в каком городе находится монумент золотого человека
Статуя Золотого человека: восемь граней национального талисмана
2016 ж. 14 желтоқсан
Я сторонник казахского искусства или древних скульптурных традиций Степи, неважно как это называется – древнетюркская, сакская или еще какая-то. Недавно вернулся к мотивам монумента Независимости и сделал фигуры двух барсов для метро в нашем городе. И в то же время я сторонник современного искусства по европейским канонам. В этом плане в Казахстане не хватает профессионалов с питерским или московским образованием. Ведь не каждый мастер в наше время может позволить себе взять учеников. В советское время молодые таланты могли учиться в Ленинграде или Москве.
Вообще, в советское время была не только хорошая подготовка скульпторов, но и отработанная система распределения работ. В частности, была Государственная комиссия (художественный совет), которая не только определяла, кому какой заказ выделять, но и контролировала качество работы. Художественный совет действует и сейчас, но в регионах определяющую роль в конкурсах на памятники играют местные органы, в силу чего появляется масса слабых работ. В такой ситуации лучше было бы, если конкурсы проводились лишь по крупным заказам, а средние заказы распределялись бы между известными скульпторами республики. Это была бы и известная страховка от слабых работ в регионах, и определенная поддержка деятелей искусств со стороны государства».
Дастан ЕЛДЕС
qazaquni.kz
Президент: Қаныш Жарылқасын
Бас редактор: Азамат Тасқараұлы
Алматы қаласы, Қалқаман ықшам ауданы – 3, Сейітов көшесі – 11.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Иссыкский золотой человек
Представляет собой останки сакского воина в золотой одежде. Примерный возраст захороненного там древнего человека — 18-25 лет.
17-18 летний сакский воин (пол не установлен), был уложен на хорошо подложенных досках, на спине, головой на запад. Под ним лежала матерчатая подстилка, расшитая мелкими золотыми бляшками. Воин был одет в золоченную парадную форму. Общее число золотых пластин и блях на одежде воина свыше 4 тысяч. Все бляшки с животными объединены растительными мотивами. На голове высокий (65-70 см.) конусообразный головной убор, украшенный более чем 200 золотыми предметами с изображением фигурок барса, архара, горных козлов, лошадей и птиц. На шее висело золотое ожерелье. Куртка из красной кожи усыпана мелкими золотыми украшениями. В последнее время, в связи с находками в древних погребениях на Алтае, предложена реконструкция головного убора, позволяющая предположить, что это останки молодой женщины.
Похоронные доспехи молодого человека, украшенные орнаментом, представляют собой большую ценность. Сакский кинжал-акинак признан шедевром «звериного» стиля. По обеим сторонам кинжала на золотой пластине изображено 21 животное – волк, лиса, горный баран, антилопа-сайгак, кролик, змея и другие.
Среди золотых изделий есть фигуры кошачьих хищников, литые обоймы с наконечником поясного ремня, ворворки (подвески) с изображением хищника, обоймы от портупейных ремней, серьга. Найдены также 14 бронзовых наконечников стрел, каменные бусы.
Парадный доспех сакского царя из золотой чешуи на кожаной основе, являющийся стилизованным доспехом катафрактия
Форма одежды и способ захоронения наглядно показывают, что «Золотой человек» являлся потомком видного сакского предводителя или членом царской семьи. Отдельные казахстанские историки выдвигают предположение, что захоронение принадлежит усуню.
Сокровища кургана Иссык, в том числе точная копия «Золотого человека», экспонировались в Казахском музее археологии, находящемся в Алма-Ате, а теперь в Государственном музее золота и драгоценных металлов Республики Казахстан Астане.
Женщин массагетов (которых древние греки также причисляли к таинственным амазонкам) (в состав массагетов входили и сакские племена) были обучены военному делу и верховой езде. Согласно древнегреческим легендам, они даже удаляли одну грудь, чтобы она не мешала целиться из лука.
Сакский вождь был похоронен в женской половине могилы. Кто он? Женщина? Возможно. Но нельзя сбрасывать со счетов и старую версию о том, что это связано с погребальной магией, для которой характерны действия, противоположные обычным. Например, кинжал обнаружен слева, хотя его носили справа; меч найден справа, а крепили мечи слева.
И в древней казахской легенде о Золотом человеке говорится именно о юноше-герое, и ему было 18 лет.
Античные историки разделяли саков (скифов) на несколько групп: хаомаварга (готовили напиток хаома), тиграхауда (носили остроконечный головной убор), парадарайя (заморские саки). Это — сак-тиграхауда, потому что у него на голове остроконечный головной убор длиной 70 см.
На голове золотого человека была высокая богато украшенная стреловидная шапка с низом в виде треуха, застёгнутая под подбородком. В мочке левого уха находилась золотая серьга с зернью и подвесками из голубой бирюзы. На шее золотая кольчатая гривна. Одежда была сплошь обшита золотыми бляшками, выполненными в зооморфном стиле. Штаны и обувь так же были украшены золотыми бляшками. На пальцах рук было два массивных золотых перстня. На полу погребения стояли сосуды из глины, дерева, серебра и бронзы. Итого было обнаружено более 4000 золотых украшений.
Знак Овна на головном уборе «Золотого человека» по мнению некоторых исследователей соотносят с эпохой овна и ассоциирован со стихией огня во втором ее проявлении, управляется Марсом. Стихию огня можно трактовать, как некоторое волепроявление, желание, творческое начало, стремящееся к воплощению в плотной материи. Этот знак символизирует первородную идею, идею Личности в самом широком ее понимании, идею, осознающую себя в наборе собственных свойств, и стремящуюся к рождению, становлению, проявлению и экспансии. Идея эта, однако, самодовлеющая, поскольку не имеет внешних связей и не соотнесена с Бытием других идей, что обуславливает ее ярко выраженное стремление доминировать над всем. Управитель Марс придает действиям и стремлениям Овна воинственный и агрессивный характер, по своему характеру они всегда прямы и энергичны. «. и вся-та наша жизнь есть борьба. «.
Памятник юному вождю саков на главной площади Алма-Аты
«Золотой человек» на крылатом барсе стал одним из национальных символов Казахстана. Копии сакского воина установлены во многих городах Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на главной площади Алма-Аты. На штандарте президента Казахстана также изображена фигура юного вождя эпохи саков на крылатом барсе.
Марка Казахстана, посвященная «Золотому человеку»
10 фактов о ЗОЛОТОМ ЧЕЛОВЕКЕ
1. Захоронение Золотого человека – единственное, оставшееся уцелевшим после нападок грабителей. Все близлежащие курганы были разграблены. Тело сакского воина лежало не в основном отсеке, возможно из –за этого оно и сохранилось.
2. Не исключено, что в могильнике были захоронены отец и сын, принадлежавшие царскому сословию. Найденный Золотой человек и является сыном.
3. Точный вес золото на костюме Алтын адама не известен.
4. Нашивка на костюме Золотого человека сделана не из чистого золота. Основа сделана из дерева, на которую намотана золотая фольга. Именно по этой причине точный вес золота узнать не возможно.
5. Найденному в Иссыкском кургане Золотому человеку было 16 лет, его рост составлял примерно 165 см.
6. На 80 –сантиметровом головном уборе имеются четыре стрелы, которые означают четыре стороны света и являются знаком правления. По этому признаку был сделан вывод, что Золотой человек принадлежал к правящей династии.
7. Еще одно знаковое изображение на головном уборе-тулпары. По приданию, конь изображен с крыльями и большими козлиными рогами, что, вероятно, символизировало слияние образов солнечного божества и родового тотема. Что же касается крыльев, то изображение крылатых животных были широко распространены в Передней Азии и несли в себе символ верховной власти – царский знак.
8. Так же были найдены два золотых перстня: один гладкий, другой с изображением человека с гривой или перьями. Еще одна загадочная находка- серебряная чаша с надписями, подлинный перевод которой до сих пор не известен.
9. Череп Золотого человека проломлен. Погребальная камера в которой находился сакский воин, была накрыта бревнами тянь-шаньской ели. Со временем одно из бревен прохудилось и упала прямо на череп Золотого человека. Сам Алтын адам погиб от удара в спину клинком.
Сейчас оригинал Золотого человека находиться в Государственном музее золота и драгоценных метало в Астане. Одна из копий находится в здании ООН в Нью-Йорке.
Уже тогда казахи обожали понты
Даааа, не повезло чуваку. Умер от предательского удара в спину клинком, так ещё и посмертно по башке бревном получил. Ладно хоть не разграбили.
Изображение на перстне очень похоже на Североамериканского индейца
А чего портрет по черепу не востановили?
Золотого человека сделали символом независимости Казахстана, но к казахам он не имеет никакого отношения, кроме территориального расположения могилы. Это если бы турки своим национальным символом сделают исторические памятники древней Греции.
Информационный пост с грамматическими ошибками :'(
«Находится» или «может находиться»
Проверяем по вопросу
Нисколько не удивлен, что нашли именно в Казахстане. Это был вопрос времени.
одно из бревен прохудилось
Нужно заменить слово «прохудилось».
https://youtu.be/a3rJ7Q0qfIU 10 фактов о ЗОЛОТОМ ЧЕЛОВЕКЕ
ДНК тест этих человеков делали и чет тишина. Наверное, совсем не казахи оказались))
И так вроде везде, и эдак. А один хер.
Сколько кг золота можно выплавить из него?
Долина реки Иссык, что в 50 километрах к востоку от Алматы, по меркам кочевников – настоящий рай. Горная река с чистой водой, текущая с ледников, два озера – Иссык и Акколь, широкая долина с прекрасным альпийским лугом, обрамленная предгорьями. И над всем этим великолепием, способным вместить много скота и лошадей, сияет ледниками хребет Заилийского Алатау.
Эту долину кочевники использовали в качестве летнего пастбища с глубокой древности, а примерно 2 500 лет назад здесь располагались летние пастбища богатого и знатного правящего рода. От того времени остались огромные курганы.
Недалеко от города Есик находится цепочка из 45 крупных курганов диаметром от 30 до 90 метров и высотой от 4 до 15 метров. С первого же взгляда понятно, что такие курганы могли соорудить только для захоронения богатых правящих особ, так что их часто называют «царскими». В 1969 году Жетысуйская археологическая экспедиция под руководством К.А. Акишева приступила к раскопкам одного из курганов (курган №6 в этом могильнике), который неожиданно и дал уникальную находку – «золотого человека».
«Золотой человек» из кургана Иссык стал знаменитым и впоследствии сделался одним из символов Казахстана. Некоторые предметы были использованы в государственной символике Казахстана. Статуя его венчает Монумент независимости в Астане.
Однако вопрос, кто же там погребен – юноша или девушка, остается открытым до сих пор. Окончательный ответ на вопрос о половой принадлежности человека может дать он сам. Своей головой. Но она бесследно пропала в начале 70-х годов прошлого века.
Месседж из глубины веков
Открытие полвека назад (весной 1969 года) захоронения в кургане Иссык под Алма-Атой ознаменовалось целым рядом интереснейших находок. Это прежде всего напоминающая пиалу серебряная чашечка размером 75–77×22 мм, оставленная слева от изголовья погребенного человека в золотой одежде, ниже – туалетная сумочка с зеркальцем и кусочком алой краски.
На ее дне была вырезана надпись из 26 знаков, что само по себе явилось сенсацией для ученого мира – до того признаков письменной культуры саков обнаружить не удавалось. Расшифровка надписи в полной мере не сделана до сих пор. Есть лишь множество версий.
Габит МУСРЕПОВ, автор сценария историко-романтической драмы “Кыз-Жибек”, после этого предложил использовать в фильме бутафорию с тюркской руникой. По книге специалиста-тюрколога, члена-корреспондента АН СССР Сергея МАЛОВА на стелу нанесли небольшую надпись, украсили рунами посох старейшины одного из родов, в первом кадре в них же пошло название фильма. К этому приложили руку редакторы знаменитой картины – молодые литераторы Аскар СУЛЕЙМЕНОВ и Олжас СУЛЕЙМЕНОВ. По ходу дела Олжас попытался, воспользовавшись только что вышедшим “Древнетюркским словарем”, сделать перевод надписи на серебряной чаше. 31 октября 1970 года он опубликовал свое понимание надписи в “Комсомольской правде” и местных газетах: “Сын хана в двадцать три (года) умер, имя и слава (народа) обратились в прах / иссякли”.
Венгерский лингвист Янош ГАРМАТТА в 1999 году прочел ее по-ирански: “Чаша должна содержать виноградное вино, добавлена приготовленная пища, (пусть да) приумножится для смертного. Затем туда добавлено приготовленное свежее масло”.
Востоковеды Селахи ДИКЕР и Эдуард ХУРШУДЯН предложили свои версии прочтения также на иранском, а россиянин Сергей РЯБЧИКОВ – славянский вариант, который звучал так: “Сказочная лошадь, в ярости, стремление. Огонь, небесная тропа; поворачиваться, это пожар / верх; небо”.
Линию тюркских чтений провел и казахстанский ученый, крупный специалист в области руники Алтай АМАНЖОЛОВ. Вот его версия прочтения надписи на чаше, найденной возле Иссыкского воина (или девы): “Чужой, опустись на колени! (Да будет) у поколения пища”. Вариант: “Старший брат (это) очаг для вас! Незнакомец, преклонись! Потомство (пусть имеет) еду!” (фрагменты из монографии “Руноподобная надпись из сакского захоронения близ Алма-Аты”).
Прочтение Алтая Сарсеновича Аманжолова принял и несколько модифицировал узбекский тюрколог Насимхон РАХМОНОВ: “Если пища и родина будут далеко, друг останется внизу или Уташта-хан станет хозяином”.
Еще одна версия предложена на сайте Рустама АБДУМАНАПОВА “Центрально-Азиатский исторический сервер”. Прочитав справа налево, сверху вниз и даже вверх ногами, он перевел надпись так: “Сак, испей ты клятву во имя народа! Слово донесет голос и славу восхваления эрена на небеса”.
А вот как перевел руническую надпись на чаше из Иссыкского кургана тюрколог, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Казахского НИИ культуры Александр ГАРКАВЕЦ: “Дева-герой, выпей, когда мы, отторочив стрелы и копья, будем поминать кочевку”.
Однако, как бы ожесточенно ни спорили ученые, несомненным является одно – наличие у древних саков письменной культуры.
Это, как считал известный археолог, покойный ныне академик Карл Байпаков, говорит о том, что сакское общество, жившее до нашей эры, стояло на более высоком уровне развития, чем считалось до открытия захоронения Иссыкского человека. Наличие письменности, по его мнению, связывается обычно с государственностью. Оседлые поселения с элементами городской культуры (они укреплены рвами и крутыми неприступными стенами), обнаруженные возле могильника, подтверждают это.
И еще один вопрос, который волновал многих с самого начала обнаружения находки – Алтын адама: почему центральное, собственно царское, дважды ограбленное захоронение археологами не было инвентаризовано и описано? Между тем при похороненном в боковом склепе человеке не было лука со стрелами, типичного для мужчины-воина, но была туалетная сумочка с зеркальцем и кусочком алой краски, бирюзовые бусы и золотые бляшки – не цельно золотые, а лишь обернутые золотой фольгой.
Поэтому исподволь и появлялись время от времени не высказываемые вслух предположения о том, что это член семьи царя, но не “алтын адам”, а “алтын мадам”.
Итак, все, что мы знаем о Золотом человеке сейчас, – надпись на серебряной чаше, адресованная, скорее всего, девушке. Но вопрос, кто похоронен в Иссыкском кургане, юноша или девушка-батыр, остается открытым.
Почему же до сих пор не сделан анализ ДНК, коль в Государственном историко-культурном музее-заповеднике “Иссык” (город Есик Алматинской области) хранится посткраниальный, то есть без черепа, скелет. Он появился здесь в 2014 году. Где же находились останки до этого? И куда делась голова национального символа? Ведь она изначально вообще-то была.
– Несколько десятков лет не то чтобы голову, все остальные костные останки не могли найти, – говорит сын первооткрывателя Золотого человека Бекена НУРМУХАНБЕТОВА Арман. – Когда они наконец нашлись, то головы в комплекте не было. К сожалению, в традициях советской археологии не был предусмотрен вопрос о том, что делать со скелетом после раскопок.
Многие археологи просто выбрасывали кости, другие (например, мой отец) после окончания раскопок перезахоранивали их.
В случае с Иссыкским человеком останки передали антропологу Оразаку Исмагулову. Тот сделал предварительное устное заключение о том, что скелет принадлежит молодому человеку. Потом следы костных останков Золотого человека надолго затерялись…
– К поискам пропавших останков наш музей приступил в 2013 году, когда взялся разрабатывать проект “История открытия Золотого человека”, – рассказывает исполняющий обязанности заместителя директора Государственного историко-культурного музея-заповедника “Иссык” Ермек ДЖАСЫБАЕВ. – Вначале мы обратились к сыну руководителя Иссыкской археологической экспедиции, обнаружившей останки Золотого человека, Кемаля Акишева. Алишер Акишев сообщил, что их после извлечения из захоронения отец передал антропологу Оразаку Исмагулову. Тот сказал, что вернул их через несколько дней Кемалю Акишеву…
Путем опроса множества ученых и общественных деятелей удалось выйти на Казахский институт судмедэкспертизы, где и нашли коробку с надписью “Золотой человек”.
Московские антропологи, которые работали у нас в 2016 году, по костным останкам и фотографиям, опубликованным в 1978 году Кемалем Акишевым в книге “Древний курган Иссык”, определили, что это действительно кости Золотого человека. В своем заключении они указали, что, поскольку скелет без головы находится в очень плохом состоянии, то пол определить сложно. Тем более что у погребенного на момент захоронения только-только закончилось формирование костей. Однако по ряду признаков (например, по размерам довольно широкой ключицы) они предположили, что скелет, возможно, принадлежит юноше.
Пол Золотого человека пытались определить датские ученые. Они дважды отбирали костный материал, но его оказалось недостаточно для прочтения генетической дорожки. По их словам, если бы имелся череп или хотя бы один зуб, то они смогли бы полностью “прочитать” Золотого человека: пол, национальность, цвет глаз, волос, причину смерти.
Увы, череп мы, к сожалению, пока не можем найти. Известно, что он был деформирован при раскопках Иссыкского кургана: на него упало одно из бревен, закрывавших погребальную камеру.
Археолог Бекен Нурмуханбетов рассказывал, что антрополог Оразак Исмагулов пытался совместить, соединить части этого черепа. Не удалось…
По мнению лингвиста-тюрколога Александра Гаркавца, предполагающего, что погребенный был девушкой, министерство культуры и спорта проявляет безразличие к судьбе национального символа.
– В стенах музея-заповедника находится феноменальная личность, а черепа у него нет, хотя он, пусть и деформированный, все же был когда-то. Где он теперь? Может быть, в Москве? Или стоит на полке у какого-нибудь любителя археологии? Но ведь если речь идет о национальном символе, то можно и нужно поднять разные службы, вплоть до Комитета национальной безопасности.
P.S. Почему же голову национального символа не искали вплоть до 2013 года?
Александр Гаркавец дал простой ответ на этот больной вопрос:
– Мы жили в застойные годы, потом были перестройка, трудные 90-е… Занятым самовыживанием ученым было, видимо, не до чужих голов…
Источник: Мерей Сугирбаева («Караван»)