в каком классе изучают кавказский пленник толстого

Разработка урока по русской литературе в 5 классе на тему: «Кавказский пленник»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

в каком классе изучают кавказский пленник толстого. hello html m53c7c1cc. в каком классе изучают кавказский пленник толстого фото. в каком классе изучают кавказский пленник толстого-hello html m53c7c1cc. картинка в каком классе изучают кавказский пленник толстого. картинка hello html m53c7c1cc. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

по русской литературе в 5 классе на тему:

«Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Цель урока : создать условие для осмысления содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», сформировать умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении

— осмыслить содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»;

— уметь выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении. Развивающие:

— приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;

— развивать навык анализа художественного произведения и логическое мышление;

— развивать монологическую речь учащихся и их словарный запас.

— воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать.

учащиеся умеют пересказывать содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»;

— у учащихся сформировано умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении

— у учащихся сформирован навык анализа художественного произведения, логическое мышление;

— учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

— у детей сформировано умение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

— сформировано умение определить учебные задачи, составлять план и последовательность действий, контроль знаний;

— сформировано нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа;

— учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию.

— сформировано умение работать в группах;

— учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;

— сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

— учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

— сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты.

2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение учителя.

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году.

3. Устная работа по вопросам.

— Тема и идея художественного произведения;

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.

-Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?

Главные герои- Жилин и Костылин.

Татары и русские (Жилин и татары)

Дина и другие жители аула.

Война и мирная жизнь.

4. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

а) место жительства в плену;

г) подготовка к побегу;

— Что общее у героев и что их различает?

— Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?

— А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?

(Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама)

— Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)

ходит по аулу спит

выпытывает информацию считает дни

рукодельничает ждет ответ на письмо

-Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

— Как завоевывает Жилин симпатию горцев?

(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;

— Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;

— однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)

— Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?

(Он все равно был для них чужой, человек иной веры. Для них он – враг

— Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?

— Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.

(Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

— Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки

5. Работа в группах.

-Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Вывод : Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод : Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

-Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина? Почему?»

Вывод : При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

— Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

— В чём смысл названия рассказа?

(Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

1. Чему учит рассказ?

2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

— Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Написать сочинение на тему: «Жилин и Костылин: разные судьбы.

Источник

Конспект урока литературы в 5 классе «Кавказский пленник Л.Н. Толстого. Кто он?»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок литературы в 5 классе по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Тема: «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Кто он?»

Обучающая: формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажей, познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием – антитеза; подвести учащихся к решению проблемного вопроса: кто из героев может называться кавказским пленником.

Развивающая: развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; умение рассуждать, обобщать, делать выводы, умение строить связный ответ, пересказывать, выразительно читать. Развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, сопровождающая ход урока, художественный текст Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», фрагмент из кинофильма «Кавказский пленник».

Тип: урок открытия новых знаний (урок анализа художественного текста).

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Технологии: элементы технологии развития критического мышления, проблемного обучения, продуктивные технологии 21 века, ИКТ.

Методы: проблемный, эвристический, или частично-поисковый; аналитический, сравнительный, обобщающий; индуктивный, дедуктивный.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные (универсальные учебные действия)

Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: ученик вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Межпредметные связи: география, история, русский язык, изо.

— Здравствуйте, ребята, меня зовут Елена Юрьевна, сегодня урок литературы проведу у вас я.

Наш урок я хочу начать с небольшого видеоролика. Ребята, во время просмотра, подумайте, знакома ли вам местность, изображенная на видео.

Слайд 1. Видеоролик о Кавказе. ( 1 мин)

— Итак, кто может сказать, какие места показаны на фотографиях этого видео? (горы Кавказа)

— Знаете ли вы, где расположен Кавказ?

— Какие чувства у вас вызвало это видео?(Восхищения)

— Вы правы, Кавказ очень красив, и многие художники, восхищаясь его красотой, создали замечательные полотна с изображением природы Кавказа и его горных массивов (фотографии и репродукции картин с видом Кавказа) ( Слайды 2,3, 4)

— У величайших русских поэтов мы находим замечательные стихи о неповторимой природе Кавказа.

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь…

— А какое вы читали произведение, в котором действие происходит на Кавказе? (рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). (3 мин)

Слайд 5. Откройте, пожалуйста, текст произведения.

— А теперь найдём описание природы Кавказа в рассказе Л. Толстого.В главе IV.

«На полдни за сарай лощина, табун ходит. » до «И так и думается ему, что это самое крепость русская:»

— Есть ли схожесть в описании Кавказа у художников, поэтов и Л. Толстого.

— Восхищается ли он так же Кавказом?

— Л. Толстой тоже бывал на Кавказе.Почти три года Толстой прожил в казачьей станице, служил в действующей армии. Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий.

— Но название произведения Л.Н. Толстого заключает еще одно слово, которое подсказывает, что повествование будет совсем не о красоте Кавказа. Это слово – пленник. ( 3 мин)

— О каких событиях идет речь в рассказе? ( Кавказская война).

— А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете содержание рассказа. Я буду зачитывать утверждение, если вы с ним согласны, то встаёте, если нет, то остаётесь на своих местах. (Прием встать- сесть)

1.События происходят осенью (-)

2.Жилин был невелик ростом, но удал(+)

3.Жилин попал в плен потому, что Костылин бросил его(+)

4.Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей(-)

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать(+)

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа (-)

7.Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком(+)

8.Второй раз Жилин бежал один(+)

9.Во время второго побега ему помогли Дина и русские солдаты(+)

10.После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал(+)

11. В рассказе один главный герой (-)

— Молодцы, ребята. Итак, в рассказе два офицера Жилин и Костылин. А рассказ назван «Кавказский пленник», в единственном числе, значит, автор имел в виду кого-то одного. Кого? Именно это нам и предстоит сегодня выяснить. Ребята, обратите внимание, у вас на столах лежат рабочие листы, возьмите их, пожалуйста, запишите тему урока. Тему я определила так: «Кавказский пленник Л. Н. Толстого. Кто он?» (слайд 6)

— На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

— Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?

— Для того чтобы выяснить, в чем отличие героев и кто из них является «кавказским пленником», нам нужно сравнить Жилина и Костылина.

— Как вы думаете, что означает сравнить героев? (найти общие и отличительные черты)

— А для этого мы обратимся к различным ситуациям, в которых оказались герои и заполним вот такую схему. (слайд 7)

— Определим общие и отличительные черты героев. Общие черты мы запишем в общем кольце, а отличительные черты в левом и правом кольце. А сравнивать героев мы будем по плану, который у вас указан. ( 4 мин)

— Сначала определим, что объединяет героев и запишем в общее кольцо.

— Как оказались на опасной дороге?

( Офицеры, служили на Кавказе, оба поехали в отпуск, оба попали в плен). А сейчас по предложенному плану заполните левую и правую колонки.

План сравнительной характеристики:

Поведение героев во время нападения татар.

Мнения татар о героях.

— Найдите в тексте описание героев; ( Жилин мал, да удал, Костылин – грузный, толстый)

— О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

Жилин – удалой, смелый, отважный.

Костылин – физически слабый человек.

Поведение героев во время нападения татар

— Как можно охарактеризовать героя в данной ситуации? (трус, предатель)

— Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. (Решает бороться до конца:Не дамся же живой)

— Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

— Почему Жилин отказался платить большой выкуп и указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

— Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

— Какие качества характера открываются в Жилине? (способен щадить чувства близких и дорогих ему людей)

— Какое решение принимает Костылин насчет выкупа? (Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе).

Чем занимается в плену Жилин?

— Изучает местность, так как думает о побеге;

Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Бездействует и стонет.

— Подтвердите сказанное о героях текстом.

Мнение татар о героях.

Как татары называли Костылина? Найдите в тексте.( «смирный»)

Как относились татары к Жилину, почему? Как называли его татары? Найдите в тексте. (Жилин завоевал уважение детей и взрослых:«Корошурус», «джигит»). ( 10 мин)

Слайд 8 А теперь мы посмотрим сцену побега из художественного фильма, снятого по рассказу «Кавказский пленник». Ваша задача узнать героев и проследить, как они ведут себя во время побега? Расскажите об этом.

— Почему Жилин не бросил Костылина? (настоящий офицер товарища не бросает)

— Кто виноват в том, что побег не удался? (Костылин)

— Какие качества характера мы запишем? (Жилин стремится уйти любой ценой. Он преодолевает трудный путь с терпением и выносливостью. Костылин же все время «кряхтит да охает», а потом совсем отказывается идти, слабый, малодушный)

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость. ( 5 мин)

— Давайте подумаем, почему автор наделил наших героев такими фамилиями? От какого слова, на ваш взгляд произошла фамилия Жилин? (от слова жила). А Костылин? (от слова костыль).

— Итак, (назвать имя ребенка со второго варианта), что означает фамилия Жилин? О чем вам рассказал ваш партнер? (назвать ребенка с первого варианта), что означает фамилия Костылин? О чем вам рассказал ваш партнер?

Что такое костыль? (Палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
– Какой наш герой? (Слабый).

— Итак, можем ли мы сказать, что герои абсолютно разные? Да, автор противопоставляет героев, использует литературный прием, который называется антитеза.

Антитеза – противопоставление. (слайд 9)

— Вернемся к вопросу нашего урока: Почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Л.Н.Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду? Кто, по мнению автора, кавказский пленник?

— Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, находчивость. Он добр по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.

А Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.

— Почему Жилин не захотел после освобождения отправиться к матери, а остался на Кавказе?

— Слово ПЛЕННИК – многозначное, одно из его значений – пленить, то есть покорить, очаровать.

— Жилин остался служить на Кавказе, потому что был пленен его красотой.

— Пленник Кавказа – человек, связанный с Кавказом, привлеченный им: «Нет уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе». Он пленен Кавказом, пленен горами. Судьба Жилина – оставаться на Кавказе. И он примиряется со своей судьбой. Он решает остаться кавказским пленником.

Часто можно идею произведения связать с той или иной пословицей, и мы тоже попробуем выполнить такую работу. ( 5 мин)

1. Сиди у моря – жди погоды.

2. Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.

3. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

4. Распутья бояться, так и в путь не ходить.

— Обратите внимание, в классе 4 угла, которые соответствуют номерам пословиц. Встаньте, пожалуйста, задвиньте стульчики и подойдите к номеру того угла, который соответствует выбранной вами пословице.

— Найдите пару и расскажите друг другу, почему вы выбрали именно эту пословицу. Ребята, кто хочет поделиться своим мнением (1, 2, 3, 4 угол).

— Вы все правы, каждая из этих пословиц так или иначе связана с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

— Ребята, я думаю, рассказ никого не оставил равнодушным. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете любить своих близких.

— Спасибо за вашу работу на уроке, особо я хочу поблагодарить активных участников, добра вам и справедливости. ( 5 мин)

Источник

Конспект урока литературы в 5 классе. Л. Толстой «Кавказский пленник», тест к уроку, презентация

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Л. Толстой Кавказский пленник.Уроки нравственности.doc

Тема урока: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

— рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

— формировать умение анализировать текст художественного произведения;

— развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;

— формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;

— учить сжато излагать повествовательный текст;

— развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

— продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

— воспитание общечеловеческих ценностей;

— умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

Проверка домашнего задания(тест)- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с биографией М. Лермонтова и начали читать рассказ «Кавказский пленник». (собрать работы)

— Итак, обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник».

Пленник – взятый в плен, невольник.

Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить).)

— Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Это закономерно – они сражались за свою землю и свободу. В январе 1852 года Лев Николаевич Толстой поступает на военную службу. В это время на Кавказе идет война.

— Попав на Кавказ, Л.Н.Толстой был покорен красотой и величием природы Кавказа. Позже, осмысливая свой участие в военных действиях, писатель сделает вывод о том, что война противоестественна и безумна, а природа неизменна и прекрасна во все времена. Согласны ли вы с этим? (Ответы детей).

— Лев Николаевич называет свой рассказ «Кавказский пленник». То есть человек, находящийся в плену у кавказцев, на Кавказе. Кавказ никого не оставит равнодушным, многие великие писатели, поэты, художники и музыканты воспевали и продолжают воспевать Кавказ.

С самого детства в Кавказ был влюблен Михаил Юрьевич Лермонтов. Вот строки его произведений:

Светает. Горы снеговые

На небосклоне голубом

Зубцы подъемлют золотые;

Слилися с утренним лучом

Края волнистого тумана,

И на верху горы Шайтана

Огонь, стыдясь перед зарей,

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь…

— На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Так случилось и с героями нашего рассказа – Жилиным и Костылиным.

— Давайте сопоставим героев рассказа, вдумаемся в их фамилии: Жилин и Костылин. Как вы думаете, почему Лев Николаевич Толстой дает им такие фамилии? (Жилин – он сумел выжить, прижиться, вжиться в чужую и чуждую для него жизнь, Костылин – словно на костылях, подпорках).

— Обратите внимание: пленник у Толстого только один (и об этом нам красноречиво говорит название рассказа), а ведь в произведении два героя. Они оба в плену. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

— Давайте вспомним, каким оказывается Костылин, попадая в плен. (Он оказывается беспомощным, слабым физически, он надеется только на выкуп, который должны прислать его мать).

— А как ведет себя в плену Жилин? (Жилин, в отличие от Костылина, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом).

— Прочитав рассказ и проанализировав героев, мы с вами понимаем, что герои разные. Давайте попробуем сопоставить этих героев, посмотреть, как они ведут себя в той или иной жизненной ситуации. Для этого нам предстоит поработать в группах.

Вам предстоит ответить на предложенные вопросы. Не забывайте подкреплять свои ответы текстом.

Задание для 1 группы: Как герой оказался в плену?

«Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин…

Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер, Костылин, с ружьем, и говорит:

А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

не доскакал Жилин, выстрелили по нем сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху,— навалилась Жилину на ногу».

Задание для 2 группы: Внешность героя.

«Костылин – мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. Жилин невелик ростом, а удал был».

— Подводя итог работы в группах, нам необходимо сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Обратите внимание на нашу доску. (На доске перечислены различные качества. Ученикам предлагается распределить их в разные столбики: в первый столбик – качества, которые присущи Жилину, второй столбик – качества, которые присущи Костылину).

Качества, перечисленные на доске: добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прижиться в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, любит детей; великодушный; слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство; раскис, упал духом; не принимает других людей.

Итог этой работы – составленная в тетрадь таблица:

добрый (думает о матери, жалеет ее)

слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери

надеется на себя, обдумывает побег

способен на предательство

сумел прижиться в ауле

не принимает других людей

работящий, не может сидеть без дела, мастер

всем помогает, даже своим врагам – татарам

ему интересны другие люди, любит детей

— Ребята, сейчас мы составим синквейн на тему: «Жилин», «Костылин». Давайте послушаем их. (Чтение учениками синквейнов).

Чтение текста(или просмотр кадров из фильма «Кавказский пленник»

На кого вам хотелось бы быть похожим? На Жилина или Костылина? Почему? (ответы детей)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *