в каком классе читают достоевского идиот

В каком классе проходят роман «Идиот» Ф. Достоевский?

В каком классе нужно читать роман «Идиот» Ф.М. Достоевского?

О чем книга, краткое содержание?

Чему учит произведение?

в каком классе читают достоевского идиот. answer avatar. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-answer avatar. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

Роман Федора Михайловича Достоевского под названием «Идиот», к сожалению, не входит в школьную общеобразовательную программу.

Но, это классика русской литературы и в некоторых случаях, когда школьник получает дополнительное образование, рекомендуется его прочитать в свободное время.

в каком классе читают достоевского идиот. answer avatar. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-answer avatar. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

в каком классе читают достоевского идиот. . в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка . В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

в каком классе читают достоевского идиот. answer avatar. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-answer avatar. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

К сожалению, «Идиота» Достоевского не проходят по школьной программе в современной России. Как внеклассное чтение его рекомендуют учителя в 10 классе, но далеко не во всех школах. Считается, что для базового уровня знания предмета «Литература» это гениальное произведение Достоевского не нужно.

Князь Лев Мышкин душевно болен, возвращается в Россию с лечения, он добр, простодушен, наивен. Вокруг него завязываются любовные треугольники. С одной стороны падшая Настасья Филипповна, на которой Мышкин хочет женится из благородных побуждений, с другой стороны гордячка Аглая Епанчина, любящая и ревнующая Мышкина, но не способная его простить. В итоге Настасью убивает купец Рогожкин, Мышкин и Рогожин сходят с ума.

в каком классе читают достоевского идиот. answer avatar. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-answer avatar. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

В романе Достоевского «Идиот» рассказывается о князе Мышкине, человеке необыкновенно добром, однако не находящем для себя места в жестокой реальности окружающей его жизни, а также о любовных перипетиях, происходящих вокруг этого героя романа великого русского писателя. Как и большинство произведений Достоевского «Идиот» наполнен трагическими событиями, которые заставляют глубоко задуматься читателя.

Сам роман не входит в обязательную программу в российских школах, поскольку обычно в 10 классе изучают другое произведение Федора Михайловича — его самый известный роман «Преступление и наказание». Ну а «Идиота» могут рекомендовать для внеклассного чтения.

в каком классе читают достоевского идиот. answer avatar. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-answer avatar. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

Роман Ф.М. Достоевского «Идиот», писавшийся в течение нескольких лет, был окончен в 1869 году, относится к классике русской литературы.

Главный герой князь Лев Мышкин. Это роман несколько раз был снят в кино.

Но, школьная программа общеобразовательной школы не предусматривает изучение этого романа в обязательном порядке на уроках литературы.

Рекомендуется читать и анализировать роман в случае учебы в лицеях и гимназиях, имеющих гуманитарное направление.

в каком классе читают достоевского идиот. answer avatar. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-answer avatar. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

К сожалению, произведение Достоевского «Идиот» в школе не проходят. Его читают сами, по собственному желанию. Хотя на мой взгляд, оно интереснее чем «Преступление и наказание», входящее в программу 10 класса. Кстати, десятиклассники вряд ли способны понять всю глубину произведений Достоевского.

в каком классе читают достоевского идиот. answer avatar. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-answer avatar. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

Насколько я осведомлен, то произведение Федора Достоевского под названием «Идиот», проходят в десятом классе. Этот роман Достоевского анализируется на уроках литературы, но не всем дано понять смысловую нагрузку данного литературного произведения.

в каком классе читают достоевского идиот. answer avatar. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-answer avatar. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

В романе «Идиот» рассказывается о князе Мышкине, который возвращается на родину, в Россию после лечения в психиатрической больнице.

Князь добр, наивен, никому не желает зла. Однако его все воспринимают как умалишенного и думают, что Мышкин то-то замышляет. Главный герой в конце романа сходит с ума.

Роман «Идиот» о том, что наше общество стало настолько гадко и извращено, что добрые люди воспринимаются как неадекватные, они не могут ужиться в этом обществе.

в каком классе читают достоевского идиот. answer avatar. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-answer avatar. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

Это произведение великого Русского писателя определенно входит в число самых знаменитых не только в России, но и в мире, ведь это классика нашей литературы и этот роман должен знать каждый образованный и уважающий себя человек, ведь когда узнаешь о том, что кто-то его не знает то это по меньшей мере выглядит странно и характеризует такого человека не с лучшей стороны. Ну а вот изучают в школе его, как правило, не изучают, потому что он не считается обязательным, хотя в то же время почитать его многие рекомендуют, а лучше конечно читать его уже будучи более или менее взрослым, то есть в старших классах школы, начиная примерно с девятого. Вероятно именно в связи с этим немногие в реальной жизни знакомы с его содержанием и нередко когда спрашиваешь об этом у людей возникает ступор.

в каком классе читают достоевского идиот. answer avatar. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-answer avatar. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

«Идиот» это то произведение Достоевского, которое вообще не входит в курс школьной программы, а вместо него от этого автора, детям на изучение, предлагается другое произведение, которое называется «Преступление и наказание».

в каком классе читают достоевского идиот. answer avatar. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-answer avatar. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

В обязательную школьную программу роман Ф.М.Достоевского «Идиот» НЕ входит- поскольку это достаточно сложное для понимания произведение и достаточно крупное по объёму повествования.

НО- по желанию школьника- в десятом классе он может это произведение прочесть.

Только многие ли желают?

в каком классе читают достоевского идиот. answer avatar. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-answer avatar. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

Замечательная вещь Александра Куприна!

в каком классе читают достоевского идиот. answer avatar. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-answer avatar. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

А знаете, как учителя его расшифровывали – Учитель Пришел ЕДва Домой, Голодный, Измученный, Злой. И во многом они были правы. Это про жизнь учительскую

И потом, что вы так упираетесь в информационные технологии. По-моему пора ограничивать «компьютеризацию» образования. Компьютером пытаются подменить живого учителя и в итоге растят каких-то киборгов, без чувств, без мыслей.

Никакой компьютер НИГДЕ, НИКОГДА И НИКАК не заменит живого слова учителя!

Уж поверьте. Всю сознательную жизнь наблюдаю за учителями как снаружи (сам учился), так и изнутри (отец почти 40 лет проработал учителем и супруга – более 30-ти лет)

Так что, дорогие учителя, пользуйтесь компьютером, Интернетом, интерактивными досками и т. п., но не давайте им себя заслонить.

в каком классе читают достоевского идиот. answer avatar. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-answer avatar. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.

Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.

в каком классе читают достоевского идиот. answer avatar. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-answer avatar. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

Как вариант возьмите для себя литературу в библиотеке или просто купите. Зато будете всегда обладать актуальными знаниями, подготавливая себя как раз по программе ЕГЭ-2017 года. Здесь вы можете купить любой материал литературы, для ЕГЭ и не бояться, что информация не по программе составлена!

в каком классе читают достоевского идиот. answer avatar. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-answer avatar. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка answer avatar. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

Слово «ученица» является существительным женского рода, будет отвечать на вопрос «кто?».

Разберем данное слово по составу, проведем морфемный разбор.

Источник

Урок внеклассного чтения по роману Ф.М.Достоевского «Идиот».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Роман Ф.М.Достоевского «Идиот».

Цель: раскрыть причины создания романа «Идиот» и смысл его названия.

Методические приемы: сообщения учащихся.

Словарная работа: идиот, грязный мир хищников, меркантильность, бесчеловечность, душевнобольной человек.

I . Вступительное слово учителя.

У каждого произведения своя история, своя судьба. Так роман Ф. М. Достоевского «Идиот» долгое время был вне поля зрения читателей. Это, возможно, было потому, что многие проблемы, поставленные в романе были далеки от нас, как нам казалось, да и личность главного героя, князя Мышкина, была непонятной. Вообще в мире нет писателя, чье творчество пробуждало бы столь же ожесточенные и непримиримые столкновения мнений, как Достоевский. В последние годы интерес к роману возрос, так как главный герой живет в гармонии с собственным внутренним миром, в нем сохранены изначальные нравственные импульсы — устремленность к подлинному братству и всеобщему примирению, так как это главная черта истинно русского человека, чаще всего извращаемые ужасной дисгармонией, жертвой которой, сами того не замечая, становятся чистые, здоровые люди.

Поэтому роман современен. Многие проблемы, поставленные в произведении продолжают волновать нас, они актуальны. Ведь сегодня мы, как никогда, чувствуем отчужденность, разобщенность.

Что вкладывал автор в основное содержание романа, как он относился к героям, мы постараемся понять в ходе изучения произведения.

II. Сообщение подготовленного ученика.

История создания романа «Идиот».

Роман был задуман и написан за границей, куда писатель выехал с женой в апреле 1867 г. Побывав в Берлине, Дрездене, Гамбурге, Баден-Бадене Достоевский 16 (28) августа сообщает из Швейцарии А. Майкову: «Теперь я приехал в Женеву с идеями в голове. Роман есть, и если Бог поможет, выйдет вещь большая и, может быть, недурная. Люблю я ее ужасно и писать буду с наслаждением и тревогой».

Сравнивая русскую и западноевропейскую жизнь, Достоевский размышлял о судьбах родины и замечал: «Россия. отсюда выпуклее кажется нашему брату». Он за границу уехал с ощущением глубоких внутренних сдвигов, происходящих в России во II половине 60-х гг., считая это время «по перелому и реформам чуть ли не важнее петровского».

Первая запись к роману «Идиот» была сделана в Женеве 14 сентября 1867 г., а завершен роман был 17 января 1969 г. во Флоренции.

В истории создания произведения большое место заняла подготовительная стадия — составление планов. Концовка первой редакции романа значительно отличалась от окончательного завершенного варианта произведения. Этот этап работы был особенно напряженным. В письме А. Майкова от 31 декабря 1867 г. Достоевский так рассказал о ходе работы над «Идиотом»: «. Все лето и всю осень я компоновал разные мысли (иные бывали презатейливые, но некоторая опытность давала мне всегда почувствовать или фальшь, или трудность и маловажность иной идеи). Наконец я остановился на одной и начал работать. Написал много, но 4 декабря иностранного стиля бросил все к черту. стал мучиться выдумаванием нового романа. Старый не хотел продолжать ни за что. Я думал от 4 до 18 декабря нового стиля включительно. Средним числом, я думаю, выходило планов по шести (не менее) ежедневно. Голова моя обратилась в мельницу. Наконец 18 декабря я сел писать новый роман».

Сохранились три записные книжки, в которых разрабатывался начальный замысел и уточнялись внутренняя концепция, образы и действие окончательной редакции «Идиота».

III. Сообщение подготовленного ученика.

Смысл названия романа «Идиот».

В чем же смысл романа? Его удачи и неудачи?

Смысл романа в широком изображении противоречий русской пореформенной жизни, всеобщего разлада, потери «приличия», «благовидности», разгул цинизма.

Сила романа в художественном использовании контраста между выработанными человечеством за многие век духовными ценностями, представлениями о добре и красоте поступков, с сложившимися отношениями между людьми основанными на деньгах, расчете, предрассудках, — с другой.

Сохраняя это резкое, как во всякой притче, противопоставление идеального и сущего, Достоевский осветил всю казуистику доводов от разума и чувства, к которым прибегают люди порочного мира, чтобы оправдать свои поступки. Ведь по-своему искренен в своей полуживотной любви к Настасье Филипповне и Рогожин. Никаких сомнений нет у Тоцкого в своих поступках. Как и все, стремится к богатству, преуспеянию в жизни духовно ничтожный Ганя Иволгин.

Но и князь — Христос не смог предложить взамен порочной, продажной любви — другой, действенной любви, лживым настроениям и взглядам — убедительные решения: как жить и каким путем идти. В сущности, князь капитулировал перед жизнью.

Достоевский, оказывается, «не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленнейших исканий человечества». В романе «Идиот» есть «попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия. ». Это стремление к совершенству, гармонии существует в сознании людей непрерывно, «переходит от одного поколения к другому, наполняя собой содержание истории». Намерением Достоевского было создание образа «вполне прекрасного человека», такая задача, «перед которою бледнеют всевозможные вопросы о женском труде, о распределении ценностей, о свободе мысли и т. п. Это, так сказать, конечная цель, в виду которой даже самые радикальные разрешения всех остальных вопросов, интересующих общество, кажутся лишь промежуточными станциями».

Вот какую перспективу прочертил Достоевский. Его роман «Идиот» не надо судить по мелким сюжетным ситуациям, а надо судить, исходя из общего замысла. Вопрос о совершенствовании человечества — вечный, он ставится всеми поколениями, он — «содержание истории».

Но вовсе не целиком можно согласиться с тем, как воплощена эта идея нравственного совершенства в образе Мышкина. Можно подметить односторонность, схематизм образа. Нельзя пройти и мимо полемики Достоевского по поводу будничных общественных вопросов, как бы малы они ни казались. Нужно было связать эти оба конца. Так требовал последовательный художественный реализм. Несмотря на лучезарность подобной задачи, поглощающей в себе все переходные формы прогресса, Достоевский, нимало не стесняясь, тут же сам подрывает свое дело, выставляя в позорном виде людей, усилия которых всецело обращены в ту самую сторону, в которую, по-видимому, устремляется и заветнейшая мысль автора.

И это противоречие действительно не проходит даром для романа. Произведение испестрено «пятнами»; иногда оно раскрывает глубины жизни, иногда лишь скользит по ней. «С одной стороны, у него являются лица, полные жизни и правды, с другой — какие-то загадочные и словно во сне мечущиеся марионетки, сделанные руками, дрожащими от гнева».

Эти слова Щедрина могут служить ответом на вопросы: в чем ценность романа «Идиот», его сильные и слабые стороны?

1. Подготовить развернутый ответ «История создания романа «Идиот» и смысл его названия».

2. Написать сочинение-размышление на тему: «О чем меня заставил задуматься роман «Идиот» Ф. М. Достоевского».

Материал для учителя

Роман о прекрасном человеке

Роман «Идиот» создавался Достоевским в 1867—1869 годах, вдали от родины, в Швейцарии и Италии, где писатель бесконечно тосковал по России, русским лицам, русским книгам, русским «заботам». «И как можно выживать жизнь за границей? Без родины — страдание, ей-богу. Точно рыба без воды; сил и средств лишаешься»,— жаловался Достоевский своему другу, поэту А. Н. Майкову.

Работа над новым произведением складывалась мучительно сложно. Роман претерпел две редакции, во многом существенно отличные: более всего изменения коснулись главного героя. В первой редакции он был весьма близок к бунтарю и парадоксалисту Раскольникову. Это «широкий» человек, не могущий ни на чем определенном остановиться, которому «все не по мерке, все теснит. ». Но постепенно все чаще появляются записи, рисующие «смиренные», «тихие» черты героя будущего романа, и в декабре замысел проясняется.

В центре нового романа Достоевский ставит героя идеального и правдоискателя. «Давно уже мучила меня одна мысль,— признается писатель,— но я боялся из нее сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю ее. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно».

Создавал образ идеального героя, писатель обратился к огромному опыту мировой литературы: в поле внимания Достоевского Дон-Кихот Сервантеса, Бедный рыцарь Пушкина, Жан Вальжан Гюго.

Князь Мышкин непосредственно соотнесен в романе с героями Пушкина и Сервантеса: как положительно прекрасный человек в «нигилистическом» и «буржуазном» мире, он выступает усвоителем и продолжателем великих заветов и традиций прошлого. Достоевский резко отграничивает князя с его «теорией практического христианства» от деятелей нового толка. Мышкин — вне установленных норм, он отрицает основы и этику сословного, строго иерархического, лживого и несправедливого общества. Его отрицание, равно как и его идеал,— «не от мира сего», вне его, а само поведение князя — ежеминутное нарушение общепринятых лживых норм.

«Я есмь Пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец»,— эти слова из Евангелия от Иоанна, подчеркнутые Достоевским в личном экземпляре «Вечной книги», помогают понять истинную «суть» Мышкина, а также вводят в круг понятий, более всего волновавших Достоевского: братства, подвига, личности. Мышкин и являет собой то высшее и полное развитие личности, которое немыслимо и странно в мире извращенных и смещенных понятий. «Добровольно положить свой живот за всех, пойти за всех на крест, на костер, можно только сделать при самом сильном развитии личности»,— говорил Достоевский в «Зимних заметках о летних впечатлениях», размышляя о будущем человеческом братстве. А в романе «Идиот» он предпринял грандиозную попытку художественно изобразить это высшее понимание идеала и личности. Князь и есть, по замыслу Достоевского, тот Человек (в романе звучат перекрещивающиеся реплики Настасьи Филипповны и Ипполита: «В первый раз Человека увидала», «Я с Человеком прощусь»), тот «пастырь добрый», положивший душу свою «за друзей своих».

Подвиг князя — не «жертва», не вынужденное какими-либо мотивами самозаклание, а исходит из сути его натуры, свершается сознательно и естественно.

Жестокой и человеконенавистнической мещанской морали противопоставлена человеколюбивая этика князя, в которой основное — сострадание, прощение, милосердие. Здесь нет и следа аскетизма и фанатизма, но ощутима несомненная близость к известным идеям знаменитого средневекового христианского писателя Исаака Сирина о «сердце милующем»: «Что такое сердце милующее? Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умиляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью».

Из Швейцарии, где он был счастлив и спокоен, возвращается Лев Николаевич Мышкин, обедневший князь из древнего рода, упомянутого в «Истории» Карамзина, в Россию по неотложным делам, связанным с наследством. Внешне идеальный герой Достоевского бледен и болезнен; лицо как бы лишено красок, бесцветно. Нелепо выглядят заграничные «штиблетишки», вызывая смех «случайных» дорожных спутников. А вся его «суть», по ироническому замечанию Рогожина, заключена в небольшом узелке. Тихий голос князя, подкупающие откровенность и чистосердечие, радушная готовность удовлетворить любопытство каждого, то особенное внимание, с каким он слушает рассказы других («необыкновенная наивность внимания»), располагают самых разнообразных собеседников: купца Рогожина, камердинера Алексея, семейство Епанчиных. Правда, в поведении князя, манере держать себя чувствуется некоторое усилие, настороженность, что вполне объяснимо — ведь он «иностранец», приглядывающийся, прислушивающийся, изучающий новых людей в «чужой» стране. Между тем князь отчасти разыгрывает роль, вступая в общение просто и радушно, хотя он, по собственному признанию, «нелюдим» и без особых надежд смотрит на будущее пребывание в России.

Источник

В каком классе читают достоевского идиот

в каком классе читают достоевского идиот. dostoevsky. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-dostoevsky. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка dostoevsky. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

в каком классе читают достоевского идиот. glazunov knaz myshkin. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-glazunov knaz myshkin. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка glazunov knaz myshkin. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

в каком классе читают достоевского идиот. shor dostoevsky idiot. в каком классе читают достоевского идиот фото. в каком классе читают достоевского идиот-shor dostoevsky idiot. картинка в каком классе читают достоевского идиот. картинка shor dostoevsky idiot. В каком классе нужно читать роман "Идиот" Ф.М. Достоевского?

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)

РОМАН «ИДИОТ»
2 часа

Уроки литературы в 10 классе[1]

УРОКИ 139–140
«В первый раз человека видела»
[2]
Обзор романа Ф. М. Достоевского «Идиот».
Проблемы и герои романа

Для Достоевского характерен вечный спор с самим собой, поиски ответов на вопросы, над которыми до сих пор бьется человек.

Он видел главную опасность в бездуховности, об этом предупреждал в романе «Идиот», знакомству с которым можно посвятить уроки внеклассного чтения.

Роман создавался в Швейцарии и в Италии в 1867— 1868 гг. тоскующим по Родине писателем.

У романа две редакции: 1-я — князь-бунтарь; 2-я — «тихие» черти. Почему же Достоевский меняет характер главного героя?

Его главная цель — «изобразить вполне прекрасного человека». Поэтому в герое два начала: Дон Кихот и Иисус Христос.

Черты Дон Кихота

— Смешной, невпопад действующий рыцарь.
— Пытается защитить обиженных и пробудить в душах людей свет.

Черты Иисуса Христа

— Внешность, поведение (не от мира сего).
— Черты характера (отсутствие корысти и эгоизма, безответность).
— Страдание, страдальческое — высший повод для уважения.
— Лишен плотского начала.
— Произносит проповеди.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Какое чувство вызывает князь Мышкин?
(Он не должен быть смешон, в нем много автобиографического: болен эпилепсией, испытал чувство человека перед казнью, несветскость.)

2. Зачем автор придает его облику черты Дон Кихота?
(Сколько добра ни сей, добро превращается в этом мире во зло.)

3. Зачем в облике черты Иисуса Христа?
(«Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Евангелие от Иоанна). Князь Мышкин нравственно и духовно совершенен.)

4. Почему происходит столкновение князя Мышкина с миром?
(Князь Мышкин: тихий голос; скромная внешность; подкупающая откровенность; умение видеть хорошее в людях; стремление помочь; сострадание; желание стать «братом». Внешний мир: мир денег и бездуховности. «А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея).)

5. Возможно ли «сотворить и научить» в этом мире?
(Мир безумен, бездуховен — невозможность милосердия — князь немыслим вне милосердия — сумасшествие.)

Дон Кихот — мир — его высмеяли
Иисус Христос — мир — его распяли
Князь Мышкин — мир — сходит с ума

6. Можно ли считать князя жертвой этого мира?
(Суть его натуры — человеколюбие, что роднит его с Иисусом Христом.)

7. Как понять фразы из романа, сказанные о князе Мышкине: «В первый раз человека увидала» (Настасья Филипповна); «Я с человеком прощусь» (Ипполит)?

Вывод.
Главные проблемы романа — это:

— борьба добра со злом в жизни, во внутренней природе человека;
— сила внутренняя и внешняя, путь на крест возможен только при самом сильном развитии личности;
— эгоизм и самопожертвование;
— жизненное призвание человека;
— страдание и протест.

Итог уроков.

В романе «Идиот» изображены «все глубины души человеческой». Роман трагичен, идея «воспитания» мира по христианским законам человеколюбия терпит крах. Зло побеждает.

Князь Мышкин сходит с ума, так как он не может постичь этот мир, мотив «горя от ума» по-иному претворяется в романе. Но появление князя Мышкина не осталось бесследным, его помнят и помнят его проповеди, его веру в человека.

1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Достоевский Ф. М. Идиот // Ф. М. Достоевкий. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 6. — С. 179. (вернуться)

3. В 1956–1958 гг. иллюстрации к «Идиоту» были сделаны известным иллюстратором Достоевского С.М. Шор, к сожалению, они не вышли за пределы мастерской художницы. Работы С.М.Шор выполнены в реалистической традиции и передают богатую фактуру романного действия. (вернуться)

4. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *