в каком городе левша подковал блоху

Левша

История персонажа

Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.

История создания персонажа

В 1881 году на страницах журнала «Русь» вышла повесть под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», главная мысль которой была автором изложена в предисловии. Николай Лесков писал, что в произведении изображает борьбу русских мастеров с английскими. В этом «сражении» русские умельцы показали свой талант и «англичан совершенно посрамили и унизили». Также в предисловии к повести писатель подчеркивает, что записал эту историю со слов старого сестрорецкого оружейника, некогда работавшего в Туле.

Впоследствии русскому классику пришлось убрать из текста вступительную часть. Критики и читатели буквально восприняли информацию о рассказе мастера из Сестрорецка и обвинили в простом пересказе забытой сказки. На самом деле повесть о Левше была написана Лесковым самостоятельно. Описание героя подчеркивает народные черты: «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Характеристика мастера, образ заняли особое место в истории русской литературы.

Возможным прототипом главного героя послужил ремесленник Алексей Михайлович Сурнин. Мужчина прожил два года в Англии, где проходил обучение на заводе. После возвращения Сурнин обучал российских мастеров и разрабатывал новые инструменты для работы с металлами. Со временем имя главного героя приобрело нарицательное значение. Фразы действующих лиц повести стали популярными цитатами.

Биография и образ Левши

Действие разворачивается в 1815 году. Сообщается, что император Александр I посетил в рамках поездки по европейским странам Англию и увидел там множество удивительных вещей, созданных местными умельцами. Особенно правителю понравилась у англичан механическая блоха, выполненная из стали, которая умела «танцевать».

в каком городе левша подковал блоху. 76. в каком городе левша подковал блоху фото. в каком городе левша подковал блоху-76. картинка в каком городе левша подковал блоху. картинка 76. Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.Левша, иллюстрация Виктора Бритвина | R-book.club

Через несколько лет после смерти Александра, когда на престол взошел Николай I, в вещах покойного обнаружили стальную вещицу. Придворные не могли понять, какова функция этой миниатюры, и пригласили для пояснения донского казака Платова, сопровождавшего Александра I в туре по Европе. Казак рассказал, что за удивительное устройство приобрел покойный император, указав, что это дело рук английских искусных механиков. И тут же отметил, что мастера в России не менее талантливы.

После этого рассказа государь Николай Павлович отправил Платова на Дон с дипломатическим визитом, а заодно поручил заехать в Тулу, познакомиться с местными оружейниками и дать им для ознакомления блоху —– чтобы те затем смогли придумать с вещицей что-то, что превзошло бы труд англичан. В Туле казак нашел трех опытных оружейников, среди которых был мастеровой по прозвищу Левша. Дав умельцам задание, Платов отбыл на Дон, а через 2 недели вернулся.

За это время 3 мастера съездили помолиться и приступили к обдумыванию работы. Увидев с прошествием срока, что с блохой не произошло разительных перемен, казак вспылил, посчитав, что тульские оружейники его обманули. Взяв с собой Левшу, дипломат отправился обратно в Петербург. Платов хотел, чтобы мастер перед самим императором отчитался о том, что ничего нового русские ремесленники придумать не смогли.

в каком городе левша подковал блоху. levsha. в каком городе левша подковал блоху фото. в каком городе левша подковал блоху-levsha. картинка в каком городе левша подковал блоху. картинка levsha. Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.Иллюстрация Николая Кузьмина (Мастера несут Платову шкатулку) | Leskov.org.ru

На аудиенции у царя казак признался, что не выполнил поручения и привез из Тулы одного из обманщиков. Николай Павлович решил лично побеседовать с горе-мастером. Оказавшись в царских палатах, Левша, который не привык разговаривать со столь высокопоставленными лицами, в народных выражениях объяснил государю задумку мастеров. Только под микроскопом можно было увидеть, что придумали тульские умельцы.

Мужчины подковали блоху и выгравировали собственные имена на подковах. Имени Левши там не значилось. Герой сделал самую тонкую работу — ковал гвозди для подков. Российский двор единодушно признал, что у мастера — золотые руки. Чтобы утереть нос англичанам, государь решает отправить подкованную блоху обратно и вместе с необычным подарком послать за границу Левшу. Так в биографии простого тульского кузнеца происходит неожиданный поворот.

Отмыв сельского мужика и придав герою вид более приличный, Платов отправляет Левшу за рубеж. В Лондоне, куда вскоре прибыла российская делегация, искусного мастера рассматривали как небывалое чудо. Местные кузнецы и прочие ремесленники задавали смелому герою вопросы об образовании и опыте. Левша же без стеснения признавался, что не знает даже азов арифметики. Впечатленные талантами простого русского мужика, англичане попытались переманить мастера на свою сторону.

Источник

Правда и выдумки о Левше

Известный тульский филолог Михаил Майоров издал брошюру «Миф о Левше: судьба без жизни», в которой, мягко говоря, подверг сомнению сложившийся у нас образ Левши как символ тульского рабочего мастерства.

О некоторых главных выводах, изложенных в этой небольшой книжке, мы поговорили с ее автором.

Карикатура на оружейника

– Михаил, откуда возник такой интерес к теме Левши?

в каком городе левша подковал блоху. 355c2558 f2ca 4d58 995a f8b0a9b3fee9. в каком городе левша подковал блоху фото. в каком городе левша подковал блоху-355c2558 f2ca 4d58 995a f8b0a9b3fee9. картинка в каком городе левша подковал блоху. картинка 355c2558 f2ca 4d58 995a f8b0a9b3fee9. Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.

– Всё очень просто. Когда-то, будучи еще сотрудником музея «Тульский некрополь», я получил предложение исследовать этот бессмертный образ, не такой простой и примитивный, каким его принято считать. И для меня как для исследователя было важно ответить на вопросы: кто такой Левша и откуда он? в чем был замысел произведения?

– Удалось ответить?

– Несмотря на почти 150 лет, прошедших со времени появления в литературе образа Левши, ответ на этот вопрос не дан ни в одном литературоведческом исследовании. Лесков будто бы услыхал рассказ о Левше от рабочего Сестрорецкого завода, перешедшего туда из тульского оружейного. Это уже подозрительно, ибо Лесков неоднократно бывал в Туле и ничего тут «не слыхал». Сестрорецкой версией писатель обеспечил себе надежный тыл. Во всех собраниях сочинений Лескова, где сказ комментировался, источниковая база подверглась странному расширению: появление сказа объяснялось уже «эпосом работников», «баснословной легендой». Эти сведения никто не проверял.

в каком городе левша подковал блоху. 46c40563 5bbd 46ad a22c d4f0e8d637a4. в каком городе левша подковал блоху фото. в каком городе левша подковал блоху-46c40563 5bbd 46ad a22c d4f0e8d637a4. картинка в каком городе левша подковал блоху. картинка 46c40563 5bbd 46ad a22c d4f0e8d637a4. Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.
11 июня 1981 г. в Орле открыли мемориальный комплекс из 5 бронзовых фигур, посвященный Лескову.

– Получается, образ мастера сформировался сам по себе, безотносительно к той идее, что была заложена в произведение?

– В 2005 году, определяя место лесковского персонажа в современной культурной жизни, кандидат филологических наук Нина Алексеевна Щеглова обратилась к тулякам с просьбой внимательно вчитаться в литературный оригинал: «Левша у Лескова предстает неучем и пьяницей. Это фарс, карикатура на тульского оружейного мастера и фактическое отклонение от сущности при внешнем соответствии». Нина Алексеевна Щеглова, между прочим, коренная тулячка, лауреат премии им. Мосина, автор «Технического словаря тульских оружейников XVII–XVIII вв.».

– Почему же сразу неуч? Подковы блохе прибивать – очень тонкая работа.

– Давайте разбираться. Действие этой истории происходит в первой половине XIX века, когда оружейное производство достигло высокой технической культуры. На тульских заводах уже давно хорошо было налажено обучение ремеслу. Помимо оружейной школы для детей-сирот на 60 человек, где обучали грамоте, рисованию, арифметике и геометрии, существовала система обучения по цехам. Ученики распределялись по лучшим мастерам, и те обязаны были передать им секреты мастерства. После этого происходила торжественная церемония освидетельствования ученика в мастерстве, когда он в присутствии всего цеха демонстрировал новые «инвенции».

Настоящий, невыдуманный мастер не мог не знать «расчет силы» и четырех правил арифметики, а потому не мог лишить аглицкую блоху способности прыгать.

Также он не мог утверждать, что в России ружья кирпичом чистят, – с самого начала оружейного производства к каждому ружью и пистолету для чистки ствола прилагался шомпол с трещоткой и пыжовником.

– Нельзя же литературное произведение считать историческим документом.

– Вряд ли и Лесков претендовал на серьезный исторический анализ оружейного дела в Туле. Его Левша – это метафора, если хотите, миф. А мифы порой бывают более живыми и реальными, чем факты из учебника истории. Ведь даже самый продвинутый знаток литературы не сразу сообразит, к какому историческому периоду относится действие всех произведений о Левше. И что именно должно прославляться, когда сей персонаж сломал уникальное английское изобретение, неизвестно зачем его подковав.

в каком городе левша подковал блоху. 4882822e 90fa 42b7 8309 8bcfa7383383. в каком городе левша подковал блоху фото. в каком городе левша подковал блоху-4882822e 90fa 42b7 8309 8bcfa7383383. картинка в каком городе левша подковал блоху. картинка 4882822e 90fa 42b7 8309 8bcfa7383383. Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.
Таким увидели тульского мастера в 1970-е годы члены содружества Кукрыниксы.

Левша или левша?

– У Лескова довольно странное для положительного персонажа определение «косой левша» прописано со строчной буквы.

– И кстати, редкий литературный персонаж выделяется среди прочих внешними данными. Обратные примеры можно пересчитать по пальцам: Гаргантюа, Пантагрюэль, Сирано де Бержерак, Портос, Квазимодо. Изображая странную внешность оружейника – косой, левша, на щеке родимое пятно, крестится левой рукой, – Лесков, по всей вероятности, подразумевал связь фантастического мастерства с нечистой силой. Поэтому, по авторскому замыслу, для словесного портрета достаточно словосочетания из двух слов: «косой левша».

– Да еще и левша со строчной буквы.

– Прославление и увековечение мастерового, сломавшего британский антиквар, принадлежит казанскому и тульскому дворянину, начальнику замочной части тульского завода Сергею Зыбину. В узкоспецифическом бюллетене «Оружейный сборник» он разместил статью «Происхождение оружейничьей легенды и о тульском косом Левше». Прописную букву Зыбин без околичностей и объяснений употребил уже в названии. С этого момента появился именно тот Левша, которого знает современный читатель и зритель.

– То есть прозвище стало именем только в начале XX века?

– Эту тонкость вообще очень трудно заметить, особенно если не иметь перед глазами прижизненное издание. Речь идет о таком определяющем компоненте произведения, как самый обычный оним, то есть имя в любом значении этого слова: персоним, топоним, эргоним и т. д. Собственно как персоним Левша встречается, например, в изысканиях Н. М. Тупикова: «Левша Михайлович, боярин в Литовском княжестве», «Левша Терпигорев, боярин Василия Шемячича» и так далее. Эти примеры убедительно демонстрируют варианты одного и того же имени Алексей. Версии «Лев», «Александр», «Леонид» для реалий того времени представляются весьма сомнительными.

– Это могло быть имя – даже не Левша, а Лёвша?

– Возникающий соблазн разместить ударение на последнем слоге относится к тем же рефлексам, что ударения типа диспАнсер, стОляр и др. Ответ прост, но следует начать от противного, исходя из самого текста. Лесков употребляет только прозвище безымянного героя. Это самый существенный момент, от которого отталкивается вся дальнейшая эволюция образа и его имени.

– А почему именно прозвище? Он действительно мог быть мастером, который работает левой рукой лучше, чем правой.

– Термины левый – правый, характерные для времен сегодняшних, на рубеже восемнадцатого-девятнадцатого веков еще не вошли в язык настолько плотно, чтобы Лесков имел основание использовать именно такое прозвище. Всё, конечно, относительно, но нельзя забывать, что мастеровые наряду с крестьянами и священством в обиходной речи пользовались архаизмами десница (правая) и шуйца, шуя (левая). Имена прилагательные левый и правый внедрялись почти насильственно.

Миф «Сурнин – Левша» не обоснован

– В Туле при всём при этом не сомневаются, что у Левши был реальный прообраз – мастеровой Алексей Михайлович Сурнин.

– Есть два мифа. Изначальный миф о левше – это наследие Лескова, писатель не обязан отталкиваться от реальности, если его целью прежде всего становится не факт, а предмет художественного изображения. Но миф «Сурнин – Левша» не имеет права на существование, он насильственно навязан и противоречит истине.

– Миф именно навязан?

– С совершенно неясной целью Зыбин принялся за поиски возможных прототипов обновленного им Левши. Учитывая явную творческую безапелляционность Зыбина, легко предположить, как скоро он нашел прообраз. В 1785 году тульские мастера Алексей Сурнин и Андрей Леонтьев по инициативе графа Григория Потемкина были снаряжены в Англию для повышения оружейной квалификации.

В итоге «Тульский биографический словарь», например, без сомнений и ссылок называет лесковский сказ источником жизнеописания Сурнина. Причем как-то не замечается, что, в отличие от Левши (или левши), в биографии Сурнина не зафиксировано ни одного яркого, выдающегося и достойного литературной обработки факта: ни взлетов, ни падений, ни приключений, ни конфликтов. Сурнин был самым обычным человеком, хоть и отмеченным наградами, и не в пример Левше наплодившим кучу детей.

Согласно же Лескову, косой левша – убежденный холостяк, этакий местный простофиля со своими комплексами и склонностью к поучениям: «Англичане ружья кирпичом не чистят!»

– Кто-то еще эту Вашу точку зрения разделяет?

– Профессор Вадим Николаевич Ашурков предложил в одной из своих работ наиболее честный подход к параллели «Сурнин – Левша». При этом следует учитывать положение самого Ашуркова: он не мог допустить мысли об открытом противостоянии официальному краеведению, поэтому в качестве главной опоры доводов избрал свидетельство сына писателя Андрея Николаевича Лескова о нереальности личности левши. Среди прочего Ашурков писал, что «…сопоставил некоторые факты биографии Сурнина и Леонтьева» со «Сказом» Лескова и усмотрел «определенные совпадения».

Кратко передавая содержание «Сказа», Вадим Николаевич успевает и поздравить пребывающего в Англии левшу с патриотизмом, и выругать царей, и посочувствовать нищете «народных талантов». Главное не это, а то, что, цитируя Лескова, Ашурков довольно смело выделяет жирным шрифтом четыре слова: «…Я весь этот рассказ сочинил в мае прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Основания для написания этого имени с прописной буквы здесь отсутствуют, скорее, это явная инициатива тульского редактора, но жирный шрифт Ашуркова намеренно игнорировался и педагогами, и писателями, и журналистами тульского края.

– В 2000 году даже нашли реальную могилу Алексея Сурнина.

– Надгробие Сурнина по подсказке профессора Ашуркова в далеком уже в 1986 году нашли и атрибутировали москвич В. А. Простов и туляк А. А. Камоликов. В 2005 году ныне покойный начальник службы тульского городского транспорта Т. В. Шарыпов организовал установку дублирующего надгробия-стелы рядом с «саркофагом» Сурнина. Эпитафия, содержащая грубейшую орфографическую ошибку, гласит: «Сурнин Алексей Михайлович. 1767–1811. Легендарный Тульский Левша. Неутомимому труженнику в приобретении успехов в пользу России». Вот так неистребимая безграмотность нашла увековечение, ибо исправить слово «труженник» технически невозможно, да и некому.

в каком городе левша подковал блоху. 53d52ac0 5499 40d9 a265 9fa553ee544a. в каком городе левша подковал блоху фото. в каком городе левша подковал блоху-53d52ac0 5499 40d9 a265 9fa553ee544a. картинка в каком городе левша подковал блоху. картинка 53d52ac0 5499 40d9 a265 9fa553ee544a. Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.
Уже в наше время на могиле Сурнина поставили памятник
как неутомимому тружеННику.

в каком городе левша подковал блоху. 4fb74e17 e335 4cc4 a2f3 9c4d22d6b525. в каком городе левша подковал блоху фото. в каком городе левша подковал блоху-4fb74e17 e335 4cc4 a2f3 9c4d22d6b525. картинка в каком городе левша подковал блоху. картинка 4fb74e17 e335 4cc4 a2f3 9c4d22d6b525. Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.

– А миф стал историческим фактом?

– Вопреки предупреждениям Ашуркова и откровениям самого Лескова ложное тождество реального Сурнина и литературного персонажа по сей день используется. Многим читателям советского периода были знакомы сборники с названиями типа «Наследники Левши», «Потомки Левши» и проч., изданные массовыми тиражами. Ни о каком левше (или, конечно же, Левше) там не говорится ни слова, а герои – мастера с тульского оружейного и подобного ему заводов. Давая этому шаржированному персонажу вторую жизнь в образе современных мастеров, составители подобных сборников не отдавали себе отчета в том, что попросту оскорбляют тех, кто аглицких блох не ломал и даже не практиковался за границей. Литературная эволюция закончилась курьезом.

Никогда не живший на свете левша был переименован в Левшу и наряду с невыдуманными людьми стал фантазийным тульским брендом, которому наставили памятников, хотя кроме истории с блохой ни один другой подвиг этого странного человека неизвестен.

Зато после выноса памятника Левше с территории машзавода он прекрасно устроился напротив памятника настоящему императору.

Источник

Подкованная блоха: где можно увидеть?

Ещё со школьной скамьи многие знают занимательную повесть Николая Лескова о славном мастере Левше, который смог подковать блоху. Точное название этого произведения «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Подкованная блоха стала микроминиатюрой замечательного мастера 20-го столетия Николая Алдунина. Конечно же, вдохновлён на такую работу умелец был творением Николая Лескова.

в каком городе левша подковал блоху. 1756809. в каком городе левша подковал блоху фото. в каком городе левша подковал блоху-1756809. картинка в каком городе левша подковал блоху. картинка 1756809. Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.

Как Левша блоху подковал

Тульский край издавна славится оружейным делом. Так вот легенда о кузнеце Левше прославляет тульских мастеров. Сюжет повести Лескова смешивает в себе реальные события с выдуманными. Действие легенды происходит примерно в 1815 году. Однажды, совершая путешествие по Европе, император Александр I заглянул и в Англию. Там он смог понаблюдать за различными диковинками, среди которых была танцующая стальная блоха. Царь купил диковинку и привёз её в Россию.

Прошло несколько лет, император умер, а на престол взошёл Николай I. Чтобы объяснить суть заморского чуда, во дверец был приглашён донской казак Платов, сопровождавший когда-то Александра I в европейском турне. Так вот Платов и заявил, что русские зодчие могут сделать творение не хуже англичан.

После этого Платову было поручено государем посетить тульских умельцев и заинтересовать их в создании своей диковинки в ответ англичанам. Среди трёх умельцев оказался и кузнец по прозвищу Левша. Платов отдал блоху мастерам и попросил сотворить нечто необычное.

Что же придумали тульские умельцы. Через некоторое время оказалось, что они смогли каждую ногу блохи подковать меленькими подковками. Император смог убедиться в этом с помощью «мелкоскопа».

Во дворце все были восхищены, а Левшу наградили поездкой в Европу. Он должен был доставить в Англию своё творение и продемонстрировать умение мастеров из Тульского края. Так подкованная блоха стала символом тульского края. Судьба Левши была трагичной, вскоре он умер после чрезмерного принятия спиртного.

в каком городе левша подковал блоху. 1756833. в каком городе левша подковал блоху фото. в каком городе левша подковал блоху-1756833. картинка в каком городе левша подковал блоху. картинка 1756833. Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.

Прототипы Левши

Существует версия, что не было такого кузнеца из Тулы. Нет никаких доказательств того, что существовала такая подкованная блоха. Скорее всего, эта версия была придумана самими людьми. Но некоторые учёные считают, что у Левши были прообразы.

в каком городе левша подковал блоху. 1756818. в каком городе левша подковал блоху фото. в каком городе левша подковал блоху-1756818. картинка в каком городе левша подковал блоху. картинка 1756818. Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.

Краткие сведения о Сергее Николаевиче Алдунине

На сегодняшний день подкованная блоха действительно существует, а вместе с ней множество и других шедевров в виде микроминиатюр. Автором этих творений является Николай Сергеевич Алдунин (1956 г.). Он был уроженцем Ворошиловградской области и прожил совсем короткую жизнь. На тот свет Николай Сергеевич ушёл всего в 53 года. В первую очередь он запомнился как подковавший блоху мастер.

Ещё с детства он интересовался металлами и изделиями из них. Он имел практические навыки слесаря, токаря, освоил секреты металлообработки. Больше всего он запомнился своими микроминиатюрами, изготовленными под микроскопом. Сегодня мастера уже нет в живых, он прожил всего 53 года, умер в 2009 году.

в каком городе левша подковал блоху. 1756831. в каком городе левша подковал блоху фото. в каком городе левша подковал блоху-1756831. картинка в каком городе левша подковал блоху. картинка 1756831. Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.

Работа над известной миктоминиатюрой

Однажды к нему пришла идея доказать, что прославление Лесковым тульских мастеров было ненапрасным. Алдунин решил подковать блоху. Подготовка к работе длилась два года, а сама микроминиатюра готовилась три месяца. Всё проводилось под микроскопом. Работал мастер в основном ночью. Сначала он изготовил подковки, затем гвоздики. В итоге этими гвоздиками мастер подковал. Каждое своё действие Алдунин проделывал между ударами сердца. Вот так получилась подкованная блоха. Фото микроминиатюры можно увидеть ниже.

Другие работы умельца

После удачно проделанной работы с блохой Алдунин решил полностью посвятить себя работе с маленькими миниатюрами. Одна из них называется «Караван верблюдов». Она выполнена из золота в игольном ушке. В микроскопе можно увидеть караван из семи верблюдов и три пальмы.

Николай Сергеевич смог сделать несколько миниатюр на рисовых зёрнах. Так он выгравировал портрет А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, два обручальных кольца и надпись «Совет да любовь» из золота.

Ещё нескольких работ было сделано на разрезе яблочного зерна. Одно из таких изделий – «Останкинская телебашня». Шедевром является маленькая модель танка из золота. Также Алдунин смог сделать российский рубль размером всего в 0,88 мм.

Сергей Николаевич считал, что для создания миниатюр нужна особая философия и психология. На первом месте в выполнении его работ стояли красота и изящество. Гармония и любовь к себе, миру, хорошее настроение – залог успеха известного умельца.

Где хранится подкованная блоха

в каком городе левша подковал блоху. 1756832. в каком городе левша подковал блоху фото. в каком городе левша подковал блоху-1756832. картинка в каком городе левша подковал блоху. картинка 1756832. Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.

Знаменитые мастера-умельцы

Сегодня в России живут несколько умельцев, которые возрождают народные традиции и воплощают в реальность невероятные легенды.

В Екатеринбурге живёт мастер Юрий Деулин. Изготавливать необычные изделия стало его мечтой ещё с детства. Будучи школьником Юра из кости смог выточить балалайку, к которой даже прикреплялись струны. Изделие парня было помещено в школьный музей. На сегодняшний день Юрий стал профессиональным мастером. Из его рук выходят неповторимые и оригинальные экспонаты.

Микроминиатюра увлекла также художника и архитектора из Омска Анатолия Коненко. Свою работу он также начал с того, что подковал блоху. Сегодня мастер хранит уже целую коллекцию своих изделий. Среди них – маленький кузнечик, играющий на скрипке. Уникальным является поезд, двигающийся по железной дороге (композиция размещена на человеческом волоске).

Удивительными изделиями может похвастаться умелец из Сибири Владимир Анискин. Его работы просто покоряют. На срезе макового зёрнышка он умудрился сделать аэродром, на котором поместил 20 самолётов. В его арсенале также присутствует подкованная блоха из стали и платины.

В России не забыли о своих талантливых умельцах, в Санкт-Петербурге открыт музей микроминиатюры «Русский Левша». Посетители с помощью увеличительных устройств могут рассматривать чудесные экспонаты.

в каком городе левша подковал блоху. 1756822. в каком городе левша подковал блоху фото. в каком городе левша подковал блоху-1756822. картинка в каком городе левша подковал блоху. картинка 1756822. Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.

Книга рекордов «Левша»

Писателем Н. Лесковым был создан прекрасный образ Левши как выразителя народного характера. Это имя уже стало нарицательным и символизирует предприимчивых русских людей с особой хваткой, всегда добивающихся своей цели. Не зря в России создали Книгу рекордов под названием «Левша». В неё попадают знаменитые люди, прославившие страну в тех или иных областях жизни.

Источник

Кто сумел подковать настоящую блоху?

Все мы помним замечательный сказ Николая Лескова «Левша». К реальным событиям писатель добавил канву с вымышленными событиями. Достоверно известно лишь то, что император Александр I во время поездки в Англию приобрел миниатюрную стальную блоху. Вот ее якобы и подковал Левша вместе с товарищами.

в каком городе левша подковал блоху. 133871 big. в каком городе левша подковал блоху фото. в каком городе левша подковал блоху-133871 big. картинка в каком городе левша подковал блоху. картинка 133871 big. Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.

Однако писатель признавал, что не знает, как все было на самом деле и было ли, а потому говорил, что все он выдумал. Замечательные мастера, конечно, имелись тогда в России не только в Туле. Они и сейчас есть в нашей стране! И даже превзошли по мастерству тех мастеров, что подковали блоху в сказе Лескова. Но одно дело — подковать металлическую блоху, а совсем другое — настоящую!

Вот такую нелегкую задачу однажды поставил перед собой и решил мастер микроминиатюр из Тулы Николай Алдунин. С металлом он был хорошо знаком, работая сначала слесарем, а затем токарем на промышленном предприятии. Для того чтобы подковать настоящую блоху, требовалось решить несколько сложных проблем. Первая — ноги у блохи покрыты волосками. Их Николай Сергеевич подрезал и частично удалил. Подковки следовало сделать такими, чтобы они хорошо держались на ногах, но при этом были бы чрезвычайно легкими. Из какого же металла?

Обдумывая все и просчитывая, Алдунин изобрел и своими руками сделал сверхминиатюрные инструментики. Только на обдумывание способов решения вставших задач и подготовку необходимого инструмента он потратил два года! Вся работа с подковкой блохи выполнялась с использованием очень сильного микроскопа. Разумеется, результат виден тоже лишь при большом увеличении.

Подковки и гвоздики к ним сделаны из золота. Поражает невероятная сверхминиатюрность. Каждая из шести подковок весит лишь 0,00000004419 грамма! С чем сравнить? Из одного грамма золота таких подковок можно было сделать 22 629 544 штуки при ширине 40 микрон и длине 50. А шляпки гвоздиков (всего гвоздиков было 18) в ширину делал Николай Сергеевич в пять микрон. Тут можно для сравнения заметить, что один миллиметр равен тысяче микрон.

Николай Алдунин стал первым в мире мастером, которому через 150 лет после выхода в свет сказа Лескова «Левша» удалось подковать настоящую блоху. И не просто подковать, а еще и золотое седло со стременами на нее надеть!

За свои 53 года жизни (умер 9 сентября 2009 года) Николай Алдунин сделал много микроминиатюр. Вот лишь небольшой перечень: караван верблюдов в игольном ушке; тульский самовар высотой чуть более одного миллиметра; портрет на рисовом зернышке; Останкинская телебашня на яблочном семечке; велосипед длиной два миллиметра…

Но было бы большой несправедливостью не сказать и о другом мастере микроминиатюр — Анатолии Коненко из Омской области. Ему тоже удалось подковать блоху. Он ее подарил Владимиру Путину, а для выставок сделал точную копию. Вообще же этот мастер считает себя художником-миниатюристом. В перечне изделий у него целый ряд настоящих сверхмалых по формату иллюстрированных книжечек, занесенных в Книгу рекордов Гинннесса. Книжечки эти с произведениями разных писателей можно не только листать, но и читать!

Ничего не скажешь — богата удивительными талантами Россия! Это хорошо видно на проводимых в разных регионах выставках, на которых экспонаты можно подробно рассмотреть только в очень сильную лупу или микроскоп.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *