в каком классе проходят деепричастный оборот и причастный
Причастный и деепричастный оборот
Всего получено оценок: 5890.
Всего получено оценок: 5890.
В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами. В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.
Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.
Обособление причастных оборотов
В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:
Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает дополнительное обстоятельственное значение.
Обособление деепричастных оборотов
У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, независимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.
которые читают вместе с этой
Деепричастный оборот не выделяется запятыми:
Причастный и деепричастный обороты
Причастный и деепричастный оборот образуют причастие и деепричастие с зависимыми словами. Рассмотрим, что такое причастный и деепричастный оборот в русской грамматике, особенности постановки знаков препинания и приведем примеры.
Что такое причастный оборот?
Чтобы понять, что такое причастный оборот, вспомним, какое слово называется причастием в русском языке.
В предложении одиночное причастие употребляется как определение.
На футбольном поле играющие дети бегали за мячом.
У причастия могут быть зависимые слова, которые вместе с ним образуют синтаксическую конструкцию — причастный оборот.
В предложении причастный оборот является определением и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? что делающий? что сделавший?
Эта синтаксическая конструкция чаще всего является обособленным определением.
Рассмотрим, в каких случаях причастный оборот выделяется знаками препинания.
Причастный оборот и знаки препинания
1. Причастный оборот выделяется запятыми, если находится непосредственно за определяемым словом:
2. Знаками препинания необходимо выделить оборот с причастием, если он отделён от определяемого существительного другими членами предложения:
3. Причастный оборот является обособленным членом предложения независимо от его местоположения, если поясняет личное местоимение:
Мы, радующиеся неожиданной передышке, побежали к речке, чтобы искупаться.
Надвигалась гроза. Быстро затянувшая небо серыми тучами, она грозила яркими всполохами молний и громким ворчанием грома.
4. Причастный оборот, находящийся перед определяемым словом, выделяется только тогда, когда имеет добавочный оттенок обстоятельственного значения причины, условия и пр.
Уставшие к концу дня, вечером они не стали ничего обсуждать.
Рассерженная на Алексея, мать молчала весь вечер.
В остальных случаях этот оборот, расположенный перед определяемым словом, не выделяется запятыми.
Нарастающее с каждой минутой грохотание грома стремительно приближается.
Предложения осложняет не только обособленное определение, выраженное причастным оборотом, но и обстоятельство, обозначенное деепричастным оборотом.
Что такое деепричастный оборот?
Основу деепричастного оборота, как можно понять из названия этой синтаксической конструкции, составляет деепричастие.
Девочка рассматривала цветущий клевер, наблюдая за пчелами.
Рассматривала, (что делая?) наблюдая.
Девочка рассматривала (основное действие) и наблюдала (добавочное действие).
В этом предложении укажем у деепричастия зависимые слова:
В предложении деепричастный оборот является обстоятельством, которое обособляется независимо от его местоположения в предложении.
Не выделяются деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические сочетания, а также оборот, соединенный союзом «и» с другим однородным обстоятельством.
Примеры
Услышав стук колес подъезжающей телеги, дедушка Евсей открыл ворота настежь.
Как-то летом, набрав полные корзинки земляники, мы возвращались в деревню.
Дети улеглись на печи, быстро уснув под тихий разговор взрослых.
Сказки бабушки Авдотьи ребятишки слушали раскрыв рот.
Весь день строители споро работали засучив рукава.
Как ни спеши голову сломя, все равно не успеешь засветло вернуться.
Видеоурок «Причастие и деепричастие: в чем разница?»
Конспект и презентация «Причастные и деепричастные обороты»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ план-конспект урока.docx
План-конспект открытого урока по русскому языку
Тема урока: причастные и деепричастные обороты.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель: повторить основные сведения о причастном и деепричастном оборотах.
выставка книг об Отечественной войне 1812г.;
портреты Н.А. Дуровой, М.И. Кутузова, Наполеона;
иллюстрации ижевского оружейного завода и видов оружия;
фото дома в г.Сарапуле, где жила Н.А. Дурова;
репродукция картины В. Верещагина «Отступление. Бегство французской армии»;
карта Отечественной войны 1812г.
компьютер с колонками;
презентация к уроку;
опорные конспекты для каждого учащегося (приложение №1);
запись романса на стихи М.Цветаевой «Генералам 1812 года»
отрывки из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»;
задания для самостоятельной работы;
о порные схемы с правилами постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах ;
планы морфологического разбора причастия и деепричастия;
алгоритмы выделения причастного и деепричастного оборотов.
Методические приёмы: повторение, устный опрос, тренировочные упражнения, беседа по вопросам, морфологический и синтаксический разборы, работа с отрывками из художественной литературы, работа по опорной карте.
Используемые методы: словесные (рассказ, работа с текстом), наглядные (схемы, презентация, репродукция картины), практический, метод самостоятельной работы учащихся, репродуктивный, частично-поисковый.
К концу урока учащиеся должны
определение причастия и деепричастия, их основные морфологические признаки, синтаксическую роль;
правила обособления причастных и деепричастных оборотов.
распростронять предложения причастными и деепричастными оборотами;
находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами;
интонационно правильно произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами.
« Дорогой ценой заплатили
отцы и деды за наше право
жить на земле, спасённой ими ».
Цели проводимой работы.
Создание необходимых организационных условий для успешной деятельности.
Сообщение темы и цели урока.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Прицеливаясь, зарядив, стрелявший, обороняясь, отступающие, сражавшиеся, атакуя, наступая, спасённой , выскочив.
Повторить, что такое причастие и деепричастие, их морфологические признаки.
«Отечественная война 1812 года».
Показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).
Работа по отрывку из романа
Л. Н. Толстого «Война и мир».
Задание: прочитайте выразительно отрывок из романа.
«Над голубой рекой плыл дым от костров. Передовые части громадной армии ждали сигнала, зовущего к переправе. Все зависело от маленькой фигурки в треугольной шляпе и сером сюртуке, тяжело сидевшей на белом коне. Эта фигурка на холме видна была издали. Солдаты французской армии смотрели на своего предводителя, ожидая знака идти на русскую сторону.
Но Наполеон не давал знака. Он разглядывал молодой сосняк и желтые курганы, лежавшие на той стороне. Там не было ни живой души. …»
Ниже вы видите второй текст. Прочитайте и подумайте, чем он отличается от предыдущего?
«Над голубой рекой был виден дым. Передовые части громадной армии ждали сигнала. Все зависело от маленькой фигурки в треугольной шляпе и сером сюртуке. Эта фигурка на холме видна была издали. Солдаты французской армии ждали знака идти на русскую сторону.
Но Наполеон не давал знака. Он разглядывал молодой сосняк и желтые курганы. Там не было ни живой души …»
Какой из данных текстов богаче?
В каком тексте картина подготовки к переправе через реку представляется ярче?
Что «потерял » второй отрывок?
За счет чего это происходит?
Закрепить умение находить в тексте предложения с причастными и деепричастными оборотами, закрепить пунктуационные навыки. Повторить условия постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.
Учащиеся читают отрывки, определяют, чем они отличаются друг от друга.
Находят в 1-м тексте предложения с деепричастными и причастными оборотами и в ходе обсуждения повторяют правила обособления причастных оборотов.
Работа с предложениями из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого.
Синтаксический разбор предложения.
Стоя в резерве, полк князя Андрея нёс тяжёлые потери, людей выбивали залетающие сюда ядра, но солдаты стояли, не отступая и стараясь спастись.
Найти предложения с грамматической ошибкой.
Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться.
Князь Андрей, сделав распоряжение об отъезде, ушёл в свою комнату.
Денисов стоял у крыльца, отдавая последние приказания.
Войдя в зал, бал начался.
Совершенствовать навыки синтаксического разбора и умение находить предложения, в которых допущена грамматическая ошибка.
Выполнение учащимися синтаксического разбора и нахождение предложения с грамматической ошибкой.
Активизация интереса к истории нашего края, его героях.
Работа по картине Василия Верещагина «Отступление. Бегство французской армии».
Задание: распространите текст причастными и деепричастными оборотами.
Развивать умение самостоятельно подбирать подходящие по смыслу причастные и деепричастные обороты, закрепить условия постановки знаков препинания при них.
Учащиеся находят в тексте предложения с причастными и деепричастными оборотами, определяют, к какой схеме они относятся.
Проконтролировать степень усвоения учащимися материала.
Учащиеся выбирают задание для самостоятельной работы.
Звучит романс на стихи М.Цветаевой «Генералам 1812года».
Напомните мне, пожалуйста, цели нашего урока.
Мы достигли поставленных целей?
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Д.\з. Из текста «Автобиография Н.А.Дуровой» выписать предложения с причастными и деепричастными оборотами, начертить схемы.
Проверить уровень усвоения знаний, полученных на уроке.
Каждой ученице даются распечатанные тексты.
Повторить основные сведения о причастном и деепричастном оборотах.
5. Какие особенности класса учтены
При подготовке к уроку было учтено, что 11 б класс «слабый», поэтому
использовала доступный, интересный материал, яркое представление и опорные конспекты;
стремление приобщиться к культурным ценностям прошлого;
6. Чем обоснован выбор структуры урока
Такая структура урока позволяет активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, привить навыки самостоятельной работы с источником, отбирать нужный материал, проявлять творчество.
7. Обоснование выбранных методов обучения
Словесные (рассказ, работа с текстом), наглядные (схемы, презентация, репродукция картины), практический, метод самостоятельной работы учащихся, репродуктивный, частично-поисковый.
Они помогают добиться поставленных целей. Позволяют активизировать познавательную и мыслительную активность учащихся, создать атмосферу сотрудничества на уроке, ситуацию успеха.
8. В чем заключается нестандартность данного урока.
Урок построен с учетом психологических особенностей школьников.
Объяснение материала сочетается с яркими необычными наглядными пособиями (презентация)
Прослеживается межпредметная связь.
Используются возможности дифференцированного и л/о обучения.
Использование на уроке индивидуальных план-конспектов.
9. Удалось ли решить поставленные задачи
Цели урока достигнуты, тема раскрыта. Материал изложен в соответствии с программными требованиями, соответствует возрастным особенностям обучающихся.
Выбранный для просмотра документ презентация.pptx
Конспект урока по русскому языку в 6-м классе «Причастный и деепричастный оборот»
Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы. Определение темы и формулировка задач урока.
На экране: “Повторение параграфов 21,27”. (Cлайд1.)
Учитель: – Как вы думаете, может ли звучать так тема урока?
– Предложите свой вариант темы урока.
(Причастный и деепричастный обороты) – запись тетради. (Слайд 2.)
– Есть ли такой параграф в учебнике? (Нет.)
– Нужен ли нам такой урок? Зачем?
(С причастным и деепричастным оборотом связаны постановки знаков препинания.)
– Чем мы будем заниматься на уроке?
(Повторять правила выделения причастных и деепричастных оборотов, применять правила на письме, сравнивать причастные и деепричастные обороты.)
Учитель: – Вы видите, что сегодня в классе много газет. Как вы думаете почему?
– Мы будем выпускать с вами газету. Это будет уже 3-й номер нашей газеты. (Слайд 3.)
– Поэтому мы сегодня будем дальше отрабатывать умение редактировать предложения с ошибками, повторим основные речеведческие понятия на основе художественного текста.
III. Опорное повторение с элементами проверки домашнего задания.
Учитель: – 1 статья в газете – научная. (Слайд 4.)
Вы – журналисты! Вам известна тема статьи (вы видите ее на экране). Материал к ней вы сможете собрать в течение 5 минут, поучаствовав в пресс-конференции с “учеными-лингвистами” (к доске выходят по 1 ученику с каждого ряда). На этой конференции, задав вопросы (по 3 вопроса на тему “Причастный и деепричастный оборот” каждый ученик составлял дома), вы сможете узнать все, что вас интересует.
– Рабочий материал для научной статьи у вас есть, его уже можно отдать в набор.
У вас ровно 3 минуты, чтобы оформить рабочие материалы и сдать их. (Слайд 5.)
(Проверочная работа: учащиеся на листах пишут, что такое причастный и деепричастный оборот, чем они отличаются)
IV. Систематизация и углубление изученного.
1) Учитель: – На столах лежит материал, который уже набран, но мы его не можем отправить в печать. Почему? (Текст разрезан на 5 частей.) (Приложение 2) (Слайд 6.)
(Надо восстановить последовательность происходящих событий.)
Задание: в течение 2–3 минут восстановите текст, работая в парах.
(Учащиеся вспоминают основные части композиции рассказа, названия которых появляются на экране в результате перехода со слайда 7 на слайд8 по гиперссылке. Каждый абзац представляет собой определенную часть композиции. Композиционная схема постепенно открывается на слайде 8, с которого после проверки также по гиперссылке мы возвращаемся на Слайд 7.)
2) Учитель: – В то время, когда мы работали над текстом, двое наших “специальных корреспондентов” выполняли особое задание (индивидуальная работа).
Итак, следующая страничка нашей газеты поэтическая – “Поэтический букет”.
– Из предложенных стихотворений “спец. корреспондентам” необходимо было выбрать те, в которых есть предложения с деепричастными и причастными оборотами”. Они и украсят нашу газету поэтическим букетом. (Слайд 10, Приложение 3). (Учащиеся, выполняющие индивидуальную работу на уроке, читают стихотворения, остальные – проверяют, справились ли они с заданием.)
(звучит песня “Герои спорта” А.Пахмутовой, Н. Добронравова в исполнении М.Магомаева.)
– Олег – баскетболист. Повторяем за ним движения (имитируем движения баскетболиста на поле).
– Маша – гимнастка. Повторяем любимые Машины движения.
– Максим – хоккеист. Повторяем движения за Максимом.
Учитель: – Отдохнули? За работу! Нас ждет страница “Герои спорта”
– Задание: на экране (Слайд 11) вы видите предложения от спортсменов нашего класса, которые нужно осложнить причастными или деепричастными оборотами.
4) Учитель: – Есть в нашей газете и юмористическая страничка “Из школьных сочинений” (Слайд 12.)
– На экране – предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов. Ваша задача – записать предложения в исправленном виде.
V. Подведение итогов урока. (Cлайд13.)
Учитель: – Интересна ли будет наша газета? Чем?
– Что удалось сегодня на уроке?
– Какие странички показались вам наиболее интересными?
– Не отвлекла ли такая работа от основной цели урока?
– Выполнили мы те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?
VI. Домашнее задание. (Cлайд 14.)
– Творческое задание: предложите свою страничку, рубрику в нашу газету. Оформите ее письменно. Не забывайте при выполнении этого задания о теме “Причастный и деепричастный обороты”.
Конспект урока по теме: «Предложения с причастным и деепричастным оборотом».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Предложения с причастным и деепричастным оборотом.
Тип урока – Урок систематизации знаний.
1) помочь обобщить и систематизировать знания о деепричастном и причастном оборотах ;
2) научить находить и выделять деепричастный и причастный обороты; предупреждать ошибки в употреблении деепричастного оборота ;
1) обобщить и систематизировать знания о деепричастном и причастном оборотах ;
2) научиться находить и выделять деепричастный и причастный обороты; предупреждать ошибки в употреблении деепричастного оборота ;
Образовательная: формировать общеучебные умения и навыки (умение сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать), развивать лексические навыки, закрепить сведения о причастном и деепричастном оборотах, повторить навыки разграничения причастных и деепричастных оборотов.
Развивающая: показать необходимость выделения деепричастных и причастных оборотов в предложении, способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся, развивать навыки чтения, развивать мышление, самостоятельность, память, коммуникативные навыки общения.
Воспитательная: содействовать развитию интереса к изучению русского языка, формировать интерес и любовь к русскому языку, прививать навыки сотрудничества и взаимопомощи.
— понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей личности;
— способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
— постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;
— осуществление саморегуляции и самоконтроля;
— высказывание своих предположений.
— отбор и систематизация материала по теме;
— поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников,
представление и передача её с учётом заданных условий;
— сохранение и развитие умения сотрудничать в паре;
— умение отвечать на вопросы, слушать и слышать;
— формулирование и аргументация собственного мнения.
— знать определение причастного и деепричастного оборота,
— выявить условия обособления причастного и деепричастного оборота;
— формировать навыки постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах;
— формировать умения различать причастные и деепричастные обороты;
— обогащение словарного запаса учащихся;
— совершенствование орфографических и пунктуационных умений;
— способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
— способствовать развитию внимания;
— способствовать развитию умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
— обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать;
— способствовать развитию умения групповой и парной работы.
— воспитание уважения к отечественной литературе;
— воспитание уважения к символике;
— взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Элементы используемых технологий : личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, частично – исследовательская, технология проблемного обучения.
Оборудование : учебник русского языка М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, рабочая тетрадь, листы с заданиями по количеству учащихся, листы с тестами по количеству учащихся, листы с таблицей по количеству учащихся, листы с таблицей для взаимоконтроля по количеству учащихся, листы с предложениями для самоконтроля по количеству учащихся, листы с домашним заданием по количеству учащихся.
Риски: 1. Недостаток времени: тест.
2. Избыток времени: творческая работа.
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Мобилизирующий этап.
Списать предложение с доски, вставив пропущенные буквы и знаки препинания (с объяснением), выполнить синтаксический разбор предложения. (1 человек у доски)
Вопрос учителя: обратите внимание на то, какие конструкции встретились в этом предложении, сформулируйте тему урока.
(Тема: «Предложения с причастными и деепричастными оборотами»)
3. Целеполагание и планирование.
Ребята, что сегодня на уроке мы должны вспомнить, узнать и чему научиться? Ученики формулируют цели урока.
4. Концептуализация знаний.
Что называется деепричастным оборотом? (деепричастие с зависимыми словами)
Что такое деепричастие? (это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? что сделав? как?)
Каким членом предложения является деепричастный оборот? (обстоятельством)
Когда деепричастные обороты выделяются на письме запятыми? (обособляется независимо от его местоположения в предложении)
Что называется причастным оборотом? (причастие с зависимыми словами)
Что такое причастие? (это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопросы что делающий? что сделавший? какой?)
Каким членом предложения является причастный оборот? (определением)
Когда он на письме выделяется запятыми? (причастный оборот выделяется запятыми, если находится непосредственно за определяемым словом)
Когда на письме причастный оборот не выделяется запятыми? (причастный оборот не выделяется запятыми, если находится перед определяемым словом)
В чём заключается разница между деепричастными и причастными оборотами? (к деепричастному обороту задается вопрос от сказуемого, а к причастному обороту от определяемого слова: существительного или местоимения)
Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте графически деепричастный и причастный обороты.
1. Снег медленно опускаясь на землю покрывает все сплошной пеленой.
2. Деревья погруженные в сон утопают в сугробах.
3. Дорога круто сворачивая в чащу таит в себе неизвестность.
4. Ожидая чего-то сказочного медленно движешься по лесу.
5. Лес засыпанный снегом словно замер.
Конструирование предложений с деепричастным и причастным оборотом.
Школьник,| готовящийся к соревнованиям|, упорно тренировался. Школьник, |готовясь к соревнованиям|, упорно тренировался.
Мальчик заметил опечатку в книге и исправил её.
Путники осторожно шли по болоту и опирались на длинные шесты.
Самопроверка: Мальчик, |заметивший опечатку в книге|, исправил ее. Мальчик, |заметив опечатку в книге|, заметил ее. Путники, |осторожно шедшие по болоту|, опирались на длинные шесты. Путники, |осторожно идя по болоту|, опирались на длинные шесты.
Укажите в таблице предложения, в которых встретились деепричастный и причастный обороты.
Ветер прошёлся вдоль берега, обломав сухие ветви.
Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в седую мглу.
Природа, затаившая дыхание, замерла.
Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил ель.
Видны лишь верхушки ёлочек, сиротливо растущих у опушки.
Взметая вихри, с шумом взлетают из-под ног птицы.
Ночь, приближающаяся неумолимо, погружает всё в темноту.
Завораживает вид молодых берёз, розовеющих в лучах красного зимнего солнца.
До самой весны безмолвствует река, скованная льдом.
Удивительное чувство испытывает каждый человек, находящийся в зимнем лесу.
Ветер прошёлся вдоль берега, обломав сухие ветви.
Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в седую мглу.
Природа, затаившая дыхание, замерла.
Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил ель.
Видны лишь верхушки ёлочек, сиротливо растущих у опушки.
Взметая вихри, с шумом взлетают из-под ног птицы.
Ночь, приближающаяся неумолимо, погружает всё в темноту.
Завораживает вид молодых берёз, розовеющих в лучах красного зимнего солнца.
До самой весны безмолвствует река, скованная льдом.
Удивительное чувство испытывает каждый человек, находящийся в зимнем лесу.
5. Релаксационная пауза. https://yandex.ru/video/preview/?text=релаксационная%20пауза%208%20класс&path=wizard&parent-reqid=1608486317721975-945975078833690421300133-production-app-host-man-web-yp-239&wiz_type=vital&filmId=10311284981916035814
Исправьте (устно) ошибки в употреблении деепричастий.
Задев ветку, она медленно закачалась.
Неожиданно отпрянув, у меня слетела шапка.
Испуганная птица, взмахнув крыльями, и полетела.
Задев ветку, она медленно закачалась.
Задетая ветка медленно раскачалась.
Неожиданно отпрянув, у меня слетела шапка.
Неожиданно отпрянув, я уронил шапку.
Испуганная птица, взмахнув крыльями, и полетела.
Испуганная птица, взмахнув крыльями, полетела.
Тест. ФИ ________________________________________________
1. Найдите определение причастного оборота.
1. Два и более причастия в предложении.
2. Причастие с зависимыми словами.
3. Причастие с определяемым словом.
2. Чем является в предложении причастный оборот?
3. Найдите определение деепричастного оборота.
1. Два и более деепричастия в предложении.
2. Деепричастие с зависимыми словами.
3. Деепричастие с определяемым словом.
4. Чем является в предложении деепричастный оборот?
5. Найдите предложения с причастным оборотом:
1. Ветер прошёлся вдоль берега, обломав сухие ветви.
2. Река, загромождённая белым торосом, слегка искрилась.
3. Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в седую мглу.
4. Комья снега, лежащие на ветвях, давили их книзу.
6. Найдите предложения с деепричастным оборотом:
1. Едва осветив снега, день быстро уходил в сумерки.
2. Сквозь просветы видны перистые облака, проплывающие высоко над деревьями.
3. Шторм бушевал всю ночь, неожиданно стихнув к утру.
4. Давно запряжённые кони продрогли в снегу.
7. Найдите предложения с причастным оборотом:
1. В застывшем небе гасло последнее облачко, освещённое холодным закатом.
2. Лиса роется в снегу, разбрасывая вокруг снежную пыль.
3. Набуянившись за ночь, лес затих, поникнув ветвями сосен.
4. Слепит глаза морозный жгучий день, рассыпавший скрипучие сугробы.
8. Найдите предложения с деепричастным оборотом:
1. До самой весны безмолвствует река, скованная льдом.
2. На солнце ярко сверкнули занесённые снегом избушки.
3. Пушистые снежинки, легко порхая и кружась, опускались на землю.
4. Небеса рассыпались снежным пухом, наполняя весь воздух движением.
Сочинение-миниатюра «Новогодний праздник».
Написать сочинение- миниатюру, используя данные вопросы-помощники и опорные словосочетания.
1. Чего ждёшь от этого дня?
2. Каково твоё настроение?
3. Что особенное появляется в отношениях членов семьи?
4. Как воспринимаешь окружающих незнакомых людей?
5. Что доставляет самое большое удовольствие в этот день?
6. Чего желаешь всем в этот день?
Ожидая чего-то необычного, наполненный приятными хлопотами, радость, растущая во мне, улыбающиеся лица, помогая всем, предвкушая всеобщий восторг, любуясь зелёной красавицей, желая всего лучшего.
Просыпаешься 31 декабря, ожидая чего-то необычного. Впереди ещё долгий день, наполненный приятными хлопотами, но радость, растущая во мне, передаётся другим.
Незнакомые люди, улыбающиеся мне, кажутся близкими.
Помогая всем, я не забываю, что на мне лежит самое ответственное дело — нарядить ёлку.
Для меня это огромное удовольствие. Предвкушая всеобщий восторг, стараюсь изо всех сил.
Мама обнимет меня, и мы постоим, любуясь зелёной красавицей. Удивительная, весёлая, немножко сумасшедшая новогодняя ночь закончилась.
Желая всем самого хорошего, засыпаю.
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Задание: Замените причастные обороты деепричастными, расставьте знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты.
А) Петляющая по полю тропинка вывела нас к деревне. Б) Блестящий на солнце снег слепил глаза. В) Берёзки раскачивающиеся от сильного ветра будто стонали. Г) Гвоздики пылавшие среди травы были украшением сада. Д) Из- за деревьев вышел охотник вспугнувший глухаря.
1.Пройдя несколько домов Гаврик втащил Петю в какие – то ворота. 2. Пароход шёл задним ходом медленно поворачивая. 3. Шаланда подпрыгивая и разбивая волну быстро уходила в открытое море ярко синевшее крепкой зыбью.
7. Рефлексия. Молодцы! Вы хорошо поработали. Я попрошу оценить свою работу на уроке.
Заполните устно предложения (записаны на доске):
я сегодня на уроке повторил….
я сегодня на уроке узнал….
мне больше всего понравилось……,
мне труднее всего было работать над…..
А мне сегодня на уроке с вами было легко и интересно! Спасибо вам! До свидания!
Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте графически деепричастный и причастный обороты.
1. Снег медленно опускаясь на землю покрывает все сплошной пеленой.
2. Деревья погруженные в сон утопают в сугробах.
3. Дорога круто сворачивая в чащу таит в себе неизвестность.
4. Ожидая чего-то сказочного медленно движешься по лесу.
5. Лес засыпанный снегом словно замер.
Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте графически деепричастный и причастный обороты.
1. Снег медленно опускаясь на землю покрывает все сплошной пеленой.
2. Деревья погруженные в сон утопают в сугробах.
3. Дорога круто сворачивая в чащу таит в себе неизвестность.
4. Ожидая чего-то сказочного медленно движешься по лесу.
5. Лес засыпанный снегом словно замер.
Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте графически деепричастный и причастный обороты.
1. Снег медленно опускаясь на землю покрывает все сплошной пеленой.
2. Деревья погруженные в сон утопают в сугробах.
3. Дорога круто сворачивая в чащу таит в себе неизвестность.
4. Ожидая чего-то сказочного медленно движешься по лесу.
5. Лес засыпанный снегом словно замер.
Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте графически деепричастный и причастный обороты.
1. Снег медленно опускаясь на землю покрывает все сплошной пеленой.
2. Деревья погруженные в сон утопают в сугробах.
3. Дорога круто сворачивая в чащу таит в себе неизвестность.
4. Ожидая чего-то сказочного медленно движешься по лесу.
5. Лес засыпанный снегом словно замер.
Конструирование предложений с деепричастным и причастным оборотом.
Школьник,| готовящийся к соревнованиям|, упорно тренировался. Школьник, |готовясь к соревнованиям|, упорно тренировался.
Мальчик заметил опечатку в книге и исправил её.
Конструирование предложений с деепричастным и причастным оборотом.
Школьник,| готовящийся к соревнованиям|, упорно тренировался. Школьник, |готовясь к соревнованиям|, упорно тренировался.
Мальчик заметил опечатку в книге и исправил её.
Конструирование предложений с деепричастным и причастным оборотом.
Школьник,| готовящийся к соревнованиям|, упорно тренировался. Школьник, |готовясь к соревнованиям|, упорно тренировался.
Мальчик заметил опечатку в книге и исправил её.
Ветер прошёлся вдоль берега, обломав сухие ветви.
Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в седую мглу.
Природа, затаившая дыхание, замерла.
Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил ель.
Видны лишь верхушки ёлочек, сиротливо растущих у опушки.
Взметая вихри, с шумом взлетают из-под ног птицы.
Ночь, приближающаяся неумолимо, погружает всё в темноту.
Завораживает вид молодых берёз, розовеющих в лучах красного зимнего солнца.
До самой весны безмолвствует река, скованная льдом.
Удивительное чувство испытывает каждый человек, находящийся в зимнем лесу.
Ветер прошёлся вдоль берега, обломав сухие ветви.
Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в седую мглу.
Природа, затаившая дыхание, замерла.
Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил ель.
Видны лишь верхушки ёлочек, сиротливо растущих у опушки.
Взметая вихри, с шумом взлетают из-под ног птицы.
Ночь, приближающаяся неумолимо, погружает всё в темноту.
Завораживает вид молодых берёз, розовеющих в лучах красного зимнего солнца.
До самой весны безмолвствует река, скованная льдом.
Удивительное чувство испытывает каждый человек, находящийся в зимнем лесу.
Ветер прошёлся вдоль берега, обломав сухие ветви.
Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в седую мглу.
Природа, затаившая дыхание, замерла.
Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил ель.
Видны лишь верхушки ёлочек, сиротливо растущих у опушки.
Взметая вихри, с шумом взлетают из-под ног птицы.
Ночь, приближающаяся неумолимо, погружает всё в темноту.
Завораживает вид молодых берёз, розовеющих в лучах красного зимнего солнца.
До самой весны безмолвствует река, скованная льдом.
Удивительное чувство испытывает каждый человек, находящийся в зимнем лесу.
Ветер прошёлся вдоль берега, обломав сухие ветви.
Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в седую мглу.
Природа, затаившая дыхание, замерла.
Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил ель.
Видны лишь верхушки ёлочек, сиротливо растущих у опушки.
Взметая вихри, с шумом взлетают из-под ног птицы.
Ночь, приближающаяся неумолимо, погружает всё в темноту.
Завораживает вид молодых берёз, розовеющих в лучах красного зимнего солнца.
До самой весны безмолвствует река, скованная льдом.
Удивительное чувство испытывает каждый человек, находящийся в зимнем лесу.
Исправьте (устно) ошибки в употреблении деепричастий.
Задев ветку, она медленно закачалась.
Неожиданно отпрянув, у меня слетела шапка.
Испуганная птица, взмахнув крыльями, и полетела.
Исправьте (устно) ошибки в употреблении деепричастий.
Задев ветку, она медленно закачалась.
Неожиданно отпрянув, у меня слетела шапка.
Испуганная птица, взмахнув крыльями, и полетела.
Исправьте (устно) ошибки в употреблении деепричастий.
Задев ветку, она медленно закачалась.
Неожиданно отпрянув, у меня слетела шапка.
Испуганная птица, взмахнув крыльями, и полетела.
Исправьте (устно) ошибки в употреблении деепричастий.
Задев ветку, она медленно закачалась.
Неожиданно отпрянув, у меня слетела шапка.
Испуганная птица, взмахнув крыльями, и полетела.
Исправьте (устно) ошибки в употреблении деепричастий.
Задев ветку, она медленно закачалась.
Неожиданно отпрянув, у меня слетела шапка.
Испуганная птица, взмахнув крыльями, и полетела.
Задание: Замените причастные обороты деепричастными, расставьте знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты.
А) Петляющая по полю тропинка вывела нас к деревне. Б) Блестящий на солнце снег слепил глаза. В) Берёзки раскачивающиеся от сильного ветра будто стонали. Г) Гвоздики пылавшие среди травы были украшением сада. Д) Из- за деревьев вышел охотник вспугнувший глухаря.
1.Пройдя несколько домов Гаврик втащил Петю в какие – то ворота. 2. Пароход шёл задним ходом медленно поворачивая. 3. Шаланда подпрыгивая и разбивая волну быстро уходила в открытое море ярко синевшее крепкой зыбью.
Задание: Замените причастные обороты деепричастными, расставьте знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты.
А) Петляющая по полю тропинка вывела нас к деревне. Б) Блестящий на солнце снег слепил глаза. В) Берёзки раскачивающиеся от сильного ветра будто стонали. Г) Гвоздики пылавшие среди травы были украшением сада. Д) Из- за деревьев вышел охотник вспугнувший глухаря.
1.Пройдя несколько домов Гаврик втащил Петю в какие – то ворота. 2. Пароход шёл задним ходом медленно поворачивая. 3. Шаланда подпрыгивая и разбивая волну быстро уходила в открытое море ярко синевшее крепкой зыбью.
Задание: Замените причастные обороты деепричастными, расставьте знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты.
А) Петляющая по полю тропинка вывела нас к деревне. Б) Блестящий на солнце снег слепил глаза. В) Берёзки раскачивающиеся от сильного ветра будто стонали. Г) Гвоздики пылавшие среди травы были украшением сада. Д) Из- за деревьев вышел охотник вспугнувший глухаря.
1.Пройдя несколько домов Гаврик втащил Петю в какие – то ворота. 2. Пароход шёл задним ходом медленно поворачивая. 3. Шаланда подпрыгивая и разбивая волну быстро уходила в открытое море ярко синевшее крепкой зыбью.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.