в каком интервале находится показатель доли делового туризма в общем мировом туристском потоке
В каком интервале находится показатель доли делового туризма в общем мировом туристском потоке
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 26 февраля 2021 г. N 109 «Об утверждении методики оценки туристского потока»
В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую методику оценки туристского потока.
2. Управлению международного сотрудничества (Оксенойт Г.К.) в срок до 31 марта 2021 г. подготовить и направить в Управление координации и развития статистического учета предложения в проект распоряжения Правительства Российской Федерации по внесению изменений в Федеральный план статистических работ в части формирования и предоставления официальной статистической информации о туристском потоке.
Временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной службы государственной статистики | С.Н. Егоренко |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Росстата
от 26.02.2021 N 109
Методика оценки туристского потока
1. Основные термины и определения
В целях обеспечения сопоставимости официальной статистической информации, формируемой в соответствии с настоящей Методикой, с учетом международных рекомендаций, стандартов и принципов официальной статистики в Методике используются следующие термины и определения.
Посетитель классифицируется как турист (или ночующий посетитель), если его поездка включает ночевку в месте временного пребывания, или как экскурсант (однодневный посетитель).
Туристская поездка и экскурсионная поездка являются частным случаем поездок, которые включают в себя также временные выезды физических лиц с целью получения дохода от источника в стране (месте) временного пребывания.
Один и тот же турист или экскурсант за определенный промежуток времени может совершить несколько туристских и/или экскурсионных поездок.
В связи с отсутствием надежного информационного источника осуществление расчета численности туристов и экскурсантов в настоящее время не представляется возможным, поэтому настоящей Методикой предусмотрена оценка туристского и экскурсионного потока по числу туристских и экскурсионных поездок, а не по количеству туристов и экскурсантов.
Международные туристские поездки включают въездные и выездные туристские поездки. Международные туристские поездки представляют собой частный случай международных поездок, являющихся компонентом баланса услуг платежного баланса и учитываемых при расчете показателей системы национальных счетов.
Настоящей Методикой предусмотрена оценка туристского потока по числу туристских поездок и по количеству ночевок, совершенных туристами.
В целях расчета показателей туристского потока каждое прибытие туриста в место временного пребывания (коллективное или индивидуальное средство размещения) рассматривается как отдельная туристская поездка.
2. Методологическая основа
Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 год (Организация Объединенных Наций);
Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа, 2008 год (Организация Объединенных Наций);
Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 год: Руководство по составлению статистики (Организация Объединенных Наций);
Методологическое руководство по статистике туризма, 2014 год (Евростат).
Официальная статистическая методология оценки числа въездных и выездных туристских поездок, утвержденная приказом Росстата от 31 октября 2019 г. N 640;
Официальная статистическая методология формирования отдельных показателей деятельности коллективных средств размещения по полному кругу хозяйствующих субъектов с квартальной периодичностью, утвержденная приказом Росстата от 30 мая 2019 г. N 304.
3. Источники информации
данные федерального статистического наблюдения по форме N 1-КСР «Сведения о деятельности коллективного средства размещения» (годовая);
данные федерального статистического наблюдения по форме N 1-КСР (краткая) «Сведения о деятельности коллективного средства размещения» (квартальная);
данные обследований домашних хозяйств по форме N 1-В «Опросный лист для обследования бюджетов домашних хозяйств» (квартальная).
Данные из административных источников:
4. Основные показатели
5. Алгоритм расчета основных показателей туристского потока
*(1) В соответствии с Международными рекомендациями по статистике туризма, 2008 год (издание Организации Объединенных Наций «Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 год, Методологические исследования (серия М N 83/Rev.1)», Мадрид и Нью-Йорк, 2010 год.
*(2) В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Обзор документа
Росстат подготовил методику оценки туристского потока.
б) проанализируйте данные таблицы и выявите преобладающие цели прибытия в Россию иностранных граждан;
в) рассчитайте, какова доля различных целей в общем въездном потоке в Россию;
г) проанализируйте, как изменились цели прибытия иностранных граждан в 2003 г. по сравнению с 1995 г.;
д) сделайте выводы о различии целей прибытия в Россию граждан стран ближнего и дальнего зарубежья.
Упражнение Опираясь на данные таблицы 10:
а) рассчитайте процент изменения численности выехавших за рубеж россиян в 2003 г. по сравнению с 1995 г.;
б) проанализируйте данные таблицы и выявите преобладающие цели поездок россиян за рубеж и их долю в общем выездном потоке;
в) проанализируйте, как изменились цели выезда россиян в г. по сравнению с 1995 г.;
г) сделайте выводы о различии целей выезда граждан РФ в страны СНГ и страны дальнего зарубежья.
Упражнение Опираясь на данные, приведенные в таблице 11, определите пять стран СНГ — лидеров по выезду в них российских граждан и рассчитайте их долю в общем выездном потоке.
Упражнение Опираясь на данные таблицы 12:
а) выделите 10 стран, граждане которых составляют большинство приезжающих в Россию иностранцев. Рассчитайте долю каждой из этих стран в общем въездном потоке;
б) рассчитайте долю первых десяти стран по числу въезжающих в Россию иностранцев в общем въездном потоке;
в) выявите преобладающие цели въезда иностранных граждан в Россию;
г) выделите 10 стран, граждане которых составляют большинство иностранцев, приезжающих в Россию с целью туризма. Рассчитайте долю каждой из этих стран в общем въездном потоке с целью туризма.
Упражнение Опираясь на данные таблицы 13:
а) выделите 10 стран, лидирующих по приему российских граждан.
Рассчитайте долю каждой из этих стран в общем выездном потоке;
б) рассчитайте долю первых десяти по числу выезжающих российских граждан стран в общем выездном потоке;
в) выявите преобладающие цели выезда российских граждан за границу;
в) выделите 10 стран, в которые выезжает наибольшее количество российских граждан с целью туризма. Рассчитайте долю каждой из этих стран в общем выездном потоке с целью туризма.
Упражнение Опираясь на данные, приведенные в таблице 14, определите 5 стран СНГ — лидеров по прибытию граждан этих стран в Россию и рассчитайте их долю в общем въездном потоке в 2001 г.
Упражнение Опираясь на данные, приведенные в таблице 15, определите 5 стран СНГ — лидеров по выезду в них россиян и рассчитайте их долю в общем въездном потоке в 2001 г.
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Множественный выбор В каком интервале находится показатель доли делового туризма в общем мировом туристском потоке (выберите верный вариант):
Доля туризма с целью отдыха в общем мировом туристском потоке составляет (выберите верный вариант):
а) менее 20%; в) более 80%;
б) около 60%; г) менее 10%.
Одним из основных направлений развития турима в мире в период до 2020 г. является:
а) деловой туризм; в) экологический туризм;
б) космический туризм; г) религиозный туризм.
В каком интервале находится показатель доли экологического туризма в общем туристском потоке (выберите верный вариант):
5 Главным туристским макрорегионом мира в настоящее время является:
а) Юго-Восточная Азия; в) Америка;
В начале XXI в. наиболее высокие темпы роста международных туристских прибытий наблюдаются (выбрать верный вариант):
а) в Европейском регионе; в) в Американском регионе;
б) в Азиатско-Тихоокеанском регионе; г) в Ближневосточном регионе.
7 В 2003 г. число международных прибытий составило:
а) около 100 млн; в) около 700 млн;
б) около 1 млрд; г) около 1,5 млрд.
Выберите из перечисленных ниже три страны, являющиеся лидерами по количеству прибывающих туристов:
а) Франция; д) Турция;
г) Испания; з) Япония.
Выберите вариант, в котором все страны являются лидерами по количеству выезжающих из страны туристов:
а) Турция, Россия, Франция; в) Канада, Германия, Индия;
б) Германия, США, Великобритания; г) Япония, Испания, Дания.
Найдите правильное утверждение среди предложенных вариантов:
а) по прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 г.
лидером по въезду международных туристов станет Китай;
б) по прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 г.
лидером по въезду международных туристов станет Россия;
в) наибольшее положительное сальдо платежного баланса по статье «Международный туризм» имеет Япония.
Выберите верное утверждение:
а) самым популярным видом транспорта для путешествий является морской;
б) по прогнозам Всемирной туристской организации, к 2010 г.
количество международных прибытий достигнет 1 млрд;
в) лидером по поступлениям от Международного туризма является Япония.
Наибольшие доходы от международного туризма получают следующие страны (выбрать верную строку):
а) Россия, Япония, Китай; в) США, Испания, Франция;
б) США, Дания, Италия; г) ФРГ, Китай, Великобритания.
Из предложенного списка выберите страны, которые лидируют по расходам на международный туризм:
а) Россия; д) Германия;
б) Китай; е) Финляндия;
в) США; ж) Великобритания;
г) Испания; з) Италия.
Из предложенного списка выберите страны, имеющие наибольшее положительное сальдо платежного баланса по статье «Международный туризм»:
б) Китай; д) Бразилия;
Из предложенного списка выберите страны, имеющие наибольшее отрицательное сальдо платежного баланса по статье «Международный туризм»:
а) Германия; г) Япония;
б) Франция; д) Греция;
По прогнозам ВТО, мировые доходы от туризма к 2020 г. составят (выбрать верную строку):
а) около 10 трлн долларов; в) около 10 млн долларов;
б) около 2 трлн долларов; г) около 1 млн долларов.
По прогнозам ВТО, в 2020 г. первое место по количеству международных туристских прибытий будет занимать:
б) Япония; г) Китай Выберите верное утверждение:
а) большинство развивающихся стран имеют положительное сальдо платежного баланса по статье «Международный туризм»;
б) в настоящее время туризм обеспечивает около 40% мирового ВВП;
в) туризм приобретает все большее значение в стимулировании развития слабых в структурном отношении районов.
Выберите верное утверждение:
а) большинство международных прибытий туристов приходится на развитые страны;
б) по прогнозам ВТО, мировые доходы от международного туризма к 2020 г. составят около 10 млн долларов;
в) конфликт в Ираке и эпидемия атипичной пневмонии не сказались на динамике развития международного туризма.
Темпы роста международных прибытий в Россию (выбрать верную строку):
а) выше среднемирового показателя;
б) ниже среднемирового показателя;
в) находятся примерно на уровне среднемирового показателя.
Число ежегодно прибывающих в Россию иностранных граждан составляет:
а) около 10 млн человек;
б) около 20 млн человек;
в) около 30 млн человек.
Какие цели международных поездок россиян преобладают в настоящее время?
23 Число ежегодно выезжающих за рубеж российских граждан составляет:
а) около 9 млн человек;
б) около 20 млн человек;
в) около 32 млн человек.
Лидером среди стран дальнего зарубежья по численности вь!езжающих россиян является:
а) Греция; в) Финляндия;
б) Хорватия; г) Италия.
Наибольшее количество иностранных граждан прибывает в Россию из (выбрать верный вариант):
а) Израиля; в) Польши;
Наиболее популярным транспортом для поездок россиян за границу является:
б) железнодорожный; г) автомобильный.
Наибольшее количество иностранных граждан въезжает в Россию с использованием транспорта (выберите верный вариант):
а) морского; в) железнодорожного;
б) авиационного; г) автомобильного.
Сальдо платежного баланса по статье «Поездки» в России приблизительно составляет:
в) —300 тыс. долларов.
Наибольшим количеством гостиничных номеров располагает следующий регион (выбрать верный вариант):
а) Зарубежная Европа; в) Азиатско-Тихоокеанский регион;
Наиболее высокими темпами роста количества гостиничных мест отличается следующий регион (выбрать верный вариант):
б) Азиатско-Тихоокеанский регион; г) Африка.
Всемирная туристская организация была создана в:
Туризм участвует в создании около.% мирового ВВП (с учетом мультипликатора):
б) 20%; г) 40% Туристская ассоциация стран Азии и Тихого океана относится к группе (выбрать верный вариант):
а) мировых туристских организаций отраслевого характера;
б) мировых туристских организаций общего характера;
в) региональных туристских организаций общего характера;
г) региональных туристских организаций отраслевого характера;
д) специализированных международных туристских организаций.
Международное бюро по социальному туризму относится к группе (выбрать верный вариант):
а) мировых туристских организаций отраслевого характера;
б) мировых туристских организаций общего характера;
в) региональных туристских организаций общего характера;
г) региональных туристских организаций отраслевого характера;
д) специализированных международных туристских организаций.
Верно/неверно Граждане, предпринимающие поездку по морю продолжительностью часов, классифицируются как туристы: а) верно; б) неверно.
Молодожены, отправляющиеся в свадебное путешествие за границу, классифицируются как туристы: а) верно; б) неверно.
Туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения представляет собой рекреационный туризм:
Поездки со служебными целями без получения доходов в месте пребывания относятся к деловому туризму: а) верно; б) неверно.
Граждане, посетившие страну на круизном судне и проведшие ночь в своей каюте, классифицируются как туристы: а) верно; б) неверно.
Турпакет — это туристская путевка: а) верно; б) неверно.
Туристский рынок представляет собой социально-экономические условия реализации туристского продукта: а) верно; б) неверно.
Туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта: а) верно; б) неверно.
Турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта:
Туристская индустрия — соединение материально-технической базы и рабочей силы для туристского обслуживания: а) верно; б) неверно.
Туром называется комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионных услуг, а также услуг гидовпереводчиков и других услуг, объединенных на базе главной цели путешествия и предоставляемых по определенному маршруту и в определенный срок:
К статичным факторам развития туризма относятся социальнодемографические, политические, географические: а) верно; б) неверно.
К динамичным факторам развития туризма относятся политические, социально-демографические, финансово-экономические, материальнотехнические:
Туристский мультипликатор — это коэффициент косвенного воздействия туризма на экономику и социальную сферу данной отрасли на региональном или федеральном уровне:
При отрицательном туристском сальдо мультипликативный эффект в туризме равен нулю:
Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов, кафе и подобных учреждений в Европейском союзе и Европейской экономической зоне (ХОТРЕК) относится к группе региональных туристских организаций отраслевого характера:
Всемирная туристская организация (ВТО) является полноправным специализированным учреждением ООН: а) верно; б) неверно.
Открытый вопрос Какие периоды можно выделить в истории развития международного туризма:
1. 2. 3. 4. Совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги гидовпереводчиков, — это Туроператор — это_ Турагент — это_ Закончите фразу: «В чистом виде различия между туроператором и тур-агентом устанавливаются в основном по двум позициям:
пои по Международные туристские организации подразделяют на следующие основные группы:
L_ 4._ 2. 5. 3. 6. Приведите пример мировой туристской организации отраслевого характера:_ Приведите пример специализированной туристской организации:
ОТВЕТЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
ЛИТЕРАТУРА
Барановская Н. Звезд с неба нахватали. Российские гостиницы не хотят новых звезд // Известия. 2003. 14 авг.
Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес.
Выезд граждан РФ за границу в 2001 г. // Туристический бизнес.
Гостиничный и туристический бизнес / Под. ред. А.Д. Чудновского.
Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой. М., 2003.
Ефремов М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. М., 1999.
Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М., 2002.
Квартальнов В.А. Иностранный туризм. М., 2001.
Кобяк М. Мировой рынок гостинично-туристских услуг // Туризм:
практика, проблемы, перспективы. 2000. № 2.
Мартин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме.
Мохов Г. Кто и зачем открывает турфирмы? // Туристический бизнес. 2004. № 2.
Папирян Г.А. Экономика туризма. М., 1998.
Российские гостиницы в цифрах // Туристический бизнес. 2002.
Савельев В. Рынок чартеров: взлеты и падения // Туризм:
практика, проблемы, перспективы. 2002. №11.
Сенин B.C. Организация международного туризма. М., 1999.
Сенин B.C. Организация международного туризма. М., 2003.
Справочник пассажира // Аэрофлот. 2001. № 5.
Туризм в цифрах 2003. М., 2004.
Туризм и отраслевые системы / Под ред. В.А. Квартальнова. М., 2001.
Филипповский Е.Е., Шмарова Л.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. М., 2003.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Глава 1. Туризм как объект изучения.. 1.1. История развития международного туризма.. 1.2. Современная терминология и понятийный аппарат международного туризма.. Глава 2. Индустрия туризма. 2.1. Туристские организации. 2.2. Поставщики услуг.. Глава 3. Туризм как явление национальной экономики.. 3.1. Факторы развития туризма.. 3.2. Значение и функции международного туризма.. Глава 4. Международный туристский рынок: состояние и тенденции развития.. 4.1. Особенности туристского рынка.. 4.2. Туризм как наиболее динамично развивающийся сектор мирового хозяйства.. 4.3. Современное состояние и перспективы развития международного туристского рынка.. 4.4. Международное сотрудничество в области туризма.. Глава 5. Международный туризм в Российской Федерации.. 5.1. Современное состояние и тенденции развития туристского рынка России.. 5.2. Проблемы и перспективы развития международного туризма в России..
ПРИЛОЖЕНИЕ
Заказ № УИЦ «Гардарики»
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ Е.В.Перегуда, В.Ф.Панибудьласка, А.В.Тороп, В.П.Макогон, П.А. Демкин, В.Ф. Деревинский, С.В. Савойская, С.В. Стеценко, В.В. Бабич, Т.В. Шевелева ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ Конспект лекций для студентов-иностранцев всех специальностей и форм обучения Киев 2010 УДК 974 ББК Рецензенты: Тюрменко И.И., доктор исторических наук, професор, заведующая кафедрой истории и. »
«МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЁЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Р С Ф С Р ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В. Г. ОРЛОВ о с н о в ы ГИДРОЛОГИИ СУШИ (учебное пособие) : Под р е д а к ц и е й проф. Б. Б. Богословского Ленинграг’с’!’.1 й I^yip’OM^iTcO ^ ) ин-т БИБ. ^ А Л-Х 195196 Малоохтинский пр., 98 ЛЕНИ НГРАД 1976 У Д К 551.49 Одобрено Ученым советом Ленинградского гидрометеорологического института В учебном • пособии приводятся сведения об истории и задачах гидрологии, значении ее в. »
«МИНИСТЕРСТВО О Б Р А З О В А Н И Я И Н А У К И У К Р А И Н Ы Х а р ь к о в с к и й национальный университет и м е н и В. Н. Каразина Кафедра истории древнего мира и средних веков С. В. Дьячков история востока ср^нёбёкоборо П Р О Г Р А М М А КУРСА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Харьков О О О НТМТ 2008 УДК 94/99 ББК 74.263.4 Д93 Рекомендовано Ученым советом исторического факультета Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина. Протокол N? 1 от 18.012008 года Дизайн. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ИПК госслужбы Осипова Е.А. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО БРЕНДИНГА. ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ БРЕНДОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Учебное пособие МОСКВА 2009 УКД 659 Одобрено и рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом ИПК госслужбы Осипова Е.А. Теория и практика социального брендинга. Ценностные аспекты создания брендов в социальной сфере: Учебное пособие. – М.: ИПК госслужбы, 2009. – 156 с. »
«СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА К СЕМИНАРАМ. Анилионис Г.П., Зотова Н.А. Глобальный мир: единый и разделенный. Эволюция теорий глобализации. – М., 2005. Барановский Е.Г., Владиславлева Н.Н. Методы анализа международных конфликтов. – М., 2002. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М., 2003. @ Бжезинский З. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство. – М., 2005. Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. – М. »
«Министерство образования Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова О.В. Бабаназарова КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Часть 1 Учебное пособие Ярославль 2000 ББК Б.я73 Б12 Бабаназарова О.В. Концепции современного естествознания. Часть 1: Учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2000. 44 с. ISBN 5-8397-0059-2 В первой части пособия содержатся вводные темы курса, позволяющие излагать материал о неживой, живой природе и человеке с позиций современной. »
«Министерство образования Украины Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина Ю.П. Грицак СТРАНОВЕДЕНИЕ Ч а с ть 1 : ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ МИРА ПОСОБИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Харьков 2000 УДК 911.3 ББК 65.04 Г 60 Рекомендовано Ученым Советом экономического факультета ХНУ им. В.Н. Каразина Рецензенты: Голиков А.П., доктор географических наук, профессор ХНУ Коломиец А.Н., кандидат экономических наук, доцент ХНУ Г60 Грицак Ю.П. Страноведение. Часть 1: ведущие страны. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА ВИТАМИНОВ Учебно-методическое пособие для вузов Составитель Т.Г. Афанасьева Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2008 Утверждено научно-методическим советом фармацевтического факультета 18 декабря 2007 г., протокол № 10 Рецензент доцент, канд. фарм. наук. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОУ ВПО УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ТРОЯНСКАЯ С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности Учебное пособие г. Ижевск 2007 УДК 373.1(075) ББК 74.200.055 Я 73 Т 769 Рецензенты: кандидат искусствоведческих наук, доцент Е.И. Ковычева (г. Ижевск, УдГУ) кандидат педагогических наук, доцент. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.