в каком городе музей суворова
В каком городе музей суворова
О суворове
Биография великого полководца
События
Выставки, новости, информация
Музей онлайн
Музей детям
Экскурсии, игровые занятия
Афиша
Музей оловянного солдатика
Государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный мемориальный музей А.В.Суворова»
Россия, 191015, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 43.
Ближайшая станция метро:
«Чернышевская».
+7 (812) 274-28-50
suvorovmuseum@mail.ru
Справки и заявки на экскурсии:
+7 (812) 579-39-14
«Культурный марафон» — это не просто тест с вопросами и ответами. Это небольшие истории и загадки о культурных обычаях народов, которые живут в нашей стране. Интересно? Присоединяйтесь!
Государственный мемориальный музей А. В. Суворова
Из Википедии — свободной энциклопедии
памятник архитектуры
Государственный мемориальный музей А. В. Суворова — музей, посвящённый памяти генералиссимуса А. В. Суворова (1730—1800). Основан в Санкт-Петербурге в 1900 году, к столетней годовщине со дня смерти полководца. Торжественно открыт четырьмя годами позже, 13 (26) ноября 1904 года, к 175-й годовщине со дня рождения Суворова. Открытие музея стало возможным благодаря пожертвованиям военной и гражданской общественности, а также при активном участии императора Николая II. Об этом посетителям сообщает мемориальная доска в Центральном зале музея.
Суворов стал первым человеком в России, в честь которого был специально возведён мемориальный музей.
В 1904 году музей занял современное здание, построенное на месте, выделенном Лейб-гвардии Преображенским полком — части своего плаца на углу Кирочной и Таврической улиц. Здание построено специально для музея по проекту А. И. фон Гогена при участии Г. Д. Гримма в стиле старинных русских крепостных сооружений — сторожевой башни и уходящих от неё стены с бойницами. По сторонам от герба Суворова, на фасаде, размещены две мозаики на тему «Отъезд Суворова в поход 1799 года» и «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», являющиеся репродукциями картин Николая Авенировича Шабунина и А.Н. Попова. Мозаичистами работ были М. И. Зощенко и Н. Е. Масленников соответственно. [1] [2]
Собрания музея, включающие 100 000 предметов (на 2002 год), были приобретены через закупку и частные пожертвования. В основе экспозиции лежат три большие коллекции:
С 1988 по 1998 годы музей был закрыт на реставрацию и вновь открыт для посетителей 8 мая 1998 года. Следующий этап реставрации проводился в 2014—2017 годах, была отремонтирована кровля, получившая оригинальную зелёную черепицу, фасады, мозаичные панно и барельефы.
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Идея об увековечении памяти Суворова возникла в связи с приближением 100-летия со дня смерти Суворова. 2 марта 1898 года была учреждена при Главном штабе «Комиссия по разработке вопроса об увековечении памяти генералиссимуса князя Италийского, графа Суворова-Рымникского» (Суворовская комиссия) и одновременно объявлен сбор средств по добровольной подписке. Первое заседание комиссии состоялось 15 октября того же года. На нем было принято решение об увековечении памяти созданием музея, так как музей «в несравненно большей степени, чем монумент, отвечает идее увековечения памяти генералиссимуса» и будет «со всевозможной полнотой содействовать восприятию и самой личности генералиссимуса… и его эпохи».
Первоначально планировалось построить для музея небольшое здание, общая стоимость которого не превышала бы 50 тыс. рублей.
Предполагалось «Главное помещение в виде большого зала предназначить вообще для вещественных предметов памяти о Суворове; два же других, вроде аудиторий, специализировать для книг, рукописей, гравюр, картин, медалей, и прочего со всеми удобствами для чтения лекций и частных занятий». Однако, сборы пожертвований превзошли самые смелые ожидания (было собрано 298 тысяч рублей), что позволило сделать здание музея более богатым.
На предложение комиссии прислать проекты будущего здания было прислано несколько проектов архитекторами Д. И. Гриммом, В. Ф. Свиньиным, Р. Р. Бахом и инженер-подполковником, членом Суворовской комиссии В. К. Фалевичем. Однако, все они были отвергнуты из-за «недостаточно выявленных условий задачи».
Одновременно выбиралось место для размещения музея. В качестве вариантов рассматривались Марсово поле, Михайловский сад, сквер у реки Фонтанки, место между конным памятником Петру I и садом дома бывшего военного министра Ванновского. Наконец, 13 октября 1899 года поступило правительственное распоряжение возводить здание Суворовского музея на Преображенском плаце, вблизи новых корпусов Академии Генерального штаба и о передаче всех дел, касающихся музея, «попечению вышеназванной Академии».
Первоначально под музей выделили участок на углу Госпитальной и Парадной улиц. Однако, по инициативе архитектора А. И. фон Гогена (он был членом комиссии и одновременно главным архитектором строительства Академии Генерального штаба) было решено добиваться места на углу Таврической и Кирочной улиц. Фон Гоген доказывал: «памятник великого народного героя, сооружение, к участию в котором приходит вся русская армия, должен быть более открыт, ему не место середина плохой узкой улицы; настоящее место ему на углу Таврической и Кирочной, на месте участка, занятого открытым манежем офицерской кавалерийской школы. На этом месте музей памятник будет открыт на четыре стороны. Кирочная улица делает на этом месте перелом, что дает музею особо выгодной положение, а затем сама улица одна из более широких и лучших в этой части города. Одним фасадом музей должен быть обращен к императорскому Таврическому саду, другим к перекрестку Таврической и Кирочной улиц… Если отодвинуть здание в глубь места, образуется удобная площадка, необходимая для памятника, площадка всегда может быть увеличена, если от принадлежащего казне места №43 по Кирочной улице может быть со временем сделан сквер. Положение музея на этом месте даст полную возможность расширить его пристройкой галерй для помещения памятников русских побед всех времен, кроме того, поставить тут же, перенесенную из села Кончанского церковь, имеющую историческое значение…»
Требуемый участок был выделен комиссии с условием, что Комиссия предоставит взамен него другой такой же участок офицерской кавалерийской школе на территории, прилегающей к Академии.
В дни юбилея Суворова, 3 мая 1900-го года на плацу лейб-гвардии Преображенского полка была освящена доставленная в разобранном виде из села Кончанского деревянная церковь, существовавшая при жизни Суворова.
Рядом с ней, в большой походной палатке под вывеской «Суворовский музей» была выставлена часть экспонатов.
Следующим этапом разработки проекта здания стал архитектурный конкурс, прошедший под эгидой Академии художеств. Условия конкурса в 1899-м году разрабатывали академики Р. А. Гедике, Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев, М. Т. Преображенский, А. О. Томишко, А. Н. Бенуа и В. В. Суслов. По его условиям предусматривалось присуждение трех премий – 1500, 1000 и 500 рублей (плюс по 500 рублей за каждый непремированный, но приобретенный комиссией проект. 1 июня 1900-го года конкурс был официально объявлен. К 2 января 1901 года было представлено 14 проектов здания. Первую премию получил проект А. И. Дитриха, вторую – И. П. Володихина, третью – Л. Н. Кекушева. Кроме того приобрели еще два проекта – Е. М. Штифельмана и братьев А. И. и Н. И. Дмитриевых.
и в русском. Проект в классическом стиле кроме фон Гогена подписал Г. Д. Гримм, проект в русском стиле (который и был выбран комиссией к реализации)– только фон Гоген, однако в качестве автора здания часто называют обоих архитекторов. 5 мая 1901 года проект был утвержден, а 8 июня 1901 года состоялась церемония закладки здания.
Одновременно была начата работа над созданием мозаичных панно, украшающих фасад. Картоны для создания мозаик заказали художникам А. Н. Попову и Н. А. Шабунину.
Согласно условиям договора, который А. Н. Попов и Н. А. Шабунин подписали в июне 1901-го года они обязались представить эскиз картины не позднее 20 августа 1901 года.
Картон и картину они должны были представить не позднее 1 июня 1902 года. За работу художникам причиталось 4000 рублей, при этом картины оставалась их собственностью.
1000 рублей из них должны были быть выплачены по представлении эскиза. В случае неисполнения условий комиссии художники обязаны были возвратить выданную тысячу рублей и уплатить 500 рублей неустойки.
Шабунин (он писал «Отъезд Суворова из села Кончанского»), завершил работу над картиной и картоном в марте 1903 года. Попов же несколько задержал предоставление картона (впрочем, в отличии от Шабунина он и путешествовал дальше – в Швейцарию, поскольку писал «Переход Суворова через Альпы») и закончил его в декабре 1903 года.
Одновременно была выполнена еще одна мозаика, изображающая герб Суворова:
Торжественное открытие музея состоялось 13 ноября 1904 года. Новый музей официально находился в ведении Академии Генерального штаба. Ее начальник именовался попечителем музея, а управляющий музеем назначался из числа преподавателей.
В марте 1918-го года большая часть коллекций музея была эвакуирована вместе с остальным имуществом Академии в Екатеринбург. Там она попала в руки белых и впоследствии обнаружено на острове Русский близ Владивостока. К счастью, из всего списка экспонатов не досчитались только 10 единиц хранения (из 1493-х).
Однако, в 1925-м году было решено не открывать отдельный Суворовский музей и все его экспонаты передали единому Военному историко-бытовому музею (в кронверке Петропавловской крепости). Позднее, в 1937-м году все собрание официально передали Артиллерийскому музею.
Само здание музея отремонтировали. В нем размещались сперва горсовет Осоавиахима, с 1932 года – Военно-политическая академия имени Ленина, затем – клуб Военно-транспортной академии.
В годы войны здание сильно пострадало от попадания тяжелой бомбы.
В 1949-м году (в связи с наступающим 150-летним юбилеем со дня смерти Суворова) было принято решение о восстановлении музея.
Реставрационные работы в основном завершили к апрелю 1950-го года, однако стены музея за несколько лет стояния без кровли впитали много влаги и их просушка затянулась еще практически на год, так что вновь музей открылся только 2 мая 1951 года.
Позади музея стоит старый постамент с надписью «Родному полку».
Памятник Коренному был поставлен по проекту академика архитектуры И. С. Китнера, при участии скульптора Е. И. Малышева и литейщика К. А. Робекки.
Но, к сожалению, от него сохранился только пьедестал.
Государственный мемориальный музей А. В. Суворова
Северная столица не перестаёт удивлять жителей и гостей уникальными выставочными центрами, но музей Александра Васильевича Суворова — совершенно иной уровень. По факту его справедливо считать первым мемориальным музеем России, экспозиция которого изначально посвящена одному человеку. О великом русском полководце, не проигравшем ни одного сражения, здесь собрано всё — от прижизненных портретов, до наград и личных вещей.
Цена билета и режим работы
Под льготную категорию попадают пенсионеры, школьники до 18-ти лет (в составе группы и при сопровождении взрослого), курсанты военных училищ, студенты, аспиранты и ординаторы.
Стоимость индивидуального экскурсионного обслуживания — 850 рублей для групп от 1 до 4 человек. Экскурсия для группы от 5 человек — 100 рублей с человека при наличии входного билета. Обзорный тур охватывает все залы, кроме Музея оловянного солдатика, для посещения которого придётся покупать отдельный билет.
Выставочные залы работают ежедневно, кроме понедельника с 10:00 до 18:00. Кассы закрываются на 1 час раньше. Все экскурсии и групповые мероприятия организуют строго по предварительной записи по телефону.
История
Появлению суворовского музея Петербург обязан лично Николаю II — последний русский царь настолько восхищался легендарной личностью полководца-генералиссимуса, что распорядился создать в его честь не простой выставочный зал, а настоящий «храм-памятник». Средства на дорогостоящее строительство собирали буквально всем миром с 1898-го года — императорская казна не могла позволить себе такую роскошь, и пришлось привлекать деньги меценатов.
Собрав необходимую сумму, объявили конкурс на лучший проект. В течение нескольких месяцев в городское управление пришли десятки чертежей от лучших архитекторов, но последнее решение оставалось за императором. Николай II доверил постройку Александру фон Гогену, известному автору петербуржской Соборной мечети и особняка скандальной балерины Матильды Кшесинской, где сейчас расположен Музей политической истории России.
Работы по возведению длились с 1901-го по 1904-й год. Гоген отказался от первоначальной идеи скопировать парижскую Триумфальную арку, и остался верен своему стилю псевдорусской эклектики. Так и получилось смешение сказочного терема и агрессивного контура оборонительной крепости с дозорными башнями и бойницами. На торжественном открытии присутствовал сам царь, солдаты Преображенского полка и весь свет Петрограда.
Длилась идиллия недолго — после событий Октябрьской революции музей несколько раз пытались ограбить, и в 1919-м году большевики приказали на 4 года вывести экспонаты в регионы, а по возвращении их прописали в Музее артиллерии. В итоге решение об эвакуации стало судьбоносным. В годы блокады здание несколько раз попадало под немецкую бомбёжку, и один из фугасов разорвал центральное крыльцо, задев часть несущей стены.
Восстановили памятник архитектуры лишь в 1951-м году, с вывески убрали имя полководца, теперь тут значилась военно-историческая экспозиция. Последующие 37 лет её пополняли актуальными объектами — знамёнами победы в Великой Отечественной войне, портретами советских маршалов, архивными фотографиями обороны Ленинграда. С 1988-го года музей ушёл на капитальную реставрацию, которая продлилась почти 10 лет.
Обновлённый и полностью реконструированный мемориальный комплекс открыли в 1998-м году. Несмотря на сложные для страны годы, власти Санкт-Петербурга нашли средства, чтобы по крупицам воссоздать интерьеры на основе дореволюционных документов, чертежей и фотографий. Окончательно историческая справедливость восторжествовала в 2004-м, когда центральный шпиль здание вновь украсил двуглавый орёл.
Экспозиция мемориального музея А. В. Суворова
Пройдя через центральные двери к кассам, посетители попадают в парадный вестибюль — небольшую по площади, но роскошно обставленную комнату. За её дверьми — центральный зал, который сразу даёт понять гостям, что они попали на вотчину титанической личности. Здесь всё громко кричит о полководце — от его нагрудных знаков до названий взятых городов и крепостей — Измаил, Прага, Эльм и других памятных битв, из которых генералиссимус вышел победителем.
За обрамлёнными пушками стендами находятся скромные, но важные витрины. В одной из них — реконструкция, как могла выглядеть комната Суворова в простом деревенском доме, где он жил в период ссылки. Швейцарский поход отражён другим интерьером — здесь перед глазами открывается уютная гостевая комната, обставленная антикварными креслами. Все предметы быта, включая трофейные знамёна — бережно сохранены и привезены, в том числе из Европы.
Левый зал — сокровищница документов о Суворове. Именно здесь собраны свидетельства о его верной службе отечеству у четырёх российских правителей, от императрицы Елизаветы Петровны до Екатерины II. На витринах — много портретов, рукописных рапортов и наград, полученных за сражения с поляками, швейцарцами и турками. Украшение комнаты — уникальная трофейная пушка Грибоваля 1790-х годов, взятая у итальянской армии неподалёку от города Нови.
Крайний третий зал — личная коллекция, посвящённая непростой семейной жизни полководца. Везунчик в боях не смог построить первый брак, и после развода с супругой Варварой женился повторно уже в преклонном возрасте. Тут можно проследить за перипетиями судеб его нескольких детей от обеих жён, узнать, каким он был отцом, и как удивлял своим редким присутствием домочадцев и гостей, приезжавших поклониться живой легенде.
Правое крыло экспозиционных залов целиком и полностью посвящена военным заслугам Суворова. Гостям расскажут о том, в каких условиях приходилось воевать русским солдатам, как безоговорочно победить превосходящую армию противника, и откуда взялось крылатое выражение: «Тяжело в учении, легко в бою». Ростовые манекены с образцами формы императорских офицеров и пехотинцев гармонично дополняют выставку.
Последний пятый зал — это своего рода запасники, где хранится то, что не поместилось в остальных комнатах или не соответствует основной концепции выставок. Так сюда «поселили» гипсовую копию знаменитого памятника Суворову около Дворцовой площади. Немного в стороне — интерактивная зона, которую специально создали для самых маленьких посетителей. Детям в яркой игровой форме рассказывают о важных вехах российской истории.
Интересные факты
Согласно популярной версии, «спасителем» суворовского музея в XX веке стал сам Иосиф Сталин. Именно советскому вождю пришла мысль в тяжелейшие блокадные годы возродить выставку, посвящённую первому генералиссимусу и его многочисленным подвигам. В последние годы жизни генсека, уже после того, как ленинградцы оправились от потрясений, был подписан указ о немедленной реставрации здания, но без царской символики на фасаде.
Большой интерес публики вызывают и мозаики, украшающие фасад здания. Автором правой картины, которая изображает отъезд Суворова из ссылки, стал старший Михаил Зощенко, отец знаменитого советского сатирика. Будущий писатель-юморист в возрасте 9-ти лет и сам приложил руку к полотну — маленький Миша выложил одну из елей на заднем плане, увековечив тем самым себя, не только как талантливого прозаика, но и начинающего художника.
Как добраться до музея А. В. Суворова в Санкт-Петербурге
Музей находится в шаговой доступности от станции метро «Чернышевская». Выходить из центра зала нужно на сам проспект Чернышевского, повернуть налево и пройти пару минут до перекрёстка с Кирочной улицей, а оттуда — прямо, никуда не сворачивая. Ориентир появится через 200 метров — это Таврический сад, и он должен оставаться по левую руку. Максимальное время пути пешком с учётом светофоров на перекрёстке — не более 15 минут.
Вызывать такси через Uber, Maxim или Яндекс можно, но делать это лучше заблаговременно, в идеале — бронируя машину хотя бы за сутки. Питерские тарифы нельзя назвать дешёвыми, но в будние дни бывают скидки и акции. У уличных водителей такого точно не светит, далеко не каждый ставит себе счётчик, и сумма поездки будет выше в несколько раз.
Для самостоятельной поездки на автомобиле, лучше строго следовать координатам навигатора — 59.943234, 30.376526. Если ехать наобум, можно легко заблудиться в безымянных переулках и пару раз уткнуться в тупик. Но, даже доехав до места, сложности не заканчиваются — парковочных мест в округе катастрофически мало, а бесплатная зона постоянно занята местными жителями. Нужно быть готовым к такому повороту, и выискивать ближайшее свободное место.
Музей Суворова
Музей Суворова в Санкт-Петербурге советуем посетить прежде всего тем, кого интересует военная история. Впрочем, любой посетитель, осмотрев экспонаты, испытает гордость за своё Отечество, пусть даже с непростой и запутанной судьбой. Здесь Вы приобщитесь к истории России и получите удовольствие от знакомства с музейными экспонатами, найдя что-то особенно интересное для себя.
В пяти залах музея Суворова собрано более 100 тысяч артефактов, рассказывающих о жизни великого полководца. Вы узнаете не только о военных походах и подвигах генералиссимуса, но и о его личной жизни.
В 1898 году исполнилось 100 лет со дня смерти Александра Суворова. Специальная комиссия решила увековечить память полководца и создать небольшой мемориальный музей в его честь. На строительство планировалось потратить 50 тысяч рублей, в связи с чем был организован сбор средств. Результаты превзошли все ожидания — было собрано 298 тысяч рублей и вместо небольшого музейного здания появилась возможность построить просторный и интересно оформленный комплекс.
Авторы проекта — академики архитектуры Александр Иванович Гоген и Герман Давидович Гримм. Благодаря настойчивости первого из них, для строительства была выделена площадка на углу улиц Кирочной и Таврической, занятая открытым манежем офицерской кавалерийской школы. Гоген был назначен руководителем строительства.
В апреле 1900 года из села Кончанского была перевезена церковь св. Александра Невского, небесного покровителя Суворова, сооруженная по указанию самого полководца. До настоящего времени храм не сохранился.
Музей Суворова построен стиле русской крепостной архитектуры. Строение имеет вид средневекового замка с высокой красной крышей и многоярусной дозорной башней, украшенной гербовым символом царской России — двуглавым орлом.
Особенностью здания, его главным украшением являются два мозаичных панно. Одно из них (справа) выполнено с картины художника Николая Шабунина «Отъезд Суворова из Кончанского в поход 1799 года». Слева от входа Вы увидите мозаику «Переход Суворова через Альпы в 1799 г.», созданную с картины художника Александра Попова.
Мозаика «Отъезд Суворова в поход 1799 года»
Мозаика «Переход Суворова через Альпы в 1799 году»
Мозаичные полотна изготовили русские мастера: с картины Попова — Н. Е. Масленников, а с картины Шабунина — Михаил Иванович Зощенко (отец писателя Михаила Зощенко). Также из смальты выложен мозаичный графский герб Суворова (над витражным окном главного выставочного зала) и надписи под мозаиками.
Смальта для мозаик, по указанию Великого князя Владимира Александровича (младшего брата Александра III), была изготовлена на Императорском стеклянном заводе. А всего на оформление фасада ушло более восьми тонн смальты.
Внутренний интерьер музея Суворова очень прост. Стены окрашены, метлахская плитка на полу, высокие потолки побелены. Под карнизами на стенах нанесены названия мест, в которых русская армия во главе с великим полководцем одержала победу.
Коллекции Музея Суворова
В основе музейного фонда — три коллекции:
Экспозиции Музея Суворова
Экспозиции музея Суворова размещены в пяти залах, расположенных в один ряд. Через вестибюль со стороны Кирочной улицы Вы попадете в центральный зал высотою 17 метров. От него (справа и слева) находятся переходы в меньшие по размерам залы.
Адрес
Режим работы Музея Суворова в 2021 году
Музей открыт для посетителей.
Мы настоятельно рекомендуем посещать музей с экскурсоводом или взять в аренду аудиогид — это намного интереснее и познавательнее.
График проведения экскурсий для индивидуальных посетителей
Экскурсию необходимо забронировать по телефонам музея.
Стоимость билетов в Музей Суворова в 2021 году
Виртуальные прогулки
Телефон
Официальный сайт Музея Суворова
Музей Суворова в Санкт-Петербурге лучше всего осмотреть с экскурсоводом. Вы можете выбрать по своему желанию одну из тематических экскурсий. Для детей здесь проводятся специальные игровые занятия с реконструкцией сражений и конкурсы. Кроме того, здесь в бывшем домике смотрителя открылся первый в России Музей оловянного солдатика, посетить который будет интересно и взрослым, и детям.