в каком году вышел уаз буханка
История УАЗов. С самого начала. Часть 1.
Итак, пройдёмся по истории УАЗов с самого начала и до сегодняшнего дня.
Первым из УАЗов был УльЗИС 235.
Дизельный грузовой автомобиль.
Первый опытный образец был построен к 1 мая 1944 года под руководством конструктора Бориса Львовича Шапошника.
30 июня 1944 г. начались дорожные испытания. Первый этап показал хорошие ходовые качества автомобиля: динамику, удобство посадки водителя, хорошую обзорность, легкую управляемость и комфортабельность подвески.
В ноябре 1944 г. был собран второй образец УльЗИС-253.
Этот дизельный грузовик по экономичности двигателя и динамическим качествам не уступал американскому «Студебеккеру», за что и получил высокую оценку специалистов.
Далее на замену УльЗИСу пришёл УАЗ 300.
В 1949 году на октябрьской демонстрации впервые был показан первый грузовик ульяновского завода — УАЗ 300, а в 1950 он прошел дорожные испытания, показав хорошие результаты. Однако в производство автомобиль не был запущен. Завод не был готов к выпуску таких машин.
На демонстрации было показано 6 автомобилей.
Легкая модификация с односкатными задними колесами называлась УАЗ 300, а тяжелая с двумя скатами — УАЗ 302.
Использовался 50-сильный 4-цилиндровый мотор от ГАЗ М20 Победы и новая 4-ступенчатая коробка передач (опытный образец собран в 1949 г).
Обтекаемые капот, облицовка радиатора, крылья хорошо гармонировали с цельнометаллической кабиной типа ГАЗ-51.
Грузовик был бензиновый.
Далее последовал УАЗ 302. Тяжелая полуторка на основе УАЗ 300 с двумя скатами, появиласть в ноябре 1950.
Двигатель — 4-цилиндровый, всего в 50 л.с., заимствованный у «Победы», довольно слабый для такого грузовика.
Далее появился УАЗ 450, Первая «Буханка» на шасси ГАЗ 69.
За двухцветную окраску и необычную решетку радиатора опытный образец УАЗ прозвали «Сорокой».
УАЗ 450 получил в народе прозвище «Буханка» из-за вагонной компоновки кузова (корпус автомобиля делается цельным, а не сборным).
В мае 1957-го закончилась разработка технологических процессов.
В 1958 году началась полноценная сборка модели на главном конвейере.
Советским гражданам новые модели УАЗ-450 были представлены на Всесоюзной промышленной выставке, которая проходила в Москве на территории ВДНХ.
Всего было выпущено 55319 автомобилей серии УАЗ-450.
Как модификация УАЗа 450 был выпущен санитарный УАЗ 450А.
Позже был создан УАЗ-457 — Попытка создания самосвального УАЗ, как вариант УАЗ-69.
Далее в 1959 году «Буханка» снова была переработана и был выпущен УАЗ 450В. Прототип 11-местного микроавтобуса УАЗ-450В отличался дверями, открывающимися против хода и десятью окошками в крыше. (Хотел бы я себе такой) 🙂
Серийная версия, появившаяся в том же году, получила традиционные двери и 6 окошек в крыше.
В этом же году появляется сельский вариант УАЗ 450Д — бортовой грузовик, как модификация УАЗ 450.
Опытные образцы УАЗ-450Д, испытывавшиеся в 1956-1957 гг., имели ветровое стекло с центральной перемычкой, двери с расположенными сзади петлями и 16-дюймовые шины.
На год позже получаем модель уже более похожую на что-то современное, модель УАЗ 460 с зависимой рессорной подвеской, лонжеронной рамой и двигателем ГАЗ-21.
Предусматривалось два варианта трансмиссии: ‘военный’, с колесными редукторами, и ‘народно-хозяйственный’, с обычными мостами.
С прошествием 5 лет, то есть в 1965 году наши китайские товарищи выпускают аналогичный внедорожник под маркой Beijing BJ212, который от нашей модели отличались всего лишь оформлением передней части кузова.
Так же в 1961 по 1966 года выпускались НЕ полноприводные автомобили УАЗ 451 на базе «Буханки» с ведущим задним приводом.
Попутно с УАЗ 451 выпускался УАЗ-471 как попытка построить противовес американскому Ford M151.
Главный конструктор Музюкин П.И. сделал УАЗ-471 с независимой подвеской всех колес на поперечных рычагах, несущий кузов, но отказался от колесных редукторов. Шины 16-ти дюймовые. Да простит нас господь за такой позор… 🙂
И вот чуть позже мы получаем УАЗ-451А — заднеприводный санитарный автомобиль на базе фургона УАЗ-451. Прадедушка современной «Буханки»
Далее как модификация 451А был выпущен УАЗ 451Д сельская версия с бортовым кузовом.
И достаточно интересный образец который я не смог оставить без внимания это УАЗ 452П.
Седельный тягач, на базе автомобиля УАЗ-452Д, оборудован цилиндром управления тормозами полуприцепа, обеспечивающим герметичность гидросистемы при расцепке.
В 1962 году выпущен УАЗ 451С — экспериментальный снегоход со съемными лыжами и резинометаллическими гусеницами.
Опытные экземпляры, названные УАЗ-451С и 451С2, во время испытаний прошли путь от Новосибирска до Ульяновска.
УАЗ 469П — Опытный автомобиль для министерства связи.
Было изготовлено два образца.
В серию так и не пошел 🙁
УАЗ 451М (1966)
Цельнометаллический, вагонного типа с боковыми и задней двустворчатой дверьми.
Внешние отличия до конца 70-ых годов (предположительно до 1979 года) отражались только в облицовке передка (и плюс дополнительная боковая дверь!), задние же фонари ставились прежние — ФП-100. Впоследствии они были заменены на вертикальные фонари.
УАЗ-452АС — Модификация УАЗ-452, медицинский, в северном исполнении.
Отличается дополнительным отоплением, двойным остекленением, уссиленной теплоиззоляцией пола, крыши и боковин и морозостойкой резиной.
Автомобиль может эксплуатироваться при морозе до 60°.
Колесная формула: 4 x 4;
Двигатель: Карбюраторный, УМЗ-451М;
И вот наконец-то более современные «Козлы» грузопассажирский автомобиль УАЗ-469 выпускается Ульяновским автомобильным заводом с 1973 г.
Кузов открытый, четырехдверный, со съёмным тентом и задним откидных бортом. УАЗ-469 отличается от УАЗ-469Б наличием колесных редукторов и экранированного оборудования.
Далее экспериментальный 16-местный автобус, колесная формула — 6х4.
В качестве эксперимента с целью улучшить проходимость и вместимость внедорожника была добавлена ещё одна ось, но, как показали испытания, неизбежное усложнение конструкции, повышенный расход топлива и возросшая масса свели на нет полученные преимущества. В России в серию не пошёл.
Но зато сейчас успешно выпускается в Грузии, малыми партиями по 50 штук в год для нужд грузинских горноспасателей. Выпускается под названием УАЗ «Медея»
УАЗ-451МИ — Электромобиль 1977г.
Ульяновские инженеры решили приколоться 🙂
В серию естественно не запущен.
Далее чудо УАЗ 3907 Ягуар — Водоплавающий вездеход.
В серию не пошел.
Продолжение следует в Части 2 🙂
Спасибо за внимание 🙂
60 лет легенде. УАЗ-450 “Буханка” отмечает юбилей. Фото и история
В конце января 1958 года с конвейера Ульяновского автозавода сошел первый серийный автомобиль УАЗ-450, именуемый в простонародье «Буханкой». Ульяновские конструкторы создали единственную в мире машину вагонной компоновки, малой грузоподъемности и повышенной проходимости.
Опытный образец УАЗ-450
На протяжении уже 60 лет УАЗ-450 остается востребованной моделью на отечественном авторынке. Компоновка с плавными переходами линий кузовных деталей, цельное гнутое лобовое стекло, обеспечивающее хороший обзор, два ведущих моста, а также неприхотливость и надежность обеспечили многолетнюю стабильную популярность этих машин, особенно в условиях бездорожья.
Первые УАЗ-450 сходят с конвейера 1958 г.
Первые опытные образцы УАЗ-450 с различными вариантами кузова прошли заводские и межведомственные испытания на проходимость мостов по бездорожью и комфортабельность езды еще в 1957 году. УАЗ-450 успешно пересек Каракумы, побывал на Памире и в Казахстане, а также на самой северной точке России — в Оймяконе. Испытания подтвердили, что полноприводные грузовики способны передвигаться в любых дорожных и климатических условиях.
УАЗ-450 на Крайнем Севере
После испытаний в жарких песках конец 1950-х
К январю 1958 года заводские мощности уже были подготовлены к сборке 4 тысяч грузовиков в год. От опытных партий завод перешел к серийному выпуску автомобилей, обладавших высокими эксплуатационными качествами, а главное — имевшими повышенную проходимость.
Впоследствии на базе фургона были изготовлены другие модификации. Производством были освоены: бортовой грузовик УАЗ-450Д, цельнометаллический фургон УАЗ-450, санитарный автомобиль УАЗ-450А. Затем появился микроавтобус УАЗ-450В.
В 1959 году был подписан первый контракт об изготовлении на экспорт 35 «санитарок». Машины отправились бороздить просторы дорог Албании, Индонезии и Сирии.
На базе автомобилей с колесной формулой 4×4 с 1960 года выпускались заднеприводные машины: бортовой автомобиль УАЗ-451Д, фургон УАЗ-451 и санитарный УАЗ-451А.
Семейство УАЗ-450 выпускалось вплоть до 1965 года. Всего было произведено более 55 тысяч автомобилей различных модификаций.
В 1966 году семейство УАЗ-450 подверглось модернизации — автомобили получили более мощный верхнеклапанный двигатель, четырехступенчатую коробку передач, было изменено внешнее оформление кабины водителя. В результате всему семейству полноприводных машин был присвоен индекс УАЗ-452.
В 2007 году легендарная «Буханка» обрела «второе дыхание». В рамках национального проекта «Здоровье» автозавод осуществил поставку 2304 санитарных машин во все уголки России. Первые 45 автомобилей, оснащенные гидроусилителем руля, ведущими мостами типа «Спайсер», многофункциональным рулевым переключателем и замком зажигания с запираемым противоугонным устройством, предприятие поставило в медучреждения Ульяновской области.
УАЗ Буханка в наше время
Сегодня Ульяновский автомобильный завод продолжает производство этих автомобилей, незаменимых в народном хозяйстве и прекрасно адаптированных к российским дорогам. Только за последние 5 лет предприятие выпустило более 156 тысяч автомобилей классического коммерческого ряда.
Интересные факты из истории УАЗ-450
Прозвище «Буханка» автомобиль получил за своеобразную форму кузова, напоминающую буханку хлеба. Еще по одной версии «Буханкой» называли автомобиль, который перевозил продукты, а санитарный автомобиль называли «таблеткой», тем самым подчеркивая предназначение фургона.
В 1959 году самая первая модель Ульяновского электромобиля УАЗ-450ЭМ была разработана на базе серийного УАЗ-450 и УАЗ-450А.Предназначалась она для обслуживания аэродромов. На электромобилях применялись тяговые аккумуляторные батареи, разбитые на 2 секции, установленные под полом кузова по обоим бортам в специальных ящиках.
УАЗ-452 по сей день используются для перевозки туристов на вулканы Везувий и Этна. На базе ульяновских внедорожников в Италии создаются пожарные машины, «дачи на колесах». Их используют для горноспасательных работ, геологической разведки, доставки воды и продовольствия в отдаленные горные селения.
В 1960-х годах на заводе выпущены первые образцы санитарных машин для районов Крайнего Севера и Сибири УАЗ-452АС — с дополнительным отоплением, двойными стеклами в салоне, усиленной термоизоляцией пола, крыши и боковин. Работа велась при температурах, доходящих до 60 градусов мороза. При таких условиях не могла функционировать санитарная авиация.
В 1963 году ульяновский внедорожник снялся в культовом советском фильме «Королева бензоколонки». Также УАЗ-450 снимался в кинофильмах «Тридцать три», «В Москве проездом», «Жил певчий дрозд».
В конце 1960 года началась работа над снегоходным автомобилем УАЗ-451С, который был укомплектован сменным сезонным оборудованием для преодоления снежного бездорожья и целины. Вместо передних колес у него устанавливались металлические управляемые лыжи, а вместо задних — резино-металлические гусеничные движители.
Автомобиль УАЗ-450 содержит 1026 оригинальных деталей и узлов, 491 деталь шасси и 535 деталей кузова. Для сравнения, в современных автомобилях количество деталей колеблется от 5000 до 7000 штук.
«Буханке» стукнуло 60 лет! Отмечаем и вспоминаем, как развивался проект
Родная «Буханка»! 60 лет прошло, а это — и по сути, и по дизайну — тот же самый УАЗ-450, который встал на конвейер еще в 1958 году! Жив курилка! И до сих пор пользуется приличным спросом!
История создания «Буханки» началась в 1955 году. На Ульяновский автомобильный завод пришло распоряжение министерства автомобильной промышленности — в кратчайшие сроки разработать и наладить серийное производство линейки малотоннажных автомобилей повышенной проходимости. Заводу было не до экспериментов с шасси — в стремлении удешевить производство и уложиться в сроки за основу взяли ГАЗ-69, благо с технической документацией проблем не было: производство внедорожника как раз перенесли на УАЗ. А вот компоновка будущей машины стала предметом для дискуссий: инженеры поделились на две команды, одна работала над традиционной капотной версией, другая разрабатывала машину с кабиной над двигателем.
Ещё на стадии проектировки цельнометаллического фургона на крыше в угоду жесткости кузова были сделали поперечные ребра — сверху машина напоминала нарезной батон, отсюда и пошло прозвище «Буханка»
Более эффективная с точки зрения использования пространства концепция «вагонной» компоновки взяла верх, а когда математически было доказано, что передний мост выдержит дополнительную нагрузку, последние сомнения конструкторов отпали. В 1956 году для испытаний подготовили два образца с кузовами из разных материалов, один прототип выполнили из металла, а второй — из дерева. От древесной конструкции быстро отказались: кузов вышел скрипучим и недолговечным, а вот металлический образец растиражировали в различных вариациях (цельнометаллический фургон, скорая помощь, микроавтобус, бортовой грузовик) и больше года тестировали в самых сложных климатических и дорожных условиях. Испытания прошли успешно и в январе 1958 началось серийное производство.
Основа УАЗа — штампованная рама из листовой стали с лонжеронами закрытого сечения и шестью поперечинами. В отличие от «базы» — ГАЗ-69 — лонжероны имеют удлинители и спереди, и сзади, а для облегчения демонтажа двигателя поперечина его крепления выполнена съёмной
УАЗ-450
УАЗ-450 — первая самостоятельная серийная модель Ульяновского автозавода. Полноценное серийное производство началось только в конце 1958 года
Несмотря на все сложности, сопровождавшие разработку модели и начало серийного производства, для своего времени машина получилась передовой: по своим габаритам, проходимости и ремонтопригодности УАЗ-450 не имел мировых аналогов. Характерная черта «Буханок» из первых партий — открывающиеся против хода движения передние двери, отсутствие задней боковой двери (даже на санитарных машинах доступ в салон осуществлялся только через задние двери) и ниша под запасное колесо сбоку позади водителя. Несмотря на то, что заводом было выпущено более 55 тысяч УАЗ-450, в наши дни машины первых партий — большая редкость.
УАЗ-451
Хотя Министерство Обороны выступало лишь одним из заказчиков УАЗ-450, дефицит автомобилей на первых порах привёл к тому, что практически вся выпускаемая продукция Ульяновского завода уходила на нужды армии. Но в конце 50-х острая нехватка лёгких развозных автомобилей грузоподъёмностью около 1 тонны ощущалась и на гражданке — фургоны на базе «Москвича» были рассчитаны на перевозку 250 кг груза, а следующим по грузоподъёмности был ГАЗ-51, вместимостью в 2,5 тонны. Потребность в автомобиле для нужд народного хозяйства была очевидна на самом верху, поэтому сразу после запуска в серию полноприводного семейства УАЗ-450 в январе 1958, конструкторское бюро Ульяновского завода приступило к работе над проектом заднеприводного семейства малотоннажных машин. Для работы в городских условиях и с малой нагрузкой полноприводное шасси посчитали избыточным — моноприводная машина должна была получиться дешевле и проще в эксплуатации.
УАЗ-450Д и его «гражданского» коллегу УАЗ-451Д за характерный внешний вид в народе метко прозвали «головастиком» — автомобилю долгие годы не было аналогов в народном хозяйстве
Обойтись малой кровью, убрав одну пару ведущих колёс не удалось: оба опытных образца, и с передним, и с задним приводом страдали проблемами с развесовкой. В результате при проектировании семейства УАЗ-451 пришлось пожертвовать унификацией с УАЗ-450 — колёсная база осталась прежней, а вот мотор сдвинули на 220 мм назад и на 73 мм вниз. Внешне фургоны 451-го семейства можно было узнать по появившейся боковой двери — в остальном конструктивные изменения относительно УАЗ-450 были незаметны глазу. УАЗ-451 начали выпускать в 1961 году, а в 1965 и 450-ое, и 451-ое семейство подверглось модернизации.
На заре выпуска УАЗ-451 в 1963 году, «Буханка» сыграла в культовом фильме «Королева бензоколонки». После такой рекламы и без того высокий спрос на машины достиг своего пика
Хотя возможность выпуска на одном шасси автомобилей различных модификаций предусматривалась уже на стадии разработки проекта УАЗ-450, в серию машины шли с задержкой: приоритет отдавали утилитарным версиям, поэтому сначала наладили производство цельнометаллического фургона УАЗ-450 и бортового грузовика (УАЗ-450Д), затем пришёл черед санитарного УАЗ-450А, а вот десятиместный микроавтобус, заложенный в первых эскизах, стал выпускаться серийно только в 1965 году — вместе с обновлением модели.
Постоянная нехватка нужных модификаций и отсутствие на рынке альтернативных моделей приводили к доработке ульяновских машин своими силами: этим занимались как гаражные умельцы, так и сторонние организации. В период нехватки фургонов УАЗ-451 на бортовые УАЗ-451Д устанавливали самодельные крытые навесы, а длительное отсутствие в модельном ряду микроавтобуса породило новую отрасль отечественного автопрома: создание на базе УАЗ-452Д автобуса силами авторемонтных, механических заводов или вовсе кустарных мастерских. Мелкосерийные, а подчас штучные изделия, напоминающие автобус только по количеству посадочных мест, лишённые элементарных удобств для пассажиров получили в народе наименование «барбухайки»
10-местный микроавтобус Кубань У1А — одна из первых «барбухаек», производившихся серийно. Краснодарский механический завод выпускал Кубань У1А и модификации почти двадцать лет с 1967 по 1985 годы: автомобили в основном предназначались для перевозки работников культуры
УАЗ-452
18 февраля 1974 года на Ульяновском заводе выпустили миллионный автомобиль — фургон УАЗ-452
Очередной модернизации «Буханка» подверглась в начале 70-х — производство двигателя от ГАЗ-21 с незначительными изменениями освоил Ульяновский моторный завод, мощность возросла до 75 л.с., что привело к росту грузоподъёмности грузовых машин с 800 кг до 1000 кг. В 1972 году с началом производства УАЗ-469 на всех автомобилях УАЗ унифицировали двухступенчатую раздаточную коробку и мосты, а рычажные амортизаторы сменили телескопическими.
УАЗ-469 на конвейере с 1972 года, преемник ГАЗ-69 в вооружённых силах СССР. Бок о бок с «Буханкой» он пережил немало обновлений и выпускается по сей день под именем УАЗ-3151 Hunter
В 1979 году в угоду требованиям ЕЭК ООН косметическим изменениям подверглась светотехника; в 1982 году было решено отказаться от выпуска заднеприводных УАЗ-451, а в 1985 сняли с производства УАЗ-452. За 20 лет было выпущено более 629 тысяч автомобилей 452-го семейства.
УАЗ-2206/3303/3741/3962
Комплексная программа модернизации бескапотных УАЗов была запущена ещё в 1970-е годы — на машинах должен был появиться двухконтурный привод тормозов с вакуумным усилителем, новая рулевая колонка и панель приборов, а мощность форсированного двигателя планировали довести до 90 л.с. Внедрение изменений много раз откладывали: обновлённые машины пошли в серию только в 1985 году, а модернизация совпала с получением новых индексов — бортовой грузовик стал называться УАЗ-3303, цельнометаллический фургон — 3741, «скорая помощь» — 3962, а микроавтобус — 2206. Эти наименования актуальны до сих пор: несмотря на ряд конструктивных изменений и расширение модельного ряда, индексы самых популярных «уазиков» неизменны более 30 лет.
«Буханка» связывает поколения. Этот легендарный автомобиль — мост между прошлым и настоящим, между настоящим и будущим между нашими папами и мамами и нашими собственными детьми. Ровесница «Алых парусов» и гайдаевской «Кавказской пленицы» до сих пор в строю, как и эти фильмы», — к этому описанию ульяновской машины от экипажа кругосветного путешествия Александра Морозова и Николая Баладинского вряд ли есть, чего добавить. Энтузиасты уже проехали на полностью оригинальной «Буханке» 55 тысяч километров от самой северной точки Европы до самой южной точки Африки. «Автомобиль ведёт себя отлично, никаких причин переживать за техническое состояние нет». Пожелаем Александру и Николаю удачи в дороге!
О необходимости привести Ульяновские машины современным стандартам экологии и безопасности вспомнили в конце 2000-х — в 2008 году для соответствия Евро-3 модернизировали двигатель УМЗ-4218, в 2011 пассажирские и санитарные версии «Буханки» получили ABS, ГУР, травмобезопасный руль, а двигатель получил сертификат Евро-4. Доработки продолжаются до сих пор — в 2016 «Буханка» получила обновлённую приборную панель, более комфортные сидения с продольными регулировками, а травмобезопасный руль получили и грузовые версии.
О степени унификации и простоте конструкции «Буханки» свидетельствует наглядный факт — на момент начала выпуска УАЗ-450 состоял из 1026 оригинальных деталей. В тоже время в современном автомобиле от 5000 до 7000 оригинальных деталей — многократная разница!
Сегодня каждая новая доработка машины, принципиальная конструкция которой не менялась более полувека, наталкивается на скептические комментарии экспертов и автомобильных журналистов — большинство с трудом внедряемых на «Буханку» технических усовершенствований импортного производства, а забота о безопасности отстала от конкурентов по меньшей мере на 20 лет. Несомненно, «Буханка» устарела, вот только покупатель голосует рублём и статистика продаж за 2016-2017 годы в пользу УАЗа — буханки пользуются стабильным спросом и держат свою нишу. Как может помогает и государство — едва ли какое вручение автомобилей специальным службам обходится без УАЗа.
Причина неувядающей популярности проста — в ценовой категории до 700 тысяч рублей с заявленными техническими характеристиками у «Буханки» и близко нет соперников, поэтому отпугнуть клиентов не может ни посредственное качество сборки, ни плохая пассивная безопасность, ни прожорливый мотор.