в каком классе проходят блока

Что проходят по литературе в 10 и 11 гуманитарных классах

Список произведений для 10 и 11 классов, летнее чтение

в каком классе проходят блока. gum1200. в каком классе проходят блока фото. в каком классе проходят блока-gum1200. картинка в каком классе проходят блока. картинка gum1200. А.Н. Островский. "Гроза"

Школьная программа по литературе, список для 10 класса

А.Н. Островский. «Гроза»

И.С. Тургенев. «Записки охотника» (рассказы по выбору учителя) «Отцы и дети» + еще один роман по выбору учителя

И.А. Гончаров. «Обломов»

Ф.И. Тютчев. Лирика («Полдень», «Весенние воды», «Silentium», «Осенний вечер», «О чем ты воешь, ветр ночной…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Я очи знал – о, эти очи!» «Она сидела на полу…», «Ты, волна моя морская…», «К.Б.»)

А.А. Фет. Лирика («Одним толчком согнать ладью живую…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…», «Сияли ночь. Луной был полон сад…», «Шепот. Робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…», «Осень», «Прости – и все забудь…», «Вечер», «Кот поет, глаза прищуря…», «Хоть счастие судьбой даровано не мне…»

Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Лирика («Вчерашний день, часу в шестом…», «Родина», «Нравственный человек», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «В дороге», «Железная дорога», «О погоде», «Умру я скоро…»)

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Н.С. Лесков. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» (по выбору учителя)

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (главы по выбору учителя)

Н.А. Добролюбов. Статьи «Что такое обломовщина?», «Луч света в темном царстве»

Д.И. Писарев. Статьи «Базаров», «Мотивы русской драмы», «Роман И. А. Гончарова ‘Обломов’», «Борьба за жизнь», «Старое барство»

М.А. Антонович. Статья «Асмодей нашего времени».

Русская литература для внеклассного чтения, 10 класс

А.Н. Островский. «Бесприданница», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца довольно простоты»

И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо», «Новь», «Рассказ отца Алексея», «Собака», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», «Степной король Лир»

И.А. Гончаров. «Обыкновенная история», «Обрыв»

Ф.М. Достоевский. «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Село Степанчиково и ее обитатели», «Кроткая», «Бедные люди»

Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Холстомер», «Отец Сергий»

А.И. Герцен. «Кто виноват?», «Сорока-воровка»

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головл?вы»

Сочинения Козьмы Пруткова

Зарубежная литература для 10 гуманитарного класса

Из Библии – «Книга Иова», «Песнь песней», «Евангелие от Иоанна»

Ч. Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба». «Тайна Эдвина Друда»

У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»

У. Коллинз. «Женщина в белом». «Лунный камень»

Г. Джеймс. «Поворот винта». «Дейзи Миллер»

У. Голдинг. «Наследники». «Шпиль». «Бог-скорпион»

Р. Киплинг. «Ким». «Свет погас». Лирика

Э. Золя. «Тереза Ракен». «Карьера Ругонов»

Г. Флобер. «Госпожа Бовари». «Саламбо». «Воспитание чувств»

Г. де Мопассан. «Жизнь». «Пышка» и другие новеллы

Г. Ибсен. «Пер Гюнт», «Нора»

М. Митчелл. «Унесенные ветром»

Ф.С. Фитцджеральд. «Великий Гэтсби». «Загадочная история Бенджамина Баттона»

Т. Драйзер. «Сестра Кэрри». «Американская трагедия»

Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра».

в каком классе проходят блока. depositphotos 200093340 s 2019. в каком классе проходят блока фото. в каком классе проходят блока-depositphotos 200093340 s 2019. картинка в каком классе проходят блока. картинка depositphotos 200093340 s 2019. А.Н. Островский. "Гроза"

Список литературы по школьной программе для 11 класса

А.П. Чехов. Рассказы («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой», «Студент», «Дом с мезонином», «Спать хочется», «Палата №6», «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья» и другие – по выбору учителя), комедия «Вишн?вый сад»

И.А. Бунин. Рассказы («Господин из Сан-Франциско». «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Холодная осень», «Чистый понедельник» и другие – по выбору учителя)

А.И. Куприн. Рассказы и повести («Гранатовый браслет», «Олеся» и другие – по выбору учителя)

Л.Н. Андреев. «Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот»

Максим Горький. Рассказы («Макар Чудра», «Челкаш», Старуха Изергиль»), драма «На дне»

Лирика Серебряного века (стихотворения И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, З. Гиппиус, А. Белого, В. Соловьева, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, И. Северянина, В. Ходасевича, Н. Гумилева, Вяч. Иванова, М. Волошина, М. Цветаевой и других – по выбору учителя)

А.А. Блок. Лирика («Девушка пела в церковном хоре…», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…», «Россия», «Я пригвожден к трактирной стойке…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «На поле Куликовом»), поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» (по выбору учителя)

С.А. Есенин. Лирика («Запели тесаные дроги…», «Я последний поэт деревни…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке Качалова», «Неуютная жидкая лунность…»), поэмы «Черный человек», «Анна Снегина»

В.В. Маяковский. Лирика («Послушайте!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой»), поэма «Облако в штанах», пьесы «Клоп», «Баня»

А.А. Ахматова. Лирика («Мне голос был…», «Мужество», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Вечером», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Небывалая осень построила купол высокий…», «Приморский сонет», «Родная земля»), поэма «Реквием»

Б.Л. Пастернак. Лирика («Февраль. Достать чернил и плакать. «, «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Никого не будет в доме. «, «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест. «, «Сосны», «Иней», «Июль»). Роман «Доктор Живаго» (главы «Лесное воинство», Рябина в сахаре»)

Внеклассное чтение для 11 гуманитарного класса

А.П. Чехов. «Черный монах», «Анна на шее», «Степь», «Учитель словесности». «Чайка». «Три сестры», «Дядя Ваня». Максим Горький. «Мещане». «Дело Артамоновых».

И.А. Бунин. «Старуха», «Сосны», «Сны Чанга», «Солнечный удар», «Митина любовь». «Жизнь Арсеньева»

А.И. Куприн. «Яма», «Поединок», «Молох», «Изумруд», «Суламифь», «Гамбринус», Штабскапитан Рыбников»

В.В. Набоков. «Защита Лужина». «Приглашение на казнь»

В.Я. Брюсов. «Огненный ангел»

Д.С. Мережковский. «П?тр и Алексей». «14 декабря»

В.В. Маяковский. «Флейта-позвоночник». «Про это». «Во весь голос»

А.А. Ахматова. «Поэма без героя»

Андрей Платонов. «Усомнившийся Макар». «Фро». «Епифанские шлюзы». «Чевенгур»

И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев». «Золотой теленок»

И.Э. Бабель. «Одесские рассказы»

Ю.В. Трифонов. «Дом на набережной». «Старик»

Г.Н. Владимов. «Верный Руслан». «Генерал и его армия»

В.В. Быков. «Сотников». «Дожить до рассвета». «Мертвым не больно».

Е.С. Гинзбург. «Крутой маршрут»

А.Н. и Б.Н. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Гадкие лебеди». «Попытка к бегству»

С.Д. Довлатов. «Зона». «Заповедник». «Компромисс»

Саша Соколов. «Школа для дураков»

В.О. Пелевин. «Жизнь насекомых». «Чапаев и Пустота»

Источник

Серия уроков литературы в 11-м классе, посвященных изучению творчества А.Блока

Разделы: Литература

Урок № 1. А.А. Блок. Личность и творчество.

1. Вступительное слово учителя о Блоке – великом поэте 20 века, который глубоко и полно выразил эпоху 3-х революций в России, который не примыкал ни к одной политической партии, не разбирался в их программах.

Блок интересен нам не только как представитель эпохи, но и как художник, который нам оставил эстетические ценности.

Всё, что волновало поэта: стремление к чистоте и гармонии человеческих отношений, вопрос о роли искусства, проблема подчинения личности народному волеизъявлению – всё это волнует и современного человека.

А. Блок – одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию 20 века, соединив русскую классику и новое искусство.

2. Учащимся предлагается просмотр фильма о жизни и творчестве А. Блока. По ходу просмотра фильма учащиеся делают записи, выделяя самое важное, на их взгляд. Это могут быть слова, словосочетания или предложения, которые помогли бы понять творчество А. Блока

В тетрадях учащихся появляются записи:

После просмотра фильма учащиеся делятся впечатлениями о фильме и говорят о том, что в личности А. Блока их наиболее поразило.

Домашнее задание. На основе статьи учебника по творчеству Блока составить таблицу. Учащиеся легко справляются с этим заданием, так как важнейшие особенности этапов творчества А. Блока подробно и доступно рассмотрены в учебнике.

Урок № 2-3 (творческая мастерская). Тема страшного мира в лирике блока. Мир стихий в лирике Блока.

Если после первого урока у учащихся сложились представления об образной системе поэзии Блока (в этом и заключалась цель лекции учителя), то, выполняя одно из заданий ко второму уроку, каждый ученик не только найдет свое место в общей работе над темой, но и сможет показать, как полученные сведения о характерных особенностях блоковской поэзии помогли ему прочесть произведение поэта.

В системе уроков, посвящённых творчеству писателя, каждый урок должен быть продолжением и развитием того, что звучало на предыдущем уроке. Поэтому вступление учителя послужит как бы мостиком между тем, что уже постигнуто, и тем, что предстоит постичь.

Мы уже говорили о том, что А. Блок мучительно ощущал отсутствие гармонии в «страшном мире», его катастрофическую хаотичность. Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а гармония была желанна, необходима, без неё было не возможно жить. Ее принесла поэту Любовь.

Любовь была призвана «заклясть хаос» не только в душе поэта, но и в окружающем его мире. Блок обожествлял Любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл жизни.

Нам стихи Блока о любви дороги чистотой и тонкостью поэтического чувства. Многие из них он посвятил своей жене Любови Дмитриевне. Их семейная жизнь была трудной и не ладилась отчасти потому, что Блок настойчиво приподнимал Любовь Дмитриевну над жизнью и обожествлял ее, тогда как она, по выражению А. Горелова, была «человек трезвой психики и вполне земных страстей», «склонна была рассматривать непонятную ей духовную деятельность поэта лишь как нервическую лихорадку его неуравновешенной натуры».

А. Блок воспринимал собственную жизнь только как часть «вселенской мистерии». И «вне понимания этой особенности Блока (. ) нет путей к миру его поэзии.

Чтение и анализ стихотворений Блока, посвященных теме любви, строится по типу семинарских занятий.

Возможны различные варианты опроса.

Вариант первый. Учитель опрашивает одного учащегося из каждой группы, остальные получают возможность дополнять его ответ и выступать с возражениями.

Вариант второй. Учащимся предоставляется право, посовещавшись до урока, выдвинуть от каждой группы одного отвечающего. Его ответ рассматривается как коллективная работа, а меру участия остальных в этой работе определяют сами члены группы.

Вариант третий. Одни из учащихся каждой группы отвечает устно, остальные сдают учителю результаты своих наблюдений над текстом стихотворения в письменном виде.

«Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья» «Вхожу я в темные храмы. ».

Какова эмоциональная атмосфера стихотворения?

Какими средствами она создается?

Каковы предметный ряд стихотворения, его цветовая гамма?

Каким предстает лирический герой стихотворения?

Прорисован, ли внешний облик Прекрасной Дамы?

Какими средствами создается ее образ?

Какие важнейшие мотивы участвуют в его создании?

в каком классе проходят блока. img1. в каком классе проходят блока фото. в каком классе проходят блока-img1. картинка в каком классе проходят блока. картинка img1. А.Н. Островский. "Гроза"

Таинственная, волшебная, загадочная атмосфера стихотворения создается с помощью контрастной цветовой гаммы («темные» – «красные»). Эту атмосферу подчеркивает и психологическое состояние лирического героя, переданное выразительными глаголами жду, дрожу. Герой почти неподвижен, но это неподвижность напряженного ожидания, ожидания Прекрасной Дамы. Героиня стихотворения лишена внешних черт, ее облик возникает лишь в воображении героя, («Только образ, лишь сон о ней», «Мне не слышны ни вздохи, ни речи»). Но сама обстановка храма, глубокие цвета, величественные имена, которыми наделяет поэт возлюбленную, яркие, благозвучные эпитеты и эмоциональное состояние героя – все это создает образ возвышенный, божественный, неземной. Героиня прекрасна в своей невоплощенности, поэтому столь значимы в стихотворении мотивы, создающие ощущение непроясненности, невидимости, – мотивы тени и сна.

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. ».

в каком классе проходят блока. img2. в каком классе проходят блока фото. в каком классе проходят блока-img2. картинка в каком классе проходят блока. картинка img2. А.Н. Островский. "Гроза"

Мотив ожидания, становящегося все более напряженным по мере приближения встречи («Предчувствую тебя. »), соединяется с мотивом страха («Но страшно мне. »), что придает лирическому сюжету особый драматизм, который подчеркивается образом-символом «весь горизонт в огне», эпитетами нестерпимо, горестно, низко, контрастирующими со словами ясен, лучезарность. Страстно жаждущий вочеловечения идеала, лирический герой боится разочароваться, обмануться, ибо, обретя земное воплощение, Прекрасная Дама может оказаться несхожей с его представлениями о ней, утратит свою «идеальность», свою божественность (употребление местоимения Ты с заглавной буквы подчеркивает, что она для героя – божество). Так, рядом с желанием встречи возникают глубокие сомнения в ее осуществимости, в достижимости воссоединения земного и небесного.

«Мне страшно с Тобой встречаться. ».

Какой поэтический прием создает ощущение острого драматизма стихотворения?

Какой мотив, только намечавшийся в рассмотренных ранее стихах, становится здесь основным?

Какие образы (звуковые и цветовые) создают атмосферу стихотворения?

Как они соотносятся с образным строем рассмотренных ранее стихов?

Как вы понимаете финальные строки стихотворения?

Какие образы в стихотворении усложняют повторяющийся лирический сюжет?

в каком классе проходят блока. img3. в каком классе проходят блока фото. в каком классе проходят блока-img3. картинка в каком классе проходят блока. картинка img3. А.Н. Островский. "Гроза"

Стихотворение начинается с резкой антитезы: «Мне страшно с Тобой встречаться // Страшней Тебя не встречать», – и с первой же строчки в нем начинает главенствовать мотив страха. Образный строй этого стихотворения, одного из завершающих цикл, контрастно противопоставлен образному строю стихотворений «Вхожу я в темные храмы», «Я отрок, зажигаю свечи». Изменяются цвет («хмурое небо»), звук (звуки похорон), и хотя сохраняется предметный ряд, связанный с образом храма, он получает дополнительную психологическую окраску: вместо «сияния красных лампад» – «хмурое небо низко накрыло и самый храм». Строка «Ты здесь. Ты близко» выражает уверенность героя в существовании идеала, но в финальной строке («Тебя здесь нет. Ты – там») звучит отчаяние, ощущение невозможности земного воплощения Вечной Женственности. Краткие фразы и возникающие между ними паузы передают предельное волнение лирического героя. Лирический сюжет осложняется появлением «теней» («По улицам ходят тени»). В других стихотворениях цикла взгляд героя был устремлен в неземное пространство, к высшей реальности. Здесь впервые возникают еще неясные очертания реальности земной, которая мешает желанной встрече. Взор поэта все настойчивее обращается к окружающему миру; как следствие, нарастают сомнения в возможности скорого вочеловечения романтического идеала.

Герой оказывается перед выбором: остаться в мире идеальных иллюзий или окунуться в мир земных стихий. С этим моментом выбора связан завершающий 1-й том цикл с выразительным названием «Распутья».

На что направлен взгляд поэта в этом стихотворении?

Найдите в тексте предметные детали. Какова цветовая гамма стихотворения?

Какие ассоциации вызывает эпитет «жолты»?

В чем своеобразие его написания?

Какие образы в стихотворении связаны с миром зла?

Можно ли дать логическое истолкование этим образам?

Как названы в стихотворении фабричные рабочие?

Почему Блок не использует в тексте слово «рабочие»?

Можно ли назвать это стихотворение реалистическим?

в каком классе проходят блока. img4. в каком классе проходят блока фото. в каком классе проходят блока-img4. картинка в каком классе проходят блока. картинка img4. А.Н. Островский. "Гроза"

Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлен ввысь, к церковному своду, к небу, то в этом стихотворении он смотрит вокруг себя («В соседнем доме. ») и даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу все с моей вершины»). Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «черный кто-то»). Эпитет «жолтый», обрамляющий стихотворение, привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности, нездоровой лихорадочности (именно в таком значении этот цвет нередко встречался в произведениях русской классики, особенно значима символика «желтого» у Достоевского), а благодаря необычному написанию эпитет приобретает значение символа некой зловещей силы. С миром зла связан и другой символический образ – «недвижный кто-то, черный кто-то». Этот символ не стоит трактовать буквально. Конечно, можно представить себе страшное здание фабрики, «проглатывающее» приходящих рабочих, но эта картина не исчерпает всего содержания образа. Скорее, это символ некоего мирового, мистического зла. Называя жертв этого зла людьми, народом, нищими, Блок не использует слово рабочие. Вообще, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не дает ее явлениям социальных, реалистических мотивировок. Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире. Цикл «Распутья» знаменует поворот Блока от идеального мира Прекрасной Дамы к миру земных стихий.

Незнакомка (полный анализ дан в учебнике).

в каком классе проходят блока. img7. в каком классе проходят блока фото. в каком классе проходят блока-img7. картинка в каком классе проходят блока. картинка img7. А.Н. Островский. "Гроза"

в каком классе проходят блока. img8. в каком классе проходят блока фото. в каком классе проходят блока-img8. картинка в каком классе проходят блока. картинка img8. А.Н. Островский. "Гроза"

Из цикла «Страшный мир». «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

В чём своеобразие композиции стихотворения?

Какое представление поэта о жизни она символизирует?

Как конструкция предложений, обрамляющих стихотворение, передает состояние окружающего мира?

Можно ли считать детали городского пейзажа образами-символами?

Какую роль играет симметричность построения произведения?

Как выражено в стихотворении новое блоковское понимание сущности жизни и смерти?

в каком классе проходят блока. img5. в каком классе проходят блока фото. в каком классе проходят блока-img5. картинка в каком классе проходят блока. картинка img5. А.Н. Островский. "Гроза"

Стихотворение имеет инверсированную кольцевую композицию, что создает ощущение замкнутости, повторяемости, бесперспективности всякого движения, приводящего в конечном итоге к возвращению в исходную точку. Номинативные предложения, обрамляющие стихотворение, состоят из существительных, лишенных определений и логически не связанных между собой, что еще больше подчеркивает неподвижность, мертвенность, бескрасочность окружающего мира, утрату органической связи между его частями. Причем все образы, перечисленные в стихотворении, приобретают характер символов. Ночь здесь лишена таинственности, это мрак, хаос, пустота, в которую уходит городская улица. Аптека (деталь почти прозаическая) становится в данном контексте символом перехода из жизни в

смерть. И даже фонарь не разрушает этой бесконечной тьмы, излучая «бессмысленный и тусклый свет». Конструкция стихотворения отличается удивительной симметричностью: первая строфа зеркально отражается во второй, как городской пейзаж в «ледяной ряби канала». Кажется, что человек, вглядываясь в лицо этого мертвого, страшного мира, убеждается в бессмысленности жизни («Живи еще хоть четверть века. ») и обращает свой взор к каналу в поисках спасительного гибельного выхода, но и в нем видит лишь отражение все той же беспредельной скуки и приходит к парадоксальной идее бессмысленности смерти («Умрешь – начнешь опять сначала. »).

Россия в лирике Блока. «На железной дороге».

В чем своеобразие композиции стихотворения?

Как изображена, погибшая девушка?

Как конструкция предложений раскрывает авторское отношение к ней?

В каких образах предстает мир, окружающий героиню?

С какой целью использована метонимия?

Какие эпитеты раскрывают отношение мира к героине?

Как система контрастов выражает парадоксальность устройства мира?

Как чувствует себя в этом мире живая душа?

Почему к слову «тоска» Блок подбирает эпитеты «дорожная, железная»?

С какой целью в стихотворении дважды повторено слово «скользнул»?

Почему юность героини названа «бесполезной»?

Какие литературные ассоциации вызывает у вас сюжет и образный строй стихотворения?

Найдите переклички образов и мотивов этого стихотворения с «Тройкой» Н. А. Некрасова. В чем отличие композиции стихотворений?

Какой смысл приобретает слово «больно» в последней строке?

Почему это стихотворение Блок включил в цикл «Родина»?

Как оно связано с другими стихами цикла?

в каком классе проходят блока. img6. в каком классе проходят блока фото. в каком классе проходят блока-img6. картинка в каком классе проходят блока. картинка img6. А.Н. Островский. "Гроза"

В центре внимания поэта – судьба погибшей девушки. Однако о том, что она мертва, сообщается лишь в обрамляющих стихотворение строфах, центральная часть произведения посвящена ее жизни. Многочисленные портретные детали подчеркивают красоту и одухотворенность героини («красивая и молодая», «нежней румянец, круче локон»). Даже о погибшей говорится – «как живая». Автор рассказывает о своей героине, используя определенно-личные предложения, не называя ее имени, не употребляя местоимения она. Отсутствие подлежащего сокращает дистанцию между поэтом и его героиней, создает ощущение, что она предельно близка и дорога ему. Иначе изображен окружающий героиню мир: это мир без людей, мир без лиц. Бездушие мира подчеркнуто метонимией «Вагоны шли привычной линией. Молчали желтые и синие» и пропуском подлежащего, который в этом случае играет совершенно иную роль («В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами. »).

в каком классе проходят блока. img6. в каком классе проходят блока фото. в каком классе проходят блока-img6. картинка в каком классе проходят блока. картинка img6. А.Н. Островский. "Гроза"

Последней поэме А. Блока уделено немало места и в учебнике, и в методической литературе. В практике сложились в основном два пути изучения этого произведения: либо комментированное чтение с последующим обобщением важнейших аспектов его содержания и художественного своеобразия, либо комплексный анализ поэмы, которому предшествует ее самостоятельное чтение. Я предпочитаю второй вариант изучения поэмы. При этом следует помнить, что поэма «Двенадцать» – одно из самых неоднозначных произведений Блока, поэтому необходимо предоставить ученикам свободу ее прочтения, интерпретации отдельных образов и мотивов, даже если их точка зрения не совпадает с позицией авторов учебника.

Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности.

Вступительное слово учителя.

3 марта 1918 года в газете «Знамя труда» на грубой, почти оберточной бумаге, на левой внутренней полосе, была напечатана поэма «Двенадцать». Это была первая поэма о революции.

Газет не хватало, и их расклеивали на улицах, а прохожие останавливались и читали.

Поэма Блока стала злобой дня. Контрреволюционно настроенные литераторы искали в ней издевку, скрытую иронию. Но вслед за «Двенадцатью» Блок опубликовал стихотворение «Скифы», в котором приветствовал революцию.

На Блока обрушился шквал бешеной ругани, грязной клеветы, прямых угроз. Его вчерашние почитатели, соратники,.«друзья» стали злобно травить его. В черновом варианте поэмы «Анна Снегина» С. Есенин вспоминает:

Возмездье достигло рока.
Рассыпались звенья кольца.
Тогда Мережковские Блока
Считали за подлеца.
«Двенадцать» вовсю гремело,
И разве забудет страна,
Как ненавистью вскипела
Российская наша шпана?

Блок стойко пережил нападки, держался мужественно и непоколебимо. «Всем телом, всем сердцем, всем дознанием – слушайте Революцию»,– призывал он в статье «Интеллигенция и революция».

Через неделю после публикации поэмы «Двенадцать» Блок получил письмо от двух начинающих поэтесс, бывших его восторженных поклонниц, курсисток:

«Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

И Вам не стыдно? Пощадите свои первые три книжки, «Розу и крест» и «Соловьиный сад»!

И, спускаясь по камням ограды,
Я нарушил цветов забытье,
Их шипы, точно руки из сада,
Уцепились за платье мое,

Как бесконечно жаль, что Вы не остались за оградой, высокой и длинной. Так оплевать себя».

На этом письме Блок сделал пометку: «Что за глупости?» Курсистки были неумные, сбитые с толку обывательницы. Но многие известные писатели (Вл. Пяст, Вячеслав Иванов, Г. Чулков) вели себя не умнее. Они не подавали Блоку руки. Не поняли и потому не приняли поэму И. Бунин, пушкинист П. Е. Щеголев, литературовед Ф. Ф. Зелинский. Зато рабочие восторженно приветствовали ее. Любовь Дмитриевна несколько раз выступала с чтением поэмы в переполненных аудиториях. Отдельные стихи из поэмы появились на плакатах.

В день первой годовщины Октября Блок видел на кумачовых полотнищах:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем!

Безоговорочно высокой была оценка «Правды».

Поэма была напечатана за рубежом и произвела большое впечатление на интеллигенцию Запада.

Изучение поэмы «Двенадцать» путем эвристической беседы, подготовленной домашним заданием.

В сильном классе можно обойтись без комментированного чтения. Учащиеся получают задание прочитать поэму самостоятельно и ответить на вопросы (задания выполняются в группах):

Ответы могут оказаться разноречивыми. Оживленные споры вызывают, как правило, четвертый, пятый и шестой вопросы.

После выступления каждой группы, выбирается ряд таблиц и схем, составленных учащимися, которые наиболее точно передают авторский замысел поэмы (см. Приложение).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *