в каком городе находится трон царское место
Царское место
Царское место — в широком значении трон, престол русского царя (см.), в более специфическом — почетное место царя в православном храме, примыкающее со стороны иконостаса к одному из восточных столбов в соборе либо к боковой стене в его интерьере; включало в себя огражденное седалище за отдельным входом и завершалось богато декорированным деревянным шатром на резных колонках, который обычно был увенчан изображением короны или двуглавого орла. Самый известный подобный памятник —— в Успенском соборе Московского Кремля (так называемый Мономахов трон).
Содержание
Традиция
Успенский собор
В Смутное время, возможно, в 1611, Царское место было разобрано. Забелин предполагает, что по приказу Боярской Думы. При Романовых Царское место было восстановлено.
Описание
Дошедший до наших дней трон изготовлен из орехового и липового дерева; над ним прорезной балдахин (шатер), поддерживаемый четырьмя искусно выточенными столбами, он был осенен двуглавым орлом. Шатер поддерживают четыре резных столбика, а вместо подножия, у него четыре льва, также вырезанные из дерева (в древних описях собора их ошибочно именуют каменными). Царское место имело занавеси, которые задвигали когда царь переоблачался в соборе.
Фриз, связывающий балдахин, покрыт со всех четырех сторон надписями, извлеченными из Священного Писания. При входе на царское место, с восточной стороны, сделаны створчатые двери. На каждой дверце в кругах вырезаны по две надписи, заключающие в себе рассказ о войне Владимира Мономаха с греками.
Столбики трона поставлены на три панели, на каждой их которых вырезано по четыре барельефа, итого выходит 12 барельефов, которые иллюстрируют сюжеты известного памятника древнерусской литературы «Сказания о князьях Владимирских».
Жил-был царь, у царя был трон: Царские троны в Оружейной палате
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Русские цари обычно имели в своем распоряжении не один, а несколько тронов – в Успенском соборе Кремля, где проходило венчание на царство и в палатах для приема гостей. Кроме того, имелись так называемые «переносные» троны, которые при необходимости выносили на время в людные места для придания большей важности проводимым мероприятиям. В дальнейшем царские особы стали устанавливать троны во всех своих дворцах.
«Костяной» белоснежный трон Ивана Грозного
В 1547 году Иван IV впервые венчался на царство с новым для России титулом «царь». Происходило это в Успенском соборе Кремля, в котором для этой цели был установлен изготовленный новгородскими мастерами специальный трон. Украшали его двенадцать барельефов о походе князя Владимира в византийскую Фракию из » Сказаний о князьях Владимирских «. В Византии Константин IX Мономах подарил князю Владимиру, приходяшемуся ему внуком, царские регалии. Так и стали называть этот трон – Мономахов.
В дальнейшем все цари венчались на царство в Успенском соборе. И когда в 1724 году кому-то пришла в голову идея разобрать этот трон и сделать из него новый к предстоящему венчанию на царство Екатерины I, супруги Петра, Петр не позволил это сделать:« Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки российские Государи на нём стаивали ».
Трон Бориса Годунова
Еще один прекрасный трон в восточном стиле в 1604 году подарил царствующему тогда Борису Годунову шах Персии Аббас I.
Троны династии Романовых
Первые троны для царствующих особ династии Романовых, тоже выполненные в восточных традициях, были очень богато украшены.
Трон Михаила Федоровича
Первым из Романовых царствовал Михаил Федорович. Для него в начале XVII века был переделан один из тронов Ивана Грозного, выполненный в восточном стиле. Работали над троном русские мастера, и они немного поменяли его форму, сделав высокую спинку и подняв подлокотники, как у древнерусского кресла. Украшения трогать не стали, уж очень они были красивы.
Алмазный трон Алексея Михайловича
Этот один из самых роскошных тронов, хранящихся в Оружейной палате, в 1660 году подарили царю армянские купцы, подавшие прошение о беспошлинной торговле в России. Трон, сделанный из сандалового дерева, облицован золотыми и серебряными пластинами и украшен огромным количеством алмазов и других драгоценных камней, был великолепен и поистине бесценен. Просьба купцов, конечно же, была удовлетворена, кроме того, им выплатили приличную сумму денег за этот трон.
Двойной трон для двух братьев
Когда умер царь Алексей Михайлович, а случилось это в 1676 году, создалась такая ситуация, что венчать на царство пришлось сразу двух наследников, представителей двух родов – Милославских и Нарышкиных. Старший сын Алексея Михайловича, Федор, неожиданно умер, средний Иван был слаб и умом, и здоровьем. Младший же сын, десятилетний Петр (будущий Петр I), рос довольно смышленым. Тогда и было решено венчать на царство одновременно двух царевичей, Ивана и Петра.
Для них и был изготовлен этот огромный серебряный трон с двумя сиденьями. За спинкой трона находилось тайное место, в котором во время важных переговоров находились наставники юных монархов, чаще всего в этой роли выступала их старшая сестра Софья 25 лет, весьма образованная особа. Она-то и подсказывала Петру, как надо отвечать на вопросы иностранных послов. И те не раз были поражены ответами столь юного русского правителя.
Тронное кресло Елизаветы Петровны
Это тронное кресло, выполненное в 1742 году в стиле рококо, отличается красотой и элегантностью. И при этом оно не утратило величавой торжественности, присущей тронам. Его изогнутые ножки и подлокотники украшают изящные завитки резных цветочных и растительных орнаментов, присутствуют здесь и чудесные женские головки. На пластинах из серебра и золота, украшающих этот трон, во множестве присутствуют изображения грифонов и единорогов, львов и барсов, символизирующих силу и власть.
Спинка трона украшена личным вензелем Елизаветы в виде буквы «Е» и изображением государственного символа – герба. Выглядит кресло весьма изящно и при взгляде на него сразу становится понятно, что принадлежит оно женщине.
Представляет собой копию серебряного трона Анны Иоанновны, который сейчас хранится в Большом Тронном зале Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге.
По заказу Павла I придворный мастер-мебельщик Христиан Мейер изготовил шесть таких кресел, только сделаны они были не из серебра, а из дерева, а сверху позолочены. Сохранилось из них лишь три.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Мономахов трон в Успенском соборе Кремля
Царское место,или Мономахов трон установили в Успенском соборе Московского Кремля в 1551 году. Его назначение – молельное место, где находился во время богослужения царь.
Традиция возведения царского места берёт начало из Константинополя, где императоры во время службы находились в специальном помещении, расположенном в юго-восточной части храма, этим объясняется расположение трона в Успенском соборе в его юго-восточном углу.
Выбор места не случаен- это связано с положительной символикой правой части храма. Интересно, что в сценах Страшного суда праведники находятся в правой части композиции.
Мономахов трон. Создание
Создание царского места должно было ещё раз подчеркнуть политическую и церковную преемственность русских государей от павшего дома византийских императоров. Царь Иван Васильевич в 1547 году венчался на царство новым титулом «царь». Венчание на царство Ивана IV. Миниатюра Лицевого летописного свода
И требовал признания и подтверждения этого титула собором православных святителей во главе с Вселенским Константинопольским Патриархом, что и было сделано в 1564 году. И в течении этих 14 лет, с 1547 до 1564 года, при московском дворе велась интенсивная работа по разработке программы росписей икон и миниатюр и других изображений, которые призваны были ОБОСНОВАТЬ перед лицом современников и потомков ЗАКОННОСТЬ царского сана царя Ивана IV.
Такая направленность работы хорошо поясняется В.Ключевским, который писал, что люди в то время мыслили не идеями, а образами, легендами, а к прошлому обращались не для объяснения явлений настоящего, а ради подыскания примеров, оправдывающих их интересы и притязания.
Трон изготовили довольно высоким — 6,5 метра. Его нижняя часть – это четверик с тремя глухими стенами и воротами в восточной части. Он опирается на четырёх зверей, украшен многофигурными барельефами (по четыре с каждой из сторон, всего 12). Изображения на северной стороне Царского места
Верхняя часть трона, это восьмигранный шатёр на квадратном основании, лежит на четырёх резных колоннах, украшен тремя рядами кокошников, увенчан двуглавым орлом и резными кубками. Композиция украшена надписями на фризе, дверцах и резных композициях по сторонам четверика, эти надписи и дают ключ к раскрытию замысла создателей.
Мономахов трон. Украшения
Такие архитектурные формы царского места не случайны. Шатёр, заимствованный из античного искусства и в христианской традиции устанавливается над алтарными престолами, амвонами, святительскими кафедрами, отмечая святость места, в связи с этим уместно сравнить шатёр царского места с шатром над молельным местом патриархов, которое было построено вместе с постройкой Успенского собора и, возможно, связано с именем Аристотеля Фиораванти. Святительское место в Успенском соборе Появление зверей(лев, уена, орёл, оскроган) связана с Библейским описанием трона царя Соломона, и пророчеством Даниила, в котором звери означают четырёх царей, после владычества которых наступит «царство святых Всевышнего».
Лев
Уена
Оскроган
Интересно, что звери изображены в смиренной позе, свернувшимися, припавшими на четыре лапы и прижатыми ушами.
Декор шатра перекликается с декором Казанской шапки Ивана (1552-1553). Венец Ивана IV Три ряда кокошников, которые может быть воспроизводят декор шатра и символизируют райские кущи – побеги и виноградная лоза, цветы, птицы – тема райской растительности.
Шатёр царского места
Украшают шатёр 12 кубков – это элементы западно-европейского искусства и, скорее всего напоминают сосуды с миром и символизируют миропомазание. Интересно, что эти сосуды – первый и единственный пример кубков русской работы по западно-европейскому образцу. Мономахов трон. Фрагмент
Миропомазание – сакральный акт, дополнительно подчёркивает сакральность власти.
Мономахов трон. Надписи
Значителньое место в декоре царского места занимает украшение сторон четверика барельефами и надписями.
В четырёх круглых медальонах на дверцах помещены отрывки из «Сказания о князьях владимирских», согласно которому род русских правителей идёт прямо от императора Августа. Дверцы Царского места с текстом отрывков из “Сказания о князьях владимирских”
Оно включает предание о том, что великий князь Киевский Владимир Всеволодович, по примеру предков, послал свои войска во Фракийскую область, находившуюся во владении Царьграда. В ответ на это византийский император Константин Мономах отправил Владимиру Всеволодовичу, своему внуку, послов с просьбой о мире, а также передал ему императорские регалии: крест животворящего древа, сердоликовую чашу императора Августа, золотую цепь и бармы, а также венец (то есть шапку Мономаха). Владимира Всеволодовича прозвали Мономахом и все великие князья владимирские с тех пор венчаются тем венцом.
Отсюда и название царского места – Мономахов трон, так как в композиции рассказывается о вручении Шапки Мономаха.
Интересно, что современников «Сказания» не смущал тот факт, что Константин Мономах скончался в 1054 году, а Владимир Всеволодович правил с 1113 года. Текст «Сказания» отвечал настоятельной потребности накрепко связать историю Руси с историей Византийской империи и древних царств. Вот что изображено и написано на боковых сторонах трона:
Мономахов трон. Изображения на северной стене
1. Изображение великого князя Владимира со своими князьями и боярами.
Надпись: Благоверный великий князь Владимир Киевский Манамах советъ творяше с князми своими и з бояры, поведая им храбрость прародителей своих, како имаху дань с Царьграда
Совет Великого князя Владимира с князьями и боярами
2. Великий князь Владимир собирает воевод и назначает начальников войскам.
Надпись: Благоверный князь великий Владимир стбирает воеводы искусны и благоразсудныа и поставляет чиноначалницы, тьсущники, сотники и пятдесятники, елика воискому искусу
Великий князь Владимир собирает воевод и назначает начальников войскам
3.Войско великого князя держит путь во Фракию.
Надпись: Великого князя Владамера воиско едут во области Фракистии Войско держит путь во Фракию
4.Воеводы великого князя под стенами Фракийского города.
Надпись: Великого князя Владамера воеводы приступиша къ Фракийскому граду. Воеводы Великого князя под стенами фракийского города
Мономахов трон. Изображения на западной стене
Надпись: Великого князя Владимера воеводы пленивше веси Фракистия
2. Воеводы великого князя захватывают фракийский город и его богатства.
Надпись: И воозвратишася со многим богатством
2. Воеводы великого князя захватывают фракийский город и его богатства.
3.Битва царя Константина Мономаха с вражеским войском.
Надпись: Тогда бе в Цариграде благочастивы и царь Константин Манамах, и в то время брань имеа с персы и с латыною 3.Битва царя Константина Мономаха с вражеским войском.
4. Совет царя Константина и назначение послов в Киев.
Надпись: Благоверныи царь Константин Манамах и составляетъ совет мудрыи царскии, и отряжает послы своя к великому князю Владимеру Всеволодича в Киев: Неофита митрополита от Асиаефескаго и с ним два епископа, мелетинска и митулинска, и стратича антиохийскаго, игумена иеросалимскаго Иеустафиа, и иных своих
Мономахов трон. Изображения на южной стене
Трон расположен близко к южной стене храма, барельефы и надписи рассмотреть невозможно, поэтому надписи не приводятся. Изображения на южной стене также четырёхчастны и иллюстрируют:
-Царь Константин передаёт послам царские регалии;
— Проводы послов и из путешествие через море;
— Царьградские послы приносят дары великого князя Владимира и просят у него мира;
— Митрополит Неофит венчает великого князя Владимира царским венцом (шапкой Мономаха).
Что касается надписей на дверцах трона, то надпись на левой дверце более подробно рассказывает о Совете князя Владимира с боярами и назначении главнокомандующих войска. Надпись на правой дверце рассказывает о посольстве в Киев к Владимиру, перечислении даров, заключении мира и прозвании князя Владимира Мономахом.
Ещё одна надпись на фризе трона повествует о благословении Господом на царство земного царя и наказе ему творить «суд и правду» над людьми господними.
Мономахов трон. Особенности исполнения
Обращают на себя внимание и сюжеты деревянной резьбы на боковых сторонах трона. Все надписи точно проиллюстрированы резными композициями, причём следует отметить точность некоторых деталей: различия в деталях одежд у князей, бояр, воевод и духовенства. Интересно, что сам император Константин Мономах изображён на западной стене в венце, подобном шапке Мономаха. Царь Константин в окне дворца. Деталь композиции “Проводы послов и их путешествие через море”
Мастер виртуозно владеет резцом – каждая фигура в композиции представлена индивидуальными особенностями: представлены персонажи различного возраста, с выразительной мимикой.
Из технических приёмов нужно отметить накладную резьбу, которая хорошо видна в местах, где отдельные детали утрачены – некоторые мелкие детали (архитектурные формы, древка копий) вырезались отдельно и крепились клеем.
Иллюстрации «Сказания…» повторялись и в росписях Золотой палаты, там их 7, и иллюстрациях Лицевого летописного свода, 9 иллюстраций, но только рельефы царского места выделяются такой полнотой – их 12.
Первоначально трон был расписан красками. В основе – золотой – символ материализации света, сияния славы Божьей и красный – символический аналог золотого, «царский цвет», «цвет власти».
Характерно, что время хранило этот памятник, и в Смутное время, и в 1812 году, и в 20-х годах XX века. Идея его разобрать появилась в 1724 году, во время венчания на царство супруги Петра I Екатерины I, на что Пётр ответил: «Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки российские Государи на нём стаивали»
По материалам книги И.М.Соколовой “Трон царя Ивана Грозного в Успенском соборе” Москва, “Кучково поле”, 2006 г.
Как выглядели троны русских правителей и как они видоизменялись: от Ивана Грозного до Павла I
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Трон Ивана Грозного
Деревянный трон Ивана Грозного был покрыт белыми пластинами из слоновой кости. Он является одним из немногих предметов того времени, которые дошли и до наших дней. Сейчас его можно увидеть в Оружейной палате Московского кремля. Престол представляет собой кресло с подлокотниками, прямой высокой спинкой, закругленной сверху, а также подставкой для ног. На верхней части спинки престола расположена позолоченная фигурка символа Российской империи, а по центру находится двуглавый орел.
Что интересно, сам трон небольшого размера, скорей всего он был у царя переносным. Ученые считают, что раньше люди были немного мельче, так как современному человеку было бы тесно в данном кресле.
Трон весь оклеен пластинами из слоновой кости, которые украшают вырезанные различные рисунки, в духе эпохи Возрождения, с изображениями мифических животных и птиц, а также библейских сюжетов. На троне также были обнаружены знаки зодиака. Исследователи считают, что таким образом была зашифрована, по первой версии, дата венчания Ивана III и Софьи Палеолог, а по второй — год рождения царя, который, кстати, до сих пор точно не известен. Еще трон украшают изображения батальных сцен. Но ученые полагают, что данные сцены были добавлены уже во время реставрации трона в XVII веке.
В Александровской слободе, являющейся сейчас музеем-заповедником, можно увидеть точную копию второго трона царя. Здесь он устраивал шикарные и щедрые приемы заграничных послов. На этом пиршестве собирались все высшие слои общества, надевая самые дорогие и лучшие убранства, украшения и аксессуары. Стол ломился от изысков и блюд. Вся эта роскошь очень впечатляла и поражала иностранных гостей.
Второй трон Ивана Грозного
Данный трон изготовили в Новгороде для священного коронования Ивана Грозного, которое произошло в 1547 году в Успенском соборе Кремля. К сожалению, в смутное время трон был разобран. Однако при правлении династии Романовых его восстановили.
Трон, дошедший до наших дней, был изготовлен из древесины ореха и липы. Над троном возвышается, так сказать, прорезной балдахин, который держится на четырех столбах. Макушка балдахина украшена двуглавым орлом, а вместо подножия трон держат четыре льва.
Вход с восточной части трона украшают створчатые дверцы, на которых высечены надписи, повествующие рассказ о войне Владимира Мономаха с греками. У данного трона имелись занавески, на случай, если царь переодевался в соборе.
Украшали царское место двенадцать барельефов, иллюстрирующих поход князя Владимира в византийскую Фракию. В Византии Константин IX Мономах подарил князю Владимиру, который приходится ему внуком, различные царские атрибуты: шапку Мономаха, парадное оплечье и другое. В связи с этими событиями и появилось название Мономахов трон.
Изготовлен трон в России, скорей всего дворцовыми мастерами. Есть факты, указывающие на то, что в разработке замысла данного трона принимал участие московский митрополит Макарий, наставник юного Ивана IV. В данное время в историческом музее находится точная копия престола, причем в его первозданном виде. Архитекторы восстановили все, включая даже утраченные детали оригинальных узоров, золочений и полихромной росписи.
Трон Бориса Годунова
Этот золотой царский трон изготовили персидские умельцы в конце XVI — в начале XVII веков. Персидский шах Аббас I подарил его царствующему Борису Годунову в 1604 году. Трон создавали по лучшим образцам восточного искусства. Он невероятно роскошен, усыпан полудрагоценными и драгоценными камнями, среди которых рубины, жемчуга, турмалины, бирюза и прочее. Основа этого произведения искусства — дерево, которое было оклеено чеканными золотыми пластинами. Трон имеет довольно низкую спинку и подлокотники.
Этот царский престол был передан Оружейной палате еще во времена правления Петра I. Однако позже он был изъят для коронации Елизаветы Петровны. Кстати, именно тогда красный персидский бархат заменили на голубой французский вельвет с цветочным принтом, который был в моде в то время.
Трон Михаила Федоровича
Драгоценный царский престол впервые упоминается в архивах Оружейной Палаты около 1640 года как вещь царя Ивана Грозного. Это поистине произведение восточного искусства и роскоши было подарено Ивану Грозному персидским шахом Тахмаспом I. Трон был украшен огромным количеством сапфиров, алмазов, бирюз, изумрудов и турмалинов. В исторических сводках указывается, что этих драгоценных камней изначально было по шестьсот штук каждого.
В начале XVII века трон был переделан для Михаила Федоровича, и считался его самой дорогой и роскошной реликвией. Во времена правления Петра I трон стоял в Успенском соборе Кремля, так как его использовали для тронных церемоний российских цариц. Позже восточный шедевр был сдан в Оружейную Палату.
Трон Алексея Михайловича
Алексей Михайлович всегда пытался показать внутреннее благосостояние страны с помощью наружной пышности своего двора. Чего только стоит его алмазный трон, созданный лучшими ювелирами персидского шаха. Такой подарок был преподнесен царю армянскими купцами, так как те были заинтересованы в получении различных льгот и привилегий для торговли в Русском государстве.
Чтобы украсить трон, купцы купили огромное количество драгоценных камней, в том числе и около восьмиста алмазов. По праву сказать, это один из самых роскошных тронов, хранящихся в Оружейной палате. Он изготовлен из сандалового дерева, облицован золотыми и серебряными пластинами, украшен огромным количеством драгоценных камней.
Верх трона украшен золотыми фигурками апостола Петра и Николая Чудотворца. Посреди спинки — двуглавый орел, однако он был сделан уже в России. Лицевая сторона трона украшена алмазами, чье количество превышает восемьсот пятьдесят штук, а также более тысячи других драгоценных камней. По бокам изображены персидские миниатюры, сцены охоты, животные, птицы, растения. Выемки трона отделаны чеканным золотом, они изображены в виде разнообразных фигурок в восточном стиле.
Трон для Ивана и Петра
Вскоре после смерти Алексея Михайловича скоропалительно скончался и старший сын Федор. Тогда было принято решение короновать сразу двух наследников. Это было вызвано тем, что средний сын Иван был слаб умственно и физически, а младший Петр был довольно сообразительным. Так как правителей стало двое, то и трон должен быть подходящим. По этому случаю создали большой серебряный трон с двумя сиденьями.
Интересный факт, что за спинкой данного трона было тайное место. Оно было предназначено для наставников и помощников юных правителей, которые помогали им во время важных переговоров. В основном там находилась Софья, их старшая сестра, которая в свои двадцать пять лет была весьма умна и образована.
Трон Елизаветы Петровны
Элегантный, величавый и красивый трон Елизаветы Петровны был выполнен в стиле рококо. Точеные завитки резных растительных и цветочных орнаментов украшают изящные ножки, а также подлокотники царского кресла. Вверху по бокам трон украшают женские головы, похожие на ангельские. Буквально с первых секунд становится понятно, что этот трон принадлежит именно женщине, причем с хорошим и изысканным вкусом.
Символами власти на данном престоле выступают силуэты барсов, львов и грифонов, украшающих серебряные и золотые пластины. Собственный вензель Елизаветы Петровны, в виде первой буквы ее имени, украшает верх спинки тронного кресла, а по центру изображен государственный герб.
Трон Павла I
Данный трон является одной из шести копий серебряного тронного кресла Анны Иоанновны, созданный в петербургской мастерской придворного мебельщика Христиан Мейера. Копии были сделаны не из серебра, а из дерева, и покрыты сверху позолотой. Лишь три из них сохранились и дошли до наших дней. Сейчас трон сына Екатерины II и Петра III находится в Большом Тронном зале Зимнего Дворца в культурной столице России, все желающие могут лицезреть его во всей красе.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: