в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита

В каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита

БК РФ Статья 125. Программа предоставления государственных кредитов

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Программа предоставления государственных кредитов представляет собой перечень предоставленных и (или) предоставляемых государственных финансовых кредитов и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период с указанием:

2) целей предоставления государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита;

3) основных финансовых условий государственного кредита (указывается только в отношении предоставленных государственных кредитов):

периода использования кредита;

процентной ставки по кредиту;

периода (срока) возврата кредита;

4) объема бюджетных средств, предусматриваемых на очередной финансовый год и плановый период для финансирования поставок товаров (работ, услуг), осуществляемых в счет государственного экспортного кредита;

5) объема бюджетных средств, предусматриваемых на очередной финансовый год и плановый период для перечисления иностранному государству в счет государственного финансового кредита.

2. Программа предоставления государственных кредитов на очередной финансовый год и плановый период утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в качестве отдельного приложения к указанному закону.

3. В случае неутверждения Государственной Думой программы предоставления государственных кредитов на очередной финансовый год и плановый период действие ранее утвержденной программы продлевается на очередной финансовый год и плановый период.

4. Порядок предоставления государственных кредитов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Источник

Государственный кредит

в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита. photo treskova klavdiya. в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита фото. в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита-photo treskova klavdiya. картинка в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита. картинка photo treskova klavdiya. БК РФ Статья 125. Программа предоставления государственных кредитов

Любое государство может быть как кредитором, так и заемщиком. При этом выдать и получить деньги в долг могут как физические лица, так и международные корпорации. К государственным кредитам прибегают правительства всех стран. Таким способом им удается сохранить экономическую стабильность или, наоборот, простимулировать производство и население к активности. Что такое государственный кредит, какие у него функции и особенности, разобрался специалист сервиса Бробанк.

В чем суть государственного кредита

Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства. Госзайм влияет на обращения денег, процентные ставки и курсы валют.

Государственный кредит возникает при дефиците бюджета. При недостатке доходов, правительство может пойти двумя путями:

Займы покрывают разницу между расходами и поступлениями. Государственный кредит может принести пользу только в небольших объемах, так он стимулирует рост экономической деятельности. Если дефицит окажется слишком большим – это плохо скажется на бюджете.

Государственные займы чаще всего оформляют в виде ссуд частных и юридических лиц.

Зачем нужен госзайм

У государственного кредита несколько основных функций:

Распределительная функция оказывает влияние не только на текущее положение в стране, но и на последующие поколения. Госзаймы помогают распределить средства в зависимости от текущих потребностей экономики страны. Деньги от кредитования могут направить на реализацию проектов социального значения или производственного сектора. Некоторые экономисты считают, что оформление госркредитов для реаизации сиюминутных социальных задач – пагубная практика, которая может стать непосильной для очередного поколения.

в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита. gosudarstvennyj kredit 2. в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита фото. в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита-gosudarstvennyj kredit 2. картинка в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита. картинка gosudarstvennyj kredit 2. БК РФ Статья 125. Программа предоставления государственных кредитов

Доходы от госзаймов занимают второе место в формировании бюджета после налогов. Госкредиты позволяют растянуть время кредитования, поэтому стране не приходится увеличивать налоги, если в бюджете дефицит.

Государственный кредит нередко используют для переноса текущих расходы на последующие поколения налогоплательщиков. Это считается экономически обоснованным, если заемные деньги использует для оплаты капиталоемких проектов, которые принесут прибыль в будущем. Например, прокладка автомагистралей или развязок в мегаполисах – проект должен сэкономить деньги или принести доход, который будет направлен на погашение госдолга. Но если направлять средства на пенсии или пособия никакого эффекта не будет.

Регулирующую функцию реализовывают за счет определения процентных ставок. Когда правительство выходит на рынок заимствований она оказывает на него значительно влияние объемом проводимых сделок. Если государственный долг сокращается, процентные ставки снижаются. Продажа государственных ценных бумаг повышает ставки.

Госзаймы также используют для выведения из экономики излишков денег, то есть на проведение так называемой стерилизации экономики. Лишняя денежная масса может привести к росту инфляции, поэтому периодически правительство ее сокращает. Кроме того, более разумным с точки зрения макроэкономики считается стимулирование экономики за счет заимствований, а не эмиссии новых денег.

По мере выполнения регулирующей и распределительной функций возникает необходимость в контроле.

Контрольная функция обеспечивает своевременное погашение обязательств в полном объеме. Кроме того она обеспечивает эффективное и целевое использование заемных денег.

Без государственного кредитования невозможно эффективное развитие страны. Сумма государственного долга при этом указывает не на слабость экономики страны, а на высокий кредитный рейтинг.

Особенности кредитования

Государственный кредит по своей сути ничем не отличается от обычного займа. Но все же есть несколько особенностей:

Доходами от государственного займа обеспечивают развитие экономической, политической и социальной деятельности государства.

Если страна выступает в качестве кредитора, заемщик получает деньги из бюджета государства. Кредиторами могут быть местные органы власти всех уровней.

К государственным займам относят и те виды кредитования, которые заемщики оформляют в банках, если при этом кредит субсидирует государство на льготных условиях. Это, например, программы льготной или военной ипотеки.

Принять участие в кредитовании могут:

Со стороны государстваС другой стороны
Кабинет МинистровБанки
Центральный банкФизические лица
Министерство ФинансовИндивидуальные предприниматели
Местное самоуправлениеООО и акционерные общества

Предоставляют средства при кредитовании на добровольной основе.

Что учитывают при выдаче госкредита

При получении государственного кредита учитывают некоторые факторы:

в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита. gosudarstvennyj kredit 3. в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита фото. в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита-gosudarstvennyj kredit 3. картинка в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита. картинка gosudarstvennyj kredit 3. БК РФ Статья 125. Программа предоставления государственных кредитов

Государственный кредит, по сути, не отличается от обычного кредитования, разница только в масштабах.

Основные виды госкредитов

Государственные кредиты бывают:

Централизованные кредиты подразумевают выпуск облигаций федеральным госорганом. Децентрализованные займы находятся под контролем местных органов самоуправления и муниципалитета.

Государственный кредит по географическому признаку бывает внутренним и внешним:

ВнутреннийВнешний
МежбюджетныйМежгосударственный
Предприятиям-резидентамПредприятиям-нерезидентам
Госорганам исполнительной властиМеждународным финансово-кредитным учреждениям

По сроку различают три вида госзаймов:

Также государственные кредиты бывают единовременными и частичными. При единовременных выплатах долг образуется при завершении срока действия кредита.

Частичные выплаты по госзайму можно реализовать по трем схемам:

Государственные кредиты различают по эмитенту. Им может стать:

По форме выплаты доходов госзаймы бывают:

В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в РФ не выпускают.

Государственные кредиты выдают одним из трех способов:

По форме размещения выделяют добровольные, подписные и принудительные государственные займы. В РФ в настоящее время действуют только добровольные займы.

Также госзаймы бывают облигационные и безоблигационные. На текущий момент безоблигационные займы в РФ используют только на межправительственном уровне.

Плюс и минусы государственного займа

Преимущества государственного кредитования:

в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита. gosudarstvennyj kredit 4. в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита фото. в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита-gosudarstvennyj kredit 4. картинка в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита. картинка gosudarstvennyj kredit 4. БК РФ Статья 125. Программа предоставления государственных кредитов

Недостатки государственных займов:

Перед оформлением госкредита власти анализируют состояние экономики и возможности погашения задолженности. Если происходит увеличение размера налогов, страдает предпринимательство, а это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.

Принципы государственного кредитования

При государственном кредитовании должны быть соблюдены интересы обоих участников. Ключевые принципы финансовых отношений между сторонами:

Выполнение принципов делает государственный кредит выгодным для обеих сторон.

Управление госкредитом

Система управления государственным кредитом в России направлена на:

Чем лучше реализованы эти направления, тем меньше нагрузка на бюджет, а значит и вероятность дефицита.

Основные способы регулирования государственного долга:

Некоторые модели применяют одновременно, другие встречаются реже.

Увеличение внутреннего долга приводит к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения. Происходит рост обращающихся денег. Следствием становится уменьшением покупательной способности национальной валюты, которая приводит к инфляции.

в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита. gosudarstvennyj kredit 5. в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита фото. в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита-gosudarstvennyj kredit 5. картинка в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита. картинка gosudarstvennyj kredit 5. БК РФ Статья 125. Программа предоставления государственных кредитов

Сокращение долга государства, уменьшает количество обращающихся денег, что приводит к сдерживанию экономического роста. Для сглаживания негативных последствий Центробанк может проводить политику «дорогих» денег тогда, когда растет госдолг, или политику «дешевых» денег – во время сокращения задолженности. Государство для этих же целей использует и налоговую политику. Нагрузку повышают в период увеличения задолженности и снижают при погашении долговых обязательств.

Основные органы управления государственным кредитом – ЦБ РФ и Минфин. А главная цель управления госзаймами – достижение социальных, экономических и политических задач, которые определены перспективами и тенденциями развития государства.

в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита. photo treskova klavdiya. в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита фото. в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита-photo treskova klavdiya. картинка в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита. картинка photo treskova klavdiya. БК РФ Статья 125. Программа предоставления государственных кредитов

Комментарии: 0

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Источник

Что такое государственный кредит, кто может использовать, на каких условиях выдают

в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита. 1623415792AXT1N 2021 06 11 1482. в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита фото. в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита-1623415792AXT1N 2021 06 11 1482. картинка в каком качестве чаще всего выступает государство при функционировании государственного кредита. картинка 1623415792AXT1N 2021 06 11 1482. БК РФ Статья 125. Программа предоставления государственных кредитов

Любое государство может дать деньги взаймы другой стране, своему правительству, юридическим и физическим лицам. Это называют госкредитом. Государственные кредиты помогают сохранить экономическую стабильность и стимулируют производство, поддерживают население. На каких условиях оформляют ссуды, в чем их особенность и отличие от обычных банковских продуктов? Разберемся в статье.

В чем суть госзаймов

Госзаймы используют, чтобы вывести из экономики излишки денег. Если так не сделать, инфляция вырастет и финансы обесценятся. Различают следующие виды государственного кредита :

В кредитовании принимают участие Центробанк, министерство финансов, органы местного самоуправления.

Государство может быть не только кредитором, но и заемщиком. Деньги занимают у других стран, у юридических или физических лиц. Чаще всего подобное бывает при дефиците бюджетных средств, когда расходы превышают доходы. Государство не обязано указывать причину, по которой решило оформить заем.

СПРАВКА:

В 2021 году сумма госдолга России составила 19,7 трлн рублей. Это на 741 млрд рублей больше по сравнению с прошлым годом.

Условия выдачи государственного кредита

Государственное кредитование практически ничем не отличается от стандартного займа в финансовой организации, разница лишь в масштабах. В договоре прописывают следующие пункты:

СПРАВКА:

Государственным кредитом может быть и коммерческая ссуда, если ее субсидирует орган власти или подконтрольное предприятие на льготных условиях.

Госзаймы для физических лиц: как получить

Миллионы граждан получают государственный кредит и даже не думают об этом. Речь идет о льготной и военной ипотеках, целевых займах со сниженной ставкой. Да, договор заключен с коммерческим банком, но гарантом сделки выступает ЦБ РФ, компенсирующий финансовым организациям часть процентной ставки.

Какие госкредиты доступны физлицам в 2021 году:

Чтобы оформить кредит на выгодных условиях, выберите компанию, у которой есть подобные программы. Уточните перечень документов, соберите бумаги и отнесите в банк. Дождитесь рассмотрения обращения. Имейте в виду: льготный кредит нужно выплачивать точно так же, как любой коммерческий. Просрочки недопустимы. Государство позаботилось о сниженной процентной ставке, и этим его участие в ваших отношениях с банком закончилось. Если вы не будете платить по графику, финансовая организация вправе подать на вас в суд или продать долг коллекторам.

В обзоре, опубликованном EY на этой неделе, указано, что многие предприятия страны намерены увеличить зарплату сотрудников на 6%. Аналитики компании отмечают, что повышение не сможет покрыть инфляцию, ожидаемый уровень которой составляет 7,4%. По сведениям EY, с мая 2020 года по апрель 2021-го три четверти фирм подняли оплату труда персонала в среднем на 5,8%. Представители бизнеса намерены увеличить зарплаты еще на 6% в течение года. Специалисты консалтингового агентства связывают намерения работодателей с позитивными ожиданиями организаций по восстановлению экономики. По информации Росстата, с января по август 2021 года доходы населения в среднем выросли на 3%, достигнув уровня 52,3 тыс. рублей. В 2020 году премии своим работникам выплатил 71% организаций. Годом ранее этот показатель составлял 93%. 8% компаний заявили, что хотят сократить число сотрудников до конца года. 40% фирм, наоборот, намерены расширить штат на 14%. Около 70% наемных сотрудников продолжат работать в удаленном режиме. Трудовые обязанности в дистанционном формате выполняют преимущественно специалисты компаний низшего и среднего уровня. Представители топ-менеджмента, рабочие и вспомогательный персонал, как правило, приезжают в офис. Аналитики подсчитали, что в течение 10 лет (кроме 2014-2015 годов) прирост зарплат в стране превышал уровень инфляции. И только в 2021 году тенденция изменилась. Источник: Ernst&Young.

Правительство РФ отменило большинство мероприятий, приуроченных ко Дню народного единства. Об этом накануне сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Ограничительные меры введены в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки, поэтому россияне в этом году не смогут отметить праздник с большим размахом. Президентским указом в России введены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября с сохранением заработной платы. В стране продолжает действовать запрет на проведение массовых мероприятий из-за пандемии коронавируса. В Кремле отметили, что культурное событие все же не останется незамеченным. Профильные министерства совместно с музеями подготовили специальные онлайн-проекты, которые познакомят посетителей ресурсов с наследием российских народов и событиями 1612 года (освобождением Москвы от польских интервентов). Музей-заповедник Царицыно приглашает москвичей и жителей регионов посетить сегодня, 4 ноября, веб-трансляцию. Программа онлайн-встречи включает: выступление известного искусствоведа Андрея Боровского, который познакомит аудиторию с историей развития национальных маскарадов; короткометражный фильм о коллекции экспонатов, представленной в Царицыно; концерт классической музыки с участием молодых дарований. Музей ежегодно в День народного единства открывает двери для посетителей, но на этот раз руководство приняло решение изменить формат празднования в связи с пандемией. Источник: Минкультуры России.

Банк России накануне ввел сразу несколько изменений для ритейлеров. В связи с этим крупнейшие маркетплейсы выбирают новые стратегии продаж на рынке. Регулятор установил максимальный размер оплаты комиссии за покупку на маркетплейсе с помощью СБП. Переводы на суммы до 100 тысяч рублей через Систему быстрых платежей для физических лиц теперь доступны бесплатно. На платежи свыше 100 тысяч введена комиссия 0,5%, но не более 1500 рублей. Для операторов финансовой платформы и банков получателей дополнительные сборы отменены. Центробанкза свои услуги СБП до 1 июля 2022 года установил нулевой тариф. В то же время комиссия за отдельные платежи в онлайн-магазинах увеличена. Так, Wildberries с 30 октября сократил вдвое скидку при оплате товаров картой Мир, SberPay и СБП. Ранее Visa и Masterсard выразили недовольство тем, что акция компании дискредитирует интересы международных систем. Свое решение увеличить комиссию до 2% представители розничной платформы объяснили началом сезона распродаж, когда в цену товаров уже заложены скидки. Негативной повесткой для ритейлеров стало то, что ЦБ объявил о намерении ввести регулирование потребительского кредитования в сервисах онлайн-торговли. Регулятор планирует запретить интернет-площадкам использование такого инструмента, как рассрочка, объясняя свое решение недостаточным контролем за подобными практиками; и необходимостью установить единый порядок предоставления кредитов на покупку товаров. По словам представителей Центробанка, услуга оплаты частями не позволяет оценить реальный уровень долговой нагрузки населения. Сегодня рассрочку предоставляют крупнейшие розничные онлайн-гипермаркеты: Яндекс, Ozon, Wildberries. Продавцы выступают против вмешательства регулятора, опасаясь падения выручки. Чтобы увеличить доходность, интернет-магазины расширяют партнерство в социальных сетях, привлекая к сотрудничеству блогеров. Объем продаж AliExpress через ВКонтакте, YouTube, Instagram, Одноклассники всего за шесть месяцев 2021 года достиг 6% от общего оборота. Такие программы несут выгоду обеим сторонам: инфлюенсеры зарабатывают до 20% партнерских начислений, а розничные сети получают приток покупателей. Чаще всего по ссылкам от блогеров россияне покупают цифровые устройства. Источник: Банк России.

Источник

Содержание государственного кредита и его роль

Оглавление

Цель — одна из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами. Входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей. Поэтому изучение основ государственного кредита, его условий и взаимоотношения государств в области кредита является одним из важнейших и необходимых разделов дисциплины.

Задачи

1. Понятие, функции и роль государственного кредита

Государственный кредит в современных условиях — это совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает как заемщик средств, а население, предприятия, банки, фонды — как кредиторы. Посредством кредита государство привлекает дополнительные ресурсы для осуществления развития экономических и социальных функций в условиях рыночного хозяйства, расходы по которым постоянно возрастают. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц.

Функции государственного кредита раскрывают его экономическую сущность. Являясь элементом финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах — срочности, возвратности, платности, целевого назначения. Субъектами кредитных отношений при этом являются: со стороны государства — субъекты Федерации, особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а для государства или субъекта Федерации — иные государства, международные финансово-кредитные организации, консорциальные структуры и т. п. При этом инструментами, посредством которых осуществляются кредитные отношения, становятся ценные бумаги (достаточно активное участие государства и его территориальных подсистем в рынке ценных бумаг), когда государство посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном фондовом рынке, осуществляет заимствования.

Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны — экономическую и социальную.

Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. В целом, государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики.

Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие источников привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц.

Еще одна функция государственного кредита заключается в учете и контроле за целевым, рациональным использованием средств, привлекаемых и (или) выделяемых государством. Контрольная функция вытекает из самой природы кредита.

Таким образом, кредитное финансирование государства и местных органов:

2. Виды государственных займов

Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ публичный долг, в зависимости от заемщика, подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ:

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства РФ существуют в формах:

Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.

Государственный долг субъекта РФ — это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства субъекта РФ существуют в форме:

Муниципальный долг — это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, в зависимости от валюты возникающих обязательств и месту размещения обязательств, выделяют внутренний и внешний долг.

Внутренний государственный долг — это обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачивается такой долг в российской валюте (рублях).

Внешний государственный долг — это обязательства, возникающие в иностранной валюте.

По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на:

краткосрочные — со сроком обращения бумаг продолжительностью до одного года;

среднесрочные — со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет;

долгосрочные — со сроком обращения бумаг свыше пяти лет.

По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы могут быть подразделены на:

закладные займы — это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом, т. е. каким-либо имуществом;

беззакладные займы — это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком.

По форме выплаты дохода займы подразделяются на:

В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа эмитированные им обязательства делят на обязательства без погашения и с правом досрочного погашения:

По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории:

При условии того, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения:

По способу дохода инвестора займы делят на:

По направлению использования заемных средств займы делятся на:

3. Управление государственным долгом

Управление государственным кредитом — одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга.

Обслуживание государственного долга предполагает:

Погашение государственного долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Обслуживание государственного долга РФ производится банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство прибегает к следующим способам регулирования долга:

Рефинансирование — это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия — традиционно это изменение доходности займов (понижение — в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов).

Консолидация — изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация займов — это объединение нескольких займов в одни, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению, когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах расчеты по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облигаций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Эти операции осуществляются только в отношении внутренних займов.

Отсрочка погашения внешнего займа проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

Аннулирование государственного долга — это полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Основная задача управления государственным долгом России — изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. Здесь применяются конверсионные финансовые методы урегулирования внешней задолженности.

Финансовый механизм конверсионной схемы состоит в ликвидации части внешней задолженности путем ее обмена на национальные активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и т. п. В России применяются следующие варианты:

Долг в обмен на экспорт. Здесь подразумевается не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Такой вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а также сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, финансирование инвестиций.

Долг в обмен на собственность. Такой вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов.

Долг в обмен на налоги. В этом случае предполагается законодательное установление таких налоговых льгот для инвесторов — держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осуществлении инвестиций, важных для экономики России. Тогда внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

Выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Такой вариант используется в мировой практике в отдельных случаях. Выплаты осуществляются по привлекательному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции такого рода средствами и доходами от этих инвестиций могут осуществляться лишь по истечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум — через год).

Долг в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Эта операция заключается в следующем: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк), и устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.

Реструктуризация долга. Согласно Бюджетному кодексу — это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Оно может быть осуществлено с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

Российское законодательство, в частности Бюджетный кодекс РФ, предусматривает ряд организационных методов управления государственным долгом. Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит РФ или от ее имени — Правительству РФ, либо уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти.

Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

В качестве инструмента управления долгом предлагаются программы внешних и внутренних заимствований, предоставляемых РФ государственных кредитов, с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема займов или предоставленных кредитов.

Выводы

Таким образом, при раскрытии темы было определено следующее:

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов.

Государственный кредит выполняет следующие основные функции:

Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ.

Он подразделяется на:

Также выделяют: внешний и внутренний государственный долг, который может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. В теме также раскрыто содержание и других классификационных признаков государственного долга.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга.

Обслуживание государственного долга предполагает:

Погашение государственного долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Государственный долг регулируется следующими способами: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация займов, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения, аннулирование государственного долга, долг в обмен на экспорт, долг в обмен на собственность, долг в обмен на налоги, выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте, долг в обмен на наличные, реструктуризация долга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *