попытался раскрыть причины эволюции. Таким образом, он сделал первый шаг на этом пути, построил первую ступеньку, отталкиваясь от которой биологи будущих поколений совершенствовали эволюционное учение.

В первой четверти века были сделаны большие успехи в сравнительной анатомии и палеонтологии. Огромные заслуги в развитии этих областей принадлежат французскому ученому Ж. Кювье. Наработав большой материал по вымершим животным, ученый не отрицал, что на Земле имела место неоднократная смена форм растительного и животного мира. Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно этой теории, причиной вымирания были периодически происходившие крупные геологические катастрофы, уничтожавшие жизнь на больших территориях. Затем, после катастроф, жизнь снова появлялась. Механизмы возникновения жизни, ее развития Кювье не раскрывал. Но его энциклопедические способности, огромный авторитет, многочисленные ученики, уникальный ископаемый материал еще долгое время являлись точкой преткновения для учений Дарвина и его сторонников.

Обобщающая беседа по ходу изучения нового материала.

Изучить параграф 39

Повторить конспекты: основные идеи Аристотеля, Линнея, Ламарка, Кювье

Индивидуальное задание (приготовить сообщение для семинара):

А) «О жизни и деятельности Ч. Дарвина»

Б) «Эволюционные идеи в России»

4. Подготовить вопросы к пресс-конференции о Ж.Б. Ламарке

Ребята, сегодня мы с вами ознакомились с основными положениями из учений самых заметных представителей додарвиновского периода. Многие из них на сегодняшний момент кажутся нелепыми. Это говорит о том, что наука не стоит на месте: постоянно открываются новые факты, совершенствуются методы познания. Может быть, через сто лет ученики, изучая биологию XX века, тоже будут недоумевать и хихикать. Но историю любой науки изучать необходимо, для того чтобы понять ход ее развития и определять ее будущее. Спасибо за урок.

Оцените свою активность на уроке, используя цветные карты, выбрав красную карточку – отлично, зеленую – хорошо, желтую – удовлетворительно.

Источник

Биология. 11 класс

Возникновение и развитие жизни на Земле

Эволюционные теории

Необходимо запомнить

Вопросы возникновения и развития жизни на Земле интересовали человечество с самых ранних этапов его развития, люди пытались объяснить появление живых существ на Земле, а самое главное свое появление.

Этапы развития эволюционных идей

В исторической хронологии развития эволюционных идей в биологии условно можно выделить четыре этапа. Первый этап начинается от Древнего мира и длится до эпохи Средневековья. На этом этапе появляются предпосылки к становлению эволюционной биологии, выделению основных направлений изучения эволюции. В это время появляются такие теории, как самозарождение жизни, влияние условий среды на организмы. Основными мыслителями того времени являются Аристотель, Демокрит, Эмпедокл. Многие из теорий, выдвинутых этими философами, нашли свое продолжение в трудах ученых эпохи Возрождения и Нового времени. Некоторые же из этих теорий были опровергнуты при постановке научных опытов.

Третий этап развития эволюционных идей относится к эпохе Возрождения и Новому времени. Данный этап характеризуется началом классификации живых организмов, где первым основным направлением становится систематика; выдвижением глобальных теорий эволюции организмов и открытием новых законов. Основными мыслителями этого времени являются: Ламарк, Кювье, Бюффон, Линней, Дарвин, Мендель. Одни из ученых продолжают придерживаться теории самозарождения, например Ламарк. Другие же открывают новые законы и выдвигают новые теории: Дарвин, Мендель.

Основные положения и высказывания о зарождении и развитии жизни на Земле.

Карл Линней в своей книге «Философия ботаники» писал: «Все, что встречается в природе принадлежит к элементам и натуралиям. Натуралии принадлежат к трем царствам природы: камней, растений, животных».

Классификации живых организмов созданная Линнеем построена по иерархическому принципу. Различные уровни иерархии (ранги) имеют собственные названия: класс, отряд, род и вид. Это упростило процесс изучения и способствовало дальнейшему открытию и развитию новых закономерностей организации живой природы.

Жорж Луи Бюффон, в противоположность Карлу Линнею, отстаивавшему в своей классификации мысль о постоянстве видов, высказывал прогрессивные идеи об изменяемости видов под влиянием условий среды (климата, питания и т.д.). Эти суждения стали отправной точкой для формирования взглядов об изменчивости видов, естественном отборе, а, следовательно, и об эволюции живых существ.

Жорж Кювье, работая в области палеонтологии, стал основателем такого течения в науке, как сравнительная анатомия. Его теория «соотношения частей организма» выявляет взаимосвязь всех органов и структур между собой, а их строение и функционал ставит в зависимость от условий окружающей среды, питания, размножения.

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Самым важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии», вышедшая в 1809 году. В своем труде Ламарк разделяет два направления изучения природы: экономическое (потребительское) и философское. Развитие первого направления было обусловлено тем, что в этот период происходит активный промышленный рост, развитие техники, а развитие второго направления определялось раскрытием механизмов развития живой природы.

Ламарк продолжает идею Линнея о классификации организмов, написав в монографии о необходимости разделения живых организмов по классам, отрядам, семействам, видам для закрепления знания о биоразнообразии.

В вопросе происхождения жизни на Земле Ламарк продолжает развивать идею, высказанную еще Демокритом, о самозарождении живых организмов. Об этом он пишет в своей книге «Естественная история»

По вопросу эволюции живых организмов Ламарк сформулировал законы, из которых следует, что у живых организмов развиваются те органы, которые им более необходимы, а приобретенные улучшения наследуются. В качестве примера приведено появление длинной шеи жирафа. Ламарк объясняет такое строение животного тем, что жирафу приходилось постоянно тянуться вверх за листьями (теория упражнения органов). Впоследствии суждения Ламарка были опровергнуты научными опытами и открытиями генетики.

Эволюционная теория Ч. Дарвина

Основным механизмом понимания Дарвином изменяющихся природных условий в качестве движущей силой естественного отбора, сыграл искусственный отбор, сделавший привычным взгляд на одомашненных животных и одомашненные растения как на результат такого отбора.

Четвертый этап относится к двадцатому веку. На этом этапе продолжается развитие идей, выдвинутых учеными эпохи Возрождения и Нового времени. Открываются новые законы в области генетики. Развивается и переосмысляется теория «дарвинизма», хотя в настоящее время не все ученые согласны с ее положениями.

Синтетическая теория эволюции.

Теория, предложенная Дарвином, развивалась вплоть до современности. В настоящее время некоторые учёные продолжают ее придерживаться, некоторые находят в ней ошибки и считают, что данный взгляд на эволюцию стоит пересмотреть, так как теория Дарвина не раскрывает сам механизм протекания эволюции живых существ, а только объясняет её причины.

Большую роль в развитии эволюционного учения сыграло открытие законов генетики. Генетика способна объяснить многие происходящие видоизменения организмов. Основоположником этой науки является Грегор Мендель.

В настоящее время для изучения теории эволюции предлагается синтетическая теория, включающая в себя положения теории эволюции Дарвина и генетику. Из теории Дарвина берется естественный отбор, а генетика объясняет сам механизм формирования вида.

Положения синтетической теории эволюции.

Элементарной единицей эволюции считается популяция;

Материалом для эволюции является мутационная и рекомбинационная изменчивость;

Естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов;

Дрейф генов и принцип основателя выступают причинами формирования нейтральных признаков;

Вид есть система популяций, репродуктивно изолированных и экологически обособленных от популяций других видов;

Видообразование (микроэволюция) происходит в результате работы генетических изолирующих механизмов в условиях географической изоляции.

Внешние условия (экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные) и деятельность организмов влияют на развитие тех или иных видов. При изменении условий окружающей среды организму необходимо к ним приспособиться, что провоцирует изменения на генном уровне. В процессе приспособления организмов к окружающей среде выживают наиболее устойчивые к условиям среды, наименее устойчивые погибают, происходит естественный отбор. Среди организмов идет как конкуренция, так и взаимопомощь.

В самом организме происходит: 1) преобразование на генном уровне (приспособление к температуре, мимикрия, сезонные линьки, анабиоз и др.); 2) физическое приспособление (естественный отбор: расширение ареала обитания, увеличение популяции, конкуренция внутри вида, борьба за территорию); 3) развитие у некоторых видов механизма взаимопомощи (муравьи, пчелы), что значительно помогает в борьбе за выживание.

Молекулярные свидетельства эволюции

Молекулярные свидетельства эволюции

Доказать современные представления об эволюции жизни прямыми методами невозможно. Современная биология накопила уже много косвенных свидетельств и соображений в пользу эволюции.

Молекулярные данные предоставляют нам убедительные свидетельства эволюции. Реконструкция истории жизни на основе этих данных показывает, что вся земная жизнь представляет собой единое филогенетическое древо, и все современные виды связаны неразрывными нитями родства.

Используя сравнение последовательностей ДНК, мы можем проанализировать сходство и различия между генами давно вымерших видов в ископаемых останках и современных организмов.

Исходя из данных такого анализа, все живые организмы имеют одинаковые механизмы записи, передачи и считывания наследственной информации:

1) записывание информации в виде последовательности нуклеотидов ДНК (РНК у некоторых вирусов);

2) передача из поколения в поколение благодаря механизму репликации;

3) транскрипция в последовательность нуклеотидов и-РНК;

4) трансляция в последовательность аминокислот в белках с использованием одного и того же генетического кода.

Это свидетельствует о том, что все ныне живущие на Земле организмы происходят от одного общего предка.

В геноме каждого вида записана генетическая история, летопись его эволюции. Сравнение генов разных видов дает ключ к построению единой родословной всего живого на Земле.

В большинстве случае гены передавались без изменений, но изредка возникали случайные изменения – мутации. Многие мутации представляют собой замены одних нуклеотидов на другие. Мутации возникают во время репликации ДНК, следовательно, чем больше поколений прошло со времени дивергенции двух видов от общего предка, тем больше случайных замен нуклеотидов может накопиться в геномах следующих поколений. Соответственно, тем больше аминокислот отличают один и тот же белок у этих видов. Общий предок человека и мартышки существовал более 30 млн. лет назад, а общий предок человека и кошки — более 80 млн. лет назад.

Количественная оценка различий между видами по множеству генов позволяет построить генеалогическое древо, показывающее родство различных таксонов (видов, отрядов, семейств, классов), и определить относительное время их дивергенции. В основном это древо совпадает с теми, что были построены на основе морфологических, эмбриологических и палеонтологических данных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *