в каком классе читают гулливера

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 60. Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

о творчестве английского писателя Джонатана Свифта и его произведении «Путешествие Гулливера»;

характеризовать героев произведения;

Дюйм – единица измерения расстояния. 1 дюйм = 2,54 см.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2/ (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018., ‒223с.: ил. С. 160‒166.

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – С. 29‒32

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М.: Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

Ввести в круг чтения 4-классников произведения зарубежных писателей о путешествиях и приключениях.

Основное содержание урока

Умер Джонатан Свифт 19 октября 1745 года и похоронен в соборе Святого Патрика – главном протестантском соборе Ирландии.

В книге четыре части: герой совершает четыре путешествия, каждый раз попадая в диковинные страны. Первая страна – Лилипутия.

Какими чертами обладают лилипуты? Они ничтожны, неблагодарны, высокомерны, чванливы, лицемерны. Именно так чувствует себя нормальный человек при дворе, среди интриг, доносов, предательства. Свифт зло смеется над «серьезными» различиями враждующих партий: например, отличие их в величине каблуков.

«Его императорское высочество, наследник престола имеет некоторое расположение к высоким каблукам, один каблук у него выше другого” вследствие чего походка его высочества прихрамывающая. Две партии – Тремексенов (высокие каблуки) и Слемексенов (низкие каблуки)».

Свифт смеется над борьбой из-за обрядов между католиками и протестантами, что приводит к кровопролитным войнам как внутри государства, так и между государствами (война Лилипутии и Блефуску – намек на войну Англии и Франции за испанское наследство). Свифт ввел в рассказ о том, что повод к войне – спор, с какого конца нужно разбивать вареное яйцо: с тупого или с острого.

В стране лилипутов показана реальная жизнь Англии: подхалимство, шпионаж, злоба, алчность. Взять, к примеру, изображение министров, которые добывают пост премьера-министра путем акробатических прыжков и танцев на канате. Вспомним изображение ничтожной фигурки императора лилипутов, претендующего на мировое господство и именуемого придворными подхалимами. “Отрада и ужа вселенной”, честолюбив монарх. Король лилипутов очень напоминает английского короля Георга I, находившегося у власти с 1714 по 1727 г., отличался большой скупостью и невмешательством в деле правительства, фактически передоверив заботы о государстве своим министрам.

Под именем Флимнапа, который пользуется особой славой за свои прыжки, выведен ненавистный Свифту премьер-министр Роберт Уолполь, стоявший с 1721 г. во главе министерства вигов. Политическую деятельность Уолполя Свифт сравнивает с ловкими “прыжками” канатного плясуна.

Делается вывод о ничтожности королей – лилипутов, премьер-министров-лилипутов (отмечается великолепие сатиры Свифта) Гулливер обнаруживает у власти имущих ненасытную жажду завоеваний и порабощения свободных народов.

Современники Свифта легко узнали за Лилипутией и Блефуску – Англию и Ирландию, а за героями романа – конкретных людей. Писатель очень точно показал, насколько Гулливер одинок, потерян и заброшен, когда вокруг – все другие и всё другое.

«Путешествия Гулливера» — программный манифест Свифта-сатирика. В первой части читатель смеётся над нелепым самомнением лилипутов. Во второй, в стране великанов, меняется точка зрения, и выясняется, что наша цивилизация заслуживает такого же осмеяния. В третьей высмеиваются наука и человеческий разум вообще. Наконец, в четвёртой части появляются мерзкие йеху как концентрат исконной человеческой природы, не облагороженной духовностью. Свифт, как обычно, не прибегает к морализаторским наставлениям, предоставляя читателю сделать собственные выводы — выбрать между йеху и их моральным антиподом, причудливо облечённым в лошадиную форму.

Первый русский перевод «Путешествий Гулливера» вышел в 1772-1773 годах под названием «путешествия Гулливеровы в Лилипут, Бродинягу, Лапуту, Бальнибарбы, Гуигнгмскую страну или к лошадям».

Разбор типового тренировочного задания

Гулливер побывал в следующих странах:

2) В стране лилипутов.

5) В стране великанов.

Разбор типового контрольного задания

Зачеркните фразы, которые не относятся к приключению Гулливера в стране лилипутов/ великанов

Зачеркните фразы, которые не относятся к приключению Гулливера в стране великанов

Источник

Конспект по литературному чтению 4 класс «Путешествие Гулливера»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

25.04. Литературное чтение.

Тема: Д.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока. Словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.

в каком классе читают гулливера. hello html m4d466bb7. в каком классе читают гулливера фото. в каком классе читают гулливера-hello html m4d466bb7. картинка в каком классе читают гулливера. картинка hello html m4d466bb7. Литературное чтение, 4 класспознакомить с биографией Джонатана Свифта и его произведением «Приключение Гулливера»;

в каком классе читают гулливера. hello html m4d466bb7. в каком классе читают гулливера фото. в каком классе читают гулливера-hello html m4d466bb7. картинка в каком классе читают гулливера. картинка hello html m4d466bb7. Литературное чтение, 4 классразвивать словарный запас учащихся;

в каком классе читают гулливера. hello html m4d466bb7. в каком классе читают гулливера фото. в каком классе читают гулливера-hello html m4d466bb7. картинка в каком классе читают гулливера. картинка hello html m4d466bb7. Литературное чтение, 4 классвоспитывать чувства толлерантности.

в каком классе читают гулливера. hello html m4d466bb7. в каком классе читают гулливера фото. в каком классе читают гулливера-hello html m4d466bb7. картинка в каком классе читают гулливера. картинка hello html m4d466bb7. Литературное чтение, 4 классдавать характеристику героям;

в каком классе читают гулливера. hello html m4d466bb7. в каком классе читают гулливера фото. в каком классе читают гулливера-hello html m4d466bb7. картинка в каком классе читают гулливера. картинка hello html m4d466bb7. Литературное чтение, 4 классопределять тему и основную мысль произведения;

в каком классе читают гулливера. hello html m4d466bb7. в каком классе читают гулливера фото. в каком классе читают гулливера-hello html m4d466bb7. картинка в каком классе читают гулливера. картинка hello html m4d466bb7. Литературное чтение, 4 класспересказывать эпизоды из изученых эпизодов;

в каком классе читают гулливера. hello html m4d466bb7. в каком классе читают гулливера фото. в каком классе читают гулливера-hello html m4d466bb7. картинка в каком классе читают гулливера. картинка hello html m4d466bb7. Литературное чтение, 4 классразвивать речь, творческие способности детей.

в каком классе читают гулливера. hello html m4d466bb7. в каком классе читают гулливера фото. в каком классе читают гулливера-hello html m4d466bb7. картинка в каком классе читают гулливера. картинка hello html m4d466bb7. Литературное чтение, 4 классосуществлять познавательную и личностную рефлексию;

в каком классе читают гулливера. hello html m4d466bb7. в каком классе читают гулливера фото. в каком классе читают гулливера-hello html m4d466bb7. картинка в каком классе читают гулливера. картинка hello html m4d466bb7. Литературное чтение, 4 классопределение с помощью учителя учебной задач и удержание ее в течение урока;

в каком классе читают гулливера. hello html m4d466bb7. в каком классе читают гулливера фото. в каком классе читают гулливера-hello html m4d466bb7. картинка в каком классе читают гулливера. картинка hello html m4d466bb7. Литературное чтение, 4 класссамостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой.

в каком классе читают гулливера. hello html m4d466bb7. в каком классе читают гулливера фото. в каком классе читают гулливера-hello html m4d466bb7. картинка в каком классе читают гулливера. картинка hello html m4d466bb7. Литературное чтение, 4 классучебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

в каком классе читают гулливера. hello html m4d466bb7. в каком классе читают гулливера фото. в каком классе читают гулливера-hello html m4d466bb7. картинка в каком классе читают гулливера. картинка hello html m4d466bb7. Литературное чтение, 4 классработа в парах и группах.

в каком классе читают гулливера. hello html m4d466bb7. в каком классе читают гулливера фото. в каком классе читают гулливера-hello html m4d466bb7. картинка в каком классе читают гулливера. картинка hello html m4d466bb7. Литературное чтение, 4 классформирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

в каком классе читают гулливера. hello html m4d466bb7. в каком классе читают гулливера фото. в каком классе читают гулливера-hello html m4d466bb7. картинка в каком классе читают гулливера. картинка hello html m4d466bb7. Литературное чтение, 4 классосновы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.

Оборудование : персональный компьютер, медиа-проектор, выставка книг «Путешествие Гулливера».

1. Организационный момент.

-Ребята, повернитесь, поздоровайтесь с гостями.

-Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (интересным, познавательным, успешным).

-Для этого надо… дружно работать, внимательно слушать учителя и товарищей, не бояться трудностей.

-Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

-Путешествие в увлекательную страну литературы мы начнем с викторины.

2. Мотивация к учебной деятельности. Викторина

Вам нужно будет назвать название и автора.

1. Музыка, потом слайд

Из какого произведения прозвучала музыка? (Бр.Гримм «Бременские музыканты»)

2. Главная героиня следующего произведения почувствовала этот предмет через 20 тюфяков и 20 перин из гагачьего пуха. (Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»)

3. Иллюстрация к какой сказке перед вами? (Андерсен, «Гадкий утенок»)

5. Сходи-ка ты к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она? (Ш.Перро «Красная шапочка»)

6. Узнайте сказку по предметам :

Вечером, окончив работу она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой (Ш.Перро «Золушка»)

7.-Пип! Пип! – пропищал птенец и вывалился из скорлупы.

«Ужасный урод! – сказала утка. –И совсем не похож на других! Уж не индюк ли это в самом деле?» (Андерсен «Гадкий утенок»)

-К какому жанру можно отнести все эти произведения? (СКАЗКА)

-Что такое сказка? (Сказка – это жанр литературного произведения, в котором изображается чудесное и необычное. Сказку раньше передавали из уст в уста.)

-Обратите внимание на фамилии авторов – сказочников (зарубежные писатели)

-Совершенно верно, все эти сказки принадлежат перу зарубежных писателей, а раздел, который мы начинаем изучать, называется «Зарубежная литература».

-Как вы понимаете слово «ЗАРУБЕЖНАЯ» (иностранная, писатели из других стран)

Перед вами выставка книг зарубежных писателей. Многие из них вам уже знакомы, с другими тоже непременно познакомитесь.

-Открывает раздел отрывок из произведения английского писателя Д.Свифта «Приключения Гулливера».

-Какие цели поставите перед собой?

Мы сможем поразмышлять …

(Познакомиться с биографией автора, произведением зарубежной литературы, развивать творческие способности, продолжать учиться работать в группах)

Давайте послушаем рассказ о жизни и творчестве Д.Свифта (рассказывают дети)

3. Работа над новым материалом. Биография.

Знаменитый английский писатель, поэт Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в Ирландском городе Дублин в семье бедного священника.

Отец умер за несколько месяцев до рождения сына. Мать оставила ребенка на воспитание дяде. Жизнь в чужом доме заставила мальчика с детства испытывать унижения и нужду.

После школы Свифт поступил в Тринити – колледж Дублинского университета. Окончив его, служил секретарем у состоятельного отставного дипломата, затем священником, и, наконец, настоятелем Дублинского собора Святого Патрика.

В России «Путешествия Гулливера» впервые напечатали в 1772-1773 годах.

Джонатан Свифт ушел из жизни в 1745 году, в возрасте 77( семидесяти семи) лет, завещав похоронить себя в Дублинском соборе.

— Что вам запомнилось из биографии Д. Стифта?

— Комы мать оставила ребенка на воспитание? (Мать оставила ребенка на воспитание дяде ).

— Что приготовила жизнь мальчику в чужом доме? ( Жизнь в чужом доме заставила мальчика с детства испытывать унижения и нужду. )

— Каким ребенком рос Джонатан Свифт? (Юный Джонатан рос остроумным и независимым ).

— В каком году этот роман был напечатан в России? (В России «Путешествия Гулливера» впервые напечатали в 1772-1773 годах ).

4.Работа над текстом (стр. 160)

— Сегодня мы прочитаем отрывок из произведения Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». Главный герой которого – английский врач и моряк Гулливер, который попадает в удивительные страны, где с ним происходят разные истории.

-Все приготовились к чтению. Как настоящие путешествинники мы будем делать остановки по пути. Значит читать будем с комментариями и беседой. Итак, мы отправляемся в захватывающее путешествие, в неизвестную страну и нам с вами встретятся слова, значение которых надо объяснить.

— Что может являться помощником в толковании слов? (Мы можем посмотреть в толковом словаре Ожегова).

— Как расположены слова в словаре? (Слова в словаре расположены в алфавитном порядке)

— Найдите в словаре значения слова колчан и колышки . (Дети самостоятельно ищут в словаре значение слов.)

Врассыпную – разбежались в разные стороны.

Заметались – беспокойно задвигались из стороны в сторону.

Чтение произведения с обсуждением событий текста, составление плана.

Озаглавить. (Гулливер связан как рыбка.)

Определить черты характера Гулливера. (Путешественник,терпеливый,добрый, сильный.)

-Почему пробуждение Гулливера было непривычным?

-Что необычного произошло дальше?

-Кого увидел Гулливер?

-Как вы думаете, что произойдет дальше? (Ответы детей)

— Мы переходим к чтению второй части.

— Во второй части, как и в первой есть слова, значение которых надо посмотреть в словаре.

— Найдите в словаре значение слов помост и свиток

Помост – возвышение, площадка из досок.

Мальчик-паж – молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе.

Свиток – свернутая трубочкой рукопись на полосе бумаги

Озаглавить. (Встреча Гулливера с важной особой.)

Определить черты характера Гулливера. (Уважительный, догадливый.)

-Что построили лилипуты и зачем?

-Как вы думаете, о чем читал маленький человек? Как повел себя путешественник?

-Существует язик жестов. Этот язык помогает людем лучше понять друг друга, даже тогда, когда они не могут понять друг друга с помощью слов существуют такие жесты которые понятны в любой стране. И Гулливер, как опытный путешественник согласился с намерияними маленьких хозяев, кивнув головой, и завершил их в доброжелательном отношении, приложив руку к сердцу.

-Как вы думаете, что произойдет дальше? (Ответы детей)

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

6. Первичное закрепление с проговариванием. Характеристика героя.

в каком классе читают гулливера. hello html 781faa07. в каком классе читают гулливера фото. в каком классе читают гулливера-hello html 781faa07. картинка в каком классе читают гулливера. картинка hello html 781faa07. Литературное чтение, 4 класс

Определение темы произведения.

— О ком идет речь в этом произвелении? (О путешественнике Гуллевере)

2. Определение основной мысли произведения.

— Ребята, а какова основная мысль произведения?

— Что хотел нам автор сказать главного? Чему нас научить?

(Все люди разные – большие и маленькие, добрые и злые. Но уважать нужно всех и тогда язык общения совершенно не важен.)

— Ребята, сейчас мы проверим вашу внимательность. У вас на партах лежат карточки. Вам надо вставить пропущенные слова. Для этого задания вам понадобиться учебник. Надо найти этот отрывок в тексте и дополнить его.

— Повторим правила работы в парах.

Работай вместе, дружно;

Слушать мнение соседа и высказывать свое;

Быть внимательными друг к другу, вежливыми;

Вовремя оказывать помощь.

7. Рефлексия учебной деятельности.

1. Какое у вас сейчас настроение?

2. Какие трудности возникли на уроке?

3.Оцените свою работу на уроке. (Дети оценивают себя.)

— Какой раздел мы начали изучать?

— С каким писателем познакомились?

— А теперь нас ждет еще одно небольшое интересное испытание. Вы художники-иллюстраторы. Составте рисунок для титульной страницы книги.

Источник

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 60. Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

о творчестве английского писателя Джонатана Свифта и его произведении «Путешествие Гулливера»;

характеризовать героев произведения;

Дюйм – единица измерения расстояния. 1 дюйм = 2,54 см.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2/ (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018., ‒223с.: ил. С. 160‒166.

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – С. 29‒32

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М.: Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

Ввести в круг чтения 4-классников произведения зарубежных писателей о путешествиях и приключениях.

Основное содержание урока

Умер Джонатан Свифт 19 октября 1745 года и похоронен в соборе Святого Патрика – главном протестантском соборе Ирландии.

В книге четыре части: герой совершает четыре путешествия, каждый раз попадая в диковинные страны. Первая страна – Лилипутия.

Какими чертами обладают лилипуты? Они ничтожны, неблагодарны, высокомерны, чванливы, лицемерны. Именно так чувствует себя нормальный человек при дворе, среди интриг, доносов, предательства. Свифт зло смеется над «серьезными» различиями враждующих партий: например, отличие их в величине каблуков.

«Его императорское высочество, наследник престола имеет некоторое расположение к высоким каблукам, один каблук у него выше другого” вследствие чего походка его высочества прихрамывающая. Две партии – Тремексенов (высокие каблуки) и Слемексенов (низкие каблуки)».

Свифт смеется над борьбой из-за обрядов между католиками и протестантами, что приводит к кровопролитным войнам как внутри государства, так и между государствами (война Лилипутии и Блефуску – намек на войну Англии и Франции за испанское наследство). Свифт ввел в рассказ о том, что повод к войне – спор, с какого конца нужно разбивать вареное яйцо: с тупого или с острого.

В стране лилипутов показана реальная жизнь Англии: подхалимство, шпионаж, злоба, алчность. Взять, к примеру, изображение министров, которые добывают пост премьера-министра путем акробатических прыжков и танцев на канате. Вспомним изображение ничтожной фигурки императора лилипутов, претендующего на мировое господство и именуемого придворными подхалимами. “Отрада и ужа вселенной”, честолюбив монарх. Король лилипутов очень напоминает английского короля Георга I, находившегося у власти с 1714 по 1727 г., отличался большой скупостью и невмешательством в деле правительства, фактически передоверив заботы о государстве своим министрам.

Под именем Флимнапа, который пользуется особой славой за свои прыжки, выведен ненавистный Свифту премьер-министр Роберт Уолполь, стоявший с 1721 г. во главе министерства вигов. Политическую деятельность Уолполя Свифт сравнивает с ловкими “прыжками” канатного плясуна.

Делается вывод о ничтожности королей – лилипутов, премьер-министров-лилипутов (отмечается великолепие сатиры Свифта) Гулливер обнаруживает у власти имущих ненасытную жажду завоеваний и порабощения свободных народов.

Современники Свифта легко узнали за Лилипутией и Блефуску – Англию и Ирландию, а за героями романа – конкретных людей. Писатель очень точно показал, насколько Гулливер одинок, потерян и заброшен, когда вокруг – все другие и всё другое.

«Путешествия Гулливера» — программный манифест Свифта-сатирика. В первой части читатель смеётся над нелепым самомнением лилипутов. Во второй, в стране великанов, меняется точка зрения, и выясняется, что наша цивилизация заслуживает такого же осмеяния. В третьей высмеиваются наука и человеческий разум вообще. Наконец, в четвёртой части появляются мерзкие йеху как концентрат исконной человеческой природы, не облагороженной духовностью. Свифт, как обычно, не прибегает к морализаторским наставлениям, предоставляя читателю сделать собственные выводы — выбрать между йеху и их моральным антиподом, причудливо облечённым в лошадиную форму.

Первый русский перевод «Путешествий Гулливера» вышел в 1772-1773 годах под названием «путешествия Гулливеровы в Лилипут, Бродинягу, Лапуту, Бальнибарбы, Гуигнгмскую страну или к лошадям».

Разбор типового тренировочного задания

Гулливер побывал в следующих странах:

2) В стране лилипутов.

5) В стране великанов.

Разбор типового контрольного задания

Зачеркните фразы, которые не относятся к приключению Гулливера в стране лилипутов/ великанов

Зачеркните фразы, которые не относятся к приключению Гулливера в стране великанов

Источник

Урок литературного чтения «Знакомство с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» (УМК «Школа России»

Данная разработка может быть использована для проведения урока литературного чтения в 4 классе по УМК «Школа России»

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения «Знакомство с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» (УМК «Школа России»»

Чуркина Светлана Петровна, учитель начальных классов

(МБОУ Пригорская СШ Смоленский район),

Пороховая Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов

(МБОУ Пригорская СШ Смоленский район),

Ананьева Марина Григорьевна, учитель начальных классов

(МБОУ Пригорская СШ Смоленский район),

Шпилькина Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов

(МБОУ СШ № 39, г. Смоленск),

Галактионова Юлия Валерьевна, учитель начальных классов

(МБОУ СШ № 39, г. Смоленск),

Шепелева Юлия Сергеевна, учитель начальных классов

(МБОУ СШ № 15, г. Смоленск),

Короткова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов

(МБОУ «Гимназия № 4», г. Смоленск),

Родина Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

(МБОУ «Гимназия № 4», г. Смоленск),

Кузнецова Светлана Михайловна, учитель начальных классов

(МБОУ «Гимназия № 4», г. Смоленск).

Урок литературного чтения

«Знакомство с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».

(по УМК «Школа России», авторЛ.Ф. Климанова и др.)

познакомить с отрывком из произведения Дж.Свифта «Путешествие Гулливера»; познакомить с биографией Дж. Свифта; совершенствовать навык осознанного чтения про себя; расширять словарный запас; развивать умение аргументировать своё мнение, познавательную активность, наблюдательность, внимание, память;формировать умение давать самооценку своей деятельности; воспитывать способность к сопереживанию;формировать уважительное отношение к истории и культуре других народов

Учебник «Литературное чтение», 4 класс, 2 часть. Л.Ф. Климанова и др.

Выставка книг ДЖ. Свифта.

Раздаточный материал для коллективной работы.

Карточки для самооценки.

Карточки с текстом для творческого задания.

1. Организационная часть урока. (Эмоциональный настрой).

— Здравствуйте, ребята! Хотите ли узнать новое о странах, людях, обычаях? (Да!)

— Как это можно сделать? (Можно отправиться в путешествие, посмотреть фильм или почитать книги.)

— Но мы не можем отправиться в путешествие, да и фильм посмотреть не сможем. Что же нам делать? (Читать книги.)

— Молодцы! Правильное приняли решение. Путешествовать можно и с книгами и их героями.

2. Актуализация опорных знаний

— Кто из знакомых вам литературных героев совершал путешествия? (Алиса, Элли, Незнайка и т.д.)

— Да. С этими героями происходят разные события: иногда смешные, иногда грустные. Каким словом можно заменить слово «событие», «происшествие»? (Приключения.)

— Ребята, а что такое приключение? (Приключение – это захватывающее происшествие, цепь нечаянных событий и непредвиденных случаев, интересное испытание.)

— Нужны ли нам приключения? Зачем? ( Чтобы узнавать новое, неизвестное.Чтобы было интересно.)

— Что важно во время путешествия? (Быть внимательным, наблюдательным, дружелюбным, умным и т.д.).

3. Сообщение темы урока и цели.

— Посмотрите на записи на доске и продолжите фразы, которые говорят путешественникам, отправляющимся в путь:

— Какое из записанных и отгаданных вами пожеланий говорят морским путешественникам?(Семь футов под килем.Попутного ветра.)

— Сегодня мы совершим путешествие с одним из морских путешественников. А вот кто он, вы сейчас отгадаете сами.

Ребята делятся на команды. Далее каждой команде предлагается собрать разрезанные картинки, на которых изображены сюжеты из произведения «Путешествие Гулливера»

— Кто изображён на собранных вами картинках?(Гулливер, т.к. многие дети знают этого герояпо мультфильму и прочитанной книге).

— Как вы думаете, как будет называться произведение, с которым мы будем работать сегодня?(«Путешествие Гулливера»).

— А как же мы можем совершить морское путешествие вместе с Гулливером?(Открыть книгу и прочитать).

— Что мы можем узнать, прочитав произведение?(Какое приключение произошло с Гулливером.Где побывал Гулливер и что он увидел, узнал. С кем он познакомился.)

4. Изучение нового материала.

а)подготовка к первичному восприятию.

— Прежде, чем отправимся в путешествие с Гулливером, давайте познакомимся с биографией автора. Ведь очень важно знать историю создания произведения, традиции страны, где жил автор, время написания произведения, да и сама личность автора, помогают лучше понять и осознать происходящее в произведении.

Учителем демонстрируется презентация по биографии Дж. Свифта

— Что интересного, нового вы узнали из презентации? Что особенно запомнилось?

б) первичное восприятие.

— Послушайте отрывок из произведения и постарайтесь ответить на вопрос: О каком путешествии, приключении Гулливера рассказал Дж. Свифт?

Чтение отрывка учителем.

в) проверка первичного восприятия.

О каком путешествии, приключении Гулливера рассказал Дж. Свифт?(О путешествии Гулливера в страну лилипутов.)

— Что у вас вызвало удивление?

г) вторичное восприятие.

Учащимся предлагается прочитать текст про себя и записать на отдельные листки непонятные по значению слова.

После прочтения разбирается значение трудных слов, если встречаются слова, значение которых дети не смогли объяснить, им предлагается работа в группах по словарю. Затем делаются общие выводы о значении этих слов. (Колчан, мальчик-паж, лилипуты)

— Почему пробуждение Гулливера было необычным?

— Что необычного произошло дальше?

— Кого увидел Гулливер?

— Что сделал Гулливер дальше и что предприняли лилипуты в ответ?

— Что построили лилипуты и зачем?

— Как вы думаете, о чём читал маленький человек?

— Как повел себя путешественник?

— Скажите, ребята, понимал ли Гулливер язык лилипутов? А как же он объяснялся с лилипутами?

— Действительно, существует язык жестов. Этот язык помогает людям понять друг друга, даже когда они не понимать друг друга с помощью слов. И сейчас мы проведем физкультминутку с помощью таких жестов.

Чтобы гостя приветствовать

Дорогому гостю уваженье

Поклон низкий в знак сближенья

Знак согласия очень простой-

Это легкий кивок головой

Не согласны- тоже покажем

Головой сердито помашем

Еще пальчиком мы погрозим

На лице недовольство изобразим

Если сильно рассердились-

Ножкой громко топнем

— Молодцы! Освоили язык жестов.

— А как Гулливер объяснил, что он хочет кушать? (Показал пальцем на рот.)

— Что принесли ему лилипуты? (Цыплят, булки, вино в бочках и т.д.)

— А почему так много еды принесли лилипуты?(Гулливер был большим по сравнению с лилипутами и ему нужно было много еды, чтобы он наелся.)

— Что вас удивило в еде для Гулливера?(Еда лежала в корзинах, вино налито в бочках.)

— Как вы думаете, а зачем лилипуты усыпили Гулливера?(Чтобы он не сопротивлялся.)

— Почему Гулливер не отреагировал на человечков, мешающих ему спать?(Он их пожалел, ведь они его накормили.)

— Как вы думаете, каково отношение автора к своему герою? Почему вы так решили?

— А как вы относитесь к Гулливеру?

— Как вы думаете, существует ли на самом деле срана лилипутов?

5. Закрепление изученного материала.

Выполнение творческой работы в парах по заданию учебника: дополнить текст, словами из текста произведения. Чтобы не портить учебник, учащимся раздаются листки с перепечатанным заданием из учебника, где вписывают нужные слова и фразы. Затем проводится проверка выполненного задания: один из учащихся прочитывает получившийся текст.

а) – С каким произведением познакомились на уроке?(Путешествие Гулливера»)

— Кто автор произведения?(Джонатан Свифт)

— Что вы о нём узнали?

— Что вы узнали о главном герое?(Он был сильным, но добрым.)

— Кто из вас хотел бы оказаться на месте Гулливера?

— Что бы вы сделали так же, а что по-другому?

— Как вы думаете, научило ли это произведение вас тому, как надо вести себя в чужой стране?

— Что же сегодня вы узнали нового?

— Вот мы с вами и закрыли книги. И что же наше путешествие закончилось?(Нет)

— Хотелось бы вам узнать, что дальше произошло с Гулливером?(Да)

— А как это можно сделать?(Прочитать произведение полностью).

— Рассмотрите выставку книг о «Путешествиях Гулливера», которые есть в нашей школьной библиотеке. Кто захочет узнать, чем закончилось путешествие, может взять книгу и прочитать.

Учитель знакомит учащихся с выставкой книг из школьной библиотеки.

— Возникали ли у вас трудности на уроке? Какие?

— Понравился ли вам урок? Заполните, пожалуйста, карточки и оцените свою работу на уроке с помощью «смайликов».

7. Домашнее задание.

— Подготовьте выразительное чтение понравившегося вам отрывка. И ктозахочет, узнайте, что же означает слово «Гулливер».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *