в каком городе жил пушкин
Биография Александра Сергеевича Пушкина
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по ст.ст.) 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала ‑ «арапа Петра Великого».
Воспитанием Пушкина, кроме французских гувернеров, занимались бабушка Мария Алексеевна, а также няня Арина Родионовна, передавшая своему воспитаннику любовь к народным сказкам. Основы русской и французской грамматики, арифметики, географии, истории и рисования будущий поэт постигал под руководством домашних учителей.
Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. Раннему развитию его литературных склонностей способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели.
В 1811 году Александр Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей ‑ привилегированное учебное заведение для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Во время обучения Пушкин и другие лицеисты первого выпуска слушали лекции известных профессоров, на полугодовых испытаниях в лицее обычно присутствовали министр народного просвещения, члены Академии наук, профессора Санкт‑Петербургского педагогического института.
В лицее Пушкин написал свои первые стихи. Он сотрудничал в рукописных лицейских журналах и был членом кружка лицейских новеллистов и поэтов, которые, собираясь по вечерам, экспромтом сочиняли повести и стихи. Поэтический талант юного Пушкина был признан товарищами по лицею Дельвигом, Кюхельбекером, Пущиным, корифеями русской литературы Державиным, Жуковским, Батюшковым, Карамзиным.
После окончания лицея в июне 1817 года в чине коллежского секретаря Александр Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел (Санкт‑Петербург). Но на службе он скорее числился, чем служил. Пушкин принимал участие в заседаниях литературного общества «Арзамас», в которое вступил еще в лицейские годы. В 1819 году он вступил в члены литературно‑театрального сообщества «Зеленая лампа», которым руководил «Союз благоденствия». Дома он много читал и писал политические эпиграммы и стихи. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность» (1817), «К Чаадаеву», «Деревня» (1819), «На Аракчеева» (1817‑1820), которые, хоть и не публиковались, были широко известны. Еще до окончания лицея, в 1817 году, начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 года.
В мае 1820 года Пушкин был сослан на юг за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». Формально ссыльным он не считался. По предписанию императора, Александр Пушкин был отправлен в Екатеринослав служить в канцелярии начальника иностранных колонистов на юге России генерала Ивана Инзова. В Екатеринославле Пушкин прожил полторы недели и заболел. Получив разрешение, он для поправки здоровья поехал с семьей Раевских на Кавказ, а оттуда ‑ в Крым. В сентябре Пушкин приехал в Кишинев к месту новой службы. Сюда был временно переведен Инзов наместником Бессарабской области.
В Кишиневе Александр Пушкин знакомится и общается с будущими декабристами, много работает. За три года ссылки им написаны «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823), а также «Узник», «Песнь о вещем Олеге» (1822) ‑ образцы романтической и гражданской лирики, многие другие стихотворения; начат роман в стихах «Евгений Онегин».
Узнав о восстании декабристов 14 декабря 1825 года и аресте многих своих друзей, Александр Пушкин уничтожает автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв».
Имя Пушкина не значилось в списках заговорщиков и он начал хлопотать о своем возвращении, сперва частным образом, потом официально. В июле 1826 года Пушкин послал через губернатора письмо государю с выражением раскаяния и твердого намерения не противоречить своими мнениями общепринятому порядку. Дни томительного ожидания закончились в сентябре 1826 года, когда Пушкин получил с фельдъегерем приказ нового императора Николая I немедленно прибыть к нему в Москву. 8 сентября он был представлен государю, после чего получил позволение жить где угодно, но в Петербург доступ ему был открыт только в мае 1827 года, причем император вызвался быть его цензором. Цензорство императора обернулось полицейским надзором: «Борис Годунов» был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные государем. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода («Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный», «Предчувствие»).
В мае 1828 года Александр Пушкин безуспешно просил разрешения поехать на Кавказ или за границу. В то же самое время он сватается к Наталье Гончаровой, первой красавице Москвы, и, не получив определенного ответа, самовольно уезжает на Кавказ в 1829 году. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», в стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии…». Возвратившись в Петербург, Пушкин получает от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения, раскрывшее явно враждебное отношение Николая I к поэту.
В апреле 1830 года Александр Пушкин вновь сделал предложение Наталье Гончаровой, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». Испытывая большой творческий подъем, Пушкин пишет «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказку о попе и работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, был закончен «Евгений Онегин».
18 февраля (2 марта по ст.ст.) 1831 года в Москве Пушкин обвенчался с Гончаровой. Летом 1831 года вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Он пишет «Историю Пугачева» (1833), историческое исследование «История Петра» (подготовительный текст, 1835).
Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер‑юнкером двора, оскорбительным для поэта, так как это придворное звание обычно «жаловалось» молодым людям. За поэтом следили, его письма подвергались цензуре, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей ‑ Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги. Но, несмотря на тяжелые условия, именно в эти годы им были написаны «Пиковая дама» (1833), «Египетские ночи», «Капитанская дочка» (1836), поэма «Медный всадник», сказки.
В конце 1835 года Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник». Он надеялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности, и делал все для достижения этой цели. Художественный уровень журнала был необычайно высок, с ним сотрудничали Жуковский, Баратынский, Вяземский, Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов.
Зимой 1836 года завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход клевету на его жену, связывая ее имя с именем императора, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 8 февраля (27 января по ст.ст.) 1837 года на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня (10 февраля) скончался. Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Александра Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта Александр Тургенев. Похоронен Александр Сергеевич Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.
Гибель поэта стала национальной трагедией. «Солнце русской Поэзии закатилось», ‑ написал в некрологе Владимир Одоевский.
Вклад пушкинского гения в русскую литературу поистине бесценен. Он не только поднял на недосягаемую высоту ценность простого русского слова и поэтического слога, но и явился основателем нового классического искусства, сравнимого с лучшими образцами мировой эстетики. Язык Александра Пушкина, сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, до сих пор остается основой русского литературного языка.
Творческим завещанием великого поэта осталось его стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Именно эти строки выбиты на пьедестале одного из памятников Пушкину в Санкт‑Петербурге.
Произведения Александра Пушкина постоянно переиздаются, переводятся на многие языки мира, многократно экранизированы, поставлены на сценах различных театров мира. Многие композиторы (включая современников поэта) неоднократно обращались к его творчеству. По произведениям Пушкина написаны оперы, балеты, хоры, оратории, кантаты, симфонические и камерно‑инструментальные произведения, романсы, музыка к драматическим спектаклям, кинофильмам, телевизионным и радиопередачам.
Во многих местах, связанных с именем Пушкина, созданы музеи поэта. В разных городах мира установлены памятники Пушкину.
В мае 1997 года вышел указ президента РФ, в соответствии с которым установлен Пушкинский день России, который отмечается ежегодно 6 июня — в день рождения поэта.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве
Пушкина по праву считают своим в Санкт-Петербурге — с городом на Неве связана его юность, проведенная в Царскосельском лицее, сотрудничество с местными литературными журналами, создание ключевых произведений, наконец, последняя дуэль на Черной речке. Но родился, вырос, начал писать стихи, а позже встретил главную любовь своей жизни Наталью Гончарову, венчался с ней и провел первые месяцы супружеской жизни он именно здесь, в Москве.
В честь дня рождения Пушкина предлагаем настроиться на лирический лад и пройтись по местам, где разворачивались самые интересные события его жизни.
Главная загадка: место рождения
Перекресток Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка
Начнем с самого начала — с места, где 6 июня 1799 года появился на свет мальчик, которому будет суждено перевернуть представления современников о стихосложении и легко, будто играя, заложить основы современного русского литературного языка. Адрес дома, где родился Пушкин, долгое время был загадкой для его биографов. Сам поэт относился к этому вопросу несколько легкомысленно — например, утверждал, что родился на Молчановке. Это не может быть правдой: из дома на Большой Молчановке он 12-летним отбыл из Москвы в Царское Село, но известно, что семья Пушкиных много переезжала и с момента рождения Александра до его 12-летия успела сменить по меньшей мере 10 адресов.
В 1879 году в журнале «Русская старина» было опубликовано жизнеописание Александра Сергеевича. В нем приводилась выписка из архива церкви, где его крестили. Согласно справке, родился он в доме коллежского регистратора Ивана Скворцова. Тогда адрес дома был ошибочно определен как Немецкая улица (сейчас — Бауманская), 57. На доме была помещена памятная табличка. Позже ошибку исправили советские пушкиноведы — в 1927 году табличку перенесли на здание школы, расположенной по адресу: Бауманская улица, дом 40. Школа № 353 до сих пор носит имя поэта, однако родился Пушкин все-таки не здесь. Чтобы побывать на месте дома, где в 1799 году жили Пушкины, отправляйтесь на перекресток Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка. Дом коллежского регистратора Скворцова, конечно, не сохранился — сгорел в пожаре 1812 года.
Самых честных правил: дом дяди поэта
Старая Басманная улица, дом 36
Считается, что именно Василий Львович Пушкин научил маленького Александра Сергеевича писать стихи. Так это было или нет, сейчас установить довольно сложно. Но в том, что дядя повлиял на взгляды племянника на современную литературу, можно не сомневаться. Именно он способствовал тому, чтобы юный Александр был принят в престижный Царскосельский лицей, где его талант заметил «старик Державин».
Еще в лицейские времена (обучение длилось шесть лет) Александр Пушкин был принят в общество «Арзамас», выступавшее против архаики и напыщенности в современной литературе. Дядя и племянник состояли в «Арзамасе» оба — Василий Львович был одним из самых старших его членов.
Дом дяди на Старой Басманной был одним из любимых мест поэта. Именно сюда он нанес свой первый визит, вернувшись в Москву после Михайловской ссылки в 1826 году.
6 июня 2013 года в особняке Василия Пушкина открылся дом-музей. В нем воссозданы интерьеры передней, залы, столовой, кабинета и комнаты «Опасный сосед», посвященной горячей полемике «Арзамаса» с обществом «Беседа любителей русского слова», ратовавшим за сохранение идеалов классицизма. «Опасный сосед» — название фривольной поэмы Василия Львовича, пародирующей классический жанр путешествия: ее герои едут не из Петербурга в Москву, например, а из Москвы в некий бордель на окраине. Столкнувшись с ужасающими сценами разврата, главный герой бежит прочь от куртизанок и опасного соседа, сподвигшего на поход. В зале «Опасный сосед» в Доме-музее Василия Пушкина можно увидеть портреты членов «Арзамаса» и «Беседы. » и издания их произведений.
Я помню чудное мгновенье: первая встреча с Натальей Гончаровой
Тверской бульвар, дом 22
Зима 1828 года стала одной из самых теплых в жизни Пушкина. На одном из балов в доме танцмейстера Йогеля он, почти 30-летний, встретился с Натальей Гончаровой. Ей тогда было 16, она была хороша собой, строга и очень серьезна. На горячие признания поэта юная красавица отвечать не спешила, хотя Пушкин получил официальное разрешение ее семьи навещать ее дома. Он, как пишут в своих воспоминаниях его друзья, тогда твердо решил распрощаться с холостой жизнью, полной мимолетных увлечений, и мечтал о создании семейного очага.
Родители возлюбленной Пушкина имели на этот счет свое мнение, и, когда он попросил руки Гончаровой, ее мать уклончиво ответила, что та еще слишком молода для замужества. Тем не менее он не отступил и ухаживал за Гончаровой три года, пока не получил благословения. Во время одной слишком затянувшейся размолвки Пушкин даже объявил, что стихотворение «Мадонна» («. Чистейшей прелести чистейший образец»), написанное им Гончаровой, в действительности было посвящено другой женщине. Впрочем, все ссоры закончились к 1831 году, когда счастливый жених повел возлюбленную под венец.
Дом, который брал в аренду танцмейстер Йогель, не сохранился. Но романтическую прогулку по Тверской в память об этой встрече можно совершить и сегодня. А потом свернуть на Тверской бульвар, где любил гулять Пушкин, и дойти до церкви Вознесения в Сторожах у Никитских ворот, где 18 февраля 1831 года Наталья Гончарова стала женой поэта.
Лиловые обои и знаменитые обеды: дом, где Пушкин был очень счастлив
Улица Арбат, дом 53
В здании, где сегодня находится Мемориальная квартира А.С. Пушкина, почти два века назад прошли самые счастливые месяцы его жизни. В эту квартиру в пять комнат, наспех нанятую менее чем за месяц до свадьбы, Пушкин привез свою Наталью. Также в распоряжении новобрачных оказались кухня, антресоли, конюшня и каретный сарай.
Современники поэта, всю зиму и весну 1831 года наносившие визиты семье, с удивлением записывали в дневниках свои впечатления — такой квартиру Пушкина они не представляли. Уютное жилище с модными лиловыми бархатными обоями с набивным цветочным узором, полное книг, притягивало всех, как магнит. Пушкины давали обеды, славившиеся по всей Москве, он читал стихи, она была мила и очаровательна, и оба были как два голубка — на этом сходились все гости. «Всем казалось странно, что у Пушкина, который жил все по трактирам, такое вдруг завелось хозяйство», — писал в своих воспоминаниях сенатор Александр Булгаков.
Пушкин и Гончарова планировали жить в этой квартире долго, однако провели в ней всего три месяца — с февраля по май. Пришлось уехать, потому что поэт страшно поссорился с тещей, слишком рьяно вмешивавшейся в его семейную жизнь. На лето супруги сняли дачу в родном для поэта Царском Селе, а потом обосновались в Петербурге.
Театры: Большой и Малый
Театральная площадь
В Большом театре Пушкин впервые побывал после возвращения из Михайловской ссылки в 1826 году. В тот день давали комедию «Аристофан». Спектакль поэту понравился, и он стал частым гостем театра. На сцене Большого шли первые постановки его «Кавказского пленника», «Руслана и Людмилы» и других произведений. В любимый театр он приводит и Евгения Онегина в первой главе одноименного романа. Тот приходит на балет Шарля Луи Дидло с тогдашней примой Большого Авдотьей Истоминой, которая «блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна». Но ни хореография Дидло, ни балерина (кстати, любимица Пушкина) внимания Онегина не удостаиваются — он опаздывает, «идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам», в общем, ведет себя вызывающе.
К слову, сам Пушкин не всегда был образцовым зрителем. Например, в 1832 году он посетил Малый театр, в котором гастролировала некая французская труппа. Свои впечатления он коротко описал в письме жене так: «…чуть не заснул от скуки и усталости».
Дом графини из «Пиковой дамы». Точнее, его прототип
Улица Большая Дмитровка, дом 7/5
По этому адресу в пушкинские времена никакая графиня не проживала — это был комплекс доходных домов генеральши Глебовой-Стрешневой. В одном из них жил страстный карточный игрок и шулер, по свидетельству современников, Василий Огонь-Догановский. Пушкин, известный своей азартностью, частенько сидел за зеленым сукном у Огонь-Догановского и в 1830 году проиграл ему огромные деньги — 25 тысяч рублей. Уплатить долг чести он не мог и был вынужден просить победителя об отсрочке. Тот милостиво согласился. Возможно, в благодарность за это Пушкин спустя несколько лет вывел Огонь-Догановского среди персонажей «Пиковой дамы» под именем Чекалинского, с которым садится за свою последнюю игру Германн.
Дом Глебовой-Стрешневой, в котором собиралось лихое карточное общество, Пушкин использовал как прототип дома графини-картежницы, сыгравшей злую шутку с главным героем. Кстати, роковая комбинация «тройка — семерка — туз» после выхода повести, мгновенно ставшей популярной, ушла в народ. Пушкин позже писал в дневнике: «Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют (ставят. — Прим. mos.ru) на тройку, семерку, туза».
Памятник нерукотворный: Пушкин после смерти
Тверская улица
Кстати, Большая Дмитровка, на которой стоят дома Глебовой-Стрешневой, в 1937 году, к столетию со дня смерти поэта, была переименована в Пушкинскую улицу. 1930-е годы в СССР вообще были отмечены огромным интересом к Пушкину, его образ реактуализировали, искали в его вольнолюбивой лирике близость советской идеологии и старательно отделяли поэта от «буржуазного контекста» времени, в которое он жил.
Апогеем событий юбилейного, 1937 года стало 10 февраля. В день смерти Пушкина площадь наполнилась тысячами людей, собравшихся почтить память поэта, которого к тому моменту с глубоким пафосом называли «национальным поэтом всех народов СССР». Главным событием митинга стало обновление надписи на постаменте памятника: на нее была возвращена надпись «Что в мой жестокий век восславил я свободу» — строка из стихотворения «Памятник».
architectstyle
Архитектурный стиль
Исторические периоды и стили Русской Архитектуры
Усадьба Михайловское. Место, где жил Александр Сергеевич Пушкин.
Путь от Савкиной горки до усадьбы идет вдоль реки Сороти
И дорога эта очень живописна!
Поэтому мы видим природу во всей ее первозданной красоте
Река делает изгиб. И вдали видно Савкино городище
Красивый вид на бывшее славянское поселение
Тут я увидел родной наш северный можжевельник. Редкий гость в этих краях
На нем даже были шишечки-ягодки
Здесь тихо и красиво, в отличие от центра усадьбы, где бродят сотни туристов
Осенью вода особенно спокойна
Ничто ее не колышет.
Вот почему осенью такие места особенно хороши для посещения. Пейзаж настраивает на желание думать, творить.
Туман, который мешал нам фотографировать в первой половине поездки, стал уходить. На небе он оставался в виде неравномерных сгустков, что в итоге образовало причудливые игры света и тени
Подходим к ветряной мельнице
Подходим к центральной части усадьбы
Он совсем не производит впечатление усадебного дома 19 века. Какой-то очень современно сделана обшивка
Булыжная дорога и валунный домик
Михайловское пожаловала прадеду поэта Абраму Ганнибалу императрица Елизавета Петровна. Тогда здесь была деревня Устье, видимо названная так из-за соединения реки с озером. Его сын, дед Пушкина, Осип Абрамович Ганнибал, дал ей название Михайловское, а также занялся обустройством этого имения. Потом имение перешло к матери Пушкина, Надежде Осиповне.
Еще одна валунная постройка. Такими делались почти все хозяйственные здания усадеб. Есть мнение, что этот стиль построек пришел к нам вместе с немцами из Прибалтики, которые оказались гражданами Российской Империи после присоединения к ней Эстляндии, Курляндии и Лифляндии. Перейдя на службу к царям, за что получили тут земли, они перенесли привычный стиль архитектуры в свои новые места проживания.
Островок в пруду. Обязательный элемент уважающей себя усадьбы в России
Вид на него с другой стороны
Так что в 1918 году вдохновленные разрушительным большевизмом крестьяне сжигали усадьбу уже не поэта, а его сына
Еще одно современное строение, изображающее старину. Лучше ничего не строить, чем воссоздавать вот так
Небольшая старинная пушка
Озеро очень красивое. Особенно в октябре, когда краски наиболее разнообразны
И вдоль озера идет весьма приятная дорога
Когда-то по ней катались кареты с лошадками впереди.
Без сомнения, это одна из самых красивых частей усадьбы
Именно красоты Псковской природы подарили России пушскинскую поэзию.
На окраине леса мы нашли маслята. И даже собрали их
Выходим из усадьбы. Эти сосны показывают границы владений
И камень с надписью напоминает об этом тоже. Здесь Михайловское заканчивалось
Туман полностью рассеялся, и над полями красиво разгорелось голубое небо