в каком классе пишут конспекты
Что такое конспект и как его писать
Как красиво иправильно писать конспект
Конспект— это краткое содержание лекции или произведение, вкотором выделено всё главное исущественное. Записывать информацию нужно коротко исодержательно. Для каждого предмета стоит завести отдельные тетради— так легче найти нужную информацию.
Нестоит путать конспект спланом, ведь это понятие намного шире. Нообщее уних всё-таки есть— умение разделить беседу или произведение налогически связанные части.
Вконспекте обязательно используется рассмотрение примеров ицитирование. Последнее стоит делать повсем правилам— выделать кавычками иуказывать источник взятого материала. Также стоит аккуратно выделять заголовки, подзаголовки, термины ипонятия. Это поможет более эффективно запомнить исистематизировать информацию, полученную вовремя занятия. Кроме того, при подготовке кзачёту или экзамену будет весьма удобно отыскать всё самое основное вкратчайшие сроки.
Для конспектирования беседы вам понадобится записать еётему, краткое содержание, все основные мысли итезисы. Главная ошибка введении записей— слишком подробное, практически дословное записывание материала. Это совершенно никчему, ведь это будет занимать слишком много времени, ивыпопросту неуспеете залектором. Витоге вырискуете потратить драгоценные минуты намелочи, упустив при этом всё самое главное.
Просмотреть примеры конспектов выможете винтернете, просто отправив запрос стемой насоответствующем сайте. Нонадеяться натакие подсказки нельзя— вовсемирной сети много неточных (аиногда иоткровенно неправильных) материалов. Поэтому подходят такие виртуальные конспекты для систематизации иуточнения информации, анекак еёглавный источник. Кроме того, многие преподаватели требуют конспектировать информацию исключительно вовремя лекций иотруки (вклейки ицитаты из интернета находятся под строжайшим запретом).
Записывая краткое содержание статьи или беседы, старайтесь обобщать так, чтобы это было витоге интересно читать. Если выиспользуете втексте сокращения (аони иногда просто необходимы) незабудьте где-то записать ихрасшифровку. Это нужно для того, чтобы вответственный момент вынетратили время, чтобы понять, что значит таили иная фраза. Помните, что даже самые креативные идеи могут впоследствии существенно подвести.
Конспект урока или лекции может содержать подробный план, основные тезисы разговора, цитаты ивыписки. Однако вся информация должна быть подана максимально кратко ипонятно. Посодержащейся вконспекте информации ихможно условно поделить наплановые (которые содержат лишь краткий план урока или текста), текстовые (тут только связанные логически выписки ицитаты) исвободные (есть признаки двух предыдущих видов).
Особенности написания конспекта порусскому языку илитературе
Написание конспекта— это, посути, логическая переработка исходного текста изапись всех самых важных нюансов. При составлении конспекта порусскому языку очень важно обращать внимание направила ипримеры кним. Они должны иметь логическую связь— это необходимо для последующего восстановления информации вполном объеме. Тоесть конспект должен отвечать натри главных вопроса— очём говорится, что самое важное ичто сэтим следует делать.
Конспект политературе пишется восновном покакому-то выбранному произведению (хотя изредка требуется изаписывание самых важных моментов урока). Прежде чем приступать кконспектированию, стоит прочесть тематический материал, выделить внём основные моменты, написать подробный план итолько тогда можно заниматься собственно работой. Написание потексту должно быть кратким без ненужных мелочей иуточнений. Главное— выделение главных героев повествования, место ивремя действия, основные сюжетные линии исобытия. Авот имена второстепенных героев, каждую локацию иразговор упоминать нестоит— это будет совершенно бесполезная работа.
Особенности написания конспекта поФГОСу
Написание конспекта— это обязательное условие учебного процесса наоснове новых государственных стандартов отечественного образования. Согласноим, ученик должен уметь нетолько прочитать материал, ноитщательно его обработать, обобщить изаписать всё самое главное. Особенно конспектирование актуально поистории ибиологии. Краткое содержание урока поэтим предметам обязательно нужно дополнить информацией, записанной попараграфу всоответствующем учебнике. Приветствуются также иуточнения издругих источников (незабудьте сделать пометки где вынашли туили иную информацию).
При составлении конспекта пофизике, внего обязательно стоит включить все основные термины, правила ипримеры соответствующих задач. Наполях обязательно делайте пометки оразделе изучаемого предмета— это сделает поиск нужного материала намного легче.
Несмотря накажущуюся разницу, схожие правила написания имеет иконспект поанглийскому языку. Тут очень важно разделять разные направления предмета. Писать вместе лексику играмматику нестоит— это впоследствии может значительно усложнить вам жизнь.
Особенности написания конспекта вшколе ивВУЗе
Как говорилось ранее, конспект вуниверситете— это, наверное, главный способ запоминания исистематизации информации. Авот конспектирование вшколе— это скорее подготовка кнормальному учебному процессу вунивере, чем жизненно важное инеобходимое условие (насамом деле она начинается намного раньше— изпересказов сказок вдетском саду).
Первые конспекты дети начинают писать в5классе. Наэтом этапе это очень короткое плановое конспектирование, когда содержание одного параграфа вмещается всего впару строчек. В6классе записи становятся лишь чуть объемней— сказывается ивозраст учащихся идобавление новых предметов, которые также следует конспектировать.
Авот самыми сложными поправу считаются 9— 10классы, вкоторых количество предметов достигает своего апогея. Аэто значит, что писать нужно много иправильное ведение записей— это скорее жизненно важная необходимость, чем прихоть педагогов (даинаЕГЭ конспекты очень даже могут пригодиться). Для успешной сдачи экзаменов итестирования просто необходимо вести подробные ипонятные записи начиная уже с7класса. Позднее при подготовке вам будет достаточно просто немного освежить ихвпамяти.
Почему необходимо научится писать конспекты икак это лучше всего сделать
Как говорилось ранее, писать обобщённые записи уроков просто необходимо. Для этого следует быстро определять для себя всё самое главное икратко это конспектировать. Проще всего это делать покниге— прочитавеё, выточно запомните все главные моменты, которые истоит записать. Это обязательно должны быть герои исобытия. Немаловажным будет место ивремя разворачивающихся вповествовании событий. Это ибудет опорный конспект, который обязательно пригодится вам внедалёком будущем. Если лень читать произведение полностью, тонестоит доверять записям изинтернета— содержащаяся там информация зачастую неполная или имеет существенные искажения. Тут ужстоит определиться— яхочу хорошо учиться или яхочу гулять. Третьего варианта просто недано. Именно поэтому ответ навопрос, нужноли писать конспект, однозначен— это просто необходимо для того, чтобы нормально иэффективно учиться.
Порядок ведения конспекта
Правильное икрасивое записывание главных тезисов любой информации— это путь квесьма успешному обучению вшколе ивинституте. Твёрдых правил ведения записей несуществует— каждый выбирает для себя теметоды, которые ему ближе ипроще. Способы эффективного выделение изапоминания материала укаждого также свои— кому-то помогают пометки наполях, кому-то выделение основных тезисов цветным маркером, акто-то, наоборот, рисует мини-пиктограммы, которые сложно понять непосвящённому человеку.
Технология написания конспекта достаточно проста— сначала записывается тема, услышанная информация систематизируется икратко заносится втетрадь. Все главные заголовки, подзаголовки, правила итермины обязательно выделяются. Вкачестве наглядного приложения записываются примеры или делаются схематические зарисовки. Последовательность записи зависит только отпорядка изложения материала. Также при конспектировании нестоит забывать, что план— это основа записей, откоторой выбудете отталкиваться вбудущем.
Написание конспекта— это не сложно, если нелениться ибыть настроенным наинтенсивную работу. Поверьте, время, потраченное назаписывание нужной информации, потом вернётся вам сторицей вовремя подготовки кЕГЭ или сессии.
Способы конспектирования
Хорошо усвоить тему и быстро воспроизвести её в памяти школьникам помогут навыки составления конспекта. Правильно выполняемое конспектирование заставляет глубоко осмыслить материал, погрузившись в его содержание в процессе переработки. Освоив правила ведения записей, учащийся сможет улавливать и фиксировать основные мысли, складывая их в понятный сжатый текст непосредственно при поступления информации.
Полученные умения пригодятся при дальнейшем обучении – качественное конспектирование лекций необходимо для студента. В профессии этот навык даёт дополнительные шансы сделать успешную карьеру. Даже в быту умение коротко, но понятно сделать необходимые записи сильно облегчит вашу жизнь.
Что такое конспект?
Конспект – краткая, но ёмкая запись материалов по пройденной теме в удобной и понятной для школьника форме. Это сокращенный текст, построенный в строгой логической последовательности, составленный школьником из материала, предложенного преподавателем, и дополненный информацией из других источников.
Написание конспекта может производиться тезисно, схематически, сокращённо, таблично, с применением аббревиатур и иностранных слов. Важно, чтобы ученик сам понимал своё изложение, мог его воспроизвести, не теряя логического смысла повествования.
Для этого важно понимать, как правильно сделать конспект. Полученные выписки должны быть понятными, эффективными и удобными для дальнейшей работы. В статье мы разберём, какие способы их написания существуют, как разработать план и структуру конспекта и какие ошибки можно допустить при подборке тезисов.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция
Написание требует внимания и сосредоточенности. Ряд рекомендаций поможет выполнить работу качественно. Что нужно сделать?
Записываемый текст – не пересказ лекции или урока. Его назначение – фиксация в памяти конкретных знаний.
Виды конспектов
Конспекты различаются по форме и содержанию в зависимости от предмета, изучаемой темы и основного назначения, предусмотренного пользователем. Среди самых распространённых видов конспектов для школьников выделяются:
Методы конспектирования
Характеризуются способам оформления текста в конспекте. Рассмотрим наиболее распространенные:
Метод Корнелла
Отдельный лист делится на 4 части. Сверху проводится горизонтальная линия, над которой фиксируется заголовок и дата урока. Нижняя линия располагается за несколько строк до завершения листа. Под ней кратко записываются основные выводы лекции. Между горизонтальными линиями площадь разделяют две колонки. Правая должна быть примерно в два раза шире левой. Слева отмечаются важные даты, термины, имена, определения, события. Справа – информация, излагаемая преподавателем.
Такое составление записей считается идеальным для обработки оперативно поступающей информации.
Схематический метод
Структура написания представлена в виде большого маркированного списка с несколькими уровнями вложений. Верхний уровень – основная тема и мысль, средний – подтема, далее – тезисы. Разработка и анализ каждой темы происходит в процессе обучения. Ученик сразу вникает в тему, создавая удобную для запоминания структуру. Важно не перегружать список. Нужно составить его так, чтобы легко проанализировать информацию в дальнейшем.
Метод таблиц
Эффективен при получении материала структурными блоками: по годам, значимым событиям или конкретным темам. Расчертив лист в таблицу, в каждой ячейке ученик записывает конкретное событие или факт. Метод удобен для школьников, потому что учитель дает материал структурированно, и ученик может облегчить запись, используя табличный вариант.
Метод интеллект-карт
Актуален для разбора сложных тем, самостоятельной работы над докладами и эссе. Основная цель вписывается в центре. Линиями соединяются мысли, объяснения, тезисы, идеи. Это мысли-якоря, призванные помогать создать основу для изложения главных идей.
Метод предложений
Считается одним из самых несложных. Предложения записываются с новой строки с соответствующей нумерацией. Связь между предложениями формируется отсылкой на другой пункт с указанием его номера.
Метод индексов
Схематическая запись информации. При составлении конспекта используются рамки, рисунки, стрелки, таблицы. Каждый объект имеет для автора определенное значение, носит понятную ему смысловую нагрузку. Если запись сделана в круге, это значит, что её нужно обязательно выучить. В квадрате – уточнить и дополнить полученный материал. В треугольнике – обратить особое внимание. Каждое обозначение индивидуально для автора. На форзаце тетради необходимо сделать пометки, какой символ что значит. Это позволит ориентироваться в условных обозначениях, если их окажется много.
Метод течения
Позволяет обеспечить максимальное усвоения материала в ходе урока при минимальном количестве записей. Требуется выделять основные моменты и мысли тезисами, схемами, рисунками, не зацикливаясь на изложении. Материал активно обдумывается, дополняется собственными идеями и комментариями в свободной форме. Этот метод написания хорошо использовать, если важно моментальное усвоение данных, а не изучение их через длительное время.
Метод боксов
Идеален для визуалов – людей, у которых доминирует зрительная память. При составлении конспекта задействуются даты, исторические личности, иностранные слова и определения. Лист делится на неровные квадраты, треугольники, прямоугольники. Размещение на странице хаотично. Вверху прямоугольника указывается заголовок, далее – несколько базовых фактов. Метод позволяет концентрироваться на основных мыслях, выделяя конкретику.
Метод нумерации
Эффективен на занятиях и лекциях, где информация выдается быстро: преподаватель не останавливает рассказ, не акцентирует для учеников основные моменты. Оптимально использовать две разноцветные ручки. Первой фиксировать номер мысли. Второй – её содержание. Между номерами оставляется место – отступы, а в них вносится дополнительная информация.
Главные ошибки при составлении конспекта
Как красиво оформить конспект: основные техники
Необходимо определить, как сделать конспект понятным для себя, разработать собственную унифицированную систему записи информации. Удобно использовать систему стикеров, подчёркиваний, схем, выделений разными цветами. Важно, чтобы процесс ведения изложения был удобен конкретному школьнику.
Красивая запись не имеет пропусков. При наличии их необходимо заполнять должным образом сразу после занятия.
Заголовки новых тем можно выделять маркерами либо записывать большими буквами. Подтемы лучше подчеркивать.
Важно помнить, что чётко разработанная система способствует пониманию текста и внешней красоте записей. Красивый конспект, в свою очередь, помогает лучше запомнить информацию.
Полезные советы вне конкретных методов
Они помогают вести конспектирование, независимо от вида и метода. Нужно:
6 приложений и онлайн-сервисов для создания конспектов
В современном мире существуют сервисы, помогающие автоматизировать ведение записей. Они не заменяют, но существенно облегчают составление плана конспекта. Грамотно выделяют основные моменты, обрабатывают материал и подают его в удобной форме.
Методов конспектирования бесконечно много. Мы описали самые востребованные. Важно, чтобы учащийся, ознакомившись с ними, самостоятельно определил наиболее удобные. Если это будет сделано правильно, конспектирование станет успешным подспорьем в учёбе и в работе.
Конспект
Урок 38. Русский язык 11 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Конспект»
· Узнаем, что такое конспект.
· Выясним, как составляются тематические конспекты.
· Научимся конспектировать устную речь.
Итак, теперь мы знаем, как сокращать тексты и строить планы текстов. А ещё умеем писать тезисы и делать выписки. И самое время объединить все наши знания и посмотреть, что из этого получится!
Ведь иногда мы встречаемся с очень длинными статьями, сложными брошюрами или параграфами учебников. И эти тексты невозможно запомнить и воспроизвести в том виде, в каком мы их видим.
И в таком случае нам понадобятся все виды работы с текстом, которым мы успели научиться. Чтобы составить конспект произведения.
Конспектом называют краткое изложение содержания текста в письменной форме. Но чем в таком случае конспект отличается от тезисов? Тем, что при составлении конспекта мы обычно пользуемся своими словами. Однако мы можем добавлять и слова или словосочетания из авторского текста, а ещё цитаты и выписки целых абзацев.
Конспекты бывают разными. Рассмотрим несколько основных видов.
Мы достаточно часто встречаемся с план-конспектами. При работе с текстом мы в таком случае сначала составляем план, с пунктами и подпунктами. А потом поочерёдно раскрываем каждый подпункт плана, и у нас получается связный текст.
Такой конспект может очень помочь при устных выступлениях, в том числе и при школьных докладах.
Есть и так называемый схематический конспект. Для него тоже необходим план, только вот пунктами этого плана будут уже вопросы.
В процессе чтения текста мы отвечаем на все вопросы плана-схемы, и в конце концов получается конспект.
Сильная сторона таких конспектов – в том, что они помогают лучше понять и структурировать информацию в тексте. Схематические конспекты обычно короткие.
Мы можем встретиться и с текстуальным конспектом – его ещё называют цитатным.
Особенно он важен при работе с художественными или публицистическими текстами.
Мы как всегда составляем план.
А потом просто делаем выписки текста в соответствии с каждым пунктом плана. Из этих выписок и цитат и получается в результате конспект.
В таком конспекте будет сохраняться авторский стиль, а это особенно ценно, когда мы говорим о литературе.
Иногда нам может встретиться графический конспект. В таком случае преподаватель просто рисует на доске или показывает нам схемы и формулы. Достаточно зарисовать их, сделать некоторые пометки – и у нас получается конспект из формул или рисунков!
Конечно, такие конспекты подходят в основном для работы с точными науками.
Ещё один распространённый вид конспекта – тематический.
Мы обращаемся к тематическому конспекту, когда нам нужно осветить тему с разных сторон. Для такого конспекта мы используем несколько источников. С помощью такого конспекта можно полно раскрыть тему. Именно поэтому такой вид конспекта подходит для самостоятельной работы с текстом.
И это ещё только основные разновидности! Так что мир конспектов крайне разнообразен. Но настолько ли все эти виды конспектов разные? На самом деле у них есть и кое-что общее.
Посмотрим на правила построения, которые необходимы для всех конспектов.
Уже можно было заметить, что для конспекта необходим план. И это неудивительно – планы часто нужны нам при работе с текстом. Сначала мы составляем развёрнутый и подробный план.
А потом мы убираем из плана всё ненужное, и, если нужно, объединяем некоторые пункты.
Затем мы переходим к работе с текстом. И тут нам понадобится сокращение. В каждой части нашего текста мы оставляем самое главное. Всё, без чего содержание текста мы и так поймём, выбрасывается. Мы упрощаем и сложные предложения, преобразуем причастные и деепричастные обороты.
Наконец, при составлении конспекта нам нужно не забывать об исходном тексте. Нельзя конспектировать, не указывая источник. Поэтому мы обязательно указываем название книги или статьи. Если сообщение устное, можно указать только тему.
При конспектировании можно указывать подзаголовки. И выписывать даже выводы автора конспектируемого текста.
Итак, конспект – это краткое изложение содержания текста в письменной форме. Конспект выполняется своими словами, но может включать выписки и цитаты из текста.
Конспекты бывают разными, но для всех необходим план и сокращение текста.
При конспектировании обязательно указывается его источник или источники.
А теперь давайте немного подробнее поговорим о тематическом плане. Мы уже сказали о том, что к планам такого вида мы обращаемся, когда у нас есть какая-то тема, которая требует множества источников.
Тематические конспекты особенно важны, если существует несколько мнений по какому-то вопросу. Например, есть такая тема, как шекспировский вопрос – авторство произведений Шекспира. Здесь нам понадобится тематический конспект.
С чего же мы начинаем работу над таким конспектом? Для начала мы отправляемся на охоту за литературой. Мы отбираем книги и статьи по интересующей нас теме и обращаем при этом внимание на то, насколько полно эта тема раскрыта. И насколько современный перед нами источник информации. Нашим основным источником информации станет самый полный и современный.
Основной источник выбран, и мы начинаем работать с ним. Источник нужно как следует изучить. Мы составляем подробный план книги или статьи и указываем страницы, на которых содержится нужная нам информация.
И теперь мы… возвращаемся в библиотеку! Потому что мы уже сказали, что источников несколько. И теперь мы должны заняться отбором второстепенных источников информации.
Мы отбираем книги и конспекты, которые дополняют нашу информацию или же сообщают другое мнение.
А теперь опять возвращаемся к плану. С второстепенными источниками мы работаем почти как с основным: мы отмечаем в них информацию, которая может нам понадобиться. И после этого исправляем план. Некоторые его пункты придётся дополнить. А если нам встретились альтернативные мнения – мы можем и добавить новые пункты.
И теперь, когда вся литература проанализирована и план составлен, мы можем писать конспект.
Что необходимо знать при написании конспекта?
В начале работы мы обязательно формулируем главную мысль – позицию, которую мы собираемся донести. Дальше мы при помощи материалов из основного источника даём информацию, которая эту главную мысль иллюстрирует. При этом альтернативное мнение можно указать как по ходу изложения основной мысли (тогда мы делаем небольшое отступление), так и во второй части конспекта. Но делать это нужно так, чтобы ваша позиция все равно была понятной.
При написании конспекта мы особенно пристально должны следить за структурой текста – его нужно делить на абзацы. И все предложения, абзацы, части текста должны быть связаны по смыслу, чтобы просматривалась общая логика повествования.
И вот конспект составлен! Теперь мы наконец-то можем отдохнуть? Нет, потому что нам предстоит проверить то, что мы написали.
Во время проверки мы должны ответить на несколько вопросов:
— Всю ли тему охватывает конспект и соответствует ли он плану?
— Есть ли связь между частями текста? Связно ли текст звучит?
— Цитаты в тексте употребляются уместно?
— Правильно ли оформлены цитаты и выписки?
— Верно ли мы расставлены знаки препинания?
Только после проверки мы можем считать, что конспект готов.
Однако есть и ещё одна ситуация, где мы сталкиваемся с конспектами. И эта ситуация не имеет отношения к работе с книгами. В школе или университете мы сталкиваемся с лекциями или докладами, где сообщаются важные или нужные нам сведения, которые трудно найти где-то ещё.
К тому же, часто преподаватели хотят, чтобы на экзамене им отвечали именно то, что они рассказывали на лекциях.
И значит, нам приходится каким-то образом запоминать всю эту информацию. Здесь не обойтись без конспекта. Поэтому таким важным считается умение конспектировать устную речь.
При конспектировании устной речи существуют свои правила.
Прежде всего, конспектировать речь нужно не дословно, а после осмысления сказанного преподавателем.
Представим, что часть лекции звучит так:
В основу некоторых фразеологизмов легли античные мифы. Вы, конечно, слышали о подвигах Геракла. Одним из этих подвигов было очищение скотного двора царя Авгия. Отсюда пошло выражение «авгиевы конюшни», мы так говорим о полном беспорядке.
Что из этого мы занесём в конспект?
В основе нек-рых фразеолог. – античные мифы. Напр., авгиевы конюшни (см. подв. Геракла) – о беспорядке.
При этом некоторые слова мы сократили.
Следующее правило – нужно разработать систему сокращений.
Лучше всего пользоваться общепринятыми сокращениями. Посмотрим, как сокращаются слова:
Слово следовательно можно легко заменить стрелкой.
Однако при этом конспект должен быть понятным и легко расшифровываться.
Важные моменты в конспекте нужно выделять. Мы выделяем заголовки, важные определения, термины, формулы.
Для этого можно воспользоваться маркером, подчёркиванием при помощи карандаша. Или просто написать что-то ручкой другого цвета. Можно выделить важный момент при помощи пропуска строки.
Как и в тематическом конспекте, нам очень важно логическое расположение информации. Текст мы привычно делим на абзацы. Но между абзацами оставляем несколько пустых строк. Здесь можно делать пометки или уточнять термины.
В конспекте можно и нужно использовать всевозможные сигналы и указатели. Например, можно поставить восклицательный знак рядом с важной информацией. Или вопросительный знак рядом с версией.
Есть и особенные пометки вроде N. B. – по-латински «заметь хорошо». Эту пометку можно ставить возле фраз, на которые нужно обратить внимание.
А ещё конспект можно разделить надвое. Вернее, сделать широкие поля – в треть или четверть всей ширины конспекта. На основной части мы будем вести основные записи. А на полях можно писать комментарии, примечания, высказывать своё мнение.