в каком классе изучают булгакова
Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений
Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.
Литература, 5 класс: список произведений на лето
Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.
Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.
Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».
Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:
А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.
Литература, 6 класс: список произведений на лето
Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.
Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.
Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.
А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.
Литература, 7 класс: список произведений на лето
Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.
Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.
Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.
Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
Литература, 9 класс: список произведений на лето
В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.
Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.
Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.
Литература, 10 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.
Список литературы на лето для 10 класса:
Литература, 11 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.
Список литературы на лето для 11 класса:
Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.
Что проходят по литературе в 10 и 11 гуманитарных классах
Список произведений для 10 и 11 классов, летнее чтение
Школьная программа по литературе, список для 10 класса
А.Н. Островский. «Гроза»
И.С. Тургенев. «Записки охотника» (рассказы по выбору учителя) «Отцы и дети» + еще один роман по выбору учителя
И.А. Гончаров. «Обломов»
Ф.И. Тютчев. Лирика («Полдень», «Весенние воды», «Silentium», «Осенний вечер», «О чем ты воешь, ветр ночной…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Я очи знал – о, эти очи!» «Она сидела на полу…», «Ты, волна моя морская…», «К.Б.»)
А.А. Фет. Лирика («Одним толчком согнать ладью живую…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…», «Сияли ночь. Луной был полон сад…», «Шепот. Робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…», «Осень», «Прости – и все забудь…», «Вечер», «Кот поет, глаза прищуря…», «Хоть счастие судьбой даровано не мне…»
Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Лирика («Вчерашний день, часу в шестом…», «Родина», «Нравственный человек», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «В дороге», «Железная дорога», «О погоде», «Умру я скоро…»)
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Н.С. Лесков. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» (по выбору учителя)
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (главы по выбору учителя)
Н.А. Добролюбов. Статьи «Что такое обломовщина?», «Луч света в темном царстве»
Д.И. Писарев. Статьи «Базаров», «Мотивы русской драмы», «Роман И. А. Гончарова ‘Обломов’», «Борьба за жизнь», «Старое барство»
М.А. Антонович. Статья «Асмодей нашего времени».
Русская литература для внеклассного чтения, 10 класс
А.Н. Островский. «Бесприданница», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца довольно простоты»
И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо», «Новь», «Рассказ отца Алексея», «Собака», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», «Степной король Лир»
И.А. Гончаров. «Обыкновенная история», «Обрыв»
Ф.М. Достоевский. «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Село Степанчиково и ее обитатели», «Кроткая», «Бедные люди»
Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Холстомер», «Отец Сергий»
А.И. Герцен. «Кто виноват?», «Сорока-воровка»
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головл?вы»
Сочинения Козьмы Пруткова
Зарубежная литература для 10 гуманитарного класса
Из Библии – «Книга Иова», «Песнь песней», «Евангелие от Иоанна»
Ч. Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба». «Тайна Эдвина Друда»
У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»
У. Коллинз. «Женщина в белом». «Лунный камень»
Г. Джеймс. «Поворот винта». «Дейзи Миллер»
У. Голдинг. «Наследники». «Шпиль». «Бог-скорпион»
Р. Киплинг. «Ким». «Свет погас». Лирика
Э. Золя. «Тереза Ракен». «Карьера Ругонов»
Г. Флобер. «Госпожа Бовари». «Саламбо». «Воспитание чувств»
Г. де Мопассан. «Жизнь». «Пышка» и другие новеллы
Г. Ибсен. «Пер Гюнт», «Нора»
М. Митчелл. «Унесенные ветром»
Ф.С. Фитцджеральд. «Великий Гэтсби». «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Т. Драйзер. «Сестра Кэрри». «Американская трагедия»
Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра».
Список литературы по школьной программе для 11 класса
А.П. Чехов. Рассказы («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой», «Студент», «Дом с мезонином», «Спать хочется», «Палата №6», «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья» и другие – по выбору учителя), комедия «Вишн?вый сад»
И.А. Бунин. Рассказы («Господин из Сан-Франциско». «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Холодная осень», «Чистый понедельник» и другие – по выбору учителя)
А.И. Куприн. Рассказы и повести («Гранатовый браслет», «Олеся» и другие – по выбору учителя)
Л.Н. Андреев. «Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот»
Максим Горький. Рассказы («Макар Чудра», «Челкаш», Старуха Изергиль»), драма «На дне»
Лирика Серебряного века (стихотворения И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, З. Гиппиус, А. Белого, В. Соловьева, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, И. Северянина, В. Ходасевича, Н. Гумилева, Вяч. Иванова, М. Волошина, М. Цветаевой и других – по выбору учителя)
А.А. Блок. Лирика («Девушка пела в церковном хоре…», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…», «Россия», «Я пригвожден к трактирной стойке…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «На поле Куликовом»), поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» (по выбору учителя)
С.А. Есенин. Лирика («Запели тесаные дроги…», «Я последний поэт деревни…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке Качалова», «Неуютная жидкая лунность…»), поэмы «Черный человек», «Анна Снегина»
В.В. Маяковский. Лирика («Послушайте!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой»), поэма «Облако в штанах», пьесы «Клоп», «Баня»
А.А. Ахматова. Лирика («Мне голос был…», «Мужество», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Вечером», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Небывалая осень построила купол высокий…», «Приморский сонет», «Родная земля»), поэма «Реквием»
Б.Л. Пастернак. Лирика («Февраль. Достать чернил и плакать. «, «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Никого не будет в доме. «, «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест. «, «Сосны», «Иней», «Июль»). Роман «Доктор Живаго» (главы «Лесное воинство», Рябина в сахаре»)
Внеклассное чтение для 11 гуманитарного класса
А.П. Чехов. «Черный монах», «Анна на шее», «Степь», «Учитель словесности». «Чайка». «Три сестры», «Дядя Ваня». Максим Горький. «Мещане». «Дело Артамоновых».
И.А. Бунин. «Старуха», «Сосны», «Сны Чанга», «Солнечный удар», «Митина любовь». «Жизнь Арсеньева»
А.И. Куприн. «Яма», «Поединок», «Молох», «Изумруд», «Суламифь», «Гамбринус», Штабскапитан Рыбников»
В.В. Набоков. «Защита Лужина». «Приглашение на казнь»
В.Я. Брюсов. «Огненный ангел»
Д.С. Мережковский. «П?тр и Алексей». «14 декабря»
В.В. Маяковский. «Флейта-позвоночник». «Про это». «Во весь голос»
А.А. Ахматова. «Поэма без героя»
Андрей Платонов. «Усомнившийся Макар». «Фро». «Епифанские шлюзы». «Чевенгур»
И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев». «Золотой теленок»
И.Э. Бабель. «Одесские рассказы»
Ю.В. Трифонов. «Дом на набережной». «Старик»
Г.Н. Владимов. «Верный Руслан». «Генерал и его армия»
В.В. Быков. «Сотников». «Дожить до рассвета». «Мертвым не больно».
Е.С. Гинзбург. «Крутой маршрут»
А.Н. и Б.Н. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Гадкие лебеди». «Попытка к бегству»
С.Д. Довлатов. «Зона». «Заповедник». «Компромисс»
Саша Соколов. «Школа для дураков»
В.О. Пелевин. «Жизнь насекомых». «Чапаев и Пустота»
Школьная программа
по русской литературе
1—11 классы
Преамбула
Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.
Предлагаемый ниже список решает эту проблему следующим образом. Во-первых, он представляет собой сводку различных источников и включает авторов и произведения, которые упомянуты хотя бы в одной из программ, включая «списки литературы на лето», что обеспечивает его полноту.
Во-вторых, вместо распределения произведений по классам (и неизбежно возникающих при этом дублей) список включает все произведения школьной программы, упорядоченные по жанрово-хронологическому принципу, что обеспечивает его систематичность.
Ограничение: список включает только произведения русской литературы и не включает произведений зарубежной литературы.
На все произведения, входящие в список и присутствующие в корпусе Русской виртуальной библиотеки, даны гипертекстовые ссылки, что превращает его в дополнительный интерфейс РВБ, специально предназначенный для нужд школьного образования.
Одновременно с этим, произведения, которые пока остаются без ссылок, определяют вектор дальнейшего пополнения фондов РВБ.
В каком классе проходят «Мастер и Маргарита» Булгаков?
В каком классе нужно читать роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова? О чем книга, краткое содержание?
Доброго времени суток. По программе творчество М.Булгакова изучается в 11 классе. Во время планирования учитель может выбрать, что с учениками изучать «Белую гвардию» или «Мастера и Маргариту». Чаще выбирают второе, хотя я бы изучала оба. Кроме того обязательны для изучения «Собачье сердце» и «Роковые яйца «.
Литературу советского периода изучают в 11 классе, так что «Мастера и Маргариту» Булгакова проходят тоже в 11 классе, поэтому читать этот роман рекомендуют летом после 10 класса. Но произведение небольшое по объему, поэтому можно успеть прочитать и в году.
Книга рассказывает о большой настоящей любви и предательстве, об истинном таланте и мнимом, о благородстве и подлости, о государстве и личности, об эгоизме и альтруизме, о муках совести и бессердечии.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» является довольно сложным и по построению, и по содержанию. Тут есть и мистика, и евангельские события, и проблемы обычных людей. Мы видим Москву примерно 20х годов, туда прибывает сам Сатана со своими подручными. Писатель, которого тут зовут Мастером, написал произведение о последних земных днях Христа, но потом сжег свою рукопись, а сам пропал. Его жена Маргарита обеспокоена судьбой мужа, и Сатана помогает им, устроив им свидание. При этом он вручает Мастеру его рукопись.
Такой вот довольно сложный роман, а изучают его в 11 классе. А в советское время его вообще не изучали.
Этот роман заложен в программу одиннадцатого класса, так что можно его прочитать уже летом, накануне, после того, как будет закончен десятый класс, так как произведение объемное. Очень хороший роман, оригинальный.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» изучают в школе в одиннадцатом классе, поэтому советую почитать его уже летом, после того, как был закончен десятый класс. Произведение хоть и немаленькое, все-таки это роман, но читается легко и с интересом. По крайней мере так было у меня, мне роман очень понравился.
Похоже, что именнно так.Вечером вчера мне позвонила подруга и сказала, что с них требуют шесть тысяч на учебники внуку в четвёртый класс.Мы с ней с тоской вспоминали, как сами в обязательном порядке получали бесплатно абсолютно все учебники каждый учебный год, да и наши дети ещё застали такое благо.А вот внуки уже нет.Только почему нам громогласно везде и всюду твердят о доступном и бесплатном образовании и здравоохранении, а сталкиваемся мы с полностью противоположным.Считают, что мы совсем дураки или как это теперь принято»быдло»?
По математике списывала постоянно, потому что не понимаю эту науку и не люблю.У нас сидел мальчик на последней парте, который очень хорошо учился по математике, как контрольная, он решает и передаёт по своему варианту, вперёд, все списывают Половина класса-работа один в один, у него 5, у нас у всех 3, без одной ошибки.Учитель был в курсе, что все списывают. А по русскому наоборот все списывали у меня.На экзамене по химии решала всем задачи, а самой попался именно тот вопрос, который плохо знала, как сейчас помню-ацетиллен Все троечники получили за экзамен 4-5, а я 3, учитывая, что химию знала на 5
Замечательная вещь Александра Куприна!
Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.
Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.
Урок литературы в 11-м классе «Михаил Афанасьевич Булгаков (1891–1940). Жизнь, творчество, личность»
Разделы: Литература
обучающая: знакомство с биографией писателя, сложной судьбой его произведений;
развивающая: развивать навыки и умения анализа художественного произведения; открыть для себя новые страницы жизни писателя;
воспитывающая: воспитание патриотизма, гуманности.
Оборудование: портрет М.А. Булгакова, произведения автора, презентация.
Методические приемы: доклад ученика в форме презентации, выступления учащихся по заранее подготовленным темам.
Вид: урок усвоение нового материала.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Вспомните, с какими произведениями Булгакова знакомы по книгам, фильмам (“Бег”, “Мастер и Маргарита”, “Белая гвардия”, “Дни Турбиных”, “Собачье сердце”, “Роковые яйца”, “Дьяволиада”, “Иван Васильевич меняет профессию” и др.). Кстати, мало кто знает, что любимый всеми фильм поставлен по пьесе “Иван Васильевич”. Сегодня на уроке мы постараемся, как можно больше узнать об этом замечательном авторе.
II. Ведущий ученик 1 (презентация). Детство.
Семья была большой и очень дружной, воспитанием детей большей частью занималась мать — Варвара Михайловна, “светлая королева”, как назвал ее сам писатель в первом своем романе “Белая гвардия”. Булгаков получил прекрасное домашнее образование, знал французский, немецкий, английский, греческий и латынь.
1901 г. 22 августа. Был принят в 1-й класс 1-й Киевской гимназии “особого устава”.
Женитьба.
Первым проявлением своеволия и легкомыслия стала женитьба на Тане Лаппа против воли родителей. 1915 г. 26 апреля венчание Булгакова с Татьяной Николаевной Лапа в Киево-Подольской церкви Николы Доброго. Брак оказался несчастливым и недолговечным, но все десять лет совместной жизни Татьяна Николаевна была “ангелом-хранителем” Булгакова. Без сомнения, она спасла его от смерти на Кавказе во время гражданской войны. Она же помогла ему вырваться из объятий наркомании.
Медицинская деятельность.
В 1909 г. Булгаков оканчивает Киевскую гимназию. А в 1911-1916 г. становится студентом медицинского факультета Киевского университета, который оканчивает с отличием.
Ведущий ученик 2 (презентация).
Колеблясь над бездной. Период морфинизма может считаться одним из самых тяжелых испытаний на жизненном пути писателя. Дело в том, что во время работы Булгакова земским врачом в одной из сельских больниц Смоленщины возникла опасность заражения дифтеритом. При отсасывании дифтеритических пленок у больного ребенка одна из них попала Булгакову. Чтобы избежать этой страшной угрозы, врач должен был подвергнуться прививке от дифтерии. Однако организм отреагировал на это отеком лица и столь страшным зудом, что пришлось сделать инъекцию морфия. Потом инъекции повторялись еще несколько раз. Разумеется, Булгаков понимал всю опасность проводимых процедур, однако шел на них. Но разве можно судить земского врача, у которого не было возможности отлежаться несколько дней в постели, перетерпев боль и другие неудобства: он должен был работать, причем работать с огромным напряжением. По воспоминаниям писателя, он принимал до 100 больных в день! К тому же его неудержимо влекло к себе литературное творчество, и медицинская деятельность была мучительно неустранимой помехой на пути к нему. Автобиографические строки из незавершенной повести “Морфий”, написанные как бы в назидание новым поколениям, невозможно читать без ужаса. Видно, какая пропасть ждала писателя. Хорошо, что желание реализовать свой огромный творческий потенциал оказалось сильнее болезни. При помощи жены Татьяны Николаевны и второго мужа матери — врача Ивана Васильевича Воскресенского писатель сумел навсегда избавиться от пагубной привычки, причем сделал это на инъекциях обычной воды. Для простого смертного это вещь совершенно недостижимая. И все же сколько-нибудь значительного влияния на фантазию художника пережитые им особые состояния не оказали. Его природный талант был несравнимо богаче, и не нуждался ни в каком искусственном обогащении!
Начало литературной деятельности. В сентябре 1921 года Булгаков приехал в Москву, “чтобы остаться в ней навсегда”. Здесь и заявил о себе в полную силу его грандиозный писательский дар. Однако раскрытие таланта происходило в чрезвычайно сложных условиях. Бесприютность, тягостная суета в добывании средств, отсутствие времени для творческого труда и, наконец, невозможность публиковаться, что для писателя, разумеется, всегда оказывается самым мучительным.
Первыми произведениями Булгакова в Москве были фельетоны, которые он печатал в берлинском журнале “Накануне”, в газетах “Труд” и “Гудок” и невысоко ценил. “Записки юного врача” (писались в 1917— 1925, отдельное издание только в 1963 г.) были традиционным для русской литературы (отчетом о его “долитературной” деятельности). Но повести “Дьяволиада” (1924) и “Роковые яйца” (1925) уже обнаружили типичную для Булгакова скрытую в непринужденных шутках глубину.
III. Выступления учащихся по теме: “Драматургия М. А. Булгакова”
Роман “Белая гвардия”. Роман “Белая гвардия” впервые опубликован (не полностью) в России, в 1924 году. Полностью — в Париже: том первый— 1927 год, том второй — 1929 год
“Белая гвардия” была начата в 1922 г., после смерти матери писателя. Рукописи романа не сохранились. По свидетельству перепечатывавшей роман машинистки Раабен, первоначально “Белая гвардия” мыслилась как трилогия. В качестве возможных названий романов предполагавшейся трилогии фигурировали “Полночный крест” и “Белый крест”. Прототипами героев романа стали киевские друзья и знакомые Булгакова. Так, поручик Виктор Викторович Мышлаевский списан с друга детства Николая Николаевича Сигаевского. Прототипом поручика Шервинского послужил еще один друг юности Булгакова —Юрий Леонидович Гладыревский, певец-любитель. В “Белой гвардии” Булгаков стремится показать народ и интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине. Главный герой, Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за годы мировой войны. В романе противопоставлены две группы офицеров — те, кто “ненавидят большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку” и “вернувшимся с воины в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, — отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь”. Булгаков социологически точно показывает массовые движения эпохи. Он демонстрирует вековую ненависть крестьян к помещикам и офицерам, и только что возникшую, но не менее глубокую ненависть к оккупантам.
И все же произведения Булгакова не народны. В них нет ничего, что затрагивало народ в целом. Есть толпа загадочная и жестокая”. Талант Булгакова не был проникнут интересом к народу, к его жизни. Его радости и горести по Булгакову узнать нельзя.
Выступление учащихся по теме: “Сатира М. А. Булгакова” “Собачье сердце” (примерный ответ).
“Собачье сердце” — последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников: не была высмеяна и растоптана лже-критиками от “советской литературы”, так как вышла в свет лишь в 1987 году. В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам. Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной комфортабельной квартире. Автор любуется культурой его быта, его обликом — Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.
Тему ответственности науки (и теории вообще) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в “Собачьем сердце” (1925 г.). Автор так и не увидел повесть напечатанной. Рукопись вместе с дневниками была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.
Выступление учащихся по теме: “Роман “Мастер и Маргарита” (примерный ответ).
Появление романа в журнале “Москва” (№ 11 за 1966 и № 1 за 1967 год), даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершено необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы XX века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.
Работу над романом “Мастер и Маргарита” Булгаков продолжал до последних дней своей жизни. Он начал терять зрение, речь. Борьба за жизнь была нелегкой, но и в последние дни писатель не изменял самому себе, старался шутить.
Ведущий ученик. Знакомство Булгакова с Еленой Сергеевной. В начале 30-х годов жена крупного советского военачальника Московского военного округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой. “Это было в 29-м году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь. ”. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать Елене Сергеевне автор “Белой гвардии”. Отмечаем и то, что к этой поре Булгаков был, считай, уже забытым мастером. Сверкнули и забылись его ранние фельетоны и рассказы, недопечатанной осталась “Белая гвардия”, разгромлены его пьесы, что уж тут говорить о таких вещах, как “Собачье сердце”, — молчание, полное молчание, и только по необычной любви Сталина к “Дням Турбиных” идет в единственном театре страны одна эта пьеса. Михаил Афанасьевич с благодарностью говорил Елене Сергеевне: “Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно”. В жизни, как и в романе, радость, счастье не в богатстве.
Из дневников Елены Сергеевны: “Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что”.
“Писатель решает жить и работать. Они еще не вместе, но есть надежда. Она и спасает: из небытия, из больницы вызволяет мастера Маргарита, побороть отчаяние помогает Михаилу Афанасьевичу Елена Сергеевна, и вскоре на рукописях появятся две надписи его — на рукописи “Мастера”: “Дописать, прежде, чем умереть!” и на другой — “На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне”.
Учитель зачитывает отрывок из произведения “Мастер и Маргарита” знакомство Мастера и Маргариты, а также зачитать о жизни Маргариты до знакомства с Мастером: “Маргарита Николаевна (Елена Сергеевна) не нуждалась в деньгах. М. Н. могла купить всё, что ей понравится. Среди знакомых её мужа попадались интересные люди, М.Н. никогда не прикасалась к примусу. М.Н. не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом… она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как 19 летней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что нужно было этой женщине?!”
Ведущий ученик. В одном из писем Булгаков, измученный обрушившимися на него несчастьями, писал жене: “Мне нужен абсолютный покой. Да вот именно, абсолютный”. И будто сбывалось главное предсказание: “Он не заслужил света, он заслужил покой”. Света не было в прямом смысле, он был слеп. Рядом была она, его милая, добрая, верная подруга, на руках ее и скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Это случилось 10 марта 1940 года. Последнее, что услышал угасающий Мастер, была клятва жены: “Я даю тебе честное слово, что я подам его, тебя будут печатать”. Едва понятно Мастер ответил: “Чтобы знали. Чтобы знали. ” Он заслужил покой, закончив роман. Но роман не был напечатан, и не было покоя ей. Елена Сергеевна проживет еще 30 лет; что обещала мужу, все исполнит, будет держать в руках журнал “Москва” с романом своего Мастера. Часто, делясь воспоминаниями о жизни, прожитой с Булгаковым, Елена Сергеевна говорила: “Вот я хочу Вам сказать, что, несмотря на все, несмотря на то, что бывали моменты черные, совершенно страшные, не тоски, а ужас перед неудавшейся литературной жизнью, но если вы мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет! Ни одной секунды. Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было”.
28 марта 1930 года Булгаков вновь обращается к правительству с поразительным по смелости письмом, где отстаивает свое право на свободное творчество и открыто заявляет о царящем в стране произволе. Никто и никогда в СССР, ни один писатель не обращался к Сталину со столь откровенным, резким и смелым письмом. Известно, что за этим последовал знаменитый звонок Сталина, и писатель был принят на работу ассистентом режиссера во МХАТ. Мастер целиком отдался театральной деятельности, однако он понимал, что власти играют с ним в “кошки-мышки” и творить свои произведения в атмосфере свободы ему не дадут. В письме Вересаеву от 27 июля 1931 года Булгаков с горькой иронией размышлял о своей жизни: “Имеются в Москве две теории. По первой (у нее многочисленные сторонники) я нахожусь под непрерывным и внимательнейшим наблюдением, при коем учитываются всякая моя строчка, мысль, фраза, шаг. Теория лестная, но, увы, имеющая крупнейший недостаток.
Последние годы жизни.
В сентябре 1939 года врачи подтвердили диагноз, поставленный М. Булгакову, тяжелый невроз. Дни писателя были сочтены. Через полгода, 10 марта 1940 года, Булгакова не стало. Среди многочисленных соболезнований, пришедших вдове писателя, слышится голос А.А.Ахматовой. Она пришла к Елене Сергеевне через шесть дней после смерти Булгакова, отдала последний долг — стихи.
Булгаков не скрывал того, что не любит стихов, и Анна Андреевна, знавшая об этом, никогда не читала своих стихов при нем. Но Михаил Афанасьевич необычайно высоко ценил в Анне Андреевне ее неоспоримый талант, ее блестящую эрудицию, ее высокое человеческое достоинство. И Ахматова на всю жизнь сохранила свое восхищение Булгаковым-писателем и человеком». Это восхищение отразилось в одном из лучших ахматовских стихотворений
«Памяти М. Булгакова», написанном в марте 1940 г., вскоре после смерти автора «Мастера и Маргариты»:
VI. Декламация стихотворения наизусть А.Ахматовой «Памяти М. Булгакова» (заранее подготовленная ученица)
Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье… (стихотворение в сокращении)
Это стихотворение Ахматова впервые прочла Е. С. Булгаковой 16 апреля 1940 г., накануне булгаковских сороковин, отметив, как записала в дневнике вдова писателя, мистическое совпадение дат: Булгаков умер ровно через три года после смерти своего друга, писателя Евгения Ивановича Замятина (1884-1937), скончавшегося в Париже 10 марта 1937 г.
VII. Итоги урока.
Домашнее задание. “Мастер и Маргарита”: 1,3,4,5,6,7,8,9,10,12. (черная магия, и ее разоблачение). 14,17,18.