в каком классе проходят булгакова
Что проходят по литературе в 10 и 11 гуманитарных классах
Список произведений для 10 и 11 классов, летнее чтение
Школьная программа по литературе, список для 10 класса
А.Н. Островский. «Гроза»
И.С. Тургенев. «Записки охотника» (рассказы по выбору учителя) «Отцы и дети» + еще один роман по выбору учителя
И.А. Гончаров. «Обломов»
Ф.И. Тютчев. Лирика («Полдень», «Весенние воды», «Silentium», «Осенний вечер», «О чем ты воешь, ветр ночной…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Я очи знал – о, эти очи!» «Она сидела на полу…», «Ты, волна моя морская…», «К.Б.»)
А.А. Фет. Лирика («Одним толчком согнать ладью живую…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…», «Сияли ночь. Луной был полон сад…», «Шепот. Робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…», «Осень», «Прости – и все забудь…», «Вечер», «Кот поет, глаза прищуря…», «Хоть счастие судьбой даровано не мне…»
Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Лирика («Вчерашний день, часу в шестом…», «Родина», «Нравственный человек», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «В дороге», «Железная дорога», «О погоде», «Умру я скоро…»)
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Н.С. Лесков. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» (по выбору учителя)
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (главы по выбору учителя)
Н.А. Добролюбов. Статьи «Что такое обломовщина?», «Луч света в темном царстве»
Д.И. Писарев. Статьи «Базаров», «Мотивы русской драмы», «Роман И. А. Гончарова ‘Обломов’», «Борьба за жизнь», «Старое барство»
М.А. Антонович. Статья «Асмодей нашего времени».
Русская литература для внеклассного чтения, 10 класс
А.Н. Островский. «Бесприданница», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца довольно простоты»
И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо», «Новь», «Рассказ отца Алексея», «Собака», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», «Степной король Лир»
И.А. Гончаров. «Обыкновенная история», «Обрыв»
Ф.М. Достоевский. «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Село Степанчиково и ее обитатели», «Кроткая», «Бедные люди»
Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Холстомер», «Отец Сергий»
А.И. Герцен. «Кто виноват?», «Сорока-воровка»
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головл?вы»
Сочинения Козьмы Пруткова
Зарубежная литература для 10 гуманитарного класса
Из Библии – «Книга Иова», «Песнь песней», «Евангелие от Иоанна»
Ч. Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба». «Тайна Эдвина Друда»
У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»
У. Коллинз. «Женщина в белом». «Лунный камень»
Г. Джеймс. «Поворот винта». «Дейзи Миллер»
У. Голдинг. «Наследники». «Шпиль». «Бог-скорпион»
Р. Киплинг. «Ким». «Свет погас». Лирика
Э. Золя. «Тереза Ракен». «Карьера Ругонов»
Г. Флобер. «Госпожа Бовари». «Саламбо». «Воспитание чувств»
Г. де Мопассан. «Жизнь». «Пышка» и другие новеллы
Г. Ибсен. «Пер Гюнт», «Нора»
М. Митчелл. «Унесенные ветром»
Ф.С. Фитцджеральд. «Великий Гэтсби». «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Т. Драйзер. «Сестра Кэрри». «Американская трагедия»
Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра».
Список литературы по школьной программе для 11 класса
А.П. Чехов. Рассказы («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой», «Студент», «Дом с мезонином», «Спать хочется», «Палата №6», «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья» и другие – по выбору учителя), комедия «Вишн?вый сад»
И.А. Бунин. Рассказы («Господин из Сан-Франциско». «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Холодная осень», «Чистый понедельник» и другие – по выбору учителя)
А.И. Куприн. Рассказы и повести («Гранатовый браслет», «Олеся» и другие – по выбору учителя)
Л.Н. Андреев. «Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот»
Максим Горький. Рассказы («Макар Чудра», «Челкаш», Старуха Изергиль»), драма «На дне»
Лирика Серебряного века (стихотворения И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, З. Гиппиус, А. Белого, В. Соловьева, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, И. Северянина, В. Ходасевича, Н. Гумилева, Вяч. Иванова, М. Волошина, М. Цветаевой и других – по выбору учителя)
А.А. Блок. Лирика («Девушка пела в церковном хоре…», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…», «Россия», «Я пригвожден к трактирной стойке…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «На поле Куликовом»), поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» (по выбору учителя)
С.А. Есенин. Лирика («Запели тесаные дроги…», «Я последний поэт деревни…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке Качалова», «Неуютная жидкая лунность…»), поэмы «Черный человек», «Анна Снегина»
В.В. Маяковский. Лирика («Послушайте!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой»), поэма «Облако в штанах», пьесы «Клоп», «Баня»
А.А. Ахматова. Лирика («Мне голос был…», «Мужество», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Вечером», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Небывалая осень построила купол высокий…», «Приморский сонет», «Родная земля»), поэма «Реквием»
Б.Л. Пастернак. Лирика («Февраль. Достать чернил и плакать. «, «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Никого не будет в доме. «, «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест. «, «Сосны», «Иней», «Июль»). Роман «Доктор Живаго» (главы «Лесное воинство», Рябина в сахаре»)
Внеклассное чтение для 11 гуманитарного класса
А.П. Чехов. «Черный монах», «Анна на шее», «Степь», «Учитель словесности». «Чайка». «Три сестры», «Дядя Ваня». Максим Горький. «Мещане». «Дело Артамоновых».
И.А. Бунин. «Старуха», «Сосны», «Сны Чанга», «Солнечный удар», «Митина любовь». «Жизнь Арсеньева»
А.И. Куприн. «Яма», «Поединок», «Молох», «Изумруд», «Суламифь», «Гамбринус», Штабскапитан Рыбников»
В.В. Набоков. «Защита Лужина». «Приглашение на казнь»
В.Я. Брюсов. «Огненный ангел»
Д.С. Мережковский. «П?тр и Алексей». «14 декабря»
В.В. Маяковский. «Флейта-позвоночник». «Про это». «Во весь голос»
А.А. Ахматова. «Поэма без героя»
Андрей Платонов. «Усомнившийся Макар». «Фро». «Епифанские шлюзы». «Чевенгур»
И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев». «Золотой теленок»
И.Э. Бабель. «Одесские рассказы»
Ю.В. Трифонов. «Дом на набережной». «Старик»
Г.Н. Владимов. «Верный Руслан». «Генерал и его армия»
В.В. Быков. «Сотников». «Дожить до рассвета». «Мертвым не больно».
Е.С. Гинзбург. «Крутой маршрут»
А.Н. и Б.Н. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Гадкие лебеди». «Попытка к бегству»
С.Д. Довлатов. «Зона». «Заповедник». «Компромисс»
Саша Соколов. «Школа для дураков»
В.О. Пелевин. «Жизнь насекомых». «Чапаев и Пустота»
В каком классе проходят «Мастер и Маргарита» Булгаков?
В каком классе нужно читать роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова? О чем книга, краткое содержание?
Доброго времени суток. По программе творчество М.Булгакова изучается в 11 классе. Во время планирования учитель может выбрать, что с учениками изучать «Белую гвардию» или «Мастера и Маргариту». Чаще выбирают второе, хотя я бы изучала оба. Кроме того обязательны для изучения «Собачье сердце» и «Роковые яйца «.
Литературу советского периода изучают в 11 классе, так что «Мастера и Маргариту» Булгакова проходят тоже в 11 классе, поэтому читать этот роман рекомендуют летом после 10 класса. Но произведение небольшое по объему, поэтому можно успеть прочитать и в году.
Книга рассказывает о большой настоящей любви и предательстве, об истинном таланте и мнимом, о благородстве и подлости, о государстве и личности, об эгоизме и альтруизме, о муках совести и бессердечии.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» является довольно сложным и по построению, и по содержанию. Тут есть и мистика, и евангельские события, и проблемы обычных людей. Мы видим Москву примерно 20х годов, туда прибывает сам Сатана со своими подручными. Писатель, которого тут зовут Мастером, написал произведение о последних земных днях Христа, но потом сжег свою рукопись, а сам пропал. Его жена Маргарита обеспокоена судьбой мужа, и Сатана помогает им, устроив им свидание. При этом он вручает Мастеру его рукопись.
Такой вот довольно сложный роман, а изучают его в 11 классе. А в советское время его вообще не изучали.
Этот роман заложен в программу одиннадцатого класса, так что можно его прочитать уже летом, накануне, после того, как будет закончен десятый класс, так как произведение объемное. Очень хороший роман, оригинальный.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» изучают в школе в одиннадцатом классе, поэтому советую почитать его уже летом, после того, как был закончен десятый класс. Произведение хоть и немаленькое, все-таки это роман, но читается легко и с интересом. По крайней мере так было у меня, мне роман очень понравился.
Похоже, что именнно так.Вечером вчера мне позвонила подруга и сказала, что с них требуют шесть тысяч на учебники внуку в четвёртый класс.Мы с ней с тоской вспоминали, как сами в обязательном порядке получали бесплатно абсолютно все учебники каждый учебный год, да и наши дети ещё застали такое благо.А вот внуки уже нет.Только почему нам громогласно везде и всюду твердят о доступном и бесплатном образовании и здравоохранении, а сталкиваемся мы с полностью противоположным.Считают, что мы совсем дураки или как это теперь принято»быдло»?
По математике списывала постоянно, потому что не понимаю эту науку и не люблю.У нас сидел мальчик на последней парте, который очень хорошо учился по математике, как контрольная, он решает и передаёт по своему варианту, вперёд, все списывают Половина класса-работа один в один, у него 5, у нас у всех 3, без одной ошибки.Учитель был в курсе, что все списывают. А по русскому наоборот все списывали у меня.На экзамене по химии решала всем задачи, а самой попался именно тот вопрос, который плохо знала, как сейчас помню-ацетиллен Все троечники получили за экзамен 4-5, а я 3, учитывая, что химию знала на 5
Замечательная вещь Александра Куприна!
Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.
Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.
Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений
Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.
Литература, 5 класс: список произведений на лето
Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.
Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.
Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».
Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:
А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.
Литература, 6 класс: список произведений на лето
Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.
Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.
Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.
А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.
Литература, 7 класс: список произведений на лето
Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.
Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.
Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.
Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
Литература, 9 класс: список произведений на лето
В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.
Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.
Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.
Литература, 10 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.
Список литературы на лето для 10 класса:
Литература, 11 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.
Список литературы на лето для 11 класса:
Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.
Школьная программа
по русской литературе
1—11 классы
Преамбула
Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.
Предлагаемый ниже список решает эту проблему следующим образом. Во-первых, он представляет собой сводку различных источников и включает авторов и произведения, которые упомянуты хотя бы в одной из программ, включая «списки литературы на лето», что обеспечивает его полноту.
Во-вторых, вместо распределения произведений по классам (и неизбежно возникающих при этом дублей) список включает все произведения школьной программы, упорядоченные по жанрово-хронологическому принципу, что обеспечивает его систематичность.
Ограничение: список включает только произведения русской литературы и не включает произведений зарубежной литературы.
На все произведения, входящие в список и присутствующие в корпусе Русской виртуальной библиотеки, даны гипертекстовые ссылки, что превращает его в дополнительный интерфейс РВБ, специально предназначенный для нужд школьного образования.
Одновременно с этим, произведения, которые пока остаются без ссылок, определяют вектор дальнейшего пополнения фондов РВБ.
Что делает «Мастер и Маргарита» в школьной программе?
Мне вдруг представился удивительный мир будущего – мир обновленной России. Мир, в котором на воров и бандитов больше не желают смотреть люди, программы криминальных новостей давно вышли из моды, а вид пепси-колы вызывает всеобщее отвращение. Мир, в котором библиотека имени Ленина восстановлена и преобразована на манер российского парламента, а у трудового народа имеется достаточно свободного времени, чтобы ее посещать. Мир, в котором с экранов телевизоров, газет и журналов не сходит слово культура, банкиры и простые верующие возлагают цветы к монументу Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», а стены наших квартир украшают портреты Пушкина, Гоголя и Толстого.
Долго ли нам еще идти к такому миру? И что надо делать, чтобы к нему вообще прийти? Честно говоря, я пока не знаю. Но в любом случае для начала необходимо хотя бы составить в своем воображении его очертания. А еще по примеру народников и большевиков развернуть мощную агитационную деятельность, заражать народ своими идеями, показывать ему зло настоящего и правду будущего.
Одним из проявлений негативных тенденций настоящего я считаю включение в школьную программу романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Кому-то это произведение кажется совершенно безобидным и весьма привлекательным. Но если хорошенько вдуматься в его основную сюжетную линию, волосы могут встать дыбом. Дело даже не в том, что оно агитирует молодое сознание школьников верить в бога. Запретить верить нельзя. Речь, конечно, не об этом, а о том, какими методами проводится данная агитация.
В соответствии с замыслом своего произведения Булгаков только за одни слова Берлиоза о том, что бога нет, бросил беднягу под трамвай и отрезал ему голову! Эти ужасные черносотенные замашки Булгакова очень напоминают действия мусульманских боевиков-фундаменталистов. Представляю, как устрашающе данная сцена действует на людей, словно пророчествуя, что так будет с каждым, кто усомнится в боге. Глубоко верующий Булгаков ненавидит Берлиоза за то, что для того, видите ли, абрикосовая вода в ларьке есть, а бога на небе нет и никакого Иисуса на самом деле не было. В «Мастере и Маргарите» за свое безбожие поплатился не только Берлиоз, но и все советские граждане-атеисты, выставленные Булгаковым пошлыми мещанами, на которых автор насылает дьявольские чары Воланда. Булгаков, так сказать, идет на сделку с дьяволом, превращает его толи в обратную сторону самого бога, толи в его верного слугу, через которого можно запугать безбожных граждан и заставить их снова поверить в бога.
Можно ли такие вещи читать в школе? Не будет ли это произведение воспитывать черносотенные замашки в наших детях? И не усилит ли оно состояние ненависти верующих по отношению к коммунистам?
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»