в каком классе изучают мертвые души гоголя

В каком классе проходят «Мертвые души» Гоголь?

В каком классе нужно читать поэму «Мертвые души» Николая Гоголя? О чем книга, краткое содержание?

в каком классе изучают мертвые души гоголя. answer avatar. в каком классе изучают мертвые души гоголя фото. в каком классе изучают мертвые души гоголя-answer avatar. картинка в каком классе изучают мертвые души гоголя. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать поэму "Мертвые души" Николая Гоголя? О чем книга, краткое содержание?

в каком классе изучают мертвые души гоголя. answer avatar. в каком классе изучают мертвые души гоголя фото. в каком классе изучают мертвые души гоголя-answer avatar. картинка в каком классе изучают мертвые души гоголя. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать поэму "Мертвые души" Николая Гоголя? О чем книга, краткое содержание?

С поэмой Гоголя «Мертвые души» обучающиеся начинают знакомиться в 9 классе. Рассматриваются вопросы жанровой принадлежности произведения,компози­ ция,история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи​ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

В 10 классе при изучении творчества Гоголя поэма рассматривается с позиции стилистики.Идет обобщение и анализ тематической принадлежности.

в каком классе изучают мертвые души гоголя. answer avatar. в каком классе изучают мертвые души гоголя фото. в каком классе изучают мертвые души гоголя-answer avatar. картинка в каком классе изучают мертвые души гоголя. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать поэму "Мертвые души" Николая Гоголя? О чем книга, краткое содержание?

Что касается краткого содержания этого произведения, то оно о Чичикове, который скупал мертвые души у помещиков. Зачем и почему он это делал можно узнать тут.

в каком классе изучают мертвые души гоголя. answer avatar. в каком классе изучают мертвые души гоголя фото. в каком классе изучают мертвые души гоголя-answer avatar. картинка в каком классе изучают мертвые души гоголя. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать поэму "Мертвые души" Николая Гоголя? О чем книга, краткое содержание?

Этот произведение великого Украинского писателя является очень популярным и знаменитым, причём входит даже в мировую классику, а тем более в нынешнее время, так как про это сняли даже фильм и сериал. То есть в последнее время Гоголь является невероятно популярным и востребованным среди молодёжи, то есть съёмками фильмов про него конечно очень повысили интерес к нему, что самом по себе очень здорово.

Ну а «Мёртвые души», как правило, изучают на школьных уроках литературы в девятом классе, то есть уже в старших классах, можно сказать в выпускном, ведь после девятого класса многие покидают стены школы и идут в техникумы или колледжи. Так что подробным изучением произведения начинают заниматься в девятом классе, а кроме этого ещё затрагивают и в десятом, там даже несколько подробнее, хотя конечно по идее прочитать вы его можете и раньше, если есть такое желание.

в каком классе изучают мертвые души гоголя. answer avatar. в каком классе изучают мертвые души гоголя фото. в каком классе изучают мертвые души гоголя-answer avatar. картинка в каком классе изучают мертвые души гоголя. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать поэму "Мертвые души" Николая Гоголя? О чем книга, краткое содержание?

в каком классе изучают мертвые души гоголя. answer avatar. в каком классе изучают мертвые души гоголя фото. в каком классе изучают мертвые души гоголя-answer avatar. картинка в каком классе изучают мертвые души гоголя. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать поэму "Мертвые души" Николая Гоголя? О чем книга, краткое содержание?

Похоже, что именнно так.Вечером вчера мне позвонила подруга и сказала, что с них требуют шесть тысяч на учебники внуку в четвёртый класс.Мы с ней с тоской вспоминали, как сами в обязательном порядке получали бесплатно абсолютно все учебники каждый учебный год, да и наши дети ещё застали такое благо.А вот внуки уже нет.Только почему нам громогласно везде и всюду твердят о доступном и бесплатном образовании и здравоохранении, а сталкиваемся мы с полностью противоположным.Считают, что мы совсем дураки или как это теперь принято»быдло»?

в каком классе изучают мертвые души гоголя. answer avatar. в каком классе изучают мертвые души гоголя фото. в каком классе изучают мертвые души гоголя-answer avatar. картинка в каком классе изучают мертвые души гоголя. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать поэму "Мертвые души" Николая Гоголя? О чем книга, краткое содержание?

По математике списывала постоянно, потому что не понимаю эту науку и не люблю.У нас сидел мальчик на последней парте, который очень хорошо учился по математике, как контрольная, он решает и передаёт по своему варианту, вперёд, все списывают Половина класса-работа один в один, у него 5, у нас у всех 3, без одной ошибки.Учитель был в курсе, что все списывают. А по русскому наоборот все списывали у меня.На экзамене по химии решала всем задачи, а самой попался именно тот вопрос, который плохо знала, как сейчас помню-ацетиллен Все троечники получили за экзамен 4-5, а я 3, учитывая, что химию знала на 5

в каком классе изучают мертвые души гоголя. answer avatar. в каком классе изучают мертвые души гоголя фото. в каком классе изучают мертвые души гоголя-answer avatar. картинка в каком классе изучают мертвые души гоголя. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать поэму "Мертвые души" Николая Гоголя? О чем книга, краткое содержание?

Замечательная вещь Александра Куприна!

в каком классе изучают мертвые души гоголя. answer avatar. в каком классе изучают мертвые души гоголя фото. в каком классе изучают мертвые души гоголя-answer avatar. картинка в каком классе изучают мертвые души гоголя. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать поэму "Мертвые души" Николая Гоголя? О чем книга, краткое содержание?

Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.

Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.

Источник

Школьный обман при анализе «Мертвых душ»

Помните себя в 9 классе? В третьей четверти, той самой (самой длинной и сложной), где вы на уроке литературы проходили «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя, помните?

Что, если я скажу вам, что существует и другая интерпретация? И она (в некотором смысле) более правильная.

Изначально Н. В. Гоголь планировал свою поэму «Мертвые души» по подобию «Божественной комедии» Данте Алигьери, но хотел написать современную эпопею о восхождении человека к добру в условиях русского пространства.

Произведение Данте состоит из трех последовательных частей: Ад, Чистилище, Рай.

По тому же принципу хотел выстроить свою поэму и Гоголь (и тоже в трех томах, но, видимо, в России\на Руси может быть только сплошной ад), поэтому (школьная) гипотеза о том, что галерея помещиков в произведении идет по наклонной вниз неверна.

И я докажу Вам это.

В первую минуту разговора с ним (Маниловым) не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.

2. Второй мы встречаем Коробочку. Да, она глупая и жадная старуха, везде ищущая выгоду, но весь ее хлам она завещает сестре, настоящей живой душе. Она может отдать и она отдаст свое наследство. И этот образ уже чуть лучше, чем образ застывшего Манилова.

Но не сгорит платье и не изотрется само собою; бережлива старушка, и салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатой сестры вместе со всяким другим хламом.

Здесь Ноздрев захохотал тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек, у которого все до последнего выказываются белые, как сахар, зубы, дрожат и прыгают щеки, и сосед за двумя дверями, в третьей комнате, вскидывается со сна, вытаращив очи и произнося: «Эк его разобрало!»

4. Ладно, хватит говорить только о действительно мертвых душах живых людей.

Собакевич по школьной программе был уже почти на грани окончательного омертвения (он находится перед Плюшкиным), но зачем тогда Гоголь написал, что у него есть ДУША?

Собакевич слушал все по-прежнему, нагнувши голову, и хоть бы что-нибудь похожее на выражение показалось на лице его. Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного Кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности.

Да, она почти омертвевшая, но у Манилова про душу ни слова, хотя по школьной программе он самый живой помещик. Тогда почему она есть у Собакевича?

Ответьте сами на свой вопрос.

Затем, что нам показывают человека, у которого была душа. И прекрасная душа. Душа хорошего помещика и семьянина, но он все потерял. Оставил свои чувства на дороге.

Я никого не призываю идти к учителю и говорить ТЫ ВРАЛА НАМ СТОЛЬКО ЛЕТ. Вовсе нет. Это просто другая интерпретация, имеющая под собой доказательства ПРЯМО ИЗ ТЕКСТА. И на ЕГЭ или любом другом государственном экзамене вы имеете право выражать свою точку зрения (пусть даже она расходится с общепринятой), если докажете ее текстом.

Я же просто поделилась своими наблюдениями.

И если вам интересно, то я продолжу писать в том же духе. На самом деле многое в школьной программе преподается очень однобоко, хотя существует великое множество научно доказанных интерпретаций.

Закончить я хочу словами все того же Гоголя все из той же поэмы «Мертвые души»:

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!

Для тех, кто считает, что я притянула за уши:

Источник

В помощь школьнику. 9 класс. «Мёртвые души»

В конце января — начале февраля девятиклассникам предлагается написать контрольную по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Вспоминаем сюжет произведения и отличительные черты каждого из помещиков, у которых побывал Чичиков

в каком классе изучают мертвые души гоголя. bec3c951877b740. в каком классе изучают мертвые души гоголя фото. в каком классе изучают мертвые души гоголя-bec3c951877b740. картинка в каком классе изучают мертвые души гоголя. картинка bec3c951877b740. В каком классе нужно читать поэму "Мертвые души" Николая Гоголя? О чем книга, краткое содержание?

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

Текст: Ольга Разумихина

Главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» — Павел Иванович Чичиков, типичный «середнячок», в облике которого нет ничего примечательного: он «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Чин Чичикова в «Табели о рангах» также находится примерно посередине: в те времена — а действие произведения разворачивается в 1830-х годах — существовало 14 классов, главный герой «Мёртвых душ» принадлежит к шестому. Но вот преступный замысел, к которому пришёл Чичиков, можно назвать уникальным.

Преступная схема

Многие школьники, читая поэму впервые, не совсем понимают, что такое мёртвые души и как на них можно было заработать. Всё дело в том, что до 1861 года дворяне имели в подчинении крепостных крестьян, которых и называли «душами». Фраза «у помещика пятьсот душ» означала, что на него работают пятьсот крестьян мужского пола: женщины в списке «душ» не учитывались. Помещик взимал с крепостных барщину, то есть продукты ручного труда (например, молоко, мясо, шерсть и т. д.) либо оброк — деньги, но и сам платил налог, и чем больше душ было у помещика, тем больший взнос полагалось делать в пользу государства.

Вот только перепись населения проходила не каждый год, и за это время энное количество крестьян умирало. Но по спискам они всё ещё считались живыми, и за них также нужно было платить. Этим и решил воспользоваться ушлый Чичиков: он предлагал помещикам деньги за крестьян, которые были уже покойниками, чтобы освободить дворян от взносов. Однако делал он это не из добрых побуждений: купленных «крестьян» он собирался заложить, как в ломбард. Для этого не требовалось приводить их куда-либо: достаточно было показать бумагу, подтверждающую факт покупки. Вот наш герой и отправился в губернский город NN на «промысел».

Почему же Чичиков не хотел зарабатывать деньги честным способом? Во многом потому, что покойный отец дал ему наставление:

Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку.

Эти слова произвели большое впечатление на мальчика, и уже в школе он подлизывался к учителям, чтобы они ставили ему хорошие оценки. Затем он поступил на таможенную службу и сколотил капитал, помогая провозить контрабанду. Однако тайное стало явным, и Чичикова уволили, а весь «заработок» пошёл на то, чтобы откупиться от судей. Возможно, чичиковская схема на таможне бы не раскрылась, если бы не ссора с сообщником. Так главный герой лишний раз убедился, что отец был прав: от товарищей одни неприятности. А раз так, то новую преступную схему он должен реализовать в одиночку.

Манилов

Первый помещик, которого Чичиков удостаивает визитом, — это человек средних лет по фамилии Манилов. Как и Чичиков, он не представляет собой ничего особенного, однако это касается не столько внешности героя и его положения в обществе, а характера, привычек и устремлений.

Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: чорт знает, что такое! и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.

Помещик живёт с супругой и двумя сыновьями: Алкидом и Фемистоклюсом. Имена эти взяты из «мёртвого» древнегреческого языка и указывают на то, что человек, назвавший так детей, безнадёжно «застрял» в каком-то одном времени. Чем больше мы изучаем интерьер поместья Манилова, тем больше мы в этом убеждаемся. Так, в кабинете уже много лет лежит книга, заложенная на 14-й странице, а в мебельном гарнитуре, приобретённом сразу после свадьбы, недостаёт двух стульев.

Так чем же занимается Манилов, если не уделяет внимания хозяйству? Может, он хороший семьянин? На первый взгляд кажется, что так, тем более что они с супругой «совершенно довольны друг другом». Однако и это общение пустое, поверхностное: муж и жена принимают гостей и иногда «напечатлевают друг другу поцелуй», но в основном бездельничают. Свободное время Манилов проводит в мечтаниях, и когда приезжает Чичиков, он с радостью уступает ему мёртвые души задаром, а затем воображает, как славно было бы, если бы Павел Иванович поселился по соседству.

Коробочка

После Манилова Чичиков посещает помещицу по фамилии Коробочка. Она предлагает Чичикову купить у неё пеньки, ржаной муки или крупы, но главный герой отклоняет все эти предложения. Павел Иванович настаивает на том, что ему нужны «мёртвые души», и только. Дворянка пугается и думает, что Чичиков предлагает откапывать их из земли, но затем сразу же начинает торговаться.

Коробочка жутко боится продешевить, и вскоре читатель понимает, что всё её время занято мелкой торговлей и накоплением денег. Зачем они ей нужны — неясно: крепостные обеспечивают хозяйку всем необходимым, предметы роскоши старушку не интересуют, а оставлять наследство некому (детей у неё не уродилось). Однако Коробочка настолько бережлива, что предусмотрела разные мешочки для монет разного номинала:

В один мешочек отбирают всё целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа, имеющего потом обратиться в платье, если старое как-нибудь прогорит во время печения праздничных лепешек со всякими пряженцами или поизотрется само собою. Но не сгорит платье и не изотрется само собою; салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатной сестры вместе со всяким другим хламом.

Именно Коробочка впоследствии, сама того не желая, раскроет замысел Чичикова: она поедет в город и станет выведывать цену на мёртвые души, желая убедиться, что не продешевила. Также в обличении Павла Ивановича сыграет значительную роль следующий помещик.

Ноздрёв

Дворянин с забавной фамилией Ноздрёв — полная противоположность прилежного семьянина Манилова. Он — кутила и озорник, страстный охотник и карточный шулер. А ещё он, кажется, страдает синдромом Мюнхгаузена, то есть не отличает в собственном воображении правды от вымысла.

Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели. Или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется самым жестоким образом, так что наконец самому сделается совестно. И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти.

Чичиков и не собирался ехать к Ноздрёву, но встретил его в трактире, и тот чуть не силой увёз Павла Ивановича к себе в поместье. Естественно, новый приятель вскоре устраивает безобразный скандал. Чичиков и у него пытается выторговать мёртвых душ, но тот не согласен продавать: он убеждает Павла Ивановича выиграть у него в шашки и начинает откровенно жульничать. Главный герой объявляет, что не согласен играть на таких условиях, и Ноздрёв называет того подлецом и бросается в драку. Чичикова спасает только то, что в тот же миг в дверь стучится капитан-исправник и объявляет, что Ноздрёв взят под суд «по случаю нанесения помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде».

Собакевич

Отличительная черта следующего помещика, Собакевича, — не излишняя маниловская «слащавость», не скупость и не буйный характер, а неприкрытое презрение, которое он испытывает ко всем подряд. Когда Чичиков пытается начать светскую беседу и упомянуть кого-либо из встреченных в городе NN лиц, Собакевич всех их называет дураками и разбойниками, а затем подытоживает:

Я их знаю всех: это всё мошенники; весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья.

Грубость характера буквально написана на лице Собакевича: Чичикову он поначалу кажется похожим «на средней величины медведя». Помещик почти не двигает шеей и постоянно наступает гостям на ноги, а имение его обставлено безобразной тяжёлой мебелью, которая как будто хочет сказать: «И я тоже Собакевич!» Итак, такта и вкуса у дворянина нет, зато житейской смекалки — сколько угодно. Услышав от Чичикова, что тому нужны мёртвые души, Собакевич не задаёт ни одного «лишнего» вопроса, но назначает такую цену, что Павел Иванович не верит собственным ушам. Впрочем, два мошенника всё-таки заключают сделку, и только потом главный герой поэмы обнаруживает, что Михайло Семёныч схитрил и внёс в список девицу (за женщин деньги, как уже было сказано, не полагались).

Плюшкин

Последний помещик, с которым знакомится Чичиков, — старик по фамилии Плюшкин. В отличие от вышеперечисленных персонажей, его жизнь скорее трагична, нежели комична. Некогда имение Плюшкина было богатейшим, и он жил в нём с обожаемой супругой и тремя детьми.

Но добрая хозяйка умерла. [Старшая дочь] Александра Степановна скоро убежала с штабс-ротмистром, зная, что отец не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картежники и мотишки. Сын, будучи отправлен в губернский город с тем, чтобы узнать в палате, по мнению отца, службу существенную, определился вместо того в полк. Наконец последняя дочь, остававшаяся с ним в доме, умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств.

Человек, больше всего на свете ценивший свою семью, остался совсем один. Теперь он целые дни проводит в поисках всякого сора, такого как старая подмётка или клочок бумаги, который складывает в углу одной из комнат. В доме не осталось еды, которую можно было бы предложить гостям, кроме засохшего кулича; а Чичиков, впервые увидев Плюшкина, принял его за старуху-ключницу. Имение пришло в запустение, и крепостные теперь «мрут как мухи» либо убегают.

Круги ада

Почему же Чичиков посещает помещиков именно в такой последовательности? Большинство литературоведов считает, что при создании «Мёртвых душ» Н. В. Гоголь опирался на сюжет «Божественной комедии» средневекового итальянского поэта Данте Алигьери. Главный герой этого произведения путешествует по кругам ада, и чем ниже он спускается, тем тяжелее грехи людей, которых он встречает. Очевидно, что Манилов не делает в своей жизни ничего хорошего, но и вреда никому не приносит. А вот Плюшкин, не позволив детям самостоятельно выбрать жизненный путь, разрушил свою семью, а также оказался виноват в гибели сотен крестьян, которые в его имении оказались буквально запертыми в ловушке.

Однако современный литературовед Д. Л. Быков считает, что структура «Мёртвых душ» скорее напоминает сюжет «Одиссеи» — книги, написанной древнегреческим поэтом Гомером. В этом произведении главный герой — Одиссей — проходит множество испытаний, чтобы после Троянской войны вернуться домой, к супруге Пенелопе. Разница лишь в том, что Чичикову некуда возвращаться: родители умерли, друзей не было и нет, жены и детей тоже. Именно поэтому, предполагает Быков, Гоголь посчитал второй том «Мёртвых душ» недостаточно убедительным и сжёг.

Источник

Школьная программа
по русской литературе
1—11 классы

Преамбула

Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

Предлагаемый ниже список решает эту проблему следующим образом. Во-первых, он представляет собой сводку различных источников и включает авторов и произведения, которые упомянуты хотя бы в одной из программ, включая «списки литературы на лето», что обеспечивает его полноту.

Во-вторых, вместо распределения произведений по классам (и неизбежно возникающих при этом дублей) список включает все произведения школьной программы, упорядоченные по жанрово-хронологическому принципу, что обеспечивает его систематичность.

Ограничение: список включает только произведения русской литературы и не включает произведений зарубежной литературы.

На все произведения, входящие в список и присутствующие в корпусе Русской виртуальной библиотеки, даны гипертекстовые ссылки, что превращает его в дополнительный интерфейс РВБ, специально предназначенный для нужд школьного образования.

Одновременно с этим, произведения, которые пока остаются без ссылок, определяют вектор дальнейшего пополнения фондов РВБ.

Источник

Конспект урока на тему: Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». История создания, особенности сюжета, композиции. (9класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока литературы

для 9 класса по ФГОС на тему:

Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». История создания, особенности сюжета, композиции.

Учитель русского языка и литературы:

Насонова Наталия Валерьевна

— Объяснить смысл названия поэмы; показать композиционную особенность художественного текста.

Планируемые образовательные результаты

— умение быстро и слаженно работать, самоконтроль;

— воспитание интереса к классической литературе.

— проверить освоение обучающимися знаний о поэме, понятий: интеллигент, личность, русский национальный характер; значение слова «маленький человек»

— проверить умение работы с научной статьей.

— развитие речи и творческого мышления обучающихся;

— формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: лекция, беседа

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория: 9 класс

— технические средства обучения.

— зрительная наглядность «Презентация к уроку»

— иллюстрации и рисунки к произведениям

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.

Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку

Организационная структура урока:

1. Вступительное слово учителя

Н.В.Гоголь – самородок литературы XIX века. К такому мнению мы пришли, познакомившись на прошлом занятии с биографией писателя.

2. Контроль и проверка выполнения домашнего задания.

Домашним заданием было подготовить интересные факты из жизни писателя.

Слушаем ответы обучающихся.

1. Мама Николая Васильевича была очень красивой девушкой и вышла замуж уже в 14 лет за мужчину, который был на 14 лет старше её.

2. Отец Гоголя тоже был писателем, но не таким знаменитым, как сын. Это всего лишь были пьесы для домашнего театра.

3. Гоголь увлекался шитьем, он умел шить и взять различные платья.

4. Когда его родителей не стало, он решил отказаться от наследства, оставив все своим сестрам.

5. Некоторые материалы для своих произведений ему помогала искать мать.

6. Когда он работал над своими произведениями, параллельно этому он катал в руках хлебные шарики, это помогало ему лучше концентрироваться.

3. Сообщение новых знаний и умений. Изучение нового материала.

Идею «Мёртвых душ» подал А. С. Пушкин, сам узнавший её во время своей кишинёвской ссылки. Пушкину якобы рассказали, о чём свидетельствовал полковник Липранди, что в городе Бендеры, с момента присоединения к России, кроме военных никто не умирает. Дело в том, что в начале XIX века в Бессарабию бежало достаточно много крестьян из центральных губерний Российской империи. Полиция обязана была выявлять беглецов, но часто безуспешно — они принимали имена умерших. В результате в Бендерах в течение нескольких лет не было зарегистрировано ни одной смерти. Началось официальное расследование, выявившее, что имена умерших отдавались беглым крестьянам, не имевшим документов. Много лет спустя похожую историю Пушкин, творчески преобразовав, рассказал Гоголю.

Документированная история создания произведения начинается 7 октября 1835 года. В письме Пушкину, датированном этим днём, Гоголь впервые упоминает «Мёртвые души»: Начал писать Мёртвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон.

Из переписки с В.А. Жуковским:

1) «В самом деле, если рассмотреть строго и справедливо, что такое все, написанное мною до сих пор? Мне кажется, как будто я разворачиваю давнюю тетрадь ученика… Клянусь, я что-то сделаю, чего не делает обыкновенный человек… Это великий перелом, великая эпоха моей жизни».

2. Год написания 1835г.

3. Жанр. Несколько необычным выглядит и жанр произведения, который сам автор определяет как эпическую поэму. Высоко оценив идейные и художественные достоинства «Мертвых душ», В. Г. Белинский, к примеру, недоумевал, почему Гоголь назвал это произведение поэмой: «Этот роман, почему-то названный автором поэмою, представляет собой произведение, столь же национальное, сколько и высокохудожественное».

4. Особенности сюжета и композиции

Актуализация знаний обучающихся:

— Назовите основные элементы композиции?

— Какие элементы композиции встречаются в поэме «Мертвые души?

Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь писал, что ему хочется в этом направлении «показать хотя бы с одного боку всю Русь». Так писатель определил свою главную задачу и идейный замысел поэмы. Для осуществления столь грандиозной темы ему понадобилось создать оригинальное по форме и содержанию произведение.

Поэма имеет «кольцевую композицию», которая отличается своеобразием.

— Как вы понимаете термин «кольцевая композиция»?

Кольцевая композиция – вид композиции, при котором финал «возвращает» читателя к началу произведения.

Например, Чичиков въезжает в город и выезжает из него.

1. Развитие действия. Поэма же, минуя экспозицию, начинается с развития действия: Чичиков начинает свой путь к «приобретению».

2. Развязка. Написав первый том, Гоголь не поставил точки, она осталась за горизонтом неоконченного произведения.

5. Закрепление материала по теме урока.

6. Проверка записей учащихся.

— Каковы особенности композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *