в каком городе был построен и спущен на воду первый в мире атомный ледокол ленин
Атомный ледокол «Ленин»
Атомный ледокол «Ленин» — первое в мире судно гражданского назначения с ядерной силовой установкой. Он был спроектирован и построен для обслуживания Северного морского пути (кратчайшего морского пути между Дальним Востоком и европейской частью России) и экспедиционного плавания в Арктике.
Постановление о строительстве атомного ледокола было принято Советом министров СССР 20 ноября 1953 года. Необходимость в таком ледоколе ощущалась очень остро. Запаса топлива действующим в середине XX века дизельным ледоколам хватало максимум на месяц хода, что было недостаточно для северной навигации. Поэтому требовалось судно, которое могло бы сопровождать караваны судов более продолжительное время.
Проектирование атомного ледокола возлагалось на ленинградское ЦКБ-15 (впоследствии ЦКБ «Айсберг», ныне ПАО «ЦКБ «Айсберг», Санкт-Петербург). Главным конструктором ледокола был назначен Василий Неганов.
Разработка проекта атомной паропроизводящей установки (АППУ) поручалась ОКБ Горьковского завода № 92 (ныне Акционерное общество «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова», Нижний Новгород). Главным конструктором АППУ был утвержден Игорь Африкантов. Научное руководство проектом ледокола возлагалось на Анатолия Александрова.
К разработке основных элементов ядерной энергетической установки были привлечены: ОКБ-12 (ныне АО «Авиационная электроника и коммуникационные системы» (Москва), системы управления и защиты реактора), Специальное конструкторское бюро котлостроения Балтийского завода (ныне ОАО «СКБК» (Санкт-Петербург), парогенераторы), Всесоюзный институт авиационных материалов (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (Москва), твэлы активной зоны реактора), СКБ Ленинградского Кировского завода (главные турбины), ленинградский завод «Электросила» (главные турбогенераторы и электродвигатели), Калужский турбинный завод (вспомогательные турбогенераторы), Центральное конструкторское бюро арматуростроения (ныне ЦКБА (Санкт-Петербург), арматура) и др. Форма обводов корпуса отрабатывались в ледовом бассейне Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Всего в создании первого атомного ледокола принимали участие свыше 500 предприятий и организаций страны.
В его конструкции были реализованы сложные задачи по созданию энергетической установки и корпуса с необычайной прочностью, а также решение автоматизации управления ядерной установкой.
Строительство атомного ледокола поручили ленинградскому «Адмиралтейскому заводу» (ныне АО «Адмиралтейские верфи», Санкт-Петербург). Атомоход был заложен на верфи завода 27 июля (по другим источникам 24 августа) 1956 года. 5 декабря 1957 года ледокол был спущен на воду и достраивался у стенки завода. В августе 1959 года состоялся физический пуск реакторов. 12 сентября атомоход вышел на ходовые испытания в Финский залив.
3 декабря 1959 года по их окончании Государственная комиссия приняла ледокол «Ленин». В тот же день на нем был поднят государственный флаг СССР. С этой даты ведется отсчет не только биографии первого атомного ледокола, она отмечается как День рождения отечественного атомного ледокольного флота.
Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывало множество делегаций и представителей разных стран мира, в том числе кубинский лидер Фидель Кастро, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, тогда вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР.
На ледоколе были установлены две автономные вспомогательные электростанции с пятью вспомогательными турбогенераторами и резервным дизель-генератором. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Оно осуществлялось автоматически, непосредственно из ходовой рубки. Отсюда поддерживался и необходимый режим работы реакторов.
Для того чтобы ледокол не застрял во льду, на нем установили специальные системы балластных цистерн. Когда из цистерны одного борта перекачивали воду в цистерну другого, судно начинало раскачиваться. Тем самым борта ломали и раздвигали лед. Такая же системе цистерн была размещена в носу и корме атомохода.
Экипажу ледокола были созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. Каюты были рассчитаны на одного-двух человек. На судне располагались сауна, музыкальный салон с роялем, библиотека, зал для просмотра кинофильмов, курительный салон. Интерьер атомохода был полностью отделан карельской березой и кавказским орехом. Ледокол был сконструирован таким образом, что толстый слой воды, стальные плиты и бетон надежно защищали экипаж и окружающую среду от радиации.
Ледокол «Ленин» вошел в состав Мурманского морского пароходства и с 1960 года начал осуществлять проводку судов по трассе Северного морского пути. С момента спуска на воду и до 1961 года первым атомоходом командовал Павел Пономарев, а затем, вплоть до вывода из эксплуатации — Борис Соколов.Первая арктическая навигация атомного ледокола началась 19 августа 1960 года и длилась три месяца 10 дней (до 24 октября). За это время он прошел 10 тысяч миль, из которых более семи тысяч — в тяжелых ледовых условиях Карского моря и моря Лаптевых, провел 92 транспортных судна.
После окончания следующей арктической навигации, поздней осенью 1961 года, атомоход впервые произвел доставку и высадку зимовщиков на льдину, обеспечив организацию дрейфующей полярной станции «Северный полюс-10». Предыдущие полярные станции высаживались на лед с помощью самолетов.
В последующие годы атомный ледокол «Ленин» взламывал перед началом навигации Енисейскую ледовую перемычку и припай в проливе Вилькицкого на полмесяца раньше естественного таяния льдов. Это позволяло увеличивать продолжительность навигации на несколько недель. С атомохода неоднократно осуществлялась расстановка дрейфующих автоматических радиометеостанций по границам паковых льдов. С борта ледокола велись важные научные исследования.
За первые шесть лет эксплуатации ледокол прошел во льдах свыше 62 тысяч морских миль и самостоятельно провел 457 судов. За это время на ледоколе в процессе опытной эксплуатации ядерной энергетической установки (ЯЭУ) выявились ее конструктивные недостатки, проблемы комплектации и компоновки оборудованием. Кроме того, были случаи выхода оборудования из строя.
В 1966 году по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трехреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную. Замена ЯЭУ ледокола «Ленин» прошла в 1967-1970-х годах на предприятии «Звездочка» в Северодвинске. Для этого был разработан специальный способ агрегатного удаления всей атомной установки в сборе без нарушения ее герметичности в месте захоронения через отверстие, прорезанное в днище корабля. Подобная агрегатная выгрузка реакторного отсека ледокола позволила сократить сроки демонтажа установки и расходы на него, исключить возможность радиационного облучения персонала.
Для вписывания и стыковки новой реакторной установки в корпус ледокола из 675 помещений судна 204 были сформированы вновь или полностью переоборудованы. При модернизации было установлено 6,2 тысячи единиц новых механизмов и оборудования, из них свыше 30 головных образцов основного оборудования.
После проведения всех работ 21 июня 1970 года ледокол «Ленин» вышел в арктическую навигацию. В том же году атомоход и его экипаж начали первую продленную навигацию на главной трассе Севморпути Мурманск — Дудинка — Мурманск. Через полгода ледокол осуществил сверхранний высокоширотный переход по Северному морскому пути до порта Певек. В 1976 году он совершил первый Ямальский экспериментальный рейс к мысу Харасавэй. «Ленин» первым из атомных ледоколов достиг годового рубежа непрерывной эксплуатации.
В 1989 году атомоход совершил свой последний рейс в Арктику. Ледокол «Ленин» на пять лет превысил отпущенный ему проектом срок эксплуатации и отработал на ледовых трассах 30 лет. Он участвовал в 26 арктических навигациях, провел 3741 транспортное и ледокольное судно, прошел 654,4 тысячи морских миль (в том числе 563,6 тысячи — во льдах) — расстояние, которое составляет 30 кругосветных путешествий по экватору. В результате ввода в строй атомного ледокола навигация в западном районе Арктики была продлена с трех до 11 месяцев. Кроме того, атомоход стал кузницей практической подготовки кадров для атомного морского флота России, способствовал становлению инфраструктуры базового обслуживания атомных судов.
Работа ледокола подтвердила высокую эффективность использования ядерной энергии на судах ледокольного флота. Успешная эксплуатация первого атомного ледокола положила начало развитию новой отрасли — гражданскому атомному судостроению.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1974 года за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях атомный ледокол «Ленин» был награжден орденом Ленина.
В 1989 году атомоход был выведен из эксплуатации, и над ним нависла угроза утилизации. Однако ветераны атомного ледокольного флота, общественные деятели Мурманска сумели отстоять его от уничтожения.
Госкорпорация «Росатом», которой с 2008 года принадлежит атомный ледокольный флот страны, профинансировала реставрацию атомохода, его радиационную очистку и постановку к причалу у Морского вокзала Мурманска.
После продолжительных технических мероприятий и реставрации 3 декабря 2009 года, на ледоколе «Ленин» был открыт музей. 6 мая 2015 года на его борту состоялась церемония открытия мультимедийного музейно-образовательного комплекса — «Арктик Экспо Центр» — Атомный ледокол «Ленин», а 3 июля того же года атомоход получил информационный знак «Морское наследие России».
В январе 2016 года он был включен в единый государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Требуется операция на «сердце»: история о нелегкой судьбе первого атомного ледокола в мире
Предпосылки строительства, инциденты на судне и история о том, как реакторная установка атомохода «Ленин» оказалась на дне Северного Ледовитого океана.
В послевоенные годы в СССР велось активное освоение Арктики и восточных регионов страны. Опыт экспедиций показал, что для расширения арктической транспортной системы и увеличения количества перевозок грузов необходимы ледоколы, способные работать во льдах длительное время.
Первоначально для навигации по северным морям использовались паровые ледоколы, топлива в которых хватало примерно на три недели автономного плавания без дозаправок. Чуть позже морской флот перешел на ледоколы с дизельной энергетической установкой, которые могли ходить без дозаправки до 50 суток. Однако даже такого показателя автономности не хватало, и бывали случаи, когда караваны судов оставались на зимовку во льдах Арктики из-за закончившегося топлива на ледоколе.
В это же время в стране активно совершенствовалась отрасль ядерной энергетики, которая дала мощный толчок развитию арктической транспортной системы. По подсчетам специалистов, встраивание в ледокол ядерной силовой установки позволило бы увеличить автономность судна до 12 месяцев. Сделав ставку на новые технологии, 20 ноября 1953 года Совет министров СССР принимает решение о строительстве первого в мире атомного ледокола «Ленин».
Судно заложили в 1956 году на судостроительном заводе в Ленинграде и уже 5 декабря 1957 года торжественно спустили на воду.
Как известно, со спуском на воду строительство судна не заканчивается, и буксиры отвели ледокол к достроечной стенке завода. Следующие два года на нем устанавливали атомные реакторы и проводили различные испытания. Только в декабре 1959 года ледокол успешно сдали Министерству морского флота и ввели в эксплуатацию. Уже в первые навигации по северным морям атомоход «Ленин» показал отличную автономность благодаря мощности ядерной энергетической установки. Тем самым проблема расширения транспортной системы и увеличения сроков навигации в Арктике была решена.
Первоначально на атомном ледоколе «Ленин» использовалась атомная установка ОК-150, которая, по воспоминаниям инженеров и участников проекта, имела множество недостатков и оказалась не такой надежной, как задумывалась. В связи с этим значительную, если не большую часть времени ледокол находился в ремонте.
В литературе описываются несколько инцидентов, произошедших в реакторной установке ледокола в период с 1965 по 1967 годы. Однако достоверно неизвестно, каким уровням по Международной шкале ядерных событий они соответствуют, и может ли хоть один из них квалифицироваться как полноценная авария.
В феврале 1965 года на ледоколе ремонтировали главные циркулярные насосы реактора №2. В процессе из-за ошибки операторов кратковременно остановилась циркуляция воды, что привело к перегреву активной зоны реактора. Выгрузка отработанного ядерного топлива была остановлена, а оставшиеся тепловыделяющие сборки было решено выгрузить в специальный защитный контейнер вместе с частью конструкций реактора. Через два года герметизированный контейнер погрузили на понтон и отвезли к заливу Цивольки около Новой Земли, где он и был затоплен.
По воспоминаниям А.А. Адрианова, заместителя начальника службы КИПиА на атомном ледоколе «Ленин», во время навигационного сезона осенью 1965 года была обнаружена течь первого контура реактора №3. Один из двух парогенераторов всего через три тысячи часов работы подвела вставная нержавеющая рубашка, которая должна была защищать внутреннюю поверхность корпуса от коррозии в течение нескольких десятилетий. В результате второй парогенератор до конца навигации мог выдавать лишь половину штатной мощности реактора.
Также Адрианов рассказывает о двух инцидентах, произошедших на ледоколе в 1966 году. В начале года из-за нарушения технологии сварочных работ на ледоколе произошел крупный пожар, разрушивший кабельные трассы. А летом была обнаружена новая течь вставной антикоррозийной рубашки из нержавеющей стали: теперь на реакторе №1, причём не на парогенераторе, а уже на силовом корпусе самого реактора. Устранить её без замены корпуса вместе со всем реактором оказалось невозможно.
По сведениям организации «Беллона», уже в 1967 году (по другим данным, подготовка к демонтажу реакторного отсека началась в конце 1966 года) на одном из реакторов была зафиксирована течь трубопроводов третьего контура. Во время вскрытия неразборной бетонной биологической защиты для выяснения места протечки якобы были нанесены серьёзные механические повреждения оборудованию реакторной установки.
Из-за многочисленных недостатков атомную установку первого поколения решили модернизировать. Поскольку к тому времени накопился значительный опыт эксплуатации атомного ледокола «Ленин», других морских ядерных энергетических установок и наземных атомных электростанций, появился вариант заменить установку ОК-150 более совершенной и современной модификацией ОК-900. По разным версиям, решение о замене вместо ремонта и модернизации имеющихся реакторов было принято после инцидента осенью 1965, летом 1966 или в начале 1967 года. Документально оформлено оно было постановлением Совета Министров СССР 18 февраля 1967 года.
Тяжелая радиационная обстановка и сжатые сроки ремонта не позволили разобрать реакторную установку внутри ледокола. В ходе данной операции порядка 6500 человек могли бы получить предельно допустимую годовую норму облучения. Поэтому для удаления установки ОК-150 приходилось искать более радиационно-безопасные способы.
Специалисты рассматривали различные варианты удаления реактора через верхнюю палубу или через борт атомохода на плавсредство или на берег. Однако после заливки атомной установки специальным раствором для биологической защиты вес всего реактора оказался слишком велик. К тому же вместе с атомной установкой хотели сразу же выгрузить все оборудование и конструкции внутри ледокола, которые подверглись радиоактивному загрязнению и не были пригодны для использования с новым реактором ОК-900.
После изучения всех возможных вариантов, оставался только один: извлечь реактор через днище ледокола с помощью точечных взрывов. Всю операцию планировали выполнить в пять основных этапов.
Основной сложностью операции на этапе планирования стали четыре переборочные перемычки, которые держали весь отсек с реактором. В случае появления трещин или неравномерного взрыва зарядов в отсеке мог образоваться перекос, и он начал бы расклиниваться прямо внутри ледокола, не имея возможности выйти из корпуса вниз.
Для подстраховки в отсек добавили дополнительные опоры, которые препятствовали перекосу, а каждый взрыватель оснастили дополнительными схемами питания, чтобы все заряды сработали одновременно. Перед проведением операции, в ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова на модели в масштабе 1:50 исследовали поведение отсека после взрыва, а действие зарядов тестировали на макете в масштабе 1:5.
После проведения всех испытаний и подготовительных работ ледокол на буксире в компании плавбазы «Лепсе» и спасательного судна «Алтай-1» отправился к Новой Земле в залив Цивольки, на место выгрузки реактора. Все работы третьего этапа операции по извлечению установки осуществлялись с 8 сентября по 19 сентября 1967 года.
Записи из вахтенного журнала атомного ледокола «Ленин»
19 сентября 1967 года
20:00. Стоим на якоре (левом). Ведутся подготовительные работы по выгрузке отсека.
20:30. В заряды установлены детонаторы, проверены цепи питания запалов. Все люди из центрального отсека вышли, начато заполнение отсека забортной водой самотеком.
Ледокол встал на якорь над будущим местом захоронения отсека у Новой Земли и началась самая сложная часть подготовки перед взрывом — вырезка днища ледокола под реактором, которая производилась опытными водолазами. Всего потребовалось убрать обшивку периметром около 60 метров на что ушло двое суток.
21:20. В столовой команды собраны все аварийные партии на инструктаж.
21:30. Инструктаж окончен.
21:40. П/б «Лепсе», с/c «Алтай», л/к «Капитан Мелехов» предупреждены по УКВ о том, что с этого момента они должны держать свои машины и экипажи в постоянной готовности.
Получившийся вырез уплотнили поролоном с брезентом, откачали воду из отсека и начали резку силовых переборок реактора. После всех необходимых операций реактор держался только на четырех основных переборках, на каждую из которых впоследствии были установлены кумулятивные заряды.
21:50. Аварийная тревога, всем аварийным партиям занять свои места.
22:05. Начали выбирать якорный канат.
В ходе разработки проекта было решено, что экипаж на ледоколе должен находиться на всех стадиях работ по выгрузке реактора. Однако, непосредственно перед взрывом, весь производственный персонал и личный состав ледокола, не задействованный в аварийном расписании и на вахтах, вывели с атомохода на плавучую базу «Лепсе».
22:10. С/с «Алтай» сообщил о постоянной готовности машин и экипажа. Якорный канат выбран до 3 смычек в воде.
22:22. Капитаном объявлена 5-минутная готовность.
По словам участников операции, после взрыва и отделения реактора от корпуса ледокол всплыл на 2-2,5 метра, что совпало с рассчетами, проведенными до этого на уменьшенной модели судна.
22:50. Крена нет. Поступили доклады от всех аварийных партий об отсутствии повреждений окружающих центральный отсек переборок. Отбой аварийной тревоги.
23:05. Отдан буксир на п/б «Лепсе».
23:15. Выбран левый якорь, с/с «Алтай» дал малый ход, отводит ледокол за корму от места выгрузки центрального отсека.
Обратно в Мурманск ледокол буксировали с вырезанным и затопленным днищем, из-за чего скорость буксировки была ограничена. Спустя семь дней, 26 сентября «Ленин» добрался до Мурманска, а 5 октября его поставили в док для восстановления днища. Через месяц работы были завершены и ледокол отправился в Северодвинск на завод «Звездочка» для монтажа новой атомной установки ОК-900.
Работы по замене реактора были полностью завершены спустя два года. Поскольку конструкция новой атомной установки отличалась от предыдущей и теперь внутри стояло два реактора вместо трех, на атомоходе пришлось модернизировать 204 из 675 помещений.
Однако все прошло успешно и после всех испытаний 21 июня 1970 года был подписан приемный акт, в результате которого атомный ледокол «Ленин» уже с новым «сердцем» вновь заступил на службу в Арктике.
После замены атомной установки «Ленин» проработал ещё девятнадцать лет. Из-за сильного износа корпуса с 1984 года ледокол использовали только в периоды наиболее благоприятной навигации с июня по декабрь. Спустя пять лет было решено полностью вывести его из эксплуатации, да и к тому времени появились более современные суда для работы в Арктике. На атомоходе демонтировали гребные винты и сняли вертолёт ледовой разведки, а реакторы подвергли консервации. После чего его поставили на вечную стоянку в порту Мурманска.
За все время работы в Арктике «Ленин» провёл сквозь льды 3741 судна, а сам прошёл более 1,2 млн километров, из которых 1,037 млн во льдах, поучаствовав в 26 навигациях. В настоящее время на ледоколе организован музей и информационный центр Росатома. С 2016 года атомоход был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Атомный ледокол «Ленин»
Ледокол «Ленин» начали собирать в 1956 году на судостроительном заводе имени Марти. Над уникальным проектом работали ученые, монтажники и сварщики под руководством физика Анатолия Александрова.
Особенности конструкции
Многие технические решения на момент создания ледокола были новаторскими.
Экономия топлива
В сутки вместо десятков тонн нефти ледокол расходовал 45 граммов ядерного горючего, которые можно было бы вместить в спичечную коробку. Экономичное использование энергии позволяло атомному ледоколу за один рейс побывать и в Арктике, и у берегов Антарктиды.
44 тысячи лошадиных сил
Каждый из трех реакторов в 3,5 раза превосходил по мощности первую в мире атомную электростанцию СССР. Полная мощность силовой установки составляла 44 тысячи лошадиных сил.
Защита от радиации
Стальные плиты, толстый слой воды и бетон надежно защищали экипаж и окружающую среду от радиации.
Балластная система против льдов
Проектировщики установили на атомоходе специальные системы балластных цистерн, чтобы ледокол не застрял во льду. Когда из цистерны одного борта перекачивали воду в цистерну другого, судно начинало раскачиваться. Тем самым борта ломали и раздвигали лед. В носу и в корме ученые установили такую же систему цистерн.
Ледокол-музей
В 2009 году на атомном ледоколе открылся музей. Гости музея могут увидеть, как жили и работали моряки на атомоходе. Экскурсоводы проведут в каюты, столовую экипажа и в медсанчасть для моряков с операционной, лабораториями, рентген- и стоматологическим кабинетами. На судне также расположился «музей в музее», где прежний экипаж собрал небольшую мемориальную экспозицию.
Техническое оснащение ледокола можно увидеть в машинном отделении. На посту энергетики и живучести все желающие узнают, как контролировали силовые установки судна. Через смотровые окна посетители увидят верхнюю часть атомных реакторов и салон капитана, а с капитанского мостика заглянут в штурманскую и действующую радиорубку.
История «Ленина»: рождение атомного ледокольного флота
С.-ПЕТЕРБУРГ, 3 дек — РИА Новости, Анна Юдина. День атомного ледокольного флота России не случайно отмечается 3 декабря. Ровно 53 года назад, в 1959 году, в этот день был поднят флаг на судне, которому суждено было стать вторым легендарным ледоколом после «Ермака», о котором знал весь мир. «Ленин» — первенец, «дедушка» атомного ледокольного флота, первый атомный — как только его не называют, стремясь подчеркнуть ту значительную роль, которую он сыграл в развитии мирного атома в России.
Погружение в историю
Музей Адмиралтейских верфей — небольшое красное здание, которое не найдешь без проводника на огромной заводской территории. Внутри — чисто, тепло, на первом этаже царит полумрак. Натыкаясь на стенды с портретами Петра Первого и рисунками парусников, которые 300 лет назад делали мастеровитые петербургские корабелы, прохожу вместе с заведующей музеем Еленой Поликарповой на второй этаж. Там — история 20 века в разнообразных макетах: от бронированных крейсеров и знаменитых «щук» (торпедных дизель-электрических подлодок проекта Щ — ред.) до современных титановых глубоководных аппаратов и газовозов-гигантов.
— Из ветеранов, участвовавших в строительстве «Ленина», уж не осталось никого в живых, — вздыхает Елена Викторовна. — Сами посудите — прошло почти 60 лет со времени закладки, а с разработки проекта — и того больше. Если и есть сейчас глубокие старики, которые помнят «Ленин» стоящим на стапелях, то тогда это были, должно быть, совсем молодые разнорабочие. «Отцы-основатели», допущенные к проекту, ушли уже давно.
В музее верфей «Ленину» посвящено всего два стенда и красивый, тщательно исполненный макет около метра в длину и сантиметров 50 в высоту. В архивах бережно хранят проектную документацию — так называемый техпаспорт судна. Это толстенная книга, где тщательно прописаны все параметры корабля, дан его подробный чертеж, марки металла, запчасти и так далее. Такой документ есть у каждого судна, корабля, подлодки, вот только стоит на нем, как правило, аббревиатура ДСП, то есть «для служебного пользования».
— Это был проект, намного опередивший свое время. Почему первый ледокол отдали строить именно адмиралтейцам, а не Балтзаводу, находящемуся на противоположном берегу Невы? На этот счет есть разные версии. Одна из них гласит, что технология строительства верфей была на тот момент менее затратной для советского правительства. Для послевоенного десятилетия вопрос цены в стране был немаловажным, — рассказывает Поликарпова.
Как рождался «дедушка»
Можно сказать, что «Ленин» был в каком-то смысле детищем «холодной войны», развернувшейся тогда между СССР и США, рассказывает Герой Социалистического труда, знаменитый полярник Николай Корнилов. Арктика всегда приковывала к себе внимание ведущих держав и прежде всего — даже не как поле для научных исследований, а как территория для возможного размещения баз военной авиации, подлодок — словом, как можно ближе к берегам противника.
— Ведь когда была высажена СП-2 («Северный полюс-2» — вторая советская научно-исследовательская дрейфующая станция. Работала со 2 апреля 1950 года до 11 апреля 1951 года под руководством Михаила Сомова — ред.), то про нее вообще ничего не говорили и не писали. Это потому, что параллельно с учеными там работали военные, — поясняет Николай Александрович.
«Ленин», конечно же, не был военным судном. И цели у него были все-таки мирные — проводка судов во льдах, помощь тем, кто застрял в ледовом плену на трассах Севморпути. Само словосочетание — «мирный атом», пожалуй, укрепилось в сознании людей именно благодаря ему.
По словам Поликарповой, разработкой «Проекта 92» в начале 50-х занималось ленинградское ЦКБ-15 (ныне ЦКБ «Айсберг»). Почему именно 92? Именно такой номер в таблице Менделеева носит уран — основа ядерного топлива. (Позднее, когда «Ленин» пришел в Мурманск на работу, там была создана «База 92», которая через полвека превратилась во ФГУП «Атомфлот» — ред.).
«Главным конструктором проекта являлся Василий Неганов. Под руководством выдающегося ученого Игоря Африкантова проектировалась атомная установка. Форма обводов корпуса отрабатывалась в ледовом бассейне Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Судовые турбины создавались на Кировском заводе, главные турбогенераторы для ледокола строил Харьковский электромеханический завод, гребные электродвигатели — ленинградский завод «Электросила», — рассказала Поликарпова.
«Ленин» был заложен на Южном стапеле Адмиралтейских верфей (на знаменитом Галерном островке, расположенном между двумя рукавами реки Фонтанки при впадении ее в Неву — ред.). Спустя полвека (в 2009 году) с этого же самого стапеля спустили танкер-гигант «Кирилл Лавров», длина которого в два раза превышала длину «дедушки» атомного ледокольного флота.
Всего около 300 предприятий и НИИ участвовали в создании первого атомохода. В книгах по истории создания «Ленина» авторы часто приводят различные цифры и факты: 70 тысяч деталей, общая длина сварных швов более 6 тысяч километров (приблизительно как расстояние от Москвы до Владивостока), апробация новой методики сборки крупногабаритных деталей по масштабному плану, фотопроекционный метод разметки деталей корпуса. Проще говоря, проект был новым, сталь для него была тоже новой (сверхпрочной), строить нужно было в сжатые сроки, поэтому и размечать будущие детали, и резать для них металл, и сгибать его, и собирать из частей одно целое приходилось новаторскими способами.
«Ленин» был настолько большим по тем временам, что даже со стапелей его спустили при помощи специальных понтонов — чтобы корпус весом в 11 тысяч тонн не «зарылся» в дно Невы при сходе со спусковых дорожек, которые оказались коротковаты.
— Собирали «Ленин» под открытым небом — ни в один цех такой богатырь просто не влез бы. Жилую надстройку собирали отдельно и опускали по частям на уже готовый корпус, — поясняет Поликарпова.
Спуск на воду состоялся 5 декабря 1957 года, сразу после полуденного выстрела пушки на Петропавловской крепости, а в сентябре 59-го атомоход вышел на испытания в Финский залив, чтобы 3 декабря 1959 года войти в строй советского флота. Первым капитаном «Ленина» стал Павел Пономарев.
Первые годы жизни
— С 1954 по 1961 годы я работал в Тикси, там и слышал о «Ленине», и познакомился с его вторым капитаном, Борисом Макаровичем Соколовым, именно в тех краях. Борис Макарович ходил на «Ленине» сначала капитаном-дублером Пономарева, а потом (в 1962 году — ред.) возглавил экипаж, — продолжает рассказ Николай Корнилов.
Первая арктическая навигация «Ленина» началась в 1960 году. Уже тогда возникли первые проблемы с ледовыми ящиками. Это специальные устройства по приему забортной воды для охлаждения энергетической установки, принципиальные для безопасной и эффективной работы любого ледокола, особенно атомного. Ледовые ящики «Ленина» оказались расположены слишком высоко и постоянно забивались ледяным крошевом, оставляя атомоход без охлаждения.
— Конечно, не все было гладко с его эксплуатацией, пришлось и ящики переделывать, и еще много чего дорабатывать. Но мы даже ядерной установки совершенно не боялись, когда ходили в рейсы. Не было у нас страха, — подчеркнул Корнилов.
Аварии на энергетической установке «Ленина» были, но, к счастью, всегда обходилось без жертв. Самый известный ныне факт — течь в трубопроводах реакторной установки в 1967 году, которая закончилась существенным повреждением реактора, пишет Владимир Блинов в книге «Ледокол «Ленин». Первый атомный».
Изначально на атомоходе было три реактора. В 1967-70 годы в Северодвинске на нем провели уникальную операцию, аналогов которой до сих пор нет: вырезали, а затем «выбили» направленными зарядами центральный отсек с неисправной реакторной установкой, составлявшей четверть веса ледокола. Затем реакторный отсек отбуксировали к Новой Земле и затопили в обстановке строжайшей секретности.
После этого мирный атом ни разу не подводил «дедушку» ледокольного флота: на «Ленине» была смонтирована двухреакторная установка ОК-900, которая, с небольшими изменениями, впоследствии была установлена на все атомоходы следующего поколения (тип «Арктика»).
Работа с полярниками
Высадка дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-10» (СП-10) была первой в истории высадкой станции с судна (ледокола). До этого только на СП-1 использовались суда, да и то при эвакуации станции.
— Это сейчас высадка дрейфующих станций с атомного ледокола — дело привычное, — рассказывает Николай Корнилов, — а в 1961 году, когда стало известно, что мы будем дрейфовать на СП-10, идея высадки станции с атомохода была внове.
СП-10, начальником которой и стал Николай Александрович, должны были высаживать осенью, так как весной 1961 года разрушилась льдина с СП-9 и на смену ей нужно было срочно искать новую льдину и организовывать станцию.
— В августе 61-го года я впервые в жизни увидел «Ленин» в Мурманске, куда мы с начальником высокоширотной экспедиции «Север-13» Дмитрием Максутовым прибыли, чтобы участвовать в подготовке к рейсу. Да, впечатление ледокол произвел положительное, что и говорить. Мы его обошли сверху донизу, — улыбается Корнилов.
К своей первой научной задаче атомоход был подготовлен более чем хорошо: пока он шел к месту высадки, полярники собрали на вертолетной площадке семь домиков, чтобы не терять на льдине время.
— Мы с собой тащили 510 тонн солярки — запас на два года, чтобы спокойно дрейфовать. По сравнению с самолетами высадка с ледокола не идет, конечно, ни в какое сравнение — все доставляется на место сразу. Правда, некоторая теснота была — ребята (полярники) спали в спортзале, я на диване у старшего механика притулился. Да еще 13 корреспондентов с нами ходили в тот рейс, — вспоминает Корнилов.