в каком городе находится ришельевский лицей
Ришельевский лицей (Одесса)
Ришелье́вский лице́й — первое высшее учебное заведение в Одессе. Создан по указу императора Александра I в 1817 году, в 1862 преобразован в Новороссийский Императорский университет. Был назван в честь одесского градоначальника и губернатора Новороссии А. Э. де Ришельё, инициативе которого обязан своим существованием.
Содержание
История
Идея содания лицея в Одессе принадлежала герцогу А. Э. де Ришельё, обратившемуся к императору Александру I с соответствующей просьбой. Однако решение по этому вопросу было принято не сразу. Открытие лицея произошло уже после отъезда Ришельё во Францию и назначения градоначальником Одессы А. Ф. Ланжерона.
Ришельевский лицей был образован согласно высочайше утверждённому 2 мая 1817 года Уставу, об утверждении которого Ришельё хлопочет из Франции. Открыт 17 января 1818 года. Был создан на базе одесских Коммерческой гимназии и Благородного института.
По словам современников, известие об открытии лицея вызвало у первого министра Франции слёзы радости. Ришельё тут же пишет благодарственное письмо жителям Одессы и передаёт в дар лицею свою библиотеку и 13 тысяч франков. Позднее генерал-губернаторское денежное содержание в России, оставленное Александром Первым за Ришельё на время его пребывания во Франции, также было пожертвовано им лицею.
Ришельевский лицей представлял собой среднее учебное заведение повышенного типа. Система образования в лицее выглядела следующим образом:
Высочайше утверждённый Устав от 29 мая 1837 года способствовал превращению лицея в высшее учебное заведение. Согласно нему от лицея была отделена гимназия и он был разделён на отделения:
Согласно именному указу Александра II от 10 июня 1862 года Ришельевский лицей был преобразован в Новороссийский университет.
Здания лицея
До 1857 лицей располагался в двух и сейчас сохранившихся двухэтажных зданиях на Дерибасовской, 16 и Ланжероновской, 17. Торцы зданий по Екатерининской соединяло одноэтажное строение с высокими воротами. Впоследствии к старым лицейским зданиям со стороны Екатерининской пристроили дом 14, протянувшийся во всю длину квартала от Дерибасовской до Ланжероновской.
Так образовался комплекс зданий, известный в дореволюционной Одессе как дом Вагнера — по имени купца-владельца первого универмага в городе, который приобрёл его после переселения лицея на Дворянскую (Петра Великого), дом два, где лицей и был преобразован в Новороссийский университет.
Современники о лицее
Если вспомнить хотя бы некоторых из тех, кто за долгие годы побывал в стенах здания лицея, список окажется блистательным: царь Александр I, поэт Константин Батюшков, писатель Иван Бунин, поэт Василий Жуковский, писатель Валентин Катаев, писатель Александр Куприн, поэт Адам Мицкевич, царь Николай I, академик хирург Пирогов, поэт Яков Полонский, Пушкин и многие другие.
В первый же год существования лицей посетил приехавший в Одессу поэт Константин Батюшков. Он обошёл классы, спальни, столовую, больницу и по первому впечатлению написал благоволившему к нему директору Публичной библиотеки в Петербурге А. Н. Оленину, чей племянник учился здесь, что «лицей в цветущем состоянии».
Лицей есть лучшее украшение Одессы.
Менее восторженно отозвался о лицее литератор и востоковед О. И. Сенковский (Барон Брамбеус), побывавший тут немногим позже Батюшкова:
Однако, судьбы воспитанников свидетельствуют, что Сенковский сгустил краски.
В 1837 лицей посетил поэт Василий Андреевич Жуковский и, не вдаваясь в детали, отметил в дневнике от 31 августа: «Обозрение лицея».
Более подробно написал о лицее поэт Яков Полонский в романе «Дешёвый город»:
В числе воспитанников лицея были братья Александр, Яков и Иван Бачей. Первые два окончили лицей соответственно в 1841 и 1842 годах, а Иван, не доучившись, поступил на военную службу. Все они потом честно послужили Отечеству, но имена их остались бы лишь в лицейских, банковских, военных да других документах, не перенеси их на страницы своей книги «Кладбище в Скулянах» внук Ивана писатель-одессит Валентин Катаев.
Ришельевский лицей и литература
А. С. Пушкин в Ришельевском лицее
Одесский старожил, ришельевский лицеист, журналист Н. Г. Тройницкий вспоминал, что стихи Пушкина в лицее «перечитывали, переписывали, затверживали на память, некоторые из его ненапечатанных стихов ходили у нас по рукам в рукописях, как запрещённые».
Одесский лицеист Александр Сумароков рассказывал, как летом 1824 года, оставшись на каникулы в лицее, он читал запретную для воспитанников поэму «Руслан и Людмила», а для маскировки приготовил речи Цицерона.
В это время входит в класс незнакомая мне особа в странном костюме: в светло-сером фраке, в чёрных панталонах, с красной феской на голове и с ружейным стволом в руке вместо трости (это была знаменитая пушкинская железная трость).
— Что вы читате? — Речи Цицерона. — Читали ли вы Пушкина? — Нам запрещено читать его сочинения. — Видели ли вы его? — Нет, я редко выхожу из заведения. — Желали бы его видеть? — Я простодушно ответил, что, конечно, желал бы, о нём много говорят в городе, как мне передавали мои товарищи. Он усмехнулся и, посмотревши на меня, сказал: — Я Пушкин, прощайте.
О посещениях Пушкиным Ришельевского лицея писал Тройницкий:
Это более или менее правдоподобно, сомнение вызывает другой эпизод, переданный Тройницким: «В другой раз, застав одного воспитанника за чтением «Онегина», он шутя заметил ему: «Охота вам читать этот вздор «.
Замечание вполне в духе Пушкина, но — «Евгений Онегин» вначале печатался отдельными выпусками-главами, первая из которых была опубликована лишь в феврале 1825, спустя семь месяцев после отъезда поэта из Одессы. А в бытность Пушкина в Одессе находившийся «в работе» роман в списках вряд ли распространялся.
Рассказы о появлениях поэта в стенах лицея сегодня ни подтвердить, ни полностью опровергнуть нельзя. Но даже если это и легенды, то они лишь подтверждают, что одесситы издавна связывали лицей с Пушкиным.
Пушкинская Одесса — это ещё и огромный старинный дом на углу Дерибасовской и улицы Маркса, бывший «дом Вагнера», здесь помещался Ришельевский лицей. Среди лицеистов ходили по рукам, как и во всём городе, запрещённые политические стихи Пушкина, его эпиграммы на Воронцова. «Дом Вагнера» связан не только с именем Пушкина. Это огромное строение раздалось на три улицы, охватив, кроме Дерибасовской, ещё Екатерининскую и Ланжероновскую… Просторный двор его сохранил спокойные, уютные и изящные черты старой одесской архитектуры. Круглый каменный бассейн, тенистые акации, арки… Именно здесь в 1825 году жил Адам Мицкевич.
— одессит Лев Славин, «Итак, я жил тогда в Одессе…»
А. Мицкевич в Ришельевском лицее
В памяти одесситов лицей в первую очередь связан с именами Пушкина и Адама Мицкевича, об опальных днях которого в Одессе напоминает мемориальная доска с его барельефом.
Вопреки распространённой легенде, Пушкина в Одессе Мицкевич не застал: опоздал на полгода и познакомился с ним позже. А здесь он познакомился с приятелем Пушкина В. Туманским, которому его письменно рекомендовал Кондратий Рылеев. Как писал Максим Рыльский в статье «Адам Мицкевич»: «он был гостеприимно и ласково принят русской интеллигенцией». Но не властями.
Мятежного польского поэта поселили в помещении Ришельевского лицея, но под предлогом отсутствия вакансий к преподаванию не допустили. Не объяснить же было ссыльному поэту, что в столице решили не оставлять его на службе в Ришельевском лицее и вообще на юге. Так прожил он в лицее девять месяцев и уехал в Москву 29 октября 1825.
Этой датой подписано его последнее одесское стихотворение «Размышления в день отъезда»:
Откуда вдруг в сердце тоска и тревога?
Вернулся, брожу от порога к порогу, Забыл словно что-то взором смятенным, С прощальным приветом блуждаю по стенам. Они столько дней и ночей терпеливо Внимали здесь вздохам моим сиротливым.
По словам автора книги о Мицкевиче «Он между нами жил…» Юрия Калугина,
Мицкевичу по приезде отвели небольшую квартиру во дворе Ришельевского лицея, на втором этаже.
Неизвестно, где именно жил в здании лицея Адам Мицкевич. Но, как вспоминал лицеист, а потом профессор лицея К. П. Зеленецкий, «между старейшими воспитанниками лицея оставалась в памяти та комната, в которой жил Мицкевич».
Лицей как достопримечательность Одессы
Лицей и торговля цветами на Дерибасовской
С конца XIX века, как и гораздо позже, напротив здания бывшего лицея зимой и летом продавали цветы. Это в прямом смысле яркое воспоминание детства осталось во многих книгах.
Возле большого углового дома Вагнера испокон веков шла уличная торговля цветами. Это был один из красивейших уголков города, где прямо на тротуаре под платанами стояли зелёные рундуки и табуретки, заваленные цветами. В синих эмалированных мисках плавали розы. Из вёдер торчали снопы гладиолусов, белых и красных лилий, флоксов, желтофиолей, тубероз…
В сказочном городе, созданном воображением Юрия Олеши в романе «Три толстяка», в котором немало одесских реалий,
на углу, где горел фонарь, вдоль тротуара стояли экипажи. Цветочницы продавали розы… Большие розы, как лебеди, медленно плавали в мисках, полных горьковатой воды и листьев.
Дом Вагнера
Старый дом универсального магазина Вагнера всегда привлекал внимание одесситов. Когда на рубеже 19 и 20 веков в газету «Одесский листок» просочились слухи о предстоящей перестройке здания, одесситы забеспокоились. Владельцу дома пришлось через своего поверенного данный слух печатно опровергать:
Ввиду того, что в местных газетах от времени до времени распространяются слухи о перестройке дома Вагнера, я, во избежание каких-либо запросов вынужден дать пояснение в том, что все эти сведения неосновательны
— успокоила читателей газета «Одесский листок», ноябрь 1899.
В то время во дворе дома Вагнера помещалось известное «пивное заведение» Брунса, куда захаживала местная и приезжая «богема» — художники, поэты и литераторы: Бунин, Куприн, С. Юшкевич, А. Федоров, ученик поэта Майкова и литературный наставник Валентина Катаева.
Свободные вечера просиживали в пивной Брунса за кружкой пива с сосисками. Хозяин был австриец… туда же к 11 часам приходили художники, и все сидели до полуночи.
— писала жена Бунина Вера Николаевна.
Александр Фёдоров описал пивную Брунса в романе «Природа»:
Художники поднялись вверх по площади к театру, миновали шумную улицу и, свернув куда-то во двор, попали в прокуренную немецкую пивную, несколько напоминавшую мюнхенские Bier-halle среднего разбора. Тут никому не было друг до друга дела, и оттого Лозинский любил эту пивную. Его хорошо знала прислуга… и почти одновременно с тем, как он сел на клеенчатый диван, перед ним появилась большая кружка пива.
Современность
В 1989 году Ришельевский лицей был открыт как среднее учебное заведение на базе одесской средней школы № 36 (Елизаветинская, угол Торговой).
Система обучения
Ришельёвский лицей
Ришелье́вский лице́й — первое высшее учебное заведение в Одессе. Создан по указу императора Александра I в 1817 году, в 1862 преобразован в Новороссийский Императорский университет. Был назван в честь одесского градоначальника и губернатора Новороссии А. Э. де Ришельё, инициативе которого обязан своим существованием.
Содержание
История
Идея содания лицея в Одессе принадлежала герцогу А. Э. де Ришельё, обратившемуся к императору Александру I с соответствующей просьбой. Однако решение по этому вопросу было принято не сразу. Открытие лицея произошло уже после отъезда Ришельё во Францию и назначения градоначальником Одессы А. Ф. Ланжерона.
Ришельевский лицей был образован согласно высочайше утверждённому 2 мая 1817 года Уставу, об утверждении которого Ришельё хлопочет из Франции. Открыт 17 января 1818 года. Был создан на базе одесских Коммерческой гимназии и Благородного института.
По словам современников, известие об открытии лицея вызвало у первого министра Франции слёзы радости. Ришельё тут же пишет благодарственное письмо жителям Одессы и передаёт в дар лицею свою библиотеку и 13 тысяч франков. Позднее генерал-губернаторское денежное содержание в России, оставленное Александром Первым за Ришельё на время его пребывания во Франции, также было пожертвовано им лицею.
Ришельевский лицей представлял собой среднее учебное заведение повышенного типа. Система образования в лицее выглядела следующим образом:
Высочайше утверждённый Устав от 29 мая 1837 года способствовал превращению лицея в высшее учебное заведение. Согласно нему от лицея была отделена гимназия и он был разделён на отделения:
Согласно именному указу Александра II от 10 июня 1862 года Ришельевский лицей был преобразован в Новороссийский университет.
Здания лицея
До 1857 лицей располагался в двух и сейчас сохранившихся двухэтажных зданиях на Дерибасовской, 16 и Ланжероновской, 17. Торцы зданий по Екатерининской соединяло одноэтажное строение с высокими воротами. Впоследствии к старым лицейским зданиям со стороны Екатерининской пристроили дом 14, протянувшийся во всю длину квартала от Дерибасовской до Ланжероновской.
Так образовался комплекс зданий, известный в дореволюционной Одессе как дом Вагнера — по имени купца-владельца первого универмага в городе, который приобрёл его после переселения лицея на Дворянскую (Петра Великого), дом два, где лицей и был преобразован в Новороссийский университет.
Современники о лицее
Если вспомнить хотя бы некоторых из тех, кто за долгие годы побывал в стенах здания лицея, список окажется блистательным: царь Александр I, поэт Константин Батюшков, писатель Иван Бунин, поэт Василий Жуковский, писатель Валентин Катаев, писатель Александр Куприн, поэт Адам Мицкевич, царь Николай I, академик хирург Пирогов, поэт Яков Полонский, Пушкин и многие другие.
В первый же год существования лицей посетил приехавший в Одессу поэт Константин Батюшков. Он обошёл классы, спальни, столовую, больницу и по первому впечатлению написал благоволившему к нему директору Публичной библиотеки в Петербурге А. Н. Оленину, чей племянник учился здесь, что «лицей в цветущем состоянии».
Лицей есть лучшее украшение Одессы.
Менее восторженно отозвался о лицее литератор и востоковед О. И. Сенковский (Барон Брамбеус), побывавший тут немногим позже Батюшкова:
Однако, судьбы воспитанников свидетельствуют, что Сенковский сгустил краски.
В 1837 лицей посетил поэт Василий Андреевич Жуковский и, не вдаваясь в детали, отметил в дневнике от 31 августа: «Обозрение лицея».
Более подробно написал о лицее поэт Яков Полонский в романе «Дешёвый город»:
В числе воспитанников лицея были братья Александр, Яков и Иван Бачей. Первые два окончили лицей соответственно в 1841 и 1842 годах, а Иван, не доучившись, поступил на военную службу. Все они потом честно послужили Отечеству, но имена их остались бы лишь в лицейских, банковских, военных да других документах, не перенеси их на страницы своей книги «Кладбище в Скулянах» внук Ивана писатель-одессит Валентин Катаев.
Ришельевский лицей и литература
А. С. Пушкин в Ришельевском лицее
Одесский старожил, ришельевский лицеист, журналист Н. Г. Тройницкий вспоминал, что стихи Пушкина в лицее «перечитывали, переписывали, затверживали на память, некоторые из его ненапечатанных стихов ходили у нас по рукам в рукописях, как запрещённые».
Одесский лицеист Александр Сумароков рассказывал, как летом 1824 года, оставшись на каникулы в лицее, он читал запретную для воспитанников поэму «Руслан и Людмила», а для маскировки приготовил речи Цицерона.
В это время входит в класс незнакомая мне особа в странном костюме: в светло-сером фраке, в чёрных панталонах, с красной феской на голове и с ружейным стволом в руке вместо трости (это была знаменитая пушкинская железная трость).
— Что вы читате? — Речи Цицерона. — Читали ли вы Пушкина? — Нам запрещено читать его сочинения. — Видели ли вы его? — Нет, я редко выхожу из заведения. — Желали бы его видеть? — Я простодушно ответил, что, конечно, желал бы, о нём много говорят в городе, как мне передавали мои товарищи. Он усмехнулся и, посмотревши на меня, сказал: — Я Пушкин, прощайте.
О посещениях Пушкиным Ришельевского лицея писал Тройницкий:
Это более или менее правдоподобно, сомнение вызывает другой эпизод, переданный Тройницким: «В другой раз, застав одного воспитанника за чтением «Онегина», он шутя заметил ему: «Охота вам читать этот вздор «.
Замечание вполне в духе Пушкина, но — «Евгений Онегин» вначале печатался отдельными выпусками-главами, первая из которых была опубликована лишь в феврале 1825, спустя семь месяцев после отъезда поэта из Одессы. А в бытность Пушкина в Одессе находившийся «в работе» роман в списках вряд ли распространялся.
Рассказы о появлениях поэта в стенах лицея сегодня ни подтвердить, ни полностью опровергнуть нельзя. Но даже если это и легенды, то они лишь подтверждают, что одесситы издавна связывали лицей с Пушкиным.
Пушкинская Одесса — это ещё и огромный старинный дом на углу Дерибасовской и улицы Маркса, бывший «дом Вагнера», здесь помещался Ришельевский лицей. Среди лицеистов ходили по рукам, как и во всём городе, запрещённые политические стихи Пушкина, его эпиграммы на Воронцова. «Дом Вагнера» связан не только с именем Пушкина. Это огромное строение раздалось на три улицы, охватив, кроме Дерибасовской, ещё Екатерининскую и Ланжероновскую… Просторный двор его сохранил спокойные, уютные и изящные черты старой одесской архитектуры. Круглый каменный бассейн, тенистые акации, арки… Именно здесь в 1825 году жил Адам Мицкевич.
— одессит Лев Славин, «Итак, я жил тогда в Одессе…»
А. Мицкевич в Ришельевском лицее
В памяти одесситов лицей в первую очередь связан с именами Пушкина и Адама Мицкевича, об опальных днях которого в Одессе напоминает мемориальная доска с его барельефом.
Вопреки распространённой легенде, Пушкина в Одессе Мицкевич не застал: опоздал на полгода и познакомился с ним позже. А здесь он познакомился с приятелем Пушкина В. Туманским, которому его письменно рекомендовал Кондратий Рылеев. Как писал Максим Рыльский в статье «Адам Мицкевич»: «он был гостеприимно и ласково принят русской интеллигенцией». Но не властями.
Мятежного польского поэта поселили в помещении Ришельевского лицея, но под предлогом отсутствия вакансий к преподаванию не допустили. Не объяснить же было ссыльному поэту, что в столице решили не оставлять его на службе в Ришельевском лицее и вообще на юге. Так прожил он в лицее девять месяцев и уехал в Москву 29 октября 1825.
Этой датой подписано его последнее одесское стихотворение «Размышления в день отъезда»:
Откуда вдруг в сердце тоска и тревога?
Вернулся, брожу от порога к порогу, Забыл словно что-то взором смятенным, С прощальным приветом блуждаю по стенам. Они столько дней и ночей терпеливо Внимали здесь вздохам моим сиротливым.
По словам автора книги о Мицкевиче «Он между нами жил…» Юрия Калугина,
Мицкевичу по приезде отвели небольшую квартиру во дворе Ришельевского лицея, на втором этаже.
Неизвестно, где именно жил в здании лицея Адам Мицкевич. Но, как вспоминал лицеист, а потом профессор лицея К. П. Зеленецкий, «между старейшими воспитанниками лицея оставалась в памяти та комната, в которой жил Мицкевич».
Лицей как достопримечательность Одессы
Лицей и торговля цветами на Дерибасовской
С конца XIX века, как и гораздо позже, напротив здания бывшего лицея зимой и летом продавали цветы. Это в прямом смысле яркое воспоминание детства осталось во многих книгах.
Возле большого углового дома Вагнера испокон веков шла уличная торговля цветами. Это был один из красивейших уголков города, где прямо на тротуаре под платанами стояли зелёные рундуки и табуретки, заваленные цветами. В синих эмалированных мисках плавали розы. Из вёдер торчали снопы гладиолусов, белых и красных лилий, флоксов, желтофиолей, тубероз…
В сказочном городе, созданном воображением Юрия Олеши в романе «Три толстяка», в котором немало одесских реалий,
на углу, где горел фонарь, вдоль тротуара стояли экипажи. Цветочницы продавали розы… Большие розы, как лебеди, медленно плавали в мисках, полных горьковатой воды и листьев.
Дом Вагнера
Старый дом универсального магазина Вагнера всегда привлекал внимание одесситов. Когда на рубеже 19 и 20 веков в газету «Одесский листок» просочились слухи о предстоящей перестройке здания, одесситы забеспокоились. Владельцу дома пришлось через своего поверенного данный слух печатно опровергать:
Ввиду того, что в местных газетах от времени до времени распространяются слухи о перестройке дома Вагнера, я, во избежание каких-либо запросов вынужден дать пояснение в том, что все эти сведения неосновательны
— успокоила читателей газета «Одесский листок», ноябрь 1899.
В то время во дворе дома Вагнера помещалось известное «пивное заведение» Брунса, куда захаживала местная и приезжая «богема» — художники, поэты и литераторы: Бунин, Куприн, С. Юшкевич, А. Федоров, ученик поэта Майкова и литературный наставник Валентина Катаева.
Свободные вечера просиживали в пивной Брунса за кружкой пива с сосисками. Хозяин был австриец… туда же к 11 часам приходили художники, и все сидели до полуночи.
— писала жена Бунина Вера Николаевна.
Александр Фёдоров описал пивную Брунса в романе «Природа»:
Художники поднялись вверх по площади к театру, миновали шумную улицу и, свернув куда-то во двор, попали в прокуренную немецкую пивную, несколько напоминавшую мюнхенские Bier-halle среднего разбора. Тут никому не было друг до друга дела, и оттого Лозинский любил эту пивную. Его хорошо знала прислуга… и почти одновременно с тем, как он сел на клеенчатый диван, перед ним появилась большая кружка пива.
Современность
В 1989 году Ришельевский лицей был открыт как среднее учебное заведение на базе одесской средней школы № 36 (Елизаветинская, угол Торговой).
Система обучения
Школа нового типа
История повторяется.
Это может показаться удивительным, но между Ришельевским лицеем 1817 года и современным Ришельевским лицеем, воссозданным в 1989 году, много общего. И тот, и другой можно по праву называть школой нового типа, поскольку появление каждого было продиктовано временем, техническим прогрессом, состоянием общества.
Бурное развитие техники в конце XVIII – начале XIX веков вызвало необходимость в отказе от христианской идеологии в образовании, направленной в основном на поддержание религиозного имиджа. Появилась острая потребность в росте количества образованных людей с широким кругозором и гибким мышлением. В силу своей специфики образовательные центры при церковных учреждениях не могли дать светских, а особенно естественнонаучных знаний. Наиболее ярко это проявлялось в тех районах, где бурно развивалось промышленное производство. Здесь весьма показательно развитие образовательной системы именно в Одессе. Силами высокообразованных и культурных чиновников этот город очень быстро строился и развивался. Поэтому неудивительно, что Ришельевский лицей был вторым (после Царскосельского) из пяти лицеев Российской империи.
И вот проходит почти два столетия. Создаются и внедряются такие привычные для нас сегодня персональные компьютеры и интернет, развиваются информационные технологии, наукоемкое производство становятся реальностью. Для создания и совершенствования сверхсложной техники, работы с ней нужны не просто узкие специалисты. Необходимы творческие личности, способные не только усваивать готовые «программные» знания, но и умеющие ориентироваться, видеть связи и закономерности в лавинообразно возрастающем потоке информации. Формировать такие качества на студенческой скамье уже поздно! Это нужно делать в школе. Причем делать новыми методами, отвечающими требованиям времени.
Между тем на закате советского периода в системе образования господствовал авторитарный подход к процессу обучения. Нельзя сказать, что учебники физики и математики того времени были плохими. Напротив, их и сегодня можно признать образцами мирового уровня. Проблема в том, что школы не имели свободы выбора форм и методов обучения. Образование советского периода вошло в противоречие с демократическими преобразованиями в обществе. Исключалась инициатива учителей и руководителей школ. В то же время существующие методики по естественно-математическим дисциплинам были ориентированы на элитных учеников. Судьба остальных, не менее способных, но с меньшей моторикой, была весьма туманной. У детей возникало чувство ущербности и неуверенности в своих силах. Одновременно с этим гуманитарные дисциплины были перегружены фактическим материалом, ориентированным на большой объем запоминания, что совершенно не способствовало развитию творческих способностей.
История повторилась. Как и в начале XIX столетия, ситуация потребовала появления средних образовательных заведений с прогрессивным, творческим подходом к методам обучения. Ответом на веление времени стало возрождение Ришельевского лицея.
Учеба, приносящая радость.
Для удовлетворения социального заказа по подготовке молодых людей, способных не только усваивать «стандартную» программную информацию, но и оставаться открытыми для восприятия любых новых научных идей, необходимо отказаться от принципа интеллектуальной уравниловки, характерной для советского времени, название которого – «всеобуч». Выход из положения – специализация обучения. В лицее были созданы несколько направлений – углубленное изучение математики и информатики, математики и физики, химии и биологии. При поступлении абитуриент имеет возможность выбрать ту область знаний, которая является для него наиболее привлекательной. Изучение даже таких непростых предметов, как математика и физика, превращается в процесс удовлетворения интеллектуальных потребностей. Такая учеба доставляет радость, превращаясь в творческую интересную работу.
Казалось бы, что в этом нового? Ведь с шестидесятых годов прошлого века существуют специализированные физико-математические школы при Московском и Новосибирском университетах. Однако детей, которые могут учиться в этих заведениях, – несколько десятков на миллион. Ришельевский лицей ставит перед собой другую задачу: демократизировать обучение. Это значит, что в лицее может успешно обучаться каждый проявляющий интерес к учебе ребенок. Если же ученик талантлив, то именно здесь для развития его способностей предоставляются максимально благоприятные условия. Лицеисты не только участвуют, но и завоевывают высшие награды в интеллектуальных состязаниях любого уровня, включая международные турниры и олимпиады.
Как это достигается?
Лицо школы определяют ее учителя. Один и тот же предмет может быть и невыносимо скучным, и захватывающе интересным в зависимости от того, кто и как его преподает. Научно-методическая работа в лицее построена так, что у педагогического коллектива поддерживается естественная потребность в совершенствовании своего профессионального мастерства и в пополнении знаний. Здесь очень ярко проявляется принцип: я имею право называться учителем до тех пор, пока продолжаю учиться сам.
Что же заставляет учителя Ришельевского лицея постоянно учиться? То, что с первых дней возрождения лицея наши педагоги являются инициаторами проведения всевозможных научно-интеллектуальных соревнований школьников. Лицей стал своеобразной экспериментальной площадкой по поиску, поддержке и разработке новых образовательных технологий и методических приемов работы с одаренными детьми. Сегодня уже хорошо известны турниры юных физиков, международные фестивали юных математиков и физиков, турниры юных химиков, открытые физико-математические олимпиады Ришельевского лицея и другие состязания, которые начинались именно здесь. Работа жюри, деятельность оргкомитетов, подготовка заданий и формирование научной части – преподаватели лицея совместно с коллегами работают над каждым этапом вышеперечисленных мероприятий. Кроме того, многие преподаватели входят в состав жюри государственных олимпиад и других научных состязаний школьников.
С первых же дней своего воссоздания, в соответствии с учредительными документами, наряду со штатными учителями в лицее работают профессора, доценты и преподаватели Одесского национального университета имени И. И. Мечникова. Очень велик вклад аспирантов и студентов ОНУ (кстати, в прошлом тоже лицеистов) в внеклассную работу. Специальные практические занятия для старшекурсников проходят в лабораториях физического и химического факультетов университета.