в каком классе изучают солженицына
Погугли Гулаг: нужно ли изучать в школе главную книгу Солженицына
Произведения писателя зачастую не по зубам даже учителям
Первый год после кончины Солженицына был отмечен приказом министра образования и науки. Андрей Фурсенко распорядился тогда внести «Архипелаг ГУЛАГ» в «обязательный минимум содержания основных образовательных программ по русской литературе ХХ века». Сегодня в непрофильных классах он по факту перешел в список уже «рекомендованных книг», но споры о целесообразности изучения книги школьниками лишь сильнее.
Фото: Алексей Меринов
Я опросил учителей. Вот спокойный, мудрый ответ, близкий к «среднеарифметическому» мнению. Елена Сучкова, Нижний Новгород, учитель русского языка и литературы, стаж 28 лет, высшая категория:
— Когда сокращенное издание было включено в обязательную программу, дискуссия разгорелась. Многие наши практики, учителя, как Сергей Волков, считали: принудительное навязывание в программу такого колосса вызовет обратный эффект, как в случае с Маяковским, не приведет ни к чему хорошему. Школьники не готовы ни читательски, ни психологически. Я тогда согласилась с Волковым.
Сегодня ответила бы так. «Архипелаг ГУЛАГ» не по силам не только школьникам, но и подавляющему числу учителей. Мое поколение, кажется, последнее, которое его прочло, да и то знаю таких, что лишь ознакомились. Чтение его требует труда — интеллектуального, эмоционального. А кто сейчас хочет напрягаться, когда усилия направляются в другое русло: на портфолио, подтверждение категории. Детей нельзя заставить читать, их все труднее чем-либо заинтересовать. Для них прочесть даже небольшое произведение равносильно подвигу. В лучшем случае они прослушают аудиокнигу. Пересказывать? Глупо. Они уткнутся в гаджеты и думают о своем. У многих искаженное представление о прошлом, какой уж тут Солженицын? Дети сейчас очень прагматичны. Читают только то, что может быть аргументом в сочинении и на ЕГЭ. Берут маленькие рассказы или «Войну и мир» — книгу, годную на все случаи жизни.
Я не изучаю с детьми «Архипелаг». Лишь с одним классом, лет 20 назад, мы читали фрагменты. Я и мои коллеги ограничиваемся «Матрениным двором», произведением прекрасным, понятным если не всем, то многим. Я говорю о Солженицыне на уроке. Надеюсь, кто-то из моих учеников, став старше, прочтет в том числе и «Архипелаг ГУЛАГ»…
Считаю, в неудачно сложившемся тандеме — «Архипелаг ГУЛАГ» и школа — оба участника нуждаются в «реабилитационно-оздоровительных мерах». И первая из этих мер: расформирование самого «тандема». Чтобы дети, их уязвимый, формирующийся духовный мир, школьная программа, были отдельно, а книга — отдельно.
Ведь клич «Уберите Ленина с денег!», знаменитая строка Андрея Вознесенского — не ниспровержение, наоборот, автор поэмы «Лонжюмо» выражал сугубое благоговение. Святой образ, мол, не годится для расплат в магазине.
У меня для своих «подзащитных» («Архипелаг ГУЛАГ», его автор), конечно, и близко не сложится столь вдохновенной поэмы, как у Вознесенского, да и не нуждаются они в моей защите. Я лишь укажу на чрезмерность усилий популяризаторов (?) «Архипелага» готовых, дай им волю, имплантировать его детям так, чтоб после знаменитого «Мама мыла раму» сразу шло: «Дяде дали десятку… Мишке дали вышку».
Напомню сожаление самого Солженицына: «Все спрашивают меня и пишут обо мне — только про политику. Никто не поинтересуется художественной стороной, образами». Даже Википедия обращает внимание на парадокс: «Вопреки распространенному мнению, присуждение Солженицыну Нобелевской премии 1970 г. никак не связано с «Архипелагом ГУЛАГ», который к тому моменту не был опубликован, оставался тайной даже для близких Солженицыну людей».
Представим, а если бы наши власти после войны для «прививки против фашизма», «просвещения молодежи», для поднятия своего авторитета («Читайте, зубрите, каких монстров мы победили!») включили бы в школьные программы протоколы Нюрнбергского процесса? И ушаты кровавой каши со всеми садистскими подробностями полились бы в юные души?
Военная тема в школьных программах была — но в просветленном, художественно преображенном виде. Тут уж вслед за медицинским штампом вспомню основы психологии: в детско-юношеских книгах, фильмах обязательно должно присутствовать Добро, нельзя детям внушать мысль о всеобъемлющем, непобедимом Зле. Угнетение психики хуже классового угнетения.
Впрочем, об этой опасности «детско-школьного «Архипелага ГУЛАГ» опубликовано много. Кто-то в азарте не меньшем, чем у имплантаторов, пишет о «духовной гибели целого поколения детей». Не впадая в крайности, признаем: книга в школьной программе опасна, но не смертельна. Нельзя забывать о громадных защитных, «компенсаторных» способностях детской души. Картины кровавых ужасов могут надломить лишь немногих, «предрасположенных, уязвимых». Основная масса спасется, но задумайтесь, господа фаны школьного «Архипелага», какими средствами!
Школа его «переварит» благодаря: а) усталой формалистике учителей; б) «сачкованию» и вечному «хохмачеству» учеников.
Ведь из монотонной текучки методичек, отчетов, схоластики, схематизма учебных планов учитель выхватывает что-то свое, любимое, эмоционально близкое и акцентирует внимание, передает ученикам. Речь, разумеется, не о точных науках, где предмет плавно растет от закона к закону, от теоремы к теореме, а именно о литературе-истории. Которые у нас близнецы-братья по отцу-основателю (Карамзин), по субъективности восприятия. Которые учитель и должен стремиться «читать с выражением», не монотонно, что и предполагает эмоциональные пики: Пушкин, «Бородино», «Слово о полку Игореве», Победа 1945 года, «Война и мир».
Давно подмечено, бессчетно повторено: «Россия — литературоцентричная страна». Творческих душ в школе немало, отыскивают, акцентируют и другие моменты. Сберегая время, эмоции, все прочее просто «проходят»: очень многозначное общешкольное (от первых учителей до последних двоечников) словцо! И как-то трудно представить (психически здорового) учителя, что сделает эмоциональным пиком ГУЛАГ.
Так что не он, а его персонажи грозили палачам «карами небесными» (в исполнении может и эскадрилий Б-29, Б-52). Правда, тут диспут может зайти еще дальше: Не списывай все на «художественное»! Те люди, муки, крики были и «в реале»! Да, были. Но использовать их в текущей политике или, наоборот, писать, прихлебывая кофе: «А я б и в том… как его… «воронке» вел бы себя по-другому!» — одинаково нехорошо.
Страдания, каторгу описывали Достоевский в «Мертвом доме», Чехов в «Острове Сахалин». Если Солженицын в своем названии обыгрывал чеховское (от «Острова» — к «Архипелагу»), это поистине шедевр реминисценции, перекличка гениальна! Но интереснейший феномен: Достоевский писал о людях, страдающих душах. Солженицын — тоже. Убедительно, талантливо. Но… виной ли тому наш век массовости, статистики, «оцифрованности»? Автору показалось мало, недостаточно сказать о Человеках, перешел к Цифрам. Писатель расспрашивал людей, прикидывал «на глазок», суммировал числа жертв в книге. Нынешние школо-продвигатели «Архипелага» усвоили логику арифметических аргументов: «Для предостережения людям, обличения тиранов — мы, как гуманисты, просто обязаны возвести эти числа в квадрат!»
В итоге, опровергая, переводя спор на Цифру — забывают и Человека, в описании страданий которого Солженицын был прав. Парадокс, художественное полотно «Один день Ивана Денисовича» — точнее алгебраических выкладок «Архипелага»! С весьма известного сайта Луркоморье (молодая злость, талант, цинизм) пошел гулять мем: «миллиард расстрелянных лично Сталиным» (гуглится, яндексируется). А мем сегодня: штука посильней передовиц «Правды» оных годов. Так неужели вы вслед за Калигулой («Пусть ненавидят, лишь бы боялись») готовы повторить: «Пусть смеются, рыдают, лишь бы читали»?
Участник многих теле- и прочих дебатов, бывший препод истории (правда, в вузе, но с поправкой на нынешний инфантилизм могу представить и школьника), — думаю, дело дойдет если не до анекдотов вроде «чапаевского, штирлицкого, поручик Ржевского» циклов (нет столь ярких персонажей), то точно до диалогов на переменках:
— Славик, прикинь, русичка, зверь, заставила реферат написать! По Солженицыну! Чтоб 12 страниц!
— Да ты успокойся! Погугли ГУЛАГ и скачай. Я сто раз так делал.
Адаптированный Солженицын: зачем школьникам знать о ГУЛАГе
Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Александр Солженицын проходит типичный посмертный путь классика русской литературы. На этой неделе завершился очередной этап этого пути: «Архипелаг ГУЛАГ» включен в школьную программу. Сделано это было по поручению главы правительства Владимира Путина. Таким образом, он выполнил обещание, данное вдове писателя Наталье Солженицыной.
Путин на встрече с Натальей Солженицыной заявил, что включение «Архипелага» в программу школы – «знаковое событие». И добавил: «Без знания того, что здесь (в книге) изложено, у нас не будет полного представления о нашей стране, и мы с трудом сможем думать о будущем».
С этим нельзя не согласиться. Правда, изучать новейшую историю России только по «Архипелагу ГУЛАГу» – это тоже был бы односторонний подход. Но книгу, основанную на личных воспоминаниях и письмах бывших узников, проходить будут все-таки по литературе, а для устранения перекоса и дополнения документальными материалами существуют уроки истории.
Приход этой книги Солженицына в школу вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Понятно, что этим недовольны коммунисты, но после того, как их лишили монополии на истину, они могут удовлетвориться тем, что им не мешают высказывать свою точку зрения в рамках плюрализма. Да тут проблема не в идеологии. Мнение тех, кто отрицает сам факт существования ГУЛАГа в том виде, в каком он описан в этом произведении, можно не учитывать.
Другие наблюдатели и комментаторы выражают сомнение: не слишком ли это сложная книга для школьников? Но при таком подходе можно было бы исключить из школьной программы по литературе, например, и Достоевского со Львом Толстым. Тоже, знаете ли, «непростые» писатели. Причем проходят их несколько раньше, чем в 11-м классе, когда и планируется знакомить школьников с «Архипелагом».
К 16-17 годам, как правило, мозги уже начинают работать самостоятельно, а личность, в основном, формируется. Наивно было бы полагать, что ужасы ГУЛАГа окажут разрушительное воздействие на психику молодых людей, которые насмотрелись ужастиков и кровавых боевиков.
Кроме того, Наталья Солженицына специально подготовила для школ адаптированную версию книги, сократив ее в четыре раза. Ни в коей мере не приходится сомневаться в редакторских талантах вдовы писателя. У нее накопился богатейший опыт работы с произведениями мужа.
Но все-таки эта адаптация слишком похожа на перестраховку. Входит же в программу «Война и мир» без всяких сокращений. А этот роман гораздо объемнее, чем «Архипелаг ГУЛАГ».
Существует ли такая опасность, что включение в программу и обязательность чтения и изучения отобьет всякий интерес к книге Солженицына? Вполне возможно, но за это не может нести ответственность ни писатель, ни Министерство образования. Тут уж все зависит от педагогов. Плохой учитель в состоянии отбить охоту читать самую хорошую и увлекательную книгу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением иностранных языков»
изучения творчества А.И. Солженицына
на уроках русского языка и литературы
Соколова Елена Альбертовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Содержание проблемы и ее обоснование.
Художественная значимость произведений А.И. Солженицына, понимание масштаба и смысла сказанного нам этим ярким мыслителем и художником диктует сегодня необходимость найти новые подходы к изучению творчества писателя в школе.
Необходимость создания данной программы продиктована тем, что изучение творчества А.И. Солженицына в Программе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 – 11 классы» под редакцией Г.И. Беленького сводится к знакомству («для чтения и бесед») с произведением «Матренин двор» в 9 классе и изучению («для чтения и изучения») произведений «Один день Ивана Денисовича» и «Случай на станции Кочетовка». Тогда как масштаб личности писателя и то значение, которое он «имеет для истории развития общественной мысли России второй половины ХХ века и истории литературы того же периода, огромны.
Начиная с того момента, как в печати появились первые произведения А.И. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», 1962 г.; «Случай на станции Кречетовка», «Матрёнин двор» и «Для пользы дела», 1963 г.; и др.), имя этого писателя стало во многом знамением времени. Его произведения открыли в русской литературе “лагерную тему”. Сама биография Солженицына, история его высылки из Советского Союза, присуждения и вручения Нобелевской премии по литературе тоже может стать наглядным примером тех процессов, которые происходили в жизни страны. Вообще, многие события из жизни Солженицына становятся не просто фактами личной биографии, а знаком времени. Долгие годы его имя служило символом “антисоветской” литературы, за провоз его произведений на территорию Советского Союза людей арестовывали. Сегодня значение его творчества полностью пересмотрено.
Творчество Александра Исаевича 1974–1994 годов может быть названо важной частью такого явления, как литература русского зарубежья. Главное его произведение — «Архипелаг ГУЛАГ» — для очень многих людей стало источником знаний о страшном периоде нашей истории и поводом для того, чтобы переосмыслить очень многие значимые вещи. Большинство “сквозных” тем русской литературы второй половины ХХ века предполагают рассмотрение произведений А.И. Солженицына. Публицистические произведения А.И. Солженицына позволяют говорить о нём не только как о писателе, но и как об одном из философов нашего времени.
В изучении творчества А.И. Солженицына можно выделить несколько подходов, например: обращать внимание учащихся не только на тему тоталитарного государства, «лагерную тему», социальную проблематику, но и на нравственные основы характеров героев произведений, рассматривать и изучать произведения в контексте классической и современной литературы.
Данная программа предусматривает знакомство с творчеством
А.И. Солженицына не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка: изучение различных пластов лексики, особенностей синтаксиса простых и сложных предложений, подготовка к комплексному анализу текста, развитие речи: подготовка и написание изложений и сочинений, в том числе творческих работ в рамках ЕГЭ И ОГЭ по русскому языку.
Тексты А.И. Солженицына по праву можно отнести к категории прецедентных, то есть оказывающих весьма сильное влияние на формирование языковой личности, причем как индивидуальной, так и коллективной. Термин «прецедентный текст» был введен в науку о языке Ю.Н. Карауловым. Прецедентными он называл тексты: 1) «значимые для… личности в познавательном и эмоциональном отношениях»; 2) имеющие сверхличностный характер, т. е. хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников»; 3) тексты, «обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности». Помочь учащимся в наиболее полном постижении текстов А.И. Солженицына – значит побудить их к целостному осмыслению идиостиля писателя – художественной картины мира, сформированной языковыми единицами различных уровней, неповторимостью воплощения в них лексических, грамматических форм, особенностей синтаксиса.
Цели и задачи программы:
углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына;
научить на основе непосредственных впечатлений от прочтения произведений делать их комплексный анализ, рассматривая проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов;
совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы;
работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения;
развивать навыки исследования художественного текста;
на примере героев произведений воспитывать лучшие человеческие качества;
воспитывать внимательное отношение к слову.
совершенствовать умение анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения;
выявить взаимообусловленность элементов формы и содержания литературного произведения;
формировать умения сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений;
сформировать представление о личности писателя;
способствовать овладению выразительными свойствами языка и использованию их в речи;
учить в привычных, обыденных явлениях видеть их внутреннюю сторону и нравственный смысл;
воспитывать читательскую позицию;
Эффективными формами изучения творчества А.И. Солженицына будут эвристические беседы, уроки-дискуссии, семинары, уроки-панорамы (интегрированные с уроками истории Отечества), семинары с элементами дискуссии, уроки-размышления.
«Абрикосовое варенье» 2 часа (знакомство с рассказом и написание изложения по его фрагменту – описание помещения; сравнение использования антитезы как приема раскрытия идеи произведения в рассказе А.И. Солженицына и Л.Н. Толстого);
«Матренин двор» 2 часа (раскрытие темы праведничества с помощью проведения сравнительно-сопоставительного анализа образов Матрены и Сони Мармеладовой);
«Один день Ивана Денисовича» 4 часа (разговор об особенностях русского национального характера героев Л.Н. Толстого и
А.И. Солженицына; анализ образов второстепенных персонажей, две картины жизни: «);
«Эго» 2 часа (анализ исторической ситуации – гражданская война, тамбовский мятеж, проблема выбора);
«Правая кисть» 2 часа (сравнительно-сопоставительный анализ произведений для ответа на вопрос о смысле жизни и ее финале);
«Случай на станции Кочетовка» 1 час (анализ произведения, продолжение темы «маленького человека» в русской классической литературе);
«Крохотки» 1958-1963 и 1996-1999 годов.
«Шарик» 1 час (анализ произведения, рассуждения о смысле заголовка);
«Вязовое бревно» 1 час (сочинение-рассуждение над фрагментом из текста);
«Дыхание» 1 час (анализ произведения, продолжая тему наслаждения жизнью и проникновенного отношения к миру вокруг человека);
«Гроза в горах» 1 час (продолжение разговора о романтической направленности литературного произведения, анализ художественных средств, обсуждение причин появления такой миниатюры);
«Утро» 1 час (подготовка и написание изложения – описания внутреннего состояния героя);
«Позор» 1 час (композиционные особенности сочинения-рассуждения, публицистичность литературного произведения);
«Озеро Сегден» 1 час (продолжение знакомства с жанром путевых заметок, особенности стиля и мастерства писателя);
«На родине Есенина» 1 час (продолжение разговора о путевых заметка, вступление к разговору о творчестве С.А. Есенина);
«Путешествуя вдоль Оки» 1 час (анализ произведения, подготовка к написанию сжатого изложения);
«Колокол Углича» 1 час (подготовка к написанию сочинения-рассуждения – анализ фрагмента из текста произведения);
«Колокольня» 1 час ( композиционные особенности сочинения-рассуждения, публицистичность литературного произведения);
«Прах поэта» 1 час («высокое и низкое» в миниатюре, публицистичность произведения, «вечность» поднятой темы);
«Молитва» и «Молитва о России» 1 час (гражданственность произведения, соотнесенность проблем с собственной нравственной убежденностью);
Место в УТП данного предмета
1. «Почему «Шарик»? Размышления над заголовком произведения А.И. Солженицына.
После разговора о стихотворениях в прозе
2. Подготовка к написанию изложения-описания по миниатюре А.И. Солженицына «Утенок».
В цикле уроков развития речи – изложение-описание героя.
3. Подготовка к сочинению на тему: «Как я понимаю слова «Хочет жить!» в миниатюре А.И. Солженицына «Вязовое бревно».
4. Подготовка к написанию изложения по фрагменту из рассказа
А.И. Солженицына «Абрикосовое варенье».
В цикле уроков развития речи: сочинение – описание помещения.
5. Антитеза как прием раскрытия идеи рассказа Л.Н. Толстого «После бала» и рассказа «Абрикосовое варенье» А.И. Солженицына.
(Вариант сравнительного анализа).
После чтения и изучения рассказа
Л.Н. Толстого «После бала».
6. А.И. Солженицын. Миниатюра «Дыхание».
«Сладкий дух» жизни и счастья. »
После знакомства с произведением
В.Г. Короленко «Огоньки».
7.Романтическое настроение миниатюры «Гроза в горах».
После чтения и изучения «Песни о Соколе»
8.Подготовка к написанию изложения по миниатюре А.И. Солженицына
В цикле уроков развития речи – изложение-описание состояния героя..
9.Подготовка к написанию сочинения по миниатюре А.И. Солженицына
В цикле уроков развития речи – сочинение-рассуждение.
10.«Озеро в небо смотрит, небо – в озеро». Взгляд на картину мира в миниатюре А.И. Солженицына «Озеро Сегден». (Опыт прочтения путевых заметок писателя).
После знакомства с фрагментами произведения А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
11.Талант – «небесный огонь» великого русского поэта. Размышления над строками миниатюры А.И. Солженицына «На родине Есенина».
Перед разговором о лирике
12, 13.«Свобода – счастье или тяжкое испытание. ». Размышления над словом «побег». (М.А. Шолохов «Судьба человека» и А.И. Солженицын «Побеги с моралью и инженерией», гл 8 романа «Архипелаг ГУЛАГ»)
После чтения и изучения рассказа
М.А. Шолохова «Судьба человека»
14. Учитель, солдат, писатель. Жизнь и судьба А.И. Солженицына.
По УТП уроков о Солженицыне.
15. Написание сжатого изложения по миниатюре А.И. Солженицына «Путешествуя вдоль Оки».
В цикле уроков подготовки к написанию 1-ой творческой части на ОГЭ.
16. Написание сочинения по миниатюре А.И. Солженицына «Колокол Углича» на тему «Как я понимаю выражение «колокол. укреплен тут в почёте»?
В цикле уроков подготовки к написанию 2-ой творческой части на ОГЭ.
17, 18. «Красотой спасется мир?» Тема праведничества в творчестве
А.И. Солженицына. (Соня и Матрена в стремлении к душевной красоте и чистоте) (2 часа)
После изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
19, 20. «Живое и мертвое» в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого и рассказе «Правая кисть»
После знакомства с главами романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
21, 22. Из века в век: солдаты или пленники? (Размышления над особенностями русского национального характера Платона Каратаева и Ивана Шухова).
После знакомства с главами романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
23. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по миниатюре
А.И. Солженицына «Утенок».
24. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по миниатюре
А.И. Солженицына «Колокольня».
В цикле уроков подготовки к написанию творческой части на ЕГЭ.
25, 26. «. Потерялся смысл жизни всей России. » (По рассказу
А.И. Солженицына «Эго») (2 часа)
После знакомства с главами романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова
27. «У нас брака не бывает. » (Неслучайный «Случай на станции Кочетовка»).
По УТП уроков литературы в 11 классе.
28, 29. «Мы наш, мы новый мир построим. » (Враги народа строят социализм в рассказах В. Шаламова и
А. Солженицына) (2 часа)
По УТП уроков литературы в 11 классе.
30, 31. «Мы. должны быть твердыми!» Размышления о присяге и совести. (По 9 главе «Сынки с автоматами» из романа
А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»). (2 часа)
После чтения и бесед о творчестве
32. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по миниатюре
А.И. Солженицына «Прах поэта».
В цикле уроков подготовки к написанию творческой части на ЕГЭ.
33. «Молитва» и «Молитва о России». Публицистичность и гражданственность миниатюр
В цикле уроков развития речи: комплексный анализ теста.
К концу 11 класса учащиеся овладевают знаниями:
о жизни и творчестве А.И. Солженицына;
об общечеловеческом и конкретно-историческом значении произведений А.И. Солженицына;
о жанрах произведений А.И. Солженицына и основных способах выражения в них авторского сознания;
о произведениях А.И. Солженицына как художественном единстве;
К концу 11 класса учащиеся овладевают умениями:
характеризовать основные проблемы, жанровые и композиционные особенности произведений А.И. Солженицына;
определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;
характеризовать, сопоставлять главных героев произведений, изученных текстуально;
пользоваться справочным аппаратом книги, справочниками и словарями;
составлять планы и тезисы своих выступлений на литературные темы;
писать сочинения и изложения различных жанров, отзывы и рецензии.
Барабанова М.В. Идея страдания в творчестве Ф.М. Достоевского и А.И. Солженицына// Литература в школе.- 2012.-№ 1.-С.11 – 13.
Варлам Шаламов. Письма к А. И. Солженицыну //Собрание сочинений. — М.: Худ. лит., Вагриус, 1998. — Т. 4.
Жуков Ю. Уроки ГУЛАГа в школьном расписании // Литературная газета. — № 50 (6304), 8 декабря 2010.
Костиков Вячеслав. Без Солженицына. Он завещал нам жить не по лжи. Аргументы и Факты (6 августа 2008).
Решетовская Н. В споре со временем : Воспоминания. — М.: Агентство печати Новости, 1975.
Сараскина Л. И. Александр Солженицын. — М.: Мол. гвардия, 2008.
Сбережение народа — высшая изо всех наших государственных задач. Интервью А. Солженицына газете «Московские новости» (28 апреля 2006 года).