в каком городе россии зародилась городецкая роспись

Городецкая роспись – что это такое, история, основные элементы и цвета, какие есть виды

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. jpg. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-jpg. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка jpg. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Что такое городецкая роспись?

Народный декоративный художественный промысел, который развивался в районе Горьковской области в середине 19 века. Стиль выделяется яркими оттенками и лаконичностью. Изначально ей украшали жилища и разнообразные предметы быта. Особой популярностью пользовались местные прялки, которые продавались в большом количестве практически по всей территории России. Городецкая роспись – это стиль, который трудно перепутать с другими. Все изделия отличаются забавными расписными картинками.

История городецкой росписи

Одним из достижений 19 века считается появление данной техники в изобразительном искусстве. Изначально городецкая роспись встречалась на доске прялок. Их украшали особой техникой инкрустации: в углубления изделия вставлялись фигурки, вырезанные из дерева другой породы. Таким образом, всего из двух оттенков чистого дерева мастера того времени создавали настоящие шедевры народного искусства.

Было решено заменить ее резьбой с покраской, а уже ближе к концу века основным декором стали живописные элементы. В то время данный вид искусства называли русским народным художественным промыслом. Старинные традиции до сих пор сохраняют современные мастера, которые трудятся на фабрике «Городецкая роспись». Их умения оценены по заслугам настолько высоко, что некоторые получили награду лауреата Репинской премии.

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. jpg. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-jpg. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка jpg. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Особенности городецкой росписи

Данная техника выделяется определенными характеристиками:

Элементы городецкой росписи

Данный стиль отличается содержательностью. В городецкой росписи часто изображают следующие элементы:

Основные цвета городецкой росписи

Изначально стиль представлял собой создание изображений, выполненных в технике мазков в свободной форме, которые потом обводили черной или белой линией. Интересуясь, какие цвета используются в Городецкой росписи нужно знать, что они разделялись на оттенки, применяемые для создания фона и для нанесения самого рисунка. Для первого берут следующие цвета:

Городецкая роспись выделяется следующими основными цветами для нанесения любого изображения:

Виды городецкой росписи

Данный стиль отличается содержательностью. Городецкая роспись по дереву предполагает изображение цветов, коней и разных сюжетных мотивов. Рассмотрим особенности каждого:

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. jpg. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-jpg. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка jpg. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. jpg. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-jpg. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка jpg. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. jpg. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-jpg. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка jpg. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Технология городецкой росписи

Современные мастера для создания картин в данной технике используют краску – темпера. Ее можно заменить гуашью с добавлением клея ПВА. Из каждого выбранного цвета создают два оттенка: один разбеленный, а другой насыщенный. Этапы городецкой росписи:

Городецкая роспись – примеры

Для знакомства предлагаем посмотреть несколько ярких примеров данного стиля:

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. jpg. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-jpg. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка jpg. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. jpg. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-jpg. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка jpg. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. jpg. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-jpg. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка jpg. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. jpg. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-jpg. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка jpg. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. jpg. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-jpg. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка jpg. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. jpg. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-jpg. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка jpg. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Городецкая роспись по дереву

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. gorodecskaya rospis. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-gorodecskaya rospis. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка gorodecskaya rospis. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Содержание:

История промысла

Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. gorodeckaya rospis istoriya. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-gorodeckaya rospis istoriya. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка gorodeckaya rospis istoriya. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.

Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.

Цвета городецкой росписи

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. gorodeckaya rospis cveta. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-gorodeckaya rospis cveta. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка gorodeckaya rospis cveta. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Для росписи использовались изначально яичные краски. На смену им пришли масленые, темперные и гуашевые составы. Красящий состав наносили на полотно большими пятнами, не формируя предварительно четких контуров.

Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево. Это позволило рисунки сделать более легкими, придавая им прозрачности.

Основные цвета по номерам

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. gorodeckaya rospis cveta 1. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-gorodeckaya rospis cveta 1. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка gorodeckaya rospis cveta 1. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Основные цвета, которые традиционно используют для городецких орнаментов:

Элементы и мотивы городецкой росписи

Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. gorodeckaya rospis elementy. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-gorodeckaya rospis elementy. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка gorodeckaya rospis elementy. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:

Мотивы «конь» и «птица»

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. gorodeckaya rospis koni. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-gorodeckaya rospis koni. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка gorodeckaya rospis koni. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. gorodeckaya rospis ptica. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-gorodeckaya rospis ptica. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка gorodeckaya rospis ptica. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.

Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех и процветание.

Сюжетная роспись

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. gorodeckaya rospis sunduk. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-gorodeckaya rospis sunduk. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка gorodeckaya rospis sunduk. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.

Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.

Техника выполнения городецкой живописи

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. gorodeckaya rospis risunok. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-gorodeckaya rospis risunok. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка gorodeckaya rospis risunok. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое.

На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи. Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации.

В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.

Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.

Источник

История городецкой росписи и солнечных купав

Одним из ярких народных промыслов – является городецкая роспись. Зародилась она в конце восемнадцатого, начале девятнадцатого века в Нижегородской области, родине талантливых резчиков из дерева. Сочная роспись в лубочном стиле украшала предметы крестьянского быта, кухонную утварь. Купцы со всей России съезжались на нижегородскую ярмарку, там они закупали красочные деревянные изделия и развозили их по всем городам и весям.

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. lazy placeholder. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-lazy placeholder. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка lazy placeholder. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

История возникновения промысла

У каждого народного промысла есть своя красивая история о его зарождении. У городецкой росписи она тоже есть. В каждой деревне издавна справляли праздник Ивана-Купалы. Жгли костры, угадывали судьбу на венках, собирали травы от нечистых духов. По лесам искали цветок папоротника, цветущего всего лишь ночь в году, а кто его найдет – получит удачу, счастье, богатство и успех во всех делах. Никто не знал, как он выглядит, каждый наделял его своим цветом — желтым, синим, красным, даже черным, но все знали, что он самый красивый. И когда нижегородские мастера стали украшать свои деревянные изделия – прялки, детские игрушки, кухонную посуду, то на их работах расцвели необыкновенные цветы – солнечные, синие, огненно-красные и черные. Их называли купавами, розами, но не были они похожи, ни на какой известный цветок. А листочки вокруг него были папоротника. Так, каждый мастер находил свой цветок, который приносил ему и счастье, и достаток, и успех в делах.

Прялка в крестьянской семье – вещь необходимая. Девку и замуж никто не возьмет, если она прясть не умеет, а самое обидное прозвище для таких – «непряха». В каждой семье была своя разборная прялка, и не одна. После работы, донце – деревянную дощечку, на которой закрепляли гребень, вешали на стену. Прялка была непременным подарком к свадьбе. Постепенно на них стали наносить роспись. Донце выбирали красочное, нарядное. В каком волжском селе появились первые расписанные диковинные прялки – неизвестно, но они сразу раскупались на ярмарках.

К концу девятнадцатого века появились дешевые ткани. Прялки убрали в сундуки, а мастера-резчики стали украшать вещи,посуду, предметы быта, лопатки, детские лошадки, игрушки и мебель.

Особенности росписи

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. lazy placeholder. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-lazy placeholder. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка lazy placeholder. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Вначале мастера украшали донца резными изображениями. Затем появилась инкрустация – мозаика из кусочков потемневшего дуба, падавшего в разливающуюся реку, и долго пролежавшего там. Из этих кусочков делались крупные элементы рисунка, а мелкие исполнялись резцом. Тогда же начала зарождаться техника городецкой росписи на доске – условность, схематичность письма животных, людей, предметов и растений. Постепенно к резному присоединяются рисованные сюжеты и раскраска. Композиция становится богаче, сложнее. Появляются ярусные картины – каждый ярус имеет свой сюжет, на котором выделяются различные детали изображения.

В 1870 году, в село Курцево, для обновления росписи местной церкви, приехал иконописец Огуречников. Он открывает деревенским ремесленникам приемы иконописи – слоевое наложение краски, оживки белилами. И мастера-резчики становятся художниками. Создаются изделия в иконописной технике. Городецкая работа быстро развивалась. Мастера брались за любую работу, разрисовывали мебель, панно, детские качалки. После Отечественной войны промысел полностью исчез. Заново возродился в шестидесятые годы. Художники украшали разделочные доски, шкатулки, матрешек, посуду.

Основные цвета городецкой росписи

Городищенские художники использовали вначале краски на яичной основе, потом масляные, темперные и гуашь. Сначала поверхность изделий грунтовали, после войны стали наносить краски непосредственно на поверхность, что сделало роспись более легкой, живой, прозрачной. Сейчас стали использоваться современные акриловые краски.

Техника нанесения картинки

Роспись Городца это изображение на основе без покрытия в простой технике. Иногда основу грунтуют желтой, красной или черной киноварью. Все цвета должны быть яркой оттеночной гаммы. Художник намечает карандашом узор, размеры, основные элементы. А опытные мастера без эскиза сразу рисуют красками. Светлыми тонами выделяют главные части композиции – подмалевка ( цветовые пятна, круги, контуры листьев), на них ставят густые мазки (теневка), рисуя детали (лепестки, линии одежды). Между большими деталями прорисовывают бутончики, листики. Завершением служит нанесение оживки (белой) или разживки (черной) краски – делают точки и штрихи. После сушки на готовую вещь покрывают бесцветным лаком.

Элементы и мотивы городецкой росписи

Стиль городецкого письма имеет особую насыщенность. Прежде всего – это жанровые бытовые сценки. Они отличаются условностью, декоративностью. Это реалистично-сказочный сюжет, при котором в обычные сценки выполняются в приеме гротеска – вычурные модные костюмы, идеализированные животные и жар-птицы. Роскошные пышные розаны, купавки и ромашки, выписаны нарядно и сочно, распространенный стиль в росписи. Реже встречаются экзотические мотивы – фигуры львов, оленей и барсов, петуха в гротескной позе, сильного красивого коня в сказочном стиле. Геральдика – парные изображения, расположены симметрично. Сюжет часто обрамляется занавесом с нарядным шнуром, соцветиями и букетами. Фон обычно зеленый, иногда красная киноварь, черный, подчеркивающие пламенное многоцветье росписи.

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. lazy placeholder. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-lazy placeholder. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка lazy placeholder. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Элементы

Превалируют в росписи цветочные структуры:

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. lazy placeholder. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-lazy placeholder. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка lazy placeholder. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Главные мотивы

Структуры с основными фигурами «конь» и «птица», постоянно встречаются в городецком письме. Их часто используют для росписи на подносах, тарелках, хлебницах, ложках и лопатках.

Симметричные изображения – часто выписывают в центре гирлянды, например, по сторонам цветущего дерева. Иногда орнамент выписан симметрично, а птицы (фазан, павлин) отличаются по цветовой гамме или расположены по-разному. При единичном изображении – конь или птица, симметрия обрамления может быть сохранена, а может нарушаться.

На комплекте из нескольких досок, симметричны боковые поверхности, хотя и условно. На них нанесена цветочная роспись, а иногда – «петушок» и «курочка». Особенно нарядно и красочно выглядят картинки на блюдах, где точно виден центр композиции. Художники пишут их и на разноцветных фонах. Подарки с таким парным орнаментом, означают пожелание семейного счастья, благополучия и рождения детей. Их часто дарят молодоженам, или на семейные памятные даты. Мотивы с одним конем или петухом – символизируют посланника солнца, желание добра и успехов.

Сюжетная роспись

Очень сложным и потрясающе красивым рисунком в городецком письме, является роспись с сюжетом. Это могут быть сценки семейного застолья, праздничного танца, знакомства, катания на тройках, сказочные мотивы, картинки старинной или современной жизни. Горизонтальное декоративное панно, может состоять из одной или из трех досок. Обрамление прямоугольного пространства, одежда, остаются неизменными еще с девятнадцатого века. Драпированные шторы с кистями, колонны, окна, настенные часы в центре, круглые столы.

Панно художники часто делят на зоны. Главный герой или герои – в центре горизонтальной поверхности или могут располагаться в верхнем фрагменте по вертикали. Они отличаются от второстепенных персонажей размером, цветовой гаммой одежды. Всегда человек обращен лицом к зрителю. Несколько комнат в росписи отделяются шторами, цветочными гирляндами. Могут изображаться различные сюжеты, но связанные по смыслу с центральным. Есть панно, где встречаются два сюжета, со своими центрами и композициями, но объединенные друг с другом по смыслу.

В каждой росписи есть своя символика: девушка на фоне березки – невеста, молодец на коне – жених. Подарки с такими мотивами делали с пожеланием найти вторую половинку.

в каком городе россии зародилась городецкая роспись. lazy placeholder. в каком городе россии зародилась городецкая роспись фото. в каком городе россии зародилась городецкая роспись-lazy placeholder. картинка в каком городе россии зародилась городецкая роспись. картинка lazy placeholder. Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Сценки свадьбы, застолья, семейного чаепития изображают с обязательно обильно накрытым столом с самоваром и чашками. Такие сюжеты символизируют пожелание достатка и благополучия в семье. Тоже значение имеют складчатые шторы и центральные настенные часы.

На панно часто изображают деревенские гуляния – избы с резными наличниками и ставнями, колодцы с крышками, украшенными петухами и головами коней. Уличные сценки часто делят на зоны. В центре может быть интересный сюжет – комната с застольем, а рядом бытовые сценки. Часто можно увидеть вид улицы, с домами, церковью, заборами и деревьями. Главные герои нарисованы большими по размеру, а под ногами – собаки, котята, цыплята. В любой росписи будут цветы, даже в зимнем пейзаже. В традициях мастеров – подписанные работы или с народными пословицами, объясняющими и подчеркивающими смысл выписанного сюжета.

Роспись в современном мире

Вначале двадцатого века, городецкий промысел практически прекратил существование. Войны, революции, коллективизация и поголовное вступление в колхозы значительно сократило число мужчин мастеров-художников. Но как только жизнь стала налаживаться, за письмо взялись женщины. В тридцатые годы возникли первые мастерские, в пятидесятые – артель живописцев, сохранивших лучшие традиции городецкого письма. В 1960 году в Городце открылась фабрика «Городецкая роспись». Сейчас на фабрике работают знаменитые мастера и занимаются обучением своих преемников.

Источник

История городецкой росписи

В мировоззрении народа, в самом строе мыслей людей Заволжья с поразительной силой переплелись религиозные верования раскола, не лишённые мистицизма, пытливое искание истины и пантеистический дух языческих воззрений — всё это определило неповторимость культуры Нижегородского края.

Городец — ворота в заволжский край, в прошлом край дремучих лесов и непроходимых болот, глубоких оврагов и прихотливо извивающихся речек, край, овеянный древними легендами. Основан Городец был в 1152 году Юрием Долгоруким и служил крепостью для защиты восточных границ Ростово-Суздальского княжества. Люди были отрезаны от остального мира, деревушки стояли далеко одна от другой, и реки были единственным способом сообщения.

В XVII веке в заволжских лесах появились бежавшие старообрядцы, солдаты и ремесленники с вековыми навыками в разных ремёслах. Расположение Городца на большой полноводной реке, близость Макарьевской (Нижегородской) ярмарки, малые наделы и неплодородная земля способствовали развитию промыслов и торговли. Богатые леса служили постоянным источником сырья. В XVII веке в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. Им занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества, пряничные доски. На берегу Волги располагался щепной ряд (торговля деревянными изделиями). Были здесь сани и дровни, кадки и ушаты, деревянные вёдра и лохани, плетёная мебель и корзины, сита и решёта, яркие городецкие донца прялок — необходимых женских орудий, так как фабричные ткани были дороги. Донце (часть, на которой сидела пряха, оно же служило подставкой для гребня, на который навешивалась кудель из шерсти или льна, а из неё вытягивалась пряжа) делалось из широкой доски, плавно сужавшейся к головке-подставке с отверстием, куда вставлялся гребень для пряжи.

Пряха, окончив работу, вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу, напоминая вышитое полотенце, сама конструкция его была придумана для этого. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью, донца были нарядными, красочными, расписными.

Промысел расписных донец сложился не сразу. Ему предшествовали три этапа: донца резные, донца резные с инкрустацией, донца резные с инкрустацией и росписью. Почти в каждой семье занимались их изготовлением. Многие работали в избе целыми семьями. Отец или старшие сыновья вырубали топором форму и долбили головку — подставку под гребень. Выглаживали поверхность донца фуганком сыновья помладше. Жена и младшие дети занимались наклейкой головок на донце. До середины XIX века изготовление «белья» для прялок производили из крупного и толстого куска древесины, из которого вырезали широкую лопасть донца, где сидела пряха, и головку (копыл, или копылок), служившую подставкой для гребня, который делал головку прялки похожим на гребешок птицы. Во второй половине XIX века «копылок» стали вырезать отдельно и приклеивать. Никита Краснояров стал изготавливать первые донца с контурной и скобчатой резьбой, в которой применил не только плоские, но и полукруглые стамески. Новшество породило особый — городецкий стиль резьбы. Эти приёмы позволяли делать резьбу более разнообразной.

Весной, когда разливалась река Узола и начинался ледоход, воды сметали даже могучие деревья. Затонув, древесина дуба становилась более плотной и приобретала красивый чёрно-синий цвет. Мастера Мельниковы добывали дуб из реки, раскалывали, сушили в тени, оберегая его от влаги и ветра, чтобы он меньше трескался. Использовали, как правило, сердцевину древесины с более красивой текстурой. Её кололи на тонкие, разные по ширине дощечки, вырезали фигурки людей и коней. Мелкие кусочки дуба пускали на шкантики — деревянные гвоздики. На подготовленной лопасти раскладывали вырезанные фигурки — кони около деревьев, кареты, всадники и барыни на прогулке, лучистые розетки, окружённые цветами и листьями. Вставки мастер обрисовывал, стамесками и киянкой выдалбливал углубления для фигурок, вставлял их в углубления, прикреплял шкантиками, зачищал. Вставки из тёмного морёного дуба рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали донце в декоративное панно. После этого контурной линией наносили сопутствующие мотивы, и скобчатыми выемками дополняли рисунок. Копылок украшали с одной стороны конём, с другой — птицей.

Знаменитые городецкие донца из осины, инкрустированные морёным дубом, украшались одновременно скобчатой и контурной резьбой. Для скобчатой резьбы характерны плавные округлые линии и мягкие переходы светотеней в желобчатых выемках. Чаще всего так украшались ковши, солонки, вальки для выколачивания и рубели для глаженья белья, игрушки, шкатулки, прялки, детали ткацких станков. Скобчатая (ногтевидная) резьба относится к плосковыемчатой. Она не получила широкого распространения и довольно редка, поскольку необходимая для этого полукруглая стамеска появилась намного позже ножа и мало использовалась, поэтому имелась только в доме профессионального мастера. Элементы скобчатой резьбы можно встретить на прялках, пряничных досках и на остальных изделиях из дерева, в основном, в сочетании с другими видами резьбы. Чем плотнее и твёрже древесина, тем сложнее и мельче может быть резьба с тонкой проработкой деталей.

Скобчатая резьба нередко служила декором резьбы объёмной. Её можно встретить на скульптурно обработанных деталях ткацкого станка, на сосудах в виде животных — коня и утицы. На богородских игрушках она незаменима там, где нужно имитировать, например, узоры на одеждах сказочных персонажей.

Контурная резьба служила дополнительным элементом украшения донец. Например, ноги коней выполнялись контурной резьбой, а туловище и хвост — инкрустацией. Птицы, собачки, гуси, иногда кавалеры и барышни позже выполнялись контурной резьбой с подкраской отваром коры деревьев или соком ягод.

Контурная резьба имеет графическую основу и требует художественного вкуса, понимания условности и выразительности изображения. Линия (прорезка) — основное выразительное средство контурной резьбы. Свободное владение инструментом и художественный вкус позволяли мастерам создавать на дереве выразительные композиции, а подкраска вносила дополнительную привлекательность донцам. Пользовались подкраской очень тактично. Краски из природных красителей не яркие и поэтому не забивают, а дополняют резьбу. Контурной резьбой с подкраской украшался также ткацкий станок и особенно набилка, деталь, за которую ткачиха во время работы бралась рукой.

Контурную резьбу с подкраской с конца XIX века постепенно вытеснила роспись по дереву, взяв многие элементы резьбы, такие как всадники на лихих конях, барышни в пышных юбках, птицы и цветы. Изображения изменились в связи с изменением техники, но остались приёмы обобщённой трактовки мотивов и образов. Живописные изделия превзошли более скромную графичную контурную резьбу.

Возникновение расписных донец датируют серединой XIX века. Резчики начали подцвечивать резьбу соком ягод и кореньев, позже красками для росписи. Подкрашивали светлое дерево основы, и даже вставки из чёрного дуба. Подкраска донец способствовала зарождению нового искусства, которое превратилось в известную на весь мир Городецкую роспись по дереву. В 1870 году в село Косково из Городца приехал иконописец Николай Иванович Огуречников. Он научил местных ремесленников варить клей, готовить краски, показал первые образцы цветочного орнамента и другие элементы, например иконописного коня Георгия Победоносца. Эти мотивы и дошли до наших дней, и Городецкую роспись можно увидеть на различных современных изделиях. Кроме донец, расписывали поставки (поставцы), солонки, дуги, детские стульчики, каталки, игрушки и многое другое.

Особой известностью пользовались плотницкие деревянные игрушки, отличавшиеся красотой и нарядностью. Здесь делали коней, запряжённых в возок и тройкой в карету. Городецкие «упряжки» достигли необычайной декоративной выразительности. Необычайно популярны были конь-качалка и петух-качалка. Деревянные игрушки были очень дешёвыми, поэтому их изготовляли в больших количествах. Необходимость удешевить товар заставляла отказываться от деталей, что придавало игрушке лаконичность и своеобразие. Подлинное искусство игрушки, воплотившее в себе как традиции и обычаи народа, так и его чаяния и настроения сегодняшнего дня, отличается и подлинной декоративностью.

Другим шедевром народного творчества являются резные пряничные доски. Это специфическая форма резьбы существовала во многих местах центральной России, но, пожалуй, только в Городце она стала подлинным искусством. Этими досками формовали лицевую сторону пряников, отсюда и название «печатные пряники». Пряничные доски резались из хорошего выдержанного материала (берёза, груша, липа). Они выполнялись в контррельефе с применением оригинальной мелкоузорной выемчатой резьбы. Изображения были необычайно разнообразными: древние образы птицы павы, сирина, коня, древа жизни. А также сказочные дворцы-хоромы, всадники с саблями, павлины, рыбы, а позднее пароходы и паровозы. Местные пряничные резные доски являются великолепными образцами декоративно-прикладного искусства и хранятся в собраниях многих музеев страны.

Узорами глухой резьбы покрывались светельчатые (итальянские) окна, наличники, ворота. Во многих деревнях городецкого района почти все дома были украшены глухой резьбой, словно тонким кружевом. Резьбой обрабатывались орудия крестьянского труда, шкафы, киоты, столы, скамьи, домашняя утварь, пряничные доски, шкатулки, панно, оклады икон, мелкая скульптура и другие вещи. Уникальны буфетные шкафы (или «резная горка»). На углах шкафа изображали своеобразное древо жизни, в резных консолях — персонажей мировой истории, главные действующие лица — государи. В такой резьбе тоже много символики: львы, птицы, кони-фараонки (русалки). Любая птица (в том числе двуглавый орёл) символизирует Первоматерию, содержащую три начала — сущность, субстанцию и форму. В городецкой резьбе воплощалась богатейшая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградной лозы, с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастические цветы, которых нет в природе. Над художественной резьбой по дереву работали целые поколения резчиков-кустарей. Веками вырабатывались вкусы и стили. Складывалась орнаментика, разрабатывались способы и приёмы художественной обработки дерева.

Характерная черта Городца — солидные каменные сооружения соседствуют c деревянными домиками или даже с обычными деревенскими избами конца XIX — начала ХХ века, простыми, но с богатейшим резным узорочьем. Резное убранство построек и принесло главную славу Городцу.

Руки талантливых резчиков выдалбливали самые разнообразные фигурки на фронтонах зданий, на причалах и карнизах домов, и резьба не повторяется, на каждом доме она имеет свой сюжет.

Сегодня избы, украшенные городецкой резьбой, кажутся сказочными теремами. Здешняя домовая резьба (карнизная, фронтонная и резьба по очелью, интерьерная) многочисленна и богата на сюжеты. Интересен на наличниках образ фараонки-берегини: тело посередине разделено надвое простирающимися налево и направо двумя хвостами (двойная ртуть). Она крылата и держит в руках предметы, о назначении которых остаётся лишь догадываться.

На очелье наличника можно увидеть также безымянное существо в сарафане и шляпе, что в русской традиции недопустимо (и в язычестве, и в старообрядчестве, и православии). Это тоже смешение женского и мужского, вероятно, скоморох, своего рода языческий юродивый. В правой руке у него посох, в левой — музыкальный инструмент, напоминающий лютню, а может быть колба, из которой валит дым, достигая пасти находящегося справа льва, кусающего собственный хвост (символ единства материи). Львиная грива извивается языками, напоминающими огонь.

На очелье изображали и борющихся льва и змею, что олицетворяет борьбу противоположностей: мужское и женское, сухое и влажное начала. Вырезали на наличниках и фараонки. Например, одна держит кольцо, в котором находится маленькая фараонка (первая рождает вторую). Так же изображали и двух змей.

Мастера прошлого, частично известные, но в большинстве безымянные, оставили нам в наследство огромное богатство — прекрасные образцы «глухой» домовой резьбы, пряничной контррельефной и контурной резьбы, которой можно и нужно не только любоваться, но и изучать, сохранять и развивать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *