в каком классе изучают старуха изергиль
Урок литературы в 7 классе. «Старуха Изергиль» М.Горький
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”
Тема: Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”.
1. Дать представление о романтической эстетике раннего Горького. Познакомить с рассказом „Старуха Изергиль”.
2. Совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала.
Тип урока: проблемный, комбинированный, с элементами интерактивных технологий.
Оборудование: портрет А.М.Горького, фотография А.М.Горького и С.Г.Скитальца, иллюстрации к ранним рассказам Горького художников Б.Дехтерева, В. Макеева, Д.Бокарева.
„Видно, ничего не напишу так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль. ”
(А.М.Горький из письма к А.П.Чехову).
«… в жизни всегда есть место подвигам».
(А.М.Горький «Старуха Изергиль»).
I Организация класса. Постановка проблемы
Учитель формулирует основную проблему урока: Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо будет выяснить следующее:
Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Совершила ли Старуха Изергиль подвиг, о котором говорит?
Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Традиционно для романтического произведения характерен культ необыкновенной личности. Герой романтического произведения презирает жалкую жизнь обывателей. Для такого произведения характерно деление мира на реальный и идеальный.
Ученики записывают в тетрадях особенности романтического произведения:
1. Культ необыкновенной личности;
2. Романтический портрет;
3. Романтический сюжет;
4. Романтический пейзаж;
5. Романтическая стилистика.
III Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы
1. Какова композиция рассказа? ( Композиция более сложная, чем в других ранних произведениях. Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль»,«Легенда о Данко». Вместе с тем, все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).
4. Какие из описанных старухой событий можно считать необыкновенными? (Обе истории, рассказанные Изергиль, содержат описание необыкновенных событий. Жанр легенды обусловил их изначальную фантастическую сюжетную основу (рождение ребёнка от орла, невозможность умереть под воздействием проклятия, свет искр горящего сердца Данко. Да и вся история жизни Изергиль, старой молдаванки, внешность которой напоминает скелет, обтянутый кожей, предстаёт как бесплотная тень Данко и Ларры тех далёких времён, когда «больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше»).
5. Каковы особенности пейзажа в ранних рассказах Горького? (Действие рассказов происходит на морском берегу, на фоне тёплых южных ночей с запахом виноградников и блеском звёзд, пеним девушек и плачем скрипки. Пейзаж зачастую преувеличенно красив, описание природы украшают многочисленные эпитеты, метафоры : «полный диск луны… кроваво-красный», « голубоватая мгла», « ночь росла и крепла», «лучи солнца едва могли пробить себе дорогу», «листва вздыхала и шепталась» и др.).
I V Поиск аргументов для решения проблемы в тексте
1. Сопоставление героев Данко и Ларры:
б) отношение к людям;
в) понимание гордости;
г) поведение в момент суда;
V Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы
1. В чём источник трагедии Ларры? (Эгоизм понимается им как проявление личной свободы)
2. Как был наказан Ларра? (В наказание старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Ларру того, ради чего по его мнению стоило жить- права жить по собственному закону).
3. Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? (Сердце Данко вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их «на лёгкий путь»).
4. Что общего в характерах Ларры и Данко и в чём между ними разница? (Ответы учащихся могут быть неоднозначными).
5. Какой нравственный закон определяет поступки обоих героев? ( Ларра и Данко – сами себе закон. Их поступки определяет их собственная система ценностей.
6. Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа Старухи Изергиль соотносятся между собой образы Данко и Ларры? (Старуха Изергиль выступает как рассказчик. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить и черты Данко и черты Ларры. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет задуматься над проблемой свободы человека.
V І Итог урока. Формулирование результатов решения проблемы
Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»? Как вы его понимаете? (Изергиль сама на своём веку встречала свободолюбивых и мужественных людей. И потому собственный жизненный опыт привёл её к знаменательным выводам: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!» ).
Так в чём же, по Горькому, может заключаться истинное бессмертие человека? (Заканчивая рассказ размышлением «о великих горящих сердцах», Горький пояснил, в чём заключается истинное бессмертие человека. Ларра оттолкнул от себя людей, и о нём напоминает лишь тёмная тень в степи. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца).
VII Домашнее задание. Прочитать пьесу А.М.Горького «На дне».
Иллюстрации к уроку «Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”
В каком классе проходят «Старуха Изергиль» М. Горький?
В каком классе нужно читать рассказ «Старуха Изергиль» Максима Горького?
О чем книга, краткое содержание?
Чему учит произведение?
По математике списывала постоянно, потому что не понимаю эту науку и не люблю.У нас сидел мальчик на последней парте, который очень хорошо учился по математике, как контрольная, он решает и передаёт по своему варианту, вперёд, все списывают Половина класса-работа один в один, у него 5, у нас у всех 3, без одной ошибки.Учитель был в курсе, что все списывают. А по русскому наоборот все списывали у меня.На экзамене по химии решала всем задачи, а самой попался именно тот вопрос, который плохо знала, как сейчас помню-ацетиллен Все троечники получили за экзамен 4-5, а я 3, учитывая, что химию знала на 5
Замечательная вещь Александра Куприна!
А знаете, как учителя его расшифровывали – Учитель Пришел ЕДва Домой, Голодный, Измученный, Злой. И во многом они были правы. Это про жизнь учительскую
И потом, что вы так упираетесь в информационные технологии. По-моему пора ограничивать «компьютеризацию» образования. Компьютером пытаются подменить живого учителя и в итоге растят каких-то киборгов, без чувств, без мыслей.
Никакой компьютер НИГДЕ, НИКОГДА И НИКАК не заменит живого слова учителя!
Уж поверьте. Всю сознательную жизнь наблюдаю за учителями как снаружи (сам учился), так и изнутри (отец почти 40 лет проработал учителем и супруга – более 30-ти лет)
Так что, дорогие учителя, пользуйтесь компьютером, Интернетом, интерактивными досками и т. п., но не давайте им себя заслонить.
Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.
Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.
Урок литературы в 7-м классе по теме: «Легенда о Данко» (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»
Разделы: Литература
Эпиграф к уроку
Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать
грядущим поколениям. (Б. Шоу)
Ход урока
1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенды.
— Что же заставило его обратиться к книгам?
Слово ученика (рассказ о детстве писателя).
— И как же, когда вырос, Горький послужил людям? (Своими книгами.)
— Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему.)
2. Словарная работа.
— Что такое легенда? (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)
— Работа в группах.(Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.)
Составьте словесный портрет человека-легенды. (Затем все мнения детей озвучиваются и записываются на доске и в тетрадях, потом эти ключевые слова можно использовать при написании творческих работ.) Например: смелый, бесстрашны, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг.
3. Работа с текстом художественного произведения. Чтение по отрывкам и обсуждение по проблемным вопросам.
— Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?
— Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не бояться.
— Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и не смогли бороться с чужими племенами.
— Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой поры” и даже не стали сопротивляться?)
Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску.
— Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?
(- Люди ушли в глубь старого леса, где были болота и тьма, они испугались за свою жизнь, но ничего не предпринимали. Думаю, они просто оказались слабыми.
— Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени, впали в тоску.
— Нужно было что-то делать, а не просто тосковать.)
Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни.
— Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?
(- Горький описывает, как страшно людям было в лесу: великаны-деревья сдвигались вокруг людей по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей, а ведь они привыкли к свободе, к простору степи. Страх помешал им действовать.
— Люди, хотя и оказались в дремучем лесу, все-таки еще думали пойти бороться с чужаками, но боялись погибнуть, ведь вместе с ними умерли бы и заветы.
— Но если люди останутся в лесу и будут дальше гибнуть от смрада болот, то все равно заветы будет некому передать, поэтому все-таки надо никогда не терять надежды на спасение. Все равно нужно было что-то делать.
— Я думаю, что надежда у них все-таки была, потому что это были сильные люди и они не переставали думать, как выбраться из леса, а значит, когда-нибудь все равно выход бы они нашли.)
— Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей? (Краски тьмы: “там были болота и тьма. так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму”.)
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
— Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?
(- Люди обрадовались, что нашелся кто-то, кто предложил выход.
— Человек всегда рад тому, кто решит за него, что делать.
— В такой ситуации люди всегда пойдут за лидером и будут ему благодарны за спасение.
— Люди увидели, что он лучший из всех, и поэтому пошли за Данко.
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
Но эти слова разъярили их еще более.
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь.
— Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними?
(- Гроза – страшное явление: грозно зашептали деревья, грозно шумят молнии.
— Употребляются активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали – они передают динамику действия.
— Контраст: сгущающаяся тьма и холодный огонь молний, “молнии разрывали тьму в клочья”.
— Из тьмы выступало “что-то страшное, темное и холодное”. Автор даже не называет, что это. Неопределенное местоимение усиливает впечатление таинственности, загадочности, а значит, возрастает и страх.
— Разъяренные люди видятся Данко в зверином облике.
— Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?
(- Людей много, это толпа, а толпа может растерзать.
— Данко может дальше убеждать людей и, возможно, убедит.
— Данко может бросить людей и спасти самого себя.
— Думаю, что Данко решился искать выход именно из-за того, чтобы спасти племя, поэтому он будет с ними до конца.
— Утомленные, люди пали духом и не могли идти дальше. Они устали, испугались трудностей, не знали, что ждет их впереди.)
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло. «
— Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!
— Какой момент следует считать кульминационным?
(- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)
Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?
(- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.
— Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.
— Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)
(- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.
— Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой.
— Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.
— Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.)
4. Подведение итогов урока.
— Можно ли назвать Данко героем? (Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)
— Какие подписи можно сделать под иллюстрациями, выполненными вашими одноклассниками?
— Творческое задание: написать синквейн, в котором ключевое слово “Данко”.
Примеры синквейнов, составленных детьми.
Жалел, спасал, погиб.
Красивые – всегда смелы.
Жалеет, любит, жертвует.
Любит, ведет за собой, погибает.
Во имя других готов пожертвовать собой.
5. Домашнее задание: напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”, “Какого человека можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”
Конспект открытого урока по русской литературе в 8 классе. М. Горький «Старуха Изергиль». «В жизни всегда есть место подвигу». Смысл противопоставления образов Ларры и Данко.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект открытого урока по русской литературе в 8 классе.
М. Горький «Старуха Изергиль». «В жизни всегда есть место подвигу». Смысл противопоставления образов Ларры и Данко.
Образовательная : показать два типа морали и общественного поведения, изображенных в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль», сравнить позиции главных героев легенд по отношению к себе и людям и убедить учащихся в том, что позиция Ларры неприемлема в нашем обществе с точки зрения нравственности, а поведение Данко- подвиг во имя людей.
Развивающая : способствовать выработке у учащихся собственного мнения по данной проблеме, развивать критическое мышление.
Воспитательная : формировать у учащихся желание воспитывать в себе личность, лучшие человеческие качества.
Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели кого вслед,
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
1. Организационный момент.
Здравствуйте те, кто каждое утро идет в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!
Здравствуйте и те, кто идет в школу с не очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.
Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.
2. Создание положительных эмоций.
Как вы могли заметить, к доске прикреплен лист в виде сердца. Это- символ любви и доброты. Я передаю это сердце, а вместе с ним любовь и доброту.
(называю имя ученика, а он передает сердце следующему)
Сколько тепла и положительных эмоций в этом сердце! Их стало несколько раз больше!
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству М. Горького, к его раннему романтическому рассказу « Старуха Изергиль», в котором писатель ставит ряд вопросов:
— Каковы его возможности?
— Где истоки Добра и Зла в его душе?
— Как преодолеть мрак жизни?
— Какими путями выйти к свободе, к свету?
Урок наш называется «В жизни всегда есть место подвигу». На экране вы видите сердце, в котором написаны слова, как они могут помочь нам на уроке?
4. Опрос (Тест «Верю – не верю»)
1. Рассказ «Старуха Изергиль» состоит из 4 частей.(Нет)
2. Данко – сын женщины и орла.(Нет)
3. Максим Горький – это творческий псевдоним писателя.(Да)
4. Рассказчик познакомился с Изергиль в Бессарабии.(Да)
5. Отцом Ларры был ястреб.(Нет)
5. Просмотр видеоматериала легенды о Ларре
— Что значит имя Ларра? (отверженный, выкинутый вон)
— Что ценит Ларра больше всего в своей жизни?
(Свободу, нравственнось, считает, что таких, как он больше нет, и он будет делать всё, что хочет)
— За что наказан Ларра? В чем его обвиняют люди?
— Почему люди оставили жить убийцу, ведь он потом ещё много наделал бед?
— Почему мудрейший сказал, что наказание в нём самом?
«Наказание есть. Это страшное наказание, вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нём самом! Пустить его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!»
— Почему Ларра искал смерти?
— Найдите ключевую фразу, которая объясняла бы поведение Ларры и его отношение к людям.
— За всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью. А он отвечал, что хочет сохранить себя целым.
— Что говорит о Ларре старуха Изергиль?
— Какими словами вы бы охарактеризовали Ларру?
Эгоизм – это себялюбие, забота только о своих интересах.(«Толковый словарь»)
Эгоизм – это себялюбие, забота только о своих интересах.
– Как вы думаете, что символизирует образ Ларры?
Вывод: Ларра – олицетворение человеческого эгоизма и жестокости.
— Приведите факты, свидетельствующие о том, что такие эгоисты, как Ларра, были во все времена.
Самый яркий пример мы видим в поэме Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Это опричник Кирибеевич, который под защитой царя Ивана Грозного мог себе позволить ухаживать за чужой женой, нарушать нравственные устои общества.
Я считаю, что таких, как Ларра, много рядом с нами.Кто сегодня не горд, если есть чем гордиться? У Ларры – отец орёл, а у Димы Иванова – начальник. И Дима голову высоко несёт. А у Вани Петрова богатые родители. Он тоже не хочет равняться с нами, с толпой. Чем не Ларра? А давайте вспомним, как мы встречаем иногда замечания учителей, требования взрослых. Тут в каждом из нас проявляются черты себялюбца Ларры, который живёт вечно и вечно напоминает непокорным, что их тоже ждёт наказание за гордость.
Мир вокруг нас такой, каким его видим мы, и каким его делают наши поступки. Любое, даже самое незначительное, доброе дело делает наш мир лучше!
На доске висит дерево- оно необычное, на нем не хватает листиков- ладошек, которые лежат у вас на парте. Дома я просила вас подумать, что же вы можете сделать хорошего, чтобы и ваш листик стал не просто листиком, а хорошим поступком для вас, нашей школы, района, области.
(Ребята выходят к доске и клеят листик)
-В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
— Почему поступок Данко трактуется как подвиг? (Данко пожертвовал собой во имя любви к людям, во имя спасения своего племени от рабства и смерти)
— Как люди воспринимают чудесные зрелища горящего сердца?
(Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.Люди же, изумлённые, стали как камни.)
— Почему легенда о Данко заканчивается на такой грустной ноте?
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…
И вот оно, рассыпалось в искры, угасло.
(Этот эпизод говорит о том, что не надо ждать благодарности от людей : если ты – Данко, то награда герою в самом подвиге, как наказание эгоисту Ларре в нём самом.)
— Что говорит старуха Изергиль о Данко?
Красивые – всегда смелы. – Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех.
— В каких словах заключена авторская позиция?
— «И вижу я, что не живут люди, а всё примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба».
— Какие черты характера свойственны Данко?
Данко – олицетворение героического подвига во имя спасения людей.
Подвиг – героический, самоотверженный поступок.
Героизм – самоотверженность, мужество, способность к совершению подвигов.
— Приведите примеры из произведений художественной литературы, что такие люди, как Данко, не единичны.
(Вспомним героиню стихотворения в прозе И. С. Тургенева Юлию Петровну Вревскую. Дочь прославленного генерала, жена отважного воина, она была умна, образованна, богата и красива. В 1877 году началась русско-турецкая война. Вревская, собрав на свои деньги санитарный отряд из 22 человек, отправилась в Болгарию рядовой сестрой милосердия. В Болгарии, в прифронтовом госпитале, Вревская, ранее не знавшая физического труда, неутомимо ухаживала за ранеными солдатами, мыла, чистила, убирала, стирала, ассистировала при операциях, хоронила. Среди раненых началась эпидемия тифа. Баронесса Вревская бесстрашно входила в тифозный барак, чтоб помогать умирающим, утешать их в последний час жизни. Помогать нуждающимся в помощи – она не ведала другого счастья. Она сама умерла рядом с солдатами, в тифозном бараке.
8. Аналитическая беседа
Но подвиги бывают не только на войне.
« В жизни всегда есть место подвигам. А когда у человека сердце Данко, он всегда найдёт, где можно совершить их».
Быть неравнодушным человеком, посадить сад, вырастить хороших людей, содержать в порядке дом – это не подвиг, это жизнь. Я хочу, чтобы наша жизнь была мирной, бескровной, чтобы как можно меньше в обществе было таких эгоистов, как Ларра, и не было бы обстоятельств, требующих подвигов Данко.
— Ребята, а кого сегодня можно назвать героем?
— Не будет ли казаться сегодняшний герой смешным?
— Кого больше в нашем обществе – похожих на Данко или на Ларру.
9. Какой след оставил после себя Ларра?
(Там плыли тени, их было много, и одна из них, темнее и гуще, чем другие, плыла быстрее и ниже сестёр, она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они.)
-Какой след оставил после себя Данко?
(«И в степной дали, теперь уже чёрной и страшной, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное.)
Обращение к эпиграфу:
Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели кого вслед,
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
— А какой след вы хотели бы оставить на Земле? След Данко или след Ларры?
10. Заключительное слово учителя
Существует поверье: рождается человек, и на небесах зажигается новая звезда, а боги сразу же определяют судьбу новорождённого, и от этой судьбы не уйти Человеку. Остаётся только плыть по течению своей судьбы, написанной в небесах. Так ли это? Бог даёт человеку право выбора между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, свободой и рабством, право любить только себя или других, приносить пользу людям или вредить – каждый выбирает для себя и по себе. Вы, ребята, тоже имеете возможность выбирать: учиться хорошо или плохо, радовать своими успехами родителей и учителей или их огорчать, стать настоящим человеком или оказаться в криминальной хронике. Выбирайте!
Звучит фоновая музыка
Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает по себе
Шпагу для дуэли, меч для битвы,
Слово для любви или молитвы –
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя
Щит и латы, посох и заплаты,
Каждый выбирает для себя.
— Если сегодня наша беседа не оставила вас равнодушными, если у вас бьётся благородное сердце Данко, если вы выбираете позицию служения людям, то прикрепите на доску сердечко, лежащее у вас на парте.
12. Выставление оценок.
13. Домашнее задание. (Социальная реклама «Призыв к добру»