в каком классе будут проходить размножение человека
Урок для старшеклассников «Откуда берутся дети»
Разделы: Биология
Л.Н. Толстой писал “Быть хорошо рожденным – право каждого человека”.
Право быть хорошо рожденным… Прежде всего, это право родиться здоровым. И обеспечить это право должны в первую очередь родители. Ученики, которые сегодня сидят за партой, – это будущие родители. Готовить к этой важной и значимой в их жизни функции нужно уже сейчас.
Предлагаемый ниже материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках.
Цель: формирование половой грамотности.
Оборудование: Таблицы “Положение плода в матке”, “Индивидуальное развитие хордовых”, таблички с терминами, натуральные объекты (семя гороха и фасоли, куриное яйцо), репродукции картин с изображением матери и ребенка, запись на аудиопленке плача младенца.
1. Подготовка к активному восприятию данной темы.
Учитель обращается к классу со следующими словами:
“Древние мудрецы считали, что в мире есть три великие тайны: тайна любви, тайна смерти и тайна рождения. И, пожалуй, тайна рождения – есть самая великая на Земле, так как позволяет человеку прикоснуться к вечности. Рождение ребенка – вот самое удивительное чудо!
Откуда берутся дети? (слайд 1)
Нехитрый этот вопрос, произнесенный устами младенца, почему-то всегда ставит взрослых в тупик. И начинается “детский лепет” про аиста, капусту, магазин, добрую волшебницу…
А говорить надо правду. Ведь дети хотя и маленькие, но умеют думать. Они любят сказки, но в серьезных вопросах предпочитают добираться до правды. А правда в том, что каждый малыш рождается. Но до этого долгое время он живет в животе у своей мамы, а, когда приходит время, – появляется на свет.
На нашем уроке мы узнаем тайну рождения человека, нам предстоит приподнять завесу над одной из сокровенных тайн природы и выяснить где, когда и каким образом осуществляются процессы, которые приводят к появлению ребенка на свет (слайд 2).
2. Изучение нового материала.
Жизнь каждого человека начинается тогда, когда сливаются воедино мужская и женская половые клетки. И образуется одна – единственная, но оплодотворенная яйцеклетка. Этот процесс называется зачатие. Но прежде чем слиться половые клетки проходят длительный путь своего развития (Слайд 3).
Что собой представляет мужская половая клетка, где и как она развивается?
Образование сперматозоида происходит внутри семенных канальцев, которые занимают более 97% объема яичка. Для созревания и подготовки сперматозоида способного оплодотворять яйцеклетку, необходимо приблизительно 72 дня, или два с половиной месяца. У мужчин образование семени происходит непрерывно, образующееся семя накапливается в семенных пузырьках. На воздухе сперматозоиды живут менее суток, в организме же женщины 2-3 дня (Слайд 4)
Учитель. Что собой представляет женская половая клетка, где и как она образуется?
Ученик. Яйцеклетка – женская половая клетка человека была описана в 1827 году эмбриологом Карлом Бэром. Она имеет округлую форму, ее диаметр 1\7 миллиметра, вес ее – 0,0015 миллиграмма, защищена слоем клеток (прозрачной оболочкой). В этом микроскопическом образовании содержится все, что мать передает по наследству своему будущему ребенку. Растут и созревают яйцеклетки в яичниках, там их содержится около 80000. Примерно раз в месяц самая крупная яйцеклетка покидает яичник и по яйцеводу направляется в матку (Слайд 5).
Значительная доля половых клеток погибает, а до 50 % всех зачатий у человека элиминируется, то есть формирующийся эмбрион погибает.
Запомните! Чтобы беременность с самого начала протекала нормально, лучше к ней готовиться заранее, по крайней мере, за три месяца до зачатия. Существует несколько условий: правильное питание полноценный отдых, здоровый образ жизни. Лучшее время для вынашивания и рождения ребенка – возраст от 20 до 29 лет.
Ученик. Зигота (от греческого слова “зиготес”-соединенный вместе) – первая клетка человеческого организма. В ней, различимой только под микроскопом, заключено все будущее: – ясные голубые (серые, карие, зеленые) глаза, густые, вьющиеся (редкие, прямые) волосы, различные таланты (бездарность)… Все будет зависеть от того, какую генетическую информацию несли в своих ядрах половые клетки.
Ученик. Итак, половые клетки слились воедино. Затем в течение некоторого времени (от 15 минут до нескольких часов) ничего не происходит, и будущий человек остается одноклеточным организмом (Слайд 7).
Наконец, из одной клетки образуются две, потом 4,5,7,8….16.. и так до тех пор, пока не образуется нужное количество клеток, клетки тесно соприкасаются друг с другом, зародыш больше всего похож на тутовую ягодку, его так и называют – морула. Эта “ягодка” продолжает делиться, медленно продвигаясь по яйцеводу к тому месту, где ей суждено поселиться на долгие 9 месяцев – к матке. На этот путь уходит вся первая неделя. И морула перестает быть ягодкой и превращается в пузырек – плотная клеточная масса разделяется на зародышевый узелок и поверхностный слой клеток, окружающих этот узелок. В таком виде зародыш поступает в матку. К этому времени он успевает почти полностью израсходовать запас питательных веществ, который был припасен для него в яйцеклетке, и зародыш спешит прикрепиться к стенке матки, чтобы получить кислород и питание из организма матери. Делает он это с помощью своих наружных клеток, которые врастают в слизистую оболочку матки, словно растение корнями. Внутри ветвлений проходят мелкие кровеносные сосуды, которые через пуповину ведут к плоду. Так формируется плацента – орган связи плода и матери, именно через нее поступают кислород и питательные вещества и выводятся ненужные, отработанные вещества. К концу третьей недели беременности размеры зародыша не превышают величину яблочного семечка. У него появляются зачатки конечностей, глаз, ушей, рта. Внешне зародыш напоминает не то ящерицу, не то рыбку: у него четко видны жаберные щели и хвост.
К концу первого месяца жизни зародыш вырос до 5-8 мм, появляются первые кровеносные сосуды, и начинает формироваться сердце. Именно в этот период зародыш крайне чувствителен ко всякого рода неблагоприятным воздействиям, повреждающим факторам. Таким “повреждающим фактором” для него может стать любой, на ваш взгляд, пустяк – немного сухого вина, 1-3 сигареты, таблетка снотворного…
Задумайтесь над этим!
Ученик. Уже в шесть недель у зародыша фиксируется работа мозга, начинает работать сердце, перекачивающее кровь самого ребенка, который сам величиной всего с горошинку.
На седьмой неделе начинается окостенение скелета, которое закончится только к 20 – 25 годам. У эмбриона очень “умный” выпуклый лоб, губы только вырисовываются, а в глубине десен крошечными зернами проклевываются зачатки молочных зубов. Семинедельный зародыш плавает в околоплодной жидкости самостоятельно, он может ударить ножкой.
С девяти недель и до появления на свет он теперь уже будет именоваться плодом, его тело растет, внутренние органы совершенствуются, все системы органов начинают работать. А размером он только с фасолину.
В конце двенадцатой недели длина плода 9 см, а масса примерно 40 граммов (как куриное яйцо). Образовавшиеся веки прикрывают развивающееся глазное яблоко, и, кажется, будто плод спокойно спит. С помощью УЗИ можно определить пол плода. Хорошеньким его еще никак не назовешь, но все же ясно: это человек и никто другой (Слайд 8)
Учитель. И вот в этот момент жизнь плода часто висит “на волоске”, потому что до этого срока женщине официально разрешается прервать беременность, если она этого хочет.
Аборт (в переводе с латинского – выкидыш) – прерывание беременности.
Остановись! Пусть он увидит солнце,
Услышит шум весеннего дождя
И будет в час счастливейшей бессонницы
Смотреть на звезды, глаз не отводя.
Тебе легко не дать ему родиться,
Тебя не станут за руки держать –
Ведь он не сможет даже защититься,
Не сможет вскрикнуть, встать и убежать.
Если бы кто-нибудь услышал его! Крик неродившегося ребенка. Но пленка, на которой запечатлено поведение эмбриона во время операции аборта, нема. Видно только, как, предчувствуя угрозу, широко, словно в предсмертном вопле, открывает рот 12-недельный зародыш…
Фильм снят с помощью ультразвуковой аппаратуры американским врачом Натансоном. Многие врачи, посмотрев фильм, навсегда отказались производить аборты. Пленка запечатлела, как тревожно мечется зародыш, чувствуя смертельную опасность, как бы пытаясь бежать от хирургического инструмента.
Конечно, дети должны быть желанными. Но цивилизованный человек может и обязан регулировать свое воспроизводство. Известно много эффективных средств и методов предупреждения беременности.
— механические (презервативы, шейные колпачки и другие средства);
— химические (свечи, гели, кремы), которые содержат вещества, угнетающие оплодотворительную способность сперматозоидов;
Культурный человек должен уметь ими пользоваться. Подбор этих средств должен быть индивидуальным.
Нельзя вверять свою будущность на русское авось – это проявление безрассудства. Ведь организм женщины приготовился к вынашиванию ребенка, а аборт нарушает все эти процессы, что очень вредно для женщины. Последствиями аборта могут стать – бесплодие, сепсис, воспалительные процессы…
Как много супружеских пар испытывают одиночество вдвоем!
Как бы не менялись с течением времени мнения и взгляды на смысл человеческого счастья, неизменным оставалось одно – залог будущего люди видели в детях, без них все теряло смысл.
А жизнь нашего зародыша продолжается. Что же происходит с ним? (Слайд 9).
Ученик. В течение четвертого месяца ежечасно происходит формирование самого сложного органа – коры головного мозга. Интенсивно делятся нервные клетки, их число постоянно растет. Центральная нервная система все увереннее берет бразды правления в “свои руки”, длина плода достигла 14 сантиметров, а масса – 200 граммов.
Внешний вид пятимесячного плода все еще непривлекателен, но впервые явственно женщиной ощущаются движения плода, именно с этого момента она начинает воспринимать плод как свое дитя – теплое и живое. Он дает о себе знать, его двигательная активность заметно снижается, если женщина чем-то подавлена, устала, тем более, если она больна. Ребенку плохо в шумном и душном зале, где прокурено и недостаток кислорода – он сильно вертится, настойчиво толкает в живот. Это “язык” движений, и будущая мать должна научиться понимать этот язык и стараться делать все возможное, чтобы развивающийся ребенок был здоров и спокоен.
На шестом месяце плод становится еще крупнее и подвижнее, заметнее вырисовывается его индивидуальность. У него уже есть выражение лица, он готовится к тому, чтобы мыслить, видеть, слышать, чувствовать.
Семимесячный плод уже слышит, он способен воспринимать “музыку” материнского организма – ее сердцебиение, которое успокаивает его или будоражит.
В течение восьмого месяца плод интенсивно готовится к самостоятельной жизни. Чаще всего он располагается головкой вниз – навстречу выходу из матки, а спиной поворачивается в левую сторону. Это правильное положение плода. Продолжают формироваться и “оттачивать” форму и функции все органы и системы органов.
В последние недели внутриутробной жизни происходит быстрое увеличение массы плода и этот период считается очень критическим для него. Поэтому женщине дается отпуск, чтобы она могла больше отдыхать, гулять, чаще посещать врача и выполнять его рекомендации. И готовиться к очень сложному акту рождения ребенка.
Подсчитано, что за период беременности масса оплодотворенной яйцеклетки увеличивается в шесть миллиардов раз, в то время как за двадцать лет жизни после рождения масса человека увеличивается примерно в 20 раз. За девять месяцев эмбрионального развития плод претерпевает различные метаморфозы: из страшненького головастика с хвостом он становится красивым, приобретая признаки маленького человека.
Учитель. Проходит 280 дней, или 40 недель, или 9 месяцев и 9 дней с того момента, как слились воедино материнская и отцовская половые клетки. Теперь ребенок готов для жизни вне мамы, он выходит на свет – рождается. Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом для матери и для новорожденного. Проходя через родовые пути, ребенок испытывает сильную гипоксию (недостаток кислорода), сдавливание головки. Кости черепа мягкие, а на макушке головы есть родимое место, благодаря чему кости черепа во время родов сжимаются, как лепестки кувшинки. И это облегчает роды (Слайд 10).
Я славлю миг
Рождения ребенка,
Когда впервые
От шлепка руки
Он вдруг зальется
Трепетно и звонко,
И расцветут глаза
Как васильки.
(звучит плач младенца, записанный на аудиопленку)
Нет, он не плачет,
Он совсем не плачет.
Пока мы вяжем
Узел на пупке –
Он радуется жизни,
Но иначе,
На непонятном
Взрослым языке. (Врач Виктор Дзюба)
Человек родился! И мама впервые узнает, кого она бережно вынашивала
долгих девять месяцев: сына или дочку. Важным признаком зрелости ребенка является его масса – не ниже 2500 граммов и длина – не менее 47 сантиметров.
Человеческий детеныш рождается беспомощным перед любыми событиями в новом для него мире. Он не может ясно видеть, держать голову, даже плакать – слез у новорожденного не выделяется, поэтому он кричит, но не плачет. Он нуждается в ласке, заботе и доброте окружающих его людей, особенно ему нужно материнское тепло (Слайд 11).
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках,
Самая красивая из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Учитель. Художники во все времена обращались в своем творчестве к образу матери с ребенком на руках (демонстрирует репродукции картин).
Наперекор
Изменчивой молве,
Художники
Прославили в веках
Не девушку
С венком на голове,
А женщину
С младенцем на руках.
Девичья красота
Незавершенна:
В ней нет еще
Душевной глубины.
Родив дитя,
Рождается мадонна.
В ее чертах –
Миры отражены.
Нет ничего доверчивей ребенка, когда он спит,
К твоей груди припав.
Его дыханье бережно и тонко,
Оно нежнее,
Чем дыханье трав.
Как шар земной наш
С матерью – вселенной,
С твоей судьбой он нераздельно
Слит…
Комочек жизни,
Теплый и бесценный,
Так сладостно
Мне руки тяжелит…
Дорогие ребята! Вот и подошел к завершению наш урок.
Я буду очень рада, если вы узнали что-то новое, какие – то свои знания поставили на научную основу, а над чем–то задумались. Материнство – священный долг женщины. Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же – любовью, вниманием, заботой.
На земле хороших людей немало,
Сердечных людей немало,
И все–таки лучше всех на земле –
Мама. Моя мама.
Урок биологии в 8-м классе по теме «Размножение»
Разделы: Биология
Цель урока: развить и углубить понятие о размножении, как основного свойства всего живого.
Целеполагание:
Звучит музыка (Марш Мендельсона), затем учитель читает стихи:
Минута единения святая
Мужчину с женщиной свела.
А с появлением деток в доме
Жизнь будет радости полна.
Что обычно бывает через некоторое время, кагда мужчина и женщина поженятся? Появляются дети. Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?
Записываем тему урока – размножение.
Актуализация знаний.
— Давайте вспомним, что такое размножение? (Показ слайдов).
Какие два вида размножение есть в органическом мире? Половое и бесполое Показ презентации. Давайте, сравним два способа размножения.
Бесполое | Половое |
---|---|
1 особь | 2 особи |
Потомство идентично материнской | потомство похоже на обоих |
Изучение нового материала
1. Период полового созревания (показ слайдов).
2. Половое созревание мальчиков, изменение в организме. Показ видео материала.
3. Половое созревание девочек. Показ видео материала
4. Строение половой системы мальчиков. Показ видео материала
5. Строение половой системы девочек. Показ видео материала
6. Оплодотворение – слияние яйцеклетки и сперматозоида (показ слайда). Рисунок в учебнике на с. 184 слева.
Учитель. Зигота – зародышевая клетка. В ней двойной набор хромосом, она несет половину хромосом отцовского и половину хромосом материнского организма. Затем зародышевая клетка многократно делится – образуется зародыш. Он имеет вид полого многоклеточного шарика с многочисленными ворсинками на поверхности.
Зародыш перемещается в матку и внедряется в ее слизистую оболочку и начинается развитие зародыша, смотрим рисунок на странице 183 справа.
Закрепление материала.
1. Перед вами на столах таблицы по строению мужской и женской половой системы. Чтобы запомнить что видели, попробуем строение половой системы человека изобразить в виде схемы.
Начинаем с половой системы мальчиков, схему записывайте в тетрадь.
Начинаем делать схему (показ слайдов), с помощью детей, дидактического материала и рисунков в учебнике (страницы 183,184).
Проверка полученных знаний.
2. На столах тесты 2 варианта:
1-й вариант
А) мужской половой системы;
Б) женской половой системы;
В) выделительной системы.
2. Где образуются сперматозоиды:
А) в семенниках
Б) в яичниках
В) в кишечнике
3. Размеры яйцеклетки и сперматозоидов:
4. Оплодотворение- это процесс:
А) деления зиготы
Б) слияние сперматозоида и яйцеклетки
В) развития зародыша
5. Зигота:
А) зародышевая клетка
Б) женская половая клетка
В) мужская половая клетка
6. Какой вид размножения у человека
2-й вариант
А) мужской половой системы
Б) женской половой системы
В) выделительной системы.
2. Где образуется яйцеклетка:
А) в семенниках
Б) в яичниках
В) в матке
3. Оплодотворенная яйцеклетка содержит только:
А) 23 хромосомы матери
Б) 23 хромосомы отца
В) 46 хромосом, из которых 23 матери и 23 отца
4. Где происходит оплодотворение:
А) в матке
Б) в маточной трубе
В) во влагалище
5. Что происходит с зиготой:
А) перемещается в матку
Б) делится
В) исчезает
6. На кого похоже потомство при: половом размножении
А) на маму
Б) на папу
В) на обоих родителей
Применение полученных знаний
Ребята, может быть такое, что не произойдет оплодотворение? Не образуется яйцеклетка или сперматозоиды – т.е. нарушение функций яичников и семенников. Это называется бесплодием. Бесплодие продолжает оставаться актуальной проблемой гинекологии. И вполне понятен интерес к этой проблеме.
1. Профилактика – не простужать яичники девочкам, не перегревать семенники мальчикам. Температура в мошонке, для образования сперматозоидов должна быть на два градуса ниже температуры тела.
Это малая доля заболеваний органов половой системы, поэтому чтобы иметь детей надо сейчас беречь свое здоровье.
Задание на дом с. 182-184, вопросы на 186 с 1-8.
Урок 7. Особенности размножения человека. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение
Урок 7. Особенности размножения человека. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение
Вам потребуется учебник «Биология» В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов. §54 и 55, стр. 224-229 «Особенности размножения человека», «Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение»
Уважаемые ученики, для того, чтобы освоить данный материал вам необходимо:
1. Изучить теоретический материал;
2. Записать основные термины в тетрадь;
3. Посмотреть видео-урок;
4. Выполнить задания
1. Прочитайте текст параграфа 54 и 55
2. Запишите в тетрадь основную информацию:
Человек является раздельнополым, и для него свойственно половое размножение при котором происходит слияние мужской и женской половых клеток.
Мужские половые органы:
Семенники (яички) — парные мужские половые железы, в них развиваются мужские половые клетки — сперматозоиды — и вырабатываются половые гормоны.
Женские половые органы:
Яичники — парные женские половые железы, в которых созревают женские половые клетки (яйцеклетки).
3. Просмотрите видео-урок по пройденной теме (https://www.youtube.com/watch?v=wjFrbwA6rnU)
4. Выполните задания:
Задание 1.
Где созревают яйцеклетки человека?
Задание 2.
Если яйцеклетка не была оплодотворена, и беременность не наступила, то слизистая матки отторгается. Этот процесс называется ____________________
Задание 3.
Отметь характеристики, верные для семенников:
Не забудьте отправить выполненные задания учителю на проверку, спасибо!
Урок по биологии «Размножение».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок биологии в 6 классе №
Тип урока: урок «открытие новых знаний».
Тема урока: Размножение, его виды. Бесполое размножение.
Цель урока: формирование условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применение их в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
— способствованию осознанию существенных признаков понятий « бесполое размножение», «половое размножение», «вегетативное размножение» создать условия для развития навыков сравнения полового размножения и бесполого; выявлять особенности вегетативного размножения; создать условия для формирование опыта переноса полученных знаний в новую ситуацию.
-формирования навыков коммуникативного общения, работать с различными источниками информации; обоснования целостности живых организмов; воспитывать трудовые навыки вегетативного размножения растений; значимость процесса размножения для всех живых организмов.
Предметные: называть способы размножения, объяснять и выделять основные отличительные особенности размножения растений от других царств живой природы.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины изучаемой темы, высказывать суждения, подтверждая их фактами. умение организовывать свою деятельность, синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины изучаемой темы, высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Личностные: осознавать необходимость изучения способов размножения, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной целью, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Оборудование: ТСО, таблицы «Вегетативное размножение», карточки – тесты, схема, таблица. ТСО-компьютерная поддержка
Этап мотивации. Критерии оценивания.
Сегодня эпиграфом к нашему уроку могут быть слова: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время». О каком процессе идет речь? Это свойство живых организмов – размножение. Сегодня на уроке получать оценку ребята, которые ответят три раза.
А что такое размножение? Какие основные типы размножения свойственны всем живым организмам, обитающим на Земле? В чем принципиальное отличие этих двух типов?
Этап выявления места и причины затруднения.
Пер воначальные сведения о размножении вы получили на уроках природоведения, и на первых наших уроках в 6 классе.
А кто скажет определение, что такое размножение? ( способност ь производить себе подобных ) Какие способы размножения характерны для живых организмов?
Вот сегодня на уроке мы и ответим на эти вопросы.
На уроке нам предстоит не просто рассмотреть процесс размножения, но и его типы и их особенности; мы изучим способы бесполого размножения; вы получите знания для практических умений- размножения растений; познакомитесь с новыми биологическими понятиями.
А для этого на уроке вам предстоит сравнивать, анализировать, делать выводы, работать самостоятельно и даже уже делиться опытом
5. Этап открытия нового знания.
Давайте откроем учебник и найдем определение Размножение и сравним с нашим. Размножение – это воспроизведение себе подобных, благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма. В основе размножения лежит способность клеток к делению (записывают тему урока в тетрадь). Известны два основных способа размножения: половое и бесполое.
Рассмотрим подробнее особенности бесполого размножения организмов, для этого прочитайте текс на странице 122 и составьте таблицу об особенностях бесполого размножения по плану. Результаты затем проверим.
Особенности бесполого размножения
Принимает участие только одна особь
Дочерние организмы являются точными копиями материнского организма.
3.Наличее половых клеток.
Гаметы не образуются.
4.Процесс слияния гамет.
5. У каких организмов встречается.
Встречается у микроорганизмов, грибов, растений и некоторых беспозвоночных животных.
Бесполое размножение встречается у грибов, микроорганизмов, растений и некоторых беспозвоночных. Рассмотрим формы бесполого размножения более подробно.
Тело родительской клетки делится на две части, каждая из которых дает начало новому полноценному организму.
Бактерии, простейшие, одноклеточные водоросли.
На материнской особи происходит образование выроста – почки, из которой развивается новая особь.
Дрожжи, кишечнополостные, каланхое.
Размножение посредством спор – специализированных клеток покрытых плотной оболочкой.
Грибы, бактерии, папоротники, мхи.
Размножение фрагментами тела.
Разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь.
Нитчатые водоросли, черви, морские звезды.
Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур, специально предназначенных для вегетативного размножения, при этом потомство по всем основным признакам сходно с родительской особью.
Лук, нарцисс, смородина, крыжовник, картофель.
Наиболее распространенной формой бесполого размножения является вегетативное размножение растений. Запишите определение этого понятия. Потомство, полученное от одной особи вегетативным путем, называют клоном. Давайте по тексту учебника и рисункам составим схему «Вегетативное размножение растений».
6. Этап первичного закрепления.
Парно- групповая работа по карточкам.
1. Укажите способы вегетативного размножения у растений.