в каком году заканчивается игра eu4
«Игра длится по 10 часов в течение 4 дней». Как проходит турнир «Золотая Корова» по глобальной стратегии Europa Universalis 4
Киберспортивные соревнования проводятся даже по тем играм, которые, на первый взгляд, для этого не подходят, лишь бы у фанатского сообщества было желание. Глобальные стратегии — довольно нишевый и необычный жанр. На экране игровой процесс выглядит, как контурные карты, но между игроками разгораются настоящие дипломатические баталии и войны за территорию.
Организатор турнира «Золотая Корова» по глобальной стратегии Europa Universalis 4 Павел Чистяков рассказал нам о сообществе, специфике игры и о том, как проходит турнир:
— У нас было небольшое сообщество людей, которые играли в Europa Universalis по сети. Сообщество было маленьким, но активно развивалось, и мы регулярно устраивали партии. В свое время мне пришла идея сделать большую главную партию года, где бы собирались лучшие игроки и старались выяснить, кто же из них самый сильный.
Здесь нужно кое-что уточнить. Europa Universalis 4 не совсем киберспортивная игра. Это историческая стратегия, действие которой начинается в XV веке, а заканчивается в XIX. На старте есть карта мира с разными государствами тех эпох, например, большая Франция, маленькая на момент 1344 года Москва, огромная Турция, гигантский Китай и так далее.
Все страны очень разные, и поэтому, когда люди садятся играть партию на 30-40 человек, у каждого разные стартовые условия. Человек, играющий на Франции, очевидно имеет больше шансов на победу, чем игрок на Венеции. Но при этом шанс выиграть есть у всех, и в «Европу» можно играть профессионально на полной самоотдаче.
Как раз для такой самоотдачи мы и собираем «Золотую Корову». Первый турнир мы провели около шести лет назад, поначалу он проходил только в онлайне, но после первых трех чемпионатов у меня получилось вытащить «Золотую Корову» в оффлайн.
К слову, название «Золотая Корова» появилось благодаря знаменитой русской поговорке «Не на корову играем», что означает играть несерьезно. Когда мы решили сыграть главную партию года, то назвали ее «Золотой Коровой», потому что в этот раз мы должны «играть на корову», то есть максимально серьезно, как будто это The International по «Доте».
Главный приз — статуэтка коровы в позе, напоминающей известную картину с Наполеоном, где он верхом на коне, стоящем на дыбах.
У Paradox Interactive есть и другие глобальные стратегии, вроде Hearts of Iron и Stellaris, но у каждой своя специфика. Скажем, у Stellaris все довольно тяжело с сетевой составляющей, она не совсем заточена под соревновательный мультиплеер. Конечно, есть моды, которые это меняют, но у Stellaris нет сообщества, готового играть в нее серьезно по онлайну.
В Europa Universalis такое сообщество довольно большое, причем не только на территории СНГ, но и за рубежом — в Америке, Германии, Польше и так далее.
Hearts of Iron же очень рельсовая. Это игра про Вторую Мировую, где есть лишь несколько вариантов развития событий. Германия нападает на Францию и быстро ее выносит, или наоборот, Франция побеждает Германию, и партия заканчивается. Плюс чтобы соревновательно играть в Hearts of Iron, нужно прописать большой список правил, где-то на 6 страниц, с запретами на раннее изучение технологий и тому подобное, иначе баланс начинает шататься.
В Universalis каждая партия уникальна и дополнительных правил не требуется, в ней больше всего свободы.
Специфика Europa Universalis такова, что тут нет рангов или списка MMR, как в Dota 2, поэтому мы решили, что лучше всего отбирать игроков по рекомендациям ведущих партий. Условно, у нас есть люди, регулярно проводящие игры в течение года, которые знают, кто на каком уровне играет и кто склонен к истерикам и внезапному выходу из партии. Такое тоже бывает, это нормально. С помощью ведущих мы отбираем заявки — они подаются через специально созданную мной форму.
Перед «Золотой Коровой» мы проводим так называемую «прогонную партию» с кандидатами на турнир. У нас есть список игроков, попадающих на чемпионат стопроцентно, — это те, в чьем уровне мастерства мы уверены.
И есть список людей, желающих поучаствовать, но в которых мы сомневаемся, для них мы проводим отборочную партию «Золотой Теленок» в онлайне, где смотрим на их способности. Если претенденты хорошо себя показывают, то мы допускаем их на «Корову».
Партии в Europa Universalis очень долгие, порой одна может занимать несколько дней. Каждая партия структурирована, в среднем одна от начала до конца длится 40 часов, мы разбиваем ее на 4 дня по 10 часов. Из-за того что игра идет по десять часов каждый день, за одну страну играют по два человека, которые сменяют друг друга. Доступных стран где-то 25-30, следовательно, для проведения «Золотой Коровы нужно 50-60 человек.
Реально сильных игроков, способных показать по-настоящему высокий соревновательный уровень, не так уж и много, по крайней мере, в России. В этом году я планировал провести международную «Корову», у меня была готовая партия игроков из Польши и несколько игроков из Берлина, но вмешалась пандемия.
Сейчас даже в России не всякий может приехать, что уж говорить про Украину, хотя нам и удалось привезти оттуда несколько человек на турнир. Организовать «Золотую Корову» в этом году было трудно, но у нас все получилось. Хоть игроков было и не очень много, главное, что год не пропущен и традиция сохраняется. К слову, все участники в полном порядке, никто не заболел.
Если в следующем году пандемия отступит, то у нас будет большой международный турнир, на него минимум половина игроков приедут не из СНГ.
Самая важная часть игры — это дипломатия. Игроки на «Золотой Корове» общаются друг с другом на протяжении четырех дней лицом к лицу. В онлайне предательства после заключения союза ощущаются не так сильно, как в оффлайне, когда уже бывший союзник смотрит предателю прямо в глаза и спрашивает: «Как же так?» И зрители, и игроки получают совершенно другие, более сильные, эмоции.
В плане организации я уже три года провожу «Золотую Корову» в Winstrike Arena, которая находится в центре Москвы в ЦДМ. Туда приходят зрители, смотрят матчи, общаются с игроками, когда они свободны, и даже могут зайти в стримерскую.
По поводу комментаторов: в прошлом году у нас была и русскоязычная, и англоязычная трансляции, но в этом пришлось ограничиться только русскоязычной. Турнир мы проводили в октябре, а ребята, занимающиеся англоязычной трансляцией, учатся в вузе, и я не смог их подрядить, все-таки мероприятие пока не такое большое, да и иностранцы не смогли приехать. В следующий раз, когда «Корова» точно будет международной, постараемся снова организовать трансляции на двух языках.
Само собой, конфликты между игроками случаются, и дипломатия может перейти в агрессивные переговоры, мы стараемся оперативно урегулировать все проблемы. У нас есть свод правил: если возникает спорный момент, то ребята должны обратиться к ведущему партии. Если игрок нарушил правила, к нему применяются санкции.
Всегда интересно наблюдать за тем, как люди постоянно пытаются поменять баланс и договориться с соперниками по-разному. Допустим, вы проиграли, но вы приходите к главе победившей страны и говорите: «Дружище, ты одолел меня, но, пожалуйста, давай я буду твоим верным вассалом, не убивай меня до конца, давай лучше вместе убьем остальных», и бывает, такие действия переворачивают игру.
Даже в самых безвыходных ситуациях можно найти интересные дипломатические выходы — этим игра и прекрасна.
Относительно выбора победителя у нас все не так, как в классическом киберспорте. У нас есть своя система под названием «Список Великих Держав». Из 30 стран мы выбираем восьмерку лучших и устраиваем голосования — судейское и зрительское.
У нас принципиальная позиция — мы не разыгрываем деньги. Специфика игры такова, что любые две сильные страны могут тайно сговориться перебить всех и поделить деньги, такой расклад в Universalis есть, и его никак нельзя предотвратить. Мы скорее играем за престиж.
Если говорить о зрительской аудитории, то у каждого стримера разные цифры. На мои трансляции приходят где-то 300-700 человек. На «Корове» нас стабильно смотрело две тысячи, цифра держалась все сорок часов!
Игры Paradox Interactive популярны в России, так что, я думаю, мы будем набирать обороты, и количество зрителей тоже будет расти. К нам постоянно добавляются новички. Как раз сейчас проходит партия для новичков, мы получили более двухсот заявок, несмотря на ограничение в 60 человек.
Сообщество достаточно большое, но разобщенное, потому что нет какого-то единого пространства, где бы все находились. Раньше был сайт Strategium, он, правда, и сейчас работает, но он не сильно популярен, в основном все сидят по разным дискорд-серверам. Игроки с разных серверов постоянно общаются друг с другом и знают, кто, где и когда играет.
Игра не самая простая, чтобы начать разбираться в ней, нужно читать руководство или смотреть его на YouTube. В игре много неочевидных моментов, и без детального разбора не обойтись. Но, в конце концов, необходимо просто больше играть самому, и если что-то вдруг непонятно, обращаться к руководствам.
Купить Europa Universalis IV
Купить Europa Universalis IV: Empire Bundle НАБОР (?)
Контент для этой игры Просмотреть все (35)
Рецензии
“A hallmark of excellence.”
9,5/10 – Destructoid
“Europa Universalis IV is a masterwork of a strategy game.”
91/100 & Editors Choice – PC Gamer
“Complex and rewarding strategizing makes the fourth game in the Europa Universalis dynasty shine.”
9/10 & Editors Choice – Gamespot
Leviathan
Europa Universalis IV: Monthly Subscription
Paradox’s flagship grand strategy game will soon be available in an entirely new way. Europa Universalis IV’s expansion content is now available via subscription letting you enjoy all of the expansions and add-ons that have been developed over the last eight years.
All new subscribers will gain immediate access to all additional content ever created for Europa Universalis IV, with no additional upfront cost. If you already own the base game and some of the expansions or content packs, this subscription does not remove that ownership, but will open up all content that you have not purchased.
Subscribers must already own the Europa Universalis IV base game. Subscription is handled in-game and can be accessed once you start up Europa Universalis IV. This is only available to players on Steam using Microsoft Windows.
Sign up now to enjoy:
Об этой игре
Утолите свою жажду мирового господства!
Paradox Development Studio представляет четвертую игру из отмеченной множеством наград серии Europa Universalis. В Europa Universalis IV вам предстоит провести сквозь года целую страну и создать господствующую мировую империю. Управляйте своим народом столетие за столетием, наслаждаясь несравненной свободой, глубиной и исторической точностью игрового процесса. В этой незабываемой игре вас ждут настоящие исследования, торговля, войны и дипломатия во всей полноте стратегических и тактических элементов.
Europa Universalis IV — симулятор истории. Рецензия
Жанр | Стратегия |
Издатель | Paradox Development Studio |
Разработчик | Paradox Interactive |
Минимальные требования | Процессор Intel Pentium 4 2,4 ГГц/AMD Athlon 2,2 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 512 Мб памяти, например NVIDIA GeForce 8800/AMD Radeon X1900, 2 Гбайт на жестком диске |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core 2 Duo E6550 2,33 ГГц / AMD Athlon 64 X2 2,8 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 1024 Мб памяти, например NVIDIA GeForce GTS 250/AMD Radeon HD 6670 |
Дата выхода | 13 августа 2013 года |
Возрастной ценз | от 12 лет |
Платформы | ПК |
Официальный сайт |
Paradox Interactive уже тринадцать лет чуть ли не в одиночку тащит целый жанр. Невероятно детализированные стратегии по мотивам всех важных геополитических событий последнего тысячелетия — настоящая мечта всех любителей истории и географии, альтернатива условно похожей Civilization с её абстрактными странами и континентами.
У шведской студии четыре основные серии — разные исторические эпохи требуют особого подхода и игровых механик. Crusader Kings рассказывает о времени Крестовых походов; Victoria затрагивает достаточно короткий, но насыщенный период — от второй половины XIX века и до первой империалистической войны; Hearts of Iron посвящена уже Второй мировой и военному микроменеджменту. Но флагманским проектом Paradox всегда оставалась Europa Universalis — самая глобальная и комплексная стратегия, затрагивающая позднее Средневековье и начало Нового времени.
Разумеется, выход четвёртого выпуска главного сериала — важное событие в этом «нишевом» жанре.
⇡#Привычные черты
Временные рамки Europa Universalis IV традиционны для серии — с 1444 по 1820 г. Игрок волен выбрать для старта любую дату в этом временном отрезке и любое государство; мировая политическая карта и отношения между странами меняются с каждым месяцем в соответствии с реальной историей. Финал Столетней войны, конец феодальной раздробленности, колонизация Нового Света, образование России или Война за независимость США — можно поучаствовать в каждом из возможных сценариев.
Впрочем, всегда интереснее сыграть от начала и до конца, наблюдая за альтернативной моделью развития мировых цивилизаций (хотя в опциях предусмотрено отключение случайных событий — в таком случае всё будет происходить примерно как в действительности, но с поправкой на действия пользователя). Захватить Османской империей Европу, колонизировать французами Южную Америку или обратить Китай в православие — при правильном подходе к военному делу, дипломатии, экономике и торговле есть возможность до неузнаваемости изменить геополитическую ситуацию на планете.
Здесь стоит отметить очень важный момент — цели и задачи игрок определяет для себя самостоятельно. Можно задаться миссией покорить все страны на свете или, наоборот, тихонечко развиваться мирным путём на трёх провинциях, наблюдая со стороны, что происходит вокруг. На экране мы видим лишь схематичные карты и таблицы с цифрами, — самое же интересное в Europa Universalis происходит исключительно в воображении играющего.
⇡#Геополитические аспекты
Естественно, у каждой из наций — лишь ограниченное число путей. Кастилии, Португалии, Англии и даже Норвегии проще не ввязываться в войны за территории Старого Света, а исследовать и завоёвывать земли на далёких континентах. У Франции же в этом смысле более универсальная позиция — при большинстве сыгранных вариантов эта страна поглощала мелких соседей на востоке и успевала что-то колонизировать за океаном. Немцам и итальянцам следует попробовать объединить собственные нации, а русским княжествам — в первую очередь разобраться с потомками монголов. Любители высокой сложности могут взяться за управление какими-нибудь ацтеками или отсталыми африканскими государствами, попробовав отразить нашествие жестоких европейцев (дело, кстати, очень непростое). Чуть-чуть ориентируют в этом огромном пространстве необязательные мини-миссии: скажем, требуется завоевать мелкого соседа или собрать под одним флагом братские народы.
Военная экспансия — не единственный вариант для расширения зоны влияния и государственных границ. Страны с общей культурой, религией и хорошими отношениями могут объединяться, а дипломаты и торговцы зачастую приносят больше пользы, чем солдаты и генералы. Как уже отмечено выше, всё зависит строго от желаний играющего — при должном подходе и развитая торговая республика может осадить зарвавшихся соседей экономическими санкциями или альянсом с серьёзными ребятами с третьей стороны.
Жаль, но в EU IV осталась известная проблема серии; точнее, это даже не проблема, а осознанная позиция разработчиков. Игра сильно штрафует за активную политику завоеваний — против пользователя объединяется ИИ и нападает со всех сторон, даже в откровенный ущерб отдельным странам, которые всё равно бегут восстанавливать мнимую справедливость.
Мало изменился и искусственный интеллект — участники мировой арены зачастую ведут себя хаотично и с огромной неохотой сотрудничают с игроком. Организовать эффективный военный альянс с соседом против кого-то другого — почти невыполнимая задача. В Европу вторгаются мусульмане и нужно выступить единым фронтом на Балканах? Компьютер пошлёт вас подальше и скорее сам объявит войну из-за идиотского территориального спора, а потом ещё и османов поддержит в самый неприятный момент.
⇡#Лучше и удобнее
Зато серьёзно переработана модель управления страной и торговлей; все стало значительно проще и удобнее по сравнению с тем, что было в EU III. Прежде всего, уровень развития государства определяется лишь тремя параметрами: дипломатией, административным аппаратом и военной отраслью. Эти направления финансируются не напрямую из бюджета — для каждого из трёх предусмотрены специальные очки, которые при накоплении определенного уровня позволяют переходить на новую ступень.
В идеальном варианте развития дипломатические, административные и военные очки следует использовать на изучение новых технологий и постоянный «апгрейд» своей страны. Однако постоянно возникают ситуации, требующие незамедлительного решения, — например восстания, заключение мирных соглашений или форсированное повышение общей стабильности в стране. Раньше, напомним, параметр стабильности не давал нормально управлять большими государствами — ситуация выравнивалась естественным путём, но из-за кривых алгоритмов на это могли уйти столетия (что, конечно, не укладывалось во временные рамки игры).
Конечно, приятнее разбираться с проблемами сразу, но подобная политика существенно замедляет развитие нации — получается, что приходится постоянно выбирать между краткосрочными и долгосрочными целями.
Из визуальных нововведений четвёртой части — значительно похорошела графика и общее оформление интерфейса. Политическая карта теперь выглядит красиво и информативно при любом масштабе, а физическая карта кажется немногим хуже, чем в Total War. Игрушечные солдатики больше не «тонут» на холмах и в неровностях, а неизведанные территории стилизованы куда приятнее.
С мультиплеером, в принципе, всё понятно — Europa Universalis из тех игр, в которые приятнее играть одному (тем более что здесь важную роль играет активная пауза). В Сети комфортно лишь с вменяемыми друзьями, когда можно нормально обсудить организацию игровых сессий и прочие детали. С незнакомцами вас ждёт лишь хаос и недопонимание.
⇡#Все не так страшно, как кажется
Тут стоит отметить, что все проекты Paradox Interactive способны испугать своим навороченным интерфейсом любого мало-мальски вменяемого человека. Десяток параметров, характеристик, показателей, больше дюжины режимов карт и миллион прочих деталей — по первому впечатлению всё это вызывает икоту, желание немедленно выключить игру и срочно вернуться к какому-нибудь примитивному консольному экшену. Но на самом деле всё не так: управление здесь не такое уж и навороченное, а при более близком знакомстве расположение всех элементов кажется более чем логичным. Главное — не лениться пройти 15-минутное обучение, в котором подробно объясняются все игровые механики и правила. И уже с этими знаниями можно смело идти в бой.
Правда, обучение традиционно не поясняет важные моменты, связанные с действиями в долгосрочной перспективе. Первая кампания в любом случае будет состоять из проб и ошибок — трудно сразу догадаться, как правильно распределять очки развития, почему не следует начинать оголтелое завоевание человечества и как полностью избежать восстаний в своих регионах.
Ещё у Europa Universalis IV так и не объявился издатель в России (предыдущими частями занималась «1С-СотфКлаб»). Сложные меню на английском языке могут отпугнуть оставшихся игроков-казуалов, но всё-таки каких-то мудреных слов здесь немного. Однако на всякий случай положите рядом смартфон со словариком — и от лингвистического барьера точно ничего не останется.
В общем, все неравнодушные к истории — срочно откладывайте прочие дела и обязательно беритесь за Europa Universalis IV. Эта игра принесёт вам десятки счастливых часов, а происходящее на мировой карте ограничено лишь вашим воображением. Более глубоких и реалистичных геополитических симуляторов просто не существует.
Достоинства:
Недостатки:
Europa Universalis 4
Если бы где-то в мире проводился конкурс на самую неторопливую игру, Europa Universalis IV финишировала бы в нем. последней и завоевала чемпионский титул. Чтобы играть в нее, требуется терпение, способное пережить столетия. Но при этом если уж втянулся, оторваться от нее невозможно. Парадокс? Ну да, на логотипе разработчиков так и написано.
Добрый Старый Свет
Мы уже как-то раз писали, что учиться играть в стратегии от Paradox нужно не только в плане освоения и понимания механики и геймплея, но и в более глубоком смысле. Europa Universalis IV требует терпения, усидчивости, умения созерцать — потому что львиную долю времени в игре вы будете именно что наблюдать за результатами своих действий. Принимать важные решения, совершать дипломатические процедуры — а потом подолгу смотреть, как ваш план (или импровизация) воплощается в жизнь.
«Европа 4» — такой же инструмент для проведения исторических экспериментов, как и ее предшественница семь лет назад. На нашей совести — судьба отдельного взятого государства. Мы вольны управлять им как нам заблагорассудится: наращивать королевскую рать и драться с соседями по материку, создать целый штат купцов и подчинить себе торговлю, разыскать Новый Свет и присвоить себе его богатства. да мало ли что.
Игровые средства довольно точно симулируют внутреннюю и внешнюю политику. Взять показатель стабильности: чем он выше, тем больше собираемый налог, меньше риск восстания — ярче свет и легче дышится. Уйдет в минус — добро пожаловать в тартарары! И инфляция тут есть и любит становиться гиперинфляцией, если вам везет на золотые месторождения. А еще — всевозможные показатели экономики, торговли, усталости от войны, довольства и недовольства, военные и морские традиции, — и за всем нужно посматривать, не забывая про план на случай форс-мажора.
На Западном фронте без перемен
Ну и война, конечно. Здесь война — это частный случай дипломатии, а не хлеб насущный, как где-нибудь в Total War, и не заноза в заднице, как в Civilization V. Война может оказаться полезной только для ее инициатора и для тех, кто был к ней готов и нашел ей применение. Как то — вытрясти деньжат со старых неприятелей, чтобы расплатиться с долгом по кредиту, или принудить побежденного освободить несколько малых народов, которые наверняка захотят с нами дружить.
Война на измор тут не приветствуется. Захват провинций или даже полная аннексия возможны только в случае, если у врага небольшая территория, а у вас — чудовищный перевес в вооруженных силах. При этом показатель агрессивности державы-инициатора взлетит под потолок, что плохо отразится на мнении окружающих стран. Поверьте, они запомнят ваши захватнические аппетиты и пойдут на все, чтобы предотвратить новые жертвы. Поэтому воевать следует аккуратно, оглядываясь на общественность и расходы.
Важно всегда помнить, сражения — это далеко не высшая точка в Europa Universalis. Монаршие интриги, возня в Папской курии, торговые свершения и колонизация — такие занятия куда полезнее и приятнее. А мордобой если и допускать, то дозированно, по случаю и обязательно с выгодой. Впрочем, как уже говорилось, по большей части вы будете следить за результатами своих трудов и ждать новых. Подобный неторопливый, воистину стратегический игровой процесс не всякому окажется по душе. Но попробуйте все же настроиться на эту длинную-предлинную волну — возможно, что государственные дела окажутся интереснее всех прочих.
Карл у Клары украл корону
Paradox не решились на глобальные перестройки механики. Europa Universalis 4 отличается от третьей части довольно сильно, но — незаметно: большинство инноваций видны только наметанному глазу, а не знакомый с серией человек и вовсе не найдет никаких различий, кроме графических.
Серьезной операции подвергли систему внутреннего управления страной: административный, дипломатический и военный ресурсы. Они накапливаются благодаря умениям правителя, навыкам ваших советников и некоторым менее значимым факторам.
Применяются новые «ресурсы» почти всюду. Например, в переговорах — многие действия требуют растраты накопленных «голубков»: например, заключение мирного договора чревато большими расходами этого ресурса. Военные очки можно потратить на обучение военачальников и их содержание. Очки управления расходуются на повышение стабильности (и чем чаще повышаете — тем дороже) или внедрение приобретенной провинции в состав государства (раньше этот процесс происходил сам). Кроме того, все ресурсы тратятся на постройку зданий — понемногу там, понемногу сям. Новая система достаточно гибкая, но в то же время постоянно ставит перед тяжелым выбором: куда вложить очки, а с чем повременить.
ЭТО ВАЖНО: количество дипломатических связей напрямую влияет на поступление соответствующего ресурса. В пределах четырех стран штрафа не будет, но если назаключать альянсов на пол-Европы, вскоре запасы очков дипломатии иссякнут.
Править караваны
Разработчики собрали заново систему национальных идей. Пять групп по шесть проектов переплавили в здоровенную таблицу из пятнадцати идейных последовательностей, разделенных на три группы — дипломатическую, административную и боевую. Каждая из идей составлена из семи «перков», которые придется открывать один за другим. Идей хватит на все случаи жизни и воинствующему монарху, и предприимчивому президенту. Сверх того у каждой страны есть своя персональная идея с «перками» — они открываются сами, когда вы изучаете идеи по выбору. Система довольно громоздкая, зато гораздо шире и глубже, чем раньше.
Торговые схемы тоже переписали почти что с чистого листа. По новым правилам торговые центры не просто служат вместилищем для купцов — через них тянутся ниточки торговых путей со всего мира! И чтобы поиметь с них прибыль, придется расставить своих толстосумов на одном из таких путей. Один будет «транслировать» денежную мощь центра «вниз по течению», к следующему «буферу», где должен «караулить» следующий купец, ну и так далее. Естественно, без целого синдиката предпринимателей торговую империю не сколотишь: бизнес теперь не так доступен и прост.
ЭТО ВАЖНО: в Europa Universalis 3 агенты (дипломаты, шпионы и т.д.) работали как ресурс: если вы отправите колониста за океан, назад он не вернется, а новые колонисты будут «рождаться» с определенной частотой. Четвертая часть превращает «людей-расходников» в полноценных личностей, которые возвращаются в штаб, выполнив задание.
Если дела пошли худо и страну раздирают разногласия, на поверхность «всплывает» еще один немаловажный элемент игры — повстанцы. Иногда это озверевшие от засилья буржуев крестьяне, но гораздо чаще — мини-фракции, которые желают добиться своего. Националисты захотят избавиться от вашего господства, еретики — поменять религию, некоторые бунтари намерены примкнуть к другой стране. И если раньше разговор с ними был короткий, то сейчас их можно либо традиционно одолеть в бою, либо выделить объем военного ресурса на усмирение, либо даже согласиться с требованиями, если повстанцы захватили какой-нибудь важный объект. При этом армии восставших могут достигать численности в двадцать полков (что, возможно, не предел), а это серьезная сила.
Многие детали попросту полетели за борт. Ползунки управления, к примеру, — такая штука гораздо органичней смотрится в «Дне Победы 3». Ликвидировали рыцарей плаща и кинжала: с их куцым списком заданий успешно справляются дипломаты. Ничего такого, о чем стоило бы жалеть.
Самый большой упрек в адрес Europa Universalis 4 — консерватизм. Не так уж много изменено в игре, не тянет она на продолжение. А ведь раньше у Paradox поколения различались кардинально (сравните хотя бы День Победы 2 и День Победы 3). Игра в обновленном виде нисколько не потеряла, только обрела. Но в дружелюбии к новичкам ее по-прежнему не упрекнешь — если уж собираетесь браться за «Европу», готовьтесь тщательно изучать всю подноготную.