в каком классе изучают алые паруса
Конспект урока по литературе на тему «Алые паруса» (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
А. Грин «Алые паруса»
Победа романтической мечты над реальностью.
Обучающая: познакомить учащихся с повестью «Алые паруса»; сформировать понятие о жанре феерия; отрабатывать умение выделять в тексте главное; формулировать ответы на поставленные вопросы.
Развивающая: совершенствовать навык выразительного чтения прозаического текста; развивать умение составлять монологические высказывания.
Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову; нравственные качества: добро и красота, любовь к ближнему, вера в мечту и стремление её достигать.
Методы : объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Приёмы : рассказ учителя, беседа по вопросам, сообщения учащихся, словарная работа, просмотр фрагментов фильма.
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
— О какой стране говорится в стихотворении?
( Гринландии- её населяют люди, у которых в бунтующей крови, в великой злобе и в великой любви извечно живёт страстная мечта о добре ).
—Почему же Грин назван «сказочником странным»?
( Он не только уводит нас в прекрасный мир надежды, веры и любви, но и заставляет нас страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась).
—Тема нашего урока «Победа мечты над реальностью». Как вы считаете, что мы будем обсуждать на уроке?
Сегодня мы познакомимся с одним из произведений А.Грина «Алые паруса». Но сначала давайте узнаем о том, кто же он, Александр Грин, чем любовался, к чему стремился в жизни. Девочки подготовили небольшой рассказ о нелёгкой судьбе писателя.
Биография А.Грина (фон-презентация)
Александр Грин-псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского. Он родился 23 августа 1880 года в небольшом городке Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку. Отец писателя отбывал здесь ссылку. Работал счетоводом в больнице. Семья бедствовала. Мать рано умерла, а мачеха не любила Александра. Застенчивый Саша страдал от оскорблений.
Учёба для Александра также была нелёгкой. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным. Увлекался множеством вещей, но не доводил до конца. Учился плохо, но с упоением читал книги М.Рида и Ж.Верна. Александр с детства любил море и мечтал о нём. Он решает уехать. В Одессе Грин долгое время не мог устроиться на работу. Наконец его взяли без жалованья учеником на пароход.
Первый его рассказ называется « Остров Рено». С этого рассказа Грин начал печататься постоянно.
В 1912 году Грин приехал в Петербург. За 5 лет писатель выпустил несколько книг рассказов и 3 тома собраний сочинений. В 1923 году создаёт повесть-феерию «Алые паруса». Когда писатель работал над этим произведением, то, наверное, он думал о счастье, поэтому эпиграфом урока я взяла слова самого писателя: «Тренируйте воображение и лелейте мечты». Повесть «Алые паруса» Грин начал писать в Петербурге в 1920 году, когда бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей.
-Жанр произведения определён как феерия. А как вы понимаете, что такое феерия?
Ребятам было дано индивидуальное задание, давайте послушаем, как объясняют значение данного термина Большая советская энциклопедия, Толковый словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова, Википедия.
(Большая советская энциклопедия – 1) жанр театральных представлений, основанных на применении различных постановочных эффектов, трюков, «превращений»
2) цирковое представление с использованием различных эффектов.
Толковый словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова – 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами 2) волшебное, сказочное зрелище
Википедия – использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста).
-Какой же можно сделать вывод, что такое феерия?
(Феерия- это волшебное сказочное зрелище)
В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку.
-Феерия начинается с описания детства Ассоль. Каким оно было?
(Рано умерла мать, воспитанием занимался отец, мастеривший на продажу игрушки. Лонгрен рассказывал дочери фантастические истории об игрушках и о жизни людей)
-Почему умерла мама Ассоль?
(Не получив помощи от Меннерса, она вынуждена была пойти в город в сырую и холодную погоду, простудилась и вскоре умерла)
Но злодеяния не проходят бесследно, и тот, кто отказал нуждающемуся в помощи, может сам оказаться в похожей ситуации.
-В разыгравшийся шторм Лонгрен не помог Меннерсу, оказавшемуся в лодке без вёсел. Как вы относитесь к этому поступку Лонгрена? Почему его не поняли односельчане?
(Лонгрена переполняла в тот момент боль, обида и жажда возмездия тому, кто не помог его жене и косвенно стал виновником её смерти)
-Маленькую Ассоль отличает праздничное видение жизни и чуда. Откуда это в ней?
(Повлияли рассказы отца и встреча с Эглем)
Давайте посмотрим фрагмент фильма «Алые паруса», тот момент, где Эгль предсказывает Ассоль её будущее.
-Что изменилось в жизни Ассоль после встречи со сказочником?
(Она стала жить мечтой о встрече с принцем; жители Каперны стали говорить, что Лонгрен и его дочь сошли с ума)
Мудрый старик не ошибся. Ассоль взрослеет, продолжает жить мечтой. Как в сказке происходит первая встреча Грея и Ассоль.
-Какие чувства испытывает Грей, когда видит спящую Ассоль?
(Сильное волнение, влюбился с первого взгляда, оставляет кольцо на пальце Ассоль)
-Каким образом Артур Грей исполняет мечту Ассоль?
(Решает заменить цвет парусов на алый. Он побывал в трёх лавках, прежде чем нашёл нужный оттенок)
-Найдите описание того алого цвета, который искал Грей.
(5 глава «Этот совершенно… духовного отражения)
У вас на столах лежат листы, на которых в центре написано слово: первый ряд – «море», второй ряд – «корабль», третий ряд – «мечта». В течение трёх минут вам необходимо подписать, с чем ассоциируются данные слова после прочтения произведения.
(Звучат ответы детей)
На других листах, лежащих на партах, дана сравнительная характеристика Ассоль и Грея, но ответы на некоторые пункты плана отсутствуют. Ваша задача, как можно быстрее найти необходимый ответ (5-7 мин.)
Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений
Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.
Литература, 5 класс: список произведений на лето
Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.
Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.
Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».
Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:
А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.
Литература, 6 класс: список произведений на лето
Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.
Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.
Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.
А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.
Литература, 7 класс: список произведений на лето
Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.
Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.
Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.
Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
Литература, 9 класс: список произведений на лето
В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.
Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.
Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.
Литература, 10 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.
Список литературы на лето для 10 класса:
Литература, 11 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.
Список литературы на лето для 11 класса:
Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.
Школьная программа
по русской литературе
1—11 классы
Преамбула
Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.
Предлагаемый ниже список решает эту проблему следующим образом. Во-первых, он представляет собой сводку различных источников и включает авторов и произведения, которые упомянуты хотя бы в одной из программ, включая «списки литературы на лето», что обеспечивает его полноту.
Во-вторых, вместо распределения произведений по классам (и неизбежно возникающих при этом дублей) список включает все произведения школьной программы, упорядоченные по жанрово-хронологическому принципу, что обеспечивает его систематичность.
Ограничение: список включает только произведения русской литературы и не включает произведений зарубежной литературы.
На все произведения, входящие в список и присутствующие в корпусе Русской виртуальной библиотеки, даны гипертекстовые ссылки, что превращает его в дополнительный интерфейс РВБ, специально предназначенный для нужд школьного образования.
Одновременно с этим, произведения, которые пока остаются без ссылок, определяют вектор дальнейшего пополнения фондов РВБ.
Внеклассное чтение по роману А.Грина «Алые паруса» (2 часа) «Мечты и действительность». 7-й класс
Класс: 7
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Подготовка учащихся к активной и осознанной деятельности.
1) Вступительное слово учителя: объявление целей, задач урока;
2) Работа над эпиграфом к уроку (на доске).
“Александр Грин – писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты… И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище”.
Проблемный вопрос: способен ли человек совершать чудеса своими руками?
Учитель: чтобы решить проблемный вопрос, мы рассмотрим роман-феерию Грина в трёх аспектах:
1. Мир А. Грина.
2. Мир Ассоль.
3. Мир Артура Грэя.
Мир Грина
3) Биография А. Грина (задание 2 ученикам) (монолог учащихся).
4) Музыкальная заставка Ю. Лоза “Маленький плот”.
Вопрос: Как вы думаете, воплощается ли в эпиграфе и в этой песне жизнь Грина?
Созвучна ли песня жизни писателя? В чём?
Ответ: Жизнь А. Грина была очень трудной, тяжёлой, было много испытаний.
Вывод: Сытым, довольным своей жизнью людям живётся легко, гораздо легче, чем людям мечтающим, поэтам.
Мир Ассоль
3. Анализ произведения.
Глава 1 “Предсказание”.
1) Краткий художественный пересказ (1 ученик) “Предсказание” до слов “…Ассоль увидела, что у ручья, спиной к ней сидит человек…”
Эгль, рис. А. Колесникова (7 кл.)
2) Инсценирование эпизода “Эгль и Ассоль”.
Вопрос: Почему Эгль именно Ассоль сделал предсказание?
Он – тонкий психолог, что в облике девочки он отметил для себя?
Ответ: Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы.
Вопрос: Что же происходит после того, как сказочник Эгль предсказал Ассоль “Алые паруса”?
Лонгрен, рис. А. Колесникова (7 кл.)
3) Выборочное чтение. Задание учащимся: Лонгрен.
(Реакция отца на рассказ Ассоль).
“…Вырастет, забудет, – подумал он, – а пока…не стоит отнимать у тебя такую игрушку. Много придётся в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых…А насчёт алых парусов думай, как я; будут тебе алые паруса…”
Рис. И. Гусевой (6 кл.)
Толпа и Ассоль – сравнение
“…Девочка, вздрогнув, невольно взглянула из-под руки на разлив моря, затем обернулась в сторону восклицаний; там, в двадцати шагах от неё, стояла кучка ребят; они гримасничали, высовывали языки. Вздрогнув, девочка побежала домой…”
4. А. Грин – конец 19 века, картина Крамского “Хохот. Радуйся, Царю Иудейский”.
Задание учащимся: Рассмотреть картину. Что общего между: Ассоль – толпа и Иисус Христос – римские войны во главе с Понтием Пилатом?
Рис. Л. Смирновой (7 кл.)
Ответ: Общее в идее: противопоставление добра и зла, света и тьмы, высокой души (духа) и физической силе, низменным страстям.
5. Музыкальная заставка Ж. Агузарова “Верю я”.
Задание: Отражает ли песня душевное состояние Ассоль в эти минуты?
Ответ: Да, несмотря на осмеяние толпы, Ассоль продолжает верить в чудо.
Выводы по главе 1 “Предсказание”
6. Музыкальная заставка: Б. Гребенщиков “Город золотой”
Вопрос: О чём эта песня?
Мир Артура Грэя
Анализ главы 2 “Грэй”.
“…Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди, и текла кровь. Я этого не хочу…”
“Артур Грэй родился с живой душой”.
“Грэй жил в своём мире”.
“Знатная дама напоминала паву, высидевшую яйцо лебедя”.
Картина, изображающая корабль в библиотеке.
“Он родился капитаном, хотел быть им и стал им”.
(Человек осуществляет свою мечту сам!)
5) Отношение к слугам (Бетси)
Вывод: Грэй был не похож на аристократа, он был человеком с живой душой.
Анализ гл. 3 – “Рассвет”.
1) Вопрос: Каким вы представляете Грэя? Нарисуйте словесный портрет.
2) Встреча Ассоль и Грэя (чтение).
“Спящая Ассоль – выборочное выразительное чтение.
3) Встреча в трактире.
Рассказ Миннерса Хина-угольщика.
“Ты, верно, когда наваливаешь свою корзину углём, то думаешь, что она зацветёт?”
Прошло 7 лет с тех пор, когда Эгль рассказал на берегу моря сказку о корабле с Алыми парусами.
Ассоль? Какая она? (описание внешности, иллюстрации) Её характер, душа, разговор с природой.
Анализ 5 – 6 гл. “Боевые приготовления”
“Ассоль остаётся одна”.
Краткий художественный пересказ.
Анализ гл. 7 – “Алый секрет”
Вопрос: Каковы жизненные принципы Грэя?
“Он сидел, тихо водил смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом, и думал о счастье…”.
“Истина в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками”.
4. Исполнение песни под гитару “Алый парус” (класс)
5. Подведение итогов урока.
Вопрос: Каким образом Артур Грэй осуществил свою мечту стать капитаном?
Придумать название к этой иллюстрации.
Вопрос: Как воспримет капитан Артур Грэй историю с алыми парусами, рассказанную
в таверне как старую сплетню?
Подобрать название к этой иллюстрации.
Вопрос: Случайно ли название шхуны “Секрет”? В чём секрет капитана А.Грэя? Ассоль? Лонгрена? Придумать название к этой иллюстрации.
Работа с лексикой произведения
Феерия – 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающиеся пышной постановкой и сценическими эффектами;
2) (перен.) волшебное, сказочное зрелище.
Фееричный – сказочно красивый как в феерии.
Завязка – начало, исходный пункт каких-нибудь действий, событий, начало драматического или иного литературного произведения со сложной фабулой.
Сюжет – в литературном или сценическом произведении последовательность и связь описания событий.
Развязка – конец, завершение какого-нибудь сложного события, ситуации; заключительная часть драматического произведения или иного литературного произведения.
Контраст – резкая противоположность.
Композиция – строение, соотношение, взаимное расположение частей.
1) совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная.
2) отдельная область Вселенной. Звёздные миры.
3) Земной шар, Земля, а также люди, население Земли.
4) Объединённое по каким-нибудь признакам человеческое общество. Античный мир. Научный мир.
5) Светская жизнь, в противопоставлении монастырской жизни.
6) Отдельная область жизни – мир растений, мир животных, мир звуков.
Урок литературы «Как сотворить чудо?» (по феерии А. Грина «Алые Паруса»)
Содержимое разработки
Урок-исследование по феерии А. Грина «Алые паруса» на тему:
«Как сотворить чудо?»
сделай это чудо, если ты в состоянии.
Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.
ввести обучающихся в образный мир художника слова А. Грина, помочь понять содержание произведения и проследить, как писатель показал рождение мечты и осуществление ее в столкновении с косностью и обыденностью реальности;
способствовать осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.
Предметные. Выявлять своеобразие писательского мастерства, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений, символов. Владеть навыками анализа произведения в единстве содержания и формы. Уметь создавать портрет на основе личных наблюдений. Владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения.
Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста. Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют и формулируют познавательную цель.
Регулятивные. Овладение способностью понимать учебные задачи урока. Оценивают достигнутый результат.
Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Тип урока: урок общеметодологической направленности (ФГОС ООО)
Форма урока: мастерская проекта (создание лэпбука)
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая
Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.
Технологии: педагогическая мастерская; элементы дифференцированного, личностно-ориентированного обучения, системы В.Ф. Базарного; технология графико-символического анализа
Базовый УМК: Коровина В.Я. Литература. 6 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных организаций / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин – М.: Просвещение, 2016.
Оснащение урока: текст произведения, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы, аудиозаписи, видеофрагменты, шаблон лэпбука; атласные ленты
1. Портрет Александра Грина;
2. Стенд с рисунками «Живые страницы»;
3. Высказывания писателей:
1. «Вечно мы, будто в первый раз, всё должны открывать: как прекрасны восход солнца, луна, ночь, равнины и горы, земля и море… как прекрасна жизнь». Р. Кент
2. «… Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». А. Грин «Алые паруса»
«Александр Грин – писатель солнечный и через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты: И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище». В. Кетлинская
Романтизм – 1. Направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. 2. Мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью (книжн.).
Феерия (от fee-фея) – 1. Театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов; 2. Волшебное сказочное действие.
Мечта – 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое; 2. Предмет желаний, стремлений.
Контраст (франц.) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
Структура и содержание урока
I. Организационный этап.
Доброе утро, мои юные единомышленники. Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу, поприветствуем наших гостей и смело отправимся в путь по неизведанным тропам нашей родной литературы. Готовы? Тогда в путь!
II. Актуализация субъективных знаний обучающихся. Подготовка к изучению нового материала.
(на фоне музыки «Ноктюрн» из квартета Бородина)
Приём « Мозговой штурм».
Жил на свете гордый и одинокий человек. Он любил море, мечту и людей. Море лежало перед ним, как дорога в огромный таинственный и прекрасный мир, полный приключений, подвигов и чудес.
Всего четыре буквы,
А за ними – целый мир –
Загадочный и романтичный
Что волнует, увлекает,
Поверить в чудо помогает.
Этот необычный мир
Сотворил писатель … Грин.
— Ребята, о ком я говорю? Кто этот человек? ( А. Грин. Его полное имя – Александр Степанович Гриневский)
В 2020 году исполняется 140 лет со дня рождения Александра Грина, писателя, создавшего «мир из выдумки и правды, мир блистающий, мир добрый» и 100 лет как приступил к написанию своей чудесной феерии «Алые паруса».
На прошлом уроке мы говорили с вами о биографии писателя, и вы узнали, какая нелегкая, а порой и горькая жизнь выпала на долю этого человека, который умел давать другим столько радости веры в свои силы, учил истинному благородству чувств и способности мечтать, т.к. он сам был истинный мечтатель и романтик.
Обращение к словарю терминов.
— Как вы понимаете слово «романтик»? (человек, склонный к мечтательности) Что такое «романтизм»?
Александра Грина называли «последним романтиком». Его романтизм – это вера в мечту, это умение любить, это способность творить чудеса. Мечтатель, романтик А. Грин создал удивительных героев с необычной судьбой. Все произведения Грина так или иначе связаны с мечтами об «ослепительном случае» и радости.
Как верно звучат слова В. Кетлинской: «Александр Грин – писатель солнечный и через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты: И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище».
Обращение к словарю терминов.
«Алые паруса» А. Грин назвал феерией. Кто знает, что обозначает слово феерия? (Волшебная сказка, похожая на быль)
Обратите внимание, у этого слова два значения:
1. Представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов;
2. Волшебное, сказочное зрелище.
— В каком из этих значений А. Грин употребил слово феерия? Что же общего между феерией Грина и обычной сказкой?
(Действительно, это что- то сказочное, волшебное).
Все, что произошло с героями похоже на сказку:
— чудесная встреча с Эглем;
— необычная мечта Ассоль;
— яркая дерзкая мечта Грэя;
— случайная встреча героев тоже удивительна;
— добро побеждает зло.
Перед нами увлекательный мир, из которого не хочется уходить, который учит надеяться, верить и ждать.
Вот и мы с вами отправляемся в плавание по романтическому миру книги на корабле под алыми парусами.
2. Целеполагание. Определение основной задачи урока.
Перед вами лежат книжечки-шаблоны – лэпбуки. Откройте первый разворот книжечки. Перед вами эпиграф к уроку.
Эпиграфом к уроку стали слова Александра Грина и Константина Паустовского: «Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса».
— Ребята, попробуйте определить вопросы, на которые нам предстоит ответить. (Способен ли человек совершать чудеса своими руками? Как сотворить чудо?)
Этот вопрос и станет темой нашего урока.
— Какова цель нашего урока? Познакомиться с героями А. Грина, найти ответ на вопрос: «Как сотворить чудо?» и поработать над созданием литературного проекта – лэпбука.
Итак, наш корабль расправил свои алые паруса, ветер попутный помогает нам набрать скорость.
III. Изучение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов.
Гераклит Эфесский (VI в. до н.э.) сказал: «Человек в ночи себе «свет» зажигает собой».
— Как вы понимаете эти слова? О каком свете идет речь? О какой ночи? (Свет внутренний. Им должен быть освещен жизненный путь и сделать это должен сам человек.)
— О ком из героев можно сказать, что он «свет» в ночи себе зажигает собой? Почему? (Ассоль, Грей, Лонгрен)
— Какие же они, наши герои?
2. Погружение в текст.
Характеристика героев повести (работа в группах).
1 группа: Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.
2 группа: Сказка, рассказанная Эглем.
3 группа: Артур Грэй.
4 группа: Встреча и тайна «алых парусов».
3. Реконструкция. Составление страниц лэпбука. (Обсуждая фрагменты текста, подобранные разными группами, учащиеся записывают свои наблюдения, включающие важные характеристики героев, составляют схему в течение урока)
«Путь Ассоль к мечте» (гл. 1. Предсказание Эгля и Лонгрена)
Имя: «Хорошо, что оно такое странное», «музыкальное, как свист стрелы и шум морской раковины». Оно созвучно с нотой «соль». Имя легче пропеть, чем произнести.
Дочь матроса, ремесленника
Тоненькая, невысокая, хрупкая.
«Каждая черта Ассоль выразительно легка и чиста, как полет ласточки».
«кроткая улыбка» и «глаза с оттенком грустного вопроса».
«Ее образ оригинально мил», «что-то особенное»
«прекрасная неизвестность» (Эгль), «дивное художественное полотно» (матрос Летик), «живое стихотворение», «мокрая драгоценность» (автор), «корабельная Ассоль» (жители Каперны)
Внутренний мир (главные черты характера):
Живая, поэтическая, «странно летящая душа».
Постоянно в ожидании прекрасного.
Умеет видеть в обычном необычное, сделать мир чуть-чуть лучше. «Работа моя не скучная, только все хочется придумать что-то особенное».
Любит все живое. Полное слияние с природой.
Одинока среди людей, но природа стала ее настоящим другом.
В душе ее всегда звучит мелодия. «Музыка смолкла, но Ассоль была во власти ее звонкого хора».
Мечта – ее естественное состояние.
— Раз мы заговорили об Ассоль, давайте дадим ей характеристику по методу акростиха, (коллективное составление акростиха).
Имя: как эхо, зовущее вдаль
Богатый наследник старинного рода, обречённый прожить жизнь не по своему плану
за 5 лет плаваний по морям и океанам Артур Грэй вырос и возмужал
«стал широк в плечах, крепок мускулами»
«в думающих глазах отразился блеск»
Внутренний мир (главные черты характера):
«странная летящая душа»
Главные черты характера – активная доброта, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль и страдания, способность к решительным действиям, волевой, мужественный, человек поступков
— Давайте дадим характеристику по методу акростиха, (коллективное составление акростиха).
Г – гордый, глубоко мыслящий
Р – романтичный, решительный
Й – изобретательный, искренний
Сопоставление. Ассоль и Грей (общее) (финал гл. 4. «Накануне»)
Ключевые слова: ДУША, ДОБРО, МЕЧТА, ВЕРА, ЧУДО, ПОСТУПОК, МОРЕ
оба мечтатели, с «живой душой», любят все живое
у них обоих «странно летящая душа». (Душа свободная, романтичная, чистая, легкая. Как сказала Марина Цветаева, у них «душа родилась крылатой»)
одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками
добры и трудолюбивы
«ЧУДО» (гл. 5. «Боевые приготовления», заключительная часть гл. 7 «Алый «Секрет»)
— А как воспримет историю, рассказанную в таверне как старую сплетню, капитан Грей?
— Почему Грей поверил в мечту, а не злобной сплетне?
— Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было.
— Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов. (Чтение фрагмента со слов «Грэй побыл в трех лавках. » до слов «. провожаемый хозяином с почестями китайского короля»).
— Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? Расскажите, какие ассоциации возникли у вас, глядя на алый цвет?
(Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение.
Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.)
— Какие эпитеты, сравнения и метафоры, раскрывающие суть символа, вам удалось найти на страницах книги?
алый отблеск парусов создан глубиной сердца, знающего, что такое любовь;
паруса цвета глубокой радости;
совершенно чистый, как алая утренняя заря;
полный благородного веселья и царственности гордый цвет;
цвет смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков;
нет ни синевы, ни тени, нет ничего, что вызывает сомнение;
он рдел, как улыбка прелестного духовного отражения.
— «Духовного отражения…»! Да ведь это отражение их душ: чистых, гордых, прелестных, не ведающих сомнений в том, что их мечта исполнится!
— Почему «белый корабль», «алые паруса», «глубокая розовая долина»?
алый цвет – цвет жизни, энергии;
глубокая розовая долина – теплый, нежный цвет; глубокий – духовная глубина)
— Так какой мечтал увидеть автор жизнь своих героев?
(Совершенной, яркой, насыщенной, как этот корабль и алые паруса. Духовно наполненной, сказочно прекрасной, как «глубокая розовая долина».)
Заполнение страницы лэпбука.
АССОЛЬ – символ света, душевной красоты, добра
ГРЕЙ – символ воплощения мечты, ее реальность
СОЛНЦЕ – светлая жизнь, радость, символ просветления души, зарождения любви
КОЛЬЦО – знак близкого счастья
МОРЕ – символ свободы, ожидания, жизни, бесконечная вера в будущее
Бушующее море – препятствия на жизненном пути
БЕЛЫЙ ЦВЕТ – цвет духовного совершенства, символ, который в Библии означает высшую духовную силу, которая перенесет через житейский океан и поможет преодолеть все невзгоды.
КОРАБЛЬ – символ судьбы (по морю жизненного пути)
СЕКРЕТ поиск смысла жизни, человеческого счастья – «совершать чудеса своими руками»
КОРАБЛЬ С АЛЫМИ ПАРУСАМИ – торжество любви и счастья; символ сбывшихся мечты, надежды
4. Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Встреча Грэя и Ассоль» или Чтение эпизода. Гл. «Алый «Секрет».
Когда корабль с алыми парусами приближается к Каперне, Грей раскрывает своим товарищам одну нехитрую истину, раскрывает главный секрет.
«Я прихожу к той, которая ждёт только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё…благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
(Секрет человеческого счастья – совершать чудеса своими руками)
— Что самое важное в словах Грея? Что вы добавили бы к этим нехитрым истинам? (Предназначение человека в том, чтобы « делать чудеса своими руками» и дарить их людям)
— Заслуживает ли Ассоль то счастье, ту любовь, которые дарит ей Грин в лице капитана Грэя? (ДА, так как Ассоль всегда верила и никогда не пыталась предать свою мечту).
4. Представление проектов. Комментарии содержания лэпбука.
Итак, сбылись мечты Ассоль и Грэя.
— Счастливы ли Грэй и Ассоль?
— В чём же секрет человеческого счастья по А. Грину? Как вы понимаете, слова А. Грина? Часть данной цитаты взята эпиграфом к нашему уроку.
— Итак, мы с вами вернулись к словам из эпиграфа. Зачитайте мне их.
«Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса». ( К. Паустовский)
— Что же в романе является чудом? ( ЧУДО – это добрый поступок, благородное движение души, улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. ПОСТУПОК – это умение делать чудеса своими руками).
— К какому выводу приводит нас Грин своим произведением «Алые паруса»?
(Творить чудеса нужно своими руками. Каждый человек может и имеет право совершать чудеса или «делать чудеса своими руками»)
— Веру во что подарил нам Грин? Чему учит книга?
(Книга учит верить в свою мечту, быть целеустремленным, идти смело навстречу мечте, верить и знать, что человек сам творец своего счастья)
Перед вами макет парусника. Представьте, что его паруса надуты ветром. Давайте попытаемся собрать все возможные ассоциации:
умение видеть прекрасное вокруг нас
гармония мира и любви
символ победы и веры
корабль любви и веры
— Можно ли назвать феерию «Алые паруса» современным произведением?
«Алые паруса» Грина можно с уверенностью отнести к «современной классике», потому что это произведение победно прошло, как корабль Артура Грэя под алыми парусами, все штормы событий прошлого века и сохранило любовь и интерес читателей, спустя почти 100 лет после его написания. Во время Великой Отечественной войны в 1943 году феерию «Алые паруса» читали по радио в блокадном Ленинграде, а в Москве показали одноименный балет.
В Санкт-Петербурге существует традиция: в день выпускного бала все выпускники собираются на Неве и ждут появления Алых парусов. Это очень символично, так как в этот день у всех своя мечта о счастливом будущем.
(Звучит песня «Ребята надо верить в чудеса»)
Поставьте себе оценку за урок. И закрасьте кружок: красный цвет – понравился урок, синий – нет.
1. Выписать из текста наиболее понравившиеся высказывания в «Дневник мудрых мыслей».
2. Сочинение «Надо верить в чудеса». «Необходима ли вера писателя в жизнь, добро, справедливость, в сильных духом людей в наше время?»