в каком году вышла ps vita
Король умер, да здравствует новый король! Обзор портативной консоли PS Vita
Занимательный факт:
население Земли на конец 2011 года
составляло около 7 миллиардов человек,
а количество проданных портативных
консолей Sony PSP —
свыше 70 миллионов штук.
До января 2011 года о новой портативной консоли Sony — тогда ее знали под именами PSP 2 и Next Generation Portable — ходили только неподтвержденные слухи. Источником их становились сторонние разработчики, в основном игровые, восхищавшиеся аппаратной мощью грядущей консоли. Летом 2011 на E3 консоль была представлена публике под именем PS Vita. И вскоре, на последующих выставках (в их числе был и отечественных «Игромир»), ярые фанаты могли отстоять многочасовые очереди и посмотреть собственными глазами, что же собой представляет «новая пээспэшка».
Технические характеристики PS Vita
279 г (модель 3G/Wi-Fi),
Поддерживаемые форматы:
Сколько стоит PS Vita и что вы за эти деньги получите
Как обычно, раньше прочих новую консоль смогли приобрести японцы — в стране восходящего солнца PS Vita поступила в продажу до рождественских праздников, 17 декабря. США, Европе, а вместе с тем и России пришлось подождать еще пару месяцев, до 22 февраля. (Подробности об ограниченном выпуске для США мы опустим, как излишние; его существование — скорее забавный казус, чем исключение, а так россияне получили возможность купить PS Vita одновременно со всем западным миром). Заметим, что такое время ожидания обычно идет только на пользу: во время «натурных испытаний» разработчики успевают отловить и исправить ошибки, без которых, увы, в силу своей сложности не обходится ни один проект.
Существуют две модификации PS Vita: первая взаимодействует с сетью и сервисами Sony через Wi-Fi и стоит 11 990 рублей, вторая добавляет к этому функционал 3G и «наценку» в три тысячи — ее стоимость 14 990 рублей. В остальном их характеристики практически полностью идентичны.
PS Vita в сравнении с контроллером от PlayStation 3
В комплект поставки PS Vita входит сама консоль, различная документация, несколько проводов для подключения к компьютеру и подзарядки (увы, ни о каком mini- micro-USB речи не теперь идет), и шесть карт дополненной реальности (augmented reality, AR), о которых мы расскажем чуть позже. Карта памяти в комплектацию не входит и должна быть приобретена отдельно.
Комплект поставки PS Vita
Как вам может быть известно, предыдущие версии PSP использовали карты памяти Sony Memory Stick M2 или Duo — на них хранились не только музыкальный и видео контент, но и пиратские копии игр. Чтобы пресечь незаконное использование, Sony сделала «ход конем»: создала новый формат карт памяти, с незатейливым и тривиальным названием “PS Vita Memory card”, и научила новую консоль «понимать» только и исключительно их. К тому же всю информацию придется добавлять через специальную программу.
Предлагаемый объем PS Vita Memory card — 4, 8, 16 Гб, в США и Японии также доступна версия на 32 Гб. Ориентировочная цена на них в России составляет 990 / 1490 / 1990 рублей. Время покажет, не выпустят ли ушлые китайцы совместимых неоригинальных карт, и насколько подобная мера окажется эффективной
Карта памяти PS Vita
А пока скажем, что заодно с внедрением нового формата Sony отказалась от морально устаревших UMD-дисков, заменив их на флэш-картриджи: во-первых, конструктив новой консоли не оставил места для привода, во-вторых, размеры игр сушественно увеличился, и, в-третьих, цифровая дистрибуция продолжает набирать обороты. Множество новых игр будут доступны онлайн, через PlayStation Store, и цена на них станет несколько гуманнее «коробочных» версий. Также в электронном магазине можно будет приобрести хиты с PlayStation One, небольшие мини-игры, музыку, видео, и даже комиксы.
К началу продаж новой портативной консоли Sony подготовила три десятка игр, на любой вкус и цвет: и гонки, и файтинг, и приключения, и футбольный симулятор… В разработке находится еще полсотни интересных тайтлов. Примерный список вышедших и анонсированных игр вы можете посмотреть на официальном сайте PS Vita.
Национальная библиотека им. Н. Э. Баумана
Bauman National Library
Персональные инструменты
PlayStation Vita
PSV (англ. PlayStation Vita ) — портативная консоль от Sony Interactive Entertainment, Inc., являющаяся преемником PlayStation Portable. Выпущена в Японии 17 декабря 2011 года, в Северной Америке и Европе — 22 февраля 2012 года.
Система была анонсирована 27 января 2011 вместе с PlayStation Suite на PlayStation Meeting 2011. До анонса консоль была известна как PSP2, о которой (как и о PlayStation Phone) было известно по слухам от сторонних разработчиков. До E3 2011 система была известна под рабочим названием Next Generation Portable (NGP). В России консоль впервые представили на ИгроМире-2011. [Источник 1]
Содержание
Технические особенности
Производительность PS Vita достаточно сложно сравнивать с даже ближайшими аналогами, поскольку система, на которой базируется гаджет, по-своему уникальна и несопоставима, например, с параметрами устройств на Android. За несколько лет параметры производительности начали выглядеть несколько устаревшими, но у многих игр с PS Vita до сих пор нет аналогов на других платформах, которые бы могли похвастаться столь чёткой графикой на относительно небольшом экране.
Обзор технических возможностей, конечно, не мог бы обойтись без оценки поведения устройства в интернете: в отличие от PSP в Vita исключительно чувствительный современный модуль Wi-Fi класса b/g/n, который может дать фору многим смартфонам и планшетам. Цена на консоль на 2015 год начинается примерно с 10 000 рублей, за расширенную версию с SIM-картой придётся заплатить на 2-3 тысячи больше. [Источник 2]
Носитель
Игры для PlayStation Vita распространяются на флэш-картах нового проприетарного формата PlayStation Vita card, которые заменили UMD. Кроме этого, консоль имеет разъем для новых карт памяти, которые пришли на смену Memory Stick PRO DUO и выпускаются с вместимостью до 64 ГБ. На старте в Европе были доступны карты от 4 до 16 ГБ. 5-10 % свободного места зарезервировано для сохранений и патчей. Используя флеш-накопитель, Sony планирует ввести в использование карточки большей ёмкости. Также PSN аккаунт пользователя связан с картой памяти, но не с консолью.
Программное обеспечение
Система программного обеспечения PlayStation Vita является официальной, обновляемой прошивкой и операционной системой для PlayStation Vita. Процесс обновления почти идентичен PlayStation 3 и PlayStation Portable. Системное программное обеспечение может быть обновлено путем загрузки обновлений непосредственно на PS Vita через Wi-Fi, загрузки обновлений с помощью системы PS3, загрузки обновлений с помощью ПК или установки с помощью PS Vita «карточная игра», содержащая обновление данных. PlayStation Vita использует LiveArea в качестве графического интерфейса пользователя. [Источник 3]
Дизайн и конструкция
Несмотря на позиционирование PS Vita как чего-то принципиально по отношению к PSP нового (вот и слово Portable исчезает из имени) и рассказы о том, что ощущения от общения с Vita совсем не похожи на те, к которым все привыкли, имея дело с прошлыми поколениями — с первого взгляда в Vita узнается портативная консоль от Sony. Преемственность налицо, сколько бы сенсорных панелей применено ни было, и как бы ни менялось количество джойстиков. Чрезвычайно знакомая форма, черно-серебристая цветовая гамма, много глянцевого пластика. При этом визуально PS Vita не кажется значительно больше PSP предыдущих поколений, разница хорошо заметна, только если положить консоли рядом. Габариты PS Vita: примерно 182×18.6×83.5 мм. Вес — 279 г (модель 3G/Wi-Fi), 260 г (модель Wi-Fi). Консоль поместится далеко не во всякий карман, но держать ее одной рукой для просмотра, допустим, кино, вполне можно.
Функциональные элементы
Уже одного взгляда на PS Vita достаточно, чтобы понять — это своего рода манифест против современности: кнопок и джойстиков стало еще больше, чем раньше, и это в то время, когда бал правят гаджеты, единственным органом управления которых является сенсорный экран; можно было бы сказать, что только не на геймерской тропе, но успех игр для iOS и Android не позволяет делать и такие ремарки. Впрочем, об этом позже. На лицевой панели PS Vita пятидюймовый сенсорный (емкостный) экран, четыре кнопки направления, четыре классические кнопки действий, два джойстика (не реагирующих на нажатие), кнопку PS (обеспечивающую мгновенный переход в главное меню), кнопки Start и Select. Тут же находятся динамики и фронтальная камера. Правое ребро свободно, на левом находится слот для SIM-карты (в версии с 3G-модулем). На верхнем торце располагаются кнопка включения, кнопки регулировки громкости, слот для игровой карты PS Vita и прикрытые единой крышкой аксессуарные интерфейсы. По краям боковые кнопки управления, прозрачные. Снизу находится универсальный порт для зарядки и соединения с ПК, миниджек для наушников, слот для фирменной карты памяти и проушины для ремешков.Сзади находится крупная сенсорная панель, камера и выемки для более удобного хвата, покрытые резиной.
Комплектация
Интерфейс и управление
Xross Media Bar на новой портативной консоли нет. Теперь интерфейс PSP следует традициям современных смартфонов, используются возможности сенсорной панели. Интерфейс разделен на несколько экранов, где колышутся иконки приложений и игр, вперемешку. Количество экранов не ограничено, каталогизации нет — забив консоль играми под завязку, придется плавать по ним в поиске нужной. При этом для каждой игры и приложения есть подменю в своем стиле, внутренний мир PS Vita разработчики постарались сделать как можно более богатым. Общее оформление выдержано в едином стиле. Все русифицировано. На строке состояния показываются все недавно открывавшиеся приложения, время, беспроводные сети, уровень заряда батареи, справа висит облачко сообщений, где отображаются и достижения в играх, и сообщения из встроенных социальных сетей. PS Vita поддерживает многозадачность, так что при нажатии кнопки PS в главном меню можно быстро переходить к списку открывавшихся недавно или все еще держащихся в свернутом состоянии приложений. Многозадачность не полноценна — пользоваться браузером при свернутой игре, например, нельзя, придется ее закрыть.
Для навигации по меню пользуются только емкостным сенсорным экраном, большего не требуется, его чувствительность и приспособленность интерфейса под касание пальца хороши. Все-таки важнейшая часть аудитории консоли — дети. Для знакомства с возможностями PS Vita существует даже отдельная «Зона приветствия». Отдельно можно выделить экранную клавиатуру — с хитроумным, запоминающим ранее вводимые слова суфлером и достаточно крупными «клавишами». Всякие важные действия, вроде обновления системы, также максимально упрощены, «колдовать» над консолью не нужно, все решается за пару касаний пальцем экрана. Даже подключение PS Vita к ПК почти никогда не требуется, разве только для переноса сделанных фотографий или видео в хранилище. Управление во время игр, как раз наоборот, изощренное до предела. Десять управляющих кнопок, два джойстика, две сенсорные панели, датчики движения, электронный компас, задействованные в работе с дополненной реальностью две камеры — Nintendo с ее DS получила, наконец, достойный отпор. [Источник 5]
Продажи и реакция прессы
На CES 2012 Кадзуо Хирай объявил, что было продано полмиллиона консолей. По состоянию на 15 февраля 2013 года было продано 4,1 млн консолей. Sony не собирается останавливаться на достигнутом и сообщает, что в их планах увеличить количество до 16 миллионов проданных консолей до конца этого финансового года.
8 ноября 2012 Появилась информация о снижении официальных цен на игровую консоль. Рекомендованная цена PS Vita с Wi-Fi и 3G составит 12 990 рублей, а модель PS Vita c Wi-Fi 9 990 рублей.
На выставке GamesCom 2013 представители Sony заявили о снижении цены на консоль. Рекомендованная цена на PS Vita с Wi-Fi и 3G составляет 8 990 рублей.
В целом, игровая пресса положительно встретила PS Vita, хотя многие деятели индустрии обращают внимание на малую на данный момент библиотеку игр и недолгое время работы от аккумулятора (в режиме игры консоль «живёт» 3-6 часов)
При анонсе консоли были объявлены игры из серий: Call of Duty, Dynasty Warriors Next, Everybody’s Golf, Killzone, LittleBigPlanet, Metal Gear Solid, Resistance, WipeOut, Uncharted, Yakuza. Были показаны отдельные игры: Broken, Dungeon Defenders, Hustle Kings, Gravity Rush, Little Deviants, Reality Fighters, Smart As. Для демонстрации возможностей консоли была показана работа портированного движка Unreal Engine и сцена из Lost Planet 2, портированной с PlayStation 3. Для демонстрации обратной совместимости c PlayStation Portable была показана разрабатываемая скачиваемая версия игры Monster Hunter Portable 3rd, поддерживающая оба стика.
Для PlayStation Suite были заявлены игры с первой PlayStation: Cool Boarders 2, MediEvil, Rally Cross, Syphon Filter и Wild Arms.
На 7 июня 2011 года с Sony сотрудничает 76 разработчиков и издателей из Японии, 20 из Северной Америки и 57 из Европы, которые будут выпускать игры для PlayStation Vita.
Представители Sony рассказали, что в день старта продаж покупателям будут доступны 25 игр, среди которых окажутся FIFA 12, Ultimate Marvel vs. Capcom 3, Uncharted: Golden Abyss, F1 2011 и крупные игры. Всего Sony рассчитывает выпустить около сотни игр в первое время после запуска PlayStation Vita. Игры для PlayStation Vita в Европе и Америке не будут стоить более 50 долларов.
Также у PlayStation Vita имеется функция Remote Play («дистанционной игры»): игровой процесс с PlayStation 4 и с PlayStation 3 транслируется на экран портативной консоли, которую также можно использовать, как контроллер. На PlayStation 4, все игры поддерживают эту функцию, в отличии от PlayStation 3, в ту очередь на ней поддерживает лишь пару игр. В некоторых играх можно устраивать кросс-платформенную игру между пользователями PlayStation Vita и PlayStation 4, и также PlayStation 3.
PlayStation Store
Стало значительно удобнее покупать и загружать игры и приложения из онлайнового магазина. Нельзя сказать, что версия для PS Vita настолько же удобна, как PlayStation Store для PS3, сказывается одновременно и перегруженность информацией, и недостаток важных материалов, которые могут подвигнуть на покупку. Аудитории, привыкшей к AppStore от Apple, достаточно трудно принять спонтанное решение о покупке игры, к позиции которой в витрине не удосужились прикрепить хотя бы несколько скриншотов. Да и со стоимостью большинства игр все не так однозначно. В то время как простые игры для iOS и Android нередко стоят меньше одного доллара, а за гарантированные хиты там часто просят всего пять, проекты для PS Vita упорно держат планку цены в 20, 30, а то и 50 долларов. Но мало кто готов платить за мобильные, по сути, игры цену проектов для «больших консолей». [Источник 6]
Ссылки
Раздел PS Vita на официальном сайте PlayStation
Пять лет PlayStation Vita: что мертво, умереть не может
22 февраля 2012 года на полки магазинов Европы и России легла новая портативная консоль со звучным названием PlayStation Vita. Пять лет назад. Созданная в компании Sony, она должна была стать наследницей сверхпопулярной PlayStation Portable и, в соответствии со своим именем, вдохнуть новую жизнь в формат карманного гейминга. Для этого у неё были все предпосылки, но. Маркетологи предполагают, а покупатели располагают, и PS Vita в рекордные сроки оказалась не на верхних строчках чартов продаж, а на свалке истории. Как же так вышло?
Что нужно популярной игровой консоли? Сколько-нибудь уникальные возможности. Доступная цена. Конкурентоспособные эксклюзивные игры. Когда все три (вспоминаем Nintendo DS или PSP) или хотя бы пара (привет, Nintendo 3DS) факторов сходятся воедино, можно рассчитывать на интерес игроков и, следовательно, на коммерческий успех. Вот по этим критериям мы препарируем Vita и узнаем, что же послужило причиной её скоропостижной кончины.
А вместо сердца пламенный мотор.
27 января 2011 года Sony анонсировала свой новый хендхелд PlayStation Vita, однако слухи о неведомом до того момента девайсе начали ходить намного раньше. И немудрено: PSP шёл уже седьмой год, а Nintendo вовсю готовила к премьере «трехмерную» 3DS. Создателям Patapon и God of War надо было чем-то ответить, иначе момент рисковал быть упущенным окончательно и бесповоротно. Первоначально будущая Vita носила «рабочие» названия PSP2 и NGP/Next Generation Portable, что расшифровывалось ни много ни мало как «портативность нового поколения». В отличие от своих земляков-конкурентов, Sony поставила на технические характеристики и последовала мантре: «портативные игры консольного качества». Был ли именно в этом первый просчёт? Возможно.
Вспомним 2011-й. Кнопочные телефоны уходят в прошлое. Всё доступнее смартфоны, распадающиеся на множество ценовых категорий — от совсем бюджетных до премиум-класса. Количество приложений в Android Market (название Google Play сервис приобрел только год спустя) исчисляется миллионами. Вышел iPhone 4, сорвал кассу Samsung Galaxy S, а на вершину мобильного Олимпа стремительно взлетел HTC со своими дорогим Desire и доступным WildFire. Обновление мобильных линеек происходит примерно каждые полгода, в то время как срок жизни консолей исчисляется пятилетиями. И вот, когда мир ждал появления PSP Phone — платформы, объединяющей телефон и игровую систему, — японцы предложили ему PlayStation Vita.
Пощупать новую железку все желающие смогли летом, на выставке Е3 2011. И отзывы в большинстве своем были поражённо-восторженные. «Вита» щеголяла броским дизайном, при в разы лучшей начинке весила столько же, сколько первая модель PSP, радовала появлением второго аналогового стика, впечатляла сочным 5-дюймовым OLED-экраном и интриговала дополнительной тач-панелью.
По всем критериям она выглядела и ощущалась наследницей всеобщей любимицы «ЗЫЗы», а 4-ядерный процессор и мощный графический чип обеспечивали картинку, близкую к таковой на PlayStation 3 — в те времена подобное «взрывало» мозг. Геймеры отложили деньги на покупку. Пресса наперебой принялась строчить похвалы и предрекать, что Vita втопчет своего ближайшего конкурента (Nintendo 3DS) в грязь. Другими словами, в тот момент будущее Vita казалось безоблачным.
Предания старины глубокой
За вау-эффектом, вызванным представлением Vita, легко было упустить, что, в отличие от той же 3DS, никаких воистину уникальных функций новая портативка в себе не несла. Мощное железо, обновлённый внешний вид, несколько функций, которых так не хватало PSP. Всерьёз можно было задуматься — неужели Sony и правда вот так просто «профукала» тренды того времени и не заметила, что мобильные платформы несутся к успеху на всех парах? Конечно, нет. Просто всё уникальное в Vita лежало за пределами самой консоли.
Речь о тщательно пестуемой Sony, но нынче наглухо забытой инфраструктуре PlayStation Suite. Мы не удивимся, если вы даже не вспомните это название, однако в те годы японская корпорация делала всё, чтобы о новой инициативе узнал каждый. И идея на самом деле была по тому времени очень прогрессивной. PlayStation Suite, позже переименованная в PlayStation Mobile, должна была стереть границу между игровой приставкой, портативной консолью и смартфоном, объединить домашнюю консоль с карманными, обеспечить совместимость игр между платформами и сделать всё это максимально мобильным. Ядром системы становилась PlayStation 3, PSP-игры перебирались на смартфоны за счет системы сертификации PlayStation Certified, а Vita открывала то самое «новое поколение портативности».
Каким должен был стать к 2014-му году идеальный дом в системе координат PlayStation? Центром его представлялась домашняя консоль. Спустя еще пару лет для поддержки этой философии была даже выпущена отдельная приставка PlayStation TV, позволяющая соединять PS4 с любым телевизором в доме с помощью стриминга через домашнюю сеть. Рубитесь с другом в Mortal Kombat, а тут мама хочет посмотреть любимое шоу? Не проблема, перешли в другую комнату, подключили PlayStation TV и продолжаете играть дальше. А если нет телевизора, подсоединили к той же сети свою PlayStation Vita, и вот вам уже и монитор не нужен. А захотели, так и вообще ушли из дома, сунув напичканную ворохом социальных приложений портативную консоль в карман. Лишь бы Интернет был, а уж игры и друзья по PlayStation Network всегда найдутся. В теории.
Согласитесь, ведь в некотором роде именно этого мы ждем теперь от Nintendo Switch. Через пару лет узнаем, готов ли мир 2017-го к такому подходу. А вот пять лет назад Sony явно опередила своё время. В итоге PlayStation Suite захирела со скоростью цветка под палящим солнцем, с 2013 года компания всецело сосредоточилась на PlayStation 4, и в 2015-м программа вовсе была окончательно свёрнута. Так что Vita осталась последним представителем сервиса.
А игры где?
Ладно, допустим, Vita не получилось встроить в общую инфраструктуру, но это, само по себе, не повод хоронить актуальный, прогрессивный и мощный гаджет. И всё же консоль едва ли способна вернуться из небытия. Почему? Да потому что важнейший фактор популярности любой платформы — её игры.
На старте и ещё некоторое время после Vita набирала себе баллы исключительно за счёт красоты и технологической продвинутости. Killzone, Uncharted, LittleBigPlanet, Resistance — всех их можно охарактеризовать сурово, но просто: до сих пор красивые, но почти бессмысленные ответвления полноценных проектов с PS3 (или позже PS4). А те игры, что снискали популярность на хендхелде, в итоге перебрались на другие платформы. Tearaway, Gravity Rush, Sine Mora — чтобы купить сейчас такое в первозданном формате, нужно быть настоящим энтузиастом.
Впрочем, на Vita всё же есть проекты, в полной мере использующие и мощь консоли, и её неординарные возможности. Уже упомянутые «Uncharted: Золотая бездна», «Killzone: Наемник» и Resistance: Burning Skies — эти игры достаточно успешно продали «Виту» поклонникам флагманских серий PlayStation. Отлично смотрелись в портативном формате Mortal Kombat и Injustice: Gods Among Us, частично благодаря инициативе NetherRealm Studios добавить поддержку сенсорных панелей, тем самым разнообразя геймплей. Удачно перебрались на мощное железо в компактном корпусе даже «большие» игры — Marvel vs. Capcom 3, Rayman Origins и Legends, Final Fantasy X/X-2, Rogue Legacy.
Когда Vita только поступила в продажу, на ней и правда было много разнообразных игр, а Sony, по своему обыкновению, усердно подстёгивала разработчиков трудиться на благо новой платформы. И тут самое время опять вспомнить про смартфоны и планшеты. Не прошло и пары лет, как более функциональные по своей сути устройства, фактически догнали «Виту» в технологическом аспекте и наголову превзошли по разнообразию предложений. К тому же немудрено, что разработчики предпочли сконцентрироваться на подготовке к премьере PlayStation 4, которая обещала всяко больше перспектив, чем уходящая в штопор Vita.
В итоге проекты под громкими названиями ушли в разработку третьесортным командам, что привело к появлению, например, Call of Duty: Black Ops Declassified, — позора, проданного тиражом в полтора миллиона копий. Не намного дальше ушли Assassin’s Creed III: Liberation и даже обычно популярные игры серии LEGO. А уже по добравшимся в 2013-м до Vita играм Telltale стало невооруженным взглядом видно, что портативная консоль сдаёт позиции и в оптимизации, и в удобстве.
Либо хорошо, либо ничего… кроме правды
Беспристрастная статистика говорит, что за пять лет в мире продано 15 млн PlayStation Vita. Это примерно в 6 раз меньше, чем у её предшественницы — PSP. Не помогли ни снижение цены, ни выход новых ревизий. Столь же печально всё обстоит и с продажами программного обеспечения — примерно 60 млн против почти 300 млн, даже при том, что мало где пиратство цвело так пышно, как на PSP. Честно скажем, Sony предприняла несколько попыток «оживить» Vita, то предлагая использовать её вместо DualShock, то всячески намекая на прелести удаленного воспроизведения (которое, к слову, теперь доступно на любом смартфоне линейки Xperia). Но потом сдалась и она. Сейчас уже не секрет, что Vita не нужна даже собственным «родителям», а редкие игры для неё — скорее пережиток прошлого, чем шанс на сколько-нибудь ясное будущее. И даже пиратские прошивки и нелегальный софт, долетевшие до «Виты» пару лет назад, погоды не сделали. По злой иронии судьбы, 3DS, некогда «тёмная лошадка» и предмет издевок профильной прессы, живёт и здравствует до сих пор.
Но в чем PS Vita не откажешь, так это в том, что она стимулировала развитие мобильных игр. Всё-таки показала ту самую «портативность нового поколения», пусть даже в итоге оказавшись тупиковой ветвью развития. Что ж, история знает немало таких примеров. Тем не менее, за пять лет существования игр для нее было сделано достаточно, да и удаленное воспроизведение с PlayStation 4 так или иначе работает. Мелочь, но всё же лучше, чем ничего.