в каком классе пишут эссе
Как писать эссе правильно: советы, примеры
Как писать эссе: Unsplash
Эссе пишут в школе, при поступлении в университет и даже при приеме на работу. Этот жанр дает автору полную свободу самовыражения, но этим он и коварен. Разберемся, чем уникально эссе и как правильно его составить.
Что такое эссе и какие основные виды бывают
Что такое эссе? Это литературный жанр, в котором автор рассуждает на любую тему, высказывает свое мнение о социальной, моральной или другой проблеме в индивидуальной авторской манере изложения. Как правило, эссе небольшие по размеру, а жанр не ограничен строгими требованиями. Правильность написания произведения зависит от того, какая у него цель.
Какие есть виды эссе? В зависимости от предмета высказывания, выделяют такие типы эссе:
Кроме того, эссе бывают объективными и субъективными. Если автор делает акцент на своем мнении, рассматривает проблему через призму собственных ценностей, а не отстраненно, его произведение субъективно.
Что такое эссе и его виды: Unsplash
Характерные признаки эссе
Какие признаки эссе? Данная форма изложения хоть и считается свободной, но за столетия существования обрела ряд таких особенностей:
Признаки эссе: Unsplash
Правила написания эссе
Филолог Л. Г. Кайда, цитируя основоположников жанра эссе, отметила, что главная его черта — свобода высказывания. У сочинения нет четкой формы, автор волен излагать мнение в своей естественной манере.
И все же, как отмечают Р. Г. Низамова и Т. А. Кильмухаметов, существенный риск при написании эссе «растечься» в собственных размышлениях и утратить нить повествования. Автору следует помнить, что главная цель произведения — донести точку зрения читателю. Поэтому стоит придерживаться принципов логики.
Как писать эссе? В написании сочинения этого жанра помогут такие рекомендации:
Как писать эссе: Unsplash
Структура эссе
Заранее составленный план высказывания — гарантия того, что оно будет логичным и понятным. Из чего состоит эссе? Его структура подразумевает наличие базовых компонентов:
Для простоты восприятия каждую часть принято начинать с абзаца. Также не забудьте придумать для эссе емкий заголовок. Чаще всего он содержит вопрос, который рассматривает автор. Но если проблематика сформулирована несколькими предложениями, стоит придумать для заголовка короткую фразу. Это может быть цитата из литературного произведения или афоризм, например: «Богатым человека делает его сердце» (Лев Толстой) или «Худший человек из числа людей — это человек без стремлений» (Абай Кунанбаев).
Составление эссе развивает навык выражения собственных мыслей. Освоив его, всегда сможете аргументированно доказать свою точку зрения. Ознакомьтесь с данными рекомендациями и создавайте интересные и понятные читателю эссе.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Рекомендации по написанию эссе в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Алгоритм написания эссе
Он может выглядеть следующим образом:
1) постановка проблемы (знакомство с проблемой, заложенной в предлагаемой для написания эссе теме);
2) обдумывание проблемы (определение содержания: идеи, примеры, их иллюстрирующие);
3) планирование эссе (определение структуры);
5) проверка и редактирование работы;
6) подготовка презентации;
7) презентация эссе.
Виды работы, которые можно использовать в период обучения написанию эссе:
Выделите основную мысль (основные мысли) автора.
Подчеркните в тексте опорные (ключевые) слова и фразы, необходимые для его понимания.
Словарная работа (Например: «Кто больше?” Запишите определения к слову; Как можно сказать по-другому? Придумайте свои определения к данным именам существительным;
Найдите в книгах или в Интернете следующую информацию и подготовьте сообщение для класса
Напишите короткое эссе по данному началу.
Чтение примера эссе:
Какие элементы текста (слова, сочетания слов, изменение порядка слов в предложении и пр.) придают ему форму размышления?
Продолжите предложения, исходя из содержания текста
Восстановите (устно) содержание текста по данным тезисам.
Выскажите (устно) свое мнение по вопросу … Аргументируйте его.
Работа над пословицами: Как Вы понимаете значение приведённых ниже пословиц? Как они связаны по смыслу с текстом?
Памятка по написанию эссе
учащемуся 4-го класса.
Что главное для автора эссе?
Для автора эссе главное – личное постижение мира отношение к нему. В качестве же способов такого постижения он приводит яркие примеры, подбирает аналогии, использует метафоры, образы, сравнения, образы, символы.
Эссе – свободное рассуждение на любую тему. Можно сказать, что это поток сознания, поток мыслей, литературно оформленный. В сущности, никаких правил и ограничений нет. Все знаменитые писатели-эссеисты писали их так – садились и записывали всё, что приходило им в голову.
Сначала нужно сесть и подумать – а что я вообще знаю по этой теме? Что читал? Что слышал?
Вспомнить все случаи из жизни и из книг, подходящие к этой теме. При желании можно придумать свои случаи – никто не запрещает.
Вспомнить и кратко пересказать то, что по этой теме писали знаменитые люди.
И главное, что я сам думаю об этом? Мысли могут быть противоречивыми, как за, так и против.
Подумав, всё это нужно начать записывать. Не обязательно в виде связного текста, можно пока в виде отрывков, набросков. По мере формулирования и записывания мыслей в голову начнет приходить что-то ещё.
После того, как будет записано всё, что пришло в голову, нужно это несколько раз перечитать и построить из этого связный текст. Несмотря на то, что эссе имеет свободную внутреннюю структуру, в нем все же должно быть вступление и заключение. Вступление должно плавно ввести читателя в обсуждаемую тему, а заключение –содержать некий вывод, пусть даже весьма приблизительный и условный.
Когда пишешь эссе, старайся придерживаться определенного стиля. Если ты пишешь о чем-нибудь научном, используй научную лексику, стиль научной статьи. Если рассуждаешь о дружбе, любви и других «высоких материях», придерживайся возвышенного стиля. Если описываешь забавный случай, переходи к разговорному стилю. Но можно допускать и намеренное несоответствие стиля ситуации. Например, ты пишешь о происшествии в школьной столовой в виде научной статьи или речи известного политика. Это вызовет комический эффект.
Как написать эссе по литературному тексту?
Один из видов жанра – эссе по какому-либо тексту.
Найди проблему, поднятую автором в тексте.
Хорошо, если ты найдёшь в тексте предложение, где её сформулировал автор. Если нет, то необходимо это сделать самому. Проблему лучше формулировать в виде вопроса, который ты ставишь к прочитанному тексту. Если весь текст является ответом на этот вопрос, значит, ты нашёл проблему. Проблему (или, иначе, основной вопрос) желательно назвать уже в первом абзаце эссе.
Например, «В этом отрывке автор повествует о защитниках Москвы. Как обычный человек становится героем? Вот основной вопрос, затронутый автором в данном тексте». Или: «В этом рассказе автор пишет о своём школьном друге. Почему один и тот же человек способен и на прекрасный поступок, и на подлость? Вот проблема, поднятая автором в тексте».
Определи, какова позиция автора текста по отношению к данной проблеме. Что делает автор – рассказывает, сожалеет, спорит, убеждает, иронизирует, высмеивает? Согласен ты или не согласен с позицией автора? Почему?
Покажи на примере из литературы или из личной жизни, где встречалась подобная проблема и как она решалась. Если ты не помнишь ни одного похожего примера, то сочини свой. Докажи, что именно этот пример убедительно выражает твоё согласие (несогласие) с позицией автора по данной проблеме. Можно вспомнить или сочинить несколько примеров.
Не забывай, что все действия в рассказе совершает не автор, а литературный персонаж, герой рассказа. Даже если повествование ведется от первого лица, это речь не автора, а рассказчика. Позиция автора может не совпадать с позицией рассказчика, от лица которого ведется повествование.
В чём отличие эссе от школьного сочинения
по литературному произведению?
В сочинении должен преобладать анализ литературного произведения. Оно больше похоже на научную статью.
В эссе литературное произведение – лишь повод, отправная точка для собственных рассуждений. Оно не должно походить на отчёт, пересказ.
Главное – высказать свои собственные мысли по данной проблеме, привести собственные примеры.
Приблизительная структура эссе по тексту.
Формулировка проблемы исходного текста – несколько предложений.
Небольшой комментарий к поставленной проблеме – несколько предложение о том, почему эта проблема важна и интересна.
Описание авторской позиции по отношению к проблеме. По объёму эта часть равна двум предыдущим.
Собственное мнение учащегося, его аргументы, примеры. Объём примерно в 2 раза больше, чем третья часть.
Вывод, заключительное суждение о проблеме, тексте, авторе. Объём примерно равен третьей части.
А есть ли инопланетяне?
(по произведению К. Булычёва «Вокруг света за три часа»)
Я любуюсь звёздным небом. И порой, я задаю себе вопрос: «Живёт ли там кто-нибудь?». Как было бы интересно встретить инопланетян!
Какие они? Похожи ли они на нас? Может быть, они ниже или выше ростом. Или у них другой цвет кожи. Больше или меньше пальцев на руках. Возможно, инопланетяне совсем не похожи на людей. А напоминают, например, жуков или осьминогов. Где живут инопланетяне? Скорее всего, разумную жизнь следует искать около других звёзд.
Современная техника не позволяет людям совершать далёкие космические путешествия. Но вдруг инопланетяне обогнали нас в развитии техники? И тогда они прилетят к нам сами.
Аида Амангельдина, 4 «Б» класс.
(по произведению Д.Р.Киплинга «Маугли»)
Я очень люблю сказку «Маугли». В ней рассказывается о мальчике, который вырос в джунглях среди диких зверей. Было много удивительных и опасных приключений в лесах Индии.
Благодаря своей природной сноровке, ловкости и умению мыслить, Человек стал самым главным среди зверей. Он приобрел верных друзей, которые его искренне любили, уважали, научили преодолевать трудности. У него появилась семья. Эта сказка учит дружбе, милосердию, отваге и верности. Я хотел бы быть таким же ловким, смелым и мудрым как Маугли.
Вот почему мне особенно нравится эта сказка. Чтение этой сказки придаёт мне уверенности в своих силах.
Куанышбек Аманбаев, 4 «Б» класс.
(по произведению Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»)
У меня есть домашний питомец – собака Рекс. Он появился в нашем доме, когда мне было пять лет. Родители подарили мне на день рождения неуклюжего забавного щенка, но предупредили, что я должен буду сам ухаживать за ним.
С тех пор прошло уже шесть лет, Рекс давно стал взрослым псом, но мы по-прежнему неразлучны с ним. Мы всё делаем вместе: встаём по утрам, выходим на прогулки, играем. Я кормлю Рекса, когда он болеет, сопровождаю его к ветеринару. Рекс слушается меня больше, чем всех остальных членов семьи. Я уверен в том, что он никогда не предаст меня и я, никогда не предам его. Мы с ним настоящие друзья. О своих взаимоотношениях с Рексом я вспомнил, прочитав произведение Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Тема произведения о верной и трогательной дружбе человека и собаки. Рассказ немного грустный, читая его, я рыдал.
Однако, читая произведение, я думаю: «Всё будет хорошо! Ведь любые трудности преодолимы, если ты не один».
Максим Гливич, 4 «Б» класс.
Эссе (франц. essai – опыт, набросок) – жанр публицистической прозы с ярко выраженной позицией автора, сочинение-рассуждение.
Тезиз – (греч. thesis – положение, утверждение) – основополагающее утверждение, требующее доказательств.
Аргумент – (лат. argumentum ) –суждение, приводимое в подтверждение истинности другого суждения.
Композиция (лат. compositio – составление, связывание) – построение произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и определяющее его восприятие.
Примерная тематика Эссе по программе «Атам ұ ра»
I . Человек и здоровье
1. «Сердце – дом души»
2. «Нужно ли заниматься спортом?»
3. «Как я научился… (плавать, кататься на коньках …..)»
5. «Вредные привычки помогают человеку?»
6. «Как кожа защищает человека?»
7. «Как человек воспринимает мир» (органы чувств)
II . Природа и человек
«Где больше нагревается воздух?»
«Путешествие капельки воды»
«Лучше гор могут быть только горы»
«Почему обмелел Арал?»
Путешествие в подземный мир»
III . Многообразие растений и животных
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
«Ах, как же трудно птицам зимовать!»
«Что ждёт зимою волка?»
«О чём мне шептали березы?»
«Путешествие осеннего листочка»
«Наши маленькие братья»
«Умей увидеть красоту во всем»
«Нам столько дарит лес приятных впечатлений»
IV . Человек и общество
1. «Я стал на год взрослее»
3. «Я – мамина помощница (к)»
4. «Моя школа –мой мир»
5. «Какой урок я больше всего люблю и почему?»
V . Наша Родина –Казахстан
2. «С чего начинается Родина»
3. «Служить Родине – это как?»
I . Человек – частица общества
2. «Осторожно, роботы!»
3. «Если б у меня был робот?»
4. «Надо ли, чтобы все желания исполнялись?»
«Мой Казахстан на карте»
«Если я заблудился в лесу» (ориентирование)
«Поверхность Казахстана с высоты птичьего полёта»
«Заглянем в кладовые земли» (полезные ископаемые)
«Почему тучи плачут?» (вода)
Воздушная «рубашка» Земли
«Сказка о ветре, который путешествует по земному шару»
III . Растительный и животный мир Казахстана
По страницам «Красной книги Казахстана»
Розовый фламинго – дитя заката»
По заповедным тропам
1. «Мои мечты под волшебным звездным шатром»
2. «О чём рассказали далёкие звёзды?
1. «Зачем нужны правила?»
3. «Если бы я стал Президентом?»
4. «Моя классная семья»
VI . Страна. Отечество
«Мой Казахстан – моё будущее»
«Батыры возвращаются к народу»
«У столицы есть сто лиц»
«Главный город государства»
«Зачем мне жизнь дана»
Примерная тематика Эссе по программе «Атам ұ ра»
I . «Ты крылья мне дала для вдохновенья»
1. «Если скажут слово Родина……..»
Почему Василису назвали премудрой?
III . «Сказка –умница и прелесть, с нами рядышком живёт»
Зачем людям сказка?
Письмо Андерсену: «О чём научила эта история»
Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»
Время полезное и бесполезное
О.Уайльд «Мальчик – звезда»
Красота истинная и ложная
Ш.Сильверстайн «Щедрое дерево»
Твори добро, пока ты дышишь
IV . «Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта»
Ласковей и преданней собаки нету существа
V . «Нас зовут неведомые дали»
1. Я – путешественник
VI . «Чудес и тайн на свете много»
1. Умей увидеть красоту во всём
2. Нам столько дарит лес приятных впечатлений
3. А.Барто «Думают ли звери?»
4. Чуткому сердцу откроются тайны
VII . «Этих дней не смолкнет слава»
Разве солдаты плачут?
Победа деда –моя победа
I . «Родные просторы –твоих дорог начало»
1. Родная земля – золотая колыбель
2. Земля отцов – земля святая
II . «Преданья старины глубокой…»
Достойные сыны отечества
Летопись одного дня
Моя встреча с Гераклом
III . Писатели и поэты 19-20 веков детям
1.М.Ю. Лермонтов «Утёс»
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Долг платежом красен
Басни И.А. Крылова «Житейская мудрость в баснях»
А.И.Куприн «Белый пудель»
Письмо Сергею (оценка поступка)
Верность и отвага против эгоизма и своеволия
Как научить младшего школьника писать сочинение
Сочинение
Сочинение – одно из самых сложных и самых полезных школьных заданий. Писать сочинения учащиеся должны уметь уже в начальной школе. Для этого вида деятельности требуется развитие творческих литературных и речевых способностей, логика мышление, концентрация внимания, культура языка.
Что должны уметь учащиеся каждого класса в начальной школе
В первый год обучения детям предлагается составить рассказ по картинке, рассказать о своих впечатлениях, после прослушивания литературного произведения, выразить свои эмоции по поводу явлений природы и т.д. Ученики первого класса, строго говоря, сочинения пока не пишут, но все эти задания, по сути, и являются устными сочинениями.
Ещё в дошкольном возрасте дети учатся рассказывать о произошедших за день событиях, пересказывать сказки, описывать то, что им наиболее понравилось или не понравилось во время проведения мероприятия. К первому классу у них, обычно, уже присутствует некоторый навык и определённый словарный запас, особенно, если ребёнок посещал дошкольное заведение. Поэтому, чаще всего, такие устные «сочинения» не вызывают больших сложностей у ребёнка.
Учитель на первом году может максимально развить эти навыки с помощью специальных игр и упражнений, о которых будет сказано ниже.
Вплотную к собственно сочинению ребёнок приближается во втором классе. Анализируя различные, предлагаемые учителем литературные тексты, второклассники учатся выделять в них основную идею, отделять главное от второстепенного. В этом возрасте ребёнок учится сжатому пересказу, что чрезвычайно важно для формирования в дальнейшем полноценного умения писать сочинения.
На третьем году обучения от учащихся уже требуется не только составить описание или сюжетный рассказ с выделением его главной мысли, но и высказать своё собственное отношение, свою точку зрения, доказав её.
В третьем классе ученики начинают писать сочинения по картинам известных художников. Учитель должен научить ребят обращать внимание на детали картины и делать из них соответствующие выводы. В словарь учащегося на этом этапе обучения входят такие выражения как «на переднем плане картины», «в центре изображения», «на заднем плане» и т.д. Учащийся должен учиться понимать «язык» картины, делать выводы, почему художник использовал тот или иной приём, что хотел сказать зрителю данным произведением.
Настоящие классические сочинения школьники начинают писать не ранее четвертого года обучения. Такими можно считать сочинения на темы литературных произведений. Задание это достаточно сложное, поэтому для того, чтобы ученик с ним справился успешно, у него уже должен быть сформирован интерес к литературе, привычка анализировать прочитанное, умение высказывать свои впечатления от литературных текстов. Такие приёмы как сравнение, размышление, анализ, допущение, оценивание должны присутствовать в арсенале любого учащегося 4 класса.
Как же учителю добиться того, чтобы это требование было выполнено?
Итоговое сочинение 2019: ответы на 10 самых «горячих» вопросов
Сегодня мы кратко отвечаем на часто задаваемые вопросы про итоговое сочинение в 11 классе.
1. Можно ли написать итоговое сочинение в 10 классе?
Нет, досрочная сдача этого промежуточного письменного экзамена в 10 классе не предусмотрена. По закону в 10 классе можно сдать досрочно любой ЕГЭ при условии, что по данному предмету вы прошли всю программу и были официально аттестованы. Итоговое сочинение можно сдать только в 11 классе. Традиционно экзамен проходит в первую среду декабря, если вы сдадите все ЕГЭ досрочно в 10 классе, то придётся всё равно ждать окончания 1 полугодия 11 класса.
В 2019 году итоговое сочинение пройдёт по всей стране 4 декабря.
2. Где и когда надо подавать заявление на участие в этом экзамене?
Заявление на участие в итоговом сочинении, а также согласие на обработку персональных данных ученики 11 классов должны успеть подать не позднее чем за 2 недели до итогового сочинения. Эти документы принимаются образовательной организацией, в которой обучаются 11-классники. Московские школьники в этом году регистрируются на ГИА на сайте мэра Москвы.
4. Можно ли на итоговом сочинении пользоваться справочной литературой? Где будем писать сочинение в 2019 году?
На итоговом сочинении нельзя пользоваться художественными текстами. Орфографическими словарями пользоваться можно, но лишь теми, которые будут предоставлены экзаменационной комиссией.
Проводится итоговое сочинение обычно в образовательных организациях, в которых обучаются выпускники. Наблюдателями на экзамене назначаются свои учителя, проверка осуществляется тоже своими силами.
5. Кто придумывает темы сочинений? Они известны заранее?
Темы для итогового сочинения придумывают разработчики ФИПИ. Заранее они публикуют только 5 основных направлений тем. В 2019 году они такие:
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги.
2. Надежда и отчаяние.
3. Добро и зло.
4. Гордость и смирение.
5. Он и она.
6. Что делать, если опоздал на экзамен? А если я заболею?
Пересдать экзамен в случае получения «незачёта» или отсутствии по уважительной причине можно 6 февраля и 8 мая 2020 года.
7. Когда будут известны результаты итогового сочинения?
В 2019 году сочинения должны будут проверить не позднее 10 декабря, публикация результатов и материалов в личных кабинетах будет не позднее 18 декабря.
8. Сколько литературных произведений нужно указать в качестве примеров-аргументов?
9. Что делать, если не хватило места в бланке ответов на итоговом сочинении?
В таких случаях члены экзаменационной комиссии обязаны по запросу участника итогового сочинения выдать дополнительный бланк.
10. Каков срок действия результатов итогового сочинения?
Срок действия результатов, полученных на итоговом сочинении: как допуск к ГИА – бессрочно, при подаче документов в вуз – 4 года (как и результаты ЕГЭ). Если участник прошлых лет решает переписать итоговое сочинение, то результат предыдущего экзамена аннулируется.
Подробно об итоговом сочинении-2019 читайте в нашей публикации:
Если материал показался интересным, подписывайтесь на обновления нашего блога. Мы знаем о поступлении в вузы всё (и даже больше). Кнопку подписки вы найдёте прямо под постом.
Как писать эссе по обществознанию в 2021 году
Рассказываем, как правильно писать эссе по обществознанию (ЕГЭ, задание 29), раскрыть проблему и аргументировать свою позицию. Разбираем на примере план и структуру эссе по обществознанию.
В 2021 году ЕГЭ по обществознанию пройдёт 15 июня, так что ещё есть время повторить теорию и прорешать все типы заданий на нашем онлайн-интенсиве. А пока — разбираемся в структуре и принципах написания сильного эссе. Это обязательная часть экзамена, для выполнения которой нужны теоретическая база по предмету, умение наблюдать и осмыслять происходящие вокруг социальные процессы.
преподаёт обществознание в Фоксфорде
Структура эссе по обществознанию
✏️ Формулировка основной идеи высказывания и раскрытие проблемы, то есть — определение того, что своим высказыванием хотел донести автор
✏️ Теоретическая аргументация
✏️ Фактическая аргументация
✏️ Вывод — абзац об актуальности проблемы высказывания, о её значении в современном мире; сжатый итог
Возьмём в качестве примера темы для эссе следующее высказывание:
«Общество определяет не только то, что мы делаем, но и то, что мы есть» (П. Бергер).
Раскрытие проблемы
Это самое главное условие успешного написания эссе. Если по критерию «Раскрытие смысла высказывания» ставится 0 баллов, то по всем остальным критериям также выставляется 0 баллов. Вы должны правильно определить проблему, которая обозначена в теме, и чётко изложить, в чём она состоит.
Раскрыть проблему — значит определить, что хотел сказать автор цитаты.
Чтобы это понять, поставьте себя на место автора и предположите, что это сказали вы. А потом спросите себя, почему вы это сказали, из каких соображений, и что именно вы хотели донести этим высказыванием.
В данном случае автор говорит о такой проблеме, как социализация. Это процесс формирования личности, усвоения культуры и ценностей того общества, в котором человек существует. Автор обращает наше внимание, что без общества, которое нас окружает, мы не можем стать полноценными людьми. То, кем мы становимся в процессе социализации, во многом определено обществом. И в этом смысле общество — это то, что мы есть.
Чтобы раскрыть проблему, можно порассуждать о многообразии систем и ценностных установок в различных типах общества. Из курса обществознания мы знаем, что в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе могут быть приняты различные ценности, которые, в свою очередь, оказывают определяющее влияние на развитие и формирование личности.
То, что нормально в данном конкретном обществе, становится нормой и для каждого её члена. Всё это подойдёт для раскрытия проблемы.
Аргументация
Теоретическая аргументация
Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:
🔑 Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);
📚 Теоретические положения по теме.
В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.
В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.
Ещё один вариант теоретического аргумента: «Древнегреческий учёный Аристотель называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек может жить только в обществе, вне общества — он никто. Общество создаёт человека».
Фактическая аргументация
Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:
🗞️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);
🤓 Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;
Для того, чтобы получить максимальные 2 балла по критерию «Качество приводимых социальных фактов и примеров», нужно привести не менее двух развёрнуто сформулированных и подтверждающих идею фактов из разных источников. Примеры также должны быть разными по смыслу.
К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.
Хорошо, если вы приведёте пример из литературы, раскрывающий проблему. В данном случае подойдут романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984» или Евгений Замятин «Мы».
Вывод
В самом конце постарайтесь сжато изложить то, о чём говорили в аргументах, подведите короткий итог. В качестве вывода подойдут рассуждения о значимости проблемы, её актуальности и о последствиях её игнорирования. Можно призвать общество отнестись к проблеме внимательнее или оценить важность её изучения. Также подойдёт формат вывода в виде обозначения места проблемы в современном мире и обществе.
Полезные советы
👉 Должно быть два фактических аргумента плюс теоретическое положение. За два фактических аргумента, не подкреплённых теорией обществознания, вам могут снять 2 балла из 6. Если за теорию (к29.2) вам ставят ноль, то по следующему критерию (к29.3) автоматически ставится ноль баллов. То есть можно потерять до 3 баллов только из-за теории.
👉 Будьте внимательны, когда приводите факты, в которых не уверены: примеры со смысловыми и фактическими ошибками, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании.
👉 Соблюдайте деление на абзацы. Раскрыть проблему желательно в одном абзаце, состоящем из 3–5 предложений. Далее придерживайтесь правила: один аргумент — один абзац. Вывод также оформляется отдельным абзацем.
👉 Вы можете не соглашаться с автором в постановке проблемы, но в таком случае ваши аргументы обязательно должны подтверждать вашу позицию.
👉 Структура эссе должна быть логичной и последовательной, проблема — соотноситься с формулировкой темы, аргументы — раскрывать именно ту проблему, которую вы обозначили, а вывод — обобщать всё вышеизложенное.
👉 Соблюдайте правила грамматики, синтаксиса, стилистики русского языка, избегайте речевых ошибок и неверного словоупотребления. Если вы не уверены, что употребляете слово к месту, лучше переформулируйте предложение.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter