в каком городе делают подводные лодки
В 2021 году и далее. Планы по строительству атомных подлодок для ВМФ России
В настоящее время «Объединенная судостроительная корпорация» в интересах военно-морского флота реализует два крупных и сложных проекта по строительству атомных подводных лодок. Одновременно строятся многоцелевые АПЛ пр. 885(М) «Ясень» и стратегические ракетоносцы пр. 955(А) «Борей». В последние годы ВМФ получил несколько подлодок двух этих типов, и в ближайшие месяцы ожидается сдача еще двух. Затем «ОСК» предстоит завершить строительство еще 11 корпусов.
Текущие планы
Актуальные планы по развитию подводных сил ВМФ предусматривают строительство 10 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр. 955 и 955А («Борей» и «Борей-А»). Четыре из них уже переданы заказчику и несут службу. Также ВМФ получит в общей сложности 9 атомных подводных ракетных крейсеров пр. 885 и 885М («Ясень» и «Ясень-М»). Пока эта программа строительства показывает более скромные успехи – в строй введено только два таких корабля.
В декабре прошлого года замминистра обороны Алексей Криворучко раскрыл планы на ближайшие несколько лет. Он рассказал, что до 2027 г. будут построены 14 АПЛ двух основных типов. Строительство кораблей ведется заводом «Севмаш» (г. Северодвинск). Ему предстоит ежегодно сдавать по одной многоцелевой и стратегической подлодке. Важно, что наличие подобных заказов позволило полностью загрузить производственные мощности предприятия.
Планы, раскрытые замминистра обороны, уже частично выполнены. В мае этого года в состав ВМФ ввели первую АПЛ обновленного пр. 885М – «Казань». Еще несколько заказов находятся на поздних стадиях, и будут завершены в ближайшее время. Несколько дней назад был раскрыт актуальный график подобных работ.
3 сентября «Интерфакс» опубликовал интервью с гендиректором «ОСК» Алексеем Рахмановым. Среди прочих тем в нем обсуждались перспективы подводного кораблестроения. Глава корпорации рассказал, что до конца этого года заказчику передадут две новые подлодки – РПКСН «Князь Олег» и АПРК «Новосибирск».
Строительство кораблей двух типов будет продолжаться. В результате этого в следующем году на испытания выйдут еще два корабля. Это стратегический «Генералиссимус Суворов» и многоцелевой «Красноярск». Ранее сообщалось, что «Суворов» смогут передать заказчику до конца 2021 г., но теперь это событие смещается на следующий год. «Красноярск» начнет службу в 2022-м, как и планировалось ранее.
Еще 9 АПЛ двух типов находится на разных стадиях строительства, и их испытания с последующей передачей заказчику пока остаются делом отдаленного будущего. Любопытно, что такое количество корпусов на стапелях было достигнуто буквально пару недель назад. 23 августа на «Севмаше» заложили сразу два «Борея-А».
Успехи строительства
Строительство атомных подводных лодок отличается особой сложностью и требует немало времени. Кроме того, на стадии освоения серийного строительства по новому проекту возможно возникновение различных проблем, из-за которых приходится пересматривать график. Как показывают новости последнего времени, российскому кораблестроению удалось преодолеть эти трудности и выйти на требуемые темпы строительства АПЛ.
Следует напомнить, что строительство головного РПКСН пр. 955, «Юрий Долгорукий», продолжалось с 1996 по 2008 г. Затем несколько лет ушло на испытания и доработку, и только в 2013 г. корабль вошел в строй. В том же году ВМФ принял подлодку «Александр Невский», заложенную в 2004 г. «Владимира Мономаха» строили с 2006 г. и приняли на службу в конце 2014-го. Первый представитель пр. 955А, «Князь Владимир», был построен в 2012-18 гг. и несет службу с июня прошлого года.
В этом году ВМФ получит РПКСН «Князь Олег». Этот корабль строился с июля 2014 г. и был спущен на воду через шесть лет. Недавно, в мае начались испытания, и до конца года его передадут заказчику. Закладка следующего корабля «Генералиссимус Суворов» состоялась на несколько месяцев позже, и его собираются сдать в следующем году.
Схожим образом выглядит ситуация и в сфере АПРК. От закладки до спуска головного «Ясеня» прошло более 16 лет. Еще через 4 года на «Северодвинске» подняли флаг. Первый «Ясень-М», «Казань», строили с 2009 по 2017 г. В мае этого года эта АПЛ была передана ВМФ. Ожидаемый в этом году «Новосибирск» заложили в середине 2013 г. и спустили в конце 2019-го. Следующий «Красноярск» пребывал на стапеле с 2014 по 2021 г.
Таким образом, за последние годы «Севмаш» и «ОСК» в целом смогли решить все вопросы строительства и нарастить темпы производства работ. На данный момент строительство одной АПЛ пр. 955(А) или 885(М) занимает не более 6-8 лет. Это вполне соответствует актуальным планам Минобороны и ВМФ – и позволяет рассчитывать, что строительство двух серий будет завершено в установленные сроки.
Вымпелы будущего
Согласно последним заявлениям А. Рахманова, до 2027 г. ежегодно будут сдавать две атомные подлодки – по одному кораблю каждого серийного проекта. Есть все основания считать, что такие планы вполне соответствуют возможностям промышленности. Более того, нетрудно заметить наличие некоторого резерва по времени.
В ближайшее время ожидается спуск на воду РПКСН «Генералиссимус Суворов». В следующем году он пройдет испытания и, вероятно, войдет в состав флота. На разных стадиях строительства находятся еще четыре аналогичных корабля. При ежегодной сдаче одной подлодки всю серию удастся завершить уже в 2026 г. либо либо годом позже. В последнем случае появляется запас времени размером в год.
Схожим образом обстоит дело и со строительством «Ясеней-М». В 2021-22 гг. ВМФ получит две уже построенные подлодки – одна сейчас проходит испытания, вторая готовится к ним. Затем, начиная с 2023 г., сдадут еще пять. Соответственно, последний из запланированных крейсеров войдет в строй в 2027 г. Впрочем, в случае с пр. 885(М) заметный запас по времени отсутствует.
Вопросы обновления
Строящиеся АПЛ распределяются между Северным и Тихоокеанским флотами и дополняют наличные подводные силы. В средней перспективе они станут заменой для кораблей старых типов, которые будут списываться по мере морального и физического устаревания. При этом особое внимание должно уделяться развитию КТОФ.
Из четырех построенных «Бореев» два вошли в состав КТОФ. Место службы нового «Князя Олега» пока не уточнялось. Следующие два РПКСН тоже отправятся на Тихий океан. Таким образом, к середине десятилетия из семи построенных кораблей не менее четырех будет в распоряжении Тихоокеанского флота. Причины этого просты – КТОФ до сих пор использует устаревшие РПКСН пр. 667БДР «Кальмар». В обозримом будущем их будут списывать и заменять современными «Бореями».
В случае с многоцелевыми подлодками такие тенденции не наблюдаются. Их продолжат поровну разделять между двумя флотами. Первые два «Ясеня» уже служат в составе Северного флота, а два следующих отправят Тихоокеанскому. Существующая группировка многоцелевых АПЛ двух флотов пока соответствует всем требованиям, и форсированное переоснащение одного из них не требуется.
Большие достижения
Таким образом, за несколько лет судостроители «Севмаша» и «ОСК», а также смежные предприятия смогли обеспечить выход программы производства новых АПЛ на требуемые темпы. Результатом этого через 6-7 лет станет самое серьезное обновление флота стратегических и многоцелевых подводных ракетоносцев. Вместе с этим повысится общий потенциал подводных сил и флота в целом.
Необходимо отметить, что перед российскими судостроителями по-прежнему стоит достаточно сложная задача. В ближайшие годы им предстоит сохранять достигнутый темп работ, от чего зависит будущее ВМФ, в т.ч. морской компоненты стратегических ядерных сил. Впрочем, вряд ли стоит беспокоиться об этом. Несмотря на все трудности, «ОСК» уже показала и подтвердила свой потенциал и возможности. Значит, к 2027 г. флот получит обе требуемые серии подлодок.
В каком городе делают подводные лодки
Потаенные корабли с атомными реакторами:
как строили подлодки в России
Российские верфи строят самые современные субмарины уже около 100 лет, за это время их аппараты смогли погрузиться на предельные глубины с максимальным сроком автономности. РИА Новости вспоминает историю создания подводных судов от «потаенного корабля» до современных атомных подлодок.
300 лет назад крестьянин Ефим Никонов обратился к Петру I с идеей построить военную подводную лодку. Свой проект Никонов описывал так: «Судно, что под водою ходит потаенно, которым на море в тихое время можно из снаряду забивать корабли, хотя бы десять или двадцать – смотря по тому, сколько на нем будет пушек».
Царь велел всячески содействовать работе Никонова, помогать с материалами и рабочей силой, при этом сам уверенно правил чертежи мастера. Например, он убрал из проекта пушки, так как использовать их под водой в то время было невозможно. Первый пробный пуск состоялся в марте 1721 года. Макет лодки погрузился в Неву на глазах царя и толпы петербуржцев, а потом всплыл неподалеку. К сожалению, после нескольких погружений корпус не выдержал и дал течь, но Петр был впечатлен.
Спустя три года подлодка была готова. На этот раз даже первое погружение прошло неудачно: судно слишком быстро опустилось, ударилось о дно и потонуло.
В архивах не сохранилось чертежей подводной лодки Никонова, поэтому о ее характеристиках можно только догадываться. Историки, изучавшие строительные сметы крестьянина, предполагают, что она была похожа на бочку длиной около 6 метров и шириной до 2 метров, в движение ее приводили сильные руки гребцов.
Следующий российский проект подлодки был значительно более сложным, но и реализован он был спустя только 150 лет одним целеустремленным фотографом.
Гребные суда в середине XIX века постепенно вытеснялись кораблями с паровыми двигателями: они были эффективнее, быстрее и в целом соответствовали эпохе индустриализации. Фотограф, в прошлом художник Иван Александровский, побывав в командировке в Британии, удивился мощности королевского флота и понял, что противопоставить России в случае войны будет нечего. Тогда он начал чертить проект первой отечественной подводной лодки. Бизнес приносил Александровскому немалые доходы, поэтому он мог позволить себе отвлечься на создание субмарины.
Фотограф получил ссуду и, добавив все свои накопления, передал проект на судостроительный завод, где за несколько лет была построена 33-метровая субмарина.
Александровский установил на лодку современные устройства. Например, на носу исправно работал магнитный компас, давление на судне нагнеталось специально разработанным компрессором, в движение его приводила двухвальная машинная установка. Вооружение представляло собой две связанные мины, которые при всплытии должны были «обнять» корпус противника снизу и подорваться после получения электрического сигнала.
Во время одного из испытаний чиновники Морского министерства поручили погрузиться на экстремальную глубину 30 метров, к чему корпус судна был не готов. Испытания проходили без экипажа, поэтому человеческих жертв удалось избежать, однако и поднять субмарину удалось лишь через несколько лет.
Тем не менее проект Александровского оказался прорывным для флотов крупнейших морских держав. Некоторые технические решения, например продувка водяного балласта сжатым воздухом, эволюционировали и сейчас применяются на современных атомных подводных лодках.
Подлодка у парадного «Астории»
В XX веке конструкторы научились не только строить прочные герметичные корпуса подводных лодок, но и устанавливать на них мощные двигатели. Сначала это были дизель-электрические и электрические установки, потом – парогазотурбинные, но современные субмарины оснащаются атомными двигателями, что дает им колоссальные преимущества в скорости, дальности и автономности плавания, а также делает их почти невидимыми.
Первая подлодка с атомной энергетической установкой «Ленинский комсомол», или К-3 (проект 627), была построена в 1958 году. Одновременно 350 конструкторских бюро, научных институтов и предприятий Советского Союза работали над созданием двигателя и корпуса. Это судно открыло эру атомного подводного флота.
Строить субмарину поручили специалистам завода №402 Министерства судостроительной промышленности СССР, известного сегодня как АО «ПО “Севмаш”».
Главный конструктор Владимир Перегудов интересным способом решил проблему компоновки оборудования такого гигантского корабля. Он отдал команду создать деревянные макеты всех отсеков атомной подводной лодки (АПЛ) в натуральную величину, однако ни в одном здании объемная конструкция длиной больше 100 метров не помещалась, поэтому ее разделили на пять частей и установили в разных местах в обстановке строжайшей секретности. Например, два носовых отсека собирали в центре Ленинграда, неподалеку от гостиницы «Астория».
Лодка проекта 627 получила китообразную форму носа, тогда как все предыдущие подводные суда имели носовую оконечность корабельного типа, ведь большую часть времени они проводили в надводном положении.
«Каждая каюта атомохода была покрашена в свой цвет, краски использовались матовые для удобства экипажа. Мебель изготавливали по специальному заказу: например, стол для кают-компании был изготовлен из лимонного дерева и в случае необходимости легко превращался в операционный. Его стоимость можно было сравнить с легковым автомобилем», – сообщили в пресс-службе АО «ПО “Севмаш”».
В 1962 году К-3 устроили суровое испытание: проплыть подо льдами Северного Ледовитого океана и, дважды пройдя точку Северного полюса, подняться на поверхность и установить флаг СССР. Команда не с первого раза смогла найти в полынье место для всплытия, но справилась с задачей. Весь экипаж судна получил ордена и медали, а руководящий состав – высокие звания.
Пока верфь спешно сдавала флоту субмарины, проектировщики старались повысить надежность оборудования, улучшить тактико-технические характеристики и усовершенствовать технологии постройки. Они добились успеха, значительно сократив срок сборки кораблей и снизив трудозатраты. За шесть лет флот получил 12 подлодок проекта 627А, которые совершили более 90 автономных походов.
Для следующей серии субмарин использовали силовую установку АПЛ проекта 627. Эти суда решали важную стратегическую проблему — доставить к берегам потенциального противника ракеты с ядерными боеголовками. Одна из лодок (К-19) в 1964 году первой из атомных ракетоносцев запустила ракету из-под воды.
Из поколения в поколение
Следующие АПЛ принято называть вторым поколением, потому что конструкторы стали разрабатывать для них новые реакторные установки. В этот период появился новый класс подводных кораблей – крейсерские атомные подводные лодки (проект 667). Для них создали корпус из титанового сплава и реактор с жидкометаллическим теплоносителем (проект 705К). Тогда же был построен глубоководный рекордсмен — судно проекта 685, оно погрузилось на 1027 метров, что казалось невозможным.
В 1970 году «Севмаш» установил рекорд, сдав ВМФ в течение года сразу шесть кораблей проекта 667А.
В декабре 1968 года завод спустил на воду «золотую рыбку» – так чиновники назвали АПЛ К-162 из-за дороговизны строительства. Ее корпус был сделан из титанового сплава, а на вооружении стоял противокорабельный ракетный комплекс подводного старта «Аметист». Во время опытной эксплуатации атомоход показал скорость полного подводного хода в 44,7 узла, что стало рекордом, который до сих пор не превзойден ни одной субмариной в мире.
Подлодки третьего поколения помимо нового атомного реактора были оборудованы современной системой амортизации приборов и механизмов, что значительно снизило уровень шума. Конструкторы позаботились и об экипаже: на кораблях построили сауну, бассейн и комнату отдыха.
«На “Севмаше” строились многоцелевые подводные крейсеры проекта 971, предназначенные для поиска, слежения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей и судов противника; многоцелевые подводные крейсеры проектов 949 и 949А, основной задачей которых было уничтожение авианосных группировок противника; тяжелые атомные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941, вооруженные баллистическими ракетами – самые большие атомные подводные лодки в мире», – рассказали в пресс-службе предприятия.
Места, где рождаются лучшие подводные лодки России
Нельзя не отметить тот факт, что морской флот очень развит в нашей стране и занимает лидирующие позиции в мировом рейтинге. Да, были моменты когда программа кораблестроения стояла на месте, но к счастью с приходом нулевых рывок, совершенный учеными в данной области, удивил многих представителей мировой общественности. Однако, не все наши соотечественники знают про эти достижения.
Производители подводных лодок в России не останавливаются на достигнутом и продолжают совершенствовать модели, делая их более безопасными и комфортными. Это и позволяет оставаться лидером сегмента. В этой статье ты сможешь развернуто узнать о том, какие существуют подводные корабли, почему наш флот побаиваются заокеанские партнеры и что нового внедряется в разработку подводных лодок, для большей безопасности в синих водах.
При создании мощнейшего подводного флота, наши соотечественники имеют свои секреты, раскрыть которые в полную меру строжайше запрещено. НО, некоторые апгрейды и особенности мы обсудить сможем, подробно разобравшись в том, почему именно Россия столь развита в данной сфере.
Подводное кораблестроение России
Старт развитию подводного флота был положен в 1904 году. И с самых первых дней наблюдалась положительная динамика, так как инженеры проектировали модели высокого уровня, даже для того времени. В то же время не запускалось и линейное кораблестроение, так как предпочтение по тем временам все таки отдавалось им.
Все развитие подводного флота Российской Федерации можно поделить на четыре главы, каждая из которых внесла свою лепту для мировой державы:
На вопрос, где делают подводные лодки в России, можно смело ответить что Северодвинск, а также Балтийские и Черноморские заводы брали на себя основную нагрузку кораблестроения. Помимо этого есть небольшие филиалы, каждый отвечающий за определенную нишу в данной сфере.
Где строят и проектируют подводные лодки в России
Крупнейший судостроительный комплекс России это конечно же завод АО “ПО “Севмаш”.Хвалить его работы можно бесконечно, ведь именно он выпустил в морские глубины монстра, который является самым быстроходным, самым глубоководным и самым тихим кораблем страны.
Большой цикл строительства и различных испытаний падает на долю данного завода. Атомные энергетические установки вылетают оттуда как горячие пирожки, развивая защиту нашей страны.
Также современные субмарины производятся в Мурманске, а также подлежат ремонту и утилизации. Это основные точки морского развития, но существует множество филиалов и заводов меньшего масштаба. Для большего развития можно обратить свое внимание на статью “Чем богат подводный флот Российской Федерации на сегодняшний день?”, там имеется актуальная информация об инновационных моделях нашего времени.
Севмаш
Лидирующий завод, который активно использует в своей работе многолетний опыт и современный подход к производству. Трудовой коллектив имеет возможность реализовывать наукоемкие проекты за счет высокотехнологичного оборудования. Основными его направлениями является:
Как уже было сказано выше, этот завод создал самые популярные субмарины “золотая рыбка” и “Комсомолец”.
Адмиралтейские верфи
Еще одно популярное место где строят подводные лодки в России. Завод сам по себе довольно молодой, открытие его состоялось 12 лет назад. При этом, используя опыт своих предшественников, инженеры выпускают мощные плавучие конструкции не атомного типа.
Адмиралтейские верфи модернизируют суда гражданского и военного назначения и активно сотрудничают с другими странами, предлагая свои услуги и продукцию. Завод находится во второй столице Санкт-Петербурге.
Специалисты гордятся выпуском своих ледоколов, которые пользуются спросом как у нас в стране, так и за рубежом.
ЦКБ МТ “Рубин”
Завод можно смело назвать мировым лидером в активном развитии кораблестроения. Более 120 лет развивается их деятельность, постоянно улучшая качество готовых конструкций. Производство обширное, выпускаются дизельно-электрические и атомные подводные лодки. В их деятельность входит:
Данное вооружение активно используется в морском флоте, для учений и показательных выступлений. При этом оно также активно используется и в промышленных целях и для военной защиты
СПМБМ “Малахит”
Ведущее конструкторское бюро в России, которое выпускает в свет проекты морской техники, как стандартного вида, так и с атомной установкой. Испытания, которые проводятся на заводе, позволяют с точностью до мелочей воспроизводить поведение судна под водой, исключать возможные опасности и поломки.
Высшей точкой их производство стала первая советская атомная субмарина с жидкометаллическим реактором.
На сегодняшний день проецирование не стоит на месте, внедрение современных технологий позволяет изготавливать безопасные и маневровые подводные лодки как для промышленных целей, так и для защиты от нападений с других стран.
Центр судоремонта “Звездочка”
Если предыдущие заводы активно специализируются на строительстве подводных машин, то “Звездочка” является их основным доктором. Конструкторы активно работают над модернизацией и ремонтов подводных кораблей, переоборудуют их для длительного дальнейшего использования.
Помимо этого, в центре активно развита утилизация старых кораблей, что может позволить себе не каждое предприятие. Заниматься подобным можно только в специально оборудованном помещении, без вреда окружающей среде. Также, на заводе идет активное производство корабельных двигателей и моторов.
В настоящее время, в составе ВМФ России имеется более семидесяти моделей подводных лодок и аппаратов разного назначения. Производители подводных лодок в России не стоят на месте и продолжают модернизировать старую технику и создавать новые модели высокого качества, на зависть зарубежным последователям. Пока что не планируется полное обновление флота, старые модели вполне справляются с поставленной задачей и не теряют свою мощность. Для более точной информации о новинках в подводном машиностроении можно почитать статью: “В России появилась новая подлодка”.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Ссылки
—Новости
—Приложения
—Резюме
Иванов Виктор Леонидович
—Фотоальбом
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Где делают подводные лодки в России
Там, где рождаются атомные подводные лодки
Самый крупный, самый мощный, самый северный — всё это смело можно отнести к нашему сегодняшнему герою. При этом его можно и дальше хвалить, не останавливаясь. Первая атомная подводная лодка в стране, самая глубоководная, самая быстроходная, самая тихая подлодка — и это всё его работа.
АО «ПО «Cевмаш» — это один из крупнейших судостроительных комплексов России (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация»), более того, единственная верфь в стране, которая осуществляет весь цикл строительства и испытаний подводных лодок с атомными энергетическими установками. Именно отсюда вышла большая часть наших подводных лодок, а в настоящее время строятся самые современные субмарины проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень».
Итак, друзья, мы переносимся с вами в Северодвинск. где в дельте Северной Двины на берегу Белого моря и расположено это замечательное предприятие.
Фотографии и текст zavodfoto
Необходимость создания судостроительного завода на Севере появилась еще в годы первой пятилетки, когда в 1926 году в стране была принята программа военного кораблестроения. Правительство решает модернизировать кораблестроительные заводы и срочно приступить к созданию новых.
На этом фоне выходит постановление Совета Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР от 31 мая 1936 года № ОК-137 о строительстве новой Судостроительной верфи. В марте 1936 года правительственная комиссия прибывает в Архангельск для выбора площадки под строительство нового кораблестроительного завода. В результате комиссия остановилась на территории в районе Николо-Корельского монастыря в Никольском устье Северной Двины.
Говорят, по этому поводу Иосиф Сталин заметил: «монахи плохую территорию для жизни выбрать не могли, поэтому и завод надо строить там…». Из объективных причин выбора места. Во-первых, хорошие ледовые условия. Благодаря приливным водам лёд в Никольской протоке рыхлый и быстро удаляется в море во время отливов. Во, вторых, кромка льда зимой находится не дальше 14 км от берега, что облегчает сообщение с морем. В-третьих, удачное расположение с точки зрения безопасности. Ведь наличие острова Ягры создаёт естественную защиту акватории и не требовало строительство дополнительных защитных сооружений. Плюс болота вокруг, на танках особо не подъедешь.
Собственно, строительство завода и посёлка при нём Судострой (позднее, в 1938 году, он стал городом Молотовск, а с 1957 года, носит сегодняшнее название Северодвинск) начинается в 1936 году.
Днём рождения «Севмаша» считается 21 декабря 1939 года. Именно в этот день на предприятии был заложен первый корабль, линкор С-102 «Советская Белоруссия» (проект 23). Считалось, что эти линкоры будут самыми большими и мощными в мире. Правда, ни один из заложенных кораблей проекта не удалось достроить и включить в состав советского флота. Дело в том, что плановая стоимость первых четырёх кораблей проекта (1.18 млрд рублей) была равна почти трети годового военно-морского бюджета страны в 1940 году. Поэтому в октябре 1940 был отдан приказ приостановить строительство корабля «Советская Белоруссия», готового на 1 %, а основные усилия сосредоточить на корабле «Советский Союз». Из-за начала войны строительство остальных кораблей было также прекращено (готовность «Советского Союза» составила 19,44 %, «Советской Украины» — всего 7 %), а по окончании войны недостроенные корабли были просто разобраны.
Раз Николо-Карельский монастырь исторически связан с заводом, то предлагаю с него и начать нашу историю. А его, между прочим, построили ещё в XVII веке. Впервые монастырь упомянут в Двинской летописи 1419 года. Более того, он считается первым морским портом России. Через него пролегал путь русских послов в Европу. Например, этим путём шёл царский посол Григорий Истома в 1496 году, после Тронхейма в Данию по суше, последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь.
Также в этом монастыре останавливались и западные путешественники. В 1553 году экспедиция Ричарда Ченслера (её целью было открытие северного пути в Индию) обогнула Кольский полуостров, вошла в Белое море и бросила якорь к западу от Николо-Корельского монастыря напротив селения Нёнокса, где они установили, что эта местность является не Индией, а «Московией». Следующая стоянка экспедиции была снова около стен монастыря. Вскоре после этой экспедиции в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана.
Мемориал воинской Славы у музея предприятия. Он был открыт 7 мая 1985 года. В основе композиции комплекса — скульптура Матери-Победы. Она выполнена в образе древнегреческой богини Ники. В одной руке Мать-Победа держит лавровую ветвь, в другой — чашу с вечным огнем.
Во время Великой Отечественной войны судостроительная верфь «Завод № 402» (именно так он раньше назывался) успешно выполняла ремонт и модернизацию боевых надводных кораблей, получивших «боевые ранения». Кроме этого предприятие строило и новые корабли — «морские охотники», а также ускоренными темпами осуществляло достройку и подготовку к переходу на свою базу в Полярный подводных лодок серии «Малютка» М-119, М-121, М-122. Это сравнительно небольшие корабли для борьбы с подводными лодками противника и несения дозорной службы. Своим ходом в Молотовск прибыли и С-14, С-103 и С-104, а также несколько «малюток», которые после достройки успешно ушли на базу в Полярный.
С 1943 года «Завод № 402» приступил к изготовлению и поставке для ВМФ СССР новых боевых кораблей: большие морские охотники, эскадренные миноносцы, легкие крейсера. В итоге с 1943 по 1955 годы на судостроительной верфи «Завод № 402» было построено 45 новых боевых надводных кораблей.
Мемориал заводчанам «Севмаша», погибшим в период Великой Отечественной войны.
Макет автомобиля ГАЗ-АА или просто «полуторка». Он был установлен здесь 17 августа 2014 года в честь 75-летия автотранспортного цеха. Автомобиль выполнен в масштабе 1:3. Идея создания этого необычного макета принадлежит Александру Гоголевскому, бывшему начальнику автотранспортного цеха № 20. Всё дело в том, что ГАЗ-АА был первенцем автомобильного парка завода. Он заступил на службу в 1939 году.
В первые послевоенные годы завод № 402 оставался основной базой на Севере страны по ремонту кораблей ВМФ, участвовал в реализации программы «Десятилетний план военного кораблестроения на 1946—1955 годы». В начале 1950-х закончилось и строительство первой очереди завода.
К середине 1950-х на северодвинской верфи сданы флоту 46 кораблей, в том числе 2 крейсера, и более 30 различных судов гражданского назначения (без учета достройки и капитального ремонта). В эти же годы завод приступил к постройке дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 611 и его модификаций. По проекту В611 создан первый отечественный подводный ракетоносец. В сентябре 1955 года корабль прошел испытания и успешно провёл стрельбы.
Кузнечно-термический цех. В этом цехе могут изготавливать поковки практически из любых марок углеродистых, легированных и специальных сталей, а также из латуни, бронзы и титановых сплавов.
Подводные лодки проекта 627 (627А) «Кит» — это первые советские атомные подводные лодки. Фактически, только головной корабль, К-3 «Ленинский Комсомол», относился к проекту 627, а все последующие строились по изменённому проекту 627А. В результате создания этих атомных подводных лодок СССР стал второй в мире державой, имеющей атомный подводный флот.
24 сентября 1955 года состоялась закладка первой торпедной атомной подводной лодки с ядерной энергетической установкой проекта 627, которая вступила в строй уже в 1957 году и имела статус опытного корабля. Параллельно велось строительство серии из 12 кораблей проекта 627А.
Основными конкурентами проекта 627 (А) были первые проекты субмарин США: «Наутилус», «Скейт», «Скипджек». По сравнению с построенными раньше «Наутилусом» и «Скейтами» (1955—1958 годы) проект 627 имел ряд неоспоримых преимуществ в скорости хода, вооружении, глубине погружения, а по сравнению с построенными одновременно лодками класса «Скипджек», лодки 627 проекта были крупнее, не уступали в скорости, по-прежнему были лучше вооружены, превосходили по размерам, но имели более высокую шумность. За постройку корабля и высокое качество работы завод № 402 был награжден орденом Ленина. Большая группа работников, участвовавших в строительстве, была удостоена орденов и медалей. Всего на стапелях Севмаша построено 13 АПЛ этого проекта. На их счету более 90 автономных плаваний и первый поход подо льдами к Северному полюсу.
Интересный факт. При проектировании первой советской атомной подводной лодки проекта 627 главный конструктор корабля В.Н. Перегудов впервые в отечественном подводном кораблестроении добился разрешения на строительство в натуральную величину деревянных макетов всех отсеков АПЛ. Это было важно для отработки оптимальной компоновки всего оборудования. Макет АПЛ длиной более 100 метров не помещался ни в одном здании, поэтому отдельные его части размещались в пяти разных зданиях: на одном из заводов смакетировали три кормовых отсека, а оба носовых отсека с гигантской торпедой — в самом центре Ленинграда, неподалеку от гостиницы «Астория». Макеты сооружались из фанеры и деревянных чурбаков. Трубопроводы и кабельные трассы обозначались пеньковыми веревками с соответствующей маркировкой. Таким образом, проектанты получали возможность видеть всю проектируемую лодку, как на ладони.
Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0353 от 9 сентября 1959 года завод № 402 был преобразован в Северное машиностроительное предприятие, а Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0298 от 26 июля 1985 года Северное машиностроительное предприятие преобразовано в Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие». После распада СССР завод в 1998 году преобразован в ГУП «ПО «Севмашпредприятие», а в 2001 г. — во ФГУП «ПО «Севмаш». С 2007 года является акционерным обществом.
Затем завод вошёл во вкус и начал строить подводные лодки проектов: 667А, 667АУ, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ, 705К, а также других кораблей. В 1969 году на Севмаше была построена первая в мире титановая АПЛ проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44.7 узлов (почти 83 км/ч).
Сегодня Севмаш — это мощный многопрофильный производственный комплекс, объединяющий в своей структуре более 100 подразделений и расположенный на территории 300 Га, на минуточку, шесть государств Ватикан здесь бы с лёгкостью разместились, при этом оснащенный, как самым современным, так и проверенным временем оборудованием. Его производственные мощности объединены в две самостоятельные поточные линии: первая это цехи металлургии и судового машиностроения; вторая цехи судоверфи и достройки. Его мощности могут переработать до 80 тысяч тонн листового проката в год. Возможности стапелей позволяют строить суда дедвейтом до 100 000 тонн и шириной корпуса до 38 метров. Предприятие располагает стапельными местами в крытых эллингах общей площадью более 100 000 кв.м.
Возможности Севмаша позволяют строить до 14 атомных подводных лодок одновременно. Цех № 50 (Эллинг № 1) имеет два дока 302×44м с двумя стапельными линиями (2×4 АПЛ), цех № 55 (Эллинг № 2) имеет один док 373×78м с тремя стапельными линиями (2×3 АПЛ). Кроме этого у завода есть свои участки для лесопильных и столярных работ. Годовое производство пиломатериалов составляет более 30 000 куб.м.
Предприятие строит атомные подводные корабли, дизель-электрические подводные лодки, модернизирует и ремонтирует крупные военные надводные и подводные корабли, не забывает и про гражданское судостроение, а также реализует проекты по созданию российской морской техники и оборудования для нефтегазовой отрасли. Кроме этого они изготавливают широкую номенклатуру изделий судового машиностроения и технического назначения: подшипники, валы, фильтры и муфты. Ярким примером диверсификации производства является изготовление транспортно-упаковочных контейнеров для отработавшего ядерного топлива.
В составе «Севмаша» работают: корпусообрабатывающее, корпусо-сварочное, стапельно-сдаточное, трубообрабатывающее, неметаллическое, деревообрабатывающее, малярное, машиностроительное, инструментальное, транспортное и другие подразделения. 5% от общего производства составляют судоремонт и утилизация.
Сборку и сварку секций осуществляет корпусно-сварочное производство. Там уникальные стенды и крановое хозяйство позволяет изготавливать блок секции весом до 600 тонн. На главном стапеле работают трубозаготовительный цех, на оборудовании которого производится гибка и сборка 300 типоразмеров труб; малярный изоляционный цех, настроечный цех и деревообрабатывающий цех.
Машиностроительное производство оснащено высокопроизводительным оборудованием в количестве более 400 тысяч единиц, способное обрабатывать с высокой точностью детали весом от нескольких граммов до 500 тонн. Для постройки и ремонта кораблей верфь «Севмаш» располагает тремя эллингами общей площадью более 100 тысяч квадратных метров, выводным гидроузлом, выполненным в виде осушаемого наливного бассейна, а также достроечными набережными протяженностью более 1500 метров. Ходовые и приемо-сдаточные испытания проводятся на полигонах Белого моря в непосредственной близости от предприятия.
В этом здании находится Эллинг № 2 или бывший цех № 55. Это самый большой крытый эллинг в Европе (его площадь равна 111 040 м2, длина — 432 м, ширина — 130 м, высота — 73,2 м), где строятся атомные подводные лодки. Поэтому и одно из самых секретных мест на заводе. Между прочим, на его крыше можно разместить 6 футбольных полей. Решение о его строительстве было приняло в 1969 году, а в декабре 1974 года первая его очередь была сдана в эксплуатацию. Цех построили в рекордно короткий срок, за четыре года под строгим надзором секретаря ЦК КПСС Дмитрия Устинова. Сразу после постройки в новом цехе заложили ракетный крейсер К-525 проекта 949 — первый заказ третьего поколения, а через год — ТК-208 проекта 941. Сегодня только в этом цехе работают около 3 000 человек.
Памятник строителям первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» около 42 цеха, где она и строилась. Памятник был открыт 22 сентября 1983 года — в год 25-летия первой отечественной атомной подводной лодки К-3:
Всю мебель для подводных лодок производят прямо на «Севмаше». Мы с вами уже переместились на их деревообрабатывающее производство.
Мебель для подводной лодки. Это лишь с виду они деревянные. На самом деле продукт высокой инновационной мысли. Сверху — огнеупорный пластик, внутри — специальный материал, который способен выдержать температуру в несколько тысяч градусов. Поэтому данная мебель пожаров не боится, такой сэндвич если и обуглится, то лишь с одной стороны.
Вот именно так сейчас будут выглядеть модернизированные каюты для атомных подводных лодок. В этой комнате два на два метра удалось уместить всё. Шкафы с тумбочками, раковину с роль-ставнями и двухъярусную кровать. Шкафы, тумбочки и полки собраны в металлическом каркасе. Края закруглены, чтобы во время качки при случайном ударе о мебель, члены экипажа не пострадали. Сколько эта красота стоит, вам не скажет никто. Но у меня есть для раздумья ещё и вот такой интересный факт.
Каждая каюта на первой отечественной атомной подводной лодке проекта 627 была покрашена в свой цвет, причем краски использовались матовые. По замыслу дизайнеров, ни один отблеск не должен был раздражать взор уставшего подводника. Мебель для лодки была изготовлена по специальному заказу закарпатскими мастерами из местных ценных пород деревьев. Из лимонного дерева был сделан длинный стол для кают-компании, задуманный̆ также в случае необходимости и как операционный. Стоил он столько же, сколько легковой автомобиль. Верхом роскоши было огромное зеркало, служившее одной из переборок. Правда, оно лопнуло от обжатия при первом же глубоководном погружении.
На финише получаются вот такие красавицы. Сверху — Проект 685. Класс «МIKE», 1983 г. Внизу — Проект 971. Класс «AKULA», 1988 г. Первой принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров (4 августа1985). Вторая — является самой удачной и многочисленной серией российских подводных лодок начала XX века. За эти имена проект 971 на флоте прозвали «кошачьей серией». Современный преемник проекта 971 «Щука-Б» — это подводные лодки проекта 885 «Ясень».
А это уже серия самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула».
Атомный подводный крейсер проекта 885 (класс «Ясень»). Кстати, из этой самой серии подводная лодка «Пермь» (заводской номер 168), которая была заложена 29 июля 2016 года.