в каком городе ботик петра
Ботик Петра Первого: что это за корабль, когда построен, где находится
Огромный интерес у людей, интересующихся историей России, вызывает ботик Петра Первого – небольшое судно, благодаря которому царь-реформатор получил первые уроки морской науки. О его существовании знают многие, но не всем известно, что в нашей стране существует два исторических объекта с таким названием.
Ботик «Святой Николай»
Как правило, когда говорят о ботике Петра I, то подразумевают именно это судно. В настоящее время оно выставлено на почётном месте в Центральном военно-морском музее России, который расположен в Санкт-Петербурге. Это небольшой одномачтовый бот длиной чуть более шести метров и шириной немногим менее двух метров, целиком изготовленный из дерева. Точное время его постройки неизвестно, ориентировочно это 1640 год.
Ботик «Святой Николай», хранящийся в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. Wikimedia Commons / Sergey Nemanov (CC BY-SA 2.5)
Первым владельцем ботика был дед Петра, Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых. Существует мнение, будто он планировал использовать ботик как образец для постройки аналогичных судов своими силами. Однако этого не произошло, и «Святой Николай» использовался двоюродным братом царя для катания по реке. Спустя несколько лет интерес к ботику был утерян, и судно, помещённое в амбар для хранения, на долгие годы было забыто.
О том, как ботик был найден среди старой рухляди, известно из воспоминаний самого Петра Первого, которые он разместил в предисловии к Морскому регламенту. Увидев «судно иностранное», юный царь поинтересовался у Франца Тиммермана, для чего оно используется. Узнав, что ботик может ходить под парусом даже против ветра, он захотел увидеть, как это происходит. После ремонта «Святой Николай» был спущен на воду Просяного пруда в Измайлове, а впоследствии перевезен на более просторное Переславское озеро.
Спустя почти сорок лет, уже став императором, Пётр устроил в 1723 году чествование «дедушки русского флота», как он назвал своё первое судно. С тех пор ботик «Святой Николай» бережно сохраняли вначале в Петропавловской крепости, затем в специально возведенном «Ботном домике». В 1940 году историческую реликвию передали Центральному военно-морскому музею, где ботик находится по сей день.
Ботик «Фортуна»
История второго ботика Петра Первого началась в 1688 году, когда юный царь решил построить «потешный флот» на Плещеевом озере.
Корабельная верфь расположилась в Переславле-Залесском, на берегу небольшой речки Трубеж. В то время у России был выход только к Белому морю, которое никак не годилось для тренировки юного царя в кораблевождении. За без малого четыре года были спущены на воду около ста кораблей разных размеров, в том числе два 30-пушечных фрегата. В августе 1692 года царь провёл манёвры своего потешного войска, в которых участвовали сухопутные корпуса и флот.
Однако Плещеево озеро царю быстро наскучило, и уже через год он перенёс верфи в Архангельск, где занялся строительством настоящего флота с боевыми многопушечными кораблями. Потешные суда остались забытыми на много лет. В 1722 году Пётр вновь посетил Переславль, но к тому времени многие корабли потешной флотилии пришли в негодность. Разгневавшись, царь приказал местным воеводам привести оставшиеся суда в порядок и создать условия для их хранения.
Так и было сделано, однако во время сильного пожара, случившегося в 1783 году, практически все корабли были уничтожены. Чудом уцелел только небольшой бот «Фортуна», в строительстве которого Пётр Первый принимал непосредственное участие. Это небольшая десятивёсельная шлюпка голландского образца, изготовленная из древесины дуба. Вёсла, к сожалению, в настоящее время утрачены, но сохранилась мачта.
В 1803 году местные дворяне собрали средства и возвели на месте деревянного потешного дворца изящный павильон, увенчанный шпилем. В нём разместился ботик «Фортуна» и другие реликвии, сохранившиеся с петровских времён. Этот музей, названный «Ботным домом», существует и в наши дни.
Бот «Фортуна», находящийся в филиале Переславского музея-заповедника. Wikimedia Commons / Vasy (CC BY-SA 3.0)
Сегодня это музей-усадьба, на территории которого, помимо павильона для ботика, располагаются Белый дворец, Ротонда и Сторожка. Ежегодно в июле на территории музея проводится праздник, посвящённый истории российского флота.
«Дедушка русского флота»: ботик Петра I «Святой Николай»
Среди моделей прославленных кораблей в Зале Славы Российского флота Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге, на самом почетном месте стоит скромный оригинал — ботик «Святой Николай». Это один из самых ценных музейных экспонатов. На нём молодой царь Петр I в 1688 году получил первые уроки судовождения по Яузе и Просяному пруду в Измайлове под Москвой.
Ботик «Святой Николай», вид носовой части
Ботик «Святой Николай», вид с кормы
Ботик был построен около 1640 года в Англии. В то время между Англией и Россией существовали тесные экономические и политические связи. Торговля между двумя странами велась через Архангельск. Начало им было положено в царствование Ивана Грозного; в 1649 году в связи с казнью английского короля Карла I они были прерваны.
В письме королю Людовику XV от 13 июня 1723 года французский посол в России Жак де Кампредон сообщает следующие сведения о ботике:
Лет восемьдесят тому назад дед Е.И.В. выписал из Англии через Архангельск в Москву маленькое судно или, лучше сказать, модель (образец) военного судна, размерами очень малой шлюпки, которую он назвал «Св.Николай», довольно грубой постройки… Можно предположить, что намерение царя Михаила Федоровича заключалось в том, чтобы выстроить несколько судов по этой модели.
Судно было наречено «Св.Николаем». Никита Иванович Романов, двоюродный брат первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича, использовал его для речных прогулок. После смерти бездетного Никиты Ивановича в 1654 году большая часть имущества, включая ботик, перешла к его племяннику — отцу Петра I царю Алексею Михайловичу.
Интерес к морю возник у юного Петра под влиянием проживающего в Немецкой слободе голландского моряка и знатока судостроения Франца Тимермана. Впоследствии Петр I так описывал свою находку:
… Случилось нам быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тимермана), что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях — для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно.
Обнаруженный царем ботик «Святой Николай» уже долгие годы гнил в Измайлово. Голландский мастер Карстен Брант из Немецкой слободы, в свое время служивший на «Орле», «бот починил и сделал машт и паруса». Возможно, в изготовлении парусов принимал участие и голландский корабельный мастер Корт, также из Немецкой слободы.
Брант дал Петру первые уроки хождения под парусами. Позднее Петр вспоминал:
На Яузе при мне лавировал, что мне паче удивительно и зело любо стало. Потом, когда я часто употреблял с ним, и бот не всегда хорошо ворочался, но более упирался в берега, я спросил, для чего так, он сказал, что уска вода; тогда я перевез его (бот) на Просяной пруд…
Однако Просяной пруд в Измайлове оказался слишком мал, и царь там «мало авантажу сыскал». В июле 1688 года Петр начинает строительство «Потешной флотилии» на Плещеевом озере близ Переславля-Залесского.
«Святой Николай» оставался в Измайлове до 1701 года, откуда был перевезен в Кремль и установлен около колокольни Ивана Великого. В 1723 году по приказу Петра судно было доставлено в Санкт-Петербург. 29 мая Петр I встречал его у стен Александро-Невской лавры. 30 мая ботик торжественно подошел к Петропавловской крепости, где был встречен орудийным салютом из 31 выстрела.
11 августа ботик встречали на Кронштадском рейде более двух десяткой кораблей, выстроенных в парадный ордер, залпом из 1,5 тысячи орудий. Командиром «Святого Николая» был генерал-адмирал Ф.М.Апраксин, рулевым — адмирал Петр Михайлов (Петр I), лотовым — вице-адмирал А.Д.Меншиков, пушкарем — обер-цейхмейстер флота Отто, гребцами — вице-адмиралы Сиверс и Гордон. В приветственной речи российский император произнес:
Смотрите, как дедушку внучата веселят и поздравляют! От него при помощи Божеской флот на Юге и Севере, страх неприятелям, польза и оборона государству!
30 августа 1723 года, когда отмечался Ништадский мир, ботик установили на больверке Государева бастиона в Петропавловской крепости. После смерти Петра о нем на некоторое время забыли. С 1728 года он хранился в крепостных казематах. Лишь в 1744 и 1745 годах, в царствование Елизаветы Петровны, «Святой Николай» дважды совершал торжественные выходы. В 1761 году «дедушку русского флота» поместили в построенный рядом с Петропавловским собором «Ботный дом».
Ботный домик рядом с Петропавловским собором в Петропавловской крепости. Архитектор А.Ф.Вист
16 мая 1803 года, когда торжественно отмечали столетие Санкт-Петербурга, ботик установили на палубе новопостроенного 110-пушечного линейного корабля «Гавриил», вставшего на якорь у Сенатской площади. 3 июля 1836 года ботик на палубе военного парохода «Геркулес» присутствовал на параде кораблей Балтийского флота в Кронштадте. В 1872 году ботик участвовал в Политехнической выставке в Москве, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра I, куда был доставлен из Санкт-Петербурга железной дорогой, а последние несколько сот метров прошел на веслах по Москва-реке.
В 1928 году ботик поместили в бывшем Птичьем вольере в Петергофе. В 1940 году легендарное судно было передано в Центральный военно-морской музей Ленинграда. В июле 1941 года ботик эвакуировали в Ульяновск и возвратили обратно в Ленинград в 1946 году. Сейчас его можно увидеть в Зале Славы Российского флота обновленного Центрального военно-морского музея в бывших Крюковских (Морских) казармах.
Ботик «Святой Николай» в Зале Славы Российского флота
Путь к великим делам начинается с мечты. У Петра Великого такая мечта была. И она сбылась: Россия превратилась в могущественную морскую державу.
300 лет спустя. Корабли Дважды Краснознаменного Балтийского флота ВМФ России на стоянке в Кронштадте
Использованные материалы:
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Вот теперь понятно, что за тест-яхта была у великого Петра, который прослыл знаменитым мореходцем и основателем флота государства Российского! Все начинается с малого, и главное, чтобы в тему и вовремя!)
Ух ты, вот с этого всё и начиналось…Как всё за это время изменилось!
Переславль-Залесский. Музей Ботик Петра.
Фото от памятника Петра, стоящего на горе Гремяч, в сторону Плещеева озера.
На южном берегу Плещеева озера, в трех с лишним километрах от города, находится музей усадьба с непривычным названием «Ботик». Я о нем упоминала во второй теме. Музей расположен за древним селом Веськово, на высоком месте, именуемом горой Гремяч (ее так прозвали во времена Петра, поскольку на ней были установлены пушки, которые «гремели», когда по прорытому каналу спускали корабли на воду). Здесь в конце XVII века по воле Петра I велось строительство так называемого «потешного флота», положившего начало военно-морскому флоту России.
В 1688 году в Переславль приехал юный царь Петр. Вид просторного Плещеева озера подал ему идею устроить здесь свою «потешную» флотилию. Строительство началось безотлагательно, в июле-августе 1688 года, под руководством голландского корабельного мастера Карштена Брандта, в устье Трубежа.
К 1689 году почти вся флотилия, за исключением самого главного судна, была готова. Петр лично принимал участие в строительстве яхт и ботов. Однако флотилии не суждено было немедленно пуститься в плавание по озеру – Петр вынужден был уехать из Переславля в Москву, где происходили серьезные политические события.
С рассвета до наступления темноты на деловом дворе стучали топоры, дымились смолокурни, светились горны в кузницах. Строили различные по размеру и назначению суда — фрегаты, яхты, галеры. Самый крупный корабль носил название «Марс», названный в честь античного бога войны, на его борту находилось 30 пушек.
Настала пора показать сделанное. Сначала в мае, а затем в августе 1692 года были устроены торжественные смотрины флота. Из Москвы приехали мать Петра царица Наталий Кирилловна, его жена и сестра, многочисленные придворные и гости, прибыли потешные полки для участия в совместных маневрах с флотом. Почти весь август продолжались торжества и военные маневры, которые убедительно доказали, что в России появился настоящий военный флот.
Первая флотилия Петра была, конечно, главным образом учебной – как для русских кораблестроителей, так и для будущих моряков.
В начале следующего года Петр вновь занимается строительством судов на Плещееве озере, но наступает пора и для морских затей великого преобразователя России. Позже он напишет: «Несколько лет исполнял я свою охоту на озере Переславском; наконец стало оно для меня тесно. Тогда я решил видеть прямо море и стал просить позволения у матери съездить в Архангельск. »
В 1693 году Петр I уехал в Архангельск – строить новую флотилию, уже не «потешную».
Петр отправляется к Белому морю и закладывает в Архангельске морскую верфь. После его отъезда деловой двор опустел — лучших мастеров он взял с собой. Вслед за царем разъехались и приближенные.Уезжая из Переславля, Петр дал наказ беречь суда и сам помнил о них, даже находясь в далеких странах. Известно письмо, посланное царем князю Ромодановскому из Голландии, в котором он пишет: «. есть же в Переславле корабль, который Клас делал, и мню, что он по новине своей и по величеству годен будет в вышереченный флот. » Этот корабль Петр предполагал перевести из Плещеева озера по Вексе и перл и в волгу, чтобы включить его в Каспийскую флотилию.
Отправляясь в персидский поход, Петр в последний раз посетил Переславль. Увидев, в каком плачевном состоянии находится его флотилия, корабли гнили, за ними никто не следил, он пришел в ярость и резким почерком написал переславским воеводам указ, который иногда не без основания называют первым в России указом об охране исторических памятников: «Воеводам переславским. Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры; а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ. Петр, в Переславле, в 7 день февраля 1722 года».
Боясь суровой кары, переславские воеводы начали спешно исправлять повреждения судов. Для лучшего присмотра за судами было решено переправить их в город. Место для стоянки выбрали у земляного вала на левом берегу Трубежа, на Большой Песочнице. Для малых судов на берегу построили навесы, а большие корабли оставили на реке. Сначала за флотом следили с усердием, а затем, забыв строгий наказ царя, перестали обращать на него внимание. Корабли гнили и разрушались. Им не суждена была долгая жизнь — во время большого пожара города в 1783 году они все сгорели.
Уцелел лишь один бот «Фортуна», который, как утверждает предание, строил сам Петр I и который не перевезли, к счастью, на новое место.
Точно сказать, почему так произошло, трудно, можно лишь предположить, что крестьяне села Веськова хотели сохранить память о тех славных днях и оставили у себя бот, который, по местному преданию, был сделан руками самого Петра.
Единственное сохранившееся судно некогда многочисленной флотилии стало главным экспонатом первого в здешних краях музея, открытого в 1803 году.
Основным экспонатом «Ботного дома» является бот «Фортуна». Вместе с ним здесь представлены корабельные снасти, а также украшавший фасад дворца Петра I черный двуглавый орел из листового железа. В «Ботном доме» можно увидеть чугунный бюст Петра I скульптора Б. А. Растрелли и бронзовое скульптурное изображение Петра I, выполненное скульптором А. М. Опекушиным.
Специально для него был построен каменный павильон с четырехколонным портиком, в котором поместили бот «Фортуну», а также снасти и якоря с других кораблей, котел для варки смолы, остатки часового механизма с царского дворца. На фасаде здания укрепили металлическую таблицу с надписью: «Петру Великому — усердный Переславль».
Перед входом в «Ботный дом» находятся кованые якоря конца ХVII века, оставшиеся от больших кораблей «потешной» флотилии.
В середине прошлого века патриотически-настроенная часть владимирского дворянства выкупила у частного владельца землю, на которой стоит музейный павильон. Перед ним, по проекту А. Кампиони был установлен гранитный обелиск в честь великого преобразователи России.
Рядом построили караульный домик для отставных матросов, охранивших музей.
Строится Ротонда – здание для общественных приемов и танцев.
«Ротонда» представляет собой одноэтажное строение желтого цвета с верандой. Сейчас в этом здании открыта выставка «Образ Петра I в изобразительном искусстве».
Интерьер «Ротонды» воссоздает обстановку, окружавшую дворян в петровские времена. Здесь можно увидеть бордовые штофные обои (обои на шелковой материи); роспись на потолке; узорчатый паркетный пол; стилизованные под первую четверть ХVIII века столы и лавки.
Летом 1852 года была устроена триумфальная арка. С её наружной стороны — надпись на чугунной доске золочёными словами: «сооружены 1852 года»; с внутренней стороны, к ботику, надпись славянскими буквами: «освящены 1852 года августа 17 дня». Сверху этой арки украшения из морских военных арматур.
Один из залов музеи посвищем знаменитому Чесменскому сражению, которое произошло в Эгейском море между российским и турецким флотами в 1770 году. В селе Нагорье Переславского уезда жил и скончался герой этой битвы адмирал А. Свиридов, его личные вещи и две картины с изображением сражении в Чесменской бухте представлены в экспозиции. Правда, это другая картина, пера Д. Н. Кардовского «Парад петровской флотилии на Плещеевом озере 21 августа 1692 года».
Последний зал музеи повествует о Советском Военно-Морском Флоте. Здесь находятся макеты современных кораблей, навигационные приборы, фотографии прославленных моряков. Но я там не была.
С сооружением в 1853 году «Белого дворца» усадьба «Ботик Петра I» приобретает окончательный архитектурный облик, сохранившийся до наших дней.
Последним объектом, относящимся к музею-усадьбе «Ботик Петра I», является памятник Петру I. Так юный царь выглядел во время своего пребывания на берегах Плещеева озера при строительстве «потешной» флотилии в 1691–1692 годах. Памятник Петру I был установлен в 1992 году. Его автор – скульптор А. Д. Казачок.
Прощаясь с залесской землей, еще раз взглянем с горы Гремяч на озеро, окрестные леса, город вдали, вспомним о веках, пронесшихся над этой землей и оставивших памятники истории и культуры, сохранить которые наш долг перед Отечеством.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Ботик Петра Первого
«Ботик Петра Первого» — это, кто не в курсе, музей на горе Гремяч близ Переславль-Залесского, у Плещеева озера. Это, конечно, уже Ярославская область – но от Москвы совсем не так далеко.
Между прочим, это самый старый в России военно-морской музей – он открылся в 1803 году, что на два года раньше официальной даты создания «Морского музеума» в Петербурге (петербуржцы, возможно, эту информацию оспорят – милости просим).
А сама история флота на Плещеевом озере восходит к 1688 году. И история поистине умилительная.
Началось с того, что юный (шестнадцатилетний) царь Петр Алексеевич обнаружил в московском Измайлове голландский бот, хранившийся в амбаре. Опробовал на Яузе – но речка показалась узковата. Позже Петр напишет (в предисловии к Морскому уставу): «Я стал проведывать, где больше воды. Мне подсказали Плещеево озеро.» (Что было верно: даже сейчас площадь озера превышает 50 квадратных километров, а максимальная глубина – около 25 метров. Тогда же, как утверждается, озеро было еще больше.)
Царь царем, но в силу возраста Петр еще должен был просить на все серьезное разрешения у маменьки. Не выдержал – приврал: отпросился как бы на богомолье в Троице-Сергиеву лавру (а город Переславль стоит на той же Ярославской дороге, километрах в сорока за Сергиевым Посадом). В лавре, понятно, не задержался и отправился дальше.
Плещеево озеро Петру понравилось. Пришлось по возвращении «колоться» перед маменькой, а у сестрицы царевны Софьи просить денег на закладку судоверфи (Софья в то время еще пребывала регентом при коронованных младших братьях). Но все утряслось – появились и судоверфь, и двор. В общей сложности здесь построили до сотни разнокалиберных судов, включая два тридцатипушечных фрегата – к чему, как утверждается, и лично Петр приложил руку. Проводились и «потешные» маневры.
Так прошло несколько лет. Петр повзрослел, Плещеево озеро стало ему тесно – тем более, что выхода к морям не имело. Дальше уже были верфи на Белом море и в Воронеже, Петербург и Кронштадт… И уже взрослый Петр, проезжая как-то через Переславль, поинтересовался судьбой своей первой флотилии и распорядился все уцелевшее сохранять: «Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры; а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрёгших...».
Не то, чтобы пренебрегли, но все-таки не сберегли. В конце XVIII века в городе случился большой пожар. Охватил огонь и собранные вместе исторические суда. Уцелел лишь один ботик, хранившийся по каким-то причинам отдельно. Вот его-то мы и видим сейчас в «ботном доме» музея.
Бот, между прочим, носит название «Фортуна». К нему самому фортуна оказалась, таким образом, благосклонной. Его хранение отдельно от других судов некоторые исследователи объясняют тем, что ботик якобы был выстроен при непосредственном участии молодого царя. Что на данный момент невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.
Так откуда взялась дата «1803 год»? А это отдельная история. И в ней появляется еще один необходимый персонаж: князь Иван Михайлович Долгоруков, владимирский губернатор (в то время город Переславль-Залесский и его уезд входили в состав Владимирской губернии).
Именно по инициативе Долгорукова было выстроено каменное здание для хранения ботика и прочих сохранившихся свидетельств эпохи петровского судостроения на Плещеевом озере. А в 1803 году музей торжественно открыли.
Что, кстати, представлял собой наш ботик? Это дубовая шлюпка голландского типа, одномачтовая, рассчитанная на пять пар весел. Вот так примерно ботик выглядел в полной оснастке.
В «ботном доме» есть несколько интересных скульптурных портретов Петра. Вот работа Александра Опекушина.
Но это XIX век. А вот произведение Бартоломео Карло Растрелли, Петром же для работы в Россию приглашенного, имеет, как утверждается, документальную основу.
А дело вот в чем: в 1719 году Петр позволил скульптору снять с него восковую маску – «восковую персону», как тогда говорили. Именно на ее основе и делал Растрелли свои изображения Петра.
От прочих петровских построек у Плещеева озера не уцелело ничего – они были деревянными, а дерево в здешнем влажном климате живет, как утверждают местные жители, не более ста лет. Но на месте дворца Петра (чтоб было понятно – «дворец» представлял собой бревенчатое строение из пяти комнат) в середине XIX века выстроили уже дворец путь не самый огромный, но вполне настоящий. Тогда он предназначался для торжественных приемов (бывали здесь и коронованные особы), а сейчас стал еще одним корпусом музея.
Экспозиция посвящена, естественно, началу петровского флота. Представлена «комната Петра» — составляющие экспозицию предметы соответствующей эпохи собраны по окрестным монастырям. А поскольку Петр на первом этапе действительно там останавливался, есть возможность допускать, что и этими конкретными предметами пользовался. Ну, или такими же.
Корабль в разрезе. Для пушек устраивались специальные люки.
Фрагмент украшавшей корабль резьбы – лев.
Вот еще любопытный экспонат – кованый железный котел для варки пива. Конец XVII века, то есть Петр, опять же, мог попробовать результат. А диаметр котла – около двух метров.
И еще она скульптура – уже в этом здании. Это конец XIX века, скульптор – Марк Антокольский (не исключено, что это подготовительная работа к его же ростовому памятнику Петру).
Еще из памятников: обелиск во дворе музея, середина XIX века, автор проекта – архитектор Петр Кампиони.
Стоящие рядом якоря в человеческий рост – настоящие, от той петровской флотилии.
Наконец, появился в комплексе музея-усадьбы «Ботик Петра» и еще один симпатичный музей с веселым названием.
А это про историю рыбной ловли на Плещеевом озере.
Действительно, сложно предположить, чтобы в таком внушительном по размерам озере не было рыбы. Она есть. Разная, в том числе даже очень не простая – знаменитая «царская селедка», она же ряпушка.
Вот так она выглядит. И между прочим, попала с 1781 года даже на герб города.
Для ловли рыбы здесь активно применяли острогу.
Местная лодка, кстати, была устроена любопытным образом – делалась из двух выдолбленных и соединенных вместе стволов деревьев. Называлось такое плавсредство «комягой».
«Ботик Петра» – филиал Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Сам музей – большой и интересный, основные его экспозиции находятся на территории Горицкого монастыря (спешите видеть, пока не отдан церкви, что через некоторое время панируется).
Пока же можно подняться на колокольню и осмотреть окрестности оттуда.
На территории обнаруживаем бюст Юрия Долгорукого. Ничего, кстати, удивительного – это он, представьте, основал Переславль-Залесский. А бюст – работы Сергея Орлова, автора московского конного памятника Долгорукому. Собственно говоря, это просто фрагмент той статуи – и плечо несколько странно приподнято потому, что у московского памятника поднята рука.
В здешнем Успенском соборе интересные и необычные восьмигранники, примыкающие к полукруглой апсиде.
Но еще интересней внутренний декор – елизаветинское барокко.
Среди разделов экспозиции – коллекция деревянной скульптуры.
Народный быт и декоративно-прикладное искусство.
Местная флора и фауна.
До разделов живописи и иконописи мне в этот раз добраться не удалось. Поскольку в музее происходило вручение премии «Хранители наследия» – коей как раз и был награжден переславский музейный коллектив. С чем их, как и всех прочих лауреатов, и поздравим.
Что еще стоит не пропустить в городе, это собор XII века на центральной площади. Он сейчас реставрируется – что хорошо. Из-за чего нельзя зайти внутрь – что грустно.
В соборе, как утверждается, был крещен Александр Невский. Что вполне возможно – поскольку он здесь родился и даже княжил. Памятник на площади – работы все того же Сергея Орлова.
Там же – небольшая церковь Александра Невского с очень элегантными главками.
Или вот еще интересная шатровая церковь.
От старинных городских укреплений сохранились земляные валы. Исследования показали, что это серьезное инженерное сооружение (хоть и XII века): внутри деревянные срубы. Окружность валов – 2.5 км, высота – 8-10 метров. Когда-то поверху шел еще деревянный частокол с башнями. Сейчас же это место прогулок туристов.
Впрочем, местные жители могут использовать валы и более прагматично – например, пасти там коз.
В окрестностях города есть также любопытные археологические и геологические объекты. В самом же Переславле – какое-то невероятное количество указателей на разнообразные музеи, числом никак не менее двух десятков: от Музея Александра Невского до Музея утюга. В общем, придется найти время все это еще разведать.
Теперь как доехать:
Общественным транспортом: либо электричкой до Сергиева Посада, а оттуда на автобусе, либо на прямом автобусе из Москвы от Щелковского автовокзала (уточняйте расписание).
На автомобиле: по Ярославскому шоссе все прямо и прямо. Сергиев Посад можно при этом обогнуть по объездной дороге. Все расстояние – примерно 140 километров, из которых проблемными в смысле пробок могут быть первые десять после МКАДа.