в каком классе читают повести белкина

Система уроков по «Повестям Белкина» А. С. Пушкина

По причинам большого объёма материала (25 страниц) у меня нет возможности опубликовать на одной странице все материалы. Поэтому предлагаю ознакомиться с выдержками, а целиком скачать материал

Фрагменты из кинофильма «Станционный смотритель»

Тема: Повесть А.С .Пушкина «Метель».

Традиционный набор элементов:

а) за счёт «фигуры умолчания» в новелле создаётся «таинственная ситуация»: до самой развязки не известно, что узнал Владимир на дворе священника, каков секрет «полусумасшедшего письма», в чём причина молчания Бурмина. Тайна объясняется только в самом конце новеллы.

Б) Сюжет изложен от лица помещика Белкина, «наложившего на них одни и тот же отпечаток своего простодушного взгляда на вещи». Самому Белкину он рассказан девицей К.И.Т, уездной барышней.

4. Система персонажей в 1-ой части новеллы:

Марья Гавриловна и Владимир – Гаврила Гаврилович и Прасковья Петровна – Священник, корнет, землемер, молодой улан, кучер Терёшка, горничная, крестьяне

Тема: Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня-крестьянка.

Урок «Мир русской усадьбы» предлагаю начать с экскурсии по усадьбе. Такой культурологический комментарий упростит работу на уроке, поможет ребятам понять то, что осталось непонятно.

Викторина на знание повести.

— как звали отца Алексея Берестова? (Иван Петрович)

— Что читал Иван Петрович Берестов? (Сенатские Ведомости)

— Как звали отца Лизы Муромской? (Григорий Иванович)

— Кто из помещиков был англоманом? (Муромский)

— Как звали гувернантку Лизы Муромской? (Мадам Жаксон)

— Сколько лет было Лизе? (17)

— Где жили Берестовы? (В Тугилове)

— Где жили Муромские? (В Прилучине)

— К кому на именины ходила Настя? (к поваровой жене в Тугилово)

— Во что играл Алексей Берестов с крестьянками? (В горелки)

— Как звали собаку Алексея? (Сбогар)

— Чьей дочерью представилась Лиза? (Василия-кузнеца)

— Что было изображено на перстне Алексея? (Мёртвая голова)

— Что читала Лиза-Акулина? ( «Наталью, боярскую дочь» Карамзина)

История жизни Ивана Петровича Берестова.

Иван Петрович Берестов в молодости служил в гвардии. Берестов выходит в отставку в начале 1797 года.

Уехав в свою деревню, женился на бедной дворянке, возможно, по воле родителей, и не относился к жене с любовью и заботой; т.к. жена его, когда умирала в родах, он находился на охоте.

«Хозяйственные упражнения скоро его утешили». Берестов строит новый дом. Деньги, вложенные в строительство фабрики, быстро возвратились, доходы утроились. Берестов стал одним из богатых помещиков губернии, отправил сына, подросшего к тому времени, учиться в столицы, а потом в университет, по всей вероятности, Геттингенский. Сам же принимал гостей, занимался лошадьми, собаками, ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей», и сам записывал расход.

История жизни Григория Ивановича Муромского.

Он был близким родственником графу Пронскому, имел значительное состояние. Возможно, он жил в городе. Именно такие люди, не знающие цену затраченному на работу времени, не представляющие, как хлеб родится, беспечно проматывали в столицах состояние, проигрывали в карты, устраивали балы. Муромский служил, но, вероятно, недолго. Возможно, он ездил за границу, где и заразился англоманией.

После смерти жены Муромский уехал с дочерью в деревню. Его проказы: английский сад, костюмы английских жокеев на конюхах, содержание «Мисс

Тема: А. С. Пушкин «Выстрел».

Слово учителя о прототипах.

В облике Сильвио искали черты отдельных современников Пушкина

— «художественная портретность с подполковником Липранды».

— «отчасти повторение личной судьбы Байрона».

Немало дошло до наших дней воспоминаний и рассказов о людях, в равной степени могли быть прототипами героев Пушкина. Интересный случай, характеризующий «хладнокровных храбрецов» этой поры, приводит в своих воспоминаниях декабрист Гангеблов, рассказывая о поручике Шеффлере, который «мало дорожил жизнью»:

Когда офицеры заспорили о точном расстоянии между возведённой ночью батареей и вражеской крепостью, Шеффлер решил помирить их и «направился к цели, помахивая белым платком. Турки, приняв его за парламентёра, не мешали; но когда Шеффлер, достигнув самой крепости, зашагал в обратный путь, но только не по прямой уже линии, а зигзагами, за ним посыпался град пуль. Присоединившись к нам, он объявил, что насчитал 299 шагов».

Сочинение на тему: «В чём смысл названия повести Пушкина «Метель»?»

Трижды возникает образ метели в повести, объединяя все события в ней, объясняя всё в судьбах героев. Образ метели-судьбы тесно связан с образом Божьего храма.

И Бурмин, подобно Марье Гавриловне, тоже следует Божьему промыслу. Он тоже «заблудился» в метели и оказался у церкви. Пройдя через испытания Отечественной войной, он стал по-иному относиться к своему непростительному поступку. Но судьба всё расставила по своим местам. По ходу повести утверждается главное значение всепроникающего образа метели. Именно он переводит повесть Пушкина в разряд произведений о человеческой судьбе, о способности слышать голос судьбы. Как сказал Баратынский, «Всех благ возможных тот достиг, кто дух судьбы своей постиг».

Урок-игра по «Повестям Белкина» А. С. Пушкина

Наталья Геннадьевна (Monday, 09 September 2013 10:59)

Инесса Николаевна!Часто захожу на сайт и нахожу нужный материал. Такой талант! Богатейший материал. Спасибо! Удачи Вам!

Надежда (Monday, 01 December 2014 12:31)

Уважаемая Инесса Николаевна! Хочется хочется сказать Вам огромное спасибо за Ваш труд, за Ваши наработки! Богатейший материал! Позволяет очень разнообразить урок! Спасибо Вам!

Лерочка (Tuesday, 03 November 2015 15:17)

Не очень. Я конечно понимаю, это заняло очень много времени, но там говорится только о «Стационном смотрителе». Почему про другие повести написано очень мало?

Лариса (Sunday, 07 February 2016 19:57)

Спасибо большое. Вы такая умница, дай Бог вам здоровья.

Перова Инесса Николаевна (Wednesday, 09 November 2016 07:28)

Элеонора (Thursday, 09 November 2017 08:50)

Уважаемая Инесса Николаевна! Вы мой учитель в создании сайта (потому что пользуясь Вашими великолепными разработками, я научилась делиться своими. Приглашаю)) https://eleo13.jimdo.com/). Бесконечно Вам благодарна. С удовольствием воспользуюсь системой уроков по «Повестям Белкина». Желаю Вам здоровья, творческих успехов, благодарных коллег и учеников.

Элеонора Высочанская (Saturday, 11 November 2017 15:32)

Позволила себе оформить вашу систему уроков в презентации. Ссылка на архив https://yadi.sk/d/KoHGFwFg3Pc4AN
Большое Вам спасибо

Перова Инесса Николаевна (Saturday, 11 November 2017 17:01)

Спасибо! Интересно посмотреть.

Алёна (Thursday, 21 November 2019 06:23)

Доброе утро. Хотела выразить слова благодарности за вашу работу. Каждый раз нахожу для уроков что-то интересное, от чего можно оттолкнуться. Благодарю.

Источник

Урок литературы в 7 классе Тема: Цикл «Повести Белкина».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок литературы в 7 классе

Тема: Цикл «Повести Белкина».

определить место повести в творчестве А.С. Пушкина;

ознакомить учащихся с содержанием повести; понятием «маленький человек» в литературе;

формировать умение анализировать образ литературного героя;

определить идейный смысл произведения;

рассмотреть основные художественные особенности произведения, нравственные проблемы, поставленные в повести;

совершенствовать навыки монологической речи;

воспитывать гуманное отношение к людям, уважение к родителям.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

— Обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения повести, на какие вопросы ответить?

Кто такой «маленький человек»? Кто из героев повести воплотил в себе образ маленького человека?

Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

— Данная повесть актуальна, привлекательна и очень интересна. В 1972 году режиссер Сергей Соловьев снял фильм по этому произведению. Роль Самсона Вырина сыграл Николай Пастухов.

Уникальный факт: в деревне Выра Ленинградской области находится первый в нашей стране музей художественного героя «Домик станционного смотрителя». Открыт он в 1972 году. Не менее тринадцати раз на Вырской почтовой станции бывал А.С.Пушкин, и народное предание связано с повестью «Станционный смотритель».

Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.

Историческая справка: во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащих, кот отвечал за эту работу называли станционными смотрителями.

«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно».

Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель».

5.Работа по теме урока.

Слово заранее подготовленного ученика о времени и месте создания повести

Есть в творческой биографии А.С. Пушкина особое время, которое литературоведы назвали «Болдинская осень». Это была осень 1830 года. Пушкин готовится к свадьбе с Н.Н. Гончаровой и находится в своем имении в селе Болдино Нижегородской губернии, приводя в порядок хозяйственные дела. Из-за вспыхнувшей холеры он вынужден был задержаться здесь. Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца.

Цикл создан за очень короткое время: с 9 сентября по 20 октября были закончены все пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».

«Ни в одной из «Повестей Белкина» нет идеи. Читаешь – мило, гладко, плавно: прочитаешь – все забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. «Повести Белкина» читаются легко, ибо они не заставляют думать». («Северная пчела», 1834, № 192, 27 августа)

«Правда, эти повести замечательны, их нельзя читать без удовольствия: это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать, но они не художественные создания, а просто сказки и побасёнки». (В.Г. Белинский)

«Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу – прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение». (Из письма Л.Н. Толстого)

Цикл предваряет предисловие «От издателя». Роль издателя Пушкин взял, вероятно, на себя, обозначив инициалы «А.П.», авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Зачем автору нужен такой рассказчик? Очевидно, что благодаря голосу провинциального помещика Белкина, повести отличает уникальная стилевая манера: необыкновенная простота, безыскусность изложения, достоверность. Белкин оказывается идеальным, беспристрастным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц. Кроме того, это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности. Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта. «Повести Белкина» были новым явлением в литературе.

6.Работа над текстом.

А. Словарная работа.

— Как вы понимаете слова «подорожная», «станционный смотритель», «повествователь»?

Подорожная — в 18—19 вв. письм. свидетельство, необходимое для проезда по почтовым дорогам. П. выдавалась губ. или уезд. властями и удостоверяла право получить на почтовой станции опред. кол-во лошадей, зависевшее от чина и звания проезжающего.

Смотритель: (офиц. дореволюц.). Должностное лицо, которому поручено заведывание чем-н., надзор, присмотр, наблюдение за чем-н.

Повествователь — тот, кто повествует о событиях в эпическом литературном произведении (эпическое произведение), он является посредником между миром героев и читателем (читатель).

— Каждая повесть рассказана Ивану Петровичу Белкину, он выступает в качестве писателя, но авторство «Повестей…» принадлежит А.С.Пушкину.

— Как вы думаете, для чего Пушкин вводит образ повествователя?

— Чтобы объединить между собой истории и придать им цельность и впечатление полной достоверности.

К своей повести А.С.Пушкин взял эпиграф из стихотворения П.А.Вяземского «Станция», но изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором», а это низший гражданский чин в дореволюционной России. Давайте посмотрим, какими предстают в повествовании образы станционных смотрителей?

Б. Анализ произведения.

— Кто выступает повествователем в повести «Станционный смотритель»?

— Через повествователя мы узнаём об авторской позиции.

Авторская позиция—это отношение автора к своим героям.

— Как автор относится к главному герою?

(сочувствует, переживает, изображая горе и страдание старика)

— А в чём трагедия Самсона Вырина?

— Назовите главных героев повести?

7.Выразительное чтение текста.

Записи в тетрадях ключевых слов, характеризующих смотрителей: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к

общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».

— Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?

— Каким мы увидели его впервые?

— Найдите в повести другой портрет этот героя.

-Что изменилось в этом портрете?

-Чем вызваны были эти перемены?

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

— Какие качества в характере Вырина вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек? (Самсон Вырин – человек, всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие его горю).

— Найдите описание комнаты, где остановился повествователь. На чем он заострил внимание?

— Как вы понимаете слово «блудный»?

— Но Вырин сам отпустил Дуню покататься. Почему?

— Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?

— Почему его попытки не увенчались успехом?

— Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?

-Почему минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его возлюбленной: «Пошел вон!»

— Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?

— Вспомните, как относились богатые путешественники к станционным смотрителям? В чем трудности службы смотрителей?

В повести Пушкина написано об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.

Через взаимоотношения Вырина и Минского Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека».

Кто такой «маленький человек»?

Анализ образа «маленького человека»

Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

— Можно ли Вырина назвать «маленьким» человеком?

— Переходим к образу другого героя – его дочери.

— Подготовьте устный рассказ «Портрет Дуни».

-Какую роль играла Дуня в жизни Вырина?

Пушкин первым вывел образ маленького человека в своей повести. Забытый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек», образ огромной значимости.

История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием. Но Пушкин не отдается печали полностью. Он всегда иронизирует над героями и над обстоятельствами, и над собой. Характерная для Пушкина ирония проявляется, например, в эпиграфе: «Коллежский регистратор, / Почтовой станции диктатор».

Во времена Пушкина, как вы знаете, основной тягловой силой были лошади. Между населенными пунктами существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащий, который отвечал за эту работу, и назывался станционный смотритель.

— Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя? Почему?

Ирония и в имени главного героя: «маленький», бессильный человек, который назван именем библейского богатыря.

— Кто такой библейский Самсон?

— Перед нами Самсон Вырин. Что вы можете о нем сказать? Сколько ему лет, когда мы с ним знакомимся? Что вы можете сказать о его молодости. Кем он был?

— Мы видим первое сходство между Самсонами: воины.

— Кто сыграл огромную роль в жизни библейского Самсона?

— Кто сыграл огромную роль в жизни Самсона Вырина?

— И это еще одно сходство.

Герой Пушкина – ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Присущи ли таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Сейчас этот вопрос кажется нам странным. Во времена Пушкина мало кто отвечал на него положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными и духовными качествами.

По существу, с Пушкина началась разработка одной из любимых тем русской литературы – тема «маленького человека».

— Вернемся к библейским сюжетам в повести. Прочитаем описание комнаты смотрителя. На чем заостряет внимание повествователь?

— Что вы можете сказать о судьбе Вырина после того, как он понял то, что дочь уехала? Какие чувства его одолевают?

— Почему он испытывает тревогу?

— Что вы можете сказать о попытке вернуть дочь?

— Берет ли Вырин предложенные деньги?

— Как вы думаете, для чего он вернулся?

— Что понимает смотритель, пробравшись в дом во второй раз?

— О судьбе Вырина повествователь узнает от мальчика. Когда он только ехал к смотрителю, какие чувства его одолевали?

— Меняются ли его чувства после того, как он посетил станцию?

Говорит ли это о том, что к дочери пришло осознание совершенного поступка, и она хотела попросить прощения у отца, но опоздала?

— Попробуйте написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к родителям?» Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним особенности жанра «поучение».

(Содержит вступление – обращение, устанавливаются правила жизни, используются глаголы повелительного наклонения, присутствует убедительный тон повествования).

— Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

— Что вы унесете сегодня с урока?

— Над чем задумались?

— Каким высказыванием вы бы закончили урок:

«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)

«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)

— Будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.

10.Домашнее задание: Напишите рассказ-предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Мир пушкинской эпохи. Изучение цикла А.С.Пушкина «Повести Белкина» в 6, 7, 10 классах

в каком классе читают повести белкина. noavatar profile. в каком классе читают повести белкина фото. в каком классе читают повести белкина-noavatar profile. картинка в каком классе читают повести белкина. картинка noavatar profile. По причинам большого объёма материала (25 страниц) у меня нет возможности опубликовать на одной странице все материалы. Поэтому предлагаю ознакомиться с выдержками, а целиком скачать материал

Мир пушкинской эпохи.

Изучение цикла «Повести Белкина» в 6, 7, 10 классах.

А.С. Пушкин. Чем больше мы узнаем о нем, о его творчестве и судьбе, о литературе и жизни его времени, тем глубже постигаем «Повести Белкина».

Мнения литературоведов об этом цикле резко разделились. В частности, Белинский назвал эти повести «не достойными ни таланта, ни имени Пушкина». Это говорит о том, что повести не так уж просты, как кажется на первый взгляд. Одни считают, что это изящная безделушка, шалость гения, а другие видят в них глубокий смысл и содержание. Другие (например, Анна Ахматова) видели в этом цикле «грозные вопросы морали», а это уже говорит о философской прозе, о постановке главных проблем человеческого бытия.

По программе В.Я. Коровиной «Повести Белкина» изучаются в 6, 7 и 10 (гуманитарном) классах. Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса.

В 6-м классе учащиеся впервые знакомятся с прозаическим произведением Пушкина. Им предоставляется (по выбору учителя и учащихся) изучать произведения «Барышня крестьянка» или «Выстрел». Можно сюда добавить еще и «Метель». Эти произведения отличаются занимательным сюжетом, и будут интересны в 12- летнем возрасте. И именно на этих произведениях показать образец вдумчивого чтения, понимания той эпохи, в которой жил Пушкин и его герои.

Прочитав три повести из цикла, класс делится на группы и работает над исследованием этих произведений.

1группа. Русская усадьба XIX века. Учащиеся должны восстановить, опираясь на текст повести «Барышня – крестьянка», целостную картину русской дворянской усадьбы, ее жизни и быта.

Каждая помещичья усадьба была как бы самостоятельным государством, каждый барин был полноправным хозяином своих земель и крепостных. Будучи фактически диктатором во всем околотке, такой помещик не церемонился и со своими собственными детьми, присваивая себе право распоряжаться их судьбами (Берестов Алексею: «…а покамест намерен я тебя женить»).

Работая над исследованием этой повести, ученик получает представление об укладе

жизни в дворянской усадьбе, о быте русской деревни, которое будет углубляться с чтением «Дубровского» и «Евгения Онегина».

2 группа. По повести «Выстрел» можно предложить поработать над проектом «Честь и смысл жизни», который включает в себя изучение повести «Выстрел», условий дуэли пушкинскую эпоху и автобиографические черты самого Пушкина.

Так или иначе, но эта бескровная развязка говорит о гуманизме автора и показывает веру в победу «добрых чувств» над злыми предрассудками среды.

Что такое дуэль? Каковы условия дуэли? Сколько дуэлей было у Пушкина?

3 группа. Провести исследование по теме «Почему метель развела одних и свела других?»

Ироничный тон рассказа подчеркивает несерьезность поверхностной романтической моды, увлекшей на время дворянскую молодежь, особенно провинциальную.

Но есть одно но, что вносит серьезную ноту в ироническую картину провинциального помещичьего быта: это война 1812 – 1814 годов, которая вклинивается в действие повести. Уже не иронически, а патетически звучит описание общего патриотического восторга, охватившего всех русских людей, когда войска со славою возвращались из-за границы: « Время незабвенное. Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество! Как сладки были слезы свидания!» Война преображает людей, смывая все ложное, напускное и обнажая то, что таится в душе каждого русского человека.

Какую роль сыграла метель в жизни героев? Как война изменила героев? Почему Владимир погиб?

И – идентифицируйте проблему

Д – доберитесь до ее сути

Е – есть варианты решения

А – а теперь за работу

Л – логические выводы

Ставится проблема. Например: «Почему Дуня уехала с Минским, а не осталась с отцом?» или «Искупила ли Дуня свой грех, приехав на могилу к отцу?» Потом добираются до сути путем различных вариантов решения проблемы. На эти вопросы нет однозначного ответа, и это очень важно, так как подростки, привыкшие решать все жизненные ситуации с максималистских позиций, учатся понимать, как не прост мир, их окружающий, и как не просты человеческие отношения во все времена.

О том, что не с легким сердцем покидала Дуня родительский дом, говорит одна скупая фраза: «Ямщик …сказывал, что во все дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте». Слово «казалось» здесь необходимо, потому что это передается со слов ямщика, а ямщик не мог точно судить о душевном состоянии Дуни. Повесть заканчивается картиной, изображающей Дуню на могиле старого смотрителя. И впечатление от этой картины тем сильнее, что она показана в наивном восприятии мальчика, которого удивил приезд неведомой барыни: «Я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго». И, конечно, плакала, но мальчик не видел слез, потому что смотрел «издали». Как все это живо! Как естественно это любопытство мальчика, который хочет видеть, что будет делать барыня на могиле, но не смеет подойти ближе! Это заключительный аккорд повести. Наложен последний штрих, образ Дуни дорисован до конца, и то, что оставалось еще неясным, теперь ярко выступает наружу. Картина ее немого горя говорит красноречивее, чем целые страницы сентиментально- психологических объяснений.

Вернемся к «Притче о блудном сыне». Какова позиция отца в притче и позиция Самсона Вырина?

А дети? Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?

В 10 классе мы будем говорить о «Повестях Белкина» на качественно новой основе,

стараясь не повторять вопросы анализа 6 и 7 классов.

Можно предложить три вида исследовательской деятельности.

1. «Проблема Белкина» и хронология повестей.

Пушкин взял на себя роль издателя, авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Почему? Какую функцию выполняет И.П. Белкин как автор? Связан ли Белкин со всеми повестями необходимой внутренней связью или связь эта внешняя и случайная?

Повести расположены не в хронологическом порядке их написания

в 1830 году. Сначала были написаны «Гробовщик» (9 сентября), «Станционный смотритель» (14 сентября), «Барышня-крестьянка» (20 сентября), а через некоторое время «Выстрел» (14 октября) и «Метель» (20 октября).

В чистовом варианте повести расположены иначе: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик, «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Следовательно, мысль Пушкина-автора уже в композиции цикла. Однако обнаружить эту мысль, «нечто, объединяющее отдельные довольно пестрые по содержанию» повести, оказывается крайне сложным. Какая тема объединяет эти истории?

Пушкин «передал» авторство повествования подставному автору. Следовательно, именно в «загадке Белкина» нужно искать ответ.

Выяснение причин оформления повестей в такой цикл приводит к серьезному разговору о произведениях и к их реальному анализу на новом уровне осмысления текста.

2. Символика цвета в повести «Гробовщик».

О значимости цветовых образов, о символике цвета написано много. В частности можно вспомнить удивительную символику желтого цвета в романе Достоевского. Примерно в том же русле, хотя и в гораздо меньшем объеме используется желтый цвет у Пушкина в повести «Гробовщик».

3. Автобиографические черты в «Повестях Белкина».

В цикле отразилась биография автора не столько творческая и профессиональная, сколько личная. Автобиографической была для поэта в 1830 году сама по себе «белкинская атмосфера»: ценности обычной жизни, поиски личного счастья.

Черты личности автора отразились в повести «Выстрел», обстановка в Тригорском угадывается в «Барышне-крестьянке». Возможно, в повести «Метель» Пушкин рассказал историю бракосочетания своей сестры Ольги. В «Гробовщике» Адриан – реальное лицо.

Попытка учеников стать настоящими исследователями очень важна, так как способствует умению глубоко проникать в художественный мир произведения, развивает мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, логически верно излагать свои мысли. Мы воспитываем бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову, к культуре речи; совершенствуем навыки этичного межличностного общения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *