в каком городе больше всего трамваев
Трамвайные столицы России. 5 городов, в которых трамвайная сеть длиннее всего
Этот вид общественного транспорта, пожалуй, старейший среди тех, что действуют. Появился он в первой половине XIX века и поначалу работал на конной тяге. Первый электрический трамвай для эксперимента запустили в 1880 г. в Санкт-Петербурге.
Этот транспорт пережил расцвет между первой и второй Мировой войной, затем долгое время пребывал в упадке и только после 1970 г. снова стал популярным транспортом, ведь появились новые технические возможности.
Экологичный транспорт сейчас может развивать от 65 до 90 км/ч (это зависит от того, в каком состоянии рельсы и контактная сеть). Трамвайные линии есть в 62 городах России (Крым мы тоже учли). 3 города России (Старый Оскол, Усть-Илимск, Волгоград) дали трамваю статус скоростного транспорта. В Волгограде, причём, есть трамвайные линии, проложенные под землёй, которые называют «метротрам».
Длина сети трамвайных линий по оси улиц: 228 километров.
Этот город имеет трамвайную систему, расположенную севернее всех по широте. Кроме того, маршруты трамваев здесь самые протяжённые в России. Когда-то в 80-х годах местная трамвайная сеть считалась крупнейшей в мире, ведь её длина составляла 300 км!
Вплоть до 2002 г. на Васильевском острове был необыкновенный трамвайный перекрёсток, состоящий из 16 стрелок! На этом перекрёстке трамвай мог изменить движение, поехав в любую сторону. Переводом стрелок занимался дежурный.
Однако, в 90-е и «нулевые» закрыли отдельные линии из-за экономического кризиса. И теперь трамвайная сеть города занимает только 4-е место по протяжённости в мире. В Санкт-Петербурге остался всего лишь 41 маршрут, линии которого ежедневно бороздит 800 вагонов.
В этом городе действует маршрут №60, который признают самым загруженным в России. Также здесь есть частный «Чижик», который говорит всем «Катайся, улыбайся!» чуть больше года. «Чижика» использует новые трамваи «Метелица», разработанные швейцарской компанией Stadler Rail AG.
Также по городу то и дело проезжают старенькие сочленённые ЛВС-86 выпуска конца 80-х годов и одиночные ЛМ-99. А вот те трамваи, которые мы привыкли видеть в других городах России (Tatra и КТМ) здесь не найти. Постепенно в городе появляются новые сочленённые «Витязи», а вместе с ними и КТМ-31.
Трамвайные линии от потока машин здесь не отделены, поэтому вагоны стоят в пробках вместе со всеми.
Длина сети трамвайных линий по оси улиц: 178 километров.
Когда-то здесь разгромили самую большую в мире троллейбусную систему. Однако, трамвай держится несмотря ни на что в Москве уже с 1899 г. Трамвайный парк здесь регулярно обновляют «Витязи» (они составляют половину от общего числа).
Среди стареньких трамваев по-прежнему действуют КТМ-19 и Tatra T3. Последние сейчас списывают и отправляют в те регионы, которым и такое обновление могло только сниться. Иногда в Москве можно встретить сочлененные PESA Fokstrot (пр-во Польша) и КТМ-23.
Когда-то, при Лужкове, демонтировали 15 км. трамвайных линий в центре города. Теперь вся трамвайная сеть здесь состоит из двух обособленных частей: основной и северо-западной.
В Москве сейчас действует 40 маршрутов, на которые каждый день выезжает больше 800 вагонов! И хотя последняя линия была открыта ещё в 1982 г., всё равно трамвай остаётся востребованным видом транспорта. Восточную часть города пронизывают трамвайные пути хорошо, а вот в западной части их найти невозможно. При этом практически все маршруты отделены от машин ограждением и запрещающими знаками, поэтому трамваи редко стоят в пробках.
Длина сети трамвайных линий по оси улиц: 80 километров.
Трамваи запустили в этом городе в 1929 г. И по популярности их обгоняет только маршрутное такси. Трамвайная сеть состоит из 31 маршрута, которые обслуживает 470 трамвайных вагонов. Основная часть вагонов — это Tatra T3 (Чехословакия), которые делали на века в 70-80-х годах. Многие из них пережили уже капитальный ремонт. Помогают стареньким трамваям модели Tatra T6.
Несмотря на то, что трамваи уже многое повидали на своём веку (их всё же заменяют потихоньку на новые вагоны Уралтрансмаша), в городе строят новую линию в соседний городок Верхняя Пышма. Длина новой линии составляет 9 км. Кроме того, здесь собираются запустить вагоны в новый застраивающийся микрорайон Солнечный.
Длина сети трамвайных линий по оси улиц: 78 километров.
Первый трамвай появился в городе уже в 1896 г. Это делает трамвайную систему Нижнего Новгорода одной из древнейших в нашей стране. В городе есть 15 маршрутов, которые обслуживает 330 вагонов.
Здесь по городу колесят КТМ-5 и Tatra T3 (были выпущены в 80-е). Среди новых можно найти модели Уралтрансмаша. Также с 2018 по 2020 г. сюда привезли 20 бывших в употреблении московских трамваев.
Маршруты исторической части города бороздит старинный РВЗ-6М2, который был реставрирован.
Длина сети трамвайных линий по оси улиц: 74 километра.
Трамвайное движение здесь запустили в 1935 г. Город пронизывают трамвайные маршруты, соединяя жилые районы с промышленной зоной, расположенной на другом берегу реки Урал.
После распада Советского Союза, пожалуй, этот город один из немногих смог увеличить трамвайную сеть. Она здесь большая, но в городе проживает меньше 1 миллиона жителей (он один такой из всей подборки).
В Магнитогорске есть 51 маршрут. В него мы включили рейсы, которые увозят людей на заводы и короткие маршруты. Трамвайные линии отделены от потока машин практически полностью (на 80%). От этого перемещаются вагоны довольно автономно.
Список городских трамвайных систем России
Настоящая страница содержит список городов России, в которых как составная или единственная часть системы городского общественного транспорта есть или были ранее трамвай, конка, а также скоростной трамвай, являющийся и именуемый официально таковым в крайне небольшом ряде случаев (хотя планы его создания были и есть ещё в нескольких городах).
Строки трамвайных систем, существующих и работающих до сих пор, выделены в таблице цветом. Названия городов с закрытыми трамвайными системами выделены также курсивом, систем скоростного трамвая — жирным.
Критерии включения
Городской трамвай определяется как
Установление того, в каких городах есть или были трамваи, требует некоторого произвольного, субъективного суждения, особенно применительно к случаям ведомственного, в т.ч служебного, трамвая и лёгких и прочих немагистральных железных дорог, в том числе узкоколейных.
Некоторые городские трамвайные систем имели или имеют линии или группы линий, географически отделённые от «основных» систем. Известные примеры, существовавшие или существующие на постоянной основе (то есть за вычетом складывавшихся в годы формирования или сворачивания и закрытия сетей), включены в таблицу (например, Волгоград, Россия).
Известные «пригородные» продолжения городских трамвайных сетей включены в таблицу. Линии «сельского» или «междугороднего» характера в основном в таблицу не включены.
Многие пригородные, сельские и междугородные предприятия трамваев и лёгких железных дорог обслуживали местные, внутригородские маршруты в пределах городов, расположенных на их линиях. Известные примеры включены в таблицу.
Многие пригородные, сельские и междугородние маршруты лёгких железных дорог, не являющихся трамваем, обслуживали попутные перевозки в пределах городов, через которые они проходили. Такие примеры в таблицу не включены.
Дата открытия — это та дата, с которой услуги пассажирских перевозок были предложены широкой публике. Испытательные поездки и церемонии открытия могли происходить и до этой даты.
Дата закрытия — это последний полный день, когда услуги пассажирских перевозок предлагались широкой публике. Иногда маршруты могли работать небольшое время следующих суток (то есть, за полночь). Церемонии закрытия и прощальные поездки могли происходить и после этой даты. Некоторые линии закрывались вследствие ущерба, причинённого им ураганами, землетрясениями или войнами. Иногда в таких случаях закрытие не приобретало окончательный характер ещё какое-то время после фактического закрытия движения; в таких случаях, опять-таки, приведена дата последнего дня работы.
Работа некоторых систем прерывалась на длительные периоды времени (год и дольше) по разным причинам, включая катастрофы, финансовые затруднения или конфликты между трамвайными предприятиями и местными властями. Известные случаи такого рода отмечены в таблице.
Многие города планировали трамваи, но не построили их. Эти «бумажные трамваи» не включены в настоящую таблицу.
Крупнейшими в России (и Европе) городами без трамвая являются Воронеж, где существовала многие десятилетия, но была закрыта одна из крупнейших российских трамвайных систем, и Тольятти, где планировалась, но не была реализована система скоростного трамвая.
Киров — сооружение электрического трамвая началось в 1943, но не было завершено. См. Кировский трамвай
Каменск-Уральский — сооружение электрического трамвая началось в 1949, но не было завершено. См. Трамвай Каменска-Уральского
Рейтинг трамвайных городов России
В чём суть метода? В качестве основных взяты три параметра:
— эксплуатационная протяжённость сети («по оси улиц/линий»),
— количество единиц подвижного состава,
— годовые пассажироперевозки.
Изменения параметров за два десятилетних отрезка 1995-2005 и 20005-2015 гг. характеризуется отношением значений параметра (коэффициентом) в год начала и в год окончания промежутка.
В зависимости от донного коэффициента начисляются баллы: основные и дополнительные.
Порядок начисления основных баллов в зависимости от коэффициента (для каждого параметра и временного отрезка).
коэффициент | балл | |
более 1 | 5 | |
0,75 | 0,99 | 4 |
0,5 | 0,74 | 3 |
0,25 | 0,49 | 2 |
0 | 0,24 | 1 |
Прибавление/уменьшение дополнительных баллов (по 2 балла на параметр) должно характеризовать наличие серьезных изменений в тенденции в так называемые «сытые 2000-е гг.» по сравнению с 90-ми годами, Что несколько отражает возможную нелинейность процесса. В случае если значение коэффициента за 2005-2015 гг. превышает значение за 1995-2005 г. более чем на 0,1, то 2 балла прибавляются, если значение меньше на 0,1, 2 балла вычитаются. Во всех остальных случаях дополнительные баллы не начисляются.
В итоге каждый трамвайный город может получить по данной методике от 0 до 36 баллов.
Довольно простая эмпирическая методика.
В рейтинге за недостатком данных не участвовали следующие трамвайные системы:
Евпатория,
Молочное,
Саяногорск / Черёмушки,
Усть-Катав.
Результаты начисления баллов.
Распределение городов по набранным баллам.
Список аутсайдеров, набравших наименьшее количество баллов, совсем не удивил.
Несомненно, данный метод является вариантом ставшего притчей во языцех метода приложения линейки. На практике же решение об уничтожении трамвая могут быть приняты властями в любой момент времени. Например, текущая ситуация в Новокузнецке уже серьезно поменялась.
Да и груз накопленных проблем объективно может сработать как триггер. Если условно средний возраст подвижного состава в городе N 35 лет, то продлевать тенденцию на 10 лет вперед не имеет практического смысла. По всем городам России возрастная структура известна.
Но для практических целей создания рейтинга нужно знать эти данные в разрезе городов.
Ведь ситуация от города к городу может кардинально различаться в силу различной направленности усилий городских властей.
По Европе на трамвае: города, где точно стоит прокатиться
Трамвайное сообщение в Европе переживает настоящий бум. Там, где однажды от трамвая отказались, его возродили и стали активно развивать. Так произошло, например, в Ницце, Палермо и Мадриде. Трамвайные сети стали строить и там, где их никогда не было: Лондон обзавёлся трамваем в 2000 году, в Афинах первые вагоны забегали в 2004-м.
Думаю, не за горами время, когда появится ещё больше необычных маршрутов и туристы будут выстраиваться в очередь, скажем, на летающий трамвай. А пока и на земле есть на чём прокатиться, чтобы получить особые впечатления. Где же ходит самый длинный в мире трамвай, где — бесплатный, а в каком можно наесться сырного фондю?
Лиссабон: трамвай старинный
В столице Португалии шесть городских маршрутов, представленных как большими современными вагонами, так и старинными «таратайками». В ином городе эти цветные трамвайчики с тесным салоном и жёсткими сиденьями давно бы отправились в утиль или служили экспонатами в историческом музее. Но в Лиссабоне они лихо проносятся по чрезвычайно узким улочкам, совершая круг почёта по колоритному туристическому маршруту.
Со скрипом и грохотом проезжая буквально вплотную к стенам домов и веренице припаркованных автомобилей, они везут галдящую толпу, состоящую из туристов вперемешку с лиссабонцами. И если для последних это способ избежать утомительных пеших подъёмов и спусков, то для путешественников — забавный аттракцион и must-have экскурсионной программы.
Сувенирные лавки Лиссабона пестрят открытками и магнитами с изображением такого маленького жёлтого трамвайчика. Крепко зацепившись дугой за провода, он упорно ползёт вверх по крутой улице. Это визитная карточка города — трамвай номер 28.
Днём он ходит часто: с интервалом в восемь-девять минут, поздним вечером — всего лишь три-пять раз в час. Но именно в это время значительно выше шанс избежать огромных очередей на посадку и проехаться сидя. Чтобы гарантированно попасть в эту «коробчонку», лучше всего отправляться на начальную или конечную станцию : на других, заполненная до отказа, она может и не остановиться.
Разглядывая цветастые улицы из трамвайных окон, нужно внимательно смотреть и за своими вещами: не исключено, что где-то в этой разношёрстной, радостно улюлюкающей толпе затесались опытные карманники. Но это, пожалуй, единственный недостаток поездки. Всё остальное: шум, гвалт, резкие торможения, нависающие на подножках пьянчужки (и такое бывает, видела) — расценивается как неотъемлемое веселье и незабываемый колорит Лиссабона.
Будапешт: трамвай двусторонний
Ещё один жёлтый трамвай с туристических открыток — будапештский, с цифрой 2 на лбу. Справедливости ради скажу, что не только этот маршрут представляет интерес в венгерской столице. Вся трамвайная сеть уникальна: одна из крупнейших в мире, она пользуется даже большей популярностью, чем местное метро.
Трамваев много не бывает
Итак, наиболее популярный у туристов маршрут — номер 2. Он курсирует между станциями Közvágóhíd и Jászai Mari Ter, выходит на рейс в 4:40 и закругляется только после полуночи. За 20-минутную поездку вдоль Дуная можно окинуть взглядом главные достопримечательности города, включая Парламент, мосты Эржебет, Свободы и Цепной, башни Рыбацкого бастиона и отель Gellert.
Ты скажешь, что всё это лучше рассматривать во время долгой пешей прогулки? Всё именно так! Но, уютно устроившись у окна трамвая № 2, так приятно «отполировать» свои впечатления и дать наконец терпеливым ногам немного отдохнуть. Если же окажешься в Будапеште в рождественскую пору, тебе можно искренне позавидовать: венгерские трамваи одеваются в праздничную иллюминацию — и это сказочно красиво!
Прага: трамвай ностальгический, привилегированный
Если ты не поездил на пражском трамвае, считай, не был в Праге. Ладно-ладно, был, но не узнал её до конца. Трамвай — гордость чешской столицы, и он имеет абсолютное преимущество на дороге — даже перед пешеходами! Но такое положение вполне заслуженно: по Праге ездят 35 маршрутов. Кстати, девять из них выходят на линию поздно вечером и курсируют всю ночь. Так что смело можно гулять допоздна, не переживая, что в ночи придётся вызывать такси.
Вагонов в трамвайном парке Праге без малого тысяча! Львиную долю занимают «Татры» разных модификаций: модернизированные и потому вполне комфортные. А на специальном ностальгическом маршруте № 23, запущенном в марте 2017-го, все 18 трамваев — старые добрые Tatra T3, оформленные в стиле ретро.
Сидя в этих милых, лупоглазых трамваях из детства, можно любоваться Пражским Градом, Национальным театром и другими достопримечательностями эклектичной красотки Праги — маршрут проходит по историческому центру. Tatra T3 с табличкой «23» выходят на линию с 8:30 утра до 7 вечера: в будние дни с интервалом в полчаса, по выходным в туристический сезон — через каждые 15 минут.
Предъявите «ездынку»!
У пражских трамваев удобное и понятное расписание, они ходят минута в минуту и довольно часто. Рекомендую скачать DPP Info — мобильное приложение всего общественного транспорта Праги. С его помощью можно узнать, как добраться до нужной остановки, сколько это будет стоить и какое время займёт дорога.
Грац: трамвай бесплатный
По праздникам некоторые экспонаты тематически украшаются и выводятся на улицы. На исторических вагонах совершаются заранее запланированные туры, летом по выходным устраиваются бесплатные экскурсии. Современный же подвижной состав представлен разными моделями: есть и «семидесятники», и низкопольные Bombardier.
Как это бесплатно?
В исторической части города (Altstadt), между Jakominiplatz и Hauptplatz есть особая транспортная зона, в пределах которой поездки не тарифицируются. Остановки, которые входят в эту зону, помечены специальными стикерами. Кататься бесплатно можно круглый год, в любой день недели и в любое время дня. Грац — первый европейский город, где применена такая инициатива. Она была введена властями совместно с Ассоциацией туризма. Её цель — повышение привлекательности исторического центра для туристов и местных жителей.
Цюрих: трамвай элитный, гастрономический
Желаешь прокатиться на «Пони», «Кобре» или вообще на «Слепой корове»? Тогда тебе срочно нужно в Цюрих. Именно так называются трамвайные вагоны, курсирующие по улицам самого крупного швейцарского города. Трамвай здесь — главный общественный транспорт, он перевозит две трети всего пассажиропотока и способен доставить туриста куда угодно, даже привезти из аэропорта.
Не против выложить от 85 до 95 франков (≈5500–6150 ₽) за поездку на трамвае и совместить её с изысканным ужином? Тогда выбирай, что больше по душе: горячее сырное фондю, изысканный ароматный хамон и прошутто или фирменные блюда национальной кухни кантона Тичино.
Фото: Devansh587 / Shutterstock.com (слева) и PixHound / Shutterstock.com (справа)
Бюджетный вариант
Если же 85 франков за поездку считаешь расточительством, покупай обычный билет (от 2,7 франков, или ≈ 180 ₽) — и прокатись на простом трамвае по центру Банхофштрассе (одной из самых дорогих в мире торговых улиц) или через четырехкилометровый тоннель, где трамвайное движение вдруг становится левосторонним. Этот туннель был построен ещё в 1971 году, когда власти Цюриха планировали одарить город метрополитеном. Но простым гражданам это нововведение было не по нраву — и они единодушно отклонили его в ходе референдума. Так Цюрих остался без метро, но приобрёл вот такую интересную особенность. Тоннель находится между остановками Schwamendingerplatz и Milchbuck.
Бильбао: трамвай зелёный
Если ты уже наездился на уличных эскалаторах в Барселоне, поплавал на лодочке по севильской площади Испании и проехался над Мадридом на фуникулёре, самое время прокатиться на удивительном трамвае в северной жемчужине Испании — городе Бильбао.
Его трамвайная сеть — одна из самых новых в Европе: работает с 2002 года. Здесь единственная 4,4-километровая линия и маршрут всего один — с 14 остановками. Зато какой: в печатлений, пардон за каламбур, — вагон! Трамвай идёт вдоль реки, и из его окон видны главные достопримечательности города, включая причудливый серебристый цветок Музея Гуггенхайма и пронзающую небо башню Iberdola.
В чём же особенность трамваев Бильбао? Во-первых, здесь ездят вагоны, которые выпускаются исключительно местной компанией. Да, это CAF, которая производит трамваи для Будапешта, но для себя бискайская компания делает особенные, не похожие ни на какие другие вагоны. И кстати, они тоже двусторонние. Во-вторых, местами рельсы проложены прямо по зелёным газонам, которые футуристичные утюги бискайского трамвая гладят очень мягко и аккуратно.
Фото: clemente lasala / Shutterstock.com (слева) и jose maria luis / Shutterstock.com (справа)
Итак, трамваи в Европе пользуются не только популярностью, но и большим уважением. Их изображают на открытках, в честь них открывают музеи, им уступают дорогу пешеходы… Для местных жителей и бывалых путешественников красивый и комфортный трамвай давно стал привычным транспортом. Но иногда поездка на нём способна впечатлить и стать настоящим туристическим развлечением!
omchanin
Невидимый город
Оригинал взят у vdovinea в Трамвайная статистика по городам бывшего СССР
В России оказывается не самая печальная ситуация.
Базовый вариант, все города идут в алфавитном порядке:
Комментарии к обозначениям:
1. Россия и Украина разделены на регионы для удобства выборки и сортировки.
2. В список включены все трамвайные системы бывшего СССР на конец 1991 г., в том числе закрывшиеся.
Далее таблица представлена в виде сортировок по выделенным показателям.
Сортировка по длине сети (по оси улицы / линии, измерение по спутниковым снимкам, погрешность измерений
Сортировка по количеству подвижного состава (по данным БД СТТС на 17.02.2015):
Сортировка по годовым пассажиропотокам (использованы самые свежие имеющиемся официальные значения для данного города за период 2010-2014 гг):
Сортировка по отношению количества подвижного состава на километр сети:
Сортировка по отношению количества перевезённых пассажиров на километр сети (в год):
Сортировка по отношению количества перевезённых пассажиров на единицу подвижного состава (тысяч человек на единицу в год):
Кроме полноформатной таблицы также предлагаются две малые таблицы.
Системы, имеющие линейную топологию (Л/ЛЛ) или разделённые на два (2С) или 3 (3С) физически несвязанных друг с другом «куста»:
Думаю, здесь интересно узнать соотношения размеров разделённых сетей:
Алфавитный список закрытых и [временно] остановленных с 1991 г. трамвайных систем: