в каком классе изучают вов по истории

СССР во Второй мировой войне: как преподавать тему. Советы учителям истории

Как сегодня преподавать тему главной войны XX века? Как создать у детей чувство сопричастности? Что делать с «тонкими» моментами, ошибками, недостоверной или неофициальной информацией? На эти вопросы отвечает специалист Института военной истории РАН Юрий Александрович Никифоров. Сегодня мы поговорим об организационной и методической стороне темы, а в следующей статье остановимся на типичных ошибках, которые допускаются при изучении Второй мировой войны.

О цели исторического образования. Главное, чего мы хотим добиться от уроков истории в школе, – это чувство сопричастности, сопереживания предкам. Само по себе знание очень важно, так как без него ты не сможешь ощутить этой сопричастности, однако перечисление мертвых фактов и точное воспроизведение событий не сделают тебя гражданином своей страны.

Патриотизм – это не рациональная категория. Это мировоззрение, чувство, поэтому одни только знания для учеников бесполезны. Что нам с этих безликих героев, с их подвигов, если они для нас абстрактны? Ну а если это не просто герой, а твой дедушка, тогда чувство контакта с историей неизбежно возникнет.

Наверное, можно прожить жизнь, не зная ничего о своей стране, и даже иметь айфон. Но так ты не сможешь принять определенный тип культуры, и тогда правомерно ли будет тебе говорить: «Мы победили в 1945 году»?

Читайте и смотрите также:

О программе и учебных часах. Главная проблема современного учителя истории – недостаток времени. Учебных часов едва хватает, чтобы просто «пройти» тему, а ведь хочется еще и качественного погружения. Важно найти хотя бы час, организовать учебную дискуссию, вместе обдумать все сложные моменты, рассмотреть разные трактовки. Школьная программа настолько насыщена событийным материалом, что учитель просто не успевает.

О личном мнении учителя. Если педагог по идеологическим причинам внутренне не согласен с трактовкой событий, которая дается в официальном учебнике истории, переубедить его очень трудно. Но вопрос всегда в том, откуда взялось это несогласие? Очень жаль, когда личное мнение учителя формируется под воздействием двух-трех прочитанных модных книг, написанных недобросовестными авторами. Уважаемые педагоги, прошу вас, пусть вами не движет желание любой ценой пойти против официальной версии. Не верьте слабым, но соблазнительным доводам, не принимайте на веру хвастливые тезисы. Доверяйте источникам, проверяйте версии, будьте историками – и тогда вы поймете, что все в нашей истории гораздо сложнее, чем иногда хочется себе представить.

О роли учебника. В нынешних условиях учебник по истории постепенно теряет роль единственного проводника знаний. Сейчас как никогда доступны бесценные первичные источники информации. Практически каждый учитель имеет возможность прямо на уроке подключить свой класс к интернет-порталам, где выложены в открытом доступе реальные хроники, архивные аудиозаписи военных лет, сканы документов. Подумайте сами, что убедительнее – услышать на уроке речь Сталина или прочитать о ней в учебнике?

Читайте и смотрите также:

О самостоятельной работе учеников. Одна из наших задач – развить у детей критическое мышление. Лично я за самостоятельную проработку учащимися некоторых тем, за поиск источников, за вдумчивое самостоятельное чтение. Подозреваю, что любой учитель горько усмехнется: где взять временной ресурс? Ведь каждый предметник мечтает загрузить школьника именно своим предметом. Скажем так: самостоятельная работа с историческими источниками для учеников желательна, но необязательна. Если есть возможность, если есть в классе мотивированные ученики – давайте им такие задачи.

О самостоятельной работе учителей. Привлекая к работе дополнительные источники, помните об одном: у педагога всегда должен быть четкий план: зачем сейчас используется тот или иной источник, чего мы ждем от ученика, направляя его на поиск информации? Чаще всего в «чистом виде» научную литературу в школе использовать невозможно: форма подачи материала очень сложная. Работайте над источниками самостоятельно, отбирайте конкретные фрагменты, чтобы затем дать их ученикам для работы. Просите их составить цитатник, адаптируйте сложный материал, тогда гораздо больше учеников смогут «потянуть» самостоятельную работу.

О работе с картографическим материалом. Представление о любом историческом событии будет неполным, если мы ограничимся только ответом на вопрос, что происходило. Для истории принципиально важно – где. Историческая хронология и география – это неотъемлемая часть исторического знания, поэтому важно при изучении темы Второй мировой войны работать с постоянной опорой на картографический материал.

Читайте и смотрите также:

О книгах, кино и других культурных артефактах. К счастью, у нас есть возможность при изучении Великой Отечественной войны использовать художественные произведения, созданные участниками войны или детьми войны. Песни военных лет, стихи, проза, литературные очерки фронтовых корреспондентов – ведь это все тоже документы войны. Почитайте отрывки из Константина Симонова, Твардовского, посмотрите фрагменты кино, снятого в 1950–1960-е годы. Это наши лучшие фильмы, самые сильные, самые правдоподобные, потому что созданы были участниками и очевидцами событий.

О масштабах темы. Порок нашей историографической традиции – европоцентризм. Нам задан такой дискурс, что самое главное всегда происходит в Европе. Это, мягко говоря, совсем не очевидно, особенно для миллиардов людей, живущих в Азии и Америке. То же и со Второй мировой войной: мы очень мало говорим с учениками о военных действиях на Востоке. Китайские историки, например, считают естественным связывать начало Второй мировой с нападением Японии на Китай, с началом оккупации Северного Китая. Все это есть в курсе всеобщей истории, но на историю России все эти факты слабо проецируются.

О преподавании истории СССР в контексте мировой истории. Это очень тяжелая задача для учителя истории и требует от него особой, дополнительной подготовки. Наложить один учебный материал на другой, чтобы получилась не путаница, а связная картина, – это действительно сложно. У вас получится, если вы сделали осознанный выбор – преподавать историю СССР без отрыва от мировой истории. Результат будет значительно лучше, чем если вы будете разделять историю России и историю мира.

Читайте в следующем материале: каких шаблонов надо избегать, когда речь идет о Второй мировой войне.

Источник

Новости

Великая Отечественная война в школьных учебниках и детской литературе: формирование исторической памяти

в каком классе изучают вов по истории. 2020 05 02 18 09 43. в каком классе изучают вов по истории фото. в каком классе изучают вов по истории-2020 05 02 18 09 43. картинка в каком классе изучают вов по истории. картинка 2020 05 02 18 09 43. Как сегодня преподавать тему главной войны XX века? Как создать у детей чувство сопричастности? Что делать с «тонкими» моментами, ошибками, недостоверной или неофициальной информацией? На эти вопросы отвечает специалист Института военной истории РАН Юрий Александрович Никифоров. Сегодня мы поговорим об организационной и методической стороне темы, а в следующей статье остановимся на типичных ошибках, которые допускаются при изучении Второй мировой войны.

В техническом плане на первый план здесь выходит проблема количества часов на изучение периода 1941–1945 гг. До перехода к концентрической системе, утвержденной новыми примерными основными образовательными программами (ПООП), он изучался дважды, в рамках обоих концентров в средней и старшей школе. Это, соответственно, давало возможность учителю заложить базу, а затем углубить изучение отдельных, важных с воспитательной точки зрения военных событий во втором концентре изучения истории. С перестройкой структуры школьного исторического образования учителя фактически лишились такой возможности, поскольку изучение истории Великой Отечественной войны теперь согласно ПООП предусмотрено только в старшей школе, а если учесть рекомендации Историко-культурного стандарта, то и вовсе в 10 классе. В рамках подобной структуры на события 1941–1945 гг. может быть отведено в базисном учебном плане не более 6–7 часов. Возможно, в ближайшее время проблема будет разрешена появлением рекомендаций об изучении периода всего XX в. отечественной истории в течение двух лет – в 10–11 классах. Однако в действующих условиях реализация воспитательного компонента образовательного процесса на примерах из истории Великой Отечественной войны затруднена в силу нехватки учебного времени.

в каком классе изучают вов по истории. 2020 05 02 18 29 26. в каком классе изучают вов по истории фото. в каком классе изучают вов по истории-2020 05 02 18 29 26. картинка в каком классе изучают вов по истории. картинка 2020 05 02 18 29 26. Как сегодня преподавать тему главной войны XX века? Как создать у детей чувство сопричастности? Что делать с «тонкими» моментами, ошибками, недостоверной или неофициальной информацией? На эти вопросы отвечает специалист Института военной истории РАН Юрий Александрович Никифоров. Сегодня мы поговорим об организационной и методической стороне темы, а в следующей статье остановимся на типичных ошибках, которые допускаются при изучении Второй мировой войны.

В этой ситуации, учитывая ограниченность учебного времени, учителю истории рекомендуется использовать на уроках соответствующие отрывки литературных произведений, ярко и образно характеризующих настроения общества или даже суть изучаемых событий. Примеры такой организации учебного материала представлены в учебнике по истории России 1914 – начала XXI в. В.А. Никонова и С.В. Девятова.

Так, в качестве своеобразного эпиграфа к уроку о битве за Москву (1941 г.) могут быть предложены слова поэта Наума Каржавина:

Казалось, что лавина злая

Сметёт Москву и мир затем,

И заграница, замирая,

Молилась на Московский Кремль.

в каком классе изучают вов по истории. 2020 05 02 18 30 30. в каком классе изучают вов по истории фото. в каком классе изучают вов по истории-2020 05 02 18 30 30. картинка в каком классе изучают вов по истории. картинка 2020 05 02 18 30 30. Как сегодня преподавать тему главной войны XX века? Как создать у детей чувство сопричастности? Что делать с «тонкими» моментами, ошибками, недостоверной или неофициальной информацией? На эти вопросы отвечает специалист Института военной истории РАН Юрий Александрович Никифоров. Сегодня мы поговорим об организационной и методической стороне темы, а в следующей статье остановимся на типичных ошибках, которые допускаются при изучении Второй мировой войны.

Из этого четверостишия может быть сформулирована главная учебная задача урока : «Почему итоги Московской битвы имели значение не только для исхода войны на советско-германском фронте, но и для всей Второй мировой войны?». Отвечая на этот вопрос в ходе работы на уроке, обучающиеся вспоминают, что вермахт не знал поражений до битвы за Москву. Последовательно рассматривая этапы битвы, они осознают, какие усилия, моральные и физические, были приложены советскими солдатами и офицерами, чтобы не только остановить врага у стен столицы, но и обратить его в бегство. Впервые с момента начала войны немецко-фашистские войска были разгромлены и это показало всему миру, что исход сражений против захватчиков не только для Красной армии, но и для других стран может быть иным, нежели ранее. В связи с этим моральное значение победы под Москвой было не меньшим, чем военное.

Реализация подобного подхода позволит обострить эмоциональные переживания обучающихся, не сводя их лишь к усвоению фактической канвы событий, будет способствовать у них выработке эмпатии в отношении страданий и подвигов советского народа.

в каком классе изучают вов по истории. 2020 05 02 18 30 45. в каком классе изучают вов по истории фото. в каком классе изучают вов по истории-2020 05 02 18 30 45. картинка в каком классе изучают вов по истории. картинка 2020 05 02 18 30 45. Как сегодня преподавать тему главной войны XX века? Как создать у детей чувство сопричастности? Что делать с «тонкими» моментами, ошибками, недостоверной или неофициальной информацией? На эти вопросы отвечает специалист Института военной истории РАН Юрий Александрович Никифоров. Сегодня мы поговорим об организационной и методической стороне темы, а в следующей статье остановимся на типичных ошибках, которые допускаются при изучении Второй мировой войны.

Надеемся, что данные рекомендации помогут учителям в изучении не только событий истории Великой Отечественной войны, но и воспитания эмпатии и уважения к подвигу советских солдат и тружеников тыла в условиях ограниченности учебного времени.

Источник

Рабочая программа по курсу «История Великой Отечественной войны»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛОТЕБИССКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА ЧАНОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Решением методического объединения _____________

по курсу «История Великой Отечественной войны»

Срок реализации 1 год

Составитель: Юсупова Р.Ф.

1)Планируемые результаты освоения курса «История Великой Отечественной войны»

— осознание своей идентичности как гражданина страны, уважительное отношение к истории Великой Отечественной войны;

— осознание этнической принадлежности, знание истории своего края, гордости за своих предков;

— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

— э с тет и ч еск о г о соз н ан и я чер е з освоении х уд о ж е с т в ен н о г о насл е д ия н ар о д о в Р о с с ии

-организовывать и регулировать свою деятельность;

-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулировать и обосновывать выводы.);

-рассказывать (в устной или письменной форме) о важнейших битвах Великой Отечественной войны

-использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

— готовность к сотрудничеству,к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

1)знать хронологию,(указывать хронологические рамки Великой Отечественной войны, даты важнейших битв Великой Отечественной войны);

2)у мениеопре д е лять поняти я к теме;

3) знать исторические факты, уметь работать с фактами (характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших битв Великой Отечественной войны);

4) знать земляков-участников Великой Отечественной войны, участников великих сражений.

5)уметь оценивать вклад Советского народа в Победу;

6)знать содержание рассказов, посвященных Великой Отечественной войне

2) Содержание учебного курса « История Великой Отечественной войны »

Кровавое лето 1941-го…

22 июня – «черный день» календаря Катастрофа 1941 года. Первые дни войны.

Героическая оборона Брестской крепости. Оборонительные сражения летом – осенью 1941 г. Поражения советских войск в Белоруссии, Прибалтике, на Украине.

Битва под Москвой, ее историческое значение. Подвиг и героизм советских людей – защитников Москвы. Чтение рассказов С.Алексеева «Подвиг у Дубосекова», «Три приятеля с Волхонки», «Зоя».

Земляки-участники битвы под Москвой

Военные действия на советско- германском фронте в конце 1942 года. Окружение и разгром немецко – фашистских войск под Сталинградом. Начало коренного перелома в войне. Чтение рассказов C. Алексеева «Гвоздильный завод»,«Титаев»,

«Буль-буль»Земляки-участники Сталинградской битвы.

Оборона Севастополя. Битва за Кавказ

Оборона Севастополя, освободжениеСевастополя.Битва за Кавказ События на фронтах войны. Крушение наступательной стратегии германского вермахта. Чтение рассказов С.Алексеева «Выходное платье», «Особое задание»,Б. Лавренёва «Разведчик Вихров»Земляки-участники битв.

Блокада Ленинграда. « Дорога жизни». Героическая оборона Ленинграда. Самоотверженный подвиг ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.Чтениерассказов В. Воскобойникова «Голод блокады»,«Таня Савичева»,

И. Никулиной «Бабушкин кактус»Земляки-участники прорыва блокады.

Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сражение на Курской дуге. Международное значение разгрома немецко- фашистских войск под Курском. Чтение рассказов С. Алексеева «Три подвига», «Огородники» Земляки-участники Курской битвы.

Форсирование Днепра Ряд взаимосвязанных стратегических операций Великой Отечественной войны, проведённых ВС Союза ССР, во второй половине 1943 года на берегах Днепра.

Земляки-участники форсирования Днепра

Военно- стратегические операции советских войск в 1944-1945 гг. Восстановление границы СССР.

Освобождение Европы.Встреча на Ельбе

Освободительная борьба народов Юго- Восточной и Центральной Европы. Совместные боевые действия Красной Армии, польских, чехословацких воинских соединений. Антифашистские восстания. Освобождение стран Центральной и Юго- Восточной Европы.

Берлинская операция и капитуляция Германии .

Боевые действия в Европе весной 1945 года. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. Парад Победы в Москве. Земляки-участники битвы.

На сопках Манчжурии

Итоги Великой войны…

Всемирно- историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Цена победы советского народа. Героические и трагические уроки войны.Земляки –герои Советского союза.

3)Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по курсу «История Великой Отечественной войны»

Источник

Статья «Необходимость и возможности изучения Великой Отечественной войны в основной школе в условиях линейной системы преподавания истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Необходимость и возможности изучения

Великой Отечественной войны в основной школе

в условиях линейной системы преподавания истории

The necessity and possibilities of studying the Great Patriotic

War in a basic school in a linear system of teaching history

МКОУ «Таяндинская СОШ», Еткульский район,

Челябинская область, Россия

В статье рассматриваются проблемы, возникшие в связи с переходом на линейную систему преподавания истории в основной школе, и предлагаются возможные пути их решения.

Ключевые слова : линейная система, проектная деятельность, внеурочная деятельность.

Недавно мне довелось побывать на встрече известного челябинского краеведа с девятиклассниками-кадетами. Тема – окопное творчество солдат Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Учёный интересно выстроил беседу с ребятами: увлекательный рассказ сопровождался показом редких фотографий, документов, карт, демонстрацией подлинных артефактов, которые детям разрешалось подержать в руках, мастер-классом по очистке и подготовке предметов к детальному изучению. А главное, это был не монолог, а живой диалог. Ребятам задавались вопросы, которые могли пробудить в них жажду самостоятельного исследования. Всё было замечательно, но… Ни на один вопрос, касающийся хронологии событий и общеизвестных, казалось бы, фактов, школьники ответить не могли. Смущённые учителя, присутствующие на мероприятии, предложили детям воспользоваться Интернетом, и те сразу же нашли нужные ответы. Но ситуация вновь заставила меня задуматься о противоречиях и нестыковках в школьном историческом образовании.

С 1996 г. история в российских школах преподавалась по концентрической системе. В 2015 году начался переход на линейную систему. В Концепции нового УМК по Отечественной истории было сказано следующее: « С учетом мнения научной общественности, родительских организаций и педагогов – участников Первого и Второго Всероссийских съездов учителей истории и обществознания (Москва, 2011, 2012 гг.), представляется целесообразным пересмотреть принципы организации школьного курса истории… Наиболее оптимальной представляется модель, при которой изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы. В 11 классе на базовом уровне может быть предложен системный курс «История России в мировом контексте», сравнительно-исторический по своему характеру». [1]

Мне и моим коллегам – учителям истории Еткульского района, мнение которых я знаю из первых рук – уже тогда было ясно, что «новая старая» система только усугубит и без того непростую ситуацию с гуманитарным образованием. Но, как ни странно, на этом наше единодушие заканчивалось. Бороться с нововведением никто не захотел по разным причинам. У молодых не было достаточного опыта. А учителя постарше говорили: «Ну, учили же так раньше… И вообще, какая разница?». Да, бесконечные реформы в образовании, историческом в частности, могут вызвать, говоря медицинским языком, привыкание или даже отторжение. Как минимум, потерю интереса к тому, зачем, собственно, эти перемены потребовались. А ведь наверняка побуждения были благие! Уровень подготовки выпускников оставлял желать лучшего. Причину увидели в концентрической системе. Что ж, она не безупречна. Но с её отменой ушли и несомненные достоинства. Например, возможность на новом интеллектуальном и психологическом уровне 10-11-классника обратиться к событиям прошлого, увидеть явления в их взаимосвязи, потренироваться в аналитической и прогностической деятельности.

Знаю, что не все разделяют такую точку зрения. У меня есть оппоненты, которые считают концентрическую систему неразумной и приводят немало аргументов в защиту своей позиции. Так или иначе, широкого общественного обсуждения новой модели преподавания истории не было организовано.

И вот уже пятый год линейная система определяет структуру и содержание курсов истории. Концепция реализовывается. Преподавание Всеобщей и Отечественной истории синхронизировано. Новый УМК осваивается. Можно поговорить и о результатах.

Действительно, исторический процесс в представлении нынешних выпускников основной школы будет напоминать разорванный трос с обрывками связей и соединений. У человека с аттестатом не сформируется целостная картина развития России. По сути, мы вырезаем из линии времени события 20 и 21 века, к пониманию которых готовили учеников все предшествующие годы! Это мы называем историческим мышлением? И кого будем обвинять в исторической безграмотности очередного поколения? Хотим, чтобы дети знали историю, и для этого исключаем самый близкий к ним период? Вот и шагают наши юные патриоты от Первой мировой сразу в пустоту и летят от корней отдельно: ни тебе героев, ни примеров, ни проблем!

Я предложила своим 9-классникам высказаться по этому вопросу. Мою позицию, для объективности результата, я детям не озвучивала. Обобщая, скажу, что подавляющее большинство ребят чувствуют себя обделёнными. Многие ждали, когда же, наконец, мы будем говорить на уроках о близких событиях, которые были реальностью для их родителей. Ребята считают себя готовыми для такого обсуждения. Теперь они разочарованы.

Конечно, предполагается, что 20-21 век будет изучен в ССУЗах. Нисколько не умаляя подвижнического труда педагогов-историков в училищах и техникумах, повторю от них же услышанную правду: там в приоритете профессиональное образование, а не общекультурное. И ещё один секрет Полишинеля: не все дети после 9 класса продолжат образование, как бы мы все ни старались направить их на путь истинный.

Можно по-разному к этому относиться, но факт остаётся фактом. И решать проблему дефицита исторических знаний всё равно приходится. У школьного учителя истории пока ещё остаются для этого возможности. Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, основная урочная деятельность. Уроки истории с 5 по 9 класс отпадают. Тема «Великая Отечественная война в контексте истории 20 века» не вписывается ни в одну рабочую программу. В 9 классе нужно ещё уложить т.н. «длинный 19-й век». Зато в 7 классе проводятся обязательные региональные исследования качества образования. Задаче оценки достижения предметных и метапредметных результатов служит индивидуальный проект. КИМы содержат варианты тем и проектных продуктов. Например, в 2018 году семиклассникам были предложены темы, позволяющие построить проект на материале истории Великой Отечественной войны: «Жизнь замечательных людей», «Если бы экскурсоводом был я». В 2019 году темы были такими: «Загадки истории», «Жил на свете человек», «История одного плаката», «Я живу на Урале». Работая над теоретической частью, ученик под руководством учителя-наставника обязательно познакомится с кратким курсом истории 20 века, с периодизацией войны, основными событиями.

Проектная деятельность не ограничивается РИКО ИП. Она является неотъемлемой частью современного преподавания и даёт поистине безграничные возможности для работы, в том числе и с материалами Великой Отечественной войны. Мне могут возразить, что проектная работа индивидуальна и учитель истории может взять для эффективной работы над проектами лишь несколько учеников. Что ж, это лучше, чем ничего.

Гораздо больше возможностей даёт внеурочная деятельность, как важная составляющая ООП. Наряду со стандартом, внеурочная деятельность выстраивается на основе двух методических писем МОиН РФ от 2011 (№ 03-296 от 12.02.2011 г) и 2017 (№ 09-1672 от 18.08.2017 г). В последнем сказано, что «рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе требований ФГОС с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ». При этом уточняется, что «целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения ООП за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность». [2]

Проще говоря, мы можем сами составить программу ВД, расширяя предметное содержание! Кстати, современные тенденции развития внеурочной деятельности предполагают наличие оценочных средств. Так что знания исторического материала будут проверяться. И отношение к занятиям у ребят станет более ответственным.

В этом году по новым стандартам учится уже 9 класс, поэтому можно выстроить с девятиклассниками историко-краеведческий курс внеурочной деятельности. Вот, например, вариант тематического планирования курса «Родной край».

1. Музейная деятельность (теория)

Музееведение. Музейная деятельность.

Атрибуция и экспонирование музейных предметов. Составление и проведение экскурсий.

2. Южный Урал в 19 веке

Оренбургское казачество в начале XIX в. Южный Урал в первой четверти XIX в. Социальный протест на Южном Урале в первой половине XIX в. Социально-экономическое развитие Южного Урала

во второй четверти XIX в. Освоение Новолинейного района в Оренбургском крае. Культура и быт населения Южного Урала в первой половине XIX в. Южный Урал в эпоху Великих реформ 1860–1870-х гг. Социально-экономическое развитие Южного Урала в 1880–1890-е гг. Внешняя политика России и Южный Урал во второй половине XIX в. Социально-экономическое развитие Южного Урала на рубеже XIX–XX вв. Русско-японская война 1904–1905 гг. и Южный Урал. Южный Урал в годы первой российской революции 1905–1907 гг. Политическое развитие Южного Урала в 1907–1914 гг. Культура Южного Урала в конце XIX – начале ХХ в. Искусство и литература Южного Урала в конце XIX – начале ХХв. [3]

3. Южный Урал в 20 веке

Южный Урал в годы Первой мировой войны. Революционные события 1917 года и Гражданская война на Южном Урале. Южный Урал в 20-30-е годы. Великая Отечественная война. Вклад южноуральцев в Победу. Послевоенные 40-е на Южном Урале. Южный Урал во времена «оттепели». Уральские будни 60х – 80х: спокойствие или застой? Южный Урал на переходном этапе от СССР к Российской Федерации. Роль и место Южного Урала в современной России.

4. Музейная практика

Формирование экспозиций и выставок. Составление и проведение экскурсий.

В прошлом мае после митинга в честь Победы и концерта к организаторам подошёл человек и с горечью сказал: «Концерт, конечно, хороший. И слова дети говорят правильные. А я вот спросил некоторых, чьи это имена на памятнике? И ни один не ответил! Даже имён-отчеств не знают, не то, что подвигов! А ведь там и моего деда имя!» Действительно, парадокс: мероприятие посвящено памяти погибших, а памяти-то и нет! Так что теперь наряду с подготовкой к юбилею идёт работа по восстановлению боевого пути односельчан. Школьники из актива музея изучают документы – семейные и архивные, работают с семьями героев. Нового ничего в такой деятельности нет. Прошлые поколения учеников эти сведения уже собирали и в музей сдавали. Казалось, что нынешним ученикам остаётся только информацию актуализировать, оформить и ярко представить. Но возвращение к упущенной на время теме стало не просто следованием по известной тропе. Нас ожидали настоящие открытия. Современные электронные мемориальные базы данных предоставили людям новые информационные возможности. В сочетании с массовым увлечением последних лет – семейными родословными – получился неожиданный результат. Мы во времени от войны дальше, а доступной информации о ней – больше. Люди буквально книги написали о своих родных, в т. ч. об участниках войны. А мы извлекли очередной урок. Не только поисковики должны заниматься увековечением памяти погибших. В сохранении памяти на веки вечные нуждаются и те, кто уже лежит под гранитными плитами и звёздами.

Итак, возможности для обращения к военной теме в основной школе найти можно. Проектная, поисковая и музейная деятельность, например, связывают воедино изучение истории Великой Победы на уроках, на внеурочных занятиях, и при подготовке воспитательных мероприятий. Вопрос в том, что учителя эти возможности пока находят не «благодаря», а «вопреки». Но тосковать по концентрической системе бессмысленно. Думаю, стоит вернуться к вопросу и организовать действительно широкое обсуждение проблемы. Та общественность 2011 года, которая когда-то «посчитала целесообразным» изменить структуру исторического образования, могла уже и переменить своё мнение, увидев первые результаты.

А наша задача, пока образовательный маятник качается из стороны в сторону, не допустить манкуртизации школьников сегодняшнего дня. С нас ведь спросится! И чем раньше мы начнём с детьми серьёзное изучение страниц истории Великой Отечественной, как и других знаковых событий 20 века, тем больше шансов у нас на свою Победу в борьбе за умы и души молодого поколения.

Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности [Электр. ресурс] https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-18.08.2017-N-09-1672/

История. Челябинская область. 8 (9) кл.: методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций по проектированию учебного предмета с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей территории [Текст] / А.В. Ражев, Е.Ю. Захарова, Д.И. Никитин и др.; под ред. В.М. Кузнецова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 144 с.

Павленко, Г.К. Подвиг южноуральских воинских частей в годы Великой Отечественной войны [Текст] / Г.К. Павленко, В.Д. Павленко, И.А. Новиков // Южный Урал: от колесниц до мирного атома / сост.: Н.А. Антипин, Г.Х. Самигулов. – Челябинск: Б. и., 2017. – 155 с. – С. 102–107.

Сведения об авторе

Зязева Елена Виллиновна – учитель истории и обществознания МКОУ «Таяндинская СОШ» Еткульского района Челябинской области.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *