в каком классе читают уроки французского
Урок литературы по рассказу В.Распутина «Уроки французского»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Открытый урок по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского.
Тема урока: «Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Я написал этот рассказ в надежде,
что преподанные мне в своё время уроки
лягут на душу как маленького,
так и взрослого читателя.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Послушайте стихотворение и сформулируйте цель урока.
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
О чём это стихотворение? (Каждое произведение имеет главную мысль).
Какова, по-вашему, цель нашего урока. А тема звучит так: «Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Перед вами рисунки к рассказу, расположенные в хронологическом порядке. На перемене вы рассмотрели данную работу. Задание: Расскажите об основных элементах развития сюжета.
Завязка действия –событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта (игра на деньги)
Развитие действия – ход событий (избиение, разговор с учителем, занятия французским языком, желание учителя помочь ученику справляться с голодом, игра на деньги).
Кульминация – момент наивысшего напряжения в произведении ( сцена игры ученика с учителем, которую увидел директор школы)
Развязка – завершающая часть произведения (учитель, уезжает, главный герой продолжает обучение.
Эпилог – заключение (посылка с макаронами и яблоками)
А мы с вами проведем словарную работу. Найдите лексическое значение слов, которые будут звучать на нашем уроке.
Валентин Распутин написал множество книг, герои которых подают нам жизненные примеры. Одним из таких произведений рассказ, о котором мы сегодня с вами ведем речь.
Кто послужил прототипом главной героини рассказа?
Вот, что об этом говорит сам автор. ( Ульяна)
Кому посвятил свой рассказ Валентин Григорьевич Распутин?
Для читателей какого возраста написан этот рассказ?
Какую цель ставит перед собой автор? ( рассказать о жизненных уроках, полученных и усвоенных в детстве своему читателю)
Послушайте, что рассказывал о себе автор:
Подготовленный ученик (Даша Доморацкая)
«Родился я, писал Валентин Распутин, 15 марта 1937 года в трехстах километрах от Иркутска, в деревне Аталанка, что на реке Ангаре. Так что я — коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал. Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, — ей забот, сколько помню, всегда хватало». В 1944 году пошел в первый класс начальной школы. Здесь не гремели бои, но жизнь была трудной, временами полуголодной. Нас у матери было трое, я самый старший. Учился я хорошо, прочитал все книги в деревенской библиотеке, и считал себя несчастным человеком, потому что читать уже было нечего. Все в деревне говорили, что я башковитый. Школа, в которой был пятый и последующие классы находилась в районном центре, а это – целых 50 километров от родной деревни. Мать, несмотря на все трудности жизни, решила отправить меня учиться дальше в райцентр. Здесь надо было жить самостоятельно. И это стало для меня настоящим испытанием на выносливость и зрелость.»
— Какой вопрос вначале произведения задает автор?
Какие ключевые слова в этом вопросе?
Почему мы чувствуем свою вину перед учителями за то, что с нами стало после.
Может ли этот вопрос являться идеей рассказа? Почему? (Автор повествует о духовной памяти, духовном опыте человека).
Идея рассказа «Уроки французского»: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.
Давайте поработаем с текстом рассказа. Какие же жизненные уроки усваивает герой, приобретая собственный опыт в нелегкой жизни?
Уроки будем записывать в тетрадь.
От чьего лица ведется повествование? Почему?
О каком времени пишет автор?
Как жилось в деревне?
Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
Какие испытания ожидали его?
Есть ли сходство с биографией писателя?
Почему мать героя решила, чтобы сын продолжил учебу в райцентре?
Мать решила, что хуже и голоднее, чем дома, всё равно не будет, и пристроила меня в райцентре к своей знакомой.
Какие трудности испытывает главный герой на новом месте (в райцентре)? Зачитайте цитаты.
Какой урок получает главный герой в этот период времени?
Урок? Надейся на самого себя. Учись преодолевать трудности. Не жалуйся.
Литература. 6 класс
Конспект урока
В. Г. Распутин. «Уроки французского». Герои произведения
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Герой – действующее лицо в художественном произведении, обладающее отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении.
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Автобиография – это описание своей жизни.
Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Помните, что если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.
Духовный опыт – это жизненный и моральный вывод, урок, «то главное и высшее, что мы выносим из событий нашей жизни».
Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
Рассказ – художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.
Персонаж – (фр. personnage, от лат. persona – лицо, личность) – общее название любого действующего лица литературного произведения.
Сравнение – это слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Характеристика героя – образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни.
Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Валентин Распутин в своём автобиографическом рассказе «Уроки французского» затрагивает вечные темы: добра и зла, справедливости и человеческого равнодушия, правды и лжи. В рассказе мы знакомимся с воспоминаниями автора. В произведении он видит себя снова ребёнком, который решает отнюдь не детские проблемы: как выжить и не умереть от голода.
Одиннадцатилетний мальчик в чужом городе одинок и вечно голоден, но физические невзгоды не сломили его, а наоборот, помогли развиться таким качествам, как честность, добросовестность, жажда справедливости и недюжинное упрямство.
Главный герой перед нами предстаёт целеустремлённым, желающим выучиться и получить специальность. Именно во время вступления во взрослую жизнь, по замыслу автора, решается главный вопрос: на светлой или тёмной стороне будет человек?
Мама собирает сыну небольшие посылки и передаёт их с водителем дядей Ваней. Но продуктов хватало ненадолго.
По сюжету рассказа герою пришлось уехать из дома:
«Чтобы учиться дальше. и мне пришлось снаряжаться в райцентр».
Учитель французского языка Лидия Михайловна – классный руководитель в пятом классе школы сибирского районного центра, где и учится наш герой.
Характерными чертами Лидии Михайловны являются отзывчивость, чуткое и доброе отношение к окружающим людям.
Автор даёт нам её портрет:
«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне».
Внимательная, чуткая к ученикам Лидия Михайловна увидела в мальчике способного ученика с твёрдым характером. И постаралась помочь ему поверить в свои силы.
Её забота поддержала ребёнка в тот момент, когда казалось, весь мир был против него.
Как описывает учительницу автор? Оказывается, Лидия Михайловна в детстве отнюдь не пай-девочка:
«А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь ещё часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала. »
Учительница прекрасно видела, что мальчик находится в трудной ситуации, и пыталась ему помочь, но так, чтобы не задеть гордость и самолюбие мальчика.
Как пишет о ней Валентин Распутин: «Лидия Михайловна всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение. Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Её уроки доброты были очень важны для нас…».
В рассказе Валентин Распутин глазами ребёнка показывает и другой тип учителей. Так Василий Андреевич, директор школы – образ чего-то неживого, безликого, который выстраивает непреодолимый барьер.
«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперёд в такт широким шагам плечи так, что казалось, будто наглухо застёгнутый, оттопыривающийся тёмный френч двигается самостоятельно чуть наперёд директора».
Этот портрет не вызывает у нас симпатии.
«Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, – писал В. Распутин, – я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я её провёл. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг – моя бывшая учительница, учительница французского языка».
Учительница берёт вину на себя, когда директор застаёт её играющей с учеником в замеряшки. Таким образом, она хотела помочь ему деньгами.
«Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, – пишет автор, – покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чём не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель – учитель жизни».
Теоретический материал для углублённого изучения
Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком.
Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать верёвками.
Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывался вперёд, и больше всех его ненавидит тот, кто идёт за ним следом.
При этом не было в её лице жестокости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких.
Я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночество.
Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому.
– Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы.
Я заметил, что Лидия Михайловна покраснела и смутилась. Это был тот единственный, очевидно, случай, когда я не боялся смотреть ей прямо в глаза. Мне было наплевать, учительница она или моя троюродная тётка. Тут спрашивал я, а не она, и спрашивал не на французском, а на русском языке, без всяких артиклей. Пусть отвечает.
– Почему ты решил, что это я?
– Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.
– Как! Совсем не бывает?! – Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой.
– Совсем не бывает. Знать надо было.
Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять, но я отстранился от неё.
– Действительно, надо было знать. Как же это я так?! – Она на минутку задумалась. – Но тут и догадаться трудно было – честное слово! Я же городской человек. Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает?
– Горох бывает. Редька бывает.
Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство – от противного. Когда на следующий день я увидел, что Лидия Михайловна, чтобы коснуться монеты, исподтишка подталкивает её к пальцу, я обомлел. Взглядывая на меня и почему-то не замечая, что я прекрасно вижу её чистой воды мошенничество, она, как ни в чём не бывало, продолжала двигать монету.
– Что вы делаете? – возмутился я.
– Зачем вы её подвинули?
– Да нет же, она тут и лежала, – самым бессовестным образом, с какой-то даже радостью отпёрлась Лидия Михайловна ничуть не хуже Вадика или Птахи.
Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да ещё и смеётся надо мной. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподаёт, называется. Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
В рассказе В. Распутина «Уроки французского» даны такие пояснения по образам персонажей:
«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, которой я принимал за самое дыхание. »
«. перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачке на обвислых плечах. »
Это представляет собой:
Для ответа на это задание надо вспомнить, что такое повествование, что такое описание, что такое рассуждение.
Правильный ответ: описание
Найдите в отрывке рассказа В. Распутина «Уроки французского» гиперболу и выделите её.
Текст: Она сделала ещё попытку посадить меня за стол – напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых.
Сначала вспомним, что такое гипербола. Это преувеличение.
Находим преувеличение в тексте.
Она сделала ещё попытку посадить меня за стол – напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых.
Изучение рассказа В.Распутина «Уроки французского» в школе
Рассказ В.Распутина «Уроки французского» изучается в 6 классе.
Просмотр содержимого документа
«Изучение рассказа В.Распутина «Уроки французского» в школе»
Изучение рассказа В. Распутина «Уроки французского»
«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», — писал Валентин Григорьевич Распутин в 1974 году в иркутской газете «Советская молодежь». В 1973 году был публикован один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание о детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».
Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее — Молокова). В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».
Род, жанр, творческий метод. Произведение «Уроки французского» написано в жанре рассказа. Расцвет русского советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем шестидесятые— семидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни, так как он быстрее пишется.
Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий пересказ события — случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, — уже является устным рассказом. В отличие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка. Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Это приблизительная величина — два авторских листа. Такая вещь читается «на одном дыхании».
Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.
Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в виде цитатного плана:
Сюжет и композиция
«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван от привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.
С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительница. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница наполнила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. В поисках способа помочь мальчику учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».
Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.
Язык повествования прост и в то же время выразителен. Писатель умело использовал фразеологические обороты, добиваясь выразительности и образности произведения. Фразеологизмы в рассказе «Уроки французского» большей частью выражают одно понятие и характеризуются определённым значением, которое часто равно значению слова: «Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» (лениво). «В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» (неожиданно). «Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку» (голодать). «Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами» (предать). Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например: Квартировать — снимать квартиру.
Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски. Пошвыркать — похлебать. Гольный кипяточек — чистый, без примесей. Вякать — болтать, говорить. Тюкать — несильно ударять.
Хлюзда — плут, обманщик, шулер. Притайка — то, что спрятано.
Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.
В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.
Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель — учитель жизни».
Урок по рассказу В.Г Распутина «Уроки французского»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цель : через анализ текста рассказа раскрыть духовно-нравственный смысл «уроков жизни» для развития ученика как личности.
Предметные: овладение навыками смыслового чтения, анализа художественного произведения для выявления вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
Метапредметные: развитие аналитических способностей учащихся: самостоятельное определение цели своего обучения, планирование путей достижения целей, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умение участвовать в коллективном обсуждении, умение слушать и выступать перед аудиторией, оформлять свои мысли в письменной форме.
Личностные: воспитание мыслящего человека, вдумчивого и внимательного читателя, способного к проявлению доброты, человечности, милосердия.
Тип урока – урок-размышление.
Форма урок а – групповая работа.
Технологическая карта урока
Во время просмотра видеоролика вспоминают эпизоды рассказа.
Размышляют, думают о значении слова «урок», определяют тему, по которой будет работать группа.
Выступления групп. Представление результатов.
Проанализировать основные эпизоды, подвести учащихся к более глубокому осмыслению художественного текста, к его интерпретации, к пониманию нравственных аспектов поведения героев.
Настраивает на работу, консультирует.
Направляет обсуждение, дискуссию.
Работают в группах, анализируют материал.
Представляют свою работу, обобщают изученное.
3. Полученные уроки
Подвести учащихся к пониманию понятия «духовная память», дать ощутить ценность уроков жизни. Через демонстрацию «смены поколения» формирует целостное мировоззрение
Демонстрирует «смену поколения», подводит к размышлениям.
Размышляют, оценивают прочитанное, делятся своими чувствами.
Подвести к размышлениям, которые могут возникнуть после урока.
Читает стихотворение, говорит пожелание, благодарит за урок
Размышляют над уроками жизни…
Мы познакомились с замечательным рассказом В.Г.Распутина «Уроки французского».
Посмотрите, пожалуйста, небольшой видеоролик, который поможет вспомнить основные эпизоды рассказа.
На предыдущем уроке я просила вас записать вопросы, которые возникли у вас после чтения произведения. Вот они. Их много. Это замечательно. Значит, есть, о чем поговорить нам сегодня. Чем же мы будем заниматься? (отвечать на вопросы, думать, размышлять) О чем?
(запись): «Уроки французского »
Как вы понимаете значение слова «урок»?
Урок – это: 1) учебный час, посвященный отдельному предмету;
2) нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. (словарь С.И.Ожегова)
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
Будем вместе искать ту главную мысль, которую хотел выразить Валентин Григорьевич Распутин в своем рассказе.
Все ваши вопросы касаются 3 основных тем рассказа, поэтому я вас рассадила по группам.
События рассказа уносят нас в далекий 1948 год.
Посмотрите, пожалуйста. Я приготовила для вас маленькую загадку, которую, думаю, вам не очень трудно будет отгадать. На ваших столах стоят предметы.
Вам нужно определить, с какой темой они связаны?
Как вы будете работать? Можно обсудить вопрос в паре, затем в группе обобщить, заполнить таблицу, один от группы выступает. Ребята, хочу попросить, чтобы вы работали быстро, четко. Ответы формулируете кратко, по существу вопроса. Прошу, внимательно слушать ответы товарищей, может быть, им понадобится ваша помощь.
1 группа: (чернильница с ручкой). Учеба.
1948 год. Прошло уже 70 лет с тех пор, и нам с вами очень трудно представить, какими были послевоенные годы. Но все-таки давайте попробуем.
1.Докажите по тексту, что в рассказе нашли отражение трудности военного времени.
2. Какие испытания ждали мальчика?
1. не ладилось с французским;
4.у него воровали еду.
3. Какие черты характера проявились в борьбе с этими трудностями?
1.упорство в достижении цели;
4.ответственность и бережное отношение к матери.
Почему важно, что начало действия относится к 1948 году?
Это объясняет раннюю самостоятельность нашего героя.
В первые послевоенные, неустроенные, голодные годы детям приходилось рано взрослеть. Принимать на себя взрослые обязанности.
2 группа: (кружка молока и монеты). Игра на деньги.
Герой сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, которые живут несколько по иным законам.
Почему мальчик ввязался в игру на деньги?
Предписано пить молоко от малокровия;
Хотел показать свою ловкость.
Какую науку ему пришлось постигнуть?
Игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.
Как ведет себя мальчик во время драки и после нее?
Он дерется с мальчиками, отстаивая справедливость.
Еще одно испытание: надо было как-то объяснить свое разбитое лицо.
Он не боится быть первым.
Понимание этого не делает его злым, хитрым.
Этот маленький мужественный мальчик сохранил чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, бестрепетно и отважно, как солдат, несет свои обязанности и свои синяки.
3 группа: (посылка) Лидия Михайловна и мальчик.
Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня. Как важно в такие минуты ощутить тепло, сердечность.
1. Что предпринимает Лидия Михайловна, чтобы помочь своему ученику?
3.пытается подкармливать его у себя дома;
2. Какие чувства испытывает мальчик?
упрямство, упорство, настойчивость, чувство собственного достоинства не позволили мальчику принять посылку от Лидии Михайловны.
“ Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш»
3.Каким же предстает перед вами образ Лидии Михайловны?
Л.М. оказала действенную помощь: она помогала выжить мальчику. Преподала урок стойкости. Урок доброты. Она сумела увидеть в мальчике настоящую человеческую гордость и недетское мужество. Она доказывала мальчику: ты не одинок в этом мире, со своим голодом, синяками, ссадинами, тебе помогут.
Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем. Лидия Михайловна вышла замуж, жила в Иркутске, растила двух дочерей. Вскоре у неё умер муж, и она перебралась в Саранск, поближе к маме. В Саранском государственном университете Лидия Молокова отработала сорок лет. Были ещё командировки за границу: сначала она работала преподавателем русского в Камбодже, потом преподавала язык в военной школе в Алжире. А потом была ещё командировка во Францию, во время которой Лидия Михайловна и узнала, что стала книжной героиней, когда в 1973 году рассказ вышел в свет. Она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича и несколько раз встречалась с ним. Ее не стало в 2011 году.
Для понимания авторского замысла нам необходимо вспомнить некоторые литературоведческие термины. В этом нам помогут наши маленькие литературоведы.
1.Раскройте значение литературоведческого термина:
Прототип – конкретная историческая личность, послужившая отправной точкой для создания образа.
2. Раскройте значение литературоведческого термина:
Портрет литературного героя.
Найдите описание портрета Лидии Михайловны. Какие черты являются определяющими?
Портрет литературного героя – описание внешности героя.
3.Какой прием применяет автор в описании Лидии Михайловны?
Антитеза – это противопоставление. Используется, чтобы подчеркнуть душевную доброту Л.М. и трудное положение героя.
Что такое облигации? Это ценные бумаги, которые выдавались людям во время войны и после нее в счет заработной платы.
Только ли уроки французского преподала Лидия Михайловна в то трудное послевоенное время?
Лидия Михайловна оказала действенную помощь: она помогала выжить мальчику. Преподала урок стойкости. Урок доброты. Она сумела увидеть в мальчике настоящую человеческую гордость и недетское мужество. Она доказывала мальчику: ты не одинок в этом мире, со своим голодом, синяками, ссадинами, тебе помогут.
Почему повесть об учителе, о ребятах, о милосердии заканчивается такой фразой? С чем ассоциируются у героя яблоки?
(Воспоминание об учителе, символ доброты. У милосердия как бы появился запах — запах яблок.)
Рассказ написан в 1973 году.
Вопрос (от Бадмы Ойдупова): Что заставило автора написать рассказ?
В.Г. Распутин пишет: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
Как это характеризует самого Распутина?
Надо ценить добро и уметь быть благодарным.
В свое время я также с интересом прочитала рассказ. Нас, подростков 80-х годов 20 века,
привлекала стойкость этого маленького мальчика, то, как он справляется со всеми трудностями. Хочу сказать, что и образ удивительной Лидии Михайловны из рассказа, и моя влюбленность в свою учительницу литературы Марию Николаевну сыграли определенную роль в выборе будущей моей профессии.
«Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, это прежде всего воспитание чувств…» В.Г.Распутин.
Каким чувствам вы, сегодняшние читатели, можете научиться, прочитав рассказ?
Я желаю вам сохранить в своем сердце все эти чувства, сохранить чистоту ваших душ.