в каком году япония атаковала перл харбор
Атака на Перл-Харбор
Воскресным утром 7 декабря 1941 года Япония совершила внезапное нападение на Соединенные Штаты Америки, атаковав самолетами палубной авиации главную базу Тихоокеанского флота США Перл-Харбор, находящуюся на одном из Гавайских островов — Оаху.
К подготовке операции соединение авианосцев адмирала Нагумо приступило еще летом 1941 года. 26 ноября 1941 года оно вышло из залива Хитокаппу, южной оконечности острова Итуруп и, соблюдая режим радиомолчания, повернуло к острову Оаху через северные воды Тихого океана, что обеспечивало достижение внезапности.
Основу ударного соединения кораблей составляли шесть тяжелых авианосцев: «Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю», «Дзуйкаку» и «Секаку». В открытых водах океана эта армада получила последнее благословение из Токио — радиограмму «Восходите на гору Ниитака 1208», что по секретному коду означало: атака состоится утром 7 декабря. Ударные корабли скрытно вышли в намеченный для подъема самолетов район. В Перл-Харбор в этот воскресный день находилось порядка сотни судов и кораблей, и среди них 8 линкоров, такое же количество крейсеров и 29 эсминцев. Более трети личного состава отдыхало на берегу.
По команде экипажи самолетов первой волны заняли кабины машин. Авианосцы повернули против ветра и прибавили ход. В 6 часов утра по гавайскому времени первый ударный эшелон, который возглавил командир авиационной части авианосца «Акаги» капитан первого ранга Футидой, набрал высоту 3000 метров. 183 боевых самолета четырьмя ударными группами направились к базе Перл-Харбор, 51 пикирующий бомбардировщик «Айчи» D3A (потом американцы дадут ему «свое» имя — «Вэл») с четверть тонными бомбами и 89 палубных бомбардировщиков «Накадзима» B5N2 («Кейт»), из которых 40 самолетов имели на подвесках торпеды, а 49 — 800-килограммовые бомбы.
Чуть в стороне, осуществляя прикрытие, шли пеленгом 43 истребителя «Мицубиси» А6М («Зеро»).
Через час поднялись в воздух машины второй волны. В ее составе было 80 палубных пикировщиков D3A, 54 бомбардировщика B5N2 и 36 истребителей А6М. Возглавил этот эшелон капитан 3 ранга Симазаки.
Оригинальная система наименований летательных аппаратов, принятая в Японии, сыграла свою роль наряду с прекрасно организованной японцами завесой секретности вокруг собственной авиации. Поразительно мало знали американские и английские военные о мощи военно-воздушных сил Страны восходящего солнца, и в том числе, о ее палубных машинах. У союзников распространенным в то время было мнение, что авиация Японии, хотя и достаточно многочисленная, является большей частью устаревшей и в целом «второсортной». За такое «легкое заблуждение» англосаксы заплатили тысячами жизней.
А между тем основу авиации японских ВМФ составляли весьма совершенные боевые машины. Самыми «старыми», из участвующих в налете на Перл-Харбор, были B5N2 палубные бомбардировщики B5N2 фирмы «Накадзима», которые начали поступать на корабли с 1937 года. К началу сороковых годов он, без сомнения, все еще оставался лучшим в мире палубным бомбардировщиком-торпедоносцем. Оснащенный мотором мощностью в 1115 л.с. с винтом изменяемого шага, снабженный убирающимся шасси и закрылками Фаулера, с солидным вооружением, включающим одну 794-килограммовую торпеду либо три 250-килограммовых бомбы. Эта трехместная машина уже после Перл-Харбора дерзкими торпедными атаками уничтожит за неполный год четыре американских авианосца!
Двухместный пикировщик D3A фирмы «Аичи» приняли на вооружение японского ВМФ в 1939 году. Он был выполнен по схеме одномоторного свободнонесущего моноплана с неубирающимся шасси и подкрыльевыми тормозными щиткам. На D3A был установлен двигатель мощностью 1280 л. с. По своим характеристикам и концепции он был близок к уже прославившемуся на весь мир германскому Ju-87, а по точности бомбометания с пикирования, даже превосходил немецкую машину. Именно самолеты D3A позднее потопили английские крейсеры «Корнуол» и «Дорсетшир» менее через 15 минут после начала налета. На заключительном этапе войны, уже устаревшие самолеты применяли в качестве летающей бомбы, пилотируемых смертниками.
Наконец, основу японских корабельных авиагрупп составлял небольшой по размерам истребитель «Мицубиси» А6М фирмы «Мицубиси», который стал впоследствии широко известным «Зеро». Этот самолет приняли на вооружение в 1940 году, и к описываемому моменту было выпущено менее четырехсот машин. Большей частью модификации 21 укомплектованных радиальным мотором мощностью 925 л. с. Обладая максимальной скоростью в 538 км/ч, и вооружением, состоящим из двух скорострельных 20-мм пушек и пары 7,9-мм пулеметов, отличной маневренностью, этот палубный истребитель не имел равных в небе Тихого океана вплоть до начала 1943 года. Кроме отличных скоростных и маневренных данных он обладал и огромной дальностью полета, которая превышала 2,4 тысячи километров.
Разумеется, эти японские самолеты имели и определенные недостатки. Например, их топливные баки были непротектированы, летчик не был защищен броней. Но в целом, по летно-техническим характеристикам японские машины были для того времени передовыми.
На протяжении почти всего полета над океаном висела густая облачность. Однако ближе к острову Оаху облака начали редеть и над Перл-Харбором практически полностью рассеялись. В 7 часов 49 минут капитан Футида дал команду своей группе: «Атака!» Торпедоносцы ринулись вниз, а истребители прикрытия разошлись и приготовились к отражению перехватчиков США. Группа пикировщиков начала набирать высоту, а те машины, что имели на подвеске 800-килограммовые бомбы, выполнили широкую петлю для того, чтобы атаковать с юго-западного направления последними.
Прикрытые корпусами своих гибнущих собратьев, линкоры «Теннеси» и «Мериленд» имели повреждения только от авиабомб, которые не стали смертельными. В стоявший особняком линкор «Калифорния» летчики страны восходящего солнца всадили пару торпед, а третья взорвалась вблизи борта, попав в причальную стенку. Горящая «Калифорния» стала еще и целью нескольких пикирующих бомбардировщиков, однако после этого продолжал удерживаться на плаву еще три дня, после чего затонул, забрав с собой более сотни человек экипажа.
Всего один линкор смог дать ход. Это была «Невада». Заработав торпеду в борт, корабль, однако, не очень сильно пострадал. Через некоторое время все его зенитные пушки, пулеметы и орудия универсального калибра открыли заградительный огонь. Командир линкора, осознавая, что огромный неподвижный корабль — отличная мишень для следующих ударов, принял решение вывести «Неваду» в море. К тому моменту, когда подошла вторая волна атакующих самолетов, линкор медленно двигался по фарватеру, направляясь к выходу из гавани. Капитан Футида сразу распознал его намерение и отдал приказ пикировщикам затопить «Неваду» на выходе, закупорив, таким образом гавань. Одна за другой в линкор попали пять 250-килограммовых бронебойных авиабомбы. Но взрывов прозвучало шесть, так как сдетонировали пары бензина для бортовых самолетов-разведчиков. Гигантское пламя охватило «Неваду», и командир корабля приказал выбросить линкор на отмель.
Западнее острова Форд замерли стоя на якорях, легкие крейсера «Танжер», «Релей» и «Детройт», бывший линкор «Юта», который был переоборудован в корабль-мишень. В результате налета «Юта», перевернулась и затонула. Крейсер «Релей» получил торпеду в левый борт. Минный заградитель «Оглала», пораженный торпедой, быстро затонул. Однако он спас крейсер «Хелена», так как закрывал его своим корпусом. В результате крейсер, имевший уже одно торпедное попадание, остался на плаву.
Японские пикировщики уничтожили летающие лодки и их ангары в южной оконечности о. Форд. А «последним самурайским приветом» стало прямое попадание авиационной бомбы в плавучую базу гидросамолетов «Кертисс».
Японцы же потеряли всего 29 самолетов, из них 9 пикировщиков «Айчи» D3A«Айчи» D3A, бомбардировщиков «Накадзима» B5N2 и пять истребителей «Мицубиси» А6М. На авианосцы не вернулись 55 членов экипажей. Стоит помнить, что до налета на о. Оаху базировалось свыше_300 исправных американских боевых самолетов, а это почти двойное превосходство, причем по истребителям вообще многократное. Где же была система ПВО базы?
Примерно в 7 часов утра 7 декабря РЛС расположенная на горе Опана о. Оаху зафиксировала массовые засветки на экранах от большой группы самолетов, которые двигались в направлении острова с севера-востока. В 7 часов 6 минут было доложено на информационный пост ПВО, а дальше. Дальше, как обычно. Представим себе молодого офицера в конце бессонного ночного дежурства. Тем более, что его служебные обязанности и права конкретностью не отличались. Далее, в системе ПВО, одна часть которой подчинялась флоту, а другая — армии. И между этими частями, по привычной в США пренебрежительности отношения между «флотскими» и «сухопутными», взаимопонимания не было.
Еще следует добавить и то обстоятельство, что дежурный был дезориентирован планируемым прилетом в это утро на остров эскадрильи четырехмоторных бомбардировщиков Б-17 и находящимся на подходе к острову авианосца «Энтерпрайз» и поднимающимися с него самолетами-разведчиками. Нельзя также игнорировать и всю меру ответственности в случае объявление ложной тревоги. И молодой лейтенант допустил ошибку. «Все в порядке, — сказал он оператору РЛС. — Это наши». Но если бы он и решил запросить приближающиеся самолеты по радиосвязи, то получил бы ответ экипажей бомбардировщиков Б-17, которые уже были в воздухе.
Японские летчики одновременно с ударами по кораблям атаковали и аэродром морской авиации Эва, а также базу армейских бомбардировщиков Хикем Филд. Почти 20 японских А6М«Зеро» проштурмовали самолеты, которые стояли в Эве на открытых площадках, и в течении всего нескольких минут уничтожили 30 американских машин. А в Хикем Филд было сожжено на земле двенадцать бомбардировщиков Б-17, столько же А-20 и Б-24, а также порядка 30 устаревших Б-18.
На аэродроме Халейва, в это время дислоцировалась всего одна эскадрилья истребителей. Именно поэтому он был обойден вниманием японцев. С его полосы взлетели лейтенанты Уэлч и Тайлор. По их докладу, в районе аэродроме Уиллер Филд они сумели завалить 7 вражеских самолетов из 11 сбитых утром 7 декабря над Оаху.
Одна из групп японских истребителей, удостоверившись в отсутствии американских истребителей в воздухе, устремилась к базе гидроавиации Канеохе. Сделав несколько заходов, они уничтожили три десятка гидросамолетов РВ.1.
Последним аэродромом, который подвергся удару первой волны, стал Беллоуз Филд — база армейских истребителей. С него сумела взлететь четверка Р40, которые вскоре были сбиты более опытными пилотами А6М «Зеро». Затем японцы в ходе штурмовки сожгли стоящие на аэродроме американские истребители.
Была у японских истребителей и возможность потренироваться в стрельбе по летающим мишеням. В конце операции они заметили огромные четырехмоторные Б-17 из состава перелетевшей с материка эскадрильи. Беспомощно кружась над развороченными взрывами аэродромами, они не имели возможности отбиваться от атакующих истребителей: их бортовые пулеметы, тщательно смазанные, были упакованы в заводские ящики. Не могли они и улететь, так как топливо было уже на исходе. Всего две «крепости» остались неповрежденными, но их тоже нельзя было использовать: все хранилища горючего сгорели, заправить было нечем.
А через полчаса грустную судьбу бомбардировщиков разделила эскадрилья самолетов-разведчиков, взлетевших с палубы авианосца «Энтерпрайз». Летчик одного из них сумел дать предупреждающую радиограмму на свой авианосец. «Энтерпрайз» повернул на юго-восток, а вот самолетам-разведчикам уйти было не суждено. Три из них японцы сбили над морем, а один — над островом. Судьба пятого была еще более печальной. Его сбили эсминцы США, чьи ошалевшие экипажи принялись палить по любому летящему объекту, не разбираясь, где свои, где чужие. Безумие продолжалось и после окончания японской атаки. Уже во второй половине дня два самолета с того же «Энтерпрайза» бравые американские пехотинцы сбили очередями из своих пулеметов.
Этот день стоил Америке 3 тысяч человеческих жизней, 300 различных самолетов и целого линейного флота.
Перл Харбор: причины и результаты
История Второй Мировой войны содержит немало ярких страниц, оказавших решающее значение на ход военных действий и стали предметом детального изучения. Нападение Японии на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор 7 декабря 1941 года по праву можно назвать одним из таких событий, ставшим знаковым для истории и определившим последующий ход военной кампании на Тихом океане.
Предыстория атаки
Комбинированная атака Японии на американский военно-морской флот непосредственно в базе его дислокации стала результатом долгой и кропотливой работы Императорского Генерального Штаба. Ответов на вопрос, почему объектом нападения стала американская военно-морская база, существует немало. Основная причина внезапного нападения кроется в желании японцев одним мощным ударом вывести из строя американский Тихоокеанский флот. Удачная атака позволила бы японским вооруженным силам свободно осуществлять последующую экспансию на Азиатско-Тихоокеанском военном театре.
После падения Франции Япония воспользовалась удобным моментом и оккупировала Южный Индокитай. В ответ на японскую экспансию США и Великобритания ввели нефтяное эмбарго на экспортные поставки нефти в Страну Восходящего Солнца. Эти экономические санкции серьезно подорвали экономический и промышленный потенциал Японии. Военно-морской флот этой страны целиком и полностью зависел от экспорта нефти и подобные меры со стороны Америки и их европейских союзников сильно ударили по боеспособности Японской Империи. Японцы стали лихорадочно искать выход из создавшегося положения. Решение пришло само собой. Японский флот должен был вместе с армией захватить богатые нефтяными месторождениями острова Индонезийского архипелага. Естественно, на такой шаг можно было решиться только с учетом вероятной реакции американцев на подобные действия. Присутствие американского линейного флота в Перл-Харборе ставило тыловые японские коммуникации под угрозу.
Был принят вариант, который предусматривал первоначально уничтожение потенциальной угрозы в виде морской силы США на Тихом океане. Далее при благоприятном результате можно было приступать к планомерной оккупации островов Голландской Индии. Императорский Штаб хотел перехватить инициативу, чтобы в дальнейшем диктовать свою стратегию войны и мира на этом театре военных действий.
Вывести американцев из игры и лишить их военно-морского флота можно было либо в результате генерального морского сражения, либо внезапным ударом. Такой позиции придерживался генеральный штаб Страны Восходящего Солнца, однако военно-морское командование считало собственные военно-морские силы недостаточно сильными для достижения успеха в прямом единоборстве с американским линейным флотом. Предпочтение отдавалось нанесению превентивного удара по силам американцев непосредственно в местах дислокации флота. Весной 1941 года весь Тихоокеанский флот США был перебазирован на Гавайские острова, тем самым взяв под контроль всю центральную часть Тихого океана, поэтому Япония напала на Перл-Харбор не случайно. Этому предшествовал ряд военных и политических событий, которые прямо или косвенно влияли на расстановку сил в этом регионе земного шара.
Удар японцев по Перл-Харбору
Основная задача, которая ставилась перед военно-морским командованием Императорского флота, заключалась в нанесении комбинированного удара по стоянке военно-морского флота США на Тихом океане в бухте Перл-Харбор. Атаковать американские корабли планировалось двумя способами:
Силы сторон перед началом боя
Видная роль в подготовке нападения на Перл-Харбор отводится адмиралу Ямамото, который выстроил всю тихоокеанскую стратегию Императорского флота. Именно Ямамото был приверженцем идеи, что японцы должны напасть первыми. Японский адмирал стал вдохновителем идеи внезапной атаки силами авиации военно-морского флота США на его главной базе. Исполнителем и командующим операцией был назначен адмирал Нагумо. По подсчетам японских военных, основной силой, которая способна была выполнить поставленные задачи, являлись японские авианосцы. Для участия в операции планировалось использовать все 6 имеющихся на тот момент в Императорском флоте авианосцев.
В операции задействовали лучших пилотов, собранных со всех авиационных подразделений военно-морского флота. Количество самолетов, отведенных для участия в налете, составляло громадную цифру – почти 400 единиц. В состав ударных соединений морской авиации входили пикирующие бомбардировщики Aichi D3A1 (тип «99»), самолеты-торпедоносцы Nakajima B5N2 (тип «97»). Прикрывать атакующие самолеты должны были японские истребители Mitsubishi A6M2 (тип «0»), известные всему миру как «Zero».
Морская компонента будущей операции состояла из кораблей прикрытия и 30 подводных лодок. Пять из этих субмарин представляли собой миниатюрные мини-подлодки, управляемые экипажем из 2-3 человек. К месту атаки лодки должны были быть доставлены японскими эсминцами, после чего подводные аппараты должны были самостоятельно проникнуть в бухту.
Большая роль в успехи операции отводилась режиму секретности. Для ударного соединения к месту проведения операции был проложен обходной маршрут. Перед тем как с палуб японских авианосцев взлетели первые самолеты, японская эскадра прошла не одну тысячу миль. За все 10 дней похода американцам так и не удалось обнаружить столь крупное соединение кораблей в океане, и они совершенно потеряли японцев из виду. Японские авианосцы прикрывали в море два линейных крейсера, два тяжелых и один легкий крейсер. Эскорт соединения обеспечивался 9 эсминцами.
Командование Тихоокеанским флотом США, адмирал Киммель и высшее командование вплоть до Комитета начальников штабов находились в полном неведении о готовящемся нападении. На тот момент в бухте Перл-Харбор находились все основные силы Тихоокеанского флота, включая:
Авиационное прикрытие базы осуществляли почти 400 самолетов.
Имея такое крупное и мощное соединение морских и воздушных сил, американское командование даже не предполагало вероятность атаки базы с моря. Спасло американцев от катастрофических последствий и полного разгрома отсутствие на базе авианосцев. Три из находящихся в составе флота авианосца – «Саратога», «Лексингтон» и «Энтерпрайз» находились кто в море, кто проходил ремонт на Западном побережье США. Информацию о том, сколько в гавани Перл-Харбора находится авианосцев, японцы упустили. Бой проходил в основном между американскими кораблями, силами ПВО военно-морской базы и японской морской авиацией.
Начало атаки на Перл-Харбор
Полученный адмиралом Нагумо шифрованный приказ, содержащий фразу «Взойдите гору Ниитака» означал, что атака на военно-морскую базу Тихоокеанского флота Перл-Харбор должна состояться 7 декабря. Этот дата стала знаковой, определив весь дальнейший ход Второй Мировой войны.
Японские корабли находились в 230 милях к северу от острова Оаху, когда в воздух поднялись самолеты первой волны. Основной ударной силой были 40 торпедоносцев, вооруженные торпедами, способными поражать корабли противника на мелководье. Вместе с торпедоносцами в воздух были подняты еще 49 самолетов, каждый из которых был вооружен одной 800 килограммовой торпедой
В качестве поддержки торпедоносцев вместе с ними в воздух поднялся 51 пикирующий бомбардировщик, оснащенный 250 кг бомбами. Прикрытие осуществляли 43 истребителя «Zero».
Вся эта воздушная армада появилась над островом Оаху в 7-50. Через пять минут в гавани военно-морской базы раздались первые взрывы. В 8:00 адмирал Киммель передал открытым текстом экстренное сообщение всем командирам судов, командующим Азиатским и Атлантическим флотом: «Воздушная атака на корабли – это не учения». Желаемый для японцев эффект внезапности был достигнут, хотя еще на подходе к главной базе американского флота японские авианосцы были замечены американскими военными судами.
Помимо линейного флота, американцы потеряли 4 эсминца и одно госпитальное судно. Сильные повреждения получили два крейсера. В ходе первой атаки японским летчикам удалось парализовать ПВО американской базы, уничтожив на земле 188 самолетов. Только вторая волна японских самолетов, прилетевшая добивать остатки разгромленного флота, натолкнулась на организованное сопротивление американских пилотов.
Результат атаки на Перл-Харбор
В итоге бой закончился практически полным уничтожением большей части линейных кораблей Тихоокеанского флота и сильными повреждениями других военных судов. На воде и на суше в ходе внезапного нападения Японии американцы потеряли 2403 человек. Почти третья часть из всех погибших составляла экипаж погибшего линкора “Аризона”. Сегодня о былой трагедии напоминает мемориал в бухте Перл-Харбор, установленный на месте гибели “Аризоны”. После японской атаки, которая стоила японскому флоту 29 сбитых самолетов и четырех потопленных мини-подлодки, американский флот вынужден был на полгода перейти к обороне на всем Тихоокеанском морском театре.
Нападение на Перл‑Харбор (1941). Справка
Перл‑Харбор (Pearl Harbor) – крупнейшая военно‑морская база США в Тихом океане, расположенная на острове Оаху Гавайских островов.
Во время Второй мировой войны 7 декабря 1941 г. Перл‑Харбор подвергся внезапному нападению японской армии, в течение двух часов уничтожившей большую часть американского Тихоокеанского флота. Это тщательно разработанное нападение японских военно‑морских сил получило название Гавайская операция 1941 года.
Осуществляло Гавайскую операцию авианосное ударное объединение под командованием вице‑адмирала Тюити Нагумо в составе 33 кораблей, в том числе шести тяжелых авианосцев (с 420 самолетами на борту), двух линкоров, трех крейсеров, 11 эсминцев, трех подводных лодок и восьми танкеров и соединение из 27 подводных лодок с пятью сверхмалыми подводными лодками на борту. Общее руководство силами осуществлял командующий Объединенным флотом Японии адмирал Исороку Ямамото.
Американский Тихоокеанский флот под командованием адмирала Хасбэнда Киммеля, находившийся на военно‑морской базе Перл‑Харбор, насчитывал 93 корабля, в том числе девять линкоров (один учебный), восемь крейсеров, 29 эсминцев, пять подводных лодок, девять миноносцев и минных заградителей, 10 тральщиков. На аэродромах острова Оаху располагалось 390 самолетов, в том числе 167 самолетов морской авиации.
Противовоздушная оборона базы состояла из 188 зенитных орудий, более 100 пулеметных установок и пяти радиолокационных станций. Гарнизон под начальством генерала Уильяма Шорта насчитывал 42 959 человек.
Подготовку к операции Япония начала в январе 1941 года с соблюдением строжайшей секретности. О ее целях и дате проведения не было известно даже союзникам Японии – Германии и Италии. Маршрут перехода кораблей практически исключал встречу с торговыми и промысловыми судами и находился за пределами радиуса действий американской патрульной авиации. Во время перехода строго соблюдалось радиомолчание, одновременно во Внутреннем Японском море велся радиообмен с использованием позывных тех кораблей, которые следовали к Гавайским островам, чтобы дезориентировать противника.
Вечером 6 декабря японские подводные лодки заняли исходные позиции на ближайших подступах к острову Оаху и в 23 часа начали спуск на воду сверхмалых подводных лодок. 7 декабря в район, расположенный на расстоянии 275 миль (около 450 км) к северу от острова, вышло японское авианосное объединение.
Это был воскресный день. Часть личного состава американских кораблей находилась на берегу. Вход в гавань Перл‑Харбор не был закрыт боновыми (плавучими) заграждениями, отсутствовало также и противоторпедное сетевое заграждение линкоров. Диспозиция кораблей длительное время не изменялась. Самолеты на аэродромах располагались скученно, на подходах к Гавайским островам воздушная разведка велась лишь эпизодически.
Японский генштаб, напротив, располагал исчерпывающими данными о диспозиции американских кораблей и состоянии обороны базы.
Было уничтожено четыре линкора, крейсер, два эсминца, несколько вспомогательных судов и 188 самолетов. Четыре линкора, три легких крейсера, эсминец, два вспомогательных судна и свыше 100 самолетов получили повреждения. Потери американцев в живой силе составили 3 581 человек.
Японцы потеряли 29 самолетов и шесть подводных лодок (из них пять сверхмалых), свыше 70 самолетов получили повреждения.
В результате Гавайской операции и последующих Филиппинской и Малайской операций 1941–1942 гг. Япония завоевала господство на море и получила свободу действий в акватории Тихого океана.
Внезапным нападением на американскую военную базу Япония развязала войну против США. 8 декабря войну Японии объявили США, Великобритания, Канада и ряд других стран.
Успех Гавайской операции был обусловлен тщательной подготовкой японского командования к операции, четкой организацией скрытного перехода кораблей и внезапностью удара. Американское командование допустило просчеты в организации обороны главной базы флота и оценке обстановки в целом.
Операция показала высокие боевые возможности авианосцев, сверхмалые подводные лодки себя не оправдали.
Президент США Франклин Рузвельт назвал 7 декабря 1941 года «днем несмываемого позора». Лозунг «Помни Перл‑Харбор» стал ведущим в войне американцев против Японии.
После 1945 года военно‑морская база Перл‑Харбор была реконструирована и вновь стала выполнять роль основной базы Тихоокеанского флота США.
В Перл‑Харборе открыт мемориал, посвященный линкору «Аризона», потопленному японской авиацией.
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах ‑2004 г.).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников