в каком году зародился рок
История зарождения рока: От рок-н-ролла до «Британского вторжения»
Зарождение легендарного жанра музыки и одна масштабная музыкальная революция, подарившая нам рок таким, каким мы знаем его сейчас.
В Америке — музыка дикарей, а затем и музыка нищих. Зачатки рок-н-ролла конца XVIII века не вписывались ни в одно общество красиво одетых и накормленных людей. Масло в огонь подливало и правительство США, настырно пытаясь разделить музыку элиты и нищего люда.
К середине XX века всё координально изменилось. Ритм-энд-блюз всё сильнее укреплялся в сердцах молодежи. Это была музыка протеста, свободы и страсти. Она, словно семена, произрастала в мыслях молодых парней и девчонок, возводя на пьедесталы Роя Брауна (Roy Brown), Рэя Чарльза (Ray Charles) и Уайлда Билла Мура (Wild Bill Moore) с его песней «Rock and Roll».
Само собой такой смелый стиль не мог долго находиться вне поля зрения белых музыкантов и в 1953 году американский музыкант Билл Хэйли ( William John Clifton Haley) записал несколько песен в новом звучании. Среди них была и та, что стала символом зарождения нового великого жанра рок-н-ролл, «Birth of the Boogie».
Музыка белых в стиле рок-н-ролл пронеслась ураганом по США и невероятно полюбилась всему молодому поколению. Электрогитара, контрабас, фортепиано и саксофон в совокупности с тактовой частотой 4/4 создавали весёлое настроение и приковывали к себе внимание молодёжи. Это была смелая и драйвовая музыка, способная заставить любого сорваться с места и танцевать. Рок-н-ролл поселился в душах каждого, кого он касался.
Но время шло, и можно было догадаться, что там, где есть взлёт, будет и падение. Этим падением стал стремительный уход великих звезд со сцены. Причины тому были разные, начиная уходом в армию и заканчивая скорбной кончиной артиста. Но ни одна из причин не связана с потерей интереса толпы к новому музыкальному стилю. Люди хотели больше рок-н-ролла и одна масштабная «музыкальная революция» дала им его.
«Британское вторжение» ознаменовало собой новую эру возрождения рок-н-ролла в лице всеми любимого полноценного рока. На момент ухода звёзд с эстрады в Америке, в Англии был популярен отнюдь не блюз и джаз, а необычный жанр скиффл — некая помесь кантри, фолка и народного пения. Для этого жанра не обязательно было иметь хорошие инструменты и навыки игры. Жанр имел популярность среди британской молодежи во многом благодаря признанному «королю скиффла» Лонни Донегану (Anthony James Donegan) и первой группе Джона Леннона (John Winston Ono Lennon) — The Quarrymen. Однако скиффл родился в США, а расцвёл уже только в Англии.
В самой же Англии в начале 60-х годов зародился новый стиль мерсибит, сочетающий в себе скиффл, рок-н-ролл и ритм-энд-блюз. Это упрямый и конкретный жанр, в котором ярко выделяются чистый гитарный звук, грубые барабанные партии и гармоничный вокал. Тот рок, который мы привыкли слышать и есть мерсибит в новом обличии. Но это явление могло пронестись также мимолётно, как и ритм-энд-блюз, и не стало бы глобальной музыкальной революцией в рок музыке, если бы не мировая группа The Beatles.
Спустя более 50-ти лет о них знает практически каждый, а тогда их название было связано со всеобщим подражанием, поклонением и безумством, именуемым «битломания».
Четыре молодых парня из Ливерпуля: Джон Леннон, Пол Маккартни (James Paul McCartney), Ринго Старр (Richard Starkey) и Джордж Харрисон (George Harrison). Они начинали с маленьких клубов в своём родном городке, выпустив свой первый альбом «Please Please Me» в марте 1963-го и 7 февраля 1964 года уже дают жару на территории Америки.
Во время выступления Битлз на «Шоу Эда Салливана», по телевидению их наблюдало более 70-ти миллионов человек. Фактически, взгляд каждого третьего американца в тот день был прикован к Битлам.
https://youtu.be/b-VAxGJdJeQ (Выступление Битлз на «Шоу Эда Салливана»)
Несмотря на всеобщую популярность, не всем была по душе популярность Битлз. Консервативное общество старшего поколения отзывалось о них, как о грязной и недостойной обожания группе. Однако уже через пару лет стало ясно, что The Beatles — это настоящий культурный феномен, способный вывести музыку на новый уровень и перевернуть с ног на голову весь музыкальный мир. Именно эти четыре музыканта задали новый виток в музыке с множеством уникальных поджанров.
Логично предположить, что теперь появится много новых групп, которые захотят добиться такого же успеха и найти своё собственное звучание.
Одной из таких групп, основанной в 1961 году мультиинструменталистом Брайаном Джонс (Lewis Brian Hopkin Jones), стали The Rolling Stones.
Первоначальный состав группы: певец Мик Джаггер (Michael Phillip Jagger), гитарист Кейт Ричардс (Keith Richards), ритм-гитарист Брайан Джонс (Lewis Brian Hopkin-Jones), бас-гитарист Билл Уаймен (Bill Wyman) и барабанщик Чарли Уоттс (Charles Watts).
Мик Джаггер и Кейт Ричард дружили еще в школьные годы. В отличие от Битлз, группа вдохновлялась блюзом и ритм-энд-блюзом, особенно музыкой Чака Берри и Мадди Уотерса. Дебютировала группа 21 июля 1962 в лондонском «Марки-клубе». Профессиональные джаз и блюзмены не слишком жаловали репертуар новой группы, отказав ей в профессионализме. Но Rolling Stones это лишь раззадорило. Они делали ставку на неотесанный внешний вид и агрессивный характер музыки. Это оказалось удачное решение и теперь группа могла не только потягаться в популярности с самими Битлами, но и дать начало классическому року нашего времени. Группа выпустила свой одноименный альбом «The Rolling Stones» в апреле 1964 года.
https://music.yandex.ru/artist/6601 (дебютный одноимённый альбом The Rolling Stones)
Их песни были наполнены мощными гитарными рифами и прямолинейными текстами протестов не только против политики и общественных порядков, но и самого мироустройства.
Британский рок 70-х годов стал известен такими культовыми группами, как Led Zeppelin, Judas Priest, Deep Purple, Black Sabbath. Эти группы сформировали тяжёлое и сокрушительное звучание, именуемого сегодня тяжёлым роком. Появилось большое множество разнообразных стилей и направлений рока. Однако с уверенностью можно сказать, что всё это случилось благодаря великой музыкальной революции в Америке и Великобритании 50-60-х годов, именуемой «британское вторжение». Грубый психоделический рок, панк-рок и прогрессив поднялся не только в попытках найти собственное звучание, но и в стремлении подражать британским героям рока The Beatles и The Rolling Stones.
История рока: возникновение и развитие
Роль музыки в мировой истории часто преуменьшают. Прослушивание любимых композиций провоцирует выработку дофамина – гормона счастья. Это снижает стресс, поэтому музыку используют при лечении депрессии и других психологических расстройств. Такое «лекарство» всегда привлекало людей, поэтому известные музыканты собирали тысячи слушателей на концертах. Толпа не хочет конфликтовать, когда ей комфортно. Так, джаз, появившийся благодаря чернокожим исполнителям, никогда не подвергался расовым предрассудкам и всегда был любим публикой.
Зарождение и развитие рок-музыки
История рок-музыки началась в Америке, когда расовая вражда достигла пика. Чернокожее население США не имело право ездить в автобусах на первых четырех рядах, предназначенных для “белых”. Афроамериканцы обязаны были уступить место. Дети учились в школах, разделенные по цвету кожи. Даже общественные места, такие как пляж, подвергались сегрегации. Rock-n-Roll помог примирить враждующих людей, ведь он произошел сразу из трех видов музыки: ритма, кантри и блюза, которые стали истоками рока. Афроамериканские исполнители играли для белой публики. Белые музыканты выступали перед чернокожими. Так музыка помогла сблизить враждующие расы. С новомодным направлением первыми познакомились жители штата Огайо, где диджей Алан Фрид включал записи необычного стиля.
Название Rock-n-Roll до популяризации использовалось в текстах этнических афроамериканских песен.
Хотя история рока началось в конце 40-х, официальным годом зарождения нового направления считается 1951-й. Именно в этом году вышла первая студийная запись новомодного звучания под названием “Rocket ‘88” в исполнении дуэта Айка Тернера и Джеки Бренстон. После недолгого затишья на сцене появился знаменитый Элвис Пресли. Молодой певец быстро покорил слушателей своей харизмой и приятным тембром. Каждая пластинка, записанная музыкантом, становилась популярной и закрепляла любовь общества к рок-н-роллу. Пресли стал родоначальником первого ответвления необычного течения, позже названного “рокабилли”.
50-е года принесли любителям тяжелой музыки множество композиций, которые популярны по сей день. Вот лишь короткий список классики рок-н-ролла, появившейся в послевоенные годы:
Развитие зарубежной рок-музыки
Спустя двадцать лет после того, как появился рок, он начинает активно развиваться в Европе и Америке. От простых и танцевальных мотивов музыканты переходят к более сложным композициям. Основоположником тяжелой музыки считается Линк Рей — американский гитарист, который первым использовал эффект fuzz. Так называют искажение музыки, при котором теряется огибающий сигнал. Впервые он был использован в композиции “Rumble”, записанной в 1957 году.
Совместно с Диком Дейлом Линк Рей создал новый стиль рок-н-ролла — серф. Они вдохновлялись звучанием гавайской гитары и эффектом вибрато. Первой композицией, записанной в стиле серф, стала песня “Buldog”. Самыми яркими представителями нового направления были группы Ventures, Shadows и Fireballs. Течение серф существовало недолго: на смену пришел серф-поп, где музыканты совместили качества стиля с традиционным звучанием.
Движение модов
Рок считается одним из самых свободных стилей. Именно эксперименты подарили миру музыки новые разветвления. В Британии 60-х любовь к этому стилю уже основательно закрепилась благодаря The Beatles. Коллектив до сих пор считается легендарным и транслируется на радиостанциях. К ним на смену пришли Rolling Stones, которые должны были стать “бунтарской версией жуков”. Рекламируя выступления нового коллектива, менеджеры обещали публике выступление “величайшей рок-н-ролл группы всех времен”. Коллектив по сей день поддерживает этот статус, а журнал, названный в их честь, считается самым авторитетным для меломанов всей планеты.
С середины 60-х годов группы стали искать новый звук. Первыми его нашли Kinks, добавившие в привычные рок-н-рольные мотивы тяжелое звучание и тексты о социальных проблемах. Такая музыка создала целую субкультуру — моды. Так называли себя стильно одетые молодые люди, одержимые музыкой. С ними в Британию пришли блюз, соул, ска и модерн-джаз. Движение принесло популярность The Who – британской рок-группе, чье звучание по тем временам считалось самым тяжелым. Они же ввели новое название направления – “пауэр-поп”.
Beatles стала первой группой, чьи записи в Советском Союзе копировались на рентгеновские снимки. Такая технология получила название “рок на костях”.
Гаражный рок
Рождение андерграунда пришлось на середину 60-х. В основном гаражный рок играли любительские группы. Они писали песни и выступали в небольших барах. Большинство коллективов так и не попали в студии. Название такого течения произошло от стиля репетиций: подростки собирались в гараже, где и тренировали свои навыки. Яркими представителями направления можно назвать группы The Sonics и The Knickerbockers. Направление нельзя назвать популярным, но он повлиял на развитие рок музыки. Именно от гаражного стиля произошли панк и прото-рок.
Развитие металла
Следующим решающим этапом в становлении рока было появление металла. С ним появилось сразу несколько тяжелых видов музыки. На радио зазвучали AC/DC, Black Sabbath и Judas Priest. Этот период называют новой волной или New Wave Of British Heavy Metal. Звучание стало агрессивным. В группы добавились вторые гитаристы. Обязательным в композициях считалось наличие соло, которое показывало мастерство исполнителя. Больше всего на эволюцию стиля повлиял коллектив Iron Maiden. Их тяжелая музыка сочеталась с мелодичным вокалом.
Конец 90-х и расцвет гранжа
Прошло больше десяти лет до рождения нового направления. Рок оставался популярным, группы систематически давали концерты. Классическое звучание не успело наскучить публике: на сцену вышел Курт Кобейн и познакомил общество с гранжем. Возникновение коллектива Nirvana во многом определило дальнейшее развитие рока. Депрессивное настроение его песен, которые затрагивали близкие людям вопросы, быстро завладело сердцами слушателей. Пение с хрипотцой отличалось от привычного чистого и высокого вокала исполнителей течения New Waves Of British Heavy Metal. Если бы не “Нирвана”, публика не узнала бы такие группы, как Soundgarden, Pearl Jam, Alice in Chains.
До “Нирваны” звукозаписывающие компании не подписывали договора с исполнителями альтернативного рока.
История русской рок-музыки
Западная мода дошла и до Советского Союза. Новое направление было принято не сразу. Первые концерты в стиле рок-н-ролл проходили в небольших помещениях, а выступали в основном любители. Коллектив «Поющие Гитары» стал первым официальным проектом тяжелой музыки в СССР. Группа была основана в 1957 году и сразу начала активно выступать на мероприятиях, знакомя русскую публику с роком. Однако стиль все еще не признавался советскими слушателями. Качественные записи и сложные композиции требовали дорогих инструментов. Отсутствие топового оборудования стало серьезной преградой для развития рока в русской культуре.
Расцветом рок-н-ролла в Советском Союзе считается период с 80-х по 90-е. В 1981 открылось первое заведение, посвященное новому направлению. В Ленинградском рок-клубе начали записываться группы “Машина времени”, “Автограф и Магнетик Бэнд”. Эти коллективы уже были известны публике своим выступлением на фестивале тяжелой музыки «Тбилиси-80», проведенном годом ранее. Музыканты с необычным стилем исполнения стали попадать на радиостанции и сниматься в программе “Музыкальный ринг”. Именно в этот период появились “Круиз”, “Земляне” и “ДДТ”.
Большинство композиций записывалось в гаражах и квартирах. Культовая песня «Наутилуса Помпилиуса» “Я хочу быть с тобой” была записана на квартире у одного из основателей — Дмитрия Умецкого.
Попытки государства избавиться от западных течений не увенчались успехом. Рок-музыка превратилась в пропаганду свободы. Люди начали слушать композиции и записывать активнее, борясь за право наслаждаться любимым направлением. Не помогли и массовые расформирования зарегистрированных коллективов, которые добавляли в свои записи рок-н-рольный стиль. В 1985 году правительством было принято решение о создании “Московской рок-лаборатории” в качестве компромисса. Так музыканты получали возможность выступать на концертах, зарегистрировавшись в учреждении. Группы стали легальными, а государство могло контролировать их деятельность. Вместе с нововведением в стране появился новый стиль — нью-вейв. Его исполнители, например, “Кино” и “Алиса”, быстро нашли отклик у публики. Вместе с ними популярность пришла к “Наутилусу Помпилиусу”, “Бригаде С” и “Зоопарку”.
Сегодня самыми популярными исполнителями рока в России считаются:
Тяжелая музыка сейчас
Современный рок насчитывает 209 направлений. Некоторые имеют этническое происхождение, например, на территории Скандинавии зародился фолк-рок. Другие соединились с противоположными направлениями. Одним из самых популярных течений такого типа считается рэп-кор. В нем сочетаются рэп и альтернативная музыка. Ярким представителем необычного стиля можно назвать Thousand Foot Krutch. Самыми популярными жанрами за последние 10 лет стали:
Самые известные рок-музыканты
Количество исполнителей тяжелой музыки невозможно сосчитать на пальцах. В 2004 году популярный журнал Rolling Stones составил список величайших групп в истории. В голосовании принимали участие профессиональные критики и известные музыканты. В десятку лучших вошли:
Годом ранее в журнале вышла статья “100 величайших гитаристов всех времен”, где Джими Хендрикс занял первое место.
После составления этих списков прошло больше 10 лет, поэтому фанаты тяжелой музыки сделали подборку самых популярных исполнителей современности. В нее вошла британская группа Muse, чьи композиции активно используются в кинематографе. Например, песню “Supermassive Black Hole” можно услышать в молодежной саге “Сумерки”. Второго места был удостоен коллектив Linkin Park, который дважды номинировался на премию «Грэмми». За ними следуют 30 Seconds to Mars с Джаредом Лето во главе.
Также в список вошли Three Days Grace (когда фронтменом был Адам Гонтьер), Kasabian, Kings of Leon, Foo Fighters, Arctic Monkeys, Radiohead и Biffy Clyro. Количество рок-групп увеличивается каждый день, поэтому каждый фанат тяжелой музыки находит свое звучание.
Краткий экскурс в историю рок-музыки. Часть 1
История музыки богата на события, она полна выдающимися личностями и всегда очень точно отражала настроение в обществе. К сожалению, полная история как музыки в целом, так и конкретного жанра никак не сможет уместиться в одну статью, однако мы расскажем про несколько ключевых моментов.
Если углубиться в историю, то одной из первых музыкальных площадок в большинстве случаев были церкви, где проводились богослужения. Далее, в средние века, музыканты чаще всего выступали в различных королевских замках и дворцах. В первом случае мы получили такой жанр, как месса, а во втором – светская песня (кант).
Классическая музыка развивалась до конца 19-го века, пока не случилась новая смена культурной и, как следствие, музыкальной парадигмы. Перемены в музыке тесно связаны с переменами в обществе – индустриальной революцией и окончанием эпохи романтизма.
На смену романтизма приходит модернизм и авангард – классическая музыка приходит в упадок, позже начинаются первые эксперименты с электронной музыкой и атональной музыкой. Развивается радио, в кино появляется звук, образуются ударные ансамбли, развивается джаз.
Появление рок-музыки
Следующая «музыкальная революция» произошла благодаря развитию электроники – появляется доступное массам усилительное оборудование, на рынке можно свободно достать микрофоны, появляются и модернизируются новые музыкальные инструменты – выпущена первая электрогитара. Начинаются эксперименты с искажением звука, что приводит к появлению новых жанров и стилей музыки.
Рок-н-ролл, фолк-рок, поп-рок, гаражная музыка, панк-рок – все эти жанры появились в середине прошлого века. Им можно сказать спасибо за создание предпосылок для появления хард-рока, метала и прогрессивного рока.
Интересный факт: прогрессивный рок является своеобразным современным вариантом классической музыки прошлого, сочетая в себе звучание от рока и продуманный, академический подход к написанию аранжировок.
Ранее мы упоминали, что жанр музыки зависит от площадки для выступления. Развитие усилительной техники подарило миру стадионный рок, который отличался своей масштабностью и громкостью звука.
Со временем усилительная техника становится компактнее, что позволило многим группам выступать в сравнительно небольших пабах и барах, из-за чего появляется такой жанр, как паб-рок, прото-панк и панк-рок, соответственно.
Панк-рок отличался тем, что его мог играть буквально каждый и на совсем маленькой концертной площадке. К сожалению, панк-рок не отличался особой мелодичностью и «культурой» текстов, из-за чего его практически не крутили по радио и ему искали более мелодичную замену.
Как альтернатива, в мир пришла поп-музыка (Мадонна, Майкл Джексон, Бонни Тайлер), из-за чего рок-музыка стала отходить на задний план. На плаву держались только те исполнители, которые успели сделать себе имя в 60-70-х годах. Панк-рок отодвигается на задний план.
В ответ на популяризацию поп-музыки, происходит одновременная популяризация хэви-метала и его поджанров. Своё логическое продолжение получили все те жанры, что были популярны в прошлые десятилетия. Появляются такие группы, как Metallica, Megadeth и т.д.
Во времена всеобщего упадка рок-музыки 60-70-х и подъёма поп-музыки, происходит появление и развитие так называемых альтернативных жанров. Начинаются эксперименты со звуком – появляется шугейз-рок, нойз-рок, различные ответвления от панк-рока.
Всё то, что было до 90-х, готовило мир к приходу гранж-рока, который начался с успеха группы Nirvana. Nirvana показала свой успех и мир захлестнула такая же волна, как в случае с The Beatles. Одновременно с успехом гранжа, становится популярен поп-панк, а метал уходит на задний план.
Металисты понимали, что для удержания жанра на плаву, необходимо несколько освежить своё звучание. В конечном итоге появился стоунер-рок, альтернативный метал, которые отличались тяжестью и свежестью звучания.
Стоит отметить, что в конце 70-80-х годов стал также развиваться хип-хоп, который получил максимальное распространение только в 90-х годах.
Существует интересная гипотеза, согласно которой хип-хоп и рэп вышли на новый уровень в период роста преступности в США, когда темнокожее население часто грабило магазины, в том числе и с музыкальным оборудованием. Правда ли существует такая взаимосвязь – доподлинно сказать сложно.
Как только хип-хоп и рэп стали популярны, рок музыканты переняли стиль и манеру исполнения, из-за чего появились такие жанры, как ню-метал и рэпкор (Linkin Park, Korn, Slipknot, Deftones, System Of A Down и т.д.).
Рок-музыка стремительно развивалась до 2000-х годов, однако в последующее десятилетие наблюдается серьёзный застой. В России в это время появились музыкальные группы и исполнители, которые и по сей день считаются культовыми (Noize-MC, Би-2, СПЛИН и т.д.). Также можно заметить немало безуспешных попыток российских музыкантов массово выйти на международную арену.
2007-й год вспоминают даже в 2020-м, ведь именно тогда в России были популярны российские-метал группы по типу Amatory, Lumen или STIGMATA, которых с теплыми словами вспоминают до сих пор.
На западе становится популярным инди-рок, отличающийся свежим звучанием с сочетанием ретро-мотивов (Arctic Monkeys, The White Stripes, The Killers).
На этом пока все, а новейшую историю рок-музыки мы рассмотрим в следующей части статьи!
История рока
История рок-музыки насчитывает около шестидесяти лет. За это время в песнях рокеров были использованы все существующие инструменты, родились и прекратили своё существование десятки популярных стилей и образовалось множество субкультур вроде панков и готов.
Первые шаги
История рока берёт своё начало с появления рок-н-ролла — жанра, который стал симбиозом блюза, буги-вуги и кантри.
Впервые термин «рок-н-ролл» использовал Рой Браун в своей песне Good Rockin` Tonight в 1947 году. Тогда термин не означал музыкальное направление, а был призывом к танцу и дальнейшему сексуальному продолжению.
Спустя столько лет неизвестно, кто первым записал песню в стиле рок-н-ролл. Поклонники Фэтса Домино называют его песню Fat Man 1950 года первой композицией нового жанра, а фанаты Jackie Brenston and his Delta Cats считают, что всё началось с сингла Rocket 88, выпущенного годом позднее.
Пятидесятые
Изначально рок-н-ролл был музыкой темнокожих, поэтому песни Элвиса Пресли стали настоящей сенсацией. Белый артист ворвался в индустрию и с первых же синглов стал одним из самых популярных исполнителей того времени. Когда он впервые зазвучал в радиоэфирах, то диджеям даже приходилось уточнять, что поёт белокожий музыкант. Позже Элвиса назовут «Королем рок-н-ролла».
В 1957 году Линк Рей в своей композиции Rumble впервые применил эффект фузза на гитаре, так что его вполне можно считать праотцом всех «тяжелых» стилей рок-музыки (например, хэви-метала).
Рокеры были не только в Америке — британцы быстро подхватили новую волну. Разве что на музыку США больше влияли блюз и кантри, а в Великобритании — популярный у них скиффл. Даже первая группа Джона Леннона, будущего члена The Beatles, тогда играла в стиле скиффл.
Конечно, в жанре доминировали американцы, но иногда британским исполнителям удавалось подвинуть конкурентов в чартах. Песня Move It Клиффа Ричарда и The Shadows стала первым по-настоящему крупным хитом от рок-н-ролльщиков из Великобритании.
Первая половина 60-х
Доминирование американцев прекратилось после появления нового направления рока — бит-музыка. Самым ярким представителем стиля стала группа The Beatles.
29 ноября 1963 года «битлы» выпустили песню I Want to Hold Your Hand и положили начало «британскому вторжению» — периоду, когда британская рок-музыка стала доминировать во всех международных чартах. Помимо The Beatles во «вторжении» участвовали такие коллективы как The Zombies, The Who, The Yardbirds и еще с десяток групп.
Популярность The Beatles достигла таких масштабов, что скоро в СМИ придумали термин «битломания», которым описывали всё то сумасшествие, которое творилось среди фанатов при виде исполнителей. Во время турне группа посетила Австралию, так в аэропорту их ждали около 300 тысяч поклонников — этот рекорд до сих пор никто не побил. Можно представить, что творилось на концертах.
«Людской шум забивал нас напрочь. В конце концов, я стал играть только слабую долю вместо постоянного бита. Всё равно я не слышал себя, несмотря ни на какие усилители. В залах мы то и дело стояли слишком далеко друг от друга. Живьём мы исполняли наши вещи гораздо быстрее, чем на пластинках, главным образом потому, что сами себя не слышали. Иногда я вступал не вовремя, потому что сплошь и рядом не представлял, какое место мы играем. Доходило до того, что мы притворялись, будто поём, особенно если першило в горле», — рассказал позже Ринго Старр, член «Великолепной четвёрки».
The Beatles стали настоящими революционерами жанра. До них в группах обычно был один яркий персонаж, а остальные — на втором плане. У «Битлз» всё было по-другому: вся четверка была невероятно харизматичной, и никто не перетягивал одеяло на себя.
Отдельно стоит отметить группу The Rolling Stones. Если у «Битлз» был образ хороших парней, то The Rolling Stones взяли образ настоящих хулиганов. Так менеджер коллектива хотел привлечь внимание публики, которой не нравились The Beatles — и у него получилось.
До группы The Yardbirds большая часть внимания поклонников доставалась вокалистам. Ситуация изменилась, когда в коллективе друг друга стали сменять одни из самых талантливых соло-гитаристов тех лет: Эрик Клэптон, Джефф Бек и Джимми Пейдж. Они стали первым поколением «гитарных героев» — музыкантов, которые стали превзошли популярностью певцов.
4 августа 1964 года The Kinks выпустили песню You Really Got Me и положили начало «тяжелой музыки». В песне впервые использовались соло прифузованной гитары и грубый гитарный рифф. Также благодаря музыке появилась субкультура модов, богатых молодых британцев, которые были одержимы всем новым.
Но главными вдохновителями модов были The Who. Ребята привлекали молодежь своими агрессивными песнями и выходками на сцене — их гитарист первым стал ломать инструмент во время выступлений.
Американские исполнители во время «британского вторжения» хоть и уступали своим заокеанским коллегам, но их музыка также развивалась. В США в это время появился фолк-рок, главным представителем которого был Боб Дилан. В своих песнях он затрагивал множество тем — от любви до политики, поэтому у музыканта была широкая фанатская аудитория.
Одновременно с той музыкой, которая попадала в чарты и играла на радио, развивался андеграунд — гаражный рок. Представители обычно действительно репетировали и записывались в гаражах, качество при этом оставляло желать лучшего. Тогда же появились предшественника панка — музыканты, которые записывали наиболее агрессивные и «грязные» пластинки.
Вторая половина шестидесятых
В 1965-66 годах в Америке появляется новое направление — психоделический рок. Этому сильно способствовала набирающая тогда обороты культура хиппи, в которой наркотики (особенно психоделики) были неотъемлемой частью движения. Поджанр отличался мистическими звучанием и текстами, а его представители часто разделяли взгляды хиппи. Первопроходцами жанра стали такие группы как The 13th Floor Elevators и Blues Magoos.
В Великобритании также развивается психоделический рок, но в основном не за счёт новых исполнителей, а благодаря экспериментам групп «британского вторжения». Уже известные на весь мир The Beatles выпустили два альбома — Revolver и Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band — в новом направлении. Не отставали и The Rolling Stones, Yardbirds, The Who и Hollies.
Хотя были и популярные новички, которые с первых выступлений обращались к жанру психоделического рока. Одними из главных представителей направления стали Pink Floyd, которые своей музыкой пытались передать ощущение наркотического трипа.
Во второй половине шестидесятых начался расцвет классического рока, а 1967 традиционно считается лучшим годом рок-музыки вообще. В этом году было выпущено множество альбомов, которые затем вошли в список «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала Rolling Stone.
Семидесятые
В начале семидесятых прежние направления рок-музыки уходят на второй план, а мейнстримом становятся такие поджанры как хард, прогрессив, глэм и панк.
Главными представителями хард-рока тех лет были Led Zeppelin. Они выпустили первый в истории релиз, называвшийся аналогично группе, в подобном стиле и серьёзно повлияли на дальнейшее развитие жанра.
Не менее важными фигурами направления были Black Sabbath. Их музыка отличалась от творчества Led Zeppelin более мрачным звучанием, а тексты несли загробную атмосферу.
Серьёзно популяризировала стиль Deep Purple. Если раньше они их музыка скорее относилась к психоделическому року, то в начале семидесятых они ударились в хард.
Прогрессив
История прогрессив-рока берёт своё начало от выхода дебютного альбома King Crimson «In The Court of the Crimson King». После этого всё больше исполнителей стали усложнять композиции, пользоваться наработками классической музыки и также приходили к новому стилю.
Группа Pink Floyd, известная своими психоделическими пластинками, также изменила курс на прогрессив-рок. Так в 1970 и 1971 годах они выпустили Atom Heart Mother и Meddle в новом для себя стиле.
Хард и прогрессив нашли миллионы поклонников благодаря пафосной подаче и напыщенным песням. Несмотря на это, представители глэма, нового стиля, сделали упор на простоту и возвращение к рок-н-ролльным корням, и привлекли не меньше фанатов.Фишкой глэма стала одежда исполнителей: они ярко красились и одевались так, что зачастую сложно было сказать, мужчина на сцене или женщина.
Главными представителями направления тех лет стала культовая группа Queen. Особенно много глэма чувствовалось в первых альбомах коллектива — Queen l, Queen ll и Sheer Heart Attack. В дальнейшем музыка исполнителей стала меняться, но и в следующих релизах нашлось место для глэма. Например, в одном из самых известных клипов на песню Bohemian Rhapsody.
В середине десятилетия появляется новый жанр — панк-рок. Всё началось с выступления американской группы Ramones в клубе CBGB в 1975 году. Если до этого рок-музыканты стремились выглядеть хорошо, то «Рамоунз» полностью забили на внешний вид. Также они не придавали значения текстам и исполняли иногда полную бессмыслицу, зато звучали максимально агрессивно.
Стиль сотворил настоящую революцию во всей рок-музыке. Панк стал настоящим спасением для тех, кого не брали в группы из-за неумения хорошо играть или петь, потому что здесь это было неважно. Это сказалось на качестве музыки большинства коллективов, но было и множество достойных представителей: Buzzcocks, The Clash, Damned.
Другие стили
Параллельно с панком развивалась новая волна, представители которой также экспериментировали со звуком, но в другом направлении. Если панки стремились сделать свою музыку агрессивнее и жестче, но музыканты стиля нью-вейв выпускали более мелодичные композиции. Главными представителями жанра были: Blondie, The Police и The Pretenders.
Также в это время появился арт-панк — настоящий авангард, в котором объединились панк-рок, арт-рок и даже глэм. Важнейшие группы жанра: Taking Heads Pere Ubu и Devo.
Несмотря на развитие панка, одновременно с ним сформировался новый жанр — постпанк. Несмотря на сходство в названии, музыка направлений кардинально отличалась. Представители нового стиля пытались сделать композиции максимально эмоциональными, но в то же время мрачными и тревожными.
Жанр берёт своё начало от выхода дебютного альбома группы Public Image Ltd. Вскоре в стиле постпанка начали играть культовые The Fall и Wire, которые сильно повлияли на дальнейшее развитие рок-направления.
Но главными героями на сцене постпанка конца семидесятых точно были Joy Division. Группа выпустила всего два альбома, но этого хватило, чтобы заложить фундамент для рок-групп будущего.
Восьмидесятые
Если в конце прошлого десятилетия хэви-метал потерял популярность из-за появления панк-рока, то в начале восьмидесятых он вернул её обратно. В Великобритании началась известная NWOBHM («Новая волна британского хэви-метала»), а представители стиля снова захватили верхушки чартов.
Самой известной группой направления была Iron Maiden, но популярный жанр развивался не только в Великобритании: в Америке хэви-метал представляли Manowar, в Германии — Accept, в СССР — «Ария».
Музыканты часто пытались объединить хэви-метал с панк-роком — так родился трэш-метал. Основателями стиля традиционно считают группу Metallica, чьи альбомы заложили основы альтернативного направления.
Уже в 1981 году вышел первый альбом группы Venom в стиле блэк-метал. Звучание стало еще более мрачным, а в тексты стали максимально инфернальными. Позже музыканты признались, что это был ход для привлечения внимания, и что сами они никакого отношения к сатанизму не имеют.
Но самым брутальным рок-направлением стал грайндкор. Гроулинг и скриминг, максимальная скорость и откровенно жестокие тексты — всё это стало основой нового поджанра. Самые известные представители: Napalm Death, Gut, Regurgitate.
В Америке панк также утратил популярность, но не из-за металла, а из-за появления хардкор-рока. Представители жанра играли агрессивно и быстро — длина песни обычно не превышала минуты. Основы направления заложила в своём первом релизе группа Black Flag.
Также в начале восьмидесятых появился готик-рок, благодаря которому образовалась субкультура готов. Начало ему положила группа Siouxsie And The Banshees и вокалистка Сьюзи Сью в частности. Позже её внешний вид и манеры переймут многие молодые люди.
Если до восьмидесятых в СССР рок-группам приходилось играть и выступать подпольно из-за цензуры, то в новом десятилетии они вышли в свет. Появились такие культовые группы как «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Пикник», «Карнавал» и другие.
Девяностые
В начале девяностых рок был в упадке: альбомы исполнителей редко пробивались на вершины чартов, новых звезд практически не было, а слушатели уходили в поп-музыку.
Всё изменилось после выхода альбома Nevermind группы Nirvana в 1991 году. Релиз не только был записан по всем канонам гранжа (мрачные тексты, динамичные переходы от «тихо» к «громко» и «грязное» гитарное звучание), но сильно повлиял на дальнейшее развитие жанра. В восторге от работы были все: слушатели, музыкальные критики и СМИ. Работа имела нереальный коммерческий успех: менеджеры коллектива планировали продать около 250-ти тысяч копий Nevermind за всё время, но вскоре после релиза пластинку каждую неделю покупали больше 400 тысяч раз.
Альбом наделал шумихи, которой давно не получали рок-исполнители. Остальным группам пришлось подстраиваться под новое звучание, чтобы не растерять аудиторию. Популярность метала стала резко снижаться.
Скоро появились новые популярные гранж-группы: Alice In Chains, Anthrax, Soundgarden и многие другие. В ближайшие несколько лет сложно было поймать момент, когда в крупных музыкальных чартах не было ни одной песни нового направления.
После гранжа на лидирующие позиции вышел брит-поп. Он появился благодаря смешению стиля групп «британского вторжения» с инди-звучанием. Самыми популярными рок-группами того времени стали Blur и Oasis, которые постоянно боролись за аудиторию. Их противостояние в чартах в 1995 году назвали The Battle Of Britpop.
Брит-попом вдохновлялась одна из самых значимых рок-групп десятилетия Radiohead. В своих песнях они объединили инди, краут и даже арт-панк — получился фирменный стиль, от которого до сих пор фанатеют миллионы слушателей по всему миру.
21 век
21 начался со своеобразного кризиса в рок-музыке: если в прошлом столетии новые жанры возникали чуть ли не каждый год, то с 2000 по 2009 не было создано ни одного свежего стиля.
Зато возрождались старые жанры альтернативного рока — брит-поп, панк, глэм и другие. Из-за этого многие популярные в прошлом группы собрались в классических составах и откатали концертные программы по всему миру.
Некоторое торможение в развитии жанра легко объяснить: если раньше именно рок был музыкой подросткового бунта, то сейчас ему на смену пришел хип-хоп. Всё больше людей находит отражение своих мыслей в строчках рэперов.
Тем не менее, для рока еще не всё потеряно. Гитарное звучание на территории СНГ снова становится популярным благодаря стараниям многих исполнителей. Например, Кириллу Бледному («Пошлая Молли») и Доре.