в каком классе читают тихий дон

В каком классе проходят роман «Тихий Дон» М. Шолохов?

В каком классе нужно читать роман «Тихий Дон» Михаила Шолохова?

О чем книга, краткое содержание?

Чему учит произведение?

в каком классе читают тихий дон. answer avatar. в каком классе читают тихий дон фото. в каком классе читают тихий дон-answer avatar. картинка в каком классе читают тихий дон. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Тихий Дон" Михаила Шолохова?

Роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон» изучается в старших классах, в частности в десятом.

Но к прочтению его можно рекомендовать и ранее, на мой взгляд.

Книга описывает жизнь казаков, настоящих, донских. Героев в книге довольно много, но в центре конечно Григорий Мелехов. Все события и герои так или иначе связаны с ним и его трагической фигурой и судьбой.

Красной нитью через все произведение проходит любовь Григория и Аксиньи. Пожалуй, эта пара одна из самых запоминающихся в литературе 20 века. Оба сильные характером, настоящие. Такая и их любовь.

в каком классе читают тихий дон. 8ZLe0mqEGdqT5VLIkUDZcWmnccyI3sZ. в каком классе читают тихий дон фото. в каком классе читают тихий дон-8ZLe0mqEGdqT5VLIkUDZcWmnccyI3sZ. картинка в каком классе читают тихий дон. картинка 8ZLe0mqEGdqT5VLIkUDZcWmnccyI3sZ. В каком классе нужно читать роман "Тихий Дон" Михаила Шолохова?

в каком классе читают тихий дон. answer avatar. в каком классе читают тихий дон фото. в каком классе читают тихий дон-answer avatar. картинка в каком классе читают тихий дон. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Тихий Дон" Михаила Шолохова?

в каком классе читают тихий дон. . в каком классе читают тихий дон фото. в каком классе читают тихий дон-. картинка в каком классе читают тихий дон. картинка . В каком классе нужно читать роман "Тихий Дон" Михаила Шолохова?

в каком классе читают тихий дон. answer avatar. в каком классе читают тихий дон фото. в каком классе читают тихий дон-answer avatar. картинка в каком классе читают тихий дон. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Тихий Дон" Михаила Шолохова?

По математике списывала постоянно, потому что не понимаю эту науку и не люблю.У нас сидел мальчик на последней парте, который очень хорошо учился по математике, как контрольная, он решает и передаёт по своему варианту, вперёд, все списывают Половина класса-работа один в один, у него 5, у нас у всех 3, без одной ошибки.Учитель был в курсе, что все списывают. А по русскому наоборот все списывали у меня.На экзамене по химии решала всем задачи, а самой попался именно тот вопрос, который плохо знала, как сейчас помню-ацетиллен Все троечники получили за экзамен 4-5, а я 3, учитывая, что химию знала на 5

в каком классе читают тихий дон. answer avatar. в каком классе читают тихий дон фото. в каком классе читают тихий дон-answer avatar. картинка в каком классе читают тихий дон. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Тихий Дон" Михаила Шолохова?

Замечательная вещь Александра Куприна!

в каком классе читают тихий дон. answer avatar. в каком классе читают тихий дон фото. в каком классе читают тихий дон-answer avatar. картинка в каком классе читают тихий дон. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Тихий Дон" Михаила Шолохова?

А знаете, как учителя его расшифровывали – Учитель Пришел ЕДва Домой, Голодный, Измученный, Злой. И во многом они были правы. Это про жизнь учительскую

И потом, что вы так упираетесь в информационные технологии. По-моему пора ограничивать «компьютеризацию» образования. Компьютером пытаются подменить живого учителя и в итоге растят каких-то киборгов, без чувств, без мыслей.

Никакой компьютер НИГДЕ, НИКОГДА И НИКАК не заменит живого слова учителя!

Уж поверьте. Всю сознательную жизнь наблюдаю за учителями как снаружи (сам учился), так и изнутри (отец почти 40 лет проработал учителем и супруга – более 30-ти лет)

Так что, дорогие учителя, пользуйтесь компьютером, Интернетом, интерактивными досками и т. п., но не давайте им себя заслонить.

в каком классе читают тихий дон. answer avatar. в каком классе читают тихий дон фото. в каком классе читают тихий дон-answer avatar. картинка в каком классе читают тихий дон. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Тихий Дон" Михаила Шолохова?

Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.

Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.

Источник

Почему «Тихий Дон» Шолохова должен стать главной школьной книгой

в каком классе читают тихий дон. 590. в каком классе читают тихий дон фото. в каком классе читают тихий дон-590. картинка в каком классе читают тихий дон. картинка 590. В каком классе нужно читать роман "Тихий Дон" Михаила Шолохова?

Наш блогер, педагог Роман Лазебников однажды написал пост о месте классической русской литературы в современной школе. Пост вызвал бурную реакцию, его долго обсуждали. Сегодня он немного о другом — о том, как литература может помочь нам всем стать лучше.

Я долго буду помнить глаза одиннадцатиклассника Павла после нашего последнего занятия по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон». «Роман Витальевич, это же про нас, про нас про всех! Как же мы умеем ненавидеть друг друга!».

Когда Паша успокоился, я предложил ему обсудить, что именно в книге вызвало такие мысли. «Понимаете, я впервые увидел и осознал, что погиб целый огромный мир, цивилизация, космос. И ведь этот мир был уничтожен не пришельцами с других планет, не иноплеменниками с Запада, а теми, кто этот мир создавал и населял».

Признаюсь, Паша — на сегодняшний день моя самая большая педагогическая удача. Он понял то, что до сих пор недоступно миллионам моих соотечественников

Великая эпопея М. Шолохова — это страшная в своей правдивости история о том, как сокрушительно и бесчеловечно умеет ненавидеть русский человек. История о том, куда эта ненависть приводит. Главный герой последовательно теряет всё, что ему дорого, что он любит. У Григория Мелехова ничего не остаётся, кроме родной хаты, в которой живёт убийца и нравственный урод, и земля, которая ему больше не принадлежит.

Чуть позже я предложил Павлу посмотреть снятый по роману не так давно одноименный телефильм Сергея Урсуляка. Два дня Паша ходил как туча, я поинтересовался его состоянием. «Как это возможно? Брат убивал брата, за что? За то, что один думал не так, как другой?». В глазах парня под два метра ростом стояли слёзы: «Петр Мелехов говорит Ивану: „Кум, ты моего дитя крестил…“ Это что? Это же конец, мы же такими и остались, глотку готовы друг другу перегрызть за то, что другой не такой, как мы».

В 2015 году я был в гостях в одной из бывших советских республик. Там мне посчастливилось познакомиться с одним из умнейших людей этой страны. «Мой народ спасётся, потому что он не умеет ненавидеть», — сказал он мне тогда.

Я не знаю, спасётся ли народ, к которому мне суждено принадлежать. И. Бродский сказал в своей знаменитой речи о том, что отдельного человека спасти всегда можно. И одно я знаю точно: среди этих отдельных людей будут и мои ученики. Потому что они теперь знают, куда привела ненависть Россию. Они знают, что ей противопоставить. Не буду здесь писать это слово из шести букв. Пусть каждый его произнесет тихо, а лучше — про себя.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Школьная программа
по русской литературе
1—11 классы

Преамбула

Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

Предлагаемый ниже список решает эту проблему следующим образом. Во-первых, он представляет собой сводку различных источников и включает авторов и произведения, которые упомянуты хотя бы в одной из программ, включая «списки литературы на лето», что обеспечивает его полноту.

Во-вторых, вместо распределения произведений по классам (и неизбежно возникающих при этом дублей) список включает все произведения школьной программы, упорядоченные по жанрово-хронологическому принципу, что обеспечивает его систематичность.

Ограничение: список включает только произведения русской литературы и не включает произведений зарубежной литературы.

На все произведения, входящие в список и присутствующие в корпусе Русской виртуальной библиотеки, даны гипертекстовые ссылки, что превращает его в дополнительный интерфейс РВБ, специально предназначенный для нужд школьного образования.

Одновременно с этим, произведения, которые пока остаются без ссылок, определяют вектор дальнейшего пополнения фондов РВБ.

Источник

Материалы к урокам по изучению романа-эпопеи М.Ю. Шолохова на уроках литературы в 11 классе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Материалы к урокам по изучению романа-эпопеи

М.Ю. Шолохова на уроках литературы в 11 классе

Цели на все уроки изучения романа:

Изучить основное содержание текста романа-эпопеи, познакомить учащихся с событиями в стране на рубеже 19 – 20 веков, происходившими в российской истории, на Дону, среди казачества, «эпохи войн и революций», сформировать понимание, как это произведение вписывается в историко-литературный процесс 30-х годов;

Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в освоении главных общечеловеческих, семейных, патриотических, гражданских ценностей современного человека через восприятие исторической культуры донского казачества.

Развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, читательскую культуру и понимание авторской позиции.

Формировать потребности в самостоятельном чтении и анализе романа, развивать устную и письменную речь учащихся;

Вырабатывать навык работы с объёмным художественным произведением, учить осуществлять поиск, систематизацию и использование необходимой информации в тексте романа, в учебнике, в других источниках, в том числе в сети Интернет.

Обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и культуре народов, населяющих Россию.

Опережающее домашнее задание :

записать в виде тезисов, (плана, названий сюжетных событий романа) факты жизни главного героя Григория Мелехова, отметить страницы цитат к характеристике героя (портрет, поступки, поведение, характеристика, размышления над событиями и поступками.) В виде тезиса написать, о чём говорится в каждой части романа.

Выбрать тему для выполнения зачётного задания: сочинение, реферат, доклад, презентация и др.

1. Мир трудовых людей хутора Татарского.

2. Женские образы в романе.

3. Мысли о любви на страницах романа.

4. Путь исканий на переломе двух эпох. Поиски правды Григорием Мелеховым в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон».

5. Григорий Мелехов и Михаил Кошевой.

6. Правда о Гражданской войне на страницах романа.

7. Человек на перепутьях истории. (эссе)

8. Художественное своеобразие романа.

Оборудование : на всех уроках по изучению романа использовать учебный видеофильм и материалы презентации, подходящие к теме урока. Они представлены в Интернете.

Тема: М.А. Шолохов. Личность писателя. Творческий путь. История создания романа «Тихий Дон». Прототипы. Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса.

Цель: Познакомить учащихся с фактами биографии писателя, вызвать интерес к его личности и творчеству.

Познакомить со сложностями написания и издания, особенно 3-4 книг в условиях политической обстановки 30-ых годов. Вызвать интерес к изучению романа.

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения писателя. Это юбилейный год, поэтому он обязательно будет отмечаться литературной общественностью. Это Год Литературы в России. Шолохов один из главных писателей советской литературы, Лауреат Нобелевской премии в области литературы. Это год 70-летия окончания Великой Отечественной войны, а М.А. Шолохов был её участником.

«Я родился на Дону, рос там, учился,

формировался как человек и писатель.»

В ходе урока учащиеся не только слушают, но и составляют краткую запись прослушанного.

Тезисы материалов для урока. Видеофильм «М.А. Шолохов».

1. Место, время рождения, происхождение, годы учёбы, первый учитель Мрыхин Т.Т., Богучаровская гимназия, Каргинское начальное училище, годы гражданской войны, московская гимназия. Самообразование, разнообразие жизненных впечатлений.

Литературный дебют: фельетон «Испытание» в газете «Юношеская правда». сотрудничество в московских газетах и журналах; годы материальных и бытовых трудностей, первый сборник «Донские рассказы».

Работа над романом «Донщина», поездки по области, встречи с людьми, изучение архивных материалов.

Декабрь 1939 года. Закончил работу над романом «Тихий Дон». Удостоен за него Государственной премии первой степени 1941 год. Всеобщее признание и народная слава.

6. Шолоховский край: ст. Вёшенская (вспомнить, что в России много писательских заповедных мест: Михайловское, Ясная Поляна, Спасское Лутовиново, Тарханы, Карабиха, Мелихово и др.) Природа, итория, жители края, его героическое прошлое, встречи писателя с читателями, участие в общественной жизни края, материальный вклад писателя в обустройство станицы.

II . Лекция учителя. (Тезисы)

1. Почему именно на Дону в среде казачества, на исконно казачьих землях события Гражданской войны приобретали самый ожесточённый, кровавый характер?

Исторически сложилось так, что казаки всегда считали себя вольными людьми, у них сложилось особое отношение к воинской службе, казацкой чести, к определённому укладу в воинской иерархии. В казаке соединился и пахарь, и воин. Казака по-особому с детских лет готовили к воинской службе, к защите царя и Отечества, воспитывали смелость,выносливость, мужество,верность царю и престолу, православному христианству и Отечеству. Это складывалось веками, они имели привилегии от царской власти. Разрушить это всё, лишиться старого уклада особенно старшее поколение казачества не хотело.

Казаки владели самыми благодатными плодородными российскими землями, на которых работали, не зная отдыха от беспрерывных крестьянских дел. Эта земля сторицей возвращала урожаем за тяжкий труд. Основная масса казаков были зажиточными по тем временам людьми. Новая власть конфисковывала, отнимала нажитое, лишала привилегий, прав и свободы.

Казаки привыкли к строгой военной иерархии, к имущественному неравенству. Некоторые казацкие должности были выборными, а выбирали миром за природный ум, военную смекалу, ловкость и мужество, умение руководить людьми. В станицах презрительно относились к бедным, считая их лентяями. Новая советская власть провозгласила всеобщее равенство, чего казаки принять не могли.

Вот почему казаки особенно яростно сопротивлялись советской власти в годы Гражданской войны. Изображение кровавых событий на Дону в годы Гражданской войны и стало главной темой романа. Это роман о сульбе народа в переломную эпоху истории.

2. История создания романа.

(Заранее подготовленные учащиеся выступают по этому вопросу).

1. 1925 год. Начало работы над романом «Донщина» о корниловском мятеже на Дону. Ещё нет среди главных героев семейства Мелиховых, Григория. 1926 год. Начало работы над первой книгой романа «Тихий Дон». Изучение архивов в Москве, Новочеркасске, Ростове-на-Дону.Беседы с участниками Гражданской войны. Судьба обитателей мелиховского двора становится центром романа.

1928 год. 1- 4 номера журнала «Октябрь». Первая книга романа.

Четвёртая книга писалась труднее первых. Нужно было привести к логическму завешению судьбы своих героев. Время автора съедала общественная деятельность. Он стал членом редколлегий различных литературных журналов, одним из руководителей Союза советских писателей, депутатом Верховного Совета СССР, членом комитетов партии различных рангов. Нало было дать отпор недоброжелателям, обвинявших его в плагиате.

Нужно было написать книгу, не только достойную первых трёх, но и превосходящую их по силе воздействия на читателя, по художественному воплощению жизненной правды.

1938 год. Над Шолоховым сгущались тучи ареста за якобы контрреволюционную деятельность. Его об этом предупредили друзья. Шолохов тайно, окольными путями едет в Москву на встречу со Сталиным. На заседании Политбюро ЦК защищает себя и своих единомышленников. Ему обещаны безопасность, покой и возможность трудиться.

2. Историко-сюжетная основа романа.

1 том. События, быт, взаимоотношения в казачьей семье среднего достатка Мелеховых накануне первой мировой войны, служба Григория в армии, его участие в империалистической войне. Возвращение домой на побывку после ранения.

— Вспомните роман-эпопею Л. Толстого «Война и мир». Это роман тоже о судьбах семейств в переломные моменты российской истории. Найдите общее и различное.

В романе около 50 героев реальных участников Гражданской войны, командиров разных рангов у белых и красных: Л.Г. Корнилов, С.С. Лукомский, А.М. Каледин, Л.Н. Краснов, Ф.Д. Лиховидов, А.С.Секретеев, Щаденко, Мендельштам, Лагутин, Подтёлков, Кривошлыков.

Харлампий Ермаков не только прототип Григория Мелехова, но и герой романа, который участвует в событиях Вёшенского мятежа, дружит с Григорием Мелеховым, отступает с ним вместе до самого Новороссийска.

1 группа. По первой книге романа отметить цитаты: приметы быта, интерьеров, обычаев, традиций, картин труда.

2 группа. Подобрать материал к характеристикам героев «мелеховского двора» (портреты, поведение, поступки, характер, отношение к труду, оценки).

Тема: Изображение казачьего быта на страницах романа. Картины жизни донского казачества в романе. Идея Дома и святости семейного очага в романе. «Мелеховский двор». Роль и значение женских образов в художественной системе романа.

Цель: Познакомить учащихся с особенностями казацкой жизни: бытовым укладом, обычаями и традициями, военной иерархией, связать это с судьбой героев «Мелеховского двора».

Оборудование : презентация «Картины жизни мелеховского двора».

В «Тихом Доне » он развернул эпическое, насыщенное

запахами земли живописное полотно из жизни донского

казачества. Но это не ограничивает тему романа: «Тихий

общерусское, национальное, народное.

4. Казачьи «льготы»: за верную службу царю и отечеству никогда не были крепостными, надел пахотной земли до 45 гектаров, освобождение ото всех налогов.

5. Постоянная служба от 18 до 36 лет.

6. Казачья военная иерархия: младшие офицеры (урядники, вахмистры), офицеры: хорунжий, сотник (лейтенант), подъесаул (капитан), есаул (майор), войсковой старшина (подполковник), полковник.

Григорий Мелехов возвращается с фронта хорунжим, потом становится сотником.

7. Военное обмундирование, коня семья справляет казаку сама. Пантелей Прокофьич привозит военное обмундирование Григорию в Ягодное.

— Мы знаем об их жизни всё: как выглядел курень (дом), баз (двор), какими были комнаты, чем пахло в них, вишня в палисаднике, столб возле крыльца с колесом наверху для выжаривания на летнем солнце посуды, колодезный журавель – описания всех этих предметов быта семьи Мелиховых, разбросаны по всему роману. (кн. 2, ч. 5, гл. 14, стр. 510 «. На завалинке грелся кот. «).

— Хорошо это или плохо?

Также подробно, детально описана свадьба Натальи и Григория. Пьяные, разухабистые, развязные голоса, фразы, реплики по деталям создают безрадостную для Григория картину. (прочитать отрывки описания свадьбы).

Прочитать портреты Ильиничны, Лукиничны.

— Чем заполнен их день? Как ведут они себя по отношению к детям, мужьям? Какова их судьба?

— Дождалась ли Наталья любви Григория? Как она боролась за любовь?

В поведении, в характере, в одежде Натальи, её матери, свекрови исконно женские качества: терпеливость, трудолюбие, жертвенность, кротость и мудрость.

— 4. Быт казачьего дома с утра до вечера наполнен тяжёлым физическим трудом. Труд создавал характеры цельные, волевые, духовные, нравственно чистые. Казаки надеются только сами на себя. Они презирают лентяев, пустомель, сплетников. Тяжёлая физическая работа горбатит их. Даже больные, они что-то делают, иногда на ходу и умирают. Так умерла свекровь Аксиньи. Постоянно находит себе дело Пантелей Прокофьич, приучил к этому и своих сыновей. Бегом справляются с домашними делами Дуняша. За трудолюбие, кротость полюбили Мелеховы Наталью, а о Дарье Пантелей Прокофьич говорит с презрением: «Онаот работы хоронится, как собака от мух, а сама всё норовит сладкий кусок сожрать, да увеяться на игрища». (кн.2, ч.4, гл. 5, стр.353).

На таких людях держалась мощь и слава России.

Тема: На перепутьях двух эпох. Путь исканий Григория Мелехова.

Цель: Вслед за автором по тексту романа пройти по жизненному пути Григория Мелехова. Учить разбираться в сложных исторических, идеологических, социальных, этических общечеловеческих и жизненных проблемах, вставших на пути главного героя. Учить тезисно записывать выводы проанализированного материала романа. Научить понимать разницу между этикой исторической и общечеловеческой.

«. Мне трудно в этом разобраться.

Блукаю я, как в метель в степи.»

«Трудно нащупывалась верная тропа;

как в топкой гати, зыбилась под ногами почва,

тропа дробилась, и не было

. История человеческих жизней не может быть понята

в творчестве Шолохова без истории времени.»

Л. Якименко «Творчество М. А. Шолохова».

Анализ текста романа. Самостоятельная запись тезисов (плана) проанализированного текста романа. Использование записей предварительного домашнего задания.

Григорий Мелехов до первой мировой войны и революции не задумывался над социальными вопросами. Семья Мелеховых, хотя и небогатая, жила в достатке и уважении односельчан. Благосостояние и уважение доставалось тяжким тудом. Любил Григорий свой хутор, своё хозяйство, труд, отцовскую семью. Мы видим его то во время сенокоса, то на жатве, то на подъёме зяби поздно осенью. Труд был его потребностью, он не мыслил свою жизнь вне работы. Не раз потом, во время войны, с глухой, хватающей за сердце тоской, вспоминал:

«. Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхлённой земли, горький аромат порезанной лемехом травы.»

— Почему так несчастливо сложилась личная судьба Григория?

(Женитьба на Наталье) Прочитать, проанализировать, высказать своё суждение.

Кн. 1, ч. 1, гл. 7,18,19. (старинный «домострой», подчинение младших старшим, родители решили судьбу Григория).

— Кто для Григория Аксинья: мимолётное развлечение здорового бугая или большое настоящее чувство? Когда появилось это настоящее чувство? Докажите это поступками Григория. ч.2, гл. 10.

Служба Григория в армии. Начало империалистической войны.

— Что переживает Григорий после первого боя, первого убитого в бою? Почему?

ч. 3, гл. 5, стр 214. (. будто нёс за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу) ч. 2, гл. 10,стр. 234.

Весть о смерти Григория. ч. 2, гл. 16.

Григорий спасает офицера. ч. 2, гл. 20.

Награждение Георгиевским крестом 4- ой степени. Ранение и госпиталь. ч. 2, гл. 21.

Возвращение домой. ( конец первой книги).

Как воевал Григорий?

Перечисление подвигов Григория за год империалистической войны. ч. 4, гл. 4, 340.

— Как внутренне изменился Григорий?

«. Крепко берёг Григорий казачью честь, ловил случай показать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости».

— Зачем автору нужно было рядом с Григорием рисовать образ Чубатого? ч. 4, гл. 4, стр. 343.

Чубатый за годы войн, бесконечных убийств, если не ты, то тебя, вытравил в себе человеческую душу, стал безразличен, равнодушен к человеческой жизни, в том числе и к своей. Григорий в некоторые моменты словно приближается к его «философии», но никогда не переступает ту грань, после чего наступает полное опустошение, после чего можно без ограничений губить человеческую жизнь. В конце войны «. гнула Григория война, высасывала с лица румянец, красила его желчью, не чаял конца войны дождаться.»

ч. 5, гл. 2, стр 450. Споры с Извариным, встреча с Подтёлковым.

«. после недолгих колебаний вновь перевесила в его душе прежняя правда.»

«. мучительно старался разобраться в сумятице мыслей, подумать что-то, решить. «

Зерно, брошенное в душу Григория солдатом Гаранжой, дало всходы: он подался к большевикам, но, находясь среди них, слушая Изварина и Подтёлкова, мучительно разрывался, раздваивался в своём решении, каким путём идти дальше. Твёрдого мнения у него ещё не было.

Ранение в бою под Глубокой. Расправа над Чернецовым и пленными белыми. Возвращение домой. Мучительные раздумья, к кому примкнуть в этой непонятной круговерти.

— Почему же после побывки дома после ранения Григорий решил не возвращаться к красным?

(Причин несколько: ненависть к войне, усталость от войны, от убийств, отогрелся в тепле домашнего очага; перегибы в действиях командиров Красной Армии по отношению к казакам.)

— Почему Григорий примкнул к восставшим на Верхнем Дону?

(«Молодые ехали поневоле, старые по ретивой охоте», а потом стал одним из четырёх командиров казачьей дивизии).

Перед тем, как Григорий начнёт воевать в Повстанческой армии, автор рисует страшную картину расправы казаков над красноармейцами, объясняющую, что в Гражданской войне нет ни правых, ни виноватых. Это самая несправедливая, жестокая и бессмысленная война, которая может произойти в стране, раздираемой какими-то социальными противоречиями.

Гл. 24 стр. 146 Расправа над Лихачёвым.

— Зачем автор проводит его через это поле?

Книга 3. Ч. 6, Гл. 2, стр. 15. Разговор с братом Петром.

— Ты гляди, как народ разделили, гады. (это доказывает предыдущую мысль).

Гл. 9. стр59. Моральное разложение казаков.

— Почему Григорий стал проникаться злобой к большевикам?

(Они вторглись в его жизнь врагами, отняли его от земли).

— В чём не прав Григорий?

Если бы он в это время по воле случая оказался у красных, также винил бы повстанцев, которые подняли мятеж, не дают мирно работать на земле. Григорий не понимает сути происходящих процессов.

— Какую роль в изображении характера Григория играет 37 глава, стр. 164?

За годы войны он превратился в умелого воина, в бою выверено каждое его движение, владеет знаменитым баклановским ударом, уже не вспоминает после боя убитых им в бою, не сжимается его сердце, когда шашка вонзается в человеческое тело. Пять лет беспрерывной бойни сделали своё дело: в нём вытравлена человеческая душа.

Человек так не может. Каждый шаг его жизни, каждое событие накладывает свой отпечаток в его душе, становясь его характером. Пятилетняя война чуть было не превратила Григория в нелюдя, но человеческое, заложенное дома, в семье, отцом и матерью, остановило его, спасло. Он и сам осознаёт, что с ним случилось и кто в этом виноват.

Разговор с Натальей: «. Какая уж там совесть, когда вся жизнь похитнулась. Людей убиваешь. Неизвестно, для чего всю эту кашу. Неправильный у жизни ход, и может и я в этом виноватый. Зараз бы с красными надо замириться. «

Но ненависть ожесточила сердца, помутила разум, закрыла пути к примирению, не напоила ещё кровью ни тех, ни других. И продолжается бессмысленная война, пока военная удача одних не разобьёт полки других. Муки сомнения начинают мучить Григория.

«. А главное, против кого веду? Против народа. Кто же прав?»

Но Григорий уже бежит от войны и убийств. Шолохов почти не рассказывает о Григории в этот период.

Война разметала и мелеховский двор : умирает Наталья, потом тонет Дарья, переболел тифом сам Григорий и уходит в отступление вместе с белой армией, докатывается вместе со своей частью до Новороссийска.

— Почему Григорий не погрузился на пароход и остался в Новоросссийске? Почему не бежал в Грузию, а потом в Турцию, как предлагал Рябчиков?

(Устал воевать, равнодушие и апатия овладели им. С родиной не хотел расставаться. Смерти от красных не боялся.)

— Почему с ним произошли такие перемены?

-Почему такой неприветливой была встреча двух друзей дома, на хуторе Татарском, после возвращения с фронтов Гражданской войны? Почему Кошевой с непримиримой ненавистью встретил Григория, вернувшегося из Красной Армии?

Вечера у Штокмана сделали его убеждённым большевиком, поэтому он был только у красных. Трагедия его семьи заставила его мстить всем, кто был в повстанческой армии. Из-за мстительности, нечуткости, прямолинейности, он не разбирается, что в душе у человека. Он не признаёт полутонов: для него есть только белые и красные, свои и враги. Это нагульновский тип.

— Как осознаёт себя Григорий, вернувшись с фронта? Гл. 7, стр. 582.

В банде у Фомина Гл. 13, стр. 617

В лесу с дизертирами. Гл. 23, стр. 663.

Последняя встреча с сыном.

Материал для итогов:

Автор постоянно ставит своего героя в условия выбора. Григорий должен принимать решения, совершать поступки. Через цепь поступков раскрывается его характер.

Трагична его сульба из-за переломных событий эпохи, выпавших на его долю. Он отвергал старый уклад казачьей жизни с её военной иерархией и не принимал советскую власть с идеей всеобщего равенства. Он не примкнул до конца ни к тем, ни к другим. Григорий не нуждается ни в оправдании, ни в осуждении.

Когда закрываешь последнюю страницу книги, волнуешься и скорбишь, сострадаешь и жалеешь главного героя и задаёшь себе вопрос: неужели не мог автор закончить произведение как-то по-другому, неужели нельзя было дать исстрадавшемуся герою хоть чуточку счастья? Шолохову предлагали продолжить роман, не оставлять полюбившегося героя на распутье. Даже А. Толстой рекомендовал Шолохову: » Григорий не должен уйти из литературы как бандит. Это не верно по отношению к народу и к революции. Но повторяю, ошибка только в том случае, если «Тихий Дон» кончается на четвёртой книге. Композиция всего романа требует раскрытия дальнейшей судьбы Григория Мелехова.»

Но Шолохов оставляет своего героя на распутье, иного конца у книги быть не могло, потому что заканчивал он свой роман в конце 30-ых годов. Он знал, как поступили с казаками, служившими в белой армии, после Гражданской войны. Он читал об этом в архивах, в частности, о судьбе Абрама Мелехова, он знал, какой кровью далась коллективизация и раскулачивание на Дону, и он уже мог предположить дальнейшую, ещё более трагическую судьбу своего героя.

— Мог ли Григорий Мелехов в этой войне выбрать правильный путь? Был ли он этот правильный путь?

— Кого винит в своих терзаниях Григорий Мелехов? (жизнь, т.е. исторические события и себя: «неправильный у жизни ход, и я в этом виноват»).

— О чём это говорит в его характере? ( цельный характер, готов ответственность всегда взять на себя, он из людей, которые отвечают за всё, что вокруг них происходит.)

— Как влияют исторические события на судьбу человека?

3 группа. Опережающее задание. По тексту романа перечитать (просмотреть) т.1, кн. 2, ч. 5, гл.12,20,28, 29, 30. Составить по ним устный рассказ «Жестокость революции и Гражданской войны и её истоки. Антигуманистическая сущность этих войн».

Примерные материалы выполнения домашнего задания

Возможный вариант плана сравнительной характеристики Гр. Мелехова и Мих. Кошевого.

2. Что у них общего: происхождение, детство и семейное воспитание, образ жизни трудового казачества, «школа Штокмана».

3. Что послужило причиной размежевания взглядов и дальнейшей судьбы Григория и Михаила? Когда и почему это произошло? (ч. 5, гл. 22, стр 548).

5. Беспощадность, непримиримость Кошевого к белоказакам. Умение Мелехова даже в жесточайших условиях Гражданской войны сохранить человечность.

6. Ненависть Михаила к частной собственности; стремление Григория стать хозяином на своей земле.

7. Победитель и побеждённый в последних главах романа. Возможен ли компромисс?

8. Дальнейшие пути-дороги бывших друзей: непримиримые враги, или время всё исправит.

Возможные тезисы для дискуссии по теме:

Какие пути-дороги лежали перед Григорием Мелеховым?

Возможные материалы для устного рассказа

Гл. 12, стр 495. Расправа красных над отрядом белых Чернецова. Григорий не может понять кровавой жестокости и необходимости этой расправы.

Главная мысль рассказа: русские люди убивали русских, односельчане друг друга, необъяснимая жестокость рождала ответную жестокость, ещё больше и больше ожесточались души, исчезала человечность. А что же дальше? Все войны имеют конец, и надо будет снова продолжать жить вместе и восстанавливать разрушенное.

Беседа о связи прошлого и настоящего

— Бывают ли такие войны справедливыми?

Цитатный материал к теме «Пути-дороги Григория Мелехова.»

Цитаты могут быть и другие.

Тема: Правда о Гражданской войне на страницах романа. Антигуманная сущность любой гражданской войны. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии.

Цель: Обобщить материал романа, изображающий Гражданскую войну на Дону. Формировать гуманистическое мировоззрение учащихся на понимании античеловеческой сути войны.

Материалы для урока

«Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин,

У. Теккерей, английский писатель.

«. Путь к победе, усеянный трупами собственных

воинов, не есть истинная победа.»

Г. Д. Гулиа, грузинский писатель.

«. История человеческих жизней не может быть понята

в творчестве Шолохова без истории времени.»

Л. Якименко «Творчество М. А. Шолохова».

«Какую бы эпоху ни избирал Шолохов предетом своего

изображения, он подходит к ней как бесстрашный

исследователь, который стремится выявить её сущность,

её характер, противоречия и конфликты.»

Л. Якименко «Творчество М. А. Шолохова».

1. Беседа. Социально-политические причины и судьбы участников Гражданской войны.

— Каковы социально-политические мотивы Гражданской войны на Дону?

кн. 2, ч.5, гл. 2, стр. 448. (Ефим Изварин).

— Какие идеи выдвигал Ефим Изварин? (Сепаратистские. Создание Донского государства. Территория Войска Донского только для казаков. Установление патриархальных порядков в управлении укладом жизни и войском. Выселение инакомыслящих с территории Дона).

— Как относятся к этой идее казаки и Григорий? (Казакам нравились эти идеи быть единовластными хозяевами на своей земле. Григорий. «чувствуя, как вновь зыбится под его ногами недавно устойчивая почва»).

— К чему привели сепаратистские идеи после развала Советского Союза? На Украине 2014 год.? В других государствах? Приведите примеры.

— Какими методами сумел Подтёлков разбить Изваринский сепратизм?

Не каждый казак мог разобраться в том хаосе идей и событий, которые тогда происходили. Агитатор от каждой партии тянул в свою сторону казака, не разбирающегося в происходящих событиях. На казаках держалась сила Дона. Каждый агитатор говорил, что не желает Граждансой войны, обещал землю, сохранение казачьих вольностей и даже некоторых преимуществ перед остальными.

— Каких ещё агитаторов изобразил Шолохов? Где? Когда? За что они агитируют?

Котляров, Каледин, Лагутин и другие.

Агитаторов со всех сторон хватало. Но казаки, привыкшие жить своим укладом, старались до всего дойти своим умом, разобраться в правоте и выгоде, и не всегда действовали так, как хотелось бы агитаторам.

Гражданская война разрезала на непримиримые фронты не только низовцев с верховцами, бедных с богатыми, казаков с мужиками и иногородними, но и разделила братьев, родителей и детей, соседей, сделав их ярыми врагами.

ч.6, гл. 2, стр. 15. Разговор Петра и Григория

— Почему Пётр уверен, на чьей стороне он должен воевать, а Григорий нет?

Как основная масса казаков относилась к войне?

(равнодушно, страдала от необходимости участвовать в ней. гл.7, стр.46)

Постепенно ярость, ненависть к красным и наоборот, росли.

гл.9, стр. 59. Григорий начинает ненавидеть красных и большевиков, потому что, по его мнению, они виновны в том, что он не занят обычным, привычным ему крестьянским делом; мало брали в плен, больше убивали, мародёрствовали, пьянствовали. Война разрушает человеческую душу, нравственность народа. гл.10, стр 66.

— Как сами казаки объясняли, почему воюют с красными?

Ч 6, гл. 19, стр. 108. Разговор П. Мелехова и М. Кошевого.

— Каков результат Гражданской войны?

Судьбы героев романа

Приведите конкретные примеры, какие трагические или драматические события произошли с героями романа. (практически со всеми)

Пантелей Прокофьевич уходит в отступление и умирает от болезни вдали от дома среди чужих ему людей. Умирает мать Григория, потеряв своего сына в бессмысленной войне.

Погибает Пётр Мелехов от рук своих односельчан.

Гибнет Дарья, оставшись без мужа, накуролесив в жизни столько, что сама жизнь теряет смысл.

Митька Коршунов (брат Натальи) убивает семейство М. Кошевого.

М. Кошевой сжигает дома богатых односельчан, убивает безобидного деда Гришаку.

Умирает Наталья, пытаясь отомстить Григорию, за его похождения вдали от дома, за свою поруганную женскую судьбу.

От шальной пули патруля погибает Аксинья в тот момент, когда она больше всего нужна Григорию.

Все годы «эпохи войн и революций» драматично страдает главный герой Г. Мехов. и т. д.

«Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберёт летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления».

— Почему началось Верхнедонское (Вёшенское) восстание?

Из-за действий советской власти:

— обложили контрибуцией (налогами) богатых людей и их производства;

Гл. 27, стр132 Начало восстания.

Верхнедонское восстание началось в результате неправильных и жестоких действий против казачества. Особенно ярыми инициаторами восстания стали старые казаки, привыкшие жить своим укладом жизни, уже получившие за долгую службу какие-то привилегии.

— Как боролись казаки против красных с советской властью?

Гл.31, стр146 страшное убийство Лихачёва

Гл. 54 (Читать отрывками) отряд коммунистов ведут по хуторам

Гл. 56, стр 258 Дарья на площади убивает своего кума Ивана Алексеевича Котлярова

— К чему привело это восстание? (Поражение, отступление перед частями Красной Армии. Болезни, гибель тысяч людей. Повстанцам пришлось влиться в белую армию и отступить с ней до Новороссийска, а потом многие попали в эмиграцию, потеряли связь с родными и близкими).

Как это произведение вписалось в историко-литературный процесс.

Казаки действовали стихийно, вслепую, потом раскаиваясь в содеянном. Шолохов сочувствует людям, попавшим в эту страшную мясорубку, когда невозможно пересидеть, перемолчать, спрятаться.

Шолохов же был в числе тех немногих, известных нам, который показал, как в годы Гражданской войны казачество сражалось против Красной Армии. После перестройки в 80-ые годы таких книг, не издававшихся раньше, но написанных давно, по следам прошедших событий, стало известно много. Б. Пастернак «Доктор Живаго», А. Солженицын «Красное колесо», Б. Пильняк и другие.

Шолохов сочувственно изображает и тех, и других. Тяжело шло и создание, и издание, особенно 6 и 7 частей романа, в которых изображена Гражданская война на Дону. Не всё в нём устраивало руководителей страны в то время. Те, кто был виновником страшной бойни своего народа, занимали высокие посты в области, в государстве. (Малкин). Поэтому только по высочайшему соизволению «отца народов» книга увидела свет. (Беседа в Кремле Шолохова, Горького и Сталина).

Недаром Нобелевская премия была присуждена писателю «За беспощадный реализм в изображении событий Гражданской войны».

Ко всем пунктам плана указать страницы романа, цитаты с тому фактическому материалу романа, который будет использоваться.

Составить устный рассказ по составленному плану. На следующем уроке за составленный план и, или рассказ по нему поставить оценки.

Возможный вариант плана.

1. C оветская и русская литература 20-го века о Гражданской войне.

2. Как тема сочинения.

а) Почему именно на Дону события Гражданской войны были особенно жестокими и кровавыми?

б) Нечеловеческая жестокость в противодействиях красных и белых.

в) Гибель невинных людей, целых семей в ходе военных действий.

г) Экономические и политические последствия для страны в результате Гражданской войны.

3. Антигуманная сущность Гражданской войны в изображении М. Шолохова.

или Сочувственное отношение автора ко всем героям своего романа.

Задание по группам.

1 группа : Прочитать (перечитать, просмотреть) ч.1, гл.3. Объяснить, проанализировать, о чём рассказывает автор в этой главе.

Тема: Художественное своеобразие романа.

Цель: Помочь учащимся увидеть индивидуальность стиля и мастерства писателя. Повторить художественные средства литературы: стиль писателя, жанр произведения, композиция, сюжет, язык произведения, использование приёмов поэзии, использование устного народного творчества.

В его (Шолохова) произведениях мы видим алмазные

россыпи русской речи. Не в словарях сысканное, не из

С молоком матери впитал писатель приёмы творческих приёмов в русскую художественную речь. Поэтому

так и поражают они своей смелостью и художественной силой.

1. Повторение понятий, входящих в художественное своеобразие.

Это очень сложное понятие, которое включает изучение всего творчества писателя. Можно учёному- литературоведу, критику всю жизнь заниматься творчеством одного писателя, изучая его стиль. Опытные литературоведы, изучающие стиль писателей, могут по половине странички текста определить, кому он принадлежит.

Роман начинается с описания жизни «мелеховского двора», потом хутора, потом важных исторических событий: первой мировой войны, Гражданской войны, Верхнедонского восстания и возвращает нас к тому же «мелеховскому двору». За это время автор знакомит нас с огромным количеством действующих лиц, их судьбами, проводя своих героев через важные исторические события. В каждой новой части он переходит к следующему историческому событию.

(Использовать тезисные планы, составленные учащимися 2 группы.)

Возможный композиционный план.

1. Жизнь «мелеховского двора»накануне Первой мировой войны, 1913 год.

2. Григорий идёт служить в армию.

3. В марте 1914 года. Писатель подводит к изображению Первой мировой войны.

4. 1916 год. Октябрь. Почти два года идёт война. Нарастает усталость, недовольство казачества на фронте.

5. Осень 1917 года. Великая Октябрьская социалистическая революция. Возвращение казаков с фронта.

6. Апрель 1918года. На Дону завершился раздел на белых и красных.

7. Верхнедонское восстание как следствие красного террора, отступление белой армии к Новороссийску, конец Гражданской войны.

8. Вихрь Гражданской войны проносится над Доном, размётывает в разные концы героев романа, рушатся все семейные и духовные связи. Григорий Мелехов, словно одичавший, одинокий волк-бирюк, возвращается к своему дому.

Использование политических и военных документов.

В роман включены исторические, политические и военные документы. Используя их, автор даёт характеристику политичеких событий военного времени, формирование добровольческих отрядов, попытки Каледина поднять казаков против революции, нежелание казаков-фронтовиков воевать. Шолохов анализирует оперативные планы командования, дислокацию войск на разных участках фронтов.

(Проследите, какие документы встречаются в романе).

У каждого человека своя манера говорить, строить предложения, она, как отпечатки пальцев каждого человека, не похожа ни на чей другой язык. Эта особенность языка помогла с помощью количественного анализа на электронно-вычислительной машине доказать авторство «Тихого Дона», так как Шолохову было предъявлено обвинение в плагиате, а рукописи погибли во время бомбёжки Вёшенской в годы Великой Отечественной войны.

Текст по-другому, хуже звучит. Картина, изображённая писателем общим планом, которую видишь, представляешь всю целиком, рассыпается на отдельные картины, виды.

Это не значит, что все предложения Шолохова построены именно так. Язык писателя свободен, прихотлив, имеет сотни различных модификаций. Герои романа разговаривают так, как говорят на Дону. Диалектные слова помогают писателю воссоздать всю полноту казачьей жизни. (Найдите и запишите диалектные слова в тексте романа. Знаете ли вы их значение?)

Когда роман был написан и издан, то появились «переводчики», которые хотели переписать роман, исключив из него все слова народного казачьего говора, диалектизмы. Сделал это некто К.Потапов, журналист газеты «Правда», и новый текст романа был издан в 1953 году, но вызвал бурю недовольства и не имел успеха.

Разрушилась языковая структура, колорит казачьего говора, обескровлена авторская мысль, искажена картина реальной действительности. В народной разговорной речи писатель уловил редкие по выразительности средства: точные названия вещей и действий, признаков, незаметных оттенков.

Назовите фольклорные, диалектные слова. Попробуйте определить, почему Шолохов использует их?

Ч.1, гл. 1, стр.18, абзац «С той поры редко их видели в хуторе.»

Использование старинных казачьих песен.

Старинные казачьи песни просты, образны, наполнены трепетной любовью к родному Дону, к земле, к краю. В них много восклицаний, обращений, символики. В песнях прославлена героическая история казачьего края, быт, взаимоотношения людей, судьба казака, женщины.

Прочитайте народную казачью песню, использованную Шолоховым в качестве эпиграфа к роману.

— Какие художественные приёмы вы в ней можете определить?

(Уменьшительно-ласкательные суффиксы, присущие русскому фольклору;

постоянные эпитеты: славная земелюшка тихий Дон, молодые вдовы.

Обращения, восклицания, создающие приподнятый эмоциональный настрой.

необычайная образность, похожая на волшебную сказку, ставшая в песне символичной: распахана земелюшка копытами, засеяна казацкими головами, украшен Дон молодыми вдовами, цветен Дон сиротами, наполнена волна слезами).

Эпиграф раскрывает тему, основное содержание произведения. Он помогает предугадать события перед началом чтения и настроить на содержание.

— Назовите, какие ещё песни вводит автор в текст романа? О чём они?

Использование автором в прозаической речи художественных приёмов поэтической.

Роман – это проза, но откройте любую шолоховскую страницу, и на каждой вы найдёте поэтические сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты. Автор описывает людей, их характеры, Дон, степь, небо, грозу, ветер, луну, солнце. Эти картины он рисует издалека, крупным планом и вблизи, мелкими деталями. например, степь. кн.3, ч.6, гл. 6, стр 42.

Кн. 1, ч. 1, гл. 3, стр.31. Прочитайте, как семья Мелеховых провожает Петра на службу. Изображены шесть разных фигур со своими позами, жестами, словами, зависящими от характера героя, но все объединены общим настороженным чувством расставания. Так настоящие художники расставляют на картине фигуры, придав им индивидуальность. Точность наблюдений, народность языка, простота формы, эмоциональность помогают автору в языке создать яркие, запоминающиеся образы, картины, происходящие события, что делает произвдение гениальным, любимым читателями.

1. Составить план к сочинению «Художественное своеобразие романа Шолохова » Тихий Дон».

Возможный вариант плана.

1. Традиции русской классической реалистической прозы в романе Шолохова «Тихий Дон.»

2. «В его произведениях мы видим алмазные россыпи русской речи».

а) Использование в прозаической речи художественных приёмов поэтической в описаниях природы.

б) Роль фольклорных приёмов, речи в романе.

г) Портретные характеристики героев.

д) Лирическая эмоциональность, ёмкость жизненных образов.

3. Неповторимость шолоховского стиля (или Любимые страницы «Тихого Дона».)

Методический комментарий к использованию «Материалов к изучению…»

Данные разработки не содержат чёткой структуры урока по анализу художественного произведения. Учитель по своему усмотрению может использовать материалы для тех видов работ, которые входят в привычную для него систему изучения художественного произведения. Здесь нет привычной проверки домашнего задания, хотя оно есть для каждого урока. Вариантов домашнего задания несколько: для сильных, для творческих, для читающих, для логиков и т. д. Как организовать его проверку, способ учитель выберет сам. Опережающее задание необходимо дать за месяц до изучения романа, так как на прочтение такого объёмного произведения с ручкой в руках нужно время. Может, не каждый из современных читателей его осилит. Рекомендации по чтению нужны и слабым учащимся.

В «Материалах…» из литературной критики, из школьных учебников разных лет, из газетных статей и воспоминаний собран фактический материал для каждой темы. Весь текстовый материал романа, цитаты, выдержки напечатаны по изданию «Библиотека учителя» в двух томах, М., «Художественная литература», 1991г., со статьёй В.М. Литвинова и иллюстрациями.

Современные возможности использования видеофильмов, презентаций с помощью мультимедийной доски помогут учителю привлечь интерес к изучаемому роману. Просмотр художественного фильма нужно рекомендовать как домашнее задание: учитель всегда испытывает нехватку времени, а в данном случае вообще «нельзя объять необъятное».

Что учащиеся запишут в тетради по литературе, это тоже выбор учителя. Возможно, запись нескольких ключевых тем и проблем романа помогут им сформировать чёткое представление, о чём это произведение. Записи выполнения домашних заданий: различных планов, практических заданий, названий документов и т.д. продолжат работу обучающихся по изучению романа. Некоторые задания можно использовать как контрольные, некоторые как практические на уроке или дома.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *