в каком классе изучают суффиксы
Формообразующие (словоизменительные) суффиксы. Начальная школа тема суффиксы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.
Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:
Формообразующие (словоизменительные) суффиксы
Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.
Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :
Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.
словоизменение — это образование форм одного и того же c лова.
словообразование — это образование новых слов.
С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник- :
Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :
Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:
от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч- к (а) — доч- еньк (а), дом — дом- ик ;
увеличительное значение: рука — руч- ищ (а) ;
суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон- ёнок , ут- ёнок ;
для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи- тель , трактор- ист , москв- ич , сибир- як , академ- ик , груз- ин , кавказ- ец и т.д;
для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав- щиц (а), мастер- иц (а), фельдшер- иц (а), осет-ин- к (а), машин-ист- к (а), писатель- ниц (а) и т.д
Суффикс может быть не обозначен буквами.
Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :
Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.
Более подробно см. Выделение суффикса в слове.
Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок
Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий
Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.
Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.
Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.
План-конспект урока по русскому языку «Значения суффиксов» для 2 класса («Школа России»)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предмет: Русский язык
Автор учебника « Русский язык» УМК «Школа России».
Тема урока: Значения суффиксов
Тип урока: урок решения учебной задачи.
Методические приемы изучения темы: наблюдение, моделирование, объяснение, поиск информации.
Цель урока: определить значение суффиксов
— оценивать свою деятельность;
— анализировать и контролировать свою деятельность
— планировать свои действия в связи с поставленной задачей
— сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку.
— строить рассуждения и сообщения в устной форме;
— осуществлять поиск информации и запись информации с помощью словаря;
— использовать речь для регуляции своего действия;
— формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная;
Оборудование: учебно-методическая литература: учебник «Русский язык» 2 класс I часть; Толковый словарь С.И. Ожегова, учебные принадлежности обучающегося, карточки для работы в группе.
I .Организационно-мотивационный этап
1. психологический настрой.
— Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И помните: как хорошо, что мы сегодня все здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
— Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечного света. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
-Вы готовы к совместной работе?
-Сегодня утром я шла в школу и с неба падали снежинки. Их я принесла в класс. (Учитель показывает маленькие бумажные снежинки.)
За правильный и полный ответ на уроке вы получите снежинку .
Учащиеся психологически настраиваются на урок.
3. Словарно-орфографическая работа
4. Минутка чистописания.
2. Операционно-содержательный этап
1 Постановка темы и целей урока
2. Актуализация знаний
3. Изучение новой темы
4. Обобщение изученного материала.
3. Оценочно-рефлексивный этап
Выведение алгоритма нахождения суффикса в словах.
— Ребята, давайте начнем урок с загадки.
Средь облаков, на высоте
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем.
— А кто такой строитель? (работа по словарю).
— У вас на партах есть словари, давайте прочитаем значение слова «строитель».
— Откроем тетради, запишем число и проведем минутку чистописания (буква Сс и слово строитель)
— Кто догадается, почему я загадала загадку про строителей на уроке русского языка?
— Мы сегодня с вами проведем необычный урок, будем настоящими строителями.
— Какими качествами должен обладать строитель?
— А что мы будем строить? (слова, предложения…)
— А при помощи чего строятся слова? (при помощи суффиксов).
— Давайте скажем, что мы будем делать на уроке?
(строить слова при помощи суффиксов).
— Сегодня на уроке мы построим домик для суффиксов, найдем место каждого суффикса в нем.
— Что вы знаете о суффиксах?
— Какие суффиксы можете назвать? Какие суффиксы изучили?
— Расскажите о суффиксах ик и ек.
— Ребята, давайте найдем для изученных суффиксов место в домике.
— Вспомним загадку. Что обозначает слово «строитель»? (профессию человека)
— Сейчас мы побудем строителями. Каждой группе я дам новый строительный материал в конвертах. Ваша задача – построить новые слова при помощи новых суффиксов и найти для них место в домике.
-Итак, ребята, каждое новое слово и суффикс заселим в наш домик и расскажем при помощи каких суффиксов образовали новые слова. Какое значение имеют данные суффиксы?
— Молодцы! Мы нашли сегодня место для каждого суффикса.
— Ребята, чему был посвящен урок? Что нового узнали на уроке?
— Найдите верные утверждения и подчеркните их.
( задание на индивидуальных карточках)
1) Суффикс – это маленькое слово.
Суффикс – это часть слова.
2) Суффикс служит для образования новых слов.
Суффикс служит для связи слов в предложении.
3) Суффикс стоит перед корнем.
Суффикс стоит после корня.
4) Суффикс не имеет значение.
Суффикс имеет значение.
-Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды. Лес – из деревьев.
Наша речь состоит из …. (предложений), предложения состоят из … (слов).
— А слова имеют свой строительный материал.
-Вспомните, из каких частей состоят слова.
Корень Суффикс Окончание
Общая часть для образования для изменения
родственных слов новых слов формы слова
-Посмотрите на схему и вспомните, как найти суффикс в слове?
-Давайте составим алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове.
1. Найти окончание (изменить слово). Изменим слово.
2. Найти корень (подобрать родственные слова).
3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием).
-Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах.
Семёнович, россиянин, дворник
-Какие значения имеют эти суффиксы?
Дети отгадывают загадку
Дети ищут слово в словаре
Дети записывают число
Ручку правильно возьму:
на третий пальчик положу-1м и 2м держу, и тетрадку наклоню. Спину прямо держу.
Вспоминают, высказывают свои мнения
Поиск необходимой информации (умение пользоваться учебником), анализ, умения выражать свои мысли и объяснять свой выбор.
Рассказывают правило друг другу
Работа в группах по образованию слов с новыми суффиксами
Дети на доске прикрепляют свои слова и суффиксы.
Ученики отвечают на вопрос учителя, а на слайде появляется алгоритм нахождения суффикса:
Порядок нахождения суффикса:
Доказывали, наблюдали, думали.
— Свою задачу на уроке мы выполнили?
-Оцените свою работу на протяжении всего урока. Кто готов?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Давайте посмотрим, сколько вам удалось получить снежинок. Вот сколько стараний и трудолюбия. Получился снегопад .
— Все молодцы! Спасибо за урок!
Дети оценивают свою работу. Я старался учиться сам.
Я внимательно слушал других и прислушивался к мнению своих товарищей.
Житель какой-либо страны, города.
Россиянин, южанин, северяне, горожане
Профессия или род занятий
Кузьминична, Владимировна, Владимирович
Галчонок, лисёнок, волчонок, страусёнок
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-481975
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по русскому языку «Суффикс» знакомство с понятием
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выполнила: студентка ПИ ИГУ Насырова Винера Канифовна
Конспект урока по русскому языку 2 класс.
Тема урока: Как делаются слова. Что такое суффикс.
Тип урока: изучение нового материала.
познакомить учащихся с понятием «суффикс»;
научить находить в словах суффикс, сравнивать значения родственных слов с разными суффиксами;
развивать способности правильно формулировать свои мысли в
процессе обобщения изученного материала;
вырабатывать умения работать с обратным словарём;
воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих
формировать умение правильно писать слова с ранее изученными орфограммами.
Предметные результаты : находить в словах суффикс. Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова. Определять значение суффикса. Умение пользоваться словарями.
позновательные : проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
регулятивные : уметь определять и формулировать цель и задачи урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осознание качества и уровня усвоения материала.
коммуникативные : сотрудничество с учителем; уметь слушать и понимать речь других; умение полно и точно выражать свои мысли в устной форме.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; самоопределение; ценностные отношения к самостоятельному нахождению способа решения проблемной ситуации.
Оборудование: учебник, обратный словарь, карточки со словами, мультимедиа, презентация.
ОДЗ: организовать детей на рабочий лад.
Уз/У: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством комфортной обстановки.
У: Здравствуйте, ребята. Придумано кем-то мудро и просто при встрече здороваться «Доброе утро!». Доброе утро улыбчивым лицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. И доброе утро длится до вечера. Улыбнулись соседу по парте.Присаживайтесь.
II. Актуализация опорных знаний.
ВР: Словарно-орфографическая работа (на доске карточки со словами)
в.р.бей, в.рона, лес.к, с.рока.
У: Сформулируйте задание к этим словам.
Д: Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Задание выполняется устно по цепочке.
У: Посмотрите, какие буквы мы вставили. Элементам нашего чистописания сегодня будет…
У: Хорошо. Перед чистописанием напомним правила посадки.
тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно возьму (показывает),
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-Пишем красиво, старательно, аккуратно; прописываем элементы до конца строки. __________
На доске элемент чистописания : оооооо _____
У: посмотрите на карточки, какое слово здесь лишнее? Почему?
Д: слово лесок лишнее, потому что все остальные птицы.
У: Наступила зима. Тем птицам, которые не улетели в тёплые края, необходимо помочь. Как мы это можем сделать?
Д: Птиц необходимо подкармливать, так как для них страшнее голод. И поэтому необходимо делать кормушку для птиц.
У: Запишите название птиц в тетрадь
Определение темы и задач урока.
У: Ребята, вы решили, что слово лесок «лишнее». Что вы можете сказать про это слово?
Д: Это слово предмет, неодушевлённое. Отвечает на вопрос что?
У: Давайте это слово разберём по составу. А чтобы разобрать слово по составу, нужно подобрать родственное слово. От какого слова образовалось слово лесок?
Д: лесок ← лес. Лес начальная форма слова
У: Что общего у этих слов?
Д: У них общий корень лес, значит они являются однокоренными словами.
У: Как образовалось слово лесок?
Д: П ри помощи букв ок
( по аналогии разбираем слово грибок)
У: Так что такое – ОК?
У: Что мы должны узнать сегодня на уроке?
Д1: Сегодня на уроке мы должны узнать, что это за часть слова и для чего она нужна словам?
Д2: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью слова.
У: Хорошо, молодцы! Для того чтобы увидеть, как мы поработали на уроке, заполним оценочную таблицу которая у каждого лежит на партах. ( Анализируем табл. вместе с детьми) В конце урока я скажу вам, когда необходимо будет внести в неё свои результаты. С помощью неё мы сможем оценить работу каждого и выставить отметку.
За что можно получить баллы?
Сколько баллов можно получить?
1. Знание определения « суффикс».
2. Умение выделять суффикс в словах.
2 б. – правильно выделен суффикс.
0 б. – суффикс не выделен.
3. Умение образовывать слова с помощью суффикса.
2 б. – слова образованы правильно выделен суффикс
1 б. – 1-2 ошибки при образовании слов и выделен суффикс
0 б. – 1-2 ошибки при образовании слов и не выделен суффикс.
За каждый выполненный пункт плана- 1б.
Max количество баллов
У: Сегодня, для достижения нашей цели мы будем работать по плану, который представлен на доске и также лежит у вас на партах.
Итак, давайте же посмотрим, как и что мы должны сделать на уроке.
( Анализируют план работы)
1. Отыскать новое понятие.
2. Дать определение этому понятию.
3. Узнать графическое обозначение этого понятия
4. Узнать функцию этого понятия ( для чего оно нам необходимо)
5. Научиться применять на письме данное понятие.
IV Работа по теме урок
ВР: Работа с Обратным словарём, упражнение 20, с 22 (учебник)
У: Найдите в Обратном словаре на –К слова с основой на ёк (с 143 У 2)
У: Скажите, от каких слов образовались все эти слова. Покажи письменно.
У: Миша начал это делать так:
У: Продолжи Мишину запись.
У: Слова в парах – родственные?
У: Выделите в каждой паре общую часть (корень). Как выделена в словаре частичка – ёк?
Д: Частичка ёк выделена голубым цветом.
У: Где находится эта частичка в словаре?
Д: Эта частичка находится после корня
У: Для чего она служит?
ВР: работа с планом урока.
— Итак, возвращаемся к плану работы. Смотрим, какие пункты плана мы выполнили?
Д1: Отыскали новое понятие-это суффикс.
У: Так, молодцы! все ли пункты плана мы уже выполнили?
Д5: И еще мы не научились применять суффикс на письме.
У: Ну в таком случае переходим к выполнению этих пунктов плана.
Д: суффикс. Суффикс всегда стоит после корня.
У: Для чего нужен суффикс?
Д: Суффикс помогает образовывать новые слова. Придает словам уменьшительно-ласкательное значение.
У: Итак, давайте попробуем самостоятельно дать определение понятию суффикс.
Д: (дети дают определения)
Подсказка Летучей Мыши. (с 23 учебник 3 ч)
У: А для того чтоб убедиться правильно мы с вами сделали вывод, прочитаем подсказку Летучей Мыши с 23 учебник Ч3
Часть слова, с помощью которой образуются другие слова, называется СУФФИКСОМ, если эта часть стоит после корня.
Суффикс обозначается так: ^.
Например: столик □, пенёк□
Д: 2 пункт. Дали определение понятию суффикс.
VI Закрепление изученного материала.
ВР: Работа в тетрадях СР №2 упр. 22 с 17
(на доске слова: день, пень, уголь, огонь, зверь, окунь)
Смотрим первое предложение: Солнечный день (денёк) и т.д.
— У : посмотрите одсказку Летучей Мыши с 24 учебник
Не забывай правильно ставить знаки:
← и →. Правильно будет так:
день →денёк. Или так: денёк ← день!
У: смотрим, какой пункт плана выполнили?
VII. Итог урока. Оценка работы и рефлексия.
У: Давайте же скорей подведем итоги урока. Какую цель мы поставили в начале урока?
Д: Узнать новую часть слова, и для чего она нужна.
У: Узнали новую часть слова?
У: Что такое суффикс?
У: для чего нужен суффикс?
Д: суффикс нужен для образования новых слов
У: — Приведите примеры.
У: Как мы можем узнать, достиг ли каждый из вас поставленной цели урока? Как мы можем об этом узнать?
Д: По результатам оценочной таблицы.
У: Хорошо, заполняем таблицу. Если есть вопросы, задавайте.
( Дети заполняют таблицу; Учитель раздает индивидуальные листы рефлексии урока)
У: Кто набрал 11-10 баллов? поднимите руку. Это работа на « отлично»
У кого 9-7 баллов – отметка «хорошо».
— Свои баллы записали на полях в тетрадочки. Передали оценочные листы по рядам на первые парты. Сейчас мы подведем итоги по урока в целом. Перед вами у каждого лежат индивидуальные карточки, которые характеризуют вашу работу на уроке.
2. узнал больше, чем знал
Вам нужно подчеркнуть фразу, в каждой из колонок:
1. Для меня сегодня урок был…, выбрать 1 из 3.
2. На уроке я…, выбрать 1 из 3.
3. Итоги урока…, выбрать 1 из 3.
Всё заполняем. А я пока посмотрю ваши оценочные листы и выставлю отметки в журнал.
VII Домашнее задание
Открываем дневники, записываем домашнее задание.
Для ребят, которые набрали высокие баллы ( 7 и более) – записать в тетрадь 10 слов-предметов и от них образовать новые слова с помощью суффиксов; разобрать эти слова по составу.
Что значит разобрать по составу?
Д: выделить корень, основу, суффикс, окончание.
-Всем спасибо за урок! Карточки сдаем, идем на перемену.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Номер материала: ДA-041765
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.