в каком классе изучают части слова
Прохождение трудной темы «Состав слова» в начальных классах. Рекомендации по обучению разбору слова по составу
Для усвоения материала о частях речи и для выработки твердых навыков орфографии большое значение имеет изучение раздела «Состав слова». Изучение морфемного состава слова имеет большое значение еще и потому, что осознание структуры слова позволяет учащимся глубже понять его лексическое значение и точно употреблять слова в речи.
Известно, что каждая значимая часть слова (каждая морфема) выполняет в слове определенную роль. С корнем связано общее лексическое значение слова, свойственное целой группе родственных слов. Приставки и суффиксы уточняют смысловое значение слова. Окончания являются средством передачи грамматического значения слова.
Добавляя к одному и тому же корню разные приставки и суффиксы, мы изменяем смысл слова, т.е. образуем новые слова. Важно нацелить младших школьников на установление связи между лексическим значением слова и его морфемным составом.
Целесообразно развивать у учащихся умение пользоваться морфемным анализом слова в целях раскрытия его смысла, т.е. подвести учащихся к осознанию связи, существующей в нашем языке, между лексическим значением слова с его структурой, вооружить способом действия, который позволяет детям понять смысл слова.
Решению этой задачи способствует систематическая словообразовательная работа, проводимая в течение всего учебного года.
Изучение морфемного состава слова важно и для формирования орфографических навыков. Известно, что осознание учащимися морфемного состава слова составляет основу формирования у школьников навыка правописания безударных гласных, глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Второклассники подводятся к осознанию морфологического принципа русского правописания, сущность которого состоит в том, что значимые части слова (корни, приставки, суффиксы) сохраняют одинаковое написание в разных фонетических условиях, т.е. независимо от произношения.
Для формирования у школьников правописания гласных и согласных в корнях слов большое значение имеет осознание детьми единообразного написания корней в родственных словах. Поэтому при изучении темы «Корень» необходимо систематически работать над развитием у учащихся умения сопоставлять написание корней родственных слов в целях установления их сходства.
Понимание учащимися того, что корни в родственных словах пишутся одинаково, позволяет им сознательно проводить проверку при написании слов с безударной гласной, глухой и звонкой согласной, непроизносимой согласной в корне.
Намечая последовательность изучения темы «Состав слова», целесообразно руководствоваться следующим положением: в слове все его значимые части взаимосвязаны, поэтому в отдельности каждую часть слова можно изучать только после того, как учащиеся познакомятся в целом со структурой слова и всеми его частями.
Первые уроки по теме отводятся на то, чтобы расширить и уточнить знания учащихся о корне и однокоренных словах. У школьников формируется умение осознанно подбирать однокоренные слова, учитывая их два признака: смысловое родство и наличие общей части.
Одновременно учащиеся подготавливаются к правописанию корня, в частности, с этой целью проводятся наблюдения над единообразным написанием корня в родственных словах.
Затем следуют уроки, цель которых — раскрыть для учащихся роль окончаний, а также приставок и суффиксов.
Трудности детей при разборе слова по составу
Так школьник приучается руководствоваться при анализе отношениями на уровне «морфема — морфема», отыскивая в слове знакомые значимые части.
Между тем слово — это не набор морфем. Строение слова является результатом слово- и формообразовательных процессов. Вот почему при морфемном анализе нужно учитывать не только отношение «морфема — морфема», но и отношение «слово — слово», точнее «производное слово — производящее слово».
Данные примеры иллюстрируют мысль, хорошо известную в современной лингвистике и методике русского языка: морфемный разбор есть результат словообразовательного анализа.
Как же научить детей уже в начальной школе опираться на словообразовательный анализ при проведении разбора слова по составу?
Прежде всего необходимо, чтобы ученики овладели умением разбираться в структурно-семантической связи слов одной словообразовательной пары, то есть устанавливать зависимость производного слова от производящего. Это умение предполагает способность правильно использовать в своей учебной практике графический символ → (словообразовательную стрелочку), что является показателем понимания словообразовательных отношений между словами таких пар (дом → домашний, часовой → часовщик…).
Учеников начальных классов нужно познакомить с последовательностью разбора слова по составу.
Рассмотрим семантико-структурный анализ, отраженный в таких словообразовательных схемах:
«школа» + «та, что…» → «та, что учится в школе»
2) пере + писать → переписать
«заново» + «писать» → «писать заново»
«малина» + «там, где…» → «там, где растет малина»
«лимон» + «сделанный из…» → «сделанный из лимона»
«начать» + «петь» → «начать петь»
Эти схемы наглядно показывают, что образование слова — это не механическое присоединение морфем друг к другу, но это рождение нового лексического значения.
Итак, что значит разобрать слово по составу?
Это значит определить:
Это и есть последовательность разбора слова по составу, направляющая школьника на словообразовательный анализ, мотивирующий выделение каждой значимой части слова.
С таким планом разбора целесообразно познакомить учеников примерно со второго класса и практически отрабатывать его использование. Практика показывает, что такой путь морфемно-словообразовательного анализа проясняет в голове ученика суть языковой задачи, лексическое значение слова.
Семантическая ориентация процесса обучения морфемике и словообразованию оказывает благотворное влияние и на формирование языковых умений и навыков других областей школьного курса, поскольку морфемика и словообразование выполняет базовую функцию в процессе обучения на уроках родного языка.
Об авторе: Деревянченко Раиса Иосифовна, учитель начальных классов, ГОУ СОШ № 1266.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Морфологический разбор слова в начальных классах
Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Также план морфологического разбора зависит от возраста учащихся. Чем старше ученики, тем подробнее разбор. Приведём схемы морфологического разбора отдельных частей речи для учащихся 4 и 5 классов.
Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на «хорошо»»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.
Морфологический разбор существительного
1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.
3. Указать признаки:
род (мужской / женский / средний);
склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)
падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);
число (единственное / множественное).
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени существительного
Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».
Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.
Начальная форма — котёнок.
нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;
в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.
4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).
Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.
Котята — сущ., погнались (кто?) котята;
Н.ф. (начальная форма) — котёнок;
Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;
4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.
Морфологический разбор имени прилагательного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).
род прилагательного, падеж, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени прилагательного
Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».
Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.
Начальная форма — красивый.
В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.
Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.
Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.
Красивая (мелодия) — прилаг.;
Мелодия (какая?) — красивая — определение.
Морфологический разбор имени числительного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.
(для количественных: целое/дробное/собирательное);
число и род (если есть);
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени числительного
Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».
Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;
Начальная форма — двое;
Постоянные признаки: простое, собирательное;
непостоянные: в форме именительного падежа;
Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.
Во дворе меня ждали двое товарищей.
Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;
4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.
Больше интересных материалов:
Морфологический разбор местоимения
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.
а) постоянные : лицо (1 л./ 2 л. /3 л),
б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора местоимения
Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».
Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.
Начальная форма — ты.
Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.
Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).
Я позвоню тебе в пятницу вечером.
Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;
4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.
Морфологический разбор глагола
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.
спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),
время (прошедшее / настоящее / будущее),
лицо (если есть), род, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора глагола
Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».
Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.
Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;
глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.
4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).
Снег усиливался с каждой минутой.
Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;
I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.
Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.
Морфологический разбор наречия
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Морфологические признаки (неизменяемость).
Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора наречия
Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».
Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.
Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).
На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока:
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В курсе русского языка 3 классы вы:
• узнали, что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;
• научились находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
• научились выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;
• научились соотносить схему слова с соответствующим словом.
Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Впервые термин был введен известным ученым Бадуэном де Куртенэ еще в середине XIX века и используется в лингвистике до сих пор. Все слова состоят из морфем. Они – кирпичики, из которых составляются слова. Каждая составляющая имеет свое значение и роль. Выделяют следующие типы морфем: обязательные и необязательные. Обязательная всегда присутствует в слове и называется корнем. Необязательные могут как входить в состав слова, так и не входить в него. Эти морфемы называются аффиксами.
Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Для того, чтобы выполнить морфемный разбор слова (разбор по частям слова) нужно определить, какие части есть в слове.
Определим порядок разбора слова по составу.
Как разобрать слово по составу?
Прочитайте и объясните смысл слова. Определите, к какой части речи относится слово. Изменяется оно или нет?
Найдите в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездки, поездкой. Изменяемая часть – а. Это окончание. Выдели его знаком: поездка
Выдели в слове основу. Основа – это часть слова без окончания. Выделим основу: поездка
Найдите в слове корень. Эля этого подберите однокоренные слова (поезди, езда, ездовой), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком: поездка
Найдите в слове приставку (если она есть). Для этого подберите однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (езда, заезд, приезд). Приставка стоит перед корнем. Выделите приставку: поездка
Найдите в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования слова. Выделите его знаком: поездка
Назовите все значимые части слова.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Состав слова.
Какие части есть в составе слова? Выберите правильный ответ и подчеркните.
Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.
Задание. Лишнее слово.
Зачеркните в каждой строчке лишнее слово.
Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
«Русский язык» для «4» класса
Урок № 66 «Состав слова»
На уроке Вы вспомните:
Основные термины и понятия:
Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы.
Всего в русском языке 4 морфемы.
Приставка, корень, суффикс и окончание.
Если Вы сомневаетесь, правильно ли Вы разобрали слово по составу, следует обратиться к словообразовательному словарю.
Корень – это общая часть родственных слов.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание – это часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.
Основная и дополнительная литература:
* Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 51 с.
* Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
* Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
* Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы.
Какие бывают морфемы?
Всего в русском языке 4 морфемы.
Приставка, корень, суффикс и окончание.
Корень – это общая часть родственных слов.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание – это часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.
Посмотрим на слово
выделяем три морфемы.
Каждая морфема имеет значение:
Окончание –и указывает на множественное число имени существительного (ёжиков много, а не один).
Теперь мы знаем, почему морфему называют значимой частью слова.
А как же разобрать слово по составу?
Для начала определи, к какой части речи относится слово.
Затем найди окончание и обведи его рамочкой;
Найди приставку и обозначь ее значком
Найди суффикс и отметь его значком
Если Вы сомневаетесь, правильно ли Вы разобрали слово по составу, следует обратиться к помощнику. К словообразовательному словарю.
Словообразовательный словарь – словарь, который показывает членение слов на составляющие их морфемы, словообразовательную структуру слова. Слова в словообразовательных словарях приводятся с расчленением на морфемы и с ударением.
Впишите подходящие слова к моделям.
Газета, пробежка, верхушка, шутка, обучение, база, бумага, переносица, глубина.
2. Часть слова без окончания
3. Общая часть родственных слов.
4. Часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.
5. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Перепишите и разберите слова по составу.
Беготня, предгрозовой, дремота.
Может ли слово существовать без корня?
Спишите. Разберите по составу имена прилагательные. Рядом с ними напишите подходящие имена существительные.
Пример.
Урок русского языка во 2 классе по теме «Состав слова. Корень»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка во 2 классе по теме «Состав слова. Корень.»
Учитель: Шевчук Наталья Владимировна ГБОУ школа № 523
Цель: расширить знания детей о составе слова, познакомить с понятием «корень слова»
Тип урока: Урок освоения новых знаний
Планируемые образовательные результаты:
— дети научатся находить и графически выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь ; образовывать однокоренные слова;
— использовать знаково-символические средства;
— формировать умение планировать, анализировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— отвечать на вопросы; строить сообщения в устной и письменной форме; овладеть логическими действиями сравнения, анализа;
— стремиться реализовывать свои возможности, уважительно относиться к товарищам, уметь осознавать ответственность за общее дело, уметь осуществлять объективную самооценку на основе критерия
— Садитесь, пожалуйста. Любите ли вы разгадывать кроссворды?
2. Словарная работа. Определение темы урока.
— Предлагаю вам разгадать кроссворд.
1) школьная комната (Класс) кла с с
2) группа людей, объединённых общей работой (Коллектив) к о ллектив
3) срок в 30 суток (Месяц) ме с яц
4) цвет листьев берёзы осенью (Жёлтый) жёл т ый
5) плоды этого кустарника помогают при простуде (Малина) м а лина
6) пожелание при прощании (До свидания) до с в идания
— По вертикали получилось слово, которое будет подсказкой для определения темы урока.
— Вспомните, когда мы употребляли это слово или где вы его слышали.
( Состав числа, состав поезда, состав лекарства) (работа со словарём)
— Когда встречается это слово в русском языке? Определите тему урока.
— Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес из деревьев, полезные ископ. из …(минералов), почва из … (перечисляют)
— Слова тоже состоят из своих частей. Какой вопрос я вам хочу задать? «Из чего состоят слова?»
— Где найти ответ на возникший у нас вопрос? (в учебнике)
3.Актуализация знаний: Работа с текстом учебника стр. 94
— Найдите главную мысль в высказывании профессора
— Какими людьми мы стремимся быть? (грамотными)
— Какие ещё знания необходимы грамотному человеку? (об устройстве слова)
— У нас есть эти знания? (не уверены)
— Давайте вспомним, как устроено слово. (Иллюстрация на стр. 94)
— Разберите по составу слово: воробышек (не можем, не хватает знаний)
4. Постановка целей и задач урока:
-На какие вопросы будем искать сегодня ответы? Какие цели ставим сегодня? (на доске)
ЧТО такое корень (для этого: будем учиться определять корень в слове),
ПОЧЕМУ это главная часть слова (научиться подбирать однокоренные слова),
КАК пишутся корни родственных слов (потренироваться в правильном написании корня)
5. Открытие нового знания:
— Где найти точный и полный ответ на вопрос «что такое корень слова»?
В правиле стр. 95: — как будем работать над правилом? (проч. про себя, вслух, разд. на части, выберем главн)
— Найдите ответы на 3 вопроса: Что? Почему? Как?
— Для чего нужно знать правила? (использовать на практике). Приступаем к практике. Работа в паре.
— Продолжаем наблюдать за корнем слова:
— Каков алгоритм вашей работы? (алгоритм нахождения корня в родственных словах: прочитать; сопоставить смысл; убрать лишнее слово; найти общую часть; выделить корень)
1. Рис, рисовая, рисовать. Желток, железо, жёлтый.
Летать, лето, лётчик. Белила, белка, белый.
2. Столовая, столбик, столб. Вода, водитель, подводный.
Смелый, храбрый, смельчак. Лень, лентяй, бездельник.
3. Часовщик, часть, час. Добрый, чуткий, доброта.
Осина, осиновый, осиное. Горка, горный, горевать.
— Проверьте правильность выполнения задания: сравните с образцом, оцените работу смайликом.
— Чему мы научились? (определять родств. слова, находить, выделять корень)
Вывод: ЧТО такое корень?
-Встаньте, нарисуйте правой ногой корень слова, а теперь левой ногой.
-Нарисуйте приставку поочередно правой и левой рукой, а теперь обеими.
-Нарисуйте суффикс в воздухе носом.
-Двумя руками одновременно нарисуйте окончание.
(Учитель называет слова: дом: домашний, домик, домовой, домино, домовладелец, бездомный, домишко, домосед, домохозяйка, домысел – если слово родственное – присесть, нет – поднять руки)
Б) Слов на свете нам не счесть, В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать, Надо корень выделять.
Как-то много лет назад посадили странный сад. Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло – стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада. Вот еще посадки рядом. А вот садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном
— А теперь работа в парах: по рядам: «лес», «снег», «вод». Выделить корень. Проверяем: Смайлик.
— Чему мы научились в этом задании? (подбирать род слова, определять корень)
— Кто придумал своё удачное слово – поставьте себе смайлик.
— На какой вопрос мы пока не нашли ответ? (как пишутся корни родственных слов?)
— Будем искать ответ на этот вопрос самостоятельно.
— Выбрать из данных слов проверочное слово, вставить букву, обозначить орфограмму, выделить корень). Записать справа. Индивидуальная работа.
См… шной, (смешить, смех)
С… сна, (сосны, сосать)
Сла… кий, (сладок, сладкая)
Звёз… ный, (звезда, звёздочка)
Проверка на слух: прочитайте, объясните написание орфограммы в корне. Оцените свою работу смайликом.
— Какое слово было проверочным? (родственное). Почему? (корни родственных слов пишутся одинаково)
– это ответ на наш 3 главный вопрос: КАК? пишутся корни родственных слов.
7. Самостоятельная работа по учебнику упр. 159
8. Контроль знаний. Рефлексия.
— Вспомним тему сегодняшнего урока?
— Нашли ли мы ответы на поставленные в начале урока вопросы: ЧТО, ПОЧЕМУ, КАК?
— Проверим наши знания:
а) Тест «Однокоренные слова»
Выбери правильный ответ и обведи его кружком.
1. Корень содержит … знаю
а) основное значение родственных слов
б) название предметов
в) название признаков предметов
а) с похожим значением;
в) с похожим звучанием и общим смыслом.
3. Какие слова являются родственными? умею
а) старик, старый, старт
б) чистый, чистюля, чистка
в) гладить, глядеть, гладильщица
4. Укажи корень данных родственных слов: умею
Здоровье, здоровый, выздороветь
Проверка: если вы правильно выполнили задание – ставите +
9. Подведение итогов урока.
10. Домашнее задание: упр. 163, по желанию: + корень «зим»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Урок русского языка по теме «Состав слова. Корень». 2 класс УМК «Перспектива» учебник Л.Ф. Климановой.
Цель: расширить знания детей о составе слова, познакомить с понятием «корень слова»
Тип урока: Урок освоения новых знаний
Планируемые образовательные результаты:
— дети научатся находить и графически выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь ; образовывать однокоренные слова;
— использовать знаково-символические средства;
— формировать умение планировать, анализировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— отвечать на вопросы; строить сообщения в устной и письменной форме; овладеть логическими действиями сравнения, анализа;
— стремиться реализовывать свои возможности, уважительно относиться к товарищам, уметь осознавать ответственность за общее дело, уметь осуществлять объективную самооценку на основе критерия.
Номер материала: ДБ-1466108
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.