в каком городе не работал глюк

5 против Одного (IRC-игра) (Обзор игры 2011-11-26)

в каком городе не работал глюк. magnify clip. в каком городе не работал глюк фото. в каком городе не работал глюк-magnify clip. картинка в каком городе не работал глюк. картинка magnify clip. Дата игры: 26 ноября 2011 года

Дата игры: 26 ноября 2011 года

Продолжительность: 80 минут Сезон: 3 Номер: 1

Первая игра третьего сезона «5 против Одного». В роли квизмастера — Dollar. Джекпот на момент начала игры составляет 600 WMR.

Содержание

Участники

Участники и темы их вопросов:

Первый раунд

Andrey_Yeriomin. Тема «Запахи»

Каких из этих запахов не было в первой их классификации, где они делились по качественности ощущения?
A: Отталкивающие
B: Псиные
C: Усыпляющие
D: Тошнотворные
Ответ мастера — B
Правильный ответ — C

Автор этой классификации — Карл Линней. В ней присутствовали ароматические, бальзамические, амброзиальные, луковые, псиные, отталкивающие и тошнотворные запахи.

Счёт Andrey_Yeriomin: 20 WMR

Shiffer. Тема «Композиторы»

В каком городе не работал великий композитор 18-го века Кристоф Виллибальд Глюк?
A: Милан
B: Берлин
C: Вена
D: Париж
Ответ мастера — A
Правильный ответ — B

Счёт Shiffer: 20 WMR

Cd-58. Тема «С матерком»

Как в допетровской Руси называли матерные слова?
A: «Бестолковые существительные»
B: «Бессмысленные прилагательные»
C: «Несвязные наречия»
D: «Нелепые глаголы»
Правильный ответ — D

Cd-58 покидает игру ни с чем.

Demid. Тема «Профессии»

Человека какой современной профессии полтора века назад называли филёром?
A: Фокусника
B: Почтальона
C: Сыщика
D: Верстальщика
Правильный ответ — C

Demid также уходит с пустыми руками.

SERGEY. Золотая тема «Стихии»

Какая стихия будет соответствовать дракону, символу 2012 года по Восточному календарю?
A: Земля
B: Вода
C: Дерево
D: Огонь
Правильный ответ — B

Третьим подряд SERGEY уходит из игры после первого вопроса.

Второй раунд

Andrey_Yeriomin. Тема «Фамилии»

Какая из этих фамилий произошла от имени пророка Ветхого Завета, которое означает «Бог возвысит»?
A: Азарсков
B: Ерёмин
C: Ильвовский
D: Романов
Dollar обращается за помощью к залу: большинство зрителей считают, что правильный ответ — A.
Ответ мастера — A
Правильный ответ — B

Фамилия произошла от старинного имени Иеремия, что по-древнееврейски и означает «Бог возвысит».

Счёт Andrey_Yeriomin: 40 WMR

Shiffer. Тема «Дорогое кино»

Какой из этих фильмов в прокате собрал общую кассу больше, чем остальные?
A: «Трансформеры»
B: «Матрица: Перезагрузка»
C: «День независимости»
D: «Человек-паук 2»
Мастер берёт право поиска ответа во всемирной паутине.
Правильный ответ — C

Shiffer покидает игру, не сумев заработать ни копейки.

Джекпот игры: 610 WMR

Третий раунд

Andrey_Yeriomin. Золотая тема «Почта России»

Какое из этих требований не предъявлялось к мужчинам, желавшим быть почтальонами в XVII—XVIII веках?
A: Должен быть непьющим
B: Должен быть не моложе 30 лет
C: Должен быть православным
D: Не должен служить в полиции
Правильный ответ — B

Двести лет назад адрес на конверте писался по формуле «На деревню дедушке»: указывалась фамилия человека и сообщалось, что живёт он, например, «справа от церкви» — ходи и ищи! Поэтому брали в почтальоны только мужчин — непьющих, православных и не служащих в полиции (чтобы сохранить приватность переписки). Каждое из требований надо было подтвердить соответствующей справкой.

Andrey_Yeriomin, единственный, оставшийся к третьему раунду игры, покидает её с нулём.

Dollar за игру в качестве квизмастера получает 17 WMR.

Источник

В каком городе не работал великий композитор XVIII века Кристоф В. Глюк?

в каком городе не работал глюк. answer avatar. в каком городе не работал глюк фото. в каком городе не работал глюк-answer avatar. картинка в каком городе не работал глюк. картинка answer avatar. Дата игры: 26 ноября 2011 года

Далее он работал в Лондоне, потом опять попал в Прагу, затем творил в Вене.

Большой период жизни этого оперного композитора прошел в Париже, где он имел большой успех.

Получив инсульт в возрасте 65 лет, Глюк вернулся в Вену, где успел поработать, но через несколько лет скончался.

Итак, родившись в Германии, Глюк никогда не работал в Берлине. Ответ С)

в каком городе не работал глюк. answer avatar. в каком городе не работал глюк фото. в каком городе не работал глюк-answer avatar. картинка в каком городе не работал глюк. картинка answer avatar. Дата игры: 26 ноября 2011 года

В Италии, а именно в Милане Глюк оказался в 1737 году, так что город под буквой D) отпадает.

В 1752 году он поселился в Вене, так что и это не вариант.

На склоне лет Глюк работал в Париже.

в каком городе не работал глюк. answer avatar. в каком городе не работал глюк фото. в каком городе не работал глюк-answer avatar. картинка в каком городе не работал глюк. картинка answer avatar. Дата игры: 26 ноября 2011 года

Сегодня вопрос о красоте и макияже.

в каком городе не работал глюк. answer avatar. в каком городе не работал глюк фото. в каком городе не работал глюк-answer avatar. картинка в каком городе не работал глюк. картинка answer avatar. Дата игры: 26 ноября 2011 года

По пьесе у короля 3 дочери и он решил разделить королевство между старшей и средней дочерьми, а младшую из за того, что она не стала лукавить и не стала лгать отцу о своей к нему любви, он просто прогнал вместе с заступившимся за неё графом Кентом.

в каком городе не работал глюк. lGrYcfQ3Wwlc4Sbo1QqeV52wtJnkw. в каком городе не работал глюк фото. в каком городе не работал глюк-lGrYcfQ3Wwlc4Sbo1QqeV52wtJnkw. картинка в каком городе не работал глюк. картинка lGrYcfQ3Wwlc4Sbo1QqeV52wtJnkw. Дата игры: 26 ноября 2011 года

в каком городе не работал глюк. answer avatar. в каком городе не работал глюк фото. в каком городе не работал глюк-answer avatar. картинка в каком городе не работал глюк. картинка answer avatar. Дата игры: 26 ноября 2011 года

Изюминкой называют какую-то особинку, которая выделяет из ряда других, поэтому думаю, что для слона изюминкой можно считать хобот, хоть и смешно немного его так называть. И правда, у какого ещё современного животного есть такая заметная особенность во внешности? Когда слышим слово «хобот», сразу же представляем слона. Значит, это и есть его примечательная внешняя особенность.

в каком городе не работал глюк. answer avatar. в каком городе не работал глюк фото. в каком городе не работал глюк-answer avatar. картинка в каком городе не работал глюк. картинка answer avatar. Дата игры: 26 ноября 2011 года

Вообще-то традиция зажжения огня на мемориале и поддержания была в Римском Форуме. 1 марта его зажигал великий жрец и поддерживали огонь весь год.

Но в современной истории это случилось впервые на могиле Неизвестного солдата в Париже у Триумфальной Арки, в память о погибших в Первую мировую войну.

11 ноября 1923 года в 18-00 был зажжён этот вечный огонь. Там соорудили памятник над захоронением останков солдат.

Затем многие страны продолжили эту традицию и города тоже.

В России в 1967 году, 8 мая, был зажжён вечный огонь на мемориале Неизвестного солдата в Александровском саду у стены Московского Кремля

в каком городе не работал глюк. answer avatar. в каком городе не работал глюк фото. в каком городе не работал глюк-answer avatar. картинка в каком городе не работал глюк. картинка answer avatar. Дата игры: 26 ноября 2011 года

Для создания большей безопасности в городе в 1721 году установили фонари, скамейки, предполагалось для отдыха тех сотни полицейских, что следили за порядком, были установлены полосатые будки для часового и рядом шлагбаум, который опускали, чтобы не пропустить, например, условно транспорт. Ввели и комендантский час. Это пошло на пользу, снизилось число совершаемых преступлений.

Ответ : Будки в полоску и шлагбаум

Источник

Кристоф Виллибальд Глюк жизненный и творческий путь.

в каком городе не работал глюк. 2721875. в каком городе не работал глюк фото. в каком городе не работал глюк-2721875. картинка в каком городе не работал глюк. картинка 2721875. Дата игры: 26 ноября 2011 года

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ К. В. ГЛЮКА (1714-1787г.)

Детские годы Глюка. Крйстоф Виллибальд Глюк ро­дился 2 июля 1714, года в Эрасбахе (Верхний Пфальц) недалеко от чешской границы.

Отец Глюка был «крестьянин» в молодости служил:Солдатом, а затем сделал своей профессией лесничество и работал лесничим в богемских лесах на службе у гра­фа «Лобковица». Таким образом, с трехлетнего возраста, (с 1717 года) Кристоф Виллибальд жил в Чехии, что, впоследствии сказалось на его творчество. В музыке Глюка пробивается струя чешской народной песеннности.

Детство Глюка было суровым: семья обладала скуд­ными средствами, и ему приходилось помогать отцу в трудном лесническом деле. Это способствовало выработ­ке у Глюка жизненной стойкости и твердого характера, помогавших ему впоследствии при проведении в жизнь реформаторских идей.

Годы учения Глюка. В 1726 году Глюк постудил в иезуитскую коллегию в, чешском городе Домотау, где он проучился шесть лет и пел в хоре школьной церкви., Все преподавание в коллегии было проникнуто слепой верой в церковные догматы и требованием поклонения началь­ству, что, однако, не могла подчинить,себе юного музы­канта, в будущем передового художника.

Положительной стороной обучения явилось овладе­ние Глюком греческим, и латинским языками, и античной литературой, композитору в ту эпоху, когда оперное искусство во многом основывалось на античной тематике, это было необходимо.

Во время обучения в коллегии, Глюк занимался так­же игрой на клавире, органе и виолончели. В 1732 году он переехал в столицу Чехии Прагу, где поступил «в уни-, верситет, одновременно продолжая свое музыкальное об­разование. Временами, ради заработка Глюк вынужден был оставлять занятия и странствовать по окрестным деревням, где он играл на виолончели различные танцы, фантазии на народные темы.

В Праге Глюк пел в церковном хоре, руководимом выдающимся композитором и органистом Богуелавом Черногорским (1684—1742), прозванным «чешским Ба­хом». Черногорский и был первым настоящим учителем Глюка, преподававшим ему основы генерал-баса (гар­монии) и контрапункта.

Глюк в Вене. В 1736 году, наступает новый период в жизни Глюка, связанный с началом его творческой дея­тельности и музыкальной карьеры, Граф Лобковиц (у которого на службе находился отец Глюка) заинте­ресовался незаурядным дарованием молодого музыкан­та; взяв Глюка с собой в Вену, он назначил его придвор­ным певчим, в своей капелле и камерным музыкантом., В Вене, где музыкальная жизнь била ключом, Глюк сра­зу окунулся в особую музыкальную атмосферу, создав­шуюся вокруг итальянской оперы, господствовавшей тогда на венской оперной сцене. В это же время в Beнe жил и работал знаменитый в XVIII веке драматург и либреттист Пьетро Метастазио. На тексты Метастазио Глюк написал свои первые оперы.

Учение и работа в Италии. На одном из бальных ве­черов у графа Лобковица, когда Глюк играл на клавире, сопровождая танцы, на него обратил внимание итальян­ский меценат граф Мельци. Он взял Глюка с собой в Италию, в Милан. Там Глюк провел четыре года (1737—1741), совершенствуя свои знания в области му­зыкального сочинения под руководством выдающегося итальянского композитора, органиста и дирижера Джованни Баггиста Саммартини (1704—1774). Познакомив­шись с итальянской оперой еще в Вене Глюк, разумеет­ся, ближе и теснее соприкоснулся с ней в Италии.

Начиная с 1741 года он сам стал сочинять оперы, исполнявшиеся в Милане и в других городах Италии. Это были оперы seria, написанные в значительной своей части на тексты П. Метастазио («Артаксеркс», «Дсметрий», «Гипермнестра» и ряд других), Почти ни одна из ранних опер Глюка целиком не сохранилась; из них до нас дошли лишь отдельные номера, В этих операх Глюк, находясь еще в плену условностей традиционной онеры seria, стремился, преодолеть ее недостатки. Достигалось это в различных операх по-разному, но в некоторых из них, особенно в «Гипермнестре», уже появились призна­ки будущей оперной реформы Глюка тендеиция к пре­одолению внешней вокальной виртуозности, стремление повысить драматическую выразительность речитативов, придать увертюре более значительное содержание, орга­нически связав ее с самой оперой. Но стать в своих, ран­них операх реформатором Глюк еще не смог. Этому противодействовала эстетика оперы seria, а также не­достаточная творческая зрелость самого Глюка, еще полностью не осознавшего необходимость реформы оперы.

И все же между ранними операми Глюка и его ре­форматорскими операми при их принципиальных отли­чиях нет непроходимой грани. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что Глюк использовал музыку ран­них опер в сочинениях реформаторского периода, пере­нося в них отдельные мелодические обороты, а иногда и целые арии, но с новым текстом.

Творческая работа в Англии. В 1746 году Глюк пе­реехал из Италии в Англию, где продолжал работу над итальянской оперой. Для Лондона он написал оперы seria «Артамена» и «Падение гигантов». В английской сто­лице Глюк встретился с Генделем, творчество которого произвело иа него большое впечатление. Однако Гендель не сумел оценить своего младшего собрата и однажды даже сказал: «Мой повар Вальц лучше знает контра­пункт, чем Глюк». Творчество Генделя послужило Глюку стимулом для осознания необходимости коренных изме­нений в области оперы, так как и в операх Генделя Глюк заметил явное стремление выйти из рамок стандартной схемы оперы seria, сделать ее драматически более прав­дивой. Влияние оперного творчества Генделя (особенно позднего периода)—один из важных факторов в подго­товке оперной реформы Глюка.

Между тем в Лондоне для привлечения на свои кон­церты широкой публики, падкой до сенсационных зре­лищ, Глюк не чуждался и внешних эффектов. Например, в одной из лондонских газет 31 марта 1746 года было опубликовано следующее объявление: «В большой зале г. Гикфорда, во вторник 14 апреля, г. Глюк, оперный композитор, даст музыкальный концерт с участием луч­ших артистов оперы. Между прочим он исполнит в сопро­вождении оркестра концерт для 26 рюмок, настроенных с помощью ключевой воды: это — новый инструмент его собственного изобретения, на котором могут быть ис­полнены те же вещи, что и на скрипке или клавесине, Он надеется удовлетворить таким образом любопытных и любителей музыки.

В эту эпоху многие артисты вынуждены были прибе­гать к такому способу привлечения публики па концерт, в котором наряду с подобными номерами исполнялись и серьезные произведения. После Англии Глюк посетил множество других евопейских стран, где выступал с концертами и дирижировал.

Работа в области французской комической оперы сыграла в творческой жизни Глюка весьма положитель­ною-роль. Он стал более свободно обращаться к подлин­ным» истокам народной песенности. Нового типа быто­вые сюжеты и сценарии обусловили рост реалистических элементов в музыкальной драматургии Глюка. Фран­цузские комические оперы Глюка включаются в общий поток развития этого жанра.

Работа в области балета. Наряду с онерами Глюк работал и над балетом., В 1761 году в Вене был постав­лен его балет «Дон-Жуан»,

В начале 60-х годов XVIII века в разных странах Де­лались попытки реформировать балет, превратить его из дивертисмента в драматическую пантомиму, обладаю­щую определенным ‘развивающимся сюжетом.Большую роль в драматизации балетного жанра сыг­рал выдающийся французский балетмейстер Жан Жорж Новерр (1727—1810), В Вене в начале 60-х годов компо­зитор работал с балетмейстером Гаспаро Аиджолини (1723—1796), создавшим наряду с Новерром драмати­ческий балет-пантомиму. Совместно с Аиджолини Глюк написал и поставил свой лучший балет «Дон-Жуан». Драматизация балета, выразительная музыка, передаю­щая большие человеческие страсти и обнаруживающая уже стилистические особенности зрелого стиля Глюка, как и работа в области комической оперы, приблизили композитора к драматизации оперы, к созданию боль­шой музыкальной трагедии, явившейся венцом его твор­ческой деятельности.

Начало реформаторской деятельности. Начало ре­форматорской деятельности Глюка ознаменовалось его сотрудничеством с жившим в Вене итальянским поэтом, драматургом и либреттистом Раииеро да Кальцабиджи (1714—1795). Метастазио и Кальцабиджи представляли собой два различных направления в оперной либреттистике XVIII века. Выступая против придворно-аристократнческой эстетики либретто Метастазио, Кальцабиджи стремился к простоте и естественности, к правди­вому воплощению человеческих страстей, к свободе ком­позиции, диктуемой развивающимся драматическим дей­ствием, а не стандартными канонами. Избирая для своих либретто античные сюжеты, Кальцабиджи тракто­вал их в возвышенно-этическом духе, свойственном пере­довому классицизму XVIII века, вкладывал в эти темы высокий моральный пафос и большие гражданские и нравственные идеалы. Именно общность передовых уст­ремлений Кальцабиджи и Глюка привела их к сбли­жению.

Реформаторская деятельность в Париже. Новый и последний период в творческой деятельности Глюка на­ступил с его переездом в Париж в 1773 году, Хотя оперы Глюка имели в Вене значительный успех, его реформа­торские идеи не были там до конца оценены;, он на­деялся именно во французской столице —этой цитадели передовой культуры того времени —найти полное пони­мание своих творческих замыслов. Переезду Глюка в Париж— крупнейший в то время центр оперной жиз­ни Европы— способствовало также покровительство Ма­рии-Антуанетты, супруги дофина Франции, дочери авег-.рийской императрицы и бывшей ученицы Глюка.

Парижские оперы Глюка.. В апреле 1774 года состоя­лась в Париже в «Королевской Академии музыки»» пер­вая-постановка новой оперы Глюка «Ифигепия в Лили-де», французское либретто которой написано Дю Рулло по трагедии Расина того же названия. Это был тот тип оперы, о котором мечтал Дидро почти двадцать лет назад. Энтузиазм, вызванный постановкой «Ифигении» в Париже, был велик. В театре находилось значительно большее-количество». публики, чем он мог вместить, Вся журнальная и газетная пресса была полна впечатления­ми от новой оперы Глюка и борьбой мнений вокруг его оперной реформы; о Глюке спорили, говорили, и, есте­ственно, его появление в Париже приветствовали энци­клопедисты. Один из них, Мельхиор Гримм, писал вско­ре после этой знаменательной постановки «Ифигении в Авлиде»: «Вот уже пятнадцать дней, как в Париже толь­ко и говорят, только и грезят о музыке. Она —предмет всех наших споров, всех наших бесед, душа всех наших ужинов; кажется даже смешным — интересоваться чем-либо другим. На вопрос, относящийся к политике, вам отвечают фразой из учения о гармонии; на моральное размышление— мотивом ариетки; а если вы попытае­тесь напомнить об интересе, вызываемом той или иной пьесой Расина или Вольтера,— вместо всякого ответа обратят ваше внимание на оркестровый эффект в пре­красном речитативе Агамемнона. Нужно ли после всего этого говорить, что причина подробного брожения умов. «Ифигепня» кавалера Глюка. Это брожение-тем более сильно, что мнения крайне разделились, и все партии в равной мере охвачены яростью. Из спорящих особенно резко выделяются три партии: приверженцы старой французской оперы, давшие клятву не признавать иных богов, нежели Люлли или Рамо; сторонники чисто италь­янской музыки, которые почитают лишь арии Иомелли, Пиччини или Саккини; наконец, партия кавалера Глюка, которая полагает, что им найдена музыка, наиболее по­добающая театральному действию, музыка, принципы которой почерпнуты из вечного источника гармонии и внутреннего соотношения наших чувств и ощущений, му­зыка, которая не принадлежит никакой отдельной стра­не, но для стиля которой гений композитора сумел вос­пользоваться особенностями нашего языка»

Через несколько месяцев после «Ифигении в Таври­де» состоялась постановка в Париже последней оперы Глюка «Эхо и Нарцисс», представляющей собой мифоло­гическую сказку. Но эта опера имела слабый успех.

Последние годы жизни Глюк находился в Вене, где творческая работа композитора протекала преимуще­ственно в области песни. Еще в 1770 году Глюк создал несколько песен на тексты Клопштока. Свой замысел — написать немецкую героическую оперу «Битва Армииия» па текст Клопштока — Глюк пе осуществил.

Источник

Глюк Кристоф Виллибальд

Кристоф Виллибальд Глюк (1713–1787)

Кристоф Виллибальд Глюк родился 2 июля 1714 года в Эрасбахе, что в австрийской земле Фальц. В раннем детстве он часто переезжал с одного места на другое в зависимости от того, в каком из дворянских угодий служил его отец-лесничий. С 1717 года он жил в Чехии. Зачатки музыкальных знаний он получил в иезуитской коллегии в Комотау. После ее окончания в 1731 году Глюк стал изучать философию в Пражском университете и учиться музыке у Богуслава Матея Черногорского. К сожалению, Глюк, живший в Чехии до двадцати двух лет, не получил у себя на родине такого же крепкого профессионального образования, как его коллеги в странах Центральной Европы. Недостаточность школьного обучения компенсировалась той силой и свободой мысли, которая позволила Глюку обращаться к новому и актуальному, лежащему за пределами узаконенных норм.

В 1735 году Глюк становится домашним музыкантом во дворце князей Лобковиц в Вене. Первое пребывание Глюка в Вене оказалось непродолжительным, на одном из вечеров в салоне князей Лобковиц с молодым музыкантом познакомился итальянский аристократ и меценат А М Мельци. Очарованный искусством Глюка, он пригласил его в свою домашнюю капеллу в Милане.

Для своей первой оперы Глюк избрал либретто Метастазио, вдохновлявшее многих композиторов XVIII века. Глюк специально дописал арию в традиционной итальянской манере с целью оттенить перед слушателями достоинства своей музыки. Премьера прошла со значительным успехом. Выбор либретто пал на «Деметрия» Метастазио, переименованного по имени главной героини в «Клеониче».

В 1748 году Глюк получил заказ на оперу для придворного театра в Вене. Обставленная с пышным великолепием премьера «Узнанной Семирамиды» весной того же года принесла композитору подлинно большой успех, ставший началом его триумфов при венском дворе.

Дальнейшая деятельность композитора связана с труппой Дж. Б. Локателли, заказавшего ему оперу «Аэцио» для исполнения на карнавальных торжествах 1750 года в Праге.

В 1756 году Глюк отправился в Рим для выполнения заказа знаменитого театра Арджентина; ему предстояло написать музыку к либретто Метастазио «Антигона». В то время выступление перед римской публикой представляло для любого оперного композитора серьезнейшее испытание.

«Антигона» имела в Риме очень большой успех, и Глюку был пожалован орден «Золотой шпоры». Этим древним по своему происхождению орденом награждались с целью поощрения выдающиеся представители науки и искусства.

В середине XVIII века искусство певцов-виртуозов достигает своей вершины, и опера становится исключительно местом демонстрации певческого искусства. Из-за этого в большой мере утрачивалась связь музыки с самой драмой, что было характерно для античности.

Это не было случайностью. Композитор отличался удивительной восприимчивостью к новейшим веяниям современности, готовностью к творческой переработке самых разнообразных художественных впечатлений.

Стоило ему в молодые годы услышать в Лондоне только что созданные и еще не известные в континентальной Европе оратории Генделя, как их возвышенный героический пафос и монументальная «фресковая» композиция стали органическим элементом его собственных драматических концепций. Наряду с влияниями пышной «барочной» генделевской музыки, Глюк перенял из музыкальной жизни Лондона покоряющую простоту и кажущуюся наивность английских народных баллад.

Достаточно было его либреттисту и соавтору реформы Кальцабиджи обратить внимание Глюка на французскую лирическую трагедию, как он мгновенно заинтересовался ее театрально-поэтическими достоинствами. Появление при венском дворе французской комической оперы также отразилось на образах его будущих музыкальных драм: они спустились с ходульной высоты, культивировавшейся в опере-сериа под влиянием «эталонных» либретто Метастазио, и сблизились с реальными персонажами народного театра. Передовая литературная молодежь, задумавшаяся над судьбами современной драмы, без труда вовлекла Глюка в круг своих творческих интересов, заставивших его критически взглянуть на устоявшиеся условности оперного театра. Подобных примеров, говорящих об острой творческой восприимчивости Глюка к новейшим течениям современности, можно было бы привести много. Глюк понял, что основными в опере должны стать музыка, развитие сюжета и театральное действо, а вовсе не артистичное пение с колоратурой и техническими излишествами, подчинённое единому шаблону.

Опера «Орфей и Эвридика» была первым произведением, в котором Глюк осуществил новые идеи. Ее премьера в Вене 5 октября 1762 года положила начало оперной реформе. Глюк написал речитатив так, чтобы на первом месте был смысл слов, партия оркестра подчинялась общему настроению сцены, а поющие статичные фигуры начали, наконец, играть, проявили артистические качества, и пение объединилось бы с действием. Техника пения существенно упростилась, но зато стала естественнее и гораздо привлекательнее для слушателей. Увертюра в опере также способствовала введению в атмосферу и настроение последующего действия. К тому же Глюк превратил хор в непосредственную составную часть течения драмы. Чудесная неповторимость «Орфея и Эвридики» в ее «итальянской» музыкальности. Драматургическая структура основывается здесь на законченных музыкальных номерах, которые, подобно ариям итальянской школы, пленяют своей мелодической красотой и завершенностью.

В 1774 году Глюк переезжает в Париж, где в атмосфере предреволюционного подъема получила завершение его оперная реформа и под бесспорным влиянием французской театральной культуры родилась новая опера «Ифигения в Авлиде» (по Расину). Это первая из трех опер, созданных композитором для Парижа. В отличие от «Альцесты», тема гражданской героики построена здесь с театральной многоплановостью. Главная драматургическая ситуация обогащена лирической линией, жанровыми мотивами, пышными декоративными сценами.

В следующей опере «Армида», написанной в 1779 году (либретто Ф. Кино), Глюк, по его собственному выражению, «старался быть… скорее поэтом, живописцем, чем музыкантом». Обращаясь к либретто прославленной оперы Люлли, он хотел возродить приемы французской придворной оперы на основе новейшего, развитого музыкального языка, новых принципов оркестровой выразительности и достижений его собственной реформаторской драматургии. Героическое начало в «Армиде» переплетается с фантастическими картинами.

Подобно девяти неповторимым симфониям, «складывающимся» в единое понятие бетховенского симфонизма, эти пять оперных шедевров, столь родственных между собой и вместе с тем столь индивидуальных, образуют новый стиль в музыкальной драматургии XVIII века, вошедший в историю под названием оперной реформы Глюка.

В величественных трагедиях Глюка, раскрывающих глубину душевных конфликтов человека, поднимающих гражданственные проблемы, родилось новое представление о музыкально-прекрасном. Если в старой придворной опере Франции «предпочитали остроумие чувству, галантность страстям, а изящество и колорит стихосложения патетичности, требуемой… ситуацией», то в глюковской драме высокие страсти и острые драматические столкновения разрушили идеальную упорядоченность и утрированное изящество придворного оперного стиля.

Каждое отступление от ожидаемого и привычного, каждое нарушение стандартизированной красоты Глюк аргументировал глубоким анализом движений человеческой души. В подобных эпизодах и рождались те смелые музыкальные приемы, которые предвосхитили искусство «психологического» XIX века. Не случайно в эпоху, когда оперы в условном стиле отдельными композиторами писались десятками и сотнями, Глюк на протяжении четверти века создал всего пять реформаторских шедевров. Но каждый из них неповторим по своему драматургическому облику, каждый сверкает индивидуальными музыкальными находками.

Приверженцев старого, «пуристов и эстетов» (как заклеймил их Глюк), отталкивало в его музыке «отсутствие утонченности и благородства». Они упрекали его в «потере вкуса», указывали на «варварский и экстравагантный» характер его искусства, на «крики физической боли», «конвульсивные рыдания», «вопли горести и отчаяния», которые вытеснили прелесть плавной, уравновешенной мелодии.

И новые выразительные приемы композитора действительно разрушали условную типизированную «красивость» старого стиля, но зато максимально расширяли драматические возможности музыки. Именно у Глюка в вокальных партиях появились речевые, декламационные интонации, противоречившие «сладостной» плавной мелодичности старой оперы, но правдиво отражающие жизнь сценического образа. Навсегда исчезли из его опер замкнутые статичные номера стиля «концерта в костюмах», разделенные сухими речитативами Их место заняла новая композиция крупного плана, построенная по сценам, способствующая сквозному музыкальному развитию и подчеркивающая музыкально-драматические кульминации. Оркестровая партия, обреченная в итальянской опере на жалкую роль, стала участвовать в развитии образа, и в глюковских оркестровых партитурах раскрылись неведомые дотоле драматические возможности инструментальных звучаний.

Далеко за пределы этой школы, в оперной и инструментальной музыке разных стран Европы, внедрялись эстетические идеалы, драматургические принципы, формы музыкального выражения, разработанные Глюком. Вне глюковской реформы не созрело бы не только оперное, но и камерно-симфоническое творчество позднего Моцарта, а в известной степени и оратори-альное искусство позднего Гайдна. Между Глюком и Бетховеном преемственность так естественна, так очевидна, что кажется, будто музыкант старшего поколения завещал великому симфонисту продолжить начатое им дело.

Последние годы жизни Глюк провел в Вене, куда возвратился в 1779-м. Композитор скончался 15 ноября 1787 года в Вене. Прах Глюка, вначале погребенный на одном из окрестных кладбищ, был впоследствии перенесен на центральное городское кладбище, где покоятся все выдающиеся представители музыкальной культуры Вены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *