в каком качестве стиль служил древним римлянам
009. ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА. АНТИЧНЫЙ СТИЛЬ ( часть 2 – Римский Стиль)
Продолжая экскурс по восходящей спирали истории мы подходим к Римскому стилю. Его часто называют Романским, но это не правильно. Романский начинается значительно позже – с 905 по 1 200 годы нашей эры.
АНТИЧНЫЙ СТИЛЬ ( часть 2 – Римский Стиль)
Искусство Древнего Рима развивалось под сильным влиянием искусства Греции. Ранняя греческая колонизация Апеннин определила прочные культурные и экономические связи этих районов с Грецией, оказала сильное влияние на развитие архитектуры античной Италии. Но древние римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским и композитным ордерами. Настоящее же достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (у греков не было ни того, ни другого) они «изобрели» арочно-ордерную ячейку (яркий пример — триумфальная Арка). Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол.
Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение, служит для маскирования наготы пилястр и сухости стенных поверхностей, хотя иногда, как например в портиках, ведущих в здание, в перистилях и т. п., продолжает употребляться так же, как и в Греции. Логический, рациональный смысл, который имела колонна у греков, в римском зодчестве если и не утрачивается, то сильно искажается; при этом и другие, обуславливаемые колонной мотивы теряют строгую осмысленность и соразмерность.
Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:
Произвольно переделывая архитектурные стили Греции, римляне не стеснялись и в применении их к делу. Так, например, для одного и того же здания они употребляли различные стили, причём дорический стиль обыкновенно являлся в нижнем этаже, ионический — во втором, коринфский или композит — в верхних этажах. Пользуясь колонной преимущественно как элементом декоративным, они не соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между колоннами (греч. μεσοστύλιον) и группировали их по две, по три, одна подле другой; если колонна казалась слишком длинной для данного места, её укорачивали и помещали под её базой пьедестал, выступающий из стены; коль скоро находили её слишком короткой, делали над её антаблементом опять-таки выступ стены, в виде пилястры, и ряд таких выступов образовывал над рядом колонн полосу так называемого «аттика», в котором означенные выступы служили подножием поставленных тут статуй. Не менее свободно обращались римляне и с другими формами греческого зодчества. Удержав треугольные фронтоны, они придали им большую высоту и употребляли их — равно как и декорирование колоннами — не только снаружи, но и внутри здания; кассетоны, появившиеся в греческой архитектуре, как естественное следствие устройства плоского потолка из толстых, пересекающихся под прямым углом балок и из более лёгкой настилки над ними, стали употребляться совершенно нерационально, единственно с декоративной целью, на сводах арок и куполов.
Апогея культура достигает при Августе в 14 году до нашей эры. Характерными становятся большие пространства с размахом, свободное варьирование элементов декора. Лучшие примеры получены при раскопках в Помпеи.
В Атрии внутренний дворик большой, даже пищу принимали там. Большие загородные виллы. В Риме строения не ниже 2 этажей ( до 6-ти). Италийский городской особняк развился из деревенской усадьбы, собиравшей под одной крышей множество полезных помещений. Ранние итальянские особняки представляли собой прямоугольные в плане здания с помещениями, сгруппированными вокруг атриума с небольшим садиком, называемым hortus, в задней части.
Со временем под влиянием греческой архитектуры образовался классический древнеримский особняк. Внутреннее устройство помпейских домов (известны по раскопкам) и римских (восстанавливаются по т. н. Капитолийскому плану) демонстрируют сходные типовые черты. Это было прямоугольное сооружение, которые тянулось вдоль двора, а на улицу выходило глухими торцевыми стенами: «он представлял собой каменную стену, побеленную известью, прорезанную лишь узкой дверью да, в верхней части, несколькими редко расставленными маленькими окошечками; над стеной виднелась крыша из красных черепиц». Он делился на две части: с одной группой помещений — официальной, группировавшейся вокруг атриума, и второй, семейной — вокруг перистиля (более крупного сада, развившегося из hortus). Два этих крупных помещения были прекрасно приспособлены для средиземноморского климата. Они находились под открытым небом, позволяя свежему воздуху циркулировать в коридорах и комнатах. В отличие от греческого в римском доме все помещения располагаются в стройном порядке по сторонам от главной оси.
Холл и кабинет оформляются помпезно, порой безвкусно. Полы мраморные или из мозаики. Кесонированный потолок имеет формы деревянных конструкций. Росписи перспективные, расширяющие пространство. Много ковров и драпировок.
Стены делятся на 3 части. Цвета – красный, жёлтый, белый. Из скульптуры до нас дошли только бронзовые и мраморные памятники. Стиль тяжеловесный, перенасыщенный, развита резьба. Породы дерева – ясень, олива, туя, клён с выточенной инкрустацией пальмой, самшитом чёрным деревом. Из орнаментов преобладают растительные барельефы — виноград и гроздья, фрукты. На полу орнамент в виде коврика. Часто используются фигуры львов, орлов, сфинксов, крылатых хищников с осознанной стилизацией. Наряду с деревом используют бронзу, серебро, слоновую кость, панцирь черепахи, куски мрамора. Развиты гравировка и роспись. Тщательно прорабатываются мелкие детали.
Мебель схожа с греческой времён Македонского. Табуреты без спинки – сёдла из бронзы с выточенными ножками, складной стул с подлокотниками. Курильные кресла для важных персон. Скамьи простые, неприхотливой формы для повседневного использования. Для еды – ложа со столиком на 3 персоны. Кровати деревянные с драпировкой из шёлка, обивка мягкая. Покрытие резьбой. Для богатых возникли носилки. Обеденный стол – лёгкий. При смене блюд менялся и стол. Стол на 3-х ножках из бронзы в виде звериных лап, заканчиваются головой того же зверя. Появляется и стол с 2-мя ножками-боковинками с красивой посудой в центре атриума – символизируя домашний очаг. Шкафов ещё нет, только в лавках в виде витрин. Сундуки с аркообразной крышкой в тайных покоях за местом хозяина. Появляются тесеры – стёкла в виде призмы, квадратиков с фальш-золотом.
Главный мотив – круг в квадрате, по периметру его фигуры людей. Любимый цвет – пурпурный, зелёный, красный, фиолетовый, золото. Ближе к финалу начинают входить в обиход христианские цвета – васильковый и зелёный. Для перекрытий используется кедр, свободные пространства, если и были, то без перегородок. Арка полуциркульная. Вокруг колонн – ткань. Итальянцы уделяли много внимания декорированию стен. Картины – пейзажи, улицы с элементами архитектуры. В строительстве главенствует бетон, большие, технически сложные своды.
Следующий стиль образовался из слияния римской и восточной культур в период с 500-го по 900-ый года. И получил он название – Византийский.
Этнические стили интерьера. Римский стиль
Римский стиль в интерьере – сочетание изысканности, роскоши и аристократизма, где величие, монументальность и торжественность выражены удивительно ясно и спокойно.
История римского стиля
Изобретение бетона позволяет создать новые архитектурные формы: арочные, сводчатые и купольные перекрытия, отчего внутреннее пространство становится выше и просторнее. Меняется подход к ордерной системе: колонна перестает быть несущей, а становится декоративным элементом. Развивается строительство инженерных сооружений: дорог, многоярусных мостов-водопроводов (акведуков).
Строятся триумфальные арки. Воздвигается знаменитый амфитеатр Колизей, вмещающий около ста тысяч зрителей, и грандиозный Пантеон – «Храм всех богов». Созданный Римом тип базилики (общественного здания) впоследствии ляжет в основу христианского храма.
В эпоху расцвета богатство и роскошь хлынули в Рим, превратив его в город-музей с дворцами, термами, фонтанами, мощеными улицами и площадями.
Внутренние и внешние причины, в конце концом, привели к упадку империи и разделу ее на Западную и Восточную части. Началась история Средневековья.
Интерьер
Планировка римского дома представляет собой атриумный дом, где главное пространство (атрий) было окружено рядом второстепенных помещений. Следовательно, в интерьере древнеримского стиля нужно сделать акцент на центральном участке площади, который позже можно выделить орнаментом на полу, ковром или даже, при возможности, небольшим бассейном.
Стены
В зависимости от назначения и общего оформления помещения, стена может быть нейтральным фоном или служить яркой доминантой.
Если нужно обратить внимание на мебель, предметы декора, архитектурные фрагменты, то уместно оставить стены однотонными. Цвета лучше использовать сдержанные, с минимумом лепных деталей на поверхностях. Допустимо обустройство декоративных ниш с арочным завершением. Для отделки подойдет декоративная штукатурка природных тонов (белый, бежевый, золотистый, слоновая кость, светлые серый и голубой). Можно также использовать кладку из цветного мрамора или легкую роспись, его имитирующую.
Если помещение предполагается свободным, выбор цвета может быть смелее: персиковый, терракотовый, даже приглушенный красный, реже — природный синий. В этом случае подойдет мозаика, настенные росписи с имитацией дополнительного пространства: окна, двери, пейзажные мотивы, архитектурные композиции с колоннами, аркадами, беседками и даже бытовые сцены из жизни римлян.
Потолок
Конструктивных решений римского потолка немного: гладкий, многоуровневый и кессонированный. Гладкий потолок можно украсить легким рельефным трафаретным орнаментом по периметру.
Многоуровневым потолком можно добиться иллюзии купольного перекрытия – одного из главных мотивов римской архитектуры. Также с его помощью можно спрятать осветительные приборы, имитируя «проникающий» свет.
Кессонированный потолок добавит помещению роскоши и респектабельности. Кессоны (углубления четкой геометрической формы, созданные пересечением потолочных балок) можно декорировать рельефными или расписными изображениями растительных мотивов. Очень эффектно выглядят балки сложного профиля.
Выбирая конструкцию потолка, опасайтесь перегрузить и «придавить» пространство. Кессонированный потолок подойдет только для помещений с большой площадью и высотой. Не перегружайте пространство: тяжесть сверху уничтожит простор – главную идею стиля!
В качестве напольного покрытия подойдет природный камень или его имитация, керамическая плитка спокойных оттенков и даже бетон. Паркет использовать не следует. Для декора пола вполне уместна инкрустация камнем, но очень фрагментарно (как правило, в центре помещения) и осторожно по цвету. Пол не должен стать центром внимания!
Мебель
Выбор достаточно широк. Предметы римской мебели сочетают тяжеловесность этрусков, богатство отделки египтян, изящество и лаконичность греков. Это и плетеные кресла с обтекаемой спинкой, и мраморные круглые столы на опоре в виде животного или полуколонны, и практически каркасные металлические стулья и табуреты, напоминающие складные.
Ножки столов, кресел и стульев могут быть выполнены в виде звериных лап. Гостей римляне принимали лежа, поэтому привычный для нас большой обеденный стол — не самый подходящий предмет. Уместны изящные диваны, больше напоминающие скамьи, с подушками в виде валиков.
Украшением мебели из дорогих природных материалов (мрамор, дерево, металл) может служить гравировка, резьба, позолота, инкрустация, различные рельефные накладки из бронзы, природного камня, слоновой кости и даже панциря черепахи.
Декоративные элементы, малые формы и текстиль
Римский интерьер должен напоминать о могуществе и мощи, богатстве и изобилии. Используйте бронзу, цветное стекло, фаянс, мрамор, статуи античных богов. Подойдут также бюсты императоров, фигурки животных, амфоры, вазы, кубки и урны. В зависимости от размеров, эти предметы могут находиться прямо на полу вдоль стен или около лестниц, заполнять декоративные ниши, стоять на пьедестале или подставке в виде полуколонны.
Выбирая текстиль для декорирования, отдавайте предпочтение натуральным тканям: от тончайшего шелка до нарочито грубого льна с каймой в виде контрастного геометрического орнамента. Подушки, драпировки, покрывала могут быть украшены бахромой, витыми шнурами и кистями из золотых нитей. Цветовая гамма – от ослепительно белого до ярких, насыщенных, чистых цветов спектра.
Ванная
Ванная комната была особым помещением в домах римлян. Для нее подойдет мозаичное (лучше сюжетное) покрытие стен, пола или самой чаши ванны, которая совсем необязательно должна опираться на ножки в виде звериных лап и быть традиционных очертаний. Объем чаши можно решить в виде простой геометрической формы с облицовкой мозаикой или керамической плиткой подходящей фактуры. Не забывайте о предметах декора из бронзы или темного металла (подставки, крючки, ручки в виде колец).
Освещение
Освещением постарайтесь создать игру света и тени, свойственную римскому жилищу. Люстры и светильники при этом — не самый удачный прием. Лучше, если источник света будет спрятан или не очень заметен. Используйте точечную подсветку в нишах и в перепадах уровней потолка. Подойдут также торшеры и бра с плафоном, скрывающим лампочку и направляющим свет вверх или вниз. Идеально скопление крошечных светодиодных точек по центру потолка в пределах окружности – эффект окажется сродни знаменитому «Глазу Пантеона». Удивляйте светом!
Римские шторы в интерьере
Вообще, штор в домах римлян не было. Но современная жизнь диктует свои требования и, если не удается обойтись рулонными или «римскими», используйте шторы простого покроя из легких тканей нейтральных оттенков.
Римский стиль в интерьере непременно сделает ваш дом максимально удобным для жизни, удивительно красивым для восприятия, создаст атмосферу значительности и великолепия в сочетании со сдержанностью и благородством.
Античное искусство: Древний Рим
История искусств #5
Древний Рим — государство древних римлян в VIII в. до н.э. — V в. н.э. Его история берет начало с момента основания Рима в VIII веке до н.э. и длится до падения Римской империи в V веке н.э.
Весьма значительное воздействие на развитие древнеримской цивилизации оказывали культуры древних греков, латинов, этрусков. А для культурной истории Рима большое значение имело завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре.
Пика своего великого могущества Древний Рим добился во II веке н. э., в тот период, когда под его властью были народы Ближнего Востока, Средиземноморья, Европы и Северной Африки.
Древний Рим построил культурную основу для европейской цивилизации, оказав предопределяющее воздействие на средневековую и дальнейшую историю.
Нынешнему миру от Древнего Рима сохранились некоторые архитектурные решения и формы, римское право (крестово-купольная система и т.д.) и большое кол-во других новшеств- к примеру, водяная мельница.
Христианство как вера появилось на территории Древнего Рима.
Римская история делится на три основных периода:
История Древнего Рима
Царский период
Рим был основан италийскими племенами у реки Тибр и был вначале маленькой деревушкой. К северу от нее жили племена этрусков. По легенде там жила весталка Рея, которая волею случая родила двух сыновей от бога Марса — Ромула и Рема. По приказу брата и отца Реи дети в корзине были выброшены в реку и прибились к Палатинскому холму, где их вскормила волчица.
Впоследствии на этом холму в 753 году до н.э. Ромул возвел Рим, а волчица стала священным для города животным.
В это время в Риме правили монархи — цари.
В обществе господствовали традиции патриархального строя. Все граждане делились на роды и фамилии. Сформировались основные сословия общества — плебеи и патриции. Со временем к ним прибавились всадники — прослойка римских богачей.
Республиканский период
В 509 г. до н. э. римляне сбросили монархическую власть и установили республиканскую форму правления. Каждый год избирали граждан на высшие государственные должности: консулов, преторов, цензоров, эдилов, квесторов.
Этот период был довольно длительным, поэтому его принято разделять на две части: Ранняя Римская Республика и Поздняя Римская Республика.
В первой половине III в. до н. э. Рим подчинил все народы Апеннинского полуострова и стал полновластным хозяином Италии.
Республикой правили два консула из касты патрициев. Такое положение дел не могло длиться долго, поэтому плебеи организовали бунт.
Они требовали отмены долгового процента, права на участие в сенате и прочих привилегий. В связи с тем, что их военная роль в стране возросла, патрициям пришлось пойти на уступки и к концу III века до н.э. у плебеев были те же права и возможности, что и у «высшей касты».
Впоследствие борьбы плебеев за свои права два основных сословия римлян были уравнены в правах и образовали единое гражданское общество. Отныне римляне стали более сплочёнными.
В III в. до н. э. Рим начал борьбу с Карфагеном за господство в Средиземном море. На протяжении III II вв. до н. э. Рим победил и стал сильнейшим государством Средиземноморья. Образовались заморские территории — провинции, которыми управляли проконсулы, преторы, назначенные сенатом.
Превратившись в могущественное рабовладельческое государство, Рим сумел одержать победу над сильными соседями — Македонским и Понтийским царствами, подавил восстание рабов под руководством Спартака, подчинил Галлию силой легионов Юлия Цезаря.
Но в самом Риме к тому времени обозначился кризис республиканского строя.
Рим из небольшого полиса превратился в огромное государство, управлять которым через выборных правителей было невозможно. В I в. до н. э начался период гражданских войн, установилась диктатура Суллы, потом Цезаря, которые постепенно доказали целесообразность единоличной власти.
Императорский период
В 27 г. до н. а Римское государство окончательно превратилось в империю, первым императором которой стал Октавиан Август.
Установление империи положило конец гражданским войнам, укрепило рабовладельческий строй, усилило защиту границ.
Но в III в. н. э. обозначились первые признаки упадка рабовладения. Постепенно на смену эксплуатации рабов пришла эксплуатация зависимых земледельцев, появились первые ростки феодальных отношений. Ослабла государственная власть.
Великая империя разделилась на две части: Западную Римскую империю со столицей в Риме и Восточную Римскую империю (Византию) со столицей в Константинополе.
Борьба с варварами и кризис рабовладения крайне ослабили Западную Римскую империю, прекратившую существование в 476 г. н. э. Год её гибели стал последним годом эпохи Древнего мира.
В середине I в. и. э. на землях римской провинции Иудеи сформировалась христианская религия. Возникнув как религия угнетённых, христианство со временем завладело сознанием различных слоёв населения и распространилось по всей территории империи.
Искусство Древнего Рима
Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма.
Личность всё больше начинает противопоставлять себя государству, переосмысляются и критикуются традиционные античные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям.
Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны:
От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью.
Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской.
Именно у этрусков римляне позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом.
Новые тенденции в римском прогрессивном искусстве появляются с возникновением христианства, особенно при императоре Константине, во время правления которого прекращается преследование христианства.
По политическим соображениям он перенес столицу из Рима в Византию в 330 г., основав город Константинополь.
Так, некогда великий город Рим, столица античного мира, превратился всего лишь в провинциальный центр рождающегося мощного государства Византии.
На этом завершается история античного мира, но не исчезает его культура: она органично вплетается в культуру средневековья, которое создаст свой, принципиально иной художественный язык, рожденный принципиально новым мировоззрением и миропониманием.
Римская культура сформировала новую систему мышления, в которой торжествовали и устремленность в сферу духовного начала, и прагматизм, и рациональность, подготовив тем самым почву для формирования и культуры средневековья, и культуры Нового времени.
Архитектура Древнего Рима
Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV — I вв. до н. э.
Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа.
На первом (V в. до н.э.) город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов.
На втором этапе (IV–III вв. до н.э.) город начинает благоустраиваться- мощеные улицы, канализация, водопроводы. Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки — оборонительные стены, дороги, грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров, сточные каналы.
На третьем этапе (II–I вв. до н.э.) появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города, устройство парковых зон на окраинах.
Римские архитекторы творчески перерабатывают греческие архитектурные формы. Они создают новый вид ордера — композитный, соединяющий черты ионийского, дорийского и особенно коринфского стилей, а также ордерную аркаду — совокупность арок, опирающихся на колонны.
Под греческим влиянием начинается строительство театров; но если греческий театр вырубался в скале и был частью окружающего ландшафта, то римский амфитеатр представляет собой самостоятельное сооружение с замкнутым внутренним пространством, в котором зрительские ряды располагаются эллипсом вокруг сцены или арены.
Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции.
Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед н других знаменательных событий.
Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон.
Пантеон— это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи.
Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.
Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной.
В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, выступлений, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и даже стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более человек.
Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей — амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши.
Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и городским центрам.
Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи.
Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.
Скульптура Древнего Рима
Главным достоинством Древнеримской скульптуры является реалистичность и достоверность образов.
В отличие от греков, римские мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей; их произведениям была свойственна большая прозаичность.
Постепенно от детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию внутреннего характера персонажей.