в каком классе читают муму тургенева
Урок литературы в 5-м классе. И.С. Тургенев. «Муму»
Разделы: Литература
Тема урока:Иван Сергеевич Тургенев. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.
Оборудование урока: слайды мультимедийной презентации (Приложение).
1. Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново
Учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева, используя слайды мультимедийной презентации.
«По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.
В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей.
Затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию.
До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи.
После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М.А.Бакуниным.
Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т.А.Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни.
В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. Сначала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия.
Наряду с рассказами о прошлом и «таинственными» повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания») и «Стихотворениям в прозе», где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти.
Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни. Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.
2. Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»
3. Аналитическое чтение начала рассказа (слайд № 7)
« В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи».
– Нарисуйте словесный портрет барыни. (слайд № 8)
– Нарисуйте словесный портрет Герасима. (слайд № 9)
«… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.
Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле. »
– В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?
– Чем среди крестьян выделялся Герасим?
– Как относился Герасим к своим обязанностям?
– Как относились к нему окружающие люди?
– Как относится барыня к Герасиму?
4. Рассуждение над мотивами поступков героев
– При каких обстоятельствах барыня увидела Муму?
– За что невзлюбила барыня Муму? (слайд № 11)
«Барыня начала ее ласковым голосом подзывать к себе. Му-му, отроду еще не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась и бросилась было к двери, но оттолкнутая услужливым Степаном, задрожала и прижалась к стене»
– Что приказала сделать барыня? Почему? (Дети рассуждают на эту тему)
5. Обобщение по уроку (слайд № 12)
«А Герасим все греб да греб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил весла, приник головой к Му-му, которая сидела перед ним на сухой перекладинке – дно было залито водой – и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Му-му, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее. Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки. »
6. Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос: (слайд № 13) Подумай, кто утопил Муму?
1. Герасим?
2. Барыня?
3. Степан, передав приказ барыни?
4. Политическая ситуация?
6. И.С.Тургенев?
– Почему ты так считаешь, обоснуй свой ответ.
Статья «Из опыта изучения рассказа И.С. Тургенева «Муму» на уроках литературы в 5 классе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рассказ Тургенева И.С. «Муму», несмотря на достаточно легкое восприятие детьми сюжета, почти всегда оказывается по сути и основной мысли непонятным для пятиклассников. Причина кроется, может быть, в изображении эпохи, далекой от современности, незнакомой для учащихся. Дети не изучали еще на уроках истории подробно быт и нравы крепостнической России, имеют поверхностное представление о крепостном праве.
К тому же читательский опыт в анализе серьезных художественных произведений не сформирован в начальной школе на уроках литературного чтения. Да и в читательском восприятии пятиклассников еще господствует наивно-реалистическое отношение к искусству. Они не видят и не осознают того назначения, которое берет на себя русская классическая литература.
Чтобы помочь учащимся в подлинном, достоверном понимании рассказа И.С.Тургенева, нужно зафиксировать в начале изучения их оценку героев и происходящих событий. Поэтому целесообразно провести опрос по тургеневскому рассказу до момента анализа, выявляя читательское восприятие произведения, и затем сравнить с итоговой работой.
Анализ художественного произведения на уроках литературы должен разбудить и направить в верное русло читательское воображение, усилить эмоциональные реакции, возникшие при чтении.
Исходя из этого систему уроков можно выстроить следующим образом:
Интересно ли было читать рассказ?
Какое местo в рассказе кажется вам самым радостным?
Какое настроение остается после чтения рассказа?
Кому, кроме Герасима, вы сочувствовали, читая рассказ?
Когда вам больше нравится Герасим: в начале или в конце рассказа?
Всегда ли вы соглашались с тем, что делал Герасим?
Почему рассказ назван “Муму”, а не “Герасим”?
Какие беды испытал в своей жизни Герасим.
Почему Герасим утопил Муму и ушел от барыни?
Что в рассказе осталось непонятным?
Детство И.С.Тургенева. История создания рассказа «Муму». Непримиримое отношение писателя к угнетению людей. Знакомство с героями (Чтение начала рассказа)
2 урок. Жизнь в доме барыни. «Из всей челяди. самым замечательным лицом был дворник Герасим»
4 урок. Герасим и Муму.
5 урок. Возвращение Герасима в деревню. Смысл названия. Подготовка к домашнему сочинению.
Тема: Жизнь в доме барыни
Ι. Образовательные: проанализировать экспозицию и первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Разбор произведения строится на основе анализа «вслед за автором», если мы хотим обнаружить логику связи эпизодов
1. Как выглядит дом барыни? Что мы узнаем об этой героине в начале рассказа? Каково отношение к ней автора?
«… уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»
Как вы понимаете эти слова? Какое отношение автора передают? Почему это описание не вызывает чувства жалости к героине?
? Почему это описание не вызывает чувства жалости к героине?
2. Назовите последовательность картин, которые раскрывают личность Герасима: жизнь в деревне, новое житье в городе, обязанности дворника, отношение с дворней, описание каморки, особенности поведения, связанные с его «несчастьем»
? Почему Герасим был «самым замечательным лицом» из челяди барыни?
Дело не только в физической силе, свойственной богатырям,или в том, что он глухонемой от рождения, но и в его трудолюбии, честности, азарте к работе, любви к чистоте, порядку, нелюбви к пьянству.
(характеристики записать в тетрадь)
⁈ Характеризуя работу Герасима, автор подбирает меткие слова, передающие его богатырскую стать, умелость и усердие. Найдите эти слова.
( сложенный богатырем, самый исправный тягловый мужик, одаренный необычайной силой, весело было смотреть, как пахал; огромные ладони; казалось, без помощи лошаденки; сокрушительно действовал, проворно и безостановочно молотил, торжественная важность, неистомная работа… )
“Т я гло” – крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян.
Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности. Писателю важно показать, что «глухонемой» не главное несчастье для Герасима. Он не выглядит ущербным человеком. Он не «глух и глуп», как говорит о нем Капитон. Он чутко вопринимает отношение людей к себе, понимает, когда над ним смеются.
⁈ Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?
(“…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…”)
? Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?
(Старуха – помещица, а Герасим – крепостной.)
? Легко ли он привык к городской жизни? Найдите слова, показывающие его переживания
(Сравнения: вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле; как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы ; «бросался на землю… целые часы лежал неподвижно, как пойманный зверь…”» )
Несчастье Герасима не столько в глухоте и немоте, сколько в подневольном его положении
⁈ Одним из средств характеристики является описание каморки Герасима. В чем особенность интерьера? Что хочет подчеркнуть этим описанием автор?
? Какие чувства вызывает герой у автора? Какие слова передают это отношение?
( Симпатия к герою и авторское сочувствие в прямых словах «Славный он был мужик» и в сравнениях. Найти! Сравнения подчеркивают связь героя с природой
⁈ Способ характеристики героя — сравнение его с другими персонажами. С кем сравнивается? (С другими дворовыми)
Каковы окружавшие барыню люди, разберемся в их положении в доме, в их занятиях;
Приживалка-бедная женщина, жившая в доме из милости; её положение было бесправным.
Компаньонка-женщина, которую нанимали в барские дома для развлечения дам
Лакей-1)слуга, 2)раболепный приспешник, подхалим
Кастелянша— женщина, ведавшая бельём
Дворецкий-управляющий хозяйством и прислугой в помещичьем хозяйстве
— К какому сословию принадлежат все эти люди?
Часть крепостных обслуживала богатых помещиков. Это была так называемая дворня
Какими они показаны?
Какими показаны Гаврила? Капитон? Татьяна? Покорными жертвами крепостнических порядков.
Ведь Татьяна не возразила ни разу, покорно отнеслась к решению барыни
Выберите слова для ее характеристики.
Подневольное положение искажает человеческие качества, принижает человеческое достоинство. Именно поэтому на фоне дворовой челяди Герасим показан самым замечательным лицом. Тургеневская повесть — это история о том, как трудно победить в себе раба, покорность, безликость, как трудно бороться за свое человеческое достоинство.
Домашнее задание: подготовить рассказ о героях (о Татьяне, Капитоне, о дворовых). Доказать нравственное превосходство Герасима над дворовыми.
В каком классе проходят повесть «Муму» И. Тургенев?
Прочитав один раз этот рассказ Тургенева, забыть его не возможно.
Тяжело представить картину, где Герасиму приходится топить своего друга, собаку Муму по приказу боярыни.
На мой взгляд, такое произведение изучается в школе достаточно рано, ведь его проходят в 5 классе. Я помню, как сильно я переживала этот момент, именно после таких произведений и я не люблю рассказы, которые заканчиваются не очень хорошо.
Этот рассказ достаточно известен. Все мы помним Герасима, котоырй утопил свою собачку Муму по приказу барыни. Очень жаль что он так поступил со своим другом. Ведь он мой уйти со своей собакой от барыни.
Проходят это произведение в пятом классе. Автором его является Тургенев.
Да, поступок не далёкого Герасима который не утопился сам, а утопил лучшего и единственного друга вызывает недоумение у многих и у детей в том числе.
Многим детям Муму читают их родители, некоторым вообще до школы.
А вообще изучают это произведение в пятом классе на уроках литературы.
В повести «Муму» автор описывает историю Герасима, который утопил свою любимую собачку Муму, потому что так приказала жестокая барыня.
Повесть эта печальная, прототипом барыни стала мать Тургенева, она тоже была злой и жестокой помещицей, которая привыкла командовать и не щадить чужие чувства, этот человек наоборот упивался своей властью и радовался, когда кому-то плохо.
Для меня всегда оставалось загадкой почему Герасим так поступил с собачкой, а затем просто ушел в деревню, ведь мог же сразу уйти и забрать с собой Муму, но видно не смог противостоять воле барыни.
Проходят это произведение в 5 классе.
Произведение «Муму» школьники проходят в пятом классе.
Краткое содержание:
Главный персонаж — глухонемой крепостной, которого зовут Герасим. Он верно и преданно служит своей хозяйке, барыне. Барыня забирает Герасима из деревни в город. Там он живет один в каморке, у него нет друзей. Единственный друг — собачка по кличке Муму.
Барыня — властная жестокая женщина, привыкла, что все беспрекословно выполняют ее приказы. Она заставляет Герасима утопить своего единственного друга Муму.
Это произведение учит нас не быть такими жестокими как барыня, которая издевалась наж своими крепостными. В нем показано бедственное положение крепостных, которые не могли сказать ни слова своим хозяевам.
Рассказ «Муму» написанный Тургеневым очень волнительный, он заставляет нас переживать бурю различных эмоций, и, к сожалению, грустить и печалиться.
В рассказе показано время когда царит крепостное право.
Главный герой рассказа, Герасим, является подневольным. Он находится на службе у барыни и поэтому неукоснительно выполняет все её распоряжения и даже избавляется от единственного любимого существа, собаки, которую он назвал Муму.
В школьной программе рассказ «Муму» изучают в пятом классе. На мой взгляд, очень рано, ведь не все способны осознать и понять действия главных героев рассказа Тургенева
В каком классе читают муму тургенева
Моя дочка учится в 5 классе, и ее класс неотвратимо приближается к чтению «Муму». Такое вот предновогоднее чтение положено программой. Я думаю, что дополнительно объяснять, о какой «Муму» идет речь, не нужно. Ведь «Муму» стала совершенно особым литературным, да и культурным феноменом. Большинство людей с 10‒11 лет знают, что это рассказ о том, как «Герасим утопил свою собачку Муму». Автора конечно, не всякий с ходу назовет.
Рассказ был написан в 1852 году, без малого 170 лет назад. В революционную эпоху эта история, конечно, нужна была новому государству для возбуждения и поддержания в юных и не очень душах ненависти к крепостничеству, как порождению царского режима. Рассказ Тургенева «Муму» издавался отдельным изданием и в 1917-м, и в 1918-м, и в последующие годы, а затем прочно, на сто лет, поселился в школьной программе. Видимо, по мнению первого придумавшего ввести «Муму» в школьную программу, советский строй сильно выигрывал перед ужасами царского режима. Объективности ради стоит сказать, что в гимназические хрестоматии (для чтения по желанию) она попала уже в восьмидесятых годах 19 века, после отмены крепостного права. Все-таки судьба рассказа уникальна: сначала царское правительство его боялось – «возбуждает недовольство крепостным правом», потом поощряло – «возбуждает недовольство крепостным правом», и советскому государству он пригодился на тех же основаниях. А теперь, когда всякого рода стереотипные взгляды на классику и ее преподавание вроде бы пересматриваются, оказалось, что небольшой рассказ Ивана Тургенева полон самых разных, в том числе и глубоких философских смыслов. Как говорит Дмитрий Быков, вопрос «Зачем Герасим утопил Муму?» ‒ это третий вопрос русской литературы после «Кто виноват?» и «Что делать?».
Во всяком случае, этот вопрос занимает умы уже 170 лет. Радует, что в профессиональной среде предположения о том, что же «хотел сказать автор», уже не так однозначны, как прежде. И версии предлагаются одна интереснее другой. А главное, в том, что рассказ не детский и смыслы его младшим детям непонятны, все практически единодушны.
Но вот парадокс – составители школьных программ и учебников почему-то не в курсе этих мнений. Правда, составители некоторых новых учебников решились на новаторство – предлагают изучать «Муму» в 6 классе! Но с той же системой вопросов, которая должна привести к пониманию поступка Герасима как «освобождения». Да еще и предвосхищают закономерную реакцию детей вопросом: «Как вы думаете, почему Герасим не мог уйти вместе с собакой в деревню?» Я считаю, что такого рода вопросы блокируют последнюю возможность ребенка иметь собственное мнение, а значит, и приблизиться к тому философскому смыслу, который несомненно есть в этом рассказе. Хотя какие уж философские смыслы, когда половина класса рыдает, а те, кто уже заблокировал свои чувства от ударов русской классики, автоматически расскажут учителю все, что положено рассказать по учебнику. Да, я знаю школы, где мудрые учителя не испытывают детей на прочность чтением «Муму», есть и один учебник, где достойные авторы как-то смогли обойтись без «Муму». Но это только две школы и один, совсем не массовый, учебник.
А массовой школе нет дела до переживаний реальных детей. И даже до того, что так и начинается неприязнь к классике. Встречаются еще и пафосные рассуждения, что грубым детским сердцам полезно очищение слезами. Но что если эти слезы чаще не смягчают сердце ребенка, а наоборот, ожесточают, закрывают? И потом психотерапевтам и душепопечителям приходится открывать такие сердца, уже взрослые, заново.
Я, вполне взрослый человек и уже опытный читатель, не понимаю самого важного про школьный взгляд на «Муму». Как можно в поступке Герасима видеть освобождение? От чего можно освободиться, намеренно убив свою единственную любовь? Как можно уже 170 лет восхищаться Герасимом и его поступком? Автор, мол, сказал, что Герасим «замечательный» человек. А автор всего навсего имел в виду, что Герасим «заметный, отличающийся от других» ‒ это устаревшее значение слова «замечательный», которое Тургенев часто использует. Да и вообще Иван Сергеевич Тургенев не такой автор, чтобы человека и его поступки как-то однозначно оценивать. Уж учителям это должно быть известно. Может, и известно, но сочинениями на тему «В чем нравственная сила Герасима» и т.п. интернет полон. Значит, они востребованы.
Мне Герасима жалко, я ему глубоко сочувствую. Он выбрал жизнь спокойную, но не человека, а робота. Поэтому я одобрить его решение не могу. И согласиться с авторитетными мнениями, что рассказ заканчивается «оптимистично», тоже не могу.
За что Герасим утопил Муму?
Я не пойму, я не пойму.
В каком бреду он был, в каком дыму?
Ведь не к добру, не по уму.
Что он за чувства чувствовал внутри,
Пока она пускала пузыри?
… … … … …. … … … … … …
…Он привязал к Муме два кирпича ‒
Глаза садиста, руки палача…
… … … … … … … … … …
…Не зарекайтесь, люди, от чумы,
Сумы, тюрьмы и участи Мумы.
Алексей Кортнев очень точно говорит не только о непонимании мотивов поступка Герасима, но и об ощущении безысходности, которое оставляет «изучение» этого текста в 10‒11 лет. (И, добавлю, сопровождает многих во взрослой жизни.)
Уже совсем не иносказательно, а вполне аргументированно и убедительно рассказала не только о невозможности понимания, но и о большой психологической травматичности встречи с «Муму» в таком возрасте известный психолог Людмила Петрановская:
«…Вот этот последний крохотный кусочек надежды на материнскую любовь, зависимую субличность безрассудно надеющегося на чудо и милость ребенка, Герасим и топит, а сначала заботится о ней, прощается и оплакивает. Как оно и бывает в терапии. Теперь он может уйти, он больше не привязан ‒ ни в каком смысле. И больше не ребенок.
Хорошо, когда удается осмыслить свой опыт в образах, выговориться, разыграть по ролям внутреннюю драму своей души. Тогда можно уйти, пусть с потерями и ранами, но все же освободиться. И прожить свою, непростую, не очень счастливую, но свою жизнь, со своими чувствами и своими выборами.
Возвращаясь к детям и чтению — “1984” мы дали ребенку читать в 14. А “Муму” и в 14 рано, потому что семейные ужасы страшнее ужасов режима».
Вполне возможно, что Муму действительно построена на непроговоренных мотивах Герасима, которые остаются тайной для читателя. Получается, что Герасим проходит в некотором роде обряд инициации и тем освобождается.
Школьный и «официальный» образ Герасима поддерживался не в последнюю очередь книжными иллюстраторами (например, Игорем Пчелко) и художественным фильмом 1959 года. Герасим там полон собственного достоинства, величия и внутренней силы. Такой народный богатырь из эпоса. Но дело в том, что если бы Герасим был таким, каким его до сих пор ‒ наверное, следуя традиции, ‒ изображают художники, то он скорее утопился бы сам, или утопил бы барыню, или… Как утверждает моя племянница-восьмиклассница, она знает 7 вариантов того, что мог бы сделать Герасим. И все эти 7 вариантов, по ее мнению, гораздо логичнее авторских.
Мне думается, что если бы «Муму» читать лет так с 14, то можно поговорить с ребятами о важных и актуальных для них вещах: насилии власти и семьи, самоопределении, выборе жизненного пути, жизненных и семейных ценностях, настоящей любви и настоящей литературе. И обсудить с ними самые интересные варианты ответа на «третий вечный вопрос» русской литературы. И если собака ‒ это символ, то что же утопил Герасим. Кажется, Дмитрий Быков прав, и «Муму» ‒ одно из важнейших философских сочинений русской литературы.
А вот как мне рассказать сейчас дочке (да и любому из ее ровесников), что Герасим, утопив Муму, возможно, утопил свою душу, я не знаю. Что для нее больнее – когда топят собаку или свою душу? Вариант про «душу» предложил Дмитрий Быков. Мне он очень созвучен. И для меня он и есть объяснение моей боли от этого рассказа.
В оформлении статьи использована иллюстрация Игоря Пчелко к рассказу Тургенева «Муму»
Некоторые издания рассказа Ивана Тургенева «Муму»:
Литература. 5 класс
Конспект урока
И. С. Тургенев «Муму». Протест против рабства
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Иван Тургенев (1818–1883) – классик русской и мировой литературы, романтик реализма.
Реализм – направление в литературе, для которого характерна правдивость повествования.
Романтика – то, что содержит идеи и чувства, возвышающие человека.
Барин (барыня) – человек из высоких сословий – помещиков, дворян.
Помещик (от слова «поместье», «усадьба») – дворянин, владеющий поместьем и живущий за счет труда крепостных крестьян.
Крепостной – крестьянин, который находится в зависимости от помещика.
Гувернёр – воспитатель дворянских детей.
Дворня – вся прислуга в барском доме и дворе.
Челядь, холопы – дворовые люди в богатом доме, покорные слуги.
Лицемерие – отрицательное моральное качество, когда заведомо плохим поступкам приписываются возвышенные цели.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Иван Сергеевич Тургенев родился 28 декабря 1818 года в городе Орле в дворянской семье. По матери – Варваре Петровне – Тургенев принадлежал к старинному роду Лутовиновых.
Отец писателя Сергей Николаевич Тургенев был также дворянских кровей. Он служил в кавалергардском полку, вышел в отставку в звании полковника. Беспечный образ жизни красавца-кавалергарда разорил его, и потому он вступил в брак по расчёту с некрасивой и немолодой, но богатой дворянкой. Семья не жила счастливо.
Детские годы Тургенев провёл в материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. Мать Варвара Петровна была женщиной жестокой и раздражительной, и детей лаской не баловала.
Грамоте будущего писателя учил крепостной человек – доморощенный актер Леонтий Серебряков. С ним юный Тургенев очень сдружился. Мальчик и слуга часто гуляли вместе в саду, где крепостной читал маленькому Ване стихи и рассказывал истории из крестьянской жизни.
Юного барина очень впечатляли эти рассказы, особенно несправедливое положение крепостных, их бесправие и беззащитность перед хозяевами.
С 1827 года семья Тургеневых переехала в Москву. Обучение Ивана Тургенева проходило в частных пансионах, после чего – в Московском университете на словесном факультете. Спустя год Тургенев перевёлся на факультет философии Петербургского университета. Также учился за границей.
Литературным творчеством начал заниматься в университете. На третьем курсе, в 1834 году, он пишет свою первую поэму «Стено» – размышления о смысле жизни, но это было не самое удачное его произведение… В 1838 году в журнале «Современник» были опубликованы его стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицейской» об античной статуе. И критики узнали о новом литераторе – Тургеневе.
После знакомства с Виссарионом Белинским Тургенев начинает активно писать стихи и рассказы на социальные темы. Вместе с ним он уезжает в Европу. Несколько лет Тургенев живёт и учится во Франции, Англии, Голландии, Германии. Изучает иностранные языки и философию. Позже Тургенева будут называть писателем-философом.
Расцвет творчества – 1846–1860 – годы сотрудничества с журналом «Совеременик», в который его позвал Николай Некрасов.
После смерти Гоголя в 1852 году Тургенев пишет для журнала некролог, за который его отправляют на два года в ссылку в родное село. Именно там он и создаёт свой знаменитый рассказ «Муму», который вышел также в «Современнике» в 1854 году.
Сюжет навеян писателю реальными событиями, которые происходили в московском доме его матери на Остоженке.
Итак, глухонемой крепостной дворник Герасим спасает маленькую собачку, которую кто-то бросил в реку. Он берёт собачку к себе, ухаживает за ней и даёт ей кличку Муму.
Это второй поступок, который совершил крепостной без позволения барыни. А первый – он тайно влюбился в крепостную девушку. Да, в те времена крепостной не мог ни питомца себе завести, ни жениться по любви…. С Муму жизнь его наполняется радостью, но длится это счастье недолго. Внезапно старая барыня устраивает скандал из-за лаянья собачки и приказывает убрать Муму со двора. Герасим не хочет, чтобы собаку мучили, поэтому решает лично утопить её. После смерти Муму жизнь его теряет смысл, к тому же, девушку, которую он любил, барыня выдала замуж за пьяницу-дворового. И тогда Герасим снова поступает по своему – он покидает дом барыни и возвращается в родную деревню.
Прототип Герасима из «Муму» – слуга Тургеневых Михаил Филиппович, который оглох после выстрелов во время восстания декабристов 1825 года.
В рассказе Герасим – самый заметный человек в доме, он работает дворником. Барыня привезла его из своей деревни, где Герасим считался лучшим работником. Мужик сильный, могучий, но глухонемой; он привык выполнять тяжёлую работу в поле, и сейчас скучал по родной земле.
В барыне из «Муму», как считают некоторые исследователи творчества Тургенева, писатель вывел свою жестокосердную и властную мать. Тургенев вспоминал, что любимой поговоркой его матери была фраза: «Хочу казню, хочу милую». По сюжету сыновья её служат в Петербурге, дочери вышли замуж, и последние годы своей серой старости она доживает в имении, окружённая многочисленной прислугой. Ее забава – играть судьбами подчинённых людей. Одна из ее жертв – Герасим, которого по своей прихоти она разлучает с самым любимым существом.
Известно, что мать писателя также предпочитала по своему усмотрению распоряжаться жизнями своих крепостных, нещадно наказывала их за любые провинности, что вызывало праведный гнев в сердце её сына. Позже, когда повзрослевший Тургенев наведывался в родное имение, родительница не смела при нём наказывать слуг.
Задачей рассказа «Муму» было показать широту души простого русского человека, на фоне которой ещё ярче видна безнравственность некоторых дворянских особ.
Теоретический материал для углублённого изучения
Иван Тургенев – Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) – знаменитый русский писатель и поэт, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений.
Тургенев был не только великим русским писателем, но и активным защитником униженных и оскорблённых. Его герои – люди широкой души, они чувствуют себя чужими в людской толпе, одинокими и беззащитными. За высокий стиль письма и образцовый язык критики называли Тургенева романтиком реализма.
Помимо литературной деятельности, Тургенев изучал философию. В 1879 году он стал почётным доктором Оксфордского университета.
В письмах В. П. Боткину Виссарион Белинский писал про Тургенева: «Этo чeлoвeк нeoбыкнoвeннo yмный У T. мнoгo юмopy Booбщe Pycь oн пoнимaeт. Bo вcex eгo cyждeнияx видeн xapaктep и дeйcтвитeльнocть».
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Сортировка элементов по категориям
Рассортируйте элементы правильно. Какие качества присущи барыне, а какие – Герасиму?
Варианты: обладает силой; тоскует по дому; капризничает; имеет причуды; любит заботиться; любит показывать власть; следует древним обычаям; отзывается на чужую боль.
Обучающийся должен вспомнить отрывки рассказа «Муму», где даётся характеристика главных героев, обсуждение образов барыни и Герасима на занятии, и выбрать верные ответы. Анализируя представленные варианты, он составляет такую таблицу:
следует древним обычаям
любит показывать власть
отзывается на чужую боль
Подчеркните верный вариант ответа на вопрос: «Кто послужил прототипом Герасима?» Варианты: друг Тургенева по университету; брат Ивана Сергеевича; слуга из материнской усадьбы Тургенева; глухой военный – знакомый автора.
В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал и на основании урока выбрать вариант. После прочтения всех вариантов ученик вспоминает, что Тургенев с детства не терпел издевательств над крепостными, и что прототипом барыни в рассказе является властная мать писателя. Также он вспоминает о том, как несправедливо обращалась мать писателя со своими подданными, как нещадно наказывала их за любые провинности и далее – информацию о том, что в усадьбе матери жил глухой слуга, на этом основании ученик делает правильный выбор.
Правильный ответ: слуга из материнской усадьбы Тургенева.