в каком классе доказывают теорему пифагора
Теорема Пифагора
Разделы: Математика
Пребудет вечной истина, как скоро
Ее познает слабый человек!
И ныне теорема Пифагора
Верна, как и в его далекий век.
Ход урока
1 этап. Организационный момент.
Кто из вас может уговорить медведя не нападать на людей? Заставить птиц изменить направление полёта? Никто?! А этот человек даже беседовал с быком, и тот под влиянием беседы перестал трогать бобы и поселился при храме… И еще очень много легенд о нем, подобно этим, можно прочитать в различных источниках. Я говорю о Пифагоре – древнегреческом ученом, философе.
Но самое интересное, что существует версия будто Пифагор – это не имя, а прозвище, которое философ получил за то, что всегда говорил верно и убедительно, как греческий оракул. (Пифагор – «убеждающий речью».) Своими речами приобрёл 2000 учеников, которые вместе со своими семьями образовали школу-государство, где действовали законы и правила Пифагора.
Пифагор жил в шестом веке до нашей эры, имел красивую внешность, носил длинную бороду, а на голове золотую диадему. Он первый дал название своему роду деятельности. Слово «философ», как и слово «космос» достались нам от Пифагора. (Демонстрация портрета.)
2 этап. Изучение нового материала.
Решите задачу: В прямоугольном треугольнике один катет равен 3 см, а другой – 4 см. Найдите гипотенузу.
Сейчас вы не можете быстро ответить на вопрос этой задачи. Так как не знакомы с одной из важных теорем геометрии. Давайте оставим этот чертеж на доске, а в конце урока вы дадите мне правильный ответ.
Сегодня мы познакомимся с теоремой, доказательство которой учащиеся средних веков считали очень трудным, но мы-то справимся, и называли его Dons asinorum – ослиный мост, или elefuga – бегство «убогих», так как некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучившие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому «ослами», были не в состоянии преодолеть теорему, служившую для них вроде непреодолимого моста. Учащиеся составляли стихи вроде «Пифагоровы штаны на все стороны равны», рисовали карикатуры.
Это знаменитая теорема Пифагора.
Хотя некоторые историки сомневаются в авторстве Пифагора, утверждая, что её использовали самые разные древние народы. Значение ее состоит в том, что из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии.
Теорема Пифагора: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
А вот и другие формулировки теоремы:
Существуют еще формулировки этой теоремы, а вот доказательств насчитывается более 400.
Все доказательства рассмотреть на одном уроке не возможно, а вот попробовать доказать самим, да еще тремя способами мы попробуем. (Учитель заранее рассаживает учащихся по группам, т.к. задания для каждой группы учащихся будут различного уровня сложности.)
Учащиеся, следуя алгоритму указанному в карточке, самостоятельно доказывают теорему Пифагора. Далее доказательства разбираются около доски с использованием медиапроектора.
Задание для 1 группы учащихся.
Доказать теорему Пифагора способом Аннариция, багдадского математика и астронома (чертеж треугольника на бумаге, ножницы заготовлены заранее).
На гипотенузе с прямоугольного треугольника с катетами a и b постройте квадрат со стороной с. | |
Разбейте полученный квадрат на части, проведя через вершины квадрата прямые параллельные катетам. | |
Вырежьте получившиеся фигуры с 1 по 5. | |
Из полученных фигур составьте квадраты на катетах. Сделайте вывод, исходя из того, что a и b – катеты, с – гипотенуза. |
Задание для 2 группы учащихся.
Доказать теорему Пифагора древнекитайским способом, используя следующий алгоритм (необходимые чертежи на бумаге, ножницы заготовлены заранее).
1.Уложите четыре равных прямоугольных треугольника с катетами a и b и гипотенузой с так, чтобы их внешний контур образовал квадрат со стороной a + b. Какая фигура получилась внутри квадрата со стороной a + b? (Квадрат со стороной с.) | |
2. Вырежьте квадрат со стороной с, сохранив треугольники в прежнем положении. | |
3. Чему равна площадь образовавшейся пустоты? (с 2 ). |
Оставшиеся четыре треугольника уложите в два прямоугольника по пунктирным линиям.
Задание для 3 группы учащихся.
Доказать теорему Пифагора алгебраическим способом.
Достройте прямоугольный треугольник с катетами a и b до квадрата так, чтобы сторона квадрата равнялась a + b. | |
Какие фигуры входят в состав получившегося квадрата? (4 равновеликих треугольника с катетами a и b и квадрат со стороной с.) | |
Выразите площадь получившегося квадрата через площади треугольников и квадрата со стороной с. |
3 этап. Закрепление. Решение задач.
№ 483 (г) – разбирается с учителем с использованием медиапроектора.
№ 483 (б) – 1 вариант, № 483 (г) – 2 вариант. У доски решают двое учащихся.
с 2 = а 2 + b 2 = (8) 2 + (8) 2 = 64 + 192 = 256;
с 2 = а 2 + b 2 = (5) 2 + (6) 2 = 25 + 36 = 61;
с = .
с 2 = а 2 + b 2 = () 2 + (
) 2 =
+
=
;
с = .
№484(д) – разбирается ход решения задачи с последующей самостоятельной записью в тетрадь. Правильность записи решения проверяется с использованием медиапроектора.
(2) 2 = (3b) 2 + b 2 ;
Дано: ΔАВС – равнобедренный;
АВ = 17 см, ВС = 16 см, AD ┴ ВС.
Солнечные лучи падают под углом 30º к поверхности земли. Определите, чему равна высота дерева (дерево стоит перпендикулярно к поверхности земли), если с помощью рулетки вы определили, что длина тени, бросаемой деревом на землю равна 3 м. (С помощью медиапроектора учитель демонстрирует смоделированную ситуацию.)
, т.к х > 0.
4 этап. Подведение итогов урока.
Вернемся теперь к задаче, которую мы не решили в начале урока, так чему равна гипотенуза в прямоугольном треугольнике, если один из катетов равен 3 см, а другой – 4 см?
Домашнее задание: № 483(а), № 484(г), № 485.
Урок геометрии в 8-м классе по теме: «Теорема Пифагора» (интегрированный урок)
Разделы: Математика
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала
(Подготовка к восприятию нового материала).
По готовым рисункам заданы классу вопросы:
Какой треугольник изображен на рисунке 1? (Прямоугольный).
1. Назовите катеты и гипотенузу (ВС и АС – катеты, АВ – гипотенуза).
Рисунок 1 Рисунок 2
2. Какой треугольник на рисунке 2? (Равнобедренный, прямоугольный, углы при основании 45 0 )
3. По данным рисунка 3 докажите, что KMNP – квадрат. Как выразить его площадь?
Рисунок 3 Рисунок 4
По рисунку 4 сравните сумму квадратов катетов с квадратом гипотенузы.
III. Объяснение нового материала.
“Соедини предлог с игрою,
И чудо вдруг произойдет.
Цветок Египта знаменитый
Перед тобою расцветет”. (Лотос)
А теперь послушайте задачу, предложенную древними индусами:
1) “Над озером тихим с полфута размером высился лотоса цвет. Он рос одиноко. И ветер порывом отнес его в сторону. Нет более цветка над водой. Нашел же рыбак его ранней весной в двух футах от места, где он рос. Итак, предложу я вопрос: как озера вода здесь глубока?”
Показываю рисунок 5 и объясняю, что означает 1 фут. 1 фут = 0,3048 м. Единица длины системы мер, принятой в англоязычных странах.
Как найти отрезок CD? Кто как думает? Достаточно ли у вас знаний для решения этой задачи?
Предлагается еще одна задача индийского математика XII в. Бхаскары:
Показываю рисунок к задаче. Перед учениками ставится проблема: Что надо знать, чтобы решить эту задачу.
Ребята! Знаете ли вы что-нибудь, связанное с именем Пифагора?
Ученики могут сформулировать теорему или рассказать о головоломке-игре “Пифагор”.
В каком из европейских городов есть улица Пифагора?
Сегодня вы познакомитесь с одной из основных теорем геометрии, которую помнят все учащиеся. О математике, именем которого названа теорема, рассказывает ученик. Показываю его портрет.
В древней Греции жил ученый Пифагор (родился он около 580 г. до н.э., а умер в 500 г. до н.э.). С его именем связано много легенд. Он много путешествовал, был в Индии, Египте, Вавилоне, изучал древнюю культуру и достижения науки разных стран. Вернувшись на родину, Пифагор организовал кружок молодежи из представителей аристократии. На юге Италии возникла Пифагорейская школа. Ими было сделано много в арифметике и геометрии. Пифагор был убит в уличной схватке во время народного восстания.
В чем суть теории Пифагора? Ваши предложения.
После этого объявляется тема урока и цель.
“В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов”.
Изобразите прямоугольный треугольник (рисунок 6) и запишите эту формулировку в обозначениях.
Во времена Пифагора эта теорема звучала так: “Доказать, что квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника равен сумме квадратов, построенных на катетах”. Или “Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах”.
2-й ученик рассказывает историческую справку об этой теореме.
Теорема была известна задолго до Пифагора египтянам, вавилонянам, китайцам, индийцам. За несколько веков до н.э. эта теорема была хорошо известна и использовалась для построения алтарей.
Доказательство самого Пифагора до нас не дошло. В настоящее время известно более ста способов доказательства теоремы Пифагора.
Показываю рисунок 7.
Смотрите, а вот и Пифагоровы штаны на все стороны равны. Такие стишки придумывали учащиеся, рисовали шаржи к теореме Пифагора. Показываю красочные рисунки.
Теперь докажем теорему и запишем ее доказательства в обозначениях (рисунок 8). Используя наводящие вопросы, ведет запись на доске сильный ученик, а остальные ученики у себя в тетрадях.
АВ 2 = АС 2 + ВС 2 (с 2 = а 2 + в 2 ).
1) Достроим АВС до квадрата EFLD со стороной а + в (рисунок 9).
2) Из каких фигур состоит квадрат EFLD?
SEFLD = SPKMN + 4SD ABC = c 2 + 4ав = с 2 + 2ав
а 2 + 2ав + в 2 = с 2 + 2ав
А для чего нужна теорема Пифагора?
Задача 1. Вычислить, чему равна гипотенуза треугольника, изображенного на рисунке 10. (ответ: 5)
Обратите внимание на эти три числа: 3, 4, 5 (треугольник с такими сторонами называется египетским). О нем вы прочитает дома на стр. 127.
Найдите d по рисунку 11.
d 2 = 6 2 + 8 2 (треугольник прямоугольный)
Итак, ребята, сделаем вывод, когда можно использовать теорему Пифагора?
Ответ: только для прямоугольного треугольника.
А теперь вернемся к задаче о лотосе.
x 2 + x + — x 2 = 4
x = 3.
Ответ: 3 фута.
Задача 2. Вычислите длину неизвестного отрезка по рисунку 12.
AC 2 = 0,5 2 + 1 2 = 0,25 + 1 = 1,25
х 2 = AC 2 + CD 2 = 1,25 + 1 = 2,25
Задача 3. Является ли треугольник прямоугольным, если его сторона выражается числами 5, 6, 7? (самостоятельно)
Задача 4. Вертолет поднимается вертикально вверх со скоростью 4 м/с. Определите скорость вертолета, если скорость ветра, дующего горизонтально равна 3 м/с (рисунок 13).
IV. Значение теоремы Пифагора.
Теорема Пифагора – одна из главных и, можно сказать, самая главная теорема геометрии. Издавна она применялась в разных областях науки, техники, практической жизни (для определения прямых углов при построении зданий).
Значение ее состоит в том, что с помощью ее можно доказать большинство теорем геометрии. О ней писали в своих произведениях римский архитектор и инженер Витрувий, греческий писатель-моралист Плутарх, математик V века Прокл и другие. Легенда о том, что в честь своего открытия Пифагор принес в жертву быка или сто быков, как рассказывали другие, послужила поводом для рассказов писателей и стихов поэтов. Вот одно из стихотворений:
“Требует вечной истина, как скоро
Все познает слабый человек!
И ныне теореме Пифагора
Верна и как и в его далекий век.
Обильно было жертвоприношение
Богам от Пифагора сто быков
Он отдал на закланье и сожженье
За свет луча, пришедший с облаков.
Поэтому всегда с тех самых пор
Чуть истина рождается на свет,
Быки ревут, ее почуя вслед.
Они не в силах свету помешать,
А могут лишь, закрыв глаза дрожать
От страха, что вселил в них Пифагор”.
Вывод.
Пытаясь доказать теорему Пифагора и решать задачи, находя для себя новые пути, вы научитесь решать задачи, не только математики, но и все, которые ставит жизнь.
Домашнее задание.
П. 54, № 483 (а, б), 486 (а, б), стр. 128.
Сильным ученикам найти другой способ доказательства теоремы.
V. Итог урока.
Вопросы к учащимся:
Класс: 8
Презентация к уроку
Цели урока:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Прогнозируемый результат:
1-й уровень: каждый ученик должен знать зависимость между сторонами прямоугольного треугольника, уметь применять теорему Пифагора для решения задач.
2-й уровень: каждый ученик должен знать зависимость между сторонами прямоугольного треугольника, уметь доказывать теорему Пифагора, уметь применять теорему Пифагора для решения задач.
3-й уровень: каждый ученик должен знать зависимость между сторонами прямоугольного треугольника, уметь доказывать теорему Пифагора, уметь применять теорему Пифагора для решения нестандартных задач.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Основные этапы урока:
Этап урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Взаимные приветствия учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, настрой на рабочий лад, организация внимания и внутренней готовности, подготовка к проверке домашнего задания. | |
Проверка домашней работы. | Выяснить степень готовности домашнего задания, типичные недостатки. | Отвечают на вопросы учителя |
Вступительное слово учителя. | Сообщение о необычном уроке. Заочном путешествии на о. Самос в Эгейском море. | Слушают, рассматривают карту. |
Актуализация знаний учащихся. Устная работа по готовым чертежам. | Организация внимания, обеспечение восприятия и осознания. Повторение теоретического материала по теме «Прямоугольный треугольник» Учитель предлагает выполнить задания: – на нахождение угла по данным рисунка; – определить вид четырехугольника по данным рисунка. | а) Отвечают на вопросы учителя. б) Учащиеся дают обоснованные ответы на предложенные задачи. |
Создание проблемной ситуации. | Учитель предлагает решить практическую задачу на нахождение длины лестницы, приставленной дому. Сообщается тема урока. | Учащиеся выдвигают гипотезы, делают вывод. Формируются умения сравнивать, анализировать, обобщать изучаемый материал, развиваются познавательные навыки, логическое мышление. |
Практическая работа. | Учитель контролирует поэтапное выполнение практической работы каждым учащимся. Становится организатором познавательной деятельности учащихся. Предоставляет возможность самостоятельной работы, способствует проявлению творческой активности и направляет деятельность учащихся на всех этапах урока. Краткое сообщение о Пифагоре. | Учащиеся выполняют работу. Делают вывод о площади квадрата, построенного на гипотенузе. Слушают. |
Работа над теоремой. | Учитель предлагает сформулировать теорему Пифагора и доказать ее. | Учащиеся формулируют теорему и доказывают ее. Приобретение навыков творческого поиска, самостоятельности, формируются навыки устной и письменной речи. |
Решение задач с применением теоремы. | Учитель предлагает вернуться к задаче о нахождении длины лестницы и решить ее. Решить задачи по готовым чертежам на применение теоремы Пифагора. Решить старинную задачу в стихотворной форме. | Решают задачи, формируя практические навыки применения теории к практики. |
Итог урока. Рефлексия. | Окончание путешествия, аргументировано оценивается деятельность учащихся на уроке, замечания и предложения по уроку. Рефлексия (по методу не оконченных предложений). | Слушают. Заканчивают предложения. |
Домашнее задание. | п. 37 №№ 1492 (б), 1489 (в),1488. | Записывают задание в дневник |
Веселая минутка. | С вопросом для внимательных и наблюдательных – где ошибка? | Ответ учащихся на вопрос. |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашней работы.
III. Вступительное слово учителя.
Ребята, я рада видеть вас на нашем уроке и предлагаю вам перенестись в Древнюю Грецию и стать учениками пифагорейской школы, которая расположена на острове Самос в Эгейском море. Мы узнаем, чем интересен этот остров, и какие «математические события» там происходили. Путешествовать будем на сверхскоростном самолете, ведь время у нас ограничено – 45 минут. Итак, мы в самолете.
А вот уже мы «ступили» на остров (слайд 2)
Нас встречает житель этого острова. (слайд 3)
– Какой геометрической фигурой он представлен?
– Какой треугольник называется прямоугольным?
– Как называются его стороны?
– Укажите название каждой стороны треугольника.
– Перечислите некоторые свойства прямоугольных треугольников.
– Как найти площадь прямоугольного треугольника?
IV. Устная работа.
Чтобы попасть в самое «сердце» острова решите несколько задач.
а) По данным рисунка 1 найдите угол β.
б) По данным рисунка 2 определите вид четырехугольника KMNP.
V. Создание проблемной ситуации.
Решите задачу: «Найдите длину лестницы, приставленной к дому, если один ее конец находится на расстоянии 2 м от стены, а другой на стыке стены. Высота дома 4 м». (слайд 5)
Итак, из рисунка видно, что нужно найти гипотенузу АВ, зная катеты АС и ВС. Но мы пока не умеем решать такие задачи, поэтому цель урока – установить связь между сторонами прямоугольного треугольника, научиться находить гипотенузу, зная катеты и, наоборот, зная гипотенузу и один из катетов, находить другой катет. Зависимость между гипотенузой и катетами установил древнегреческий ученый Пифагор, доказав теорему, которая называется теоремой Пифагора.
Тема урока «Теорема Пифагора» (слайд 6)
VI. Прежде чем, доказывать теорему Пифагора, проведем практическую работу по вариантам.
(слайд 7 этапы практической работы)
(один ученик выполняет у доски)
Что вы можете сказать о полученных площадях?
Вывод: площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах.
То, к чему мы пришли опытным путем, доказал Пифагор. (Слайд 8)
VII. Мы с вами на о. Самос, нас встречают экскурсоводы.
б) 2-й экскурсовод. В 530 г. до н.э. Пифагор основал так называемую пифагорейскую школу. Около сорока лет учёный посвятил себя, созданной им школе. Учеников школы называли пифагорейцами. Они занимались не только математикой, но и философией, естественными науками.
Известно также, что кроме духовного и нравственного развития учеников Пифагора заботило их физическое развитие. Он не только сам участвовал в Олимпийских играх и два раза побеждал в кулачных боях, но и воспитал плеяду великих олимпийцев.
Пифагор сделал много важных открытий, но наибольшую славу учёному принесла доказанная им теорема, которая сейчас носит его имя.
VIII. Интересна и история теоремы Пифагора.
Об этом вы узнаете из учебника геометрии 7-9 автор Л. С. Атанасян и др. стр. 130. Известно более 100 способов доказательства теоремы, докажем один из них.
Доказательство теоремы (один ученик у доски). (слайд 9)
IX. Решение задач.
1) Решите задачу о нахождении длины лестницы. (вернуться к слайду 5)
2) Решение задач по готовым чертежам. (слайд 10)
3) Часто математики записывали свои задачи в стихотворной форме. Вот одна из задач индийского математика XII Бхаскары: (слайд 11)
(один из учащихся решает у доски, если возникнут трудности, воспользоваться подсказками (слайды 15-16))
X. Мы возвращаемся домой. Подведем итог путешествия.
Аргументировано оценивается деятельность учащихся на уроке, замечания и предложения по уроку.
Домашнее задание п. 37 №№ 1492 (б), 1489 (в), 1488. (слайд 12)
XI. А сейчас веселая минутка
(С вопросом для внимательных и наблюдательных – где ошибка?)
(слайд 13 видео-ролик из детского юмористического киножурнала «Ералаш»)