в каком классе изучают обращение
Урок по теме «Обращение» (5-й класс)
Класс: 5
Оборудование: компьютер, экран
Ход урока1. Организационный момент
Учитель: Друзья мои, здравствуйте! Прошу вас присесть. Все ли готовы к работе? Всем ли удобно? Вижу по глазам, что вам отчаянно хочется приступить к занятию.
– Кто сегодня отсутствует? Жаль, его (её, их) нам так не хватает! А всем нам должно хватить на уроке хорошего настроения, знания предыдущего материала, желания открыть истину. При наличии всех этих составляющих нас всех ждет успех.
II. Повторение пройденного
(Актуализация имеющихся у детей представлений об изучаемом предмете – синтаксисе.)
– Запишем сегодняшнее число, оставим, как всегда, строчку для записи названия темы, запишем эпиграф:
– Ребята, перефразируя слова поэта, спрошу у вас: что нужно вам, лицеистам? (возможны разные варианты ответов, но среди них обязательно будут: хорошие знания, отличная успеваемость и т.п.)
– Цель нашего урока: повторить пройденный материал и изучить новую тему, а значит, понять значение научного решения вопроса для человеческой жизни. “Какого?” – спросите вы. Узнаете после того, как успешно вспомните изученный материал.
“Минутка приятных воспоминаний”
– Как называется раздел языка, который мы с вами изучаем? (Синтаксис.)
– Какие еще разделы языка вам известны?
– Что изучается в синтаксисе? (Словосочетание и предложение.)
– Какие виды словосочетаний вам известны? Приведите примеры.
– Без чего предложение не существует?
– Какой член предложения называется подлежащим?
– Какие виды предложений по цели высказывания вам известны? Приведите примеры.
– А по интонации? Подтвердите примерами.
– Как называется предложение, состоящее только из главных членов?
– А со второстепенными членами?
– Какие изученные вами конструкции могут осложнять простое предложение?
– Какие знаки препинания ставятся при однородных членах? При наличии обобщающего слова? При вводных словах и словосочетаниях?
– Итак, мы вспомнили, чем может быть осложнено простое предложение. Молодцы, вы хорошо поработали. Сегодня на уроке мы узнаем, чем еще простое предложение может быть осложнено.
III. Изучение новой темы
– Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – “Обращение”.
– Назовите цели урока.
– И, как всегда, мы оценим роль таких умений для практической жизни.
– Прослушайте предложения. Назовите слова, с помощью которых герои Пушкина обращаются к другим.
– Определите, какими чувствами окрашены обращения в данных примерах.
Выводы после наблюдений:
– Кого называют обращения? (Обращение называет того, к кому обращаются с речью.)
– Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению, дорогие мои, можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…
– Как характеризуют царицу эти разные обращения: “свет мой, зеркальце” (ласковое обращение) и “мерзкое стекло”? (царица слышит не то, что хочет услышать)
– Очень часто обращение раскрывает характер героя произведения.
– Ты, Саша (обращение к одному из учеников), смог бы полюбить такую, как царица?
– У человека тонкая и ранимая душа – подбирайте слова, когда обращаетесь к нему.
– Интонация обращений звательная. Раньше в русском языке был седьмой падеж – звательный, но язык – явление живое, изменчивое. Сейчас звательный падеж сохранился в украинском, родственном русскому, языке.
– Назовите обращение в звательном падеже из эпиграфа. Помните, в молитве – “отче (наш)”, сыновья обращаются к Тарасу Бульбе – “батько”, он к Остапу – “сынку”. Меня мама в детстве называла “доню” – я родом из Украины.
– Запишите один понравившийся отрывок с обращением.
– Прочитайте предложения про себя.
– Назовите те, в которых обращение выражено одним словом.
– Теперь прочитайте те предложения, в которых обращение выражено несколькими словами.
Выводы после наблюдений:
– Обращение, состоящее из одного слова, называется нераспространенным.
– Как мы назовем обращение, состоящее их нескольких слов? (распространенным)
– Выпишите по одному примеру с нераспространенным (одиночным) и распространенным обращением, в скобках укажите это качество обращения.
Подготовка к оформлению вывода:
– Назовите повторяющиеся слова (царица, зеркальце).
– В каком падеже употреблены эти слова?
– В каких предложениях эти слова являются подлежащим?
– В каких – выступают в качестве обращений?
– Задумаемся над вопросом: как мы будем различать эти два явления?
(Дети предлагают свои варианты, которые потом на практическом материале будут отрабатываться.)
– Выпишем 1 и 2 предложения, подчеркнем грамматическую основу.
Выводы после наблюдений:
– Обращение не является членом предложения.
– Докажем это, выполнив синтаксический разбор предложения “Бог вас, дети, наградит”, и именно сейчас мы узнаем, что наличие обращения делает предложение осложненным.
– Назовите личные местоимения в обоих предложениях.
– Какими членами предложения они являются?
– Как вы думаете, являются ли они обращением? Называют ли они того, к кому обращаются с речью?
– Назовите обращение (гости).
Выводы после наблюдений:
– Местоимения ты и вы не должны использоваться в качестве обращений. Кто их использует в речи в таком качестве, тот некультурный человек.
– Вы молодцы, мы уже подходим к завершению нашего исследования.
– Как на письме выделяются обращения, если стоят в начале или в конце предложения?
– А если находятся в середине?
– А если произносятся с особой, восклицательной интонацией?
– А теперь составим в тетради схемы постановки знаков препинания при обращении.
Психологическая разминка
– Внимательно посмотрите на схемы предложений, а теперь закройте глаза и мысленно представьте себе их.
Самостоятельная работа
IV. Закрепление
Упр. 262 (устно, по “шагам”)
Упр. 265 (Выборочный диктант. Задание: выписать на слух только обращения).
(Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2 кн. Под науч.ред.акад. РАО А.А.Леонтьева. – Изд.3-е, испр. – М.: Баласс, 2008. – Кн.1, С.138-142).
V. Итоги урока
– Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте все, что мы узнали, оформим в единый ответ. Закончите предложения:
– В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом, обращаясь к другим.
VI. Домашнее задание
(12 слайд) С.139, 140 (правила). Задание по выбору: выпишите из сказок А.С.Пушкина предложения с обращениями или выполните упражнение 267 (комментарий учителя).
VII. Рефлексивный момент урока
– Подходит к концу наш урок. Как вы думаете, мы добились цели, которую сами себе поставили? С чем мы должны были познакомиться? Чему научиться? Составьте, хорошие мои, предложения с обращениями ко мне, выразив свое отношение к сегодняшнему уроку и свое настроение.
(На следующем уроке для тетради – шпаргалочки учащимся будет выдана памятка: см. Приложение 2).
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Предложения с обращениями
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вы знаете, что в предложении есть главные и второстепенные члены предложения. Все они играют свою синтаксическую роль, зависят друг от друга. Но в предложении могут быть слова, которые не являются членами предложения, но выполняют определённую роль. Одним из таких слов является обращение.
Обращение – слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому обращена речь.
Обращение грамматически не связано с другими членами предложения и само не является членом предложения, у него нет условного обозначения. При составлении схемы предложения, в котором есть обращение, принято использовать букву о.
Обращение в предложении может занимать любое место.
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
В этом предложении обращение старик. Оно стоит в начале предложения. Схему этого предложения можно представить следующим образом. .
В этом предложении обращение отец стоит в середине предложения. .
Здесь обращение Кавказ стоит в конце предложения. .
При разборе предложения с обращением вы не подчёркиваете обращение, а над ним пишете букву о. Это выглядит следующим образом.
В зависимости от места, где стоит обращение, оно в большей или меньшей степени выделяется интонацией. Эта интонация называется звательной.
Это название пришло к нам из древности. В древнерусском языке был особый падеж – звательный. Его форма использовалась для обозначения того, к кому обращались. Форму этого падежа мы с вами можем встретить в сказках. Например, А. С. Пушкин использует его в своей «Сказке о рыбаке и рыбке».
Слово старче является формой звательного падежа. А сейчас мы с вами говорим, что это предложение осложнено обращением.
Чаще всего обращение выражается существительным в форме именительного падежа. Но может быть выражено и словами других частей речи, выступающими в роли существительного. Например, в предложении: «Любимая, я обязательно вернусь!» прилагательное любимая играет роль имени существительного и является обращением.
Обращения бывают распространённые (обращение с пояснительными словами) и нераспространённые (одно слово).
Часто в роли обращений выступают имена собственные, названия лиц по родству, по профессии, возможны также клички животных или названия неодушевлённых предметов.
Обращение – это смысловой отрезок, который на письме выделяется знаками препинания.
Обращение в начале, середине или конце предложения выделяется запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак.
Ребята! Не Москва ль за нами?
Иногда перед обращением стоит частица о. Она не отделяется от него никаким знаком.
О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? (Н. А. Некрасов)
Схемы выделения обращения выглядят следующим образом.
В русском языке встречаются предложения с обращениями и междометиями. Междометие – это часть речи, которая служит для выражения эмоций. К междометиям относятся слова: «Ой!», «Ах!», «Батюшки!», «Ай!» – и другие. Если рядом с междометием в предложении стоит обращение, то междометие выделяется восклицательным знаком, а обращение – запятой.
Увы! Маша, твою записку мне не передали.
Теоретический материал для углубленного изучения.
Использование обращения в официально-деловом стиле.
При составлении деловой документации также используются обращения. Как правило, они записываются отдельно от остального текста и выделяются восклицательным знаком.
Уважаемые ребята! Завтра, 15 сентября, библиотека работает до 13.00.
При этом обратите внимание на то, что в состав нашего обращения входит слово уважаемые, следовательно, оно запятыми не выделяется.
Здравствуйте, уважаемый читатель! Рады сообщить вам, что вечер поэзии состоится 15 сентября в 15.00.
В этом предложении в роли обращения выступает словосочетание уважаемый читатель. В этом случае слово здравствуйте не входит в состав обращения. Оно является сказуемым и выделяется при помощи запятой.
Эти предложения показывают, как оформляется обращение в деловых письмах.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Определите, какое предложение осложнено нераспространённым обращением.
1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)
2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)
3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов)
4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)
Разбор задания: Вспоминаем, нераспространённое обращение выражается одним словом, распространённое – несколькими словами. В 1 предложении обращение выражено словосочетанием – распространённое. Во 2 предложении обращение тоже выражено словосочетанием – распространённое. В 3 предложении обращение выражено одним словом – нераспространённое. Проверим последнее предложение. В нём обращение выражено словосочетанием – распространённое. Ответ: 3.
Выделите цветом предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1) Помоги мне, солнце красное.
2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.
3) Вы в Москве родные мои?
4) Он был, о море, твой певец.
Разбор задания: В 1 предложении распространённое обращение солнце красное стоит в конце, значит, его надо выделить запятой: всё верно. Во 2 предложении нераспространённое обращение отдыхающие стоит в начале, значит, после него надо поставить запятую: всё верно. В 3 предложении распространённое обращение родные мои стоит в конце, значит, его надо выделить запятой. Её нет, это пунктуационная ошибка. Проверим последнее предложение. В 4 предложении обращение море стоит в середине предложения, возле него стоит частица О, их надо выделить запятыми с двух сторон. Всё правильно.
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по УМК «Школа России» на тему «Что такое обращение?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Что такое обращение?
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
Учебник, образовательная платформа «Учи.ру»
о рганизационная структура (сценарий) урока
Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание.
– Что надо было выполнить в упражнении?
– Работать будем в паре.
– Какие пропущенные буквы вставили? Какое предложение выписали?
– Прочитайте получившийся текст, выделяя
голосом границу каждого предложения, соблюдая нужную интонацию. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.
– Объясните значение слова «та́волга».
– Выполнить
упр. 33
на с. 23 в учебнике.
Отвечают
на вопросы.
Луговое травянистое растение с крупными соцветиями душистых цветков
Р – владеют уме-ниями контроли-ровать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль
Правильно выпол-ненные
задания упраж-
нения
II. Постановка
учебной
задачи
Формулирование учебных задач
на основе выдвижения гипотез, предположений по названию раздела и тем
– Откройте учебник на с. 24, найдите упр. 34. Что представлено в этом упражнении?
– Прочитаем их в парах.
– Как вы думаете, как называются выделенные в диалогах слова?
– Сегодня в ходе урока мы сформируем пред-ставление о словах-обращениях. Тема урока так и звучит: «Что такое обращение?»
П – извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, учебника.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу.
К – слушают друг друга, строят понятные высказы-вания.
Л – осознают границы своего знания и «незнания»
III. Изучение нового мате-
риала.
1.Работа
по учебнику, с. 24, упр. 34
Работа над упражнением с целью ознакомления со словами-обра-щениями, знаками
препинания в предложениях
с обраще-ниями
– Вернемся к упр. 34 на с. 24. Прочитайте еще раз диалоговую речь. Объясните постановку
знаков препинания в конце предложений.
– К кому обращаются участники диалогов?
Ответить на этот вопрос вам помогут выделенные в каждом из диалогов слова.
– Слова «Петя», «мама», «Игорек» – это обращения. Они называют того, к кому обращена речь.
– Как эти слова отделены от других слов в предложении?
– В устной речи слова-обращения произносятся с особой интонацией (звательной), выделяются паузами, а на письме – запятыми.
– Прочитайте определение на с. 25. Выразительно прочитайте предложения.
– Спишите любой диалог из упр. 34. Подчеркните слово, называющее лицо, к которому обращена речь
– К Пете, маме, Игорьку.
П – ориентируются на страницах учебника, используют различные способы поиска информации,
строят речевое высказывание
в соответствии
с задачами коммуникации; владеют логическими действиями
анализа, синтеза, сравнения, обоб-щения.
Р – принимают
и сохраняют зада-
чи учебной деятельности.
К – слушают сверстников, ведут диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему
Выполняют упражнения физкульт-
минутки
Р – контролируют учебные действия, замечают
допущенные
ошибки.
К – слушают,
излагают и аргументируют свое мнение
3.Первичное закрепление с использованием заданий Учи.ру
Выполнение задания «Знакомимся с обращением»- фронтально с использованием интерактивной доски.
4. Работа
по учебнику, с. 25, упр. 35
Работа над упражнением с целью выделения слов-обра-щений, постановки
знаков препинания
в предложениях с обращениями
– На с. 25 найдите упр. 35. Прочитайте предложения вполголоса, передавая интонацию каждого предложения.
– Скажите, как на письме выделено обращение в начале, в середине и в конце предложения.
– Выполните письменное задание упражнения
П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности.
К – слушают сверстников,
выражают и аргументируют свою точку зрения
Постанов-ка знаков препи-
нания
IV. Закрепление изученного материала с использованием заданий Учи.ру
Выполнение задания «Расставляем знаки препинания при обращении»
Обобщение полученных на уроке сведений.
– Над какой темой работали на уроке?
– Как определить на слух, какой знак нужно поставить в конце предложения? Как в предложении определить на слух обращение и как обозначить его на письме?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Отвечают
на вопросы.
Отвечают
на вопросы
П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний
Составление диалога со словами-обращениями
Домашнее задание с использованием платформы Учи.ру
Выполните домашнее задание на платформе «Учи.ру»: «Работаем со схемой предложения с обращением» и «Используем обращения в речи»
Предложения с обращениями. 5-й класс
Класс: 5
Цели урока:
Оборудование: мультимедийный проектор, толковые словари, орфографические словари, репродукции картин: березка зимой, летом, весной, осенью.
Ход урока
Проверка домашнего упражнения (учебник “Русский язык”, 5 кл., ФГОС, в 2-х ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Изд-во “Просвещение”, 2013 г.). По упражнению учащиеся сделали вывод, что однородными могут быть все члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство.
Сообщение учителя. В русском языке существуют предложения, в которых слово не является членом предложения. Что же это за слова?
Объявляется тема урока и цели урока (запись на доске). Тема урока: “Предложения с обращениями”.
Как?
Поиск и выделение информации провожу, используя материал, который бы легко запоминался. Это сказка “Как обратиться к крокодилу?” из книги “Русский язык в рисунках” Бурмако В.М. Книга для учащихся. Москва, “Просвещение”, 1991, стр 90-91. Вывожу изображение на экран (см. Приложение 1).
— Как же к нему обратиться? – размышлял Слоненок.
— Я придумала! Придумала! Придумала! – закричала Мартышка. – Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Давайте назовем его имя!
На другой день Мартышка всем сообщала:
— Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и он обязательно вам ответит!
Изобретение Мартышки очень понравилось всем зверям. Теперь со всех сторон только и слышалось: “Крокодил! Мартышка! Удав! Бегемот! Носорог! Попугай! Слон!”.
Анализируем данный текст:
— Как вы поняли, что же такое обращение?
— Как на письме выделять обращение?
— С какой интонацией произносится обращение?
А вот рисунок, который подходит к этой сказке. Такие рисунки учат думать не только головой, но и “глазами”. Рисунок из книги “Русский язык в рисунках” Бурмако В.М. Книга для учащихся. Москва, “Просвещение”, 1991, стр 90. (см Приложение 2).
Используя рисунок – опорный конспект, расскажите, что же такое обращение. Учащиеся делают вывод: обращение – это слово, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение произносим с особой звательной интонацией.
Анализируем три предложения. Вывожу на экран эти предложения.
Ребята, пойдемте в воскресенье на каток.
А Вы, Иван Сергеевич, пойдете с нами?
Пойдем с нами, Сережа!
— Где может стоять обращение в предложении? (в начале, в конце, в середине предложения).
— Как выделяется обращение на письме? (запятыми).
Вывод (ученики делают его сами): Обращение может находиться в предложении в начале, в середине, в конце. На письме выделяется запятыми.
Вот мы с вами попытались разобраться в том, что же такое обращение. Сделали вывод. А теперь откроем учебник на стр 98 и убедимся в том, что вывод сделали правильно.
Сравним два предложения. На экране ученики видят пейзаж – русские березки и текст. (см. Приложение 4).
Береза, о тебе я в тропических чащах скучал.
Береза родная, со стволом серебристым,
о тебе я в тропических чащах скучал.
(К.Бальмонт)
Вывод: обращением может быть не одно слово, а целое словосочетание.
— Вам встретилось незнакомое слово “тропические”.
— В каком словаре вы найдете значение данного слова?
Дети открывают “Толковый словарь” и зачитывают значение слова “тропики”.
1. Воображаемые параллели, отстоящие на 23°07 к северу и югу от экватора.
2. Местность к северу и югу от экватора между этими параллелями – наиболее жаркий пояс земного шара.
— Много в тропиках диковинных растений, но не растут там березы. Вот поэт К. Бальмонт и вспоминает в стихах березу родную.
Не только поэты, но и писатели говорят о своей любви к березке. В.П. Астафьев пишет: “До поездки на юг я и не предполагал, что это скромное северное деревце так прекрасно. Оно прекрасней всех деревьев на свете, потому что оно пахнет Родиной!”
— Посмотрите, ребята, пейзажи! (на доске пейзажи: березы весной, березы в зимнем уборе, березы летом и осенью).
— Какой частью речи выражено обращение? (существительное в именительном падеже).
Вывод: обращение может быть выражено существительным одушевленным и существительным неодушевленным (часто в поэзии).
— Читаю стихотворение “Как его зовут!” (В. Масс и М. Червинский) из книги “Кружок русского языка в школе”, Е.П. Преображенская, Москва, Просвещение, стр 74-75
Отрывок из стиха на экране (см Приложение 5).
— Как вежливо обращаться к своим товарищам? (Алеша, Петя, Ваня, Толя)
— Об этом же напоминает нам учебник, на стр 100. Зачитаем.
Закрепление. На доске заранее записано. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните.
Со. нце со..нце ты откуда?
Я из зорьки з. лотой!
Дождик дождик ты откуда?
Я из тучки гр. зовой!
Ветер ветер ты откуда?
Я из дальней ст. роны!
Ученик у доски, а остальные дети в тетрадях вставляют буквы, расставляют знаки препинания, объясняют.
Закрепление. Для развития зрительной памяти, навыка внимательного чтения литературных текстов и умения анализировать, вывожу на экран задание с элементами занимательности и с требованием закончить предложения из басен И.А. Крылова (недавно мы на уроках литературы изучали басни И.А. Крылова) и грамотно написать.
— Из каких басен эти строки? (Басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица”, “Стрекоза и Муравей”, “Демьянова уха”).
Ученики записывают предложения и объясняют знаки препинания.
Подготовка к ГИА. Контроль-тест на экране (см Приложение 7)
Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).
А. Лес пахнет дубом и сосной.
Б. Ласково мерцали звезды в вышине.
В. Глинка великий русский композитор.
Г. Здравствуй белая березка.
Д. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
(тест взят из книги “Тестовые задания по русскому языку”, 5 класс, А.Б. Малюшкин, Москва, творческий центр Сфера, 1998). Ответ: Г,Д.
Обобщение: ответим на вопросы, записанные на доске после темы:
— Что такое обращение?
Домашнее задание:
Задания разноуровневые с повышающейся сложностью. Три уровня сложности – элементарный, базовый, повышенный – обозначены соответствующими буквами А, Б, В. Задания разработаны таким образом, что имеют одинаковую времяемкость (примерно 10-15 минут). Задания взяты из книги “Русский язык. 5 класс. Дидактические материалы” (соответствует ФГОС), сост Л.Н. Федосеева, Москва, ВАКО, 2013 год, стр 34-35.
— Запишите в дневник! Параграф 42, выучить правила, упражнение из книги “Дидактические материалы” на выбор: А1, Б1 или В1.
Урок заканчиваю стихотворением из книги “Занимательный русский язык. Нескучный учебник”, Г. Александрова, Тригон, Санкт-Петербург, 1998 г.
Всем нам при обращении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можешь смело обратиться.
При письме не забывай,
Запятыми выделяй!