в каком городе пуховые платки
7 видов платков, которые делают в разных регионах России
Lorado/Getty Images; Алана Хугати
В прошлом шелковые турецкие платки или европейские кружевные шали были всегда желанным подарком как для молодой девушки, так и для женщины в годах. Однако и внутри страны на мануфактурах и фабриках выпускалось великое множество платков. Вот самые известные.
1. Оренбургский пуховый платок
А так выглядит оренбургская коза.
Чем тоньше нитка у мастера и чем сложнее узор, тем дороже изделие. Конечно, самыми красивыми получаются платки, сделанные вручную из нитей с добавлением шелка. Машинная вязка делает платок более грубым.
2. Павлопосадский платок
Участница Масленичных гуляний на Площади Революции в Москве.
3. Кубачинский платок
Свадьба в окрестностях поселка Кубачи.
4. Дагестанские платки гюльмендо
5. Кружевные платки из Вологды
Вологда знаменита своим кружевом, плетеным на коклюшках. Кажется, что мастера могут выполнить любой рисунок из тонких ниток, от классических цветов до сказочных персонажей. Кстати, в советские годы местная кружевная мануфактура делала кружевные скатерти и палантины с изображением мавзолея Ленина и серпа и молота.
6. Золотое шитье Торжка
Золотошвеи Торжок (CC BY-SA 4.0)
Небольшой старинный город в Тверской области прославился старинным искусством золотого шитья. С 18 века дорогая вышивка этих мастеров украшает народные костюмы, парадную военную форму и церковные облачения. Платки и шали, расшитые в Торжке, всегда были желанным подарком: в основе был чаще всего узор в виде розы с бутонами и листьями, который дополнялся хитрыми завитками.
Шерстяные платки с богатым декором, вышитые вручную, сегодня стоят более 50,000 рублей.
7. Осетинский платок
О фабрике
Вязанием пуховых платков в Оренбуржье занимаются более 300 лет.
Мировое же признание пуховый платок получил в 1857 году, когда он был впервые представлен на международной ярмарке в Париже.
Так началось путешествие оренбургских пуховых платков по всему миру: Лондон, Берлин, Стокгольм, Вена, Шанхай, Брюссель.
В 1939 году была создана маленькая промысловая Артель им. Парижской коммуны.
С приобретения в 1945 году двух вязальных машин ПОМ-1 началась эпоха промышленного производства пухового платка. Артель кустарей постепенно превращалась в современное предприятие, и в 1960 году была преобразована в Фабрику Оренбургских пуховых платков.
С 1981 года на предприятии осуществляется первичная обработка пуха и шерсти. Внедрена технология производства пряжи гребенного прядения на оборудовании для вязания паутинок.
Важной вехой в истории фабрики обозначен 2004 год: выпущен 50-миллионный пуховый платок!
Ныне он хранится в историческом музее Оренбурга.
С 2005 по 2011 г. на предприятии производилось масштабное техническое перевооружение. Морально и физически устаревшие машины уступили место высокопроизводительному, экологичному оборудованию последних поколений ведущих мировых производителей.
В период с 2011 г. по 2013 г. Фабрика за счёт проведённой модернизации многократно увеличила основные экономические показатели: выручку, объём производства, среднюю зарплату, налоги, энергосбережение и др.
Для дальнейшего развития требовались новые производственные площади и радикальные инвестиционные решения.
Такая возможность появилась уже в юбилейном 2014 г.
В 2014 г. Фабрика Оренбургских пуховых платков отметила свой 75-летний юбилей со дня основания.
И начался для Фабрики этот год, без преувеличения, знаковым событием.
В феврале 2014 г. на встрече в г. Орске Министра промышленности и торговли РФ Мантурова Дениса Валентиновича и Губернатора Оренбургской области Берга Юрия Александровича была представлена и одобрена идея создания на базе имущественного комплекса Фабрики Оренбургских пуховых платков уникального Индустриального парка «Оренбургский пуховый платок».
Основными задачами индустриального парка стали:
— строительство и предоставление в аренду новых производственно-административных зданий с целью расширения промышленного производства товаров лёгкой промышленности, индустрии детских товаров, народных художественных промыслов;
— создание максимально комфортных условий для развития пуховязального промысла;
— борьба с контрафактными изделиями под именем «Оренбургский пуховый платок», дискредитирующими и разрушающими известный бренд.
Уже через несколько месяцев было завершено проектирование первой очереди строительства.
Уже после встречи в Нижнем Новгороде были привлечены инвестиционные кредиты и началось строительство первого производственно-административного здания.
Строительство Центра народных художественных промыслов стало возможным благодаря широкой государственной поддержке. В частности, были получены:
Благодаря широкой государственной поддержке, инвестиционным кредитам и высоким темпам строительства к концу лета 2015 г. Оренбургский областной Центр народных художественных промыслов на территории Индустриального парка «Оренбургский пуховый платок» был введён в эксплуатацию.
Фабрика смогла за 2 месяца (август-сентябрь 2015 г.) развернуть полномасштабное производство в новом корпусе.
14 октября 2015 г. в День Оренбургского пухового платка в торжественной обстановке, с участием Губернатора Оренбургской области Юрия Александровича Берга был открыт Оренбургский областной Центр народных художественных промыслов.
В новом корпусе площадью почти 10 000 кв. м потенциальные производственные возможности резидентов индустриального парка возросли в 2-3 раза.
К концу I квартала 2016 г. заполняемость всего Индустриального парка «Оренбургский пуховый платок» составила 95%. Это более 1 500 человек работников, 80 резидентов, почти 1 000 парковочных мест.
В частности, в новом корпусе Центра народных художественных промыслов разместились:
Резиденты Индустриального парка в течение 2016 г. активно расширяли свои производственные возможности: приобретались новейшие станки и оборудование, компьютеры и программное обеспечение.
Но важнейшей задачей для них стало развитие бренда «Оренбургский пуховый платок», повышение узнаваемости, расширение ассортимента выпускаемой продукции.
В числе ключевых стала реализовываться задача по развитию фирменной сети магазинов.
Так, количество фирменных магазинов:
Фабрика Оренбургских пуховых платков совместно с новыми франчайзи-партнерами открывает магазины в крупнейших аэропортах и торговых центрах страны.
Мы активно участвуем в международных мероприятиях, проводимых Минпромторгом России, Правительством Оренбургской области, участвуем в выставках, конференциях и круглых столах.
Фабрика успешно представила оригинальные фабричные и лучшие ручные работы на ярмарке НХП «Ладья» в Москве.
На Международном форуме «Оренбуржье – сердце Евразии» в честь 275-летия Оренбурга Фабрика представила яркий стенд с широким ассортиментом продукции. Фабрика Оренбургских пуховых платков как образцовое предприятие в своей видеопрезентации продемонстрировала, как положительный опыт государственной поддержки, эффективные инвестиции успешно влияют на развитие народных художественных промыслов.
Фабрика активно участвовала в международном проекте «Экспедиция НХП», который проходил при поддержке Минпромторга России. Мы одними из первых представили Министру Мантурову Денису Валентиновичу новую «итальянскую» коллекцию Оренбургских пуховых платков, на основе эскизов студентов-дизайнеров из Италии, которые были в гостях в Оренбурге. Впоследствии все изделия из этой коллекции были интегрированы в выставку Mercedes-Benz Fashion Week Russia в Москве.
К сожалению, оборотной стороной успеха Фабрики Оренбургских пуховых платков стало активное развитие контрафакта и низкопробных подделок.
К 2018 г. объём контрафакта составил рекордные 40% от всей продаваемой продукции под брендом «Оренбургский пуховый платок».
И вместе с этим 2018 г. стал самым успешным в борьбе с контрафактом. Фабрика смогла выиграть более 10 судов с общим объёмом удовлетворённых исков на сумму более 1,5 млн руб. Мы расчистили соцсети от откровенного контрафакта. В самом Оренбурге закрылись многие контрафактные магазины с платками.
Центральное событие 2019 г. – 80-летний юбилей легендарной Фабрики Оренбургских пуховых платков.
Более 500 гостей собралось 25 ноября 2019 г. на торжественном мероприятии «Связывая традиции и современность», посвящённом 80-летию нашей Фабрики.
Нас пришли поздравить коллеги, франчайзи-партнеры и органы власти. Лучшим работникам вручили награды и благодарности:
– Министерства промышленности и торговли РФ,
– Губернатора и Правительства Оренбургской области,
– Законодательного Собрания Оренбургской области и многих других.
В фойе гости могли посмотреть фотовыставку «Фабричные будни» и сфотографироваться на фоне инсталляции «Вехи» – ключевых дат из истории Фабрики.
В юбилейный год Фабрика Оренбургских пуховых платков была признана лауреатом премии «Золотое веретено» (учредителем и организатором которой является Минпромторг России) в номинации «Российская марка».
Негативные последствия коронавируса в 2020 году тяжело ударили по экономике Фабрики Оренбургских пуховых платков: многократно снизилась выручка, многие франчайзи-партнеры прекратили свою деятельность, предприятие в одночасье оказалось на грани выживания.
Адресная федеральная поддержка стала ключевым фактором сохранения коллектива, традиций да и промысла в целом.
Благодаря изменениям от 01 апреля 2020 г. Приказа Министерства промышленности и торговли РФ от 24 ноября 2009 г. № 1058 «Об организации в Министерстве промышленности и торговли РФ работ по включению организаций народных художественных промыслов в Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета» Фабрика подготовила второй перечень образцов изделий и в самое ближайшее время рассчитывает на включение в федеральный Перечень организаций народных художественных промыслов.
Сегодня только совместными усилиями бизнеса и государства возможно преодолеть последствия текущего кризиса и восстановить работу легендарной Фабрики.
Сколько человек работает на предприятии, сколько художников, количество художников и мастеров, работающих в настоящее время, применяется ли техника (автоматизация, механизация самого производства (или) для подготовительного периода, объем производства за год.
На Фабрике Оренбургских пуховых платков сегодня работает 48 сотрудников, из них 4 мастера-художника, 28 мастеров.
Технология производства Оренбургского пухового платка и ажурной паутинки (далее – платки) нашего предприятия:
– строго соответствует канонам традиционного оренбургского пуховязания;
– вбирает в себя традиции и технологии, коллективно осваиваемые с 1939 г. и постоянно совершенствующиеся;
– передается исключительно через институт наставничества;
– уникально соединяет в себе творческий ручной труд мастериц и машинное производство.
В каком городе пуховые платки
Среди подарков и сувениров, которые туристы стараются привезти из России, — не только матрешки, посуда с хохломской росписью, гжельская керамика, но и теплый оренбургский платок: тяжелая шаль или тончайшая паутинка.
Платки всегда были востребованной и любимой вещью в женском гардеробе, с удовольствием их носили и в XIX, и в XX веке. Раньше промыслом занимались целые семьи и деревни, в том числе мастерством владели и мужчины. В XXI веке платки вяжет в основном старшее поколение.
Гульсылу Амирова так же, как ее бабушки и мать, продолжает вязать платки. Жалуется, что передавать свои знания некому. Внучкам не интересна кропотливая и сложная работа. Да и килограмм пуха стоит две тысячи рублей. Еще нужно покупать основу на каждый платок: хлопчатобумажную нить или шелк.
Килограмма пуха хватает на два хороших платка.
Если их продать на рынке, получится заработать в среднем 10 тысяч. Очень важно и качество козьего пуха. Благодаря местному оренбургскому климату, он особенный. Когда коз вывозили в другие области, через некоторое время их пух терял уникальные свойства.
«Мы вязали всегда. Использовали любое свободное время для этого. Не принято было сидеть и без дела смотреть телевизор. Как сейчас все не расстаются со своим телефоном, так раньше мастерицы брали с собой работу. Если женщина шла проведать свою приятельницу или соседку, брала с собой вязание. Раньше нас подгоняли, говорили: давайте, вяжите, это наша гордость и достояние. Попробуй сейчас сказать внучке: сиди и вяжи. Нет, конечно, она будет сидеть за компьютером, книгой или уроками, потому что сейчас высокие требования в школе», — рассказывает мастерица.
Большинство шалей и платков вяжут в осенне–зимнее время, когда закончена работа в полях.
Коз вычесывают в конце января — начале февраля. После этого пух обрабатывается: нужно почистить его от волос, мусора, постирать, еще раз вычесать гребнями, чтобы он стал мягким. С коричневым, коротким пухом работать тяжело. Но платки из него получаются теплые, нежные. Проще обрабатывать серый пух, по словам мастериц, «волос у него длинный, легко выбирать». Цвет и мягкость сырья зависит от того, где паслись козы – в горах или полях. Неизменно одно – прекрасное качество изделий.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Интересно, что и сейчас сохранилась традиция собираться у одной из соседок по вечерам и заниматься рукоделием. Этот обычай у татар называется «кич утыру», что переводится как «вечерние посиделки».
Как зародился Оренбургский пуховый платок. История создания, настоящее и будущее пухового промысла.
Оренбургский пуховый платок уже не первый век является символом Оренбуржья и России. Его принято привозить в качестве памятного сувенира из нашего степного края, а также дарить гостям. Пуховый платок – это произведение народного искусства, в которого вложена душа и все мастерство, возможно еще и поэтому он такой теплый и ласковый. Хотите знать, как все начиналось? Как шли процессы зарождения, становления и развития пуховязального промысла? Каково положение дел в пуховязании сегодня? Мы с удовольствием поделимся с вами всей информацией!
Кто и когда придумал коз чесать и из их пуха вязать пуховые изделия?
А началось все более двух веков назад.
По второму приданию прозорливые скотоводы сами догадались использовать пух коз. А казаки диву давались – как на таком лютом морозе не мерзнут калмыки и казахи, скачут на своих вороных, одеты легко. Потом присмотрелись к джигитам и поняли, что все дело в телогрейках и шарфах, которые те носили под верхней одеждой. Эти самые одеяния несли лишь одну функцию – сохранить тепло, согреть своего хозяина. Далеки они были от нынешних ажурных красивый платков. Грели суровых мужчин, а не украшали хрупкие женские плечи. Опять же казаки прознали, что пух используется козий, и развели своих коз в подсобных хозяйствах.
И уже казачки, не обремененные земледелием и особым подсобным хозяйством, из пуха коз стали вязать первые ажурные платки. Свойства пуха оренбургских коз натолкнули казачек на мысль о создании чисто женского элемента одежды. Ведь пух при прядении был невероятно тонким и мягким, ни в какое сравнение не шли с ним лен и шерсть. Также мягко, легко ложилась пуховая ниточка в узоры невероятной красоты.
Как зародился пуховый промысел?
Территориально местом зарождения пуховязального промысла является село Желтое, Саракташского района Оренбургской области. Именно там, впервые, из-под спиц казачек вышла первая ажурная паутинка!
На Южный же Урал казаков переселили для охраны государственной границы. А семьи – жены, дети, старики – были переселены вместе с ними. И пока казаки службу ратную несли, вся остальная семья на хозяйстве оставалась. К земледелию приучены не были. А рукоделием казачки владели, кружево и вышивание знали. Тогда и стали разводить тех самых коз, и из их пуха вязать платки. В основу узоров первых пуховых платков легли мотивы природы. Бескрайняя оренбургская степь, морозные узоры на окнах, гроздья рябины.
Зимними вечерами, сидя у лучины, вязали женщины платки потрясающей красоты. Сначала это был источник дополнительного заработка, а потом, когда платки стали востребованы, превратилось и в источник основного дохода.
Опыт первых пуховязальщиц передавался от дочери к матери. Мастерство оттачивалось и совершенствовалось. Знали ли они, что стоят у истоков легенды? Что платки будут блистать на выставках Парижа и Лондона? Что станут известны всему миру? Вряд ли, им просто надо было кормить своих детей, потому и вязали.
Пуховый платок покоряет мир
Посетивший в 60-х годах XVIII века Оренбургские земли, Петр Иванович Рычков – исследователь и открыватель Оренбуржья – первым обратил внимание на коз, на их пух, и его особенности. Петр Иванович в числе первых и козами заинтересовался которые «около Яика; а особливо на Заяицкой степи табунами случаются и так резвы, что никакой собаке угнать невозможно». Он пообщался с пастухами, образцы пуховых изделий оценил и пуховязальный промысел открыть предложил!
А жена Рычкова, Алёна Денисовна, так прониклась идей создания пуховязального промысла, что сама стала работать над этим вопросом. Многие казачки собирались именно в доме Рычковых, осваивали новое мастерство, оттачивали навыки. Однажды взяла с собой в столицу Алена Денисовна белый пуховый платок. И покорил он столицу. Пуховязальщицам Оренбургской губернии благодарность выписали, а Алёне Денисовне медаль дали.
Подбодрило такое положение дел казачек, стали они пуще прежнего мастерство постигать, да изобретать новые узоры и технику вязания.
В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне состоялось первое знакомство европейцев с Оренбургскими пуховыми изделиями. Разумеется, платки были удостоены внимания и отмечены наградами.
Уже в начале 19 века французы – законодатели моды, объявили пуховую шаль модным аксессуаром, дополнением для наряда. В 1857 году на Парижской международной выставке всех поразили и восхитили Оренбургские пуховые платки.
В 1858 году Большой серебряной медалью поощрили оренбургских мастериц за платки на выставке в Брюсселе.
А в 1862 платки из Российской глубинки блистали на второй Всемирной выставке в Лондоне! Связанные казачкой Марией Николаевной Усковой, они завоевали сердца чопорных англичан и не только. Прошение Марии Николаевны об участии в выставке в Англии губернатор удовлетворил, и мастерица отправила на выставку шесть своих платков. Все они были моментально раскуплены, как только выставка закончилась. Мастерица же получила медаль «За шаль из козьего пуха», диплом и 125 серебряников!
В 1897 году, на выставке в Чикаго, Оренбургские пуховые платки заработали заслуженные медали.
На московской выставке художественной промышленности в 1882 году также было представлено 6 платков из Оренбуржья. 2 из них были удостоены особым вниманием и денежным вознаграждением – платки Усковой М.Н. и Владимировой Н.Р. – по 100 рублей за каждый. Обычные платки тогда стоили от 18 до 35 рублей! Ни в какое сравнение с Оренбургскими платками не шли платки Пензенские, казалось бы, тоже козий пух, а вот мастерство исполнения не дотягивало.
Далее Оренбургские пуховые платки становятся постоянными участниками и фаворитами международных выставок: Всемирные выставки в Канаде в 1967году и в Японии в 1968 году, международные ярмарки в Алжире в 1969г., в Сирии в 1975г., в Греции в 1976г., во Франции в 1977 г., в Англии в 1979 г., в Испании в 1981 г., в Индии в 1982 г., в Германии в 1985 г.
Надо отметить, что ведущие мировые державы порой интересовали не пуховые платки, а сам козий пух. Пробовали предприимчивые американцы разводить у себя Оренбургских коз. Закупали их в Оренбургской губернии и везли к себе на родину в Англия, Австралидю, Францию, Эжную Америку. Но половина коз гибла в пути, а другая половина не давала в новых климатических условиях того ценного подшёрстка, ради которого их перевозили. Оказалось, что метеоусловия – решающий фактор в формировании козьего пуха с его уникальными свойствами.
Тогда англичане и французы решили сырье вывозить. В 1824 году Французская фирма «Бодиер» вязала шали с названием «каша». Английская фирма «Липнер и Кон» из Бирмингема на своем предприятии выпускали платки «имитация под Оренбург».
Но все же самые достойные и качественные платки вязались на Оренбургской земле. Да и сейчас вяжутся!
Оренбургская губерния – колыбель пуховязания
В 70-е годы 19 века пуховязанием занималось не больше 300 женщин. Но платок приобретал такую популярность, что не вязать его, умеючи, было глупо! Спрос рождает предложение, как говорится. И в 1900 году вязальщиц было уже 4000. В 1913-ом – 21000 мужчин и женщин вязали платки на продажу. В 1915 году появилась первая казачья пуховая артель!
Вторая половина 20-х годов 20 века ознаменована важным шагом для пуховязания – остро встала необходимость механизации труда пуховязальщиц. И в 1930-ом году, на окраине Оренбурга заработала первая в Союзе пуховязальная фабрика имени Первого мая! Создание фабрики, главным образом, должно было решить вопрос с удешевлением производимых платков. Потому как мягкость и пушистость изделий ручной работы невозможно было воссоздать никакими станками! Пух на фабрике по-прежнему чесали и пряли вручную, ажурную кайму тоже вязали мастерицы. Механизирована была вывязка середины платка. Каждый месяц фабрика давала стране 288 платков, 80 ажурных, остальные – теплые. Появился стандарт качества фабричного изделия – нитка пуховая должна быть одной толщины, цвет пуха должен быть однородным.
Однако механизация пуховязания состоялась не на базе этой фабрики. А на базе маленькой, но очень амбициозной «артели имени Парижской Коммуны». Именно из этой артели и выросла нынешняя Фабрика пуховых платков. Начинали девушки с вязания носков и варежек из отходов пуха. Перешли на платки. Освоили станки, придумали, как и кайму на них вязать. Словом, увеличили число выработки пуховых изделий в разы! Не остановилось пуховязание даже в годы Войны, посильный вклад вязальщиц в нашу победу также трудно переоценить. В 1955 году артель выпустила аж 20800 платков! Оренбургский пуховый платок стал непревзойденным произведением всероссийского значения! В 1960 году артель переименовали в Фабрику. Новое здание фабрики было отстроено в 1966 году, на этом месте, на улице Расковой, она до сих пор и находится.
Сегодня все процессы на фабрике автоматизированы. И если мастерица вяжет один платок вручную 250 часов, то на фабрике за одну смену их производят более 20 штук! В 2004 году был связан уже 50-ти миллионный платок
Безусловно, с появлением пуховязальных машин, пуховязальщиц стало меньше. Потому что машинное производство снизило стоимость изделий, и значительно. Пуховые изделия ручной работы и вязались дольше, и стоили дороже. Но как же красивы и хороши платки ручной работы, сколько любви и тепла в них вложено! Платки для настоящих ценителей и сегодня вяжутся только вручную.
Конечно же, не все так гладко в истории пуховязания. После колоссально взлета пуховой промышленности, в лихие 90-е начался ее спад, и даже кризис. Спрос на пуховые изделия упал. Однако, в последние годы Правительством Оренбургской области многое делается для возрождения многовековых традиций пуховязания! Созданы фонды, проводятся мероприятия, выделяются средства, ведется борьба с подделками.
Так, уже шесть лет, с 2009 года, в октябре принято праздновать «Дни Оренбургского пухового платка». Мероприятия, как правило, включают в себя выставки, флеш-мобы, праздничную и конкурсную программы.
Это праздник региональный, необходимость его проведения закреплена Губернаторским Указом. Цель фестиваля – возродить национальные традиции, поддержать оренбургских пуховяхальщиц и воспитать такую необходимую любовь к истории родного края у молодого поколения.
Самым красивым мероприятием является акция, проводимая в Покров День, она так и называется «В Покров День платок надень». В этот день мужчин призывают дарить, а женщин носить белоснежные платки.
13 октября 2013 года, в рамках фестиваля, был установлен мировой рекорд пуховязания– 699 вязальщиц (женщины, мужчины и даже дети) взялись за спицы одновременно. Съехавшиеся со всей области вязальщики, такие разные, но объединенные одной общей идей и любимым делом, 5 минут одновременно вязали каждый свое из козьего пуха!
12 ноября 2015 года состоялось тождественное открытие Центра народных художественных промыслов в Оренбурге. Это новый, ультрамодный дом Оренбургского пухового платка. Под одной крышей собрано все, что имеет отношение к пуховязанию – история и современность, технология производства, секреты мастериц, пряжа, узоры, сами пуховязльщицы, как опытные, так и начинающие, музеи и галереи на площади это 23 000 м²!
Появление и развитие интернет-магазинов, безусловно, вносит свою лепту в распространение, развитие Оренбургского пухового платка по всему миру, развитие и поддержку пуховязальщиц. Каждый день своей работой доказывая, что не перевелся промысел на Оренбургской земле, а платок год от года становится только краше!
Остается только выбрать – надежный интернет-магазин и изделие в нем! И стать обладателем платка родом действительно из Оренбурга, с превосходным качеством.