в каком городе происходит действие бесприданницы островского
«Бесприданница» А. Н. Островский Кратко
Александр Николаевич Островский
Пьеса «Бесприданница» Краткое содержание
«Бесприданница» — одно из самых значимых драматических произведений русской литературы второй половины XIX века. Показанная с театральной сцены пьеса вызвала бурю негодования в зрительском зале и отзывах критиков. Заслуженного признания труд Александра Островского достиг лишь после смерти своего автора. Довольно резкие оценки произведения театралов и читателей того времени объяснялись новаторскими приёмами его создателя, которые были не поняты и не приняты общественностью.
Очень краткий пересказ сюжета пьесы «Бесприданница»
Действие пьесы переносит читателя в XIX век в небольшой городок Бряхимов. Лариса Огудалова выходит замуж без любви за господина Карандышева, так как находится в печальном положении бесприданницы. Неожиданно в город нагрянул господин Паратов, молодой человек, ухаживавший за главной героиней год назад и пропавший без объяснения причин. Лариса всё ещё влюблена в своего бывшего поклонника, в чём признаётся ему при случае. Он же подло скрывает то, что намерен совсем скоро жениться на другой девушке.
Действующие лица пьесы:
Краткое содержание пьесы «Бесприданница» по действиям
Действия пьесы «Бесприданница» относятся ко второй половине XIX века. События происходят в городе Бряхимов, расположенном на Волге-матушке.
Действие I. Возле кофейни
Юная красавица Лариса соглашается стать женой господина Карандышева, которого совсем не любит. Но выбора девушка не имеет, так как очень бедна. В Бряхимов приезжает Паратов, бывший ухажёр бесприданницы. Лариса тяжело переживала исчезновение поклонника из своей жизни.
Действие II. Дом Огудаловых
Дворянин Паратов наносит визит Огудаловым, где его приглашает на обед Карандышев. Паратов рад согласиться, он задумал напоить жениха Ларисы, чтобы поглумиться над ним.
Уединившись с бывшей возлюбленной Ларисой, Паратов заводит беседы о любви, и девушка сознаётся, что всё ещё небезразлична к нему. Сам Паратов подло утаивает факт своей помолвки, а значит и скорой свадьбы с другой женщиной, которую он выбрал из-за богатого приданного.
Действие III. Обед в доме Карандышева
Во время званого обеда в доме Карандышева, господин Паратов спаивает хозяина до неприличного поведения. Ларисе стыдно за своего жениха. После окончания обеда Паратов зовёт Ларису на прогулку по реке. Она радостно соглашается, в надежде, что тот попросит её руки. Вместе с ними гулять отправляются и гости. Карандышев приходит в ярость, обнаружив, что его невеста убежала с гостями. Он вооружается пистолетом и отправляется на поиски беглянки.
Действие IV. Гибель Ларисы
Краткая характеристика героев пьесы «Бесприданница»:
Великий русский драматург Александр Островский поведал своему читателю печальную судьбу молодой женщины. Автор талантливо и реалистично раскрыл образ Ларисы Огудаловой, а также окружающий её мир, состоящий из разнохарактерных личностей. Красивая, но бедная героиня столкнулась с циничностью потомственных купцов Вожеватова и Кнурова, с жестокостью и безнравственностью лже ухажора Паратова, с жадностью собственной матушки, с мелочностью и ограниченностью ревнивого Карандышева.
Краткая характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница»
Лариса Дмитриевна — центральный персонаж пьесы. Необычайно красивая молодая женщина, но, к сожалению, из бедной семьи. По натуре своей она горда и умна и ярлык бесприданницы для неё унизителен. Лариса существует, словно «поверх быта», мимо суеты и повседневности, страстей, присущих обывателям. Её тонкая душа стремится в «тихий уголок»: приветливый лес, деревню, куда-нибудь за Волгу. Девушка постоянно чувствует себя одинокой. Ею восхищаются, её желают, но никто не задавался вопросом, что у Ларисы творится в душе.
Геоиня влюблена в Паратова, с ним она ассоциирует возможность жить иначе, вырваться из удушающего плена её безрадостных будней. Любимые пропадает и девушка, согласившись стать супругой Карандышева, который ничего кроме неприязни в ней не вызывает, становится ужасно несчастлива. Отчаянная борьба в душе девушки заставляет её согласиться на прогулку с Паратовым. Она не в силах смириться со своим бытиём, ей всё ещё хочется надеяться на что-то лучшее. Там, во время веселья, девушка окончательно понимает как ничтожно её положение. Она лишь игрушка в руках мужчин, судьбу которой можно даже решить, подбросив в небе монету.
Смерть девушки становится её избавлением от полного нравственного провала в глазах общественности. Лариса всех прощает и уходит из мира живых спокойно, никого ни в чём не обвиняя.
Краткая характеристика Карандышева в пьесе «Бесприданница»
Юлий Капитоныч — один из главных героев, молодой, скромных доходов чиновник с обострённым чувством собственного достоинства. Собираясь взять Ларису в жёны, он не столько любит её, сколько относится к ней как к крупному трофею, выиграному у более удачливого соперника. Кроме того, Карандышев наслаждается собственным благородством в связи с тем, что берёт в жёны бесприданницу со слегка подмоченной репутацией. Однако полноценным победителем он себя не может почувствовать из-за постоянных намёков на то, что он «запасной вариант». Карандышев убивает Ларису с мелочной целью «пусть никому не достанется», когда понимает, что отвергнут окончательно.
Краткая характеристика и образ Паратова в пьесе «Бесприданница»
Сергей Сергеич — один из главных персонажей «Бесприданницы». Богатый барин, лет тридцати, готовый ради приумножения своего состояния на что угодно. Больше всего
он ценит свободу, но вот-вот свяжет себя узами брака. Вскоре он женится на богатой девушке и последние дни в качестве холостяка намерен провести весело и с толком. Появившись в Бряхимове, Паратов поднял бурю в душе бывшей возлюбленной. Лариса ему интересна, но планов относительно её он не имеет. Посмеяться над её женихом было сладко. Услышать из красивых уст слова любви — тоже приятно. Но не более. Паратов бессердечен по натуре, люди для него вроде игрушек. Очарованная им Лариса, влюблена не в него, а в идеал, который сама себе придумала.
Второстепенные персонажи пьесы «Бесприданница»:
Кратко об истории создания и особенностях композиционного построения пьесы Островского «Бесприданница»
В 70-х годах XIX века Островский служил на должности мирового судьи, по работе сталкивался с разными громкими процессами и неплохо ориентировался в криминальных сводках. Для любого писателя это кладезь идей. Литераторы предполагают, что сюжет «Бесприданницы» автор почерпнул из реальной истории трагической смерти молодой женщины, которую погубил супруг. Начав писать пьесу в ноябре 1874 года, Островский затянул с её завершением аж на 4 года. Первым опубликовал произведение журнал «Отечественные записки». Премьеры театральных постановок провалились и слава настигла «Бесприданницу» лишь после смерти её автора.
Композиция пьесы выстроена в строгом классическом стиле, который способствует постепенному нарастанию тревожности, накалу страстей. Всего один день её временной интервал. Завязка утро, развитие — день и кульминация вечером того же дня.
Интересно в пьесе использование системы образов. Персонажи «Бесприданницы» обладают «говорящими» именами:
В пьесе автор подчёркивает, что в мире, которым управляют богатства и жажда наживы, а на людей вешают «ярлыки», нет места истинной свободе и чувствам. Пока человечество обожествляет финансы, каждый из людей: и богатый, и бедный, заложник социальных штампов. Ведь не только бедная бесприданница не может выйти замуж за того, кого любит, но и богатые купцы не могут себе позволить жениться на женщине ради только одних чувств, если она принадлежит к «неподобающему» сословию.
Бесприданница
1879 («Отечественные записки», № 1)
Драма была задумана 4 ноября 1874 года в Москве и закончена в середине октября 1878 года. 28 октября «Бесприданница» была одобрена к постановке Театрально-литературным комитетом.
Содержание
История создания
Задумана пьеса Островским в 1874 или в начале 1875 г. В письме Бурдину от 1 октября 1876 г. драматург писал о «Бесприданнице»: «Всё моё внимание и все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить её в этом году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое моё оригинальное произведение». Работа над «Бесприданницей» была завершена лишь 16 октября 1878 г. Островский 3 ноября 1878 г. в письме к Бурдину сообщает: «Пьесу свою я читал уже в Москве пять раз; в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из моих произведений».
Действующие лица
Сюжет пьесы
Постановки в Российской империи
Первая постановка «Бесприданницы» состоялась в Москве, на сцене Малого театра, 10 ноября 1878 года, в бенефис актёра Н. И. Музиля, игравшего роль Робинзона. Остальные роли были распределены между Г. Н. Федотовой (Лариса), А. П. Ленским (Паратов), М. П. Садовским (Карандышев), Н. М. Медведевой (Огудалова), И. В. Самариным (Кнуров), С. П. Акимовой (Евфросинья Потаповна), Решимовым (Вожеватов), М. В. Лентовским (цыган Илья), Колосовым (Гаврило) и Живокини 2-м (Иван). Через несколько дней после первого представления «Бесприданница» была вновь дана в бенефис М. П. Садовского; роль Ларисы играла М. Н. Ермолова.
В Петербурге «Бесприданница» в первый раз была поставлена на сцене Александринского театра 22 ноября 1878 года, в бенефис Бурдина, с участием М. Г. Савиной, исполнявшей роль Ларисы. В спектакле также приняли участие: А. С. Полонский (Карандышев), Бурдин (Кнуров), Н. Ф. Сазонов (Вожеватов), А. А. Нильский (Паратов), А. М. Читау (Огудалова), Н. И. Арди (Робинзон), Васильев 1-й (Гаврило), Горбунов (Иван), Константинов (Илья), Т. И. Натарова 1-я (Евфросинья Потаповна). Театральная критика в особенности отмечала превосходную игру Савиной.
17 сентября 1896 в Александринском театре роль Ларисы впервые исполнила В. Ф. Комиссаржевская.
Пьеса переведена языки: украинский (И. Сенченко), чувашский (М. Ухсай), азербайджанский (Э. Мамедханлы), грузинский (К. Андроникашвили), армянский (М. Геворкян и А. Тер-Ованян), узбекский (А. Турдыев и И. Миртемир), киргизский (К. Джантошев) и др.
Бесприданница
Бесприданница — самое известное произведение Александра Николаевича Островского на сегодняшний день (при жизни автора, однако, не получившее большой популярности). Эта пьеса писалась в 1874—1878 годах. Не в последнюю очередь, она обязана своей известности экранизации «Жестокий романс» 1984 года.
Драматург поначалу планировал отнести действие к 1867 году и подразумевал в тексте Седьмую парижскую выставку. Но работа над пьесой затянулась, и в итоге действие переехало на лето 1878 года, и все эти фразы насчёт «В Париж, на выставку!» относятся уже к Восьмой выставке, которая должна была проходить осенью.
Основа сюжета — грустная судьба девушки из популярной среди городской элиты благородной фамилии Огудаловых, но при этом оставшейся без приданого (вероятно, из-за смерти отца). Трагедия Ларисы Огудаловой в том, что воспитана она для богатой жизни, но статус бесприданницы закрывает от неё эту жизнь. А ещё критики говорили: «драма Ларисы — вдобавок в том, что она обладает огромной, трепетной, тонко чувствующей душой, а вот житейского ума при этом явно недостаточно».
Содержание
Сюжет [ править ]
Волжский город Бряхимов ожидает возвращения богатого дельца (по рождению — аристократа) Паратова. Также выясняется, что Лариса Огудалова выходит замуж за Карандышева, которого Кнуров и Вожеватов — богатые купцы из её круга общения — откровенно презирают. Про Паратова известно, что он, уезжая из Бряхимова год назад, не успел даже попрощаться с Ларисой, которая была влюблена в него.
Паратов отвадил от дома Огудаловых всех женихов, и после его отъезда к Ларисе стали свататься разные неприемлемые личности. Доведённая до отчаяния, Лариса решает выйти замуж за того, кто посватается первым. Этим человеком оказывается Карандышев, давно безответно влюблённый в неё.
Карандышев приглашает Кнурова и Вожеватова на обед, те, пусть презрительно, но — соглашаются. Примерно в это время Паратов встречается с Кнуровым и Вожеватовым. Он рассказывает, что берёт очень богатое приданое за своей новой женой, спасаясь этим от грозившего ему разорения. Ему рассказывают, что Лариса Огудалова выходит замуж. Паратов относится к этому со смешанными чувствами — немного обидно, но зато его вина перед Ларисой вроде как заглажена.
Кнуров навещает дом Огудаловых. Он выражает недоумение по поводу выбора Ларисой жениха и толсто намекает на то, что Ларисе выгоднее быть его любовницей. Также он дарит ей богатый гардероб на свадьбу по её выбору.
Лариса встречается с Карандышевым. Она предлагает ему после свадьбы уехать из Бряхимова, но тот возмущённо отказывается, чувствуя, что она это делает от стыда за своего жениха. Карандышев на нервах рассказывает Ларисе, что Паратов приехал в город.
В доме Огудаловых появляется Паратов. Лариса признаётся ему в любви. Паратов цапается с Карандышевым, их мирят, Карандышев приглашает Паратова на обед. Но Паратов явно затаил зло.
Лариса высказывает Паратову пожелание быть его женой, но тот огорошивает её тем, что уже обручён. В это время Кнуров играет с Вожеватовым в орлянку за право получить Ларису и выигрывает. Кнуров приглашает Ларису быть его содержанкой. Потом Лариса встречается с Карандышевым, наконец-то догнавшим её. Карандышев сравнивает её с вещью, рассказывая про игру в орлянку. Лариса с горечью соглашается («Да, я вещь! Слово для меня найдено!») и высказывает желание быть содержанкой Кнурова. Карандышев убивает Ларису. Она, умирая, благодарит Карандышева и сообщает подошедшим купцам, что совершила самоубийство и никого не винит, а, напротив, всех любит.
Что здесь есть [ править ]
Адаптации [ править ]
Бесприданница [ править ]
«Бесприданница» — фильм Якова Протазанова 1936 года, первая экранизация. Кторов- Паратов, Алисова — Лариса, Балихин — Карандышев. В целом снято неплохо и по театральным канонам пьесы, но в наше время смотрится довольно забавно в некоторых моментах.
Что здесь есть [ править ]
Бесприданница (телеспектакль) [ править ]
«Бесприданница» 1974 года, реж. Константин Худяков, явно замысливший «поставить замысел Островского с ног на голову». Максимально странный телеспектакль, Кастинг-агентство «WTF?» во все поля. Лариса — Т.Доронина, Паратов — В.Гафт, а Карандышева сыграл крайне мало подходящий на эту роль Армен Джигарханян.
Что здесь есть [ править ]
Жестокий романс [ править ]
В фильме много музыки, и всю её написал Андрей Петров, а исполнили: ансамбль цыганской песни под управлением Н. Васильева («А цыган идёт» — Р. Киплинг, перевод Г. Кружкова; «Ой, призадумался» — народная песня), а за Гузееву — тоже цыганка, певица и актриса Валентина Пономарёва: «Романс о романсе» (Не довольно ли нам пререкаться), «Снегурочка» (Что так Снегурочку тянуло) и «А напоследок я скажу» — Белла Ахмадулина; «Под лаской плюшевого пледа» — Марина Цветаева; «Любовь — волшебная страна» — Рязанов. Первоисточник обязывает. Михалков тоже попел про цыгана, да.
Песню «А цыган идёт» худсовет едва не «зарубил»: Киплинг, дескать, буржуазный автор. Тогда напомнили, что он ещё и автор «Маугли». Помогло.
Что здесь есть [ править ]
Бесприданница 2011 [ править ]
Фильм Андреса Пуустусмаа.Теперь в современности! Строго говоря, осталось только одно название, характеры героев максимально переделаны. Лариса — Марина Александрова, Кнуров- Павел Сборщиков, Паратов — Дмитрий Исаев, Карандышев — Игнатий Акрачков.
В начале пьесы «Бесприданница» есть поясняющий текст, в котором Александр Островский называет место, где разворачивается действие пьесы. Это город – Бряхимов на Волге.
Бряхимов – город волжских булгар. В Радзивилловской летописи упоминается, что поселение/город Бряхимов в 1164 году захватил великий князь Андрей Боголюбский. Больше текстовых упоминаний об этом городе – нет. Современные историки так и не пришли к единому мнению: город стоял на Волге или Каме. Так что, Островский в «Бесприданнице» называет город, который на момент написания пьесы не существовал. То есть он указывает вымышленный город, так же кстати, как и в «Грозе» город Калинов.
Бесприданница. После прочтения этой пьесы гениального русского драматурга Александра Николаевича Островского возникают определённые размышления о прочитанном произведении.
Лично мне думается о том, что времена ничуть не изменились, а изменились только интерьеры и пейзажи вокруг. Всегда будут такие вот безвольные и бесхарактерные девушки как Лариса Огудалова, управляемые матерью, всегда будут такие как Паратов, сибариты и сжигатели женских сердец, всегда будут с комплексами внутри такие мужчины как Карандышев и, конечно же, всегда будут такие люди как Кнуров или Вожеватов, которые абслютно уверены в том, что всё продаётся и всё покупается (хотя лично я не совсем уверен, что это не так).
И увы, наверное, всегда женская красота, молодость и свежесть будут своеобразным товаром, который стремятся выгодно продать (Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой).
И всё это, такой подход к жизни и такое отношение к жизни, обречено в конце концов на душевные страдания, несовпадения, а иногда и на такие вот трагические финалы.
Так, увы, устроен мир. Только моё мнение.
Пьеса Островского драматична и наверно как и в любых взаимоотношениях между мужчиной и женщиной нравственная проблематика стоит на верхней ступени. Так и в этом произведении. Лариса Огудалова ценит свободу и любовь, но другим персонажам главной ценностью являются деньги.
Нравственная чистота Ларисы является причиной конфликта с обществом, в которой ей суждено существовать.
Нравственная проблема в этом произведении очень тесно связана с социальной проблематикой. Для таких персонажей как Карандышева, Паратова, Кнурова, Хариты Игнатьевны Огудаловой, Вожеватова, материальное благополучие является главенствующим и собственно так было уже заведено в том обществе (собственно это актуально и с наше время). Этим героям свойственны общественные предрассудки и они находятся под влиянием денег и своего социального статуса.
Мы видим безнравственность, в лице матери, торгующей своими дочерями; Карандышева, использующего Ларису; Паратова, готового ради богатства жениться на нелюбимой женщине. Мир дельцов, в лице Вожеватова, Кнурова, Паратова не интересует «бесприданница» ведь в этом мире нет понятия нравственности и морали. Лариса в этом мире одинока, которая становится предметом, вещью для купли-продажи.
Но вернемся к моральной проблематике. Это и проблема любви в целом и проблемы верности, предательства, жертвенности, чести, достоинства в частности – все это мы находим в пьесе.
Как это нередко случается, признание публики к «Бесприданнице» пришло только лишь через несколько лет после кончины самого автора. Имеется мнение, что автор написал трагедию, базируясь на настоящих событиях. А кто же такая бесприданница? Бесприданницей в старину нарекали барышень бедных и не обладающих приданным, какое должно было поместиться в капитал ее грядущей семьи. Как обычно, подобные барышни рьяно старались завоевывать интерес женихов собственной красотой, родословной, а также внутренними добродетелями.
Автор в собственной пьесе изображает настоящее душевное состояние обыкновенной бесприданницы. Никто так и не отважился заглянуть в её душу и обнаружить к ней непритворный интерес, вследствие этого барышня становится обыкновенной вещью для богача. Сущность пьесы «Бесприданница» содержится в том, чтобы показать нам, как бесчеловечно и гнусно люди меняют истинную любовь и товарищество на обыкновенную сделку, из какой можно будет всего-навсего черпать личную выгоду.
В телевизионной викторине «Поле чудес» сегодня был вопрос: В основу какой пьесы Островского легло стихотворение Киплинга.
Я знала, что в фильме «Жестокий романс» с Ларисой Гузеевой в главной роли звучит романс на стихи Киплинга «За цыганской звездой». Сейчас посмотрела полный текст этого стихотворения, он, конечно, очень сильно отличается от текста романса в фильме. Несмотря на цыганскую тематику стихотворения, смысл его гораздо глубже, и выходит за рамки этой тематики. Но мне все же довольно сложно представить себе, как именно это стихотворение вдохновило Александра Николаевича на написание его драматической пьесы «Бесприданница». Безусловно, стихотворение Киплинга и пьеса Островского это произведения разного уровня глубины и драматизма.
Ответ: стихотворение «Цыганской тропой».
Бесприданница краткое содержание
Пьеса Островского «Бесприданница» была написана в 1874 – 1878 годах. Премьера спектакля состоялась осенью 1878 года. Пьеса является ярким примером психологического реализма в русской литературе. В «Бесприданнице» Островский вывел на первый план конфликт между материальным миром, миром денег (представленным Паратовым, Вожеватовым, Кнуровым, Огудаловой) и духовным, миром любви (отображенным в образе Ларисы Дмитриевны). Ведущей темой пьесы является тема «маленьких людей».
Предлагаем прочитать краткое содержание «Бесприданницы» по действиям, выполненное учителем русской литературы.
Другие персонажи
Василий Данилыч Вожеватов – «очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы», для которого самым важным в жизни являются деньги, с малых лет знаком с Ларисой.
Мокий Пармевыч Кнуров – «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием», женатый мужчина, который хочет стать «другом»-покровителем Ларисы.
Харита Игнатьевна Огудалова – «вдова средних лет», мать Ларисы, любит «пожить весело», нужные средства выпрашивает у женихов дочери.
Робинзон – актер, приехавший с Паратовым.
Гаврило – «содержатель кофейной на бульваре».
Иван – «слуга в кофейной».
Краткое содержание
Действие первое
Явление 1
События пьесы происходят в большом городе Бряхимове на Волге. Действие начинается на Городском бульваре у кофейни.
Явление 2
Вожеватов рассказывает Кнурову, что собрался купить у Паратова пароход «Ласточку», но все не может дождаться Сергея Сергеевича. Гаврило заверяет Василия Данилыча, что Паратов точно приедет, так как для него уже приготовлена лучшая в городе четверня.
Вожеватов распоряжается подать им шампанское в чайных приборах и «за чаем» рассказывает Кнурову, что известная в городе красавица-бесприданница Лариса Дмитриевна выходит замуж за Карандышева. Кнуров удивлен, ведь Карандышев девушке не пара. Вожеватов объяснил, что Лариса Дмитриевна согласилась на скромный брак после того, как она пережила прошлогоднее увлечение Паратовым, который, отбив всех ее женихов, неизвестно куда исчез. После него сватались «старик с подагрой», вечно пьяный управляющий какого-то князя и кассир, устроивший у них дома громкий скандал. Не выдержав, Лариса Дмитриевна сказала, что выйдет за первого же, кто посватается. Вот давно бывавший в их доме Карандышев «и тут как тут» с предложением и теперь «рад-то, сияет, как апельсин». Кнуров жалеет Ларису Дмитриевну, говоря, что она «создана для роскоши» – «дорогой бриллиант дорогой и оправы требует».
Явление 3
К мужчинам присоединяются Карандышев и Лариса с матерью. За чаем Карандышев, важничая, на равных обращается к Кнурову и Вожеватову, приглашая их сегодня к себе на обед. Харита Игнатьевна объясняет, что этот обед устраивается для Ларисы.
Явление 4
Оставшись вдвоем с Ларисой Дмитриевной, Карандышев обвиняет девушку в чрезмерной вольности во время общения с Вожеватовым. Мужчина называет дом Огудаловых «цыганским табором», чем доводит девушку до слез.
Лариса говорит, что в их «таборе» были и благородные люди – такие как Сергей Сергеевич Паратов. Карандышев, который относится к Паратову с неприязнью, спрашивает, чем он хуже Сергея Сергеевича. Лариса Дмитриевна отвечает, что Паратов – это «идеал мужчины». Внезапно раздается пушечный выстрел (салют, которым встречали прибывшего Паратова). Лариса Дмитриевна пугается и просит увести ее.
Явления 5 – 6
Паратова не было в городе целый год. Сергей Сергеевич приехал в сопровождении Робинзона – провинциального актера Счастливцева Аркадия. Паратов как-то подобрал его с необитаемого острова, на который Аркадия с другом высадили после того как они устроили дебош на пароходе. Кнуров интересуется, не жаль ли Сергею Сергеевичу «Ласточки». Паратов ответил: «что такое «жаль», этого я не знаю», «найду выгоду, так все продам, что угодно», и тут же рассказал, что скоро женится очень богатой девушке, которой в приданое дают золотые прииски. А поэтому перед свадьбой хочет хорошо повеселиться.
Явление 7
Вожеватов договаривается с Гаврилой, чтобы тот вечером устроил им прогулку по Волге и пикник, но в последний момент вспоминает, что вечером их пригласил к себе Карандышев.
Действие второе
Явление 1
Дом Огудаловой, основная примета интерьера – фортепьяно, на котором лежит гитара.
Явление 2
К Огудаловой приезжает Кнуров. Мокий Пармевыч, узнав, что Карандышев беден, высказывает свое возмущение по поводу предстоящего брака. По мнению Кнурова, в Ларисе нет «земного», «житейского», она создана «для блеска». Кнуров считает, что девушка быстро бросит мужа, и тогда ей понадобится солидный богатый «друг», а он для девушки ничего не пожалеет. Уходя, Кнуров распоряжается, чтобы Огудалова заказала дочери хороший подвенечный «гардероб», а счета отправила ему.
Явление 3
Лариса говорит матери, что хочет как можно быстрее уехать в деревню «пусть там и дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем». Девушка берет в руки гитару, напевая «Не искушай меня без нужды», но инструмент расстроен. Увидев из окна цыгана Илью, девушка завет его в дом.
Явление 4
Илья сообщает, что приехал барин, которого ждали целый год.
Явление 5
Огудалова переживает, не «прозевали» ли они жениха, поторопившись со свадьбой. Лариса же отвечает, что с нее достаточно унижений.
Явление 6
К женщинам заходит Карандышев. Лариса спрашивает, когда они уедут в деревню, однако Юлий Капитоныч не хочет спешить, так как желает, как сказала Огудалова, «повеличаться».
Карандышев осуждает нравы общества, возмущаясь, что в городе только и слухов о том, что приехал барин – Сергей Сергеич Паратов. В испуге Лариса просит сейчас же уехать в деревню. В это время к Огудаловым подъезжает сам Паратов.
Явление 7
Паратова принимает Огудалова, он ведет себя с ней шутливо-серьезно. Мужчина рассказывает, что год назад ему пришлось уехать, чтобы уладить дела с имуществом, а теперь он собирается жениться на невесте с приданым в полмиллиона. По просьбе Паратова Огудалова зовет Ларису.
Явление 8
Паратов, упрекая Ларису в том, что она его не ждала, сводит это к женской ветрености: «женщины» – «ничтожество вам имя». Обидевшись, девушка признается, что все еще любит Сергея Сергеевича, а выходить замуж ей приходится из безысходности. Удовлетворив свое самолюбие, Паратов говорит, что теперь «во всю жизнь сохраню самое приятное воспоминание о вас, и мы расстанемся, как лучшие друзья».
Явление 9
К ним присоединяются Огудалова и Карандышев. Паратов всячески пытается обидеть жениха Ларисы, и они ссорятся. Огудалова просит извинения и заставляет зятя пригласить Сергея Сергеевича на обед.
Явление 10
К Огудаловой приезжают Вожеватов и Робинзон. Вожеватов выдает Робинзона за англичанина.
Явление 11
Паратов, которому Карандышев очень не понравился, собирается «потешится» над мужчиной во время обеда.
Действие третье
Явление 1
Кабинет Карандышева, меблированный «с претензиями, но без вкуса». На одной из стен «прибит ковер, на котором развешано оружие».
Явление 2
Огудалова и Лариса обсуждают вечер Карандышева. Женщины не знали, куда деться от стыда. Карандышев думает, что удивил всех роскошью, но гости специально – для забавы его спаивают.
Явление 3
Тетка Карандышева жалуется женщинам на убытки от обеда, а после зовет их к себе. В кабинет заходят Паратов, Кнуров и Вожеватов.
Явления 4 – 5
Кнуров жалуется на ужасные блюда и вина («микстуру, которую он вином величает»). Мужчины смеются над глупостью хозяина, который первым из всех спился. Подпоить же его удалось благодаря помощи неразборчивого в выпивке Робинзона.
Явление 6
В кабинет входит Карандышев с сигарами. Он не замечает, что мужчины над ним подшучивают.
Явления 7 –8
Вошедшая Огудалова пытается сделать Карандышеву замечание, но он отвечает, что сегодня счастлив и торжествует. Паратов предлагает выпить на брудершафт и Юлий Капитоныч уходит за коньяком.
Явления 9 – 10
Паратов, Кнуров и Вожеватов собираются на прогулку на пароходе.
Явление 11
Паратов просит Ларису спеть что-нибудь. Карандышев пытается ей запретить, это возмущает девушку. Лариса с цыганом Ильей, который ей аккомпанирует, поют «Не искушай». Все восхищены пением девушки. Карандышев уходит за шампанским – выпить за здоровье Ларисы.
Явление 12
Наедине Паратов говорит Ларисе, что она сокровище и он виноват перед ней за то, что променял ее на другую. Сергей Сергеевич уговаривает девушку поехать с компанией кататься по Волге. Лариса соглашается, назвав Паратова своим «повелителем».
Явление 13
Все пьют шампанское за Ларису Дмитриевну. Карандышев произносит тост, называя самым важным достоинством девушки – умение «ценить и выбирать людей», ведь она выбрала среди всех поклонников именно его. Карандышева отправляют за вином. В это время мужчины собираются и, забрав с собой Ларису, уезжают.
Действие четвертое
Явление 1 – 2
Карандышев с пистолетом приходит в кофейню, где в это время находится Робинзон и пытается узнать у актера, куда делись его товарищи. Однако Робинзон делает вид, что не знает их.
Явление 3 – 5
Вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов сочувствуют Ларисе – мужчины понимают, что Сергей Сергеевич не откажется от выгодной женитьбы ради девушки, а после случившегося Лариса скомпрометирована.
Явление 6
Кнуров считает, что в сложившейся ситуации они обязаны принять участие в ее судьбе (мужчина хотел взять девушку с собой в Париж, теперь же представился удобный случай). Чтобы избежать соперничества мужчины подбрасывают монетку, и ехать с Ларисой Дмитриевной выпадает Кнурову.
Явление 7
Паратов благодарит Ларису за то, что она ездила с ними на пикник. Девушка просит ответить ей: теперь она жена его или нет? Сергей Сергеевич отвечает, что обручен и не может порвать невестой. Мужчина заверяет девушку, что ее жених в любом случае примет ее обратно.
Явление 8
Паратов дает распоряжение Робинзону, чтобы тот отвез девушку домой и уходит в кафетерий. Лариса просит помощи у Вожеватова, но он уклоняется, оставляя девушку с Кнуровым. Мокий Пармевыч предлагает Ларисе уехать с ним в Париж и полное обеспечение на всю жизнь. Лариса промолчала в ответ.
Явление 9
Оставшись одна, Лариса хочет броситься в море, но не решается покончить с собой.
Явление 12
Прибежавшим на выстрел Лариса объяснила: «Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама». За сценой начинают петь цыгане, Паратов велит всем замолчать, но Лариса, умирая под цыганский хор, просит: «Пусть веселятся, кому весело вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».
Краткий пересказ произведения «Бесприданница» не до конца передает напряженный психологизм пьесы великого драматурга, поэтому советуем прочесть полный вариант драмы.