в каком городе впервые появилось многобожие

В каком городе впервые появилось многобожие

в каком городе впервые появилось многобожие. PuTP5DDlghXx57rm0LkENhERBliTNZ7lnKVIh8ewhE890em wTFmsEv5KGJPWCfzzkVMMOtv. в каком городе впервые появилось многобожие фото. в каком городе впервые появилось многобожие-PuTP5DDlghXx57rm0LkENhERBliTNZ7lnKVIh8ewhE890em wTFmsEv5KGJPWCfzzkVMMOtv. картинка в каком городе впервые появилось многобожие. картинка PuTP5DDlghXx57rm0LkENhERBliTNZ7lnKVIh8ewhE890em wTFmsEv5KGJPWCfzzkVMMOtv. КАК ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВОЕ МНОГОБОЖИЕ НА ЗЕМЛЕ? И О ТОМ, КАК ДЬЯВОЛ ВВОДИТ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПОЭТАПНО, ОБОЛЬЩАЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГАМИ ЦЕЛЯМИ(Очень важный пост)

в каком городе впервые появилось многобожие. PuTP5DDlghXx57rm0LkENhERBliTNZ7lnKVIh8ewhE890em wTFmsEv5KGJPWCfzzkVMMOtv. в каком городе впервые появилось многобожие фото. в каком городе впервые появилось многобожие-PuTP5DDlghXx57rm0LkENhERBliTNZ7lnKVIh8ewhE890em wTFmsEv5KGJPWCfzzkVMMOtv. картинка в каком городе впервые появилось многобожие. картинка PuTP5DDlghXx57rm0LkENhERBliTNZ7lnKVIh8ewhE890em wTFmsEv5KGJPWCfzzkVMMOtv. КАК ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВОЕ МНОГОБОЖИЕ НА ЗЕМЛЕ? И О ТОМ, КАК ДЬЯВОЛ ВВОДИТ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПОЭТАПНО, ОБОЛЬЩАЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГАМИ ЦЕЛЯМИ(Очень важный пост)

Достоверно об Исламе запись закреплена

КАК ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВОЕ МНОГОБОЖИЕ НА ЗЕМЛЕ?
И О ТОМ, КАК ДЬЯВОЛ ВВОДИТ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПОЭТАПНО, ОБОЛЬЩАЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГАМИ ЦЕЛЯМИ
(Очень важный пост)

Тогда еще не было смысла отправлять к людям Божьих посланников, так как люди и так знали, что поклоняться нужно только Одному Аллаху.

Тогда к ним пришел Сатана и начал им наущать: «вам нужно создать изображения этих пятерых праведников, чтобы вы могли смотреть на них, «вдохновляться» на поклонение Аллаху, а также в знак почета и уважения этих праведников».

Так они и сделали. На их могилах они возвели изображения этих праведников. Затем они часто приходили к ним на могилы и смотрели на их изображения.

В начале им никто не поклонялся. Но спустя много веков, когда знание Единобожия и знание истинной причины появления этих изображений было забыто, Сатана пришел к потомкам этих людей и сделал им наущение: «Как вы думаете, зачем в вашем поселении стоят эти статуи? Потому что ваши предки поклонялись им и делали их посредниками между ними и Аллахом!»

Тогда действительно их потомки начали поклоняться этим изображениям и таким образом Сатана добился своего спустя много-много лет или даже веков.

в каком городе впервые появилось многобожие. e29d93. в каком городе впервые появилось многобожие фото. в каком городе впервые появилось многобожие-e29d93. картинка в каком городе впервые появилось многобожие. картинка e29d93. КАК ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВОЕ МНОГОБОЖИЕ НА ЗЕМЛЕ? И О ТОМ, КАК ДЬЯВОЛ ВВОДИТ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПОЭТАПНО, ОБОЛЬЩАЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГАМИ ЦЕЛЯМИ(Очень важный пост)КАКОЙ НА ЭТО ДОВОД?

Всевышний Аллах сказал: «Они замыслили тяжкую хитрость и сказали: «Не отрекайтесь от ваших божеств: Вадда, Сувы, Йагууса, Йагуука и Насра» (Коран 71:22-23).

В комментарии к этому аяту Ибн Аббас,да будет доволен им Аллах, двоюродный брат нашего Пророка Мухаммада ﷺ сказал: : «Это имена праведных людей из народа Нуха (Ноя), когда же они умерли, сатана сделал наущение их народу, чтобы они поставили их образы (памятники) там, где они обычно сидели, и назвали эти образы в соответствии с их именами. Их народ так и сделал, но ещё не стал им поклоняться. Однако, когда умерло это поколение и знание было забыто, люди стали поклоняться этим идолам» (Сборник достоверных хадисов Бухари 8:667, номер хадиса 4920).

Именно начиная с этого времени люди стали язычниками и перестали поклоняться только Аллаху, и именно с этого момента стали посылаться посланники и Священные книги от Всевышнего Аллаха с призывом к Единобожию.

в каком городе впервые появилось многобожие. e29d8c. в каком городе впервые появилось многобожие фото. в каком городе впервые появилось многобожие-e29d8c. картинка в каком городе впервые появилось многобожие. картинка e29d8c. КАК ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВОЕ МНОГОБОЖИЕ НА ЗЕМЛЕ? И О ТОМ, КАК ДЬЯВОЛ ВВОДИТ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПОЭТАПНО, ОБОЛЬЩАЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГАМИ ЦЕЛЯМИ(Очень важный пост)ИМЕННО ПОЭТОМУ В ИСЛАМЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО:

1. Возводить какие-либо постройки над могилой, будь то это памятник или что-то подобное этому.

в каком городе впервые появилось многобожие. e29e96. в каком городе впервые появилось многобожие фото. в каком городе впервые появилось многобожие-e29e96. картинка в каком городе впервые появилось многобожие. картинка e29e96. КАК ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВОЕ МНОГОБОЖИЕ НА ЗЕМЛЕ? И О ТОМ, КАК ДЬЯВОЛ ВВОДИТ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПОЭТАПНО, ОБОЛЬЩАЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГАМИ ЦЕЛЯМИ(Очень важный пост)Джабир ибн ‘Абдиллях рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил возводить строение над могилой, а также добавлять к ее земле, землю постороннюю, а также покрывать могилу гипсом». (Хадис достоверный; Муслим 970; Насаи 2154; Абу Дауд 3226; Бейхаки 6735).

в каком городе впервые появилось многобожие. e29e96. в каком городе впервые появилось многобожие фото. в каком городе впервые появилось многобожие-e29e96. картинка в каком городе впервые появилось многобожие. картинка e29e96. КАК ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВОЕ МНОГОБОЖИЕ НА ЗЕМЛЕ? И О ТОМ, КАК ДЬЯВОЛ ВВОДИТ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПОЭТАПНО, ОБОЛЬЩАЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГАМИ ЦЕЛЯМИ(Очень важный пост)Имам аль-Бухари передает в своем Сахихе сообщение в форме «му’алляк» (т. е. не упоминая всей цепочки сообщения) о том, что Ибн ‘Умар увидел на могиле ‘Абдуррахмана сына Абу Бакра ас-Сыддыка палатку (сделали это для того, чтобы могилу не опаляло солнце, из почета к захороненному) и сказал: «Уберите ее, поистине, осеняют его лишь его деяния».

2. Создавать и ХРАНИТЬ изображения живых существ.

в каком городе впервые появилось многобожие. e29e96. в каком городе впервые появилось многобожие фото. в каком городе впервые появилось многобожие-e29e96. картинка в каком городе впервые появилось многобожие. картинка e29e96. КАК ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВОЕ МНОГОБОЖИЕ НА ЗЕМЛЕ? И О ТОМ, КАК ДЬЯВОЛ ВВОДИТ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПОЭТАПНО, ОБОЛЬЩАЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГАМИ ЦЕЛЯМИ(Очень важный пост)Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый создающий изображения (окажется) в Огне, где за каждое созданное им изображение будет создан тот, кто станет мучить его в Аду» (Муслим 2110)

в каком городе впервые появилось многобожие. e29e96. в каком городе впервые появилось многобожие фото. в каком городе впервые появилось многобожие-e29e96. картинка в каком городе впервые появилось многобожие. картинка e29e96. КАК ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВОЕ МНОГОБОЖИЕ НА ЗЕМЛЕ? И О ТОМ, КАК ДЬЯВОЛ ВВОДИТ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПОЭТАПНО, ОБОЛЬЩАЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГАМИ ЦЕЛЯМИ(Очень важный пост)Абу аль-Хайядж аль-Асади рассказывал, что ‘Али ибн Аби Талиб сказал ему: «Не послать ли мне тебя с тем же поручением, с которым меня послал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Он послал меня с тем, чтобы я не оставил ни одного изображения (живого существа), кроме как стер (уничтожил) его, и ни одной возвышенной могилы, кроме как сровнял ее». (Хадис достоверный; Муслим 969; Абу Дауд 3218; Тирмизи 1049; Насаи 2030; Ахмад 1/96, 124).

в каком городе впервые появилось многобожие. f09f92a5. в каком городе впервые появилось многобожие фото. в каком городе впервые появилось многобожие-f09f92a5. картинка в каком городе впервые появилось многобожие. картинка f09f92a5. КАК ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВОЕ МНОГОБОЖИЕ НА ЗЕМЛЕ? И О ТОМ, КАК ДЬЯВОЛ ВВОДИТ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПОЭТАПНО, ОБОЛЬЩАЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГАМИ ЦЕЛЯМИ(Очень важный пост)ЕЩЕ ОДИН ВАЖНЫЙ МОМЕНТ:

Сатана добивается от человека совершение греха или многобожия не сразу, а постепенно! Никогда Шайтан не приходит к человеку и не говорит: «Ты знаешь что Аллах запретил это, но давай-ка все равно соверши это». Нет! Шайтан начинает с малого и Шайтан приукрашивает запрещенные вещи красивыми и благовидными словами!

● Например: Раньше все женщины (в том числе и не мусульманки) ходили покрытыми, в длинных платьях и головных уборах. Раньше никто и подумать не мог, чтобы выйти на улицу раздетой, в мини юбках и майках!

В одно время Шайтан пришел к ним и начал им наущать: «На улице так жарко. Ты хотя бы чуть чуть открой шею, чтобы не потеть». Женщина послушала его и действительно чуть-чуть оголила шею.

Через несколько лет опять Шайтан пришел и сказал: «Ты вот ходишь по улице и твой подол пачкается, ты хотя бы чуть-чуть платье подними, чтобы стирать меньше надо было». Тут женщина опять послушалась и подняла свое платье, к примеру, до щиколоток.

Через какое то время Шайтан опять пришел к ней и начал уже другие наущения делать, и спустя много лет Шайтан добился того, чтобы женщина и вовсе сняла платье и платок!

в каком городе впервые появилось многобожие. e29d97. в каком городе впервые появилось многобожие фото. в каком городе впервые появилось многобожие-e29d97. картинка в каком городе впервые появилось многобожие. картинка e29d97. КАК ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВОЕ МНОГОБОЖИЕ НА ЗЕМЛЕ? И О ТОМ, КАК ДЬЯВОЛ ВВОДИТ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПОЭТАПНО, ОБОЛЬЩАЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГАМИ ЦЕЛЯМИ(Очень важный пост)Поэтому сестры и братья, Шайтан добивается своего потихонечку, обольщая нас благими целями! Посмотрите ка, как Шайтан сказал народу Нуха: постройте памятники, чтобы «вдохновляться» ими для улучшения поклонения Аллаху и в знак почета этих праведников». Он не сказал им истинную его цель: «Возведите памятники, чтобы потом спустя много лет им начали поклоняться и ваши потомки попали в Ад».

в каком городе впервые появилось многобожие. e29d97. в каком городе впервые появилось многобожие фото. в каком городе впервые появилось многобожие-e29d97. картинка в каком городе впервые появилось многобожие. картинка e29d97. КАК ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВОЕ МНОГОБОЖИЕ НА ЗЕМЛЕ? И О ТОМ, КАК ДЬЯВОЛ ВВОДИТ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПОЭТАПНО, ОБОЛЬЩАЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГАМИ ЦЕЛЯМИ(Очень важный пост)Так же в наше время и с фотографиями живых существ. Шайтан внушает некоторым людям то, что фоткать можно и люди действительно фоткают ученых, снимают их на видео и так далее. Но разве Шайтан сразу наущает людей к совершению многобожия?! Это сейчас люди не поклоняются этим фотографиям, но разве вы не думаете, что через пару веков, наши потомки могут начать поклоняться фотографиям этих ученых, как произошло в народе Нуха?! Не с этой ли целью Шайтан начал наущать народ Нуха, чтобы они сделали их изображения лишь для благих целей?!

Так что не считайте какие то грехи малыми! Шайтан через малые грехи может привести вас к большим грехам, затем к нововведениям, а затем и к неверию или многобожию, пусть Аллах защитит нас от этого!

Источник

В каком городе впервые появилось многобожие

в каком городе впервые появилось многобожие. hyqqR4nAetPxs Db3 Sa384j99d8J27TQfsOG jSIZzyBOHNlYwbNcBAQjBIBHBfcjUpWfQQ. в каком городе впервые появилось многобожие фото. в каком городе впервые появилось многобожие-hyqqR4nAetPxs Db3 Sa384j99d8J27TQfsOG jSIZzyBOHNlYwbNcBAQjBIBHBfcjUpWfQQ. картинка в каком городе впервые появилось многобожие. картинка hyqqR4nAetPxs Db3 Sa384j99d8J27TQfsOG jSIZzyBOHNlYwbNcBAQjBIBHBfcjUpWfQQ. КАК ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВОЕ МНОГОБОЖИЕ НА ЗЕМЛЕ? И О ТОМ, КАК ДЬЯВОЛ ВВОДИТ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПОЭТАПНО, ОБОЛЬЩАЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГАМИ ЦЕЛЯМИ(Очень важный пост)

в каком городе впервые появилось многобожие. hyqqR4nAetPxs Db3 Sa384j99d8J27TQfsOG jSIZzyBOHNlYwbNcBAQjBIBHBfcjUpWfQQ. в каком городе впервые появилось многобожие фото. в каком городе впервые появилось многобожие-hyqqR4nAetPxs Db3 Sa384j99d8J27TQfsOG jSIZzyBOHNlYwbNcBAQjBIBHBfcjUpWfQQ. картинка в каком городе впервые появилось многобожие. картинка hyqqR4nAetPxs Db3 Sa384j99d8J27TQfsOG jSIZzyBOHNlYwbNcBAQjBIBHBfcjUpWfQQ. КАК ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВОЕ МНОГОБОЖИЕ НА ЗЕМЛЕ? И О ТОМ, КАК ДЬЯВОЛ ВВОДИТ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПОЭТАПНО, ОБОЛЬЩАЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГАМИ ЦЕЛЯМИ(Очень важный пост)

ИСЛАМ запись закреплена

Как появилось многобожие?

Основа многобожия и причина появления этого порока среди рода человеческого кроется в чрезмерном возвеличивании, восхвалении и прославлении почитаемых праведных предков. Всевышний Аллах сказал: «Они сказали: «Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра». Они уже ввели в заблуждение многих. Не приумножай же беззаконникам ничего, кроме заблуждения!» (Сура «Нух», аяты 23-24).

Вадд, Сува, Йагус, Йаукъ и Наср – это имена праведников, которые жили в народе Нуха. После их смерти люди сделали их статуи и нарекли их этими именами. Это было сделано ими для возвеличивания своих праведных предков, увековечения памяти о них и напоминания об их достоинстве и превосходстве. Но впоследствии именно это привело их к тому, что они начали поклоняться им, обожествляя их помимо Всевышнего Аллаха.

Об этом свидетельствует сообщение от Абдуллаха Ибн ‘Аббаса: «Идолы, которым поклонялся народ Нуха, позднее появились и в среде арабов. Вадду поклонялось племя Киляб в Даумат аль-Джандале, Суве – племя Хузейль. Йагусу сначала поклонялось племя Мурад, а затем – Бану Гатыф в местечке Джауф, возле Сабы. Йауку поклонялось племя Хамдан, а Наср находился у химьяритов, в семье Зуль-Киля. Именами этих идолов звали праведных мужей из народа Нуха. Когда они умерли, сатана внушил их соплеменникам воздвигнуть истуканов в местах, где они часто сидели, и назвать этих истуканов их именами. Они сделали это, но тогда никто еще не поклонялся им. Когда же это поколение умерло и исчезло знание, им стали поклоняться» (аль-Бухари «Сахих», 4920).

Один из известнейших муфассиров Корана имам Ибн Джарир ат-Табари в толковании слов Всевышнего «Они сказали: «Не отрекайтесь от ваших богов…» привел слова Мухаммада бин Кейса: «Они были праведниками из числа потомков Адама, и их последователи брали с них пример. Когда же они умерли, (их) сподвижники, бравшие с них пример, сказали: «Если мы создадим их изображения, то воспоминания о них будут возбуждать в нас еще большее желание поклоняться Аллаху». Так они создали их изображения; когда же это поколение умерло, и их сменили другие, Иблис стал наущать их: «Они (т.е. ваши предки) поклонялись им, и благодаря им проливался дождь». Так люди начали поклоняться им» (ат-Табари «Тафсир», 12/254).

Обратите внимание, что в их поступке объединились сразу два искушения. Первое — то, что они стали собираться у могил своих праведников; второе же — то, что они сделали их статуи, установили их в тех, местах где проводили свои собрания и стали сидеть возле них. Это и привело к тому, что так впервые в истории человечества появилось приобщение сотоварищей к Аллаху. Поэтому эти два деяния являются величайшими предпосылками и самыми опасными путями, приводящими к возникновению многобожия во все времена и в любой стране.

Источник

О происхождении многобожия 1

Вопрос о происхождении многобожия – крайне трудный вопрос при настоящем состоянии научных данных, которые едва начинают знакомить нас с внешними сторонами первобытной жизни человека и почти не проникают во внутренне святилище религиозной истории первобытного человечества. Главная трудность этого вопроса зависит от недостаточной ясности для нас внутреннего смысла многих, преимущественно низших, видов идолопоклонства, доходивших до непонятных теперь для нас крайностей – до обожания камней, растений, животных и т. под. Сроднившись от дней своего детства с верою во единого Бога, восприняв, так сказать, в свою плоть и кровь идею единства Божества, мы естественно недоумеваем, как могло возникнуть многобожие с его многообразными формами, много не можем понять в нем, не находя параллельных или сходных явлений в своей собственной внутренней жизни. Недоумение наше еще более увеличивается и усложняется, когда мы задаемся вопросом: каким образом различные силы и явления природы стали предметами поклонения для человека после того, как он сначала поклонялся единому истинному Богу? «Трудно и неестественно представить, говорит Юм, чтобы человек сначала жил в роскошных дворцах, а потом начал строить для своего жилища бедные хижины, или он знал геометрию прежде, чем научился земледелию: точно так же невозможно предположить, чтобы человек сначала имевший высшее правильное понятие о Боге, как едином, чистом, бесконечном Духе, потом стал представлять его под чувственными формами тех или других явлений природы или человеческой жизни. Если бы люди от самого начала пришли к вере в высочайшее Существо, то невозможно, чтобы они ее оставили и променяли на политеизм; потому что те разумные принципы, которые с самого начала произвели столь высокое убеждение, как вера в единого Бога, тем легче в состоянии были бы поддержать и сохранить в чистоте это убеждение.» 2 В этом замечании Юма справедливо то положение, что если бы высокая вера в единого Бога с самого начала явилась как плод собственного убеждения человеческого духа и вошла в его плоть и кровь, в силу собственного глубокого сознания ее разумности и несравненного превосходства пред всякую другою верою, тогда, конечно, трудно было бы политеизму смутить ее. Но в замечании Юма совершенно ложно то положение, что первые люди сами пришли к вере в высочайшее Существо и обосновали ее на разумных принципах. Вера эта представляется в св. Писании не как собственное создание человека, но как дар Божий. Ложно затем в замечании Юма и то преувеличение, какое дается в нем интеллектуальным способностям человека пред нравственными в деле сохранения чистой религии. Самая лучшая и чистейшая религиозная вера может придти в упадок и подвергнуться глубоким искажениям вследствие нравственной апатии и чрезмерного развития чувственных наклонностей. Многие примеры из истории религии показывают, что религии часто ниспадали с высших ступеней на низшие. В древнейшей индийской Ригведе исследователи не находят никаких следов фетишизма, между тем как в позднейших памятниках индийской религии встречаются совершенно ясные следы его. «Индусы, говорит Макс Мюллер, которые за многие тысячелетия до настоящего времени достигли самых крайних вершин философии, теперь во многих местах ниспали до унизительного почитания коров и обезьян» 3 Что представляет нам современный буддизм сравнительно с выспреннею метафизикой, лежащею в основе его первоначального учения? – Не более как уродливую карикатуру. Защитники эволюционизма стараются объяснить эти факты в пользу своей гипотезы. Они говорят, что именно эти факты – факты упадка и вырождения исторически известных религий в грубые формы суеверия, – и доказывают, что религия начиналась повсюду и у всех народов с самых низших и грубейших форм. Всякое вырождение, по их объяснению, есть ни что иное, как возвращение к своему прежнему состоянию, к своему, так сказать, первоначальному типу, – оживление старого (атавизм), которое снова является на сцену. 4 Но это объяснение не имеет доказательной силы; гораздо правдоподобнее то, которое в вырождении и искажении религий видит возобладание чувственности над более духовными инстинктами и этой причиной объясняет возможность ниспадения более чистых и духовных религий до грубого фетишизма. Не подлежит сомнению трудность, даже невозможность, удовлетворительного объяснения перехода древнего человечества от монотеизма к политеизму, если в появлении и развитии последнего мы будем видеть один естественный процесс и притом главным образом процесс умственного развития человека и оставим без внимания другие факторы, способствовавшие подготовлению этого перехода. Это доказывают все те гипотезы о происхождении многобожия вообще, которые выводят политеизм преимущественно или даже исключительно из умственного состояния и из своеобразных интеллектуальных воззрений первобытного человека. Таковы гипотезы мифологистов, анимистов и др.

Школа мифологистов, основание которой положено Шеллингом, как показывает самое ее название, точкой отправления или исходным пунктом политеизма признает мифическое воззрение первобытного человека на природу. Она производит политеизм из обычая первобытных народов олицетворять силы и явления природы, давать неодушевленным предметам названия, заключающие в себе понятия о жизни, о присутствии в них живой силы. Первобытную персонификацию (олицетворение) явлений природы эта школа объясняет в свою очередь тем, что первые люди отличались естественной наклонностью изъяснять все внешние явления своими внутренними или судить обо всем по себе самим, и что они потому постоянно олицетворяли все, что только можно было олицетворить. Из предметов видимой природы ими олицетворялись преимущественно те, которые отличаясь грандиозностью, в то же время отличаются кажущимся присутствием в них внутренней силы самодвижения и которые потому неотразимо вызывали грубые умы первобытных людей на олицетворение таких предметов. Таковы – особенно солнце, луна, грандиозно движущиеся по небосклону, без видимой причины их движения, звезды, метеоры и т. под. «Мог ли, говорят, неопытный и не привыкший к критике рассудок первобытного человека совладать с иллюзией ума и не олицетворять таких явлений природы, которые для непосредственного наблюдения кажутся самозвучащими, как наприм. треск грома, свист бури, шелест листьев, рев водопада, шум морских волн и проч.? Всем подобным явлениям в первобытные времена давалась мифическая подкладка, и вот на этой-то подкладке, как на своей первичной основе, и развилась пестрая ткань языческого политеизма с его разнообразными видами». Но хотя гипотезой мифологистов прекрасно объясняется все, что относится до психического процесса олицетворения различных сил и явлений природы в первобытные времена, ей однако же очень мало объясняется собственно теологический процесс обоготворения этих олицетворенных явлений. Олицетворить еще не значит обоготворить, и поэзия искони олицетворяла и теперь продолжает олицетворять разнообразные предметы и явления природы, однако же это олицетворение не необходимо соединяется в ней с обоготворением олицетворяемых ею предметов. Почему же в первобытные времена олицетворение явлений природы необходимо повлекло за собой обоготворение их? Если потому одному, что ум первобытного человека находился в младенческом состоянии, был еще слишком неопытен и не сведущ в знании действительной сущности предметов, тогда является другой вопрос: отчего же тогда в таком случае все дети, которые до известного возраста и развития своего ума несомненно олицетворяют свои игрушки, куклы, и проч., не многобожники и не идолопоклонники; почему у них с процессом олицетворения не совпадает необходимо процесс обоготворения? Не доказывает ли это то, что между тем и другим процессом на деле нет такого соотношения, которое существует между причиною и ее необходимым действием? Главный недостаток гипотезы мифологистов по вопросу о происхождении политеизма состоит в том, что эта гипотеза всю сущность многобожия поставляет в мифологическом понимании предметов природы, упуская из виду, что какая бы не была религия в ней все дело не ограничивается одним только пониманием и объяснением явлений в том или другом смысле. Гипотеза эта все свое внимание обращает на умственный мир первобытного человека, на деятельность его фантазии, но оставляет в стороне религиозное чувство его и почти не заглядывает в нравственный мир человека, имеющий громадное влияние на характер и склад религиозных воззрений человека, и потому, объясняя с возможною удовлетворительностью появление разнообразных языческих мифов, т.е. форм, под которыми язычники представляли своих богов, ничего или почти ничего не объясняет касательного того духовного процесса, путем которого люди пришли к религиозному обоготворению и чествованию камней, растений, скотов и т. под. Нет нужды прибавлять к этому, что, если вообще гипотеза эта недостаточно объясняет происхождение многобожия, то тем недостаточнее она для объяснения перехода первобытного человечества от единобожия к многобожию.

Против гипотезы мифологистов выступает гипотеза анимистов, которая утверждает, что многобожие произошло не из обычая первобытных народов олицетворять, а из обычая «одухотворять» неодушевленные предметы. При поклонении видимым предметам, по объяснению этой гипотезы, их поклонник имел в своем уме мысль, что в видимом предмете поклонения есть что-то высшее и более важное, чем то, что видит глаз, – что предмет обладает неким невидимым присутствием чего-то отличного от него, именно присутствием духа. Из предметов религиозного поклонения сначала удостоились этой чести те, которые отличаются неотразимую индивидуальностью, именно живые одушевленные существа. Первую формою язычества был культ умерших предков, первым богом для язычников был племенной вождь «патриарх», – человек которого все встречали с большим почетом, которому оказывали большее повиновение, чем всякому другому. После смерти чувство почтения переносилось на его дух. Первым богослужением был погребальный обряд. Из возникшего таким образом поклонения предкам развились сами собой все другие формы языческого идолопоклонства. Поклонение предкам перешло различными путями в поклонение животным. Иногда вела к нему вера, общая между дикарями, что люди по смерти могут превращаться в животных и что потому их предки, переставая существовать в форме человека, продолжают существовать в виде животных. Иногда к обоготворению животных вело другое суеверное представление, что животные, из которых некоторые любят посещать могилы умерших и вырывать их трупы, суть привидения умерших и тому под. Подобное же развитие совершали и другие формы языческого поклонения. Фетишизм возник их обычая делать высеченные или вырезанные изображения умерших предков и из обращения с этими изображениями, как с живыми существами, в которых соприсутствуют души тех, в честь кого они вырезаны или высечены. Эта теория особенно подробно раскрыта у Спенсера в его «Началах социологии». Но с теми или другими видоизменениями она вообще принимается большинством новейших историков первобытной культуры человека.

Наилучшими теориями по объяснению вообще всех научных вопросов и особенно вопросов, касающихся явлений религиозно-исторической жизни человечества, справедливо признаются такие теории, которые принимают во внимание по возможности все факторы, и внутренние и внешние, способствовавшие происхождению того или другого явления. Применяя сказанное к вопросу о происхождении многобожия, нельзя не согласиться, что тем более такое сложное явление, как образование целых систем своеобразных религиозных веровании, которые мы находим в разнообразных видах язычества, нельзя сколько-нибудь удовлетворительно объяснить при упущении из вида какого-нибудь, хотя бы одного, важного фактора, содействовавшего возникновению и развитию этого загадочного явления. Если религия обнимает собою все силы человеческого духа, то нельзя из состояния одной какой-нибудь духовной силы, напр. ума, объяснить происхождение искаженных форм религии. Если далее религиозное развитие человека совершается не-независимо от разнообразных влияний со стороны внешней природы, а также и исторических фактов человеческой жизни, тο и этих внешних факторов никак нельзя игнорировать при объяснении происхождения ложных верований. Единственное учение, которое хотя не принадлежит к так называемым «научным теориям», но в котором тем не менее обращается должное внимание на все важнейшие и внешние и внутренние, и психические и моральные и, что всего важнее, на религиозно-моральные условия, способствовавшие происхождению многобожия, есть учение библейское.

Св. Писание изображает и внутренний и внешний, и психический и исторический ход развития многобожия. С внутренней 11 психической стороны постепенный ход уклонения людей от истинной религии к идолопоклонству особенно ярко очерчивается в 1-й главе послания ап. Павла к римлянам в следующих не многих словах: «Зане же разумеете Бога (язычники), не яко Бога прославиша, или благодариша, но осуетишася помышлении своими, и омрачися не разумное их сердце. Глаголющеся быти мудри, объюродеша. И измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад» ( Рим.1:21–23 ).

Недостаток благоговения и благодарности к Творцу служит несомненным признаком охлаждения религиозного чувства. А это бывает тогда, когда в сознании человека идея Бога отходит на второй план, получает второстепенное значение. Бог превращается в нечто мысленное, более или менее далекое от человека. Сердце уже не чувствует живой потребности прославлять и благодарить Бога, хотя язык иногда читает славословия и благодарения. Религия таким образом уже перестает быть главною целью жизни. На место этого выступают другие цели и занимают всего человека. Это самое и выразил блаженный Феодорит словами: «не восхотели иметь о Нем достойных Его мыслей, или хранить должных Ему сердечных чувств и расположений».

Если мы дадим себе труд выяснить библейскую точку зрения на этот вопрос, то увидим, что и по этому вопросу, как и по вопросу о первоначальной религии, библейское воззрение не находится ни в каком противоречии с результатами более беспристрастных научных изысканий, насколько последние достигают наиболее ранних фазисов развития идолопоклонства. По библейскому воззрению многобожие представляет ненормальное явление в развитии религиозного сознания людей, обусловленное фактом падения первых людей и постепенным уклонением их дальнейших потомков от первоначальной истинной веры. Многобожие, понимаемое в смысле идолопоклонства, явилось не вдруг вслед за падением первых людей, но подготовлялось постепенно. Св. Писание, хотя не сообщает точных хронологических данных касательно времени появления идолопоклонства в первобытной истории человеческого рода, однако же оно не дает основания для того предположения, что идолопоклонство явилось тотчас после падения первых людей. В Библии не говорится о существовании идолопоклоннических культов во весь допотопный период. Мнения толкователей св. Писания не одинаковы по вопросу о том, когда, по учению св. Писания, в первый раз обнаружилось идолопоклонство. Одни относят появление идолопоклонства ко временам, совпадающим с избранием Авраама для сохранения истинной веры в роде человеческом, на том основании, что самое избрание Авраама для означенной цели ясно мотивируется в св. Писании появлением многобожия. Другие думают, что начало идолопоклонства скрывается в более ранних временах; – появилось вскоре после рассеяния племен, так как св. Писание предков Авраама укоряет в служении ложным богам ( Нав.24:2 ), а история времен Авраама и последующих за тем патриархов показывает, что многобожие во времена ветхозаветных патриархов было уже сильно распространено, хотя по указаниям св. Писания в Месопотамия ( Быт.24:31 и 50; 31:49) и у ханаанских царей (Мельхиседек и Авимелех Быт.20:3 и дал. 21:22) сохранялось еще почитание одного Бога. Как бы то ни было, по явление многобожия представляется в св. Писании более или менее позднейшим явлением. В исторической жизни человечества после падения в Библии указываются весьма важные события, которые имели место в промежуток времени между фактом грехопадения прародителей и фактом распространения идолопоклонства в человеческом роде, – такие события, которым и в научных исследованиях приписывается сильное влияние на развитие многобожия и на его разнообразные виды. Сюда относятся 1) нравственное огрубение первобытного человечества; 2) разделение человеческого рода на отдельные племена; 3) образование различных наречий вследствие смешения языков; 4) рассеяние племен по разным частям света.

В числе фактов, предшествовавших явлению политеизма, на первом плане в св. Писании выставляется нравственное огрубение первобытного человечества и чрезмерное развитие в нем чувственных наклонностей. «Растлеся земля пред Богом; растли всяка плоть путь свой; беху во дни прежде потопа ядуще и пиюще, женящеся и посягающе. Не имам пребывати в человецех сих – зане плоть суть». Подобными чертами характеризуется в св. Писании человечество, жившее чрез семь или восемь веков после потопа, пред временем избрания Авраама для сохранения истинной религии. В последнем случае, вместе с указанием на нравственное ниспадение людей, в св. Писании указывается и на искажение их религиозного сознания, на развитие в них идолопоклоннических наклонностей. Из этого видно, что св. Писание поставляет явление идолопоклонства в человеческом роде в тесную связь и в причинную зависимость от нравственного растления.

В Библии мы находим замечательное, с чисто психологической точки зрения, изображение постепенного ниспадения человека от эгоистического самообожания до идолопоклонства. Неточным началом уклонения людей от истинной религии в ней выставляется эгоизм, прельщение первых людей эгоистическою искусительною мечтою: «будете яко бози». Развитие в этом эгоистическом направлении должно было рано или поздно привести людей к обоготворению своих страстей, а вместе с тем и к идолопоклонству. Возлюбив себя больше Бога, человек должен был постепенно больше и больше прилепляться к тварному, – к тому, в чем он мог находить удовлетворение для своего эгоизма. Чем больше увеличивались и умножались его эгоистические привязанности к тварному, тем больше должны были развиваться в нем чувственные инстинкты на счет высших духовных, так как эгоизм необходимо ведет к предпочтению чувственных удовольствий высшим требованиям долга и совести и служит подкладкой для чувственных влечений. Ниспадая в постоянно расширяющуюся множественность пожеланий, направленных к удовлетворению эгоистических стремлений, человек должен был обоготворить на место Творца свои выгоды, свои удовольствия, свои страсти, а этому настроению больше отвечает политеизм с его поблажающими эгоизму и чувственности правилами, чем монотеизм с его строгими и возвышенными требованиями. Апостол Павел прямо называет идолопоклонством пороки сластолюбия («их бог – чрево») и любостяжания («лихоимание еже есть идолослужение»), указывая тем на крайне тесную связь между искажением нравственного и религиозного сознания. Связь эту признает и наука, приходя путем сравнительного изучения мифологий разных народов к тому неоспоримому результату, что упадок нравственности и особенно чрезмерное развитие чувственности повсюду сопровождались крайним искажением религиозного сознания и выражались в наиболее грубых видах суеверия и идолопоклонства.

Кроме нравственного фактора в св. Писании приписывается большое содействующее влияние на развитие политеизма известным историческим фактам в жизни первобытного человечества, особенно смешению языков и отделению и разобщению разных племен друг от друга. Смешение языков представляется в св. Писании как наказание первобытных людей за их горделивое эгоистическое стремление возвыситься до неба с помощью одних своих усилий, поставить себя в независимое отношение к высшей силе и гарантировать себя от опасности со стороны природы. Наказание это имело то существенное значение для людей, что они не только перестали понимать друг друга, но утратили вместе с тем совершенства первобытного языка. Это повреждение первоначального дара слова, – того дара, которым наделен был человек при творении, – не могло не отразиться на способе выражения религиозных идей. Некоторые из новейших филологов, напр. Макс Мюллер, выводят мифологию главным образом из строения языка. Они утверждают, что язык, отправляясь от конкретных образов, по их типу образует и отвлеченные представления, придавая последним названия мужеского и женского рода и приписывая им свойства и действия видимых предметов; впоследствии же истинное значение слов забывается и метафорические рассказы превращаются в рассказы о действительных событиях. Макс Мюллер в своем рассуждении о «мифологической фразеологии» древних пародов с особенною подробностью останавливается на этом предмете. Склоняясь к мнению о какой то как бы наследственной поврежденности или, как он выражается, «болезненности» человеческого языка, он много говорит о бессилии языка и особенно языка древних пародов выразить в слове возвышенные религиозные идеи, без помощи сравнений, подобий, метафор, символов, аллегорий и других, так сказать, мифологических приемов речи. А как много этот несовершенный способ выражения религиозных идей мог способствовать появлению недоразумений в религиозной области, мифологических наростов и искажений в кругу религиозных понятий, это доказывается тем, что символика не только в религиозной, но и во всех областях, к которым она имела применение (в области поэзии, искусства и проч.), всегда служила для позднейших поколений источником многочисленных недоразумений, произвольных, не редко до крайности превратных толкований, неверных объяснений. Символ, в который облекается та или другая идея, для современников может быть очень понятен, как выражение известной, определенной идеи. Но он служит плохим средством для продолжительного охранения идеи в ее первоначальном значении. Всякий символ допускает несколько и притом различных объяснений; первоначальное значение его, путем предания, может постепенно видоизмениться и для позднейших поколений может совсем затеряться, причем чувственный знак легко может заступить место первоначально означаемой им идеи. Что в более отдаленном древнем периоде считалось метафорою или аллегорией, в более поздний начинает считаться действительным фактом, фактическим данным. Так объясняют между прочим происхождение зоолатрии, т. е. обожания животных у древних египтян. Первоначально, как думают, в египетской символике знаками и изображениями животных символически означались только те или иные свойства богов; впоследствии первоначальное значение этих символов мало по малу было забыто и в народной массе начали обоготворяться самые животные, как священные существа. Таким образом в приведенном факте довольно осязательным образом высказывается влияние на развитие идолатрии тех пли других условных и несовершенных способов выражения религиозных идей вследствие несовершенства языков.

Что касается, наконец, влияния разрозненности и разобщенности человеческих племен на постепенное образование у них отдельных национальных культов с особым циклом местных богов, с особыми системами вероучений и религиозных обычаев, а равно также и влияния разнообразных условий окружающей природы на усиление религиозных различий между различными племенами и народностями: то эти влияния в такой степени признаются новейшею наукою, что может быть иногда даже сверх меры преувеличиваются.

Настоящая статья составляет один из трактатов «Курса основного богословия» покойного профессора Н.П. Рождественского.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *